Следование принципам живоподобного письма, а также развитие академического искусства и знакомство с ним мастеров традиц. иконописи ведут к привнесению в изводы с фигурой благословляющего святого более реалистичных жестов правой руки с благословением: поднятой вверх, а не просто отведенной в сторону; Н. на таких иконах, в т. ч. традиц. изводов, как правило, изображается в митре и саккосе. К таким примерам относятся иконы с единоличным образом Н., напр. с образом святителя в рост, с т. н. Никейским чудом работы насельника Соловецкого мон-ря мон. Алипия (1782, РГИАХМЗ; Хохлова. 2005. Кат. 31. С. 94-95), с изображением Собора святых (напр., Ростовских чудотворцев на иконе 2-й пол. XVIII в., ГРМ) или иконы с образами избранных святых, представленных по образцу европ. жанровой картины (напр., на фамильной иконе семьи Н. и К. Тишининых письма В. И. Василевского «Свт. Николай Чудотворец и прп. Ксения со Христом Вседержителем» святитель представлен стоящим чуть выше преподобной и держащим ее за руку, Спаситель благословляет обоих, положив руку на плечо Н. (1755, РГИАХМЗ; Хохлова. 2005. Кат. 23. С. 74-76). Сохранение традиций иконописания эпохи Иоанна Грозного, а также строгановского миниатюрного письма в варианте ярославского иконописания 2-й пол. XVII в. было характерно для мастеров и в XVIII в. в старинных художественных центрах, напр. в Ярославле (по образцу икон работы С. Спиридонова Холмогорца была написана икона Н. в житийной раме с 36 клеймами для Успенского собора (1796, К. Мокроусов и Ф. Крашенинников, ГРМ)), но более всего для мастеров, работавших в старообрядческой среде. Там же с кон. XVIII в. получили развитие собственные изводы, напр. оглавный образ «Никола Отвратный» с нарочито подчеркнутым противопоставлением поворота головы и направления взгляда, с крупным размером головы по сравнению с благословляющей рукой и телом (иконы 1-й пол. XIX - нач. XX в., Музей палехского искусства, ЦМиАР, частные собрания). На иконах этого извода можно видеть наделение древнего оглавного типа портрета Н. чертами, свойственными для нек-рых оглавных икон Спасителя «Ярое Око» (напр., для иконы 1-й пол. XIV в. из московского Успенского собора и ряда ее повторений XVI - нач. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

В соответствии с житием святой изображен на иконе упавшим ниц у дверей бревенчатой кельи. Явившиеся ему с повелением «съградить» монастырь три ангела с посохами «въ одежу белу оболчена чистотою, лепа же зило», один из них держит старца за десницу, «въстависта его», другие благословляют отшельника. Пустынность места подчеркивают гористый пейзаж и лес на заднем плане. Помимо публикуемой известны еще три пядничные иконы последней трети XVII в., точно повторяющие ту же композиционную схему. Однако самым ранним среди дошедших до нас является образ Музея русской иконы, ярко передающий текст самого видения. Особенности живописного языка позволяют связывать памятник с работой московского мастера второй четверти XVII столетия, когда иконы «Явление Троицы» приобрели наравне с изображением основателя Свирской пустыни характер подносных или раздаточных образов, которые писались для продажи многочисленным богомольцам, как в самом монастыре, так и по его заказу в Новгороде, Москве и других местах. Дорогие, богато украшенные окладами иконы с таким сюжетом дарили знатным паломникам, отвозили в столицу – царям и патриархам, в Новгород – архиепископам. Одной из таких икон, видимо, и является публикуемая; о длительном ее почитании свидетельствуют следы многочисленных реставраций и поновлений. Создание памятника приходится на время новой волны прославления в Москве чудотворца, нетленные мощи которого были в 1641 г. обретены, а в 1644 г. переложены в новую серебряную раку, созданную кремлевскими мастерами и пожертвованную в монастырь царем Михаилом Феодоровичем. Возможно, именно с этими событиями связано написание публикуемого образа, сохранявшего для одного из знатных паломников память о преподобном и созданной им Троицкой обители. Ко второй четверти столетия храм Святой Троицы уже украшало несколько икон «чюдотворца Александра в молении», в том числе и «большая пядница, обложена серебром басемным золоченым». Следует отметить и некоторую схожесть стиля с ярославской живописью этого времени, сказавшуюся в приемах личнóго письма, исполнения горок, чащи и ангельских одежд. Это заставляет вспомнить о том, что именно в Ярославле в начале XVIII в. была создана уникальная житийная икона Александра Свирского, в среднике которой представлен не традиционный образ святого, а явление ему Святой Троицы.

http://pravicon.com/info-1559

Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент иконы " Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами " . 1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ) В XVIII в., после составления общей службы прп. Димитрию и И. и устройства храма во имя обоих преподобных на нижнем этаже собора Всемилостивого Спаса, их изображения стали помещать в алтарях вологодских храмов - напр., роспись 1717 г. ц. св. Иоанна Предтечи в Рощенье, выполненная ярославскими мастерами, стенопись кон. XVIII - нач. XIX в. в ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке, в к-рой образы Прилуцких чудотворцев помещены на зап. стене алтаря. В иконографии И. появляется новая деталь - длинные четки на ладони левой руки. Известно, что над горним местом надвратного храма в Спасо-Прилуцком мон-ре находилась икона 1723 г. Господа Вседержителя на престоле и молящихся И. и прп. Димитрия работы иконописцев Кинешмы - И. Д. Поленова и А. Ф. Кувшинникова ( Савваитов. 1914. С. 29). На богослужебных предметах, напр. на осеняльном кресте 1749 г., И. с прп. Димитрием изображены в молении Св. Троице; ростовые образы преподобных выгравированы на серебряных золоченых дробницах XVII в., украшающих оплечье фелони из Спасо-Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ). Образы Прилуцких чудотворцев находились на вестовом колоколе, отлитом в 1738 г. И. Коркуцким для соборной колокольни (Там же. С. 30, 48). В монументальной академической живописи образ И. в медальоне был помещен среди др. русских святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. М. Н. Васильева в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 78), а также среди подвижников XVI в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Сюжет из житийной иконографии И.- перенесение его тела для погребения в Спасо-Прилуцкий мон-рь - представлен на миниатюре из сборника житий Вологодских святых кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 38). Святой изображен с нимбом, лежащим в гробу со сложенными на груди руками, в темно-зеленой схиме с красными крестами и в необычной по цвету темно-красной мантии.

http://pravenc.ru/text/293415.html

н. Никейским чудом, с житийными циклами. Самостоятельным явлением можно считать складни-кузова, в центре к-рых помещался образ Н. с житием, включающим подробный «цикл детства» святого, поставление в разные степени сана, прижизненные и наиболее важные посмертные чудеса (Чудо о 3 девицах, спасение Димитрия), перенесение мощей, как, напр., на складне-кузове поволжского письма из собрания Т. А. Мавриной (Лебедевой) (XVII в., ГРМ). На внутренних сторонах створок этого складня-кузова размещены еще 16 клейм, в к-рых представлены многочисленные сцены чудес, прежде всего исцелений, совершённых святым; выбор сюжетов, небольшой размер иконы в среднике и всего складня-кузова указывают, что такие предметы предназначались для личной, домашней молитвы заказчика и его семьи. Подобные складни включали в свой состав чудотворные иконы: судя по акварели работы Ф. М. Вахрушова, написанной ок. 1919-1920 гг., вид складня-кузова имела чудотворная Маркушевская икона Н., связанная с основанием мон-ря прп. Агапитом Маркушевским, (ВГИАХМЗ; Образ свт. Николая Чудотворца. 2004. Кат. 280. С. 131). Почти повсеместно в это время композиции житийных сцен строятся на базе тех, к-рые были выработаны мастерами эпохи Иоанна Грозного и послужили для иллюминации лицевых рукописей, напр. Жития Н. 70-х гг. XVI в. Схемы, пригодные даже для монументальной живописи, творчески перерабатывались, о чем свидетельствуют росписи ярославской ц. Николы Надеина (1640-1641, под поновлениями 1882 г.), где в масштабе храмовой декорации мастера артели во главе с Любимом Агеевым воспроизвели все основные чудеса святого, в т. ч. события, связанные с обретением чудотворной иконы Н. во время взятия рус. войсками в 1558 г. Ругодива. В XVII в. происходит обретение новых чудотворных образов, напр. Теребенской иконы Н. в 1641 г. (известна по гравюрам и поздним иконам) в заложенном еще в 1492 г. Николо-Теребенском мон-ре (ныне близ. пос. Труженик Максатихинского р-на Тверской обл.): она представляла собой житийную икону с поясным образом святого и т.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

На минейных иконах, в частности на янв., фигура И. З. помещается под 27 янв., в день празднования памяти перенесения мощей в К-поль (напр., на минейной иконе северных писем из собрания Н. И. Репникова, позднее - Ф. А. Каликина, 1-я пол. XVI в., ГРМ). Помимо изображения 3 святителей в рус. искусстве известны др. варианты извода со святителями, в частности с парными изображениями И. З. и, напр., свт. Николая Чудотворца. Так, на иконе «Святители Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец с «Отечеством»» из ц. во имя И. З. в Ярославском кремле (?) (сер. XVI в., ЯХМ) образу И. З. присуща монументальность, проявляющаяся не только в крупных формах фигуры, рук, но и вытянутой форме головы. На И. З. саккос с крестами в голубых кругах, с красным исподом, расшитый золотом, белый омофор с черными крестами и белая риза с черными источниками; он держит Евангелие на отставленной в сторону левой непокровенной руке так, что кодекс находится по оси композиции. Икона интересна как пример следования в иконном письме греч. технике (темный зеленоватый санкирь) и типам ликов (вытянутый овал, прямой длинный нос, укрупненные черты лица), возможно под впечатлением древних образцов. В поздневизант. изобразительном искусстве, а также в русском искусстве периода позднего средневековья появились композиции, детали которых восходят к текстам И. З. В ц. во имя вмч. Георгия в Полошко, Македония (ок. 1370), в композиции «Распятие Господне» некоторые образы заимствованы из проповеди И. З. о Кресте: крест с распятым на нем Иисусом Христом вонзен в чрево фигуры, персонифицирующей ад; среди присутствующих при Распятии выделена жен. фигура с сосудом - праматерь Ева, собирающая кровь Христову ( Джурич. 2000. С. 251, 424). В Московской Руси сер.- 2-й пол. XVI в., особенно в эпоху свт. Макария, митр. Московского, пространные композиции «Собор Пресв. Богородицы» представляли собой дословное воспроизведение Слова И. З. на Рождество Христово: композиции на наружной стене над входом в сев. паперть Благовещенского собора Московского Кремля (1564), на зап. стене наоса собора в честь Успения Пресв. Богородицы в муж. монастыре Свияжска (2-я пол. XVI в.) ( Квливидзе. 2008. С. 224-227). Житийные циклы

http://pravenc.ru/text/541598.html

В кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. в стилистических традициях, восходящих к Гурию Никитину, были расписаны церкви: Спасо-Преображения за Волгой в Костроме (кон. XVII в.; предположительно под рук. Василия Козмина, см. в ст. Козьмины ), ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе в Костроме (1735, под рук. Федора Логинова) и приписанная к ней Феодоровская часовня на Святом оз. (предположительно те же мастера), свт. Николая Чудотворца в с. Сидоровском Красносельского р-на Костромской обл. (1736), прп. Сергия Радонежского в Костроме (1742, не сохр.). Серьезную конкуренцию костромским стенописцам в XVIII в. составили ярославские артели монументалистов, активно работавшие на костромских землях. Если в 1-й пол. XVIII в. случаи заказа им росписи храмов единичны (напр., ц. Рождества Пресв. Богородицы в посаде Б. Соли (с 1938 с. Некрасовское Ярославской обл.), 1710-1711, артель Федора Игнатьева), то с середины столетия они приобрели массовый характер. В новой стилистике барокко ярославцами были расписаны: ц. свт. Николая в Нерехте (1768-1769, артель Афанасия и Ивана Шустовых); Владимирская ц. в Нерехте (1775, предположительно, артель Михаила Соплякова); Успенский собор в Костроме (1775-1778 и 1788 (галерея), не сохр.); Казанский собор в Нерехте (1780); ц. Воскресения в Пучеже (1789, не сохр., снятые фрагменты - в ЦМиАР) и др. Сцены житийного цикла свт. Николая Чудотворца и Сказания об Игрицкой иконе Божией Матери. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в с. Сидоровском. 1736 г. Сцены житийного цикла свт. Николая Чудотворца и Сказания об Игрицкой иконе Божией Матери. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в с. Сидоровском. 1736 г. Редкие работы того же времени, исполненные немногочисленной костромской артелью, возглавляемой братьями Иваном и Лукой Носковыми, отличает архаичность стиля и одновременно оригинальный программный замысел (Троицкая ц. в с. Красном Сумарокове близ Нерехты, 1768; ц. арх. Михаила в Костроме, 1775, не сохр.). Приверженность эстетике классицизма очевидна в росписях Успенской ц. в с. Тетеринском близ Нерехты (1799) и Ильинской ц. в с. Яковлевском близ Костромы (1816); сведений об авторстве не имеется.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

иконе (1752, ЦМиАР) - молящимся Римской (Лиддской) иконе Божией Матери, под к-рой в ветвях лежит рыба. Ист.: Житие и страдание святого преподобномученика Адриана игумена, Пошехонского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1873. Ч. неофиц. 4. С. 25-31; 5. С. 33-42; 7. С. 55-61; 8. С. 65-70; 9. С. 71-78; Житие и страдания преподобномученика Адриана игумена, Пошехонского чудотворца. Ярославль, 1873; Житие и страдания преподобного Адриана. Ярославль, 1881. Лит.: Крылов А. Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии. Ярославль, 1860. С. 77-78; [Суворов Н. ] Роспись церквей и монастырей Пошехонского уезда, принадлежавших с 1658 по 1676 год Вологодской епархии//Ярославские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 48. С. 458-460; Пошехонский Адрианов мужской монастырь//Там же. 31. С. 256-258; 32. С. 265-266; 33. С. 272-273; 34. С. 280-282; 35. С. 287; Барсуков. Источники агиографии. С. 323-325; Филарет (Гумилевский). Обзор. СПб., 18843. Кн. 1; Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. 1903. С. 123; Слава Богоматери. 1907. С. 571, 572; Поселянин Е. Богоматерь. С. 520-21; Дмитриев Л. А. Житие Адриана Пошехонского//Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 199-213; СККДР. XIV-XVI вв. Вып. 2 (вторая пол.). Ч. 1. С. 239-241. Д. Ф. Полознев, И. А. Шалина Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ (Воробьёв Григорий Иванович; 1883-1937), игум., прмч, (пам. 22 окт. , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАСАФ († 1299), Снетогорский, Псковский, прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОВ (Мозовский (Мазовский); † 1628), Ущельский, прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп.

http://pravenc.ru/text/63616.html

880 ...остави митрополитъ Феодосий митрополию... омывати струпы его. – Митрополит Феодосий оставил митрополию в сентябре 6973 (1464) г. Рассказ комментируемого свода об отставке Феодосия уникален, в других летописях причина его отставки не указывается. Продаваше – продавать – накладывать денежный штраф. 881 ...преставися великая княгиня Мария... едва пожалова его. – Первая жена Ивана III Мария Тверянка умерла в 1467 г. Рассказ ο ее смерти также принадлежит к числу уникальных известий комментируемого свода. Алексей Полуектов упоминается в Севернорусском своде как участник присоединения Ярославских земель в 1463 г. Следует отметить, что уже в 1468–1469 гг., через год-два после смерти Марии, между Иваном III и римским папой шли переговоры ο женитьбе Ивана III на воспитаннице папы Зое (Софье) Палеолог. 882 Того же лта епископъ ростовский Трифонъ... терзаяся. – Архиепископ Трифон оставил епископию в 1467 г., умер в конце 6977 (1468) г. Следующий далее рассказ ο наказании Константина и Трифона за неверие примыкает к ряду житийных рассказов свода 80-х гг. Β начале 70-х гг. XV в. житие ярославских чудотворцев было написано иеромонахом Спасо-Преображенского ярославского монастыря Антонием. Это житие включает рассказ ο чуде с архиепископом Трифоном, аналогичный комментируемому рассказу (ср.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, с. 172–173). 885 Озанъ – Оза, один из приближенных царя Давида. По Библии ( 2Цар. 6, 6:8 ), он во время перевозки ковчега Завета хотел поддержать его, чтобы он не перевернулся, и был убит (а не просто лишен руки, как сказано в летописи). 886 ...Гиезий ... Елисй... – Елисей – израильский пророк, Гиезий – его слуга. По Библии ( 4Цар. 5, 20–27 ), Гиезий не присваивал милостыню, а взял у арамейского военоначальника Наамана награду, которую тот предлагал Елисею за свое исцеление и от которой пророк отказался. 888 ...татарове ... пограбиша гостей русскихъ. – Известие об ограблении русских купцов в Казани, помещенное в Льв.–С II между двумя рассказами ο походах на Казань в 6976 (1468) и 6978 (1470) гг., отсутствует в других летописях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Распространённые в списках тексты разных редакций Жития Димитрия Ростовского , тексты чудес от его мощей, а также материалы, связанные с канонизацией святого, давали возможность книжникам и писцам составлять сборники, в которых появлялись новые компилятивные тексты Жития святого, созданные как на основе выписок из «Летописца о ростовских архиереях» 744 , составленного самим Димитрием Ростовским , а после его смерти дополненного другими авторами, так и на основе Жития Димитрия Ростовского в редакции Арсения Мацеевича и других текстов: проповедей писателя, его писем, «Духовной» 745 . Такие компиляции, как правило, встречаются в единственном списке и чаще всего в сборниках, связанных с канонизацией святого Димитрия. Набор текстов, входящих в состав таких сборников, в целом хорошо известен, но варьируется от сборника к сборнику: одинаковые по своему составу сборники почти не встречаются. Приведём пример такого сборника – рукопись РНБ, собр. Михайловского, F. 226 (XVIII в., 2, 15 л.). В состав её входят: 1) «Житие иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, новоявленного чудотворца», составленное на основе Первой краткой редакции Жития Димитрия Ростовского и Жития святого в редакции Арсения Мацеевича с надгробной «Стихи памяти смертной всякому потребной», написанной Стефаном Яворским (л. 14). 2) «Духовная» Димитрия Ростовского (л. 4−5). 3) Текст Димитрия Ростовского , составленный «в окаянства моего ползу» (л. 5−5 об.). 4) «Описание» мощей святого Димитрия в момент их обретения (л. 6−6 об.). 5) Ряд чудес, происходивших от мощей святого в 1753−1757 гг., т. е. с момента обретения мощей и до времени официальной канонизации святого (л. 7−11 об.). 6) Копия с Указа Елизаветы Петровны об обретении мощей святого (л. 12−13). 7) Тропарь и кондак святому (л. 13 об.−14) 746 . 8) Копия Указа 1760 г. о «непечатании деревянными досками новоявленнаго чудотворца Димитриа, митрополита Ростовскаго, с его чудесами без аппробации и позволения Святейшаго Синода» (л. 14−14 об.) 747 . Как мы уже отмечали, рукописи, в которых имеются документы, связанные с канонизацией святого Димитрия, встречаются очень часто, и также часто сопровождаются подобного рода компилятивными, небольшими по объёму житийными текстами, поэтому описать все встречающиеся варианты Жития Димитрия Ростовского , на наш взгляд, практически невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На иконе «Прп. Иринарх затворник, с сюжетами жития» (2007, иконописцы М. Поляков, Л. Малышева из иконописной мастерской «София» в Ярославле; см.: «София»: 20 лет. Ярославль, С. 235. Ил.) представлена сложная композиция с изображением в центре Борисоглебского мон-ря и стоящего в келье И., облаченного в схиму, с веригами. К его ногам припадают кн. Пожарский и Минин, слева стоит блж. Иоанн Большой Колпак. В углах композиции изображены 4 сюжета из Жития И.: слева вверху И. копает св. «колодчик»; справа вверху на фоне Московского Кремля - царь и И.; слева внизу - крестный ход; справа - поляки с опущенными знаменами; в верхней части иконы - Казанский образ Божией Матери. Над захоронением И. установлена рака, юж. и сев. стороны к-рой украшены сюжетами из Жития преподобного, исполненными в технике резьбы по дереву с позолотой (2003, мастер А. Г. Быстров из пос. Борисоглебского). На восточной стороне раки вырезаны тексты тропаря и кондака святому, на западной стороне - молитва к И. Каждая житийная композиция сопровождается надписью, порядок клейм начинается с северной стороны: 1. Пострижение И.; 2. Начало подвига И. (снятие сапог); 3. Откровение о затворе; 4. Беседа И. с блж. Иоанном; 5. Бдения и подвиги. На юж. стороне раки: 6. Изгнание беса; 7. И. благословляет кн. Димитрия Пожарского; 8. Кончина И.; 9. Погребение И.; 10. Изгнание беса. В иконографии 1-3-го и 7-9-го клейм использованы рисунки Самойлова, композиции остальных разработаны впервые в традициях древнерус. резьбы по дереву. На шитом надгробном покрове (2003, московский мастер Е. Ф. Филатова) у И. окладистая с проседью борода, правая рука перед грудью, в левой - свиток. В 2006 г. в пос. Борисоглебском вблизи мон-ря был поставлен бронзовый памятник И. на гранитном постаменте (дар З. К. Церетели). Святой одет в мантию и схиму, на груди - большой крест, пальцы правой руки сложены в благословении. Ист.: ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 417 [Описная книга Борисоглебского мон-ря за 1752 г.]; РНБ. Тит. 43 (Ф. 775). Л. 318 об.- 366 [Житие И. 1762 г.]; Архив ГМЗРК. Р-535 [ С. И. Горский. Служба преподобному отцу нашему Иринарху Затворнику ростовскому Борисоглебскому чудотворцу, что на реке Устье. 1881 г.]; Р-58 [Полный месяцеслов всего лета Всех празднуемых православною Греко-восточною Церковию святых и Господских и Богородичных праздников, с приобщением подлинника, каковым подобием святии изображаются, и полного Алфавита имен святых. Сост. Ярославской епархии г. Ростова Лазарево-Воскрешенской церкви диак. Василием Поникаровским. 1850 г.].

http://pravenc.ru/text/673961.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010