К версии житийных иллюстраций в 42 миниатюрах, отражающих текст 1-й редакции Повести о Петре и Февронии, восходят миниатюры 2 наиболее ранних лицевых рукописей (РНБ. F. I. 294, 879). В т. н. Минейном (1-м) списке лицевого Жития (РНБ. F. I. 294. Л. 70-89 об.) из изначально задуманных 42 сюжетных миниатюр 10 представляют собой нераскрашенные рисунки (Л. 70-74), для остальных в тексте оставлены места (Л. 74 об.- 89 об.). По композиции и стилю изображения они, как и икона кон. XVI - 1-й трети XVII в. с изображением града Мурома в среднике, близки к миниатюрам Лицевого летописного свода. Имеются неск. версий датировки этой рукописи, возможно восходящей к оригиналу грозненской эпохи: кон. XVI в., кон. XVI - нач. XVII в., 1-я треть XVII в. ( Калайдович К. И., Строев П. М. Обстоятельное описание славяно-рос. рукописей, хранящихся в Москве в б-ке гр. Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 170-171; Дмитриева, Белоброва. 1985. С. 144). Миниатюры в т. н. Житийном (2-м) списке лицевого Жития XVII в. (РНБ. F. I. 879. Л. 1-23 об.; утрачен лист с 2 рисунками) несколько отличаются по стилю и архитектурному стаффажу ( Дмитриева, Белоброва. 1985. С. 143, 148, 153). Уникальная житийная версия из 32 иллюстраций как таковая не связана с рукописной традицией, но нашла отражение в копиях Андрина (1898) с клейм иконы 1618 г. (МИХМ), которые стали специфическими лицевыми списками Жития П. и Ф. (ГИМ. Муз. 3963; ГИМ. Муз. 743; РНБ. F. I. 797) ( Сухова. 2007. С. 27). Иллюминированный кодекс кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Муз. 3065) со списком, сопровождающим сокращенный текст 2-й редакции Жития П. и Ф., был создан в районе «ярославского Поволжья» ( Грибов Ю. А. Новые атрибуции рус. лицевых рукописей XVII в.//Рус. книжность XV-XIX вв. М., 1989. С. 99-100). Согласно владельческим записям 1-й пол. XIX в., он бытовал в г. Нерехте (ныне в Костромской обл.) и не связан с известными вариантами иллюстрирования Жития П. и Ф., а является независимой от них версией как по составу (изначально 58 миниатюр, для последних 11 миниатюр оставлены пустые рамки: л. 48-57), так и по художественному решению самих композиций ( Дмитриева, Белоброва. 1985. С. 164). По мнению Л. В. Столяровой, Музейский список - «специальная редакция» Жития П. и Ф. для детского чтения и обучения; «книжка с картинками», где четкий «искусственный полуустав» поясняет красочные иллюстрации, из которых исключен «взрослый» сюжет - прозрение Ф. блудного помысла. О предназначении кодекса свидетельствуют и многочисленные анонимные детские рисунки и записи XVIII в. ( Столярова. 1997).

http://pravenc.ru/text/2580394.html

Уже в XVI в. в сцене с Калояном, входящей в состав житийных циклов Д. С. (клеймо иконы из НГОМЗ, клеймо на окладе иконы 1586 из Ипатиевского мон-ря, ГИМ), встречается условное изображение Фессалоники, к-рое на рубеже XVI-XVII вв., обогатившись многочисленными деталями, стало частым атрибутом отдельных композиций (икона рубежа XVI и XVII вв. из Димитриевской ц. с. Сабурова Московской обл., ЦМиАР; средник строгановской житийной иконы 1609, ГТГ,- изображение города и народа; средник иконы сер. XVII в. из с. Селецкого Медвежьегорского р-на в Карелии (МИИРК), где за стенами города изображена царица (?) со служанкой). Очевидно, этот вариант иконографии отражает стремление уподобить образ Д. С. иконам вмч. Георгия. В искусстве XVII - нач. XVIII в. сохранились основные варианты иконографии Д. С., но наибольшей популярностью пользовался образ воина, иногда дополняемый необычными деталями. На иконе кон. XVII в. из с. Тимощелья Мезенского р-на (АМИИ) Д. С. показан со щитом, на к-ром представлен двуглавый орел, у ног святого - горящие свечи; на ярославской иконе рубежа XVII и XVIII вв. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собраний/Авт.-сост.: И. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. Кат. 44) в традиц. иконографию добавлены орнаментированные доспехи, трактованные в европ. духе, и знамя в левой руке святого; у его ног лежат щит, ножны, саадак; фоном служит тщательно разработанный пейзаж с обильной растительностью, многочисленными сооружениями, зверями и птицами (близкое, но менее насыщенное подробностями изображение - в среднике житийной иконы нач. XVIII в. из собрания М. Е. Елизаветина). Изображение пейзажа и доспехов у ног святого встречается также в появившихся в сер.- 2-й пол. XVII в. изображениях святого в молении (иконы 3-й четв. XVII в. из старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве; ок. 1700 из московского Златоустовского мон-ря, ГТГ; в среднике житийной иконы 1725 г. письма И. Кондакова из Димитриевской церкви в Дымковской слободе близ Вел. Устюга, ВУИАХМЗ - в 2 последних случаях на заднем плане - город (Фессалоника?)). Редкий пример переосмысления древней фессалоникийской традиции изготовления реликвариев и ампул для мира св. Димитрия - серебряный ковчег кон. XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК) с изображением Д. С. на лицевой стороне и сценой исцеления от его мироточивых мощей - на обороте.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Над погребением святого в мон-ре стояла палатка (часовня) - «каменное со сводами здание, покрытое деревянной чешуйчатой крышей». Часовня неоднократно перестраивалась, в описи 1752 г. она названа зап. папертью Борисоглебского собора (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 1000. Л. 36 об.; Мельник. 1992. С. 78, 101). Рака, согласно старейшей сохранившейся описи Борисоглебского монастыря 1748 г., была «медная, кованая, чеканная, золоченая с серебром, вкруг же тоя раки - решетка железная. На гробе - образ преподобнаго Иринарха, писан на красках, в возглавии Спасов образ» (ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 1078. Л. 80 об.- 81 об.). 11 июля 1808 г. в гробничной палатке случился пожар, пострадало Евангелие, находившееся на раке (ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 3423). В 1810 г. вместо палатки был возведен придел во имя прор. Илии, освященный 15 авг. Ярославским и Ростовским архиеп. Антонием (Знаменским) , в приделе установили раку И., украшенную покровом с изображением креста и пеленами (Там же. Ф. 245. Оп. 1. Д. 36. Л. 17, 36 об., 40), здесь же хранились Евангелие и часть вериг И.: «...три креста больших медных с цепями железными, поясных три креста медных небольших» (Там же. Ф. 230. Оп. 1. Д. 1078. Л. 80 об.- 81 об.; Мельник. 2003. С. 166). Над ракой размещалась житийная икона И. и икона Покрова Пресв. Богородицы. Еще одна житийная икона И. находилась над входом в придел. В 1830 г. крест И., к-рым святой, по преданию, благословил кн. Пожарского, был украден (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 152. Л. 14 об.). Изображение копии этого креста, хранившейся в Даниловом во имя прп. Даниила Столпника московском мон-ре , приведено в книге архим. Амфилохия ( Амфилохий (Сергиевский-Казанский). 1874. Прил. Л. 1). В 1837 г. медная рака над мощами И. была частично высеребрена и позолочена за счет настоятеля мон-ря архим. Рафаила. В том же году фасад придела расписали клеймами с изображением Господа Саваофа, прор. Илии, И., святых Бориса и Глеба. В 1848 г. на средства благотворителей была сделана чеканная посеребренная риза для верхней доски раки И., в 1876 г. на средства петербургского купца Е. С. Озерова изготовили новую раку, в 1905 г. обновили сень над ракой (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 334. Л. 3 об.- 4). К могиле И. приходили паломники из Москвы, Ярославля, Переславля, Кашина, Суздаля.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ Гробница прп. Иоасафа Каменского в соборе Спасо-Каменного мон-ря. Фрагмент житийной иконы. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) Гробница прп. Иоасафа Каменского в соборе Спасо-Каменного мон-ря. Фрагмент житийной иконы. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) (Андрей Дмитриевич, кн.; ранее 1436, с. Чирково на р. Кубене (ныне дер. Чирково Усть-Кубинского р-на Вологодской обл.) - 50-е гг. XV в. (?), Спасо-Каменный мон-рь), прп. (пам. 10 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Каменский. В кратком летописце, известном по рукописи РНБ. Кир.-Бел. 27/1104, 60-е гг. XVI в., сообщается, что мощи И. пострадали во время пожара в Спасо-Каменном мон-ре в 1476 г. Этот летописец, возможно в более раннем списке, лег в основу Сказания о Спасо-Каменном мон-ре, написанного, по всей видимости, вскоре после 1481-1482 гг. (составителем первоначального текста был старец Паисий (Ярославов) , окончательный вид Сказанию придал др. книжник, назвавший Паисия «приснопомнимым старцем»). Согласно Сказанию, И. в миру носил имя Андрей, был сыном заозерского кн. св. Димитрия васильевича († ранее 13 июня 1436) и кнг. св. Марии , внуком ярославского кн. Василия Васильевича. В 12 лет андрей принял монашеский постриг в Спасо-Каменном в честь Преображения Господня монастыре на Кубенском оз. при игум. Кассиане (Кассиан возглавлял мон-рь с 1469, в 1479 игуменом обители уже был Лонгин - Строев. Списки иерархов. Стб. 742; по мнению О. Л. Новиковой и С. Н. Кистерёва, факт игуменства Кассиана не подтвержден надежно источниками) и был отдан под начало «старцу духовну». Эти сведения из Сказания нуждаются в уточнениях. Кн. Андрей Заозерский упоминается в родословных книгах сер. XVI в., к-рые сообщают, что он был женат на дочери ярославского кн. Ивана Дмитриевича Дея и взял в приданое Кубену (РИИР. Вып. 2. С. 104). Не позднее лета 1447 г., после победы над угличским кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой , который был женат на сестре Андрея Софье, вел. кн. Василий II Васильевич забрал Кубену себе ( Зимин. 1991. С. 124). Видимо, этим временем можно датировать уход кн. Андрея в мон-рь. Место пострига И. было определено тем обстоятельством, что в XIV-XV вв. ярославские князья выступали главными ктиторами Спасо-Каменного мон-ря. Кн. Димитрий Васильевич активно поддерживал иноков этой обители, основавших новые мон-ри на его землях. И. прожил в Спасо-Каменном мон-ре 5 лет и скончался. «положено бысть тело его во церкви древяной наверх земли. И лежало тело его во церкви до пожара много лет цело и невредимо». Больные «студеным недугом, трясавицею» получали у раки И. исцеление. 3 сент. 1476 г., когда все постройки Спасо-Каменного мон-ря были уничтожены пожаром, «тело блаженнаго старца Иоасафа... згорело же» (Святые подвижники и обители Рус. Севера. 2005. С. 42-43).

http://pravenc.ru/text/578044.html

Житие прп. Иринарха, написанное А. Р., послужило источником для единственной житийной иконы преподобного, происходящей из Борисоглебской обители и хранящейся в Ростовском музее. Икона датируется 2-й пол. XVII в.- временем, когда еще живы были монахи, помнившие прп. Иринарха и А. Р. В последнем клейме иконы («Преставление преподобного Иринарха») изображено окончание заупокойной службы, когда возлагают крышку на гроб. Иером. Петр с книгой в руке совершает службу, рядом стоит группа монахов, впереди к-рых особо выделяется один, с умилением взирающий на прп. Иринарха и протянувший к нему руки. Это монах средних лет, у него широкое лицо с небольшой русой бородой. Вероятно, здесь изображен А. Р., первый ученик и автор жития преподобного. Год, место смерти и погребения А. Р. неизвестны. Лишь в «Списке угодников Божиих Ярославской епархии» (1887) А. Р. выделен как местночтимый святой, но память его не указана. В Минее 1987 г. имя А. Р. в Соборе Ростовских святых не указано. Ист.: Ундольский В. М. Библиографические разыскания. М., 1846. С. 62-68; Толстой М. Древние святыни Ростова Великого. Прил. 2: Отрывки из современного жития преподобного Иринарха Затворника//ЧОИДР. 1847. 2. Отд. 1. С. 63-67; Амфилохий [Сергиевский], архим. Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисо-Глебского монастыря, что на Устье реке. М., 1863, 18742; Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени. СПб., 19092. (РИБ; Т. 13). Лит.: СИСПРЦ. С. 122-123; Ключевский. Древнерусские жития. С. 323; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 224-225; Н. К. [Корсунский Н. Н. ]. Преподобный Иринарх, затворник Ростовского Борисо-Глебского монастыря, что на реке Устье. Ярославль, 1884; Ярославский К. , свящ. Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в приделах Ярославской епархии и упоминаемых в разных печатных и рукописных святцах и исторических указателях. Ярославль, 1887; Соколова Л. В. Александр//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 61-63; Стрельников С. В. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского монастыря: Источниковедческие наблюдения//История и культура Ростовской земли, 1997. Ростов, 1998. С. 53-59; Вахрина В. И. Икона «Преподобный Иринарх, затворник Борисоглебский в житии» из собрания Ростовского музея//Письменные источники житийной иконографии русских святых XI-XIX вв. (в печати).

http://pravenc.ru/text/64394.html

стена галереи); работы были прерваны в связи со смертью большого количества мастеров. В 1654 г. Василий Ильин, также впосл. умерший от чумы, участвовал в росписи Троицкого собора Макариева калязинского монастыря (снятые со стен фрагменты сохр. в ГИМ и ЦМиАР) в качестве государева кормового иконописца. Сцены житийного цикла прор. Илии. Роспись ц. прор. Илии в Ярославле. Артель Гурия Никитина. 1680 г. Сцены житийного цикла прор. Илии. Роспись ц. прор. Илии в Ярославле. Артель Гурия Никитина. 1680 г. Монументальное искусство Костромы 2-й пол. XVII в. неразрывно связано с именем Гурия Никитина Кинешемцева, творчество которого оказало огромное влияние на стиль и программу костромской стенописи. Участвуя в возобновлении росписи Архангельского собора Московского Кремля с перерывами с 1660 по 1667 г., он в 1662 г. возглавил костромскую артель во время росписи Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском (глава, своды и алтарная зона). Это первый известный случай приглашения монументалистов-костромичей для работы вне Костромы. Закончить работы в Переславле-Залесском не удалось, в т. ч. и после их возобновления в 1668 г., поскольку всех мастеров вызвали в Москву для росписи ц. свт. Григория Неокесарийского (не сохр.). В 1670-1671 гг. Гурий Никитин с костромской артелью стенописцев и мастерами из Ярославля принимал участие в росписи и возобновлении после пожара фресок Успенского собора в Ростове. Ок. 1672 г. костромской артелью был расписан собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме (не сохр.), однако степень участия в них Гурия Никитина неясна. В 80-х гг. XVII в. стиль живописи артели Гурия Никитина с присущей ей схемой росписи храмов, включающей развернутый евангельский цикл, Страстной цикл и апостольские деяния при отсутствии композиции «Страшный Суд», сложился окончательно. В это время под руководством мастера были выполнены стенописи ц. прор. Илии в Ярославле (1680, при участии ярославских мастеров), Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме (1684), Спасо-Преображенского собора Евфимиева мон-ря в Суздале (1689). Часть костромской артели под рук. ученика Гурия Никитина Василия Осипова Колпашникова в 1689 г. расписала Спасо-Преображенский собор Новоспасского мон-ря в Москве. После смерти Гурия Никитина (1691) местные стенописцы работали преимущественно в Костроме и ее окрестностях. Единственное исключение - росписи Знаменского собора в Вел. Новгороде (1702), выполненные более чем 30 костромскими мастерами под рук. московского иконописца Ивана Яковлева Бахматова, выступавшего в качестве подрядчика.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Нояб., дни 23-25. Стб. 3279). Необычное сочетание житийного цикла с композицией «Суббота всех святых» на верхнем поле, отличающее икону из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), по-видимому, объясняется заупокойным характером последней сцены, соответствующим почитанию Е. как заступницы при исходе души. Пространные житийные циклы продолжали создаваться в XVII в., хотя и в меньшем количестве, чем в XVI в.; для некоторых произведений этого времени характерны особая подробность иллюстрирования текста Жития, внимание к второстепенным сюжетным линиям, принципиальная переработка композиционных схем известных ранее сюжетов. В этом отношении наиболее выразительна икона, написанная, возможно, ок. 1668 г., из ц. вмц. Варвары в Ярославле, при к-рой в 1715 г. был построен зимний Екатерининский храм (ЯХМ). Средник с образом святой в рост окружен 16 клеймами с изображением «Спас в силах» в центре верхнего поля. На мн. клеймах представлены второстепенные сюжеты или на заднем плане в уменьшенном размере показаны персонажи; на полях помещены пространные, в неск. строк, надписи. В традиц. сценах цикла выделены или необычно трактованы детали житийного повествования: на 1-м клейме «Вмц. Екатерина в храме, где совершается жертвоприношение» показаны золотые кумиры, трубящие отроки, животные вокруг жертвенника с разожженным огнем; в сцене казни уверовавших философов - огненная печь с телами мучеников; в сцене колесования показано, как ангел, спасая Е., поднимает ее над орудиями мучения с помощью ткани, обернутой вокруг поясницы; финальная сцена перенесения мощей святой на Синай заменена изображением отпевания Е. с участием кадящего ангела-диакона в присутствии народа («и многы видевше прославиша Бога» - ВМЧ. Нояб., дни 23-25. Стб. 3296). Поскольку в среднике помещено фронтальное изображение Е., среди клейм присутствует сцена «Моление...». Примечательной чертой ярославского цикла является внимание к судьбам царицы Августы и воеводы Порфирия, обращенных мученицей в христианство. Августа представлена в сцене колесования Е.: простоволосая, она упрекает царя в жестокости (этот эпизод присутствует в более ранней иконе из собрания М. Е. Елизаветина); в следующем клейме кроме сцены «Усекновение главы царицы» показано ее мучение: Августа посажена в деревянный «ковчег», к к-рому прибиты ее сосцы. Следующая сцена посвящена осуждению и казни Порфирия с 200 уверовавшими воинами. Программе ярославской иконы во многом близок цикл образа с фронтальной фигурой святой в среднике того же времени из ГТГ (поступил в 1930 из ГИМ), отличающийся иным распределением эпизодов, объединенных в одном клейме; как и в иконе посл. трети XVI в. из Горицкого мон-ря, повествование начинается т. н. сценой с женихами.

http://pravenc.ru/text/189599.html

(его отражением, полагает Ленхофф, является список ЯМЗ, 15326); на втором этапе в Ростове между 1490 и 1505 г. сложился окончательный текст Минейной редакции. Третьей редакцией Жития Федора Ярославского является сочинение Андрея Юрьева (старший датированный список – 1515 г.). Четвертая редакция – это Пространное житие Федора, составленное иеромонахом Спасо-Ярославского монастыря Антонием между 1480 и 1505 г. 487 Пятая редакция была написана для Степенной книги между 1560 и 1563 г. Шестым произведением Ленхофф называет Панегирическую редакцию середины XVIIb., в которой собраны все имевшиеся сведения и тексты о Федоре Ярославском. В настоящей работе излагаются результаты обследования архивных хранилищ России, Литвы и Украины, проведенные с целью выявления, датировки и классификации памятников письменности о Федоре Ростиславиче Смоленском и Ярославском. Краткий вариант статьи был опубликован в 1997 г. на английском языке 488 . § 1. Проложная редакция Проложная редакция опубликована Н. И. Серебрянским, причем в основу издания положен список Пространного вида Рум., 305 489 ; тот же список опубликован в Приложении к книге Г. Ленхофф 490 . Мнения о раннем существовании этой редакции представляются мне ошибочными. В. О. Ключевский считал древнейшим список Рум., 305 и отнес его к 1462 г., между тем читающаяся там дата 1462 г. относится к известной редакции Киево-Печерского патерика, а сама статья о Федоре и два поучения, выписанные из Пролога, по бумаге и почерку отличаются от остальной части сборника. Н. И. Серебрянский датировал указанные статьи началом XV в., но на самом деле филиграни этой части сборника указывают на вторую половину XV столетия (см. ниже). Обследование рукописных хранилищ показало, что ранее 1463 г. (года обретения мощей) никаких житийных памятников, посвященных Федору Ярославскому, не существовало. В составе древнерусских Прологов статьи о Федоре Ярославском помещаются под 19 сентября и представлены в нескольких вариантах. А) Памятная запись 1) РГБ, ф. 299 (Собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Применение этого же принципа мы можем наблюдать во многих других известных палехских иконах – «Антоний Римлянин» Захария Бронина 1823 г. (Антонова, ДИПК, 1966, илл. 134, кат. 115); «Богоматерь Всех Скорбящих Радости» конца XVIII – начала XIX в.; то же – в романовских письмах: икона М. Архиповского «Исаакий Далматский с житием» (1833) (Антонова, ДИПК, 1966, илл 141, кат. 122); наконец, во множестве провинциальных вариантов не только официальной, но и старообрядческой традиционной живописи. Руководствуясь религиозной функцией иконы как главным стилеобразующим началом, автор первой палехской иконы вносит изменения в первую очередь в формы пейзажа, житийные сцены и элементы атрибутики. Его заказчиком был старообрядец, для которого, видимо, было важно подчеркнуть трагическое звучание образа. Поэтому если на ярославской иконе Иоанн Предтеча своим перстом указывает на лежащего в евхаристической чаше жертвенного Младенца, то на палехской иконе в евхаристической чаше помещена уже отрубленная голова пророка (известный, кстати, мотив «отрубленной головы», получивший широкое хождение в искусстве XVII – XVIII вв). Свободная же рука пророка изображена с двуеперстным благословением, что может пониматься и как знак жертвы в пророческом подвиге тех, кто принимал гонения на пути старой веры. Знак двуеперстия усилен подборкой сцен жития по принципу противопоставления рождения и смерти. В композиции ярославской иконы мастер заимствует только сцены «Рождения Иоанна», его воспитание ангелом и «Усекновение», добавляя к ним «от себя» эпизод «Обретение главы Иоанна Предтечи». Стремясь, согласно вкусам заказчика, к конкретности и «историзму», он меняет символику архитектурных форм: на фоне добавлено отсутствующее в ярославском прототипе изображение русских церквей с луковичными куполами и восьмиконечными крестами, что сразу переводит новозаветную драму на Русскую землю. Так цитата оказалась наполненной конкретным историческим содержанием. (илл. 189) Вместе с тем народный ремесленник мог нарушить архитектонику прототипа почти до неузнаваемости.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ Благоверные князья Василий и Константин Ярославские, с житием и избранными святыми. Икона. 40-е гг. XVII в. (клейма), кон. XVII в. (средник) (ЯХМ) Благоверные князья Василий и Константин Ярославские, с житием и избранными святыми. Икона. 40-е гг. XVII в. (клейма), кон. XVII в. (средник) (ЯХМ) (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.?), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Вероятно, сын ярославского кн. Всеволода (Иоанна) Константиновича († 1238) и новгород-северской кнж. Марии Ольговны († 1280), младший брат блгв. кн. Василия Всеволодовича . Основные сведения о К. В. сохранились в рус. родословных книгах XVII в. и в Житии К. В. и Василия Всеволодовича, к-рое было написано ярославским книжником мон. Пахомием в 1526-1533 гг. по благословению Ростовского и Ярославского архиеп. Кирилла III . Житие, известное в списках XVI-XIX вв., не получило широкого распространения. Издана Проложная редакция Жития (ПДРЦУЛ. 1898. Т. 4. Ч. 2. С. 49-50; Державина О. А. Др. Русь в рус. лит-ре XIX в.: Сюжеты и образы древнерусской лит-ры в творчестве писателей XIX в. М., 1990. С. 283-284). Мон. Пахомий составил также службу св. князьям с 2 канонами (первый - с азбучным акростихом ) и стихиры 6-го гласа на день их памяти. Большинство списков службы сделано в старообрядческой среде. Позднее Житие святых как исторический источник содержит большое количество фактических ошибок (по замечанию В. О. Ключевского , Житие обнаруживает «равнодушие к... фактическому содержанию и к источникам, из которых оно черпается»). Сообщается, в частности, будто бы Василий и К. В. погибли при взятии Ярославля Батыем, в то время как, по летописным данным, Василий Всеволодович скончался во Владимире в 1250 г. и в том же году был погребен в Ярославле (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 469-472; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. С. 320-323). Житийный образ К. В. имеет также черты его деда, вел. кн. Владимирского Константина Всеволодовича (1185-1218). Так, напр., К. В. приписана инициатива строительства ярославского Успенского собора, в действительности заложенного Константином Всеволодовичем в 1216/17 г., задолго до рождения К. В.

http://pravenc.ru/text/2057064.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010