Вырица — чудесный посёлок, раскинувшийся на берегах реки Оредежи к югу от Петербурга. Некогда он входил в имения Витгенштейнов, затем стал излюбленным дачным местом петербуржцев. Здесь любил отдыхать писатель и философ Василий Васильевич Розанов. Здесь родился палеонтолог и философ Иван Ефремов. Здесь провёл последние девятнадцать лет своей жизни великий молитвенник и печальник земли Русской старец Серафим, в 2000 г. причисленный Русской православной церковью к лику святых. В миру его звали Василий Николаевич Муравьёв. Он родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье благочестивых православных христиан Николая Ивановича Муравьёва и его жены Хионии Алимпьевны. С детства Василий проявлял недюжинные способности — самостоятельно выучился грамоте и математике. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь, жития святых. Образцом для подражания в будущем — пустынные отшельники Макарий Великий, Мария Египетская, Пахомий Великий, Павел Фивейский, Антоний Великий. Муравьёвы часто ездили по святым местам России, и всюду юноша стремился увидеть ту жизнь, о которой мечтал, читая житийную литературу. После преждевременной кончины отца Василий взял на себя бремя забот о семье. В Петербурге он получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного Двора, работал старательно и почти все деньги отправлял семье. Он мечтал о монашеском подвиге, но этой мечте суждено было сбыться лишь сорок лет спустя. Молодой коммерсант часто ездил из северной столицы в первопрестольную и всегда посещал Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, где жил старец Варнава (Меркулов), ставший его духовным отцом. В 1890 г., по благословению старца, Василий Муравьёв женился. С Ольгой Ивановной ему суждено было прожить тридцать лет. Вскоре двадцатишестилетний Василий Николаевич открыл уже своё собственное дело — контору по торговле пушниной. И очень быстро стал одним из пяти главных мехоторговцев Петербурга. При этом в его семье соблюдался самый строгий, почти монашеский устав православной жизни! Бывает ли такое в среде современных коммерсантов?..

http://pravoslavie.ru/60570.html

Самостоятельно разработанная придворными миниатюристами серия композиций на текст повести об убиении М. Я., очевидно, не имела прототипов и не стала основой для возникновения житийного цикла. Сведения о житийных иконах М. Я. фактически отсутствуют. Благоверные князья Всеволод (Гавриил) Псковский и Михаил Ярославич Тверской. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске. 1600 г. Тем не менее, судя по описи 1672 г. ( Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 1245, 1269), М. Я. был представлен в росписях приемных палат Кремлевского дворца - Золотой (сер. XVI в.) и Грановитой (этот ансамбль на основе иконографической программы датируется временем правления царя Феодора Иоанновича - 1584-1598; существующая живопись, повторяющая сюжеты древней,- 1882-1883). В Золотой палате М. Я. был изображен на «щипце» свода, на одном уровне с фигурами князей Владимира, Бориса, Глеба, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Василия III (в иночестве Варлаам) и царя Иоанна IV. Хотя Тверской князь не был прямым предком московских государей, его образ вошел в состав программы генеалогического характера, подчеркивавшей преемственную связь Иоанна IV с вел. князьями Владимирскими, но вместе с тем напоминавшей о мученической кончине целого ряда русских св. князей, в т. ч. М. Я. Роспись Грановитой палаты во многом следовала тому же принципу, но включала больше фигур св. князей, к-рые продолжали пространную галерею образов правителей Руси (начиная с Рюрика и его «предков» Пруса и имп. Августа), и сюжетных сцен с участием нек-рых из них. «Благоверный великий князь Михаил Ярославичь Тверский» был изображен на откосе 2-го окна «от Патриарша двора», т. е. 2-го с востока окна сев. стены; на др. откосе того же окна находился образ кн. Феодора Ярославского с сыновьями, а в откосах соседних проемов - изображения Михаила и Феодора Черниговских, Довмонта и Всеволода Псковских, Петра и Константина Муромских. Выделение этих святых наводит на мысль о том, что декор палаты, в значительной степени основанный на тексте «Сказания о князьях владимирских», также не ограничивался чисто генеалогической тематикой, но выражал идею святости правосл. государей из дома Рюриковичей, в частности напоминая о мученической кончине М. Я. и соименного ему св. Михаила Черниговского.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Руси. Т. 2. С. 178-179). В известных иконописных и монументальных житийных циклах прп. Пафнутия Боровского, в частности в композиции его иноческого пострига, определить фигуру Н. среди изображенных монахов можно лишь предположительно (см., напр., палехскую икону 1-й пол. XIX в. из собрания ЦМиАР). Так, в стенописи 1644 г. ц. Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского монастыря в обоих сюжетах - «Постриг в монашество» и «Рукоположение во иерея» - за спиной прп. Пафнутия изображен старец в куколе с воскрилиями, с узкой на конце бородой до середины груди (без нимба и подписи) - вероятно, это Н., если живописец руководствовался текстом Жития, составленного архиеп. Вассианом (Саниным) (Рождества Богородицы Св.-Пафнутиев Боровский муж. мон-рь. [Боровск,] 2011. С. 96-99). Еще одно раннее предположительное изображение Н. сохранилось в росписи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, выполненной в 1684 г. артелью ярославских и троицких мастеров под рук. Д. Г. Плеханова (поновления - 1859, 1865-1866, художники палехской мастерской Сафоновых). Святой представлен в росписи алтарной части собора в ряду византийских и русских преподобных, в т. ч. учеников прп. Сергия; его фигура помещена в отдельном клейме в одном из верхних ярусов стенописи (см. перечень сюжетов: Олсуфьев Ю. А. Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII в. и наиболее типичных XVIII и XIX вв. Сергиев, 1920. С. 60). Н. написан прямолично, в монашеском облачении (охристая ряса, коричневая мантия, синяя схима), с куколем на плечах, благословляющая рука ладонью повернута к груди, в левой - свиток. У преподобного короткие волнистые седые волосы и окладистая борода средней длины (напоминает бороду прп. Никона Радонежского). Надпись не содержит уточняющего определения, следов. нельзя полностью отождествить святого с Н. Этот образ достаточно точно воспроизведен на хромолитографии 1867 г., отпечатанной в мастерской Троице-Сергиевой лавры (СПГИАХМЗ; см.: Акафист прп. Никите Костромскому и житие. [Кострома], 2012. С.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

Богомладенцем в окружении святых. На верхнем поле изображен преподобный Сергий, но это, видимо, более поздняя вставка. Из точно датируемых икон с изображением преподобного следует назвать икону из Троицкого собора (взорванного в 1942 г.) Стефано-Махрищского монастыря. Ныне эта икона первой трети XV в. в собрании Государственного исторического музея. По композиции она похожа на новгородскую: Богоматерь сидит на престоле с Богомладенцем; пред Нею изображен в молении преподобный Сергий. Благословляющий преподобного Сергия Богомладенец Христос почти точно повторяет изображение на келейной иконе преподобного — Богоматери Одигитрии XIV в. (из собрания Троице-Сергиевой лавры). Преподобного Сергия часто изображали в числе палеосных святых на иконах Богоматери: вместе с Пречистой Девой и другими угодниками Божиими он выступал ходатаем пред Богом, как говорится в одной из молитв к нему, за всю богопросвещенную Россию. Преподобного Сергия почитали новгородцы и часто изображали рядом со «своим» преподобным Варлаамом Хутынским. Известны изображения и на иконах-святцах, т.н. новгородских «таблетках» из Софийского собора. В собрании Третьяковской галереи есть происходящий из Ильинской церкви пригородного коломенского села Сандыри трехстворчатый складень — Богоматерь Ярославская с избранными святыми. На левой створке складня среди прочих святых изображены преподобный Сергий и митрополит Петр; на другой створке святитель Алексий. Эта икона — родовая святыня Шереметевых, написанная, судя по всему, в Троице-Сергиевой лавре. Икона датируется 1491 г. Молитвенное предстояние угодника Божия, строго говоря, нельзя привязать к какому-то определенному моменту — оно было постоянным. В то же время достаточно быстро в иконографии преподобного Сергия появляются сюжеты, вполне определенные в хронологическом отношении. Один из самых ранних эпизодов жития, ставший излюбленным иконографическим сюжетом, — явление преподобному Сергию Матери Божией. Епифаний рассказывает о том, как во время совершения келейного правила, завершив пение акафиста Божией Матери, он вдруг сказал своему ученику Михею: «Чадо! Трезвись и бодрствуй, потому что сейчас мы будем иметь чудесное и неизреченное посещение». Еще он говорил это, как раздался голос: «Пречистая грядет», и святой поспешно вышел из келлии в притвор. Его осиял яркий свет, сильнее солнечного, и блаженный увидел Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном, от которых также исходило неизреченное сияние. Явление Божией Матери преподобному Сергию известно не только как клеймо житийной иконы, но и как самостоятельный иконографический сюжет уже с первой половины XVI в.: Богоматерь с посохом, в сопровождении апостолов Петра и Иоанна протягивает руки навстречу святому, который склоняется пред Нею в молитве; позади преподобного Сергия изображают его келейника, преподобного Михея Радонежского.

http://pravmir.ru/ikonografiya-prepodobn...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство прот. Александр Шантаев, Елена Левкиевская По ту сторону здравого смысла, или Чем суеверие отличается от веры В Избранное ( 4  голоса:  5.0 из  5) Почему взрослые люди боятся черных кошек, чем отличается суеверие от благочестивой традиции и что ждет тех, кто не верит в плохие приметы, корреспондент «НС» Екатерина Степанова выясняла у священника-этнографа протоиерея Александра Шантаева и у лингвиста-этнографа Елены Левкиевской. Протоиерей Александр Шантаев родился в 1964 году в Западно-Казахстанской области. В 1991 году окончил Киевский государственный художественный институт. Рукоположен во священники в 1994 году. С 1994-го по 2004 год служил на приходах сел Введенское, Берендеево, Львы Ярославской епархии. В 2004 году — настоятель Спасо-Преображенского собора Угличского кремля. Директор молодежного социального центра во имя св. царевича Димитрия Угличского. Автор книг «Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе», «Священник. Колдуньи. Смерть. Этнографические очерки сельского прихода», «Асина память», «Между небом и Львами. Записки на полях церковного года». Тяга к таинственному – Отец Александр, как появляются православные суеверия, почему в христианскую традицию примешиваются языческие обряды: через какое плечо правильно передавать свечу в храме и тому подобное? – Дело, я думаю, не в каких-то именно «православных» суевериях, а в том, что суеверность присуща человеческому сознанию в принципе. Народные, то есть догматически не просвещенные формы религиозного мировосприятия очень устойчивы. Не сомневаюсь, что есть свои специфически буддийские или мусульманские формы народной набожности. Античные и римские авторы, по-нашему язычники, например Лукиан, высмеивали суеверия своих современников. Что такое, собственно, суеверие? Слово «суеверие» было изобретено по аналогии со словами «суемудрие», «суесловие» в петровскую эпоху, для адекватной передачи латинского superstition. Эпохой ранее разные неподобные обычаи обозначались польским словом «забобоны», которое нет-нет, а попадается и сегодня в народной речи. Просвещенная часть общества начинает обращать внимание на суеверие тогда, когда устанавливается нормативное представление о вере, когда здравое понимание вещей противопоставляется нездравому. Феномен «суеверия» коренится в присущей человеку тяге к таинственному, которая в искаженном грехопадением мире является искаженным же стремлением к Таинству, к жизни в Святом Духе.

http://sueverie.net/po-tu-storonu-zdravo...

Ростов. Митрополичий двор. Надвратная церковь Иоанна Богослова. Церковь. Не действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:1683. Ссылки:   Адрес: Ярославская область, Ростовский район, г. Ростов Великий, Кремль, митрополичий (архиерейский) двор Координаты: 57.184385, 39.415367 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Иоанна Богослова (1683 г.) - одна из самых совершенных в Ростовском кремле. Надвратный храм Иоанна Богослова сходен с церковью Воскресения. Он также стоит на высоком подклете, также имеет по сторонам выступающие вперед круглые башни. Однако основная часть храма вытянута вверх, что придает постройке легкость, изящество. Это еще более подчеркивает удлиненные барабаны. Апсиды церкви небольшой кривизны, что вообще характерно для ростовских церквей. Западный фасад храма и вся плоскость ворот, выходящих на московскую дорогу, богато украшены. Фрески церкви изображают сцены из жизни Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского, святого, который, по летописным источникам, был одним из первых проповедников христианства в Ростове. Особенно интересен нижний ярус росписей, где изображена встреча Авраама с Иоанном и борьба с идолопоклонниками. В этих фресках отражены представления живописца о древней Ростовской земле. В сцене встречи на западной стене изображен Ростов, огражденный крепостной стеной с башней. Рядом сцена сокрушения идола Велеса, написанная также на фоне города. Немного отступя от боковой башни, прямо на стене, как и у церкви Воскресения, поставлена небольшая шатровая звонница, схожая с царской башенкой на кремлевской стене в Москве. Церковь Иоанна Богослова в Ростовском Архиерейском доме, ныне известном как Ростовский кремль, построена в начале 1680-х годов по заказу митрополита Ионы Сысоевича - выдающегося русского церковного деятеля XVII века, одного из ближайших сподвижников патриарха Никона. Сооружение её над западными парадными воротами кремля стало завершающим этапом формирования кремлёвского ансамбля. В интерьере церкви сохранилась стенная роспись, о завершении которой в 1683 году сообщает храмозданная надпись на восточной стене. Помимо традиционных для этого времени сюжетов, стенопись включает в себя житийные циклы апостола Иоанна Богослова и святителя Авраамия Ростовского - одного из первых просветителей и крестителей Ростовской земли. В храме один престол - Иоанна Богослова. Церковь Иоанна Богослова - пятиглавый храм, с одной световой и четырьмя декоративными главами, с трехчастным алтарем; на двухярусном подклете. Церковь стоит над воротами с коленчатым проездом, с трех сторон окружена галереями, перед воротами со стороны города - две круглые башни.

http://sobory.ru/article/?object=00588

В верхнем регистре росписи алтарной части ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842 (?), поновления - 1871, 1947) помещена полуфигура святого вполоборота вправо, в мантии и епитрахили, с седой, немного раздвоенной на конце бородой и волнистыми, спадающими на плечи волосами, правая рука на груди, левая опущена и повернута ладонью; надпись: «Св. преп. Ioahhukiй». Ростовой образ И. в рясе и мантии, руки на груди (на левой - четки), волосы разделены на прямой пробор, широкая борода с проседью, написан вместе с образом прп. Елисея Радонежского на одном из оконных откосов сев. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления - XX в.). Возможно, И. также был изображен среди сподвижников прп. Сергия Радонежского в композиции «Построение Свято-Троицкой лавры» на юж. стене храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 83). На миниатюрах из троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21) фигуры иноков, учеников святого, за редким исключением, не персонифицированы. Изображения И. неизвестны в клеймах житийных икон прп. Сергия и на сюжетных эстампах. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/577944.html

Как мы считаем, написана икона в Москве в первой трети XV века. В истории ее бытования много неизвестного. К нам она попала из музея «Александрова слобода», а туда поступила из соседнего Стефано-Махрищского монастыря , где располагалась в Троицком соборе. Не исключено, происходит она из Троице-Сергиевой обители». Самая древняя житийная икона Преподобного из представленных на выставке написана в конце XV столетия в мастерской Дионисия и находилась в Успенском соборе московского Кремля (сейчас – во владении Музеев Московского Кремля ). Ее клейма создавались по житию, составленному во второй четверти XVb. Пахомием Логофетом. Изучив более поздние аналоги, можно проанализировать, каким образом эволюционировало общецерковное и народное почитание Сергия Радонежского. Если в написанной в середине XVI столетия в мастерских московского митрополита Макария иконе в первом житийном клейме изображается рождение Варфоломея, то в следующие века ему предшествуют сюжеты, иллюстрирующие троекратное возглашение младенца в чреве молившейся в храме Марии. По-другому скомпанована происходящая из ярославских земель (конец XVII – начало XVIII века) икона из собрания московского коллекционера Липницкого. На 36 клеймах иконы, расположенных в два пояса, уже богато представлены поздние чудеса по составленному келарем Троице-Сергиева монастыря Симоном Азарьиным (+ 1665) житию Сергия. Причем превалируют тут моменты, связанные с защитой Русской земли, с заступничеством Преподобного за весь русский народ: явления святого в Казани накануне взятия города и в Троицком монастыре во время его осады в Смутное время. Степень почитания Музей-заповедник в Коломенском выставляет около двух сотен редких памятников из собственных фондов. Среди трех десятков библиографических раритетов на стендах представлено, например, первое издание жития Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина. Вышло оно в книге «Службы и жития Сергия и Никона», опубликованной в 1646 году Московским Печатным двором. Автор переработал для публикации древнейшие рукописные Епифаниевскую и Пахомиевскую редакции, а также добавил чудеса Преподобного XV — XVII веков.

http://e-vestnik.ru/culture/yubileynye_s...

Отъезд блгв. кн. Константина с семьей из Киева в Муром. Клеймо иконы «Блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием». 1714 г. Иконописец А. И. Казанцев. (МИХМ) Отъезд блгв. кн. Константина с семьей из Киева в Муром. Клеймо иконы «Блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием». 1714 г. Иконописец А. И. Казанцев. (МИХМ) На клеймах иконы в числе др. персонажей показана супруга К. местночтимая блгв. кнг. Ирина (Описание о российских святых. С. 243, 245). Она представлена в ряде клейм (13, 27, 29, 32-м и др.), образующих своего рода жизненный цикл - от отъезда из Киева в Муром до преставления и погребения. Кнг. Ирина предстает как благочестивая супруга, сподвижница К., принимавшая участие в управлении городом и крещении его жителей, посещавшая все богослужения, присутствовавшая на важных придворных пирах и проч. В большинстве клейм она изображена в традиц. наряде княгини - украшенном камнями красном платье, темном плаще или шубе, на голове - белый плат, на нем округлая княжеская шапка; в сцене погребения М. ее голова покрыта темным платом. Кнг. Ирина изображена без нимба, за исключением сцены Крещения муромцев (клеймо 44). Вероятно, иконописец т. о. подчеркнул особую значимость и сакральный характер данной композиции. Образ блгв. княгини иногда вводился также в композицию «Собор святых жен, просиявших в Русской земле» (хромолитография кон. XIX - нач. XX в. из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге - Русские жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы//Леушино: Газ. 2004. 8(85), 25 апр. С. 1-2). Известны поздние циклы миниатюр, иллюстрирующие Житие К. и его сыновей, причем образцом для 2 из них послужили клейма иконы 1714 г. Первый цикл, исполненный Н. П. Андриным в 1897 г., является рисованной копией (в размер клейм) всех 87 иконописных сюжетов с воспроизведением надписей (РНБ. F.I.794; F.I.795; см.: Белоброва О. А., Дмитриева Р. П. Петр и Феврония Муромские в лит-ре и искусстве Др. Руси//ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 174. Примеч. 62, 63). Второй состоит из 13 миниатюр, украшающих список Жития 1893 г. (муромский Троицкий мон-рь). Эти иллюстрации также являются раскрашенными копиями с избранных клейм иконы Казанцева ( Сухова О. А. К вопросу об образце миниатюр поздних списков житий Муромского круга//Книжная культура Ярославского края: Мат-лы науч. конф. 10-11 окт. 2007 г. Ярославль, 2007. С. 19-31). Отдельные циклы миниатюр сопровождают списки Повести о свт. Василии Рязанском: рукопись 1895 г. И. Г. Блинова (РГБ. Собр. Прянишникова. 192), рукопись кон. XIX - нач. XX в. на бумаге XVII в. (СПбФИРИ РАН. Собр. Н. П. Лихачёва. 50). Эти композиции в целом также соответствуют иконографии и надписям клейм житийной иконы 1714 г., но выполнены в стилистике своего времени и отличаются во мн. деталях.

http://pravenc.ru/text/2057094.html

Коломны,- обилие цветовых контрастов в виде красной киновари и белильных «жемчужек», использование симметричных композиций (напр., воеводы в темнице и мореплаватели с Н. на корабле); в среднике святой показан в крещатых ризах, а не в традиц. пурпурно-вишневой фелони, омофор спускается по центру Т-образно; известные сюжеты чудес дополнены теми, которые будут характерны именно для рус. житийных циклов - к-польские по происхождению, но знакомые по слав. росписям и древнерус. текстам и иконам с XIV в. (Чудо о ковре, Чудо о спасении Димитрия, а также перенесение мощей Н.). Не только в Новгороде, но и на среднерус. землях, напр. на ростовских и ярославских, писали большеразмерные житийные иконы святого, в средниках к-рых он представлен в рост, благословляющим паству архиереем с Евангелием в руках - икона из с. Павлова близ Ростова (2-я пол. XIV в., ныне в ГТГ) и икона (нач. XV в., ныне в ГРМ) из с. Б. Соли (ныне пос. Некрасовское Ярославской обл.). На обеих иконах он имеет вид старческий, но производит впечатление человека, к-рый полон сил: за счет крупного лба, прямого взгляда. Сухощавость или легкая сутулость и приподнятые в благословении руки привносят в позу Н. энергию, устойчивость и властность. В отдаленных провинциальных центрах создавались иконы, представлявшие святого средовеком со смуглой кожей, с черными как смоль волосами и с такой же бородой, с темными зрачками и яркими белками глаз, как на упомянутой иконе из Борисоглебской ц. (с Никольским престолом в приделе) на Борисоглебском Каргачском погосте близ Грязовца. Цвет одежд святителя в среднике (ризы могут быть крещатые или однотонные светлые) мог меняться от белого с золотым шитьем до контрастного, когда белый с черным полиставрий был надет поверх пурпурного подризника, на нем еще зеленого цвета омофор, как на иконе нач. XV в. из новгородского с. Ракомо (ныне в ГРМ). Формат клейм еще в традициях визант. времени подчинен их расположению на полях: клейма на верхнем и нижнем полях вытянуты по горизонтали, а боковые - по вертикали.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010