Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак. Основным источником сведений об И. является его Житие, состоящее из 3 самостоятельных по времени появления частей: бедного событиями жизнеописания святого, подробного сказания о погребении и описания чудес (от 18 до 20 чудотворений, из них одно прижизненное). Прот. И. И. Кузнецов, исследовавший рукописную традицию Жития И., не без оснований предположил, что первоначально было составлено сказание о погребении И., позднее - жизнеописание. По гипотезе В. О. Ключевского , тексты о чудесах блаженного за 1589-1590 гг. входили в памятную книгу московского Покровского на Рву собора, «в которую записаны были вскоре по смерти Иоанна в 1589/90 г., по-видимому, тогдашним протопопом собора Димитрием» ( Ключевский. Древнерус. жития. С. 330). Возможно, прот. Димитрий был также автором сказания о погребении святого. Блаженные Василий и Иоанн Большой Колпак. XIX в. (XVII в. с поновлениями?) (ГИМ, музей «Покровский собор») Блаженные Василий и Иоанн Большой Колпак. XIX в. (XVII в. с поновлениями?) (ГИМ, музей «Покровский собор») Прот. Кузнецов выделял 4 группы списков Жития. К 1-й группе относится текст, включающий жизнеописание и сказание о погребении И. без рассказа о посмертных чудесах: ГИМ. Син. 850. Л. 289-292 об., 815-818 об., XVII в. В конце этой версии Жития есть помета: «Списано и сложено в самом царствующем граде Москве в лето 7155 (1647) году рукою многогрешнаго простаго монаха, а не ермонаха» ( Кузнецов. 1910. С. 417). Ключевский полагал, что Житие данного вида составлено на основе рассказов современников И. Ко 2-й группе относится список из той же рукописи ГИМ. Син. 850. Л. 928-933, к-рый содержит повествование о преставлении, погребении и о посмертных чудесах И. Списки 3-й группы - это краткий вид жизнеописания блаженного, в к-ром отсутствуют сведения о жизни святого в Ростове: РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. 1067, XVII в.; ГИМ. Увар. 1216 (424) (128), XVIII в.; РНБ. КазДА. 654 (888), XVIII в.; ГИМ. Муз. 29 (28297), нач. XIX в.; ГИМ. Симон. 57, 1834 г.; ГИМ. Хлуд. 245, XIX в. В списке РНБ. КазДА. 654 (888) на л. 137 имеется запись: «Покровскаго что на Рву собора священником Михаилом Григорьевым Смольяниновым в лето 7182 (1674) генваря в 5 день». Сведения об И. содержатся также в ряде списков Жития прп. Иринарха Ростовского, которые Кузнецов отнес к 4-й группе житийных текстов, связанных с И.: ГИМ. Чуд. 360, XVII в.; РГБ. Унд. 314, XVII в.; РГБ. Больш. 391, 1710 г.

http://pravenc.ru/text/469402.html

...у святаго Спаса в монастыри... – Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле, существовал уже с начала XIV в. 635 ...князь велики Феодоръ Ростиславичь Смоленский, и з дтми, со княземъ Костянтиномъ и з Давидомъ... – Федор Ростиславич, потомок смоленских князей Ростиславичей, получил Ярославль в конце XIII в. в приданое. Федор Ростиславич был участником многих войн конца XIII в., приводил на Русь татарскую рать; в 1296 г. осаждал Смоленск. Иван Грозный напоминал Курбскому (потомку ярославских князей), что Федор «в Смоленске на Пасху колико крови пролиял есть» (Переписка Ивана Грозного с А. Курбским. М., 1981, с. 19). 636 ...прощати множество людей... – Т. е. исцелять от болезней (это исцеление рассматривалось как «прощение» грехов, вызвавших болезнь). Здесь игра словом «прощатися», употребленном далее и в обычном смысле (ярославские князья «прощалися» со своими вотчинами). 637 Сии бо чюдотворци явишася не на добро всм княземъ ярославскимъ... – Иронический рассказ ο ярославских чудотворцах в комментируемом своде, возможно, связан с кругами, близкими к ростовскому архиепископу Трифону, ο неверии которого в явленные в 1463 г. мощи сообщается в житийном рассказе, включенном в Независимый свод 80-х гг. (см. ниже). Лицами, близкими к Трифону, вероятнее всего, могли быть монахи Кириллова монастыря, где он был прежде игуменом. 638 Алексей Полуектович – дьяк великого князя, в 60–70-х гг. попал в опалу из-за того, что его жена, согласно своду 80-х гг., обвинялась в соучастии в отравлении «зельем» великой княгини Марии Борисовны, но в 1473 г. снова занял видное место в государственных делах; участвовал в новгородском походе. 639 ...новый чюдотворець, Иоанъ Огафоновичь, сущей созиратай... – Β научной литературе высказывалось предположение об идентичности этого лица с Иваном Васильевичем Стригой-Оболенским, не раз выступавшим в роли великокняжеского воеводы и наместника и бывшим в 60-х гг. наместником в Ярославле. 640 ...цьяшосъ. – Слово «дьявол» зашифровано здесь так называемой «простой литореей», при которой согласные «б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н» заменяются соответственно на «щ, ш, ч, ц, х, ф, т, с, р, п».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Закладка нового каменного храма состоялась в 1784 году на месте прежде бывшей деревянной Димитриевской церкви, а через пять лет, в 1789 году, строительные работы были закончены. В этом же году состоялось освящение настоятелем рыбинского собора протоиереем Михаилом Сосниным теплого придела во имя великомученика Димитрия Солунского, устроенного в трапезной части нового храма. В приделе был использован иконостас и иконы старого Димитриевского храма. В мае 1793 года последовало разрешение об освящении и главного престола церкви в честь Рождества Христова. При этом ветхую деревянную Рождественскую церковь дозволялось разобрать с употреблением «леса из оной на построение деревянной церковной ограды». Освящение новой церкви, на новом антиминсе, было совершено по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Арсения (Верещагина) в июне 1793 года настоятелем рыбинского собора протоиереем Михаилом Сосниным. Им же была составлена опись новоустроенной церкви, которая нам позволяет сегодня судить о её внутреннем убранстве. Купола и вся церковь в те годы были покрыты тесом и выкрашены красной краской, железное же покрытие «с опайкой купола» было выполнено только в 1804 году. Довольно поместительный алтарь храма размером 7,1х7,1 метра освещался четырьмя окнами, имел над святым престолом сень местами украшенную золоченой резьбой. Четырехъярусный иконостас имел гладкую основу, вызолоченную «по местам двойным золотом», и резные золоченные царские врата с традиционными написанными красками изображениями «Благовещения» и четырех евангелистов. С правой стороны царских врат находилось ростовое изображение Спасителя с предстоящими в молении преподобными Сергием и Варлаамом. Поля иконы были украшены медным окладом, а образ Спасителя - серебряными венцом и цатой. Далее в местном ряде помещался храмовый образ Рождества Христова, украшенный десятью серебряными золочеными венцами и одной цатою. Рядом находилась южная дверь с изображением на ней архидиакона Лаврентия. Завершали местный ряд иконы Иоанна Предтечи с «басебным» серебряным венцом и житийный образ святителя Николая Чудотворца с 13 серебряными венцами и цатою.

http://sobory.ru/article/?object=20489

873 ...архиепископъ Ростовский Феодосей... – Об опале Феодосия в 1458 г. другие летописи ничего не сообщают. 875 бысть Благовещение на Пасху... и того же лта не бысть ничтоже. – Речь идет ο конце света, который ожидался в греко-православном мире неоднократно, но чаще всего приурочивался к 7000 (1492) г. Та же запись содержится в Пасхалии, помещенной в одном из сборников Кирилла Белозерского (ср. статьи Г. М. Прохорова и Н. Н. Розова в ТОДРЛ, М.–Л., 1981, т. 36, с. 58–60 и 363–368). Нет оснований сомневаться в том, что Кирилл, как и все церковные деятели того времени, ожидал конца мира – вопрос этот сохранял свою остроту вплоть до 1492 г. (ср. Послание Геннадия Иоасафу в наст. томе). Благословень грядый во имя Господне. – Пс. 117, 26 ; Мт. 11, 9 ; Лк. 19, 38 . Измаилы – восточные народы, по Библии – потомки Измаила, побочного сына Авраама, здесь, очевидно, татары. «Господъ ... ожидая покаяния». – Иез. 33, 11 . Не всте... приидеть. – Лк. 12, 40 . 877 ...церкъви... святый Иоанъ Предтеча... – По преданию, деревянная церковь Иоанна Предтечи была первым храмом Москвы (XII в.). Каменный княжеский храм простоял до 1508 г., когда был заменен новым постройки Алевиза Фрязина. 878 ...еже сътвори надъ Тумгенем... – перед этим известием в Льв. и С II помещено большое сказание Родиона Кожуха ο смерти и воскресении Григория Тумгеня, постельничего великого князя Василия во время поездки в Новгород в 1460 г. Об этом сказании см.: Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера. Л., 1973, с. 25–28. Признание культа новгородского святого Варлаама Хутынского в Москве параллельно с признанием культа Сергия Радонежского в Новгороде знаменовало собой временное сближение московской и новгородской церквей после Яжелбицкого мира в 1456 г. 879 ...о проявлении мощемъ чюдотворцовъ Ярославскыхъ... и людей ла. – Ο явлении ярославских чудотворцев в 1463 г. см. в Севернорусском своде 1472 г. (наст. том). Рассказ об этом в своде 80-х гг. резко отличается от рассказа Севернорусского свода, описывавшего явление мощей иронически. Известие Севернорусского свода соответствовало воззрениям ростовского архиепископа (бывшего игумена Кирилло-Белозерского монастыря) Трифона; свод 80-х гг. осуждал Трифона, а под 6975 (1467) г. повествовал ο наказании его за неверие. ...внукъ его Давыдъ... – все остальные источники называют его сыном Федора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Независимый летописный свод 80-х гг. XV в. Подготовка текста и комментарии Я. С. Лурье и Н. И. Милютенко, перевод Н. И. Милютенко Независимый церковный летописный свод 80-х гг. XV в. сохранился лишь в составе более позднего памятника – летописного свода 1518 г., лежащего в основе двух летописей XVI в. – Львовской (Льв.) и Софийской II (С II). Текст зтих двух летописей сходен с 6900 (1392) г. до 7026 (1518) г., на котором оканчивается наиболее ранний из двух списков С II – Архивский. Свод 1518 г. имел сложный состав – здесь, в частности, читаются совпадающие с великокняжеским Московским сводом обширные повествования ο Флорентийском соборе 1439 г., ο походах на Новгород в 1477–1479 гг.; начиная с 1490 г. и до конца свод 1518 г. почти полностью совпадает с великокняжеским московским летописанием. Другая группа известий свода 1518 г. сходна с Типографской летописью. Обнаруживает свод 1518 г. совпадение еще и с третьей группой летописей – с Ермолинской и Сокращенными сводами, отражающими Севернорусский летописный свод 1472 г. (см. наст. том). Но наряду со всеми этими источниками свод 1518 г. отражает еще четвертый, вполне оригинальный. Черты этого особого летописного свода обнаруживаются с начала XV в. вплоть до середины 80-х гг. XV в. Таковы житийные рассказы и сказания ο чудесах Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, митрополита Петра, ο ярославских чудотворцах, ο чудесах от гроба митрополита Феогноста и т. д. Не менее характерны для четвертого источника свода 1518 г. известия ο важных событиях церковной и светской жизни, отсутствующие в остальных летописях и резко отличающиеся от известий великокняжеского летописания – ο противостоянии великокняжеской и церковной власти, ο противоречиях внутри иерархии, ο столкновениях Ивана III с митрополитом Геронтием. Особое внимание уделял составитель этого свода строительству Успенского собора, повествуя об этом от первого лица («не вем же»..., «дивихся вельми»); от первого лица сообщил он и об обретении им «Хождения за три моря» Афанасия Никитина, которое помещено в его летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И пребывая тамо, епископы и попы ставляше, идеже и книги своею рукой писаше. И многия святыя книги с греческаго языка на российский (словенский) язык преложи и доволна списания (довольно писания) к пользе нам остави. И великаго чудотворца Петра митрополита всея России житие написа и похвалами украси. И в молитве чисте тамо упражняшеся, и в прочитании божественных писаний, и в памяти смертней, всегда имея во уме страшный Суд Христов и мучение грешников, праведных же (праведникам же) благих наслаждение. И в таковых добродетельных исправлениих свято поживе и богоугодно подвизаяся, в старость велию достиже. В том же своем селе Голенищеве разболеся и неколико дний лежаше болезнуя, за четыре же дни прежде представления своего написа грамоту некаку чудну прощальную, всех правоверных прощая и благословляя, тако же и сам от всех прощения и благословения требуя и прося, еже есть истинное любомудрие и смирение. Сего ради сице сотвори, понеже смирением вся согрешения разрешаются и вся во благая поспеваются. И сице заповеда епископом и сущим там приставникам, глаголя: яко егда мя во гроб положите, тогда сию грамоту прочтите надо мною вслух людем, – еже и бысть. И с таковым смиренномудрием и со многим тамо благодарением представися к Богу, в лето 6914 (1406), месяца септевриа в 16 день. 5. Память св. благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского чудотворца и чад его, Давида и Константина (19 сентября) Сий святый благоверный князь Феодор сын бяше Ростиславль, рекомый Черный, девятый степению от святаго и равноапостольнаго Владимира, внук Мстиславль, правнук князя Давида Смоленскаго, праправнук же Ростислава Мстиславля Владимира Мономаха . Имеяше же два брата, Глеба и Михаила, от них же в жребии отечества обиден бысть: даша бо ему токмо в наследие един град Можаеск. Он же с безмолвием господствуя в нем и не гневашеся на братию свою; его же ради незлобия поручи ему Бог и славный град Ярославль, таковым обычаем (по такому случаю). В граде Ярославле бе княгиня Ксения, князя Василия Ростовскаго, у нея же бяше дщи единочадна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Илии с избранными, в т. ч. русскими, святыми, находившегося в Галерее икон Я. Морсинка, Амстердам (1-я пол. XVII в.; Morsink. 2006. N 29. P. 120-121). В иконографическом типе, характерном для московского искусства кон. XVI-XVII в., они изображены на нижнем поле житийной иконы святых князей Василия и Константина Ярославских (композиция посл. четв. XVII в., дополнившая более ранний образ) из Успенского собора в Ярославле (ЯМЗ; Иконы Ярославля. 2009. Кат. 118. С. 42-59); с их фигурами соседствуют образы Владимира, Бориса, Глеба, Георгия Владимирского, Димитрия Угличского, муромских и псковских князей, а также Александра Невского, причем Черниговские чудотворцы расположены сразу за Владимиром и его сыновьями, что перекликается с замыслом строгановской пелены. Уникальной иконографией отличается миниатюра Синодика 1656 г. из Спасского мон-ря в Ярославле (ЯМЗ), где М. В., Феодор, Борис, Глеб и псковские князья показаны на ветвях генеалогического древа, у основания которого стоят Владимир и Ольга ( Блажевская С. Е. Спасо-Преображенский мон-рь в Ярославле. М., 2003. Ил. на с. 20). Не позже сер. XVII в., при царе Алексее Михайловиче, образы М. В. и Феодора появляются в декоре знамен сотен Государева полка, представлявших собой серию живописных образов святых воинов, царей и рус. князей верхом на конях ( Голованова. 2011. Т. 2. С. 189-199). Черниговские святые с крестом и мечом в руках были изображены на разных знаменах. Знамена с их фигурами упомянуты в источниках 60-х гг. XVII в.; в 1675 г. они вместе с др. знаменами были заменены новыми. Образ М. В. был исполнен Богданом (Иваном) Салтановым, а образ Феодора - Дорофеем Ермолаевым Золотарёвым ( Яковлев. 1865). В совокупности знамена составляли композицию, аналогичную по замыслу иконе сер. XVI в. «Благословенно воинство Небесного Царя», но в этой живописной серии более отчетливо выразились идеи военной помощи св. воинов и рус. князей Московским государям и незримого участия святых в сражениях. Вместе с тем ансамбль знамен с образами Черниговских чудотворцев актуализировал древние представления о святых сродниках, унаследованные родом Романовых от династии Рюриковичей.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

22 Служба святителю Гурию, первому архиепископу Казанскому, 2 тропарь 4 песни канона на утрени. М., 1872, л. 9 об. Об этом же говорится и в каноне службы на обретение честных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверскаго: “Благословением крайняго Святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани…” (Минея, месяц октябрь. М., 1980, с. 109). 24 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Т. 1. СПб., 1836, сс. 257–261. В свите архиепископа Гурия был архимандрит Герман (Полев), ставший затем вторым Казанским святителем (†1567; пам. 23 июня). Он участвовал в заседаниях Собора при Митрополите Макарии (1553 г.), когда была осуждена ересь Матвея Башкина. Ему было поручено отвезти еретика в Иосифов монастырь для увещания (Филарет, архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Изд. 2. Месяцы сентябрь-декабрь. Чернигов, 1865, с. 337). Несомненно это было сделано с ведома и благословения Митрополита Макария. Другой сподвижник архиепископа Гурия — архимандрит Варсонофий, будущий Тверской святитель (†1576; пам. 11 апреля) в свое время по благословению Митрополита Макария был поставлен игуменом Никольского Песношского монастыря (Тверской Патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Казань, 1907, с. 81; Свящ. В. Руднев. Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец, как настоятель Николаевского Песношского монастыря. М., 1899, с. 2). 26 Житие и страдание святого преподобномученика Адриана игумена Пошехонского чудотворца. Ярославль, 1873, сс. 7–8. См. также: Ярославские епархиальные ведомости. 1873, 4, часть неофициальная, сс. 29–30; Настольная книга священнослужителя. Т. 3. Месяцеслов (март-август). М., 1979, с. 31. О житии Преподобного современный исследователь говорит, что оно написано в 70-х годах XVI века и является интереснейшим памятником русской агиографии (Дмитриев Л. А. Житийные повести русского севера как памятники литературы XIII–XVI вв. Л., 1973, с. 212). 27 “ Священства благодать прием на земли , отче преподобне, в Скинии Небесней ныне священнодействуеши и со дерзновением молиши Триединого Бога о Церкви святей и обители твоей, почитающей верно святую память твою” (Служба с Акафистом святому преподобному Адриану, игумену Пошехонскому, чудотворцу. М., 1912, л. 11). Об этом же говорится и в службе на обретение честных мощей Преподобного: “Священством, паче же и старейшинством, от святителя честно почтен был еси, преподобне…” (Минея служебная, месяц ноябрь. Ч. 2. М., 1981, с. 136).

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

Почитание русских святых дониконовского периода было распространено на Выгу (здесь можно вспомнить, например, такое сочинение, как «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших, яко о святости жития, тако и о преславных чудесах их» Семена Денисова и другие книжные проекты, в том числе составленные братьями Денисовыми Четьи Минеи). Традицию составлять полные перечни святых продолжил в начале XIX в. керженский инок Иона, составивший «Алфавит духовный» (1807–1811), ныне хранящийся в Ярославском музее-заповеднике (инв. 15544). Следует отметить, что эта тенденция совпала с той, что прослеживается в конце XVIII–haчaлe XIX в. и в официальной церкви, представителями которой, в частности Евгением (Болховитиновым) , в этот период осуществляется сбор данных о всех местночтимых угодниках и святынях допетровского времени. Вернемся, однако, к Бабушкину и его святцам. Из сохранившихся свидетельств видно, что его интересовало как можно более полное указание на святых и на дни их памяти, но не житийные памятники, им посвященные. Одним из способов, которым пользовался Ф. И. Бабушкин для сбора сведений о святых, было пополнение списков месяцесловов новыми памятями. Об этом свидетельствуют списки святцев с его добавлениями. Значительное количество исправлений Бабушкина отмечено в рукописи Святцев с пасхалией 1-й четверти XVIII в. (БАН, Дружинин 736, 4°, 330 л., конволют, первая часть – филигрань типа Дианова. Амстердам. 429 (1735 г.), пасхалия – с 7228 (1720) г.), вставки конца XVIII в. и нач. XIX в. (Pro Patria нескольких типов, в том числе с «белой датой»: 1812 г.): л. 81–88, 120–312, 318–326). Дополнения в Друж. 736 внесены двумя почерками – Бабушкина и другим – более четким полууставом. Они читаются на полях в Друж. 736, и в специально оставленных местах после каждого дня календаря. В рукопись вносились отсутствующие в основном тексте святцев сведения о праздновании памяти святых или днях празднования икон, не только российских, но и восточных церквей. Сведения содержат, как правило, только имя святого или именование иконы, иногда год преставления подвижника или явления образа; частично дублируются. Внесение новых памятей подразумевало, вероятно, копирование этих сведений в дальнейшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

В Краткой редакции Жития говорится о подвиге святого именно в пещерке. В церковь Н. попадал через подземный ход, вырытый под церковной стеной. Пещерка имела покров, разобрав к-рый можно было попасть внутрь (именно так в нее проникли убийцы святого). В Житии рассказывается о смерти святого от рук родственников: «ближные его два», прельстившиеся железными веригами, блестевшими, как серебро, убили Н. (в Краткой редакции говорится, что святого убили 2 разбойника, участвовавшие раньше вместе с ним в грабежах). Житийной дате преставления столпника не противоречат археологические данные: он был погребен во 2-й пол. XII - нач. XIII в. ( Станюкович. 2001). Житие заканчивается рассказом о возвращении в Никитский мон-рь вериг и крестов Н. Они были брошены убийцами в Волгу неподалеку от ярославского мон-ря во имя святых апостолов Петра и Павла, но не утонули, а плавали на поверхности воды и были найдены благодаря чудесному видению старцу Симону исходящих от них 3 каменных столбов высотой до неба и сияющих, как солнце. Еще при жизни Н. удостоился дара целительства, благодаря к-рому был прославлен. Одним из известных чудес святого является исцеление кн. мч. Михаила Черниговского. Согласно Житию, князь, страдавший от расслабления, услышав о чудотворениях Н., прибыл из Чернигова в Переяславль. Не дойдя до мон-ря, он послал ближнего боярина к святому с просьбой о помощи. Н., видя христ. усердие князя, передал ему с посланником свой монашеский жезл. Взяв его в руки, князь тотчас исцелился. В память о чуде 16 мая 6694 (1186) г. Михаил Черниговский водрузил крест на месте своего выздоровления. В 1702 г. на месте креста была построена в стиле московского барокко сохранившаяся до наст. времени каменная Черниговская часовня. М. А. Федотова Почитание По мнению Е. Е. Голубинского, местное почитание Н. сложилось к сер. XV в.; митр. Макарий (Булгаков), полагаясь на данные Жития, считал, что почитание святого началось сразу после его погребения. Память «преподобнаго отца Никиты и память Никиты Преславскаго» имеется в Месяцеслове кон.

http://pravenc.ru/text/2565364.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010