Г. Житийная икона Леонтия Ростовского из собр. Углического музея//ПИ. 2006. Вып. 1(12). С. 392-399; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 40-41. Кат. 45; Иконы Успенского собора Моск. Кремля, XI - нач. XV в.: Кат. М., 2007. С. 166-175; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008; они же. Формирование и развитие иконографии Ростова Великого в XVIII-XIX вв.//Архит. наследство. М., 2013. Вып. 58. С. 101, 104; Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея. СПб., 2008; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Кат. М., 2009. Т. 2. С. 202-213, 320-335; Рус. икона XV-XX вв.=Russian Icons of the 15th-20th септ.: Из колл. И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 114, 144, 329, 332. Кат. 84, 109; Евсеева Л. М. Аналойные иконы в Византии и Др. Руси: Образ и литургия. М., 2013. В. И. Вахрина Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2463459.html

«без пения», позднее придел во имя М. существовал при Казанской ц. подмонастырского Макарьевского погоста и при сменившей храмы этого погоста и обители ц. Знамения Креста Господня с. Капшина Калязинского у. ( Колоколов. 1900. С. 18-19, 24, 60, 100, 112). В 1621 г. в Кашине находились храмы вмц. Варвары и М., причем придел во имя М. сохранился и при сменившей эти постройки Покровской ц. ( Завьялов. 1901. С. 11; Он же. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности: С кратким житием блгв. кнг. Анны. СПб., 1909. С. 52). Судя по данным о ветхости нек-рых из перечисленных храмов в 20-х гг. XVII в., некоторые престолы во имя М. и соответственно храмовые иконы могли появиться уже во 2-й пол. XVI в. Такие приделы и иконы М. были созданы по инициативе представителей семейства Кожиных, к к-рому принадлежал М. В 1732 г. в их вотчине, с. Кожине Кашинского у., Н. И. Кожин построил ц. Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя М. над гробами родителей, жены и родственников святого, но запись в синодике церкви и хранившийся там древний житийный образ М. свидетельствуют, что придел с таким посвящением существовал уже в XVII в. ( Виноградов. 1901. С. 5, 9-10, 11). В Троицкой ц. также принадлежавшего Кожиным с. Кривец Мышкинского у. Ярославской губ. (построена в 1766 И. И. Кожиным) был придел во имя М., в храме имелась чтимая икона М. с частицей его мощей ( Рыбин К. Г. Краткие сведения о мон-рях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 367). Авторы дореволюционных церковно-археологических трудов упоминают древние изображения М., находившиеся в храмах Кашина, в окрестностях которого род. святой, и центра средневек. уезда, к которому относился Макариев мон-рь. Они существовали в Вознесенской (икона М. перенесена из упраздненного Воздвиженского храма) и Крестознаменской церквах; в Илиинско-Преображенской ц. хранился образ М. и прп. Сергия Радонежского ( Завьялов. 1901. С. 56, 62, 64; Виноградов. 1901. С. 24). В кашинском Никольском Клобуковом монастыре, где святой принял постриг, в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

1301. Белякова Е. В. Стефан, еп Пермский: К 600-летию со дня преставления//Страницы. 1996. 2. С. 75–86. 1302. Иоанн (Вендланд) , митр. Ярославский и Ростовский. Князь Феодор Черный//бТ. 1973. Сб. 11. С. 55–77. Св. блгв. Феодор ( 1299), князь Ярославский, – исследование жития и эпохи. Филипп, митр. Московский, свт. – см. 2480. Новомученики российские См. также: Новоканонизированные святые 1247); Житийные сборники...: Новомученики российские 1255–1261). Анатолий (Грисюк) , митр., сщмч. – см. 2361. Андроник (Никольский) , архиеп., сщмч. – см. 813. 1310. «...Я боролся с неверием»: Следственное дело по обвинению еп. Афанасия (Сахарова)/Публ., послесл. и примеч.: О. В. Косик//БСб. 1999. 3. С. 228–257. 1311. Обращение еп. Афанасия (Сахарова) к представителям власти/Публ., примеч.: О. В. Косик//БСб. 1999. 4. С. 225–252. 1312. Кривонос Ф., свящ. Священномученик Валериан Новицкий//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 172–174. Потомственный священник (Белоруссия), был расстрелян за отказ снять с себя сан. Василий (Зеленцов), еп., сщмч. – см. 1506. Вениамин Казанский), митр., сщмч. – см. также ИУ. 1313. Бовкало А. А., Галкин А. К. Митрополит Вениамин (Казанский): Краткая биогр./Сост. А. Б[овкало], А. Г[алкин]//ХЧ. 1991. 6. С. 5–8. 1314. Бовкало А. А., Галкин А. К. Св. митрополит Вениамин [Казанский] и Петроградский богословский институт//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 350–356. 1315. Бовкало А. А., Галкин А. К. Студенческие годы св. митр. Вениамина [Казанского] в СПбДА: [Докл. на юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 80–87. 1316. Бовкало А. А. Святой митр. Вениамин [Казанский] и послереволюционные годы по архивным документам и воспоминаниям//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 306–314. 1317. Сорокин В., прот. Венец жизни сщмч. Вениамина [Казанского], митр. Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших в ночь с 12-го на 13-е августа 1922 г.//ХЧ. 1999. 17. С. 21–58. 1318. Каледа Л. В. Воспоминания об отце – свящ. Владимире Амбарцумове//АиО. 2000. 2(24). С. 243–262. 1319. Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание архим. Игнатия (Бирюкова, 1932), священноисповедника//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 101–113.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По 9-й песни приводится светилен и богородичен. «В светильне 1-го гласа поднимается паламитская идея Фаворского света, который вместе с пророками Моисеем и Илией сподобляются видеть и святые» . «Обильная жатва Господня…» – такими словами начинаются хвалительные стихиры, воспевающие святых, живших в Ростовских и Ярославских городах и весях, составляющих сонм святых, твердых в вере и благочестии, горящих духом и кротких сердцем, иерархов, возвестивших слово Жизни . В богослужебной Минее после текста богослужения следует житийная справка о святом или событии, празднуемом в означенный день. После приводимого богослужения святым следует именной свод святых, входящих в состав Собора Ростово-Ярославских святых . Последним гимнографическим трудом митрополита Никодима (Ротова) была служба святому равноапостольному Николаю Японскому . Она была напечатана в ЖМП за 1978 год , а затем включена в издаваемые месячные Минеи под богослужениями 3 февраля . Особенностью всех служб, составленных владыкой, является акростих, который автор приводит сразу в начале текста богослужения. В приводимой службе краегранесие звучит: «Христу, Свету и Истине, послужив, Японию просветив, явился равен апостолом, Николае». В церковно-уставном плане богослужение построено по типу всенощного бдения, без полнейшего упоминания о предшествующем празднике Сретения Господня, ради его попразднства или последованиями Триоди Постной. На велицей вечерне автор приводит 4 стихиры на «Господи воззвах» на традиционный владыки 4-й глас, с указанием петь их на 8 . Основная мысль, высказанная владыкой в стихирах: призыв почтить проповедника Евангелия «в земли восходящего солнца», просветившего сердца человеческие и согревшие их божественной любовью. 3 стихиры на литии и богородичен, исполняемые на 1-й глас, продолжают повествовать об апостолькой миссии святителя Николая, призывают ликовать Японскую страну, которая имеет такого предстателя о них перед Престолом Божиим . В стихирах на стиховне возникает неясность, которая встречалась в исследуемой службе святой праведной Тавифе. Высокопреосвященнейший автор приводит 4 стихиры без упоминания о стихах , разделяющих стихиры.

http://bogoslov.ru/article/5607985

Таким образом, икона Семена Холмогорца является своеобразным памятником крупных исторических перемен – присоединения Киева к России и возвращения Киевской митрополии в лоно Русской церкви. Как уже указывалось, они происходили не в момент освящения церкви Николы Мокрого, а при освящении в 1686 г. теплого храма этой церкви; то есть, завершая работы над иконами для праздничного и местного рядов иконостаса холодного храма, художник успел продумать программу иконы 1687 г., запечатлевшей указанные события. Для Ярославля они имели особое значение. В них ярославцы видели продолжение событий начала века, а именно – освобождения русских земель от польско-шведских интервентов, в котором Ярославль, ставший в период смуты временной столицей России, сыграл очень важную роль. Впоследствии «...сознание величия своей освободительной деятельности было главным нервом ярославского искусства всего XVII в.» 1000 . В каждом из рассмотренных примеров представление о неординарном, но вполне реальном событии подобно мозаике складывается из целого ряда косвенных указаний на него: определенных сцен, молитв, выделения необходимых сюжетов местоположением. Возведение этих историй до высоты сакрально-символического значения происходит через полную замену избранного события другими (хорошо известными в церковной литературе и имеющими с ними семантические и формальные соответствия). Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, условный способ отражения дает возможность подчеркнуть сакральный характер событий истории освящения храмов и показать взаимопроникновение двух миров – видимого и невидимого, то появляющуюся между ними, то исчезающую границу (не случайно все указания на реально происшедшее оттеснены на периферию произведений – в житийный цикл и текстовую рамку). Во-вторых, обе истории являлись внетекстовыми: отдельные происшествия 1654 г. описываются в различных литературных источниках, киевские же к моменту написания Холмогорцем богородичной иконы не могли иметь литературной традиции 1001 . Наконец основная причина: чудесные события, ознаменовавшие освящение ярославских церквей, имели огромное значение для Семена Холмогорца и его современников как свидетельства Божественного благоволения Ярославлю и всей России, но в контексте вечного не могли играть той же роли, поэтому идея их отражения не подчиняет себе целиком программы икон холмогорского мастера.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Иаков, святитель, епископ Ростовский, Ярославский и Белоезерский († 1392, память 23 мая/5 июня, 27 ноября/10 декабря и 6/19 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых) Житийные сведения о преосвященном Иакове немногочисленны. С юных лет он отличался стремлением к иноческой жизни и подвизался в одной из Ростовских обителей, где и начал служение в священническом сане. В 1386 году (по другим источникам – в 1385 году) хиротонисан во епископа Ростовского при митрополите Пимене и великом князе Дмитрии Донском. «Все добродетели христианина, какими только свойственно украшаться святителю, были достоянием сего блаженного Иакова». Он отличался добросердечием, истинной религиозностью, твердостью веры. Горячим противником выступил святитель в борьбе против некоего Маркиана, распространявшего в Ростовской епархии ересь иконоборства. Силой своего слова святитель оградил ростовскую паству от влияния этой ереси. Сострадательный к людям, владыка Иаков всегда готов был принести себя в жертву и не отказывал всем прибегающим к его помощи. Об этом свидетельствует такой факт из его жизни. Одна женщина, впавшая в беззаконие плотское и приговоренная на смерть князем и боярами ростовскими, спасаясь от казни, припала к ногам святителя и просила у него защиты. Святитель, не осуждая грешницу, но желая спасения ее души, оказал ей защиту и отправил ее на покаяние. Этот факт ясно свидетельствует о проявлении преосвященным чувства сострадания и жалости. С другой стороны, этот случай раскрыл и другие замечательные качества преосвященного Иакова: смирение, кротость, простоту и незлобие, а также святость его жизни. Когда владыка Иаков защитил от смерти женщину, то на него вознегодовали люди и, заподозрив его в нечистой жизни, без всякого суда изгнали из Ростова. Святитель смиренно принял такое несправедливое осуждение и, выйдя из города, подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою святительскую мантию и, осенив себя крестным знамением, поплыл на ней, как в лодке, управляемый благодатью Божией. Чудесно переправившись через озеро, святитель удалился к тому месту, где некогда подвизался святитель Леонтий, епископ Ростовский († 1164, память 23 мая/5 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Недостаточная изученность мешает сегодня решить, насколько убранство Софийского собора большими настолпными иконами повлияло на декор других новгородских храмов; как располагались «Благовещение» из Юрьева монастыря (возможно, храмовая икона Благовещенской церкви 1103 г.), ГТГ 423 и «Св.Георгий» из Юрьева монастыря, ГТГ 424 . Возможно, в XII в. принципы размещения больших икон изменились. Не исключено, что «стилосной» была икона «Богоматерь Влахернитисса» («Ярославская Оранта»), ПТ, около 1224 г., из Спасо-Преображснского монастыря в Ярославле 425 . В русской храмовой декорации изображения на западных гранях предалтарных столбов долго еще сохраняли свое значение. Доказательство тому – две композиции на предалтарных столбах Успенского собора на Городке в Звенигороде около 1400 г.: «Ангел вручает преподобному Пахомию монастырский устав» и «Беседа преподобного Варлаама с царевичем Иоасафом». Линия, разделяющая алтарные части храма и наос, вдоль западных граней предалтарных столбов, несла огромную выразительную нагрузку. В пятинефных русских соборах XI в. с их не двумя, а четырьмя предалтарными изображениями. эта зона скрепляла основные компартименты храма, намечая связи между посвящениями его престолов в алтарных частях. Структура больших русских храмов XI в. – пятинефных. с галереями – определялась не столько собственно архитектурными традициями и художественными вкусами, сколько геологическими причинами, необходимостью как можно более глубокого раскрытия основной тематики христианства. Наиболее важным выводом из рассмотрения древнейших икон Софии Новгородской является не их размещение именно у пилястр предалтарных столбов, а их предполагаемый состав. Против нашей реконструкции состава икон можно выдвинуть серьезное возражение. Новгород не испытал больших исторических потрясений, его культуре присуща традиционность, уважение к прошлому. Особо чтимые иконы бережно сохраняются, копируются. Икона «Спас Златая риза» была не раз скопирована в Новгороде и многократно – я Москве. Почему же от исчезнувшей иконы Богоматери не осталось столь же яркой иконографической традиции? Ответим, что ведь и «Апостолы Петр и Павел», икона сохранившаяся, почти не имеет копий и реплик (кроме житийной иконы XVI в. из церкви Петра и Павла в Кожевниках в Новгородском музее.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Успение Богоматери. Икона. 1-я пол. XVII в. Ярославль. 122х101 см. ЯМЗ В середине XVII в. была написана и чрезвычайно интересная икона Ярославского областного музея изобразительных искусств – «Сергий Радонежский в житии». Воскресение – Сошествие во ад. Икона. 1640-е гг. Ярославль. 137х103 см. ЯМЗ. Происходит из Спасопробоинской церкви в Ярославле По обилию исторических сюжетов образ Сергия уникален даже среди ярославских икон XVII–XVIII вв. В среднике иконы святой изображен на фоне холмистого пейзажа, на отрогах которого представлены сцены из русской истории конца XV в. – начала XVII в.: «Приезд Софии Палеолог на моление в Троице-Сергиев монастырь», «Осада города Опочки», «Присоединение горных черемис и постройка города Свияжска», «Взятие Казани», «Осада Троице-Сергиева монастыря и Москвы поляками». Все эти необычные для других житийных икон Сергия сюжеты были почерпнуты ярославским художником из текста жития святого, изданного в 1646г. по списку новой редакции, которую составил келарь Троице-Сергиевой лавры Симон Азарьин. По манере исполнения сцены в среднике и клеймах иконы имеют много общего с образом «Толгской Богоматери» 1655г., но отличаются более светлой тональностью. Все композиции клейм даны на темном зеленовато-коричневом фоне, и лишь по верху перенасыщенного изображениями средника художник положил узкую полосу золота. Как и в иконе «Толгской Богоматери» 1655г., в композициях клейм и средника большое место занимают изображения всевозможных архитектурных сооружений. В иконе «Сергий Радонежский» они даже вытесняют в сцене «Явление старца отроку Варфоломею» картину ландшафта, необходимую по самой сути представленного в ней сюжета. Большой правдивостью отмечены изображения известных архитектурных памятников Московского Кремля: колокольни Ивана Великого, Спасской башни и Успенского собора, на фасаде которого иконописец воспроизвел характерную облицовку плитами белого камня. Богоматерь Всеблаженная. Икона. 3-я четв. XVII в. Ярославль. 54,5х46,5 см. Музей икон в Реклингхаузене. Германия

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Встречаются поясные изображения преподобного, со свернутым или с развернутым свитком; в последнем случае на свитке обычно помещена надпись: «Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни…» (Пс 54. 7). На образке из собрания Ф. Р. Комарова М. с непокрытой головой, держит четки, благословляет именословно (кон. XIX в.). Два цикла житийных иллюстраций были созданы в нач. XXI в. для нового издания Жития М. Гравюры петербургского худож. Р. В. Писарева обладают высокими художественными достоинствами, но имеют некоторые расхождения с текстом Жития (напр., вместо «Одигитрии» Тихвинской изображена «Одигитрия» типа Смоленской). Второй цикл состоит из 26 рисунков к Житию и акафисту, стилизованных под прориси с древних икон. К образу М. обращался совр. петербургский иконописец Г. В. Гашев. Его произведения решены в условно-древнерус. стилистике, с ориентацией на искусство Дионисия. На ростовой иконе М. изображен с посохом и развернутым свитком; на поясной - свиток свернут, рукоять посоха имеет загнутые концы. Лит.: Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. С. 95. Ил. 1, 2; Русские мон-ри: Искусство и традиции. [Б. м.], 1997. С. 197. И. Л. Бусева-Давыдова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2562456.html

Вскоре после канонизации Д. появились его изображения в полном архиерейском облачении на фоне пейзажа, иногда с видом храма. На вологодской иконе 2-й пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) святой стоит на церковном орлеце, обращен к Спасителю в облачном сегменте, пейзаж с горками. Образ 2-й пол. XVIII в. (ЯХМ) представляет Д. с Евангелием в правой руке, в молении Ватопедской иконе Божией Матери, слева вдали - монастырский 5-главый собор Зачатия прав. Анны (Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII-XX вв. из собр. ЯХМ: Кат. выст. М., 2003. С. 56-57. Кат. 20). На иконе посл. трети XVIII в. из имения Петровское под Рыбинском (РГИАХМЗ) - фронтальное изображение святого с благословляющей десницей и Евангелием, с условным видом церкви справа. Д. на фоне града Ростова с храмами и колокольнями - иконография эстампа 1850 г. мастерской А. Логинова (РГБ), разработана на основе более ранних вариантов (в подписи употреблено слово «новоявленный»). Известны иконы Д. с довольно точным воспроизведением архитектурного облика Спасо-Иаковлевской обители (нач. XX в., ГМЗРК). Особый извод составляют иконы и гравюры, где рядом с фигурой Д. помещена композиция обретения его мощей. Такие произведения, преимущественно ростовского, ярославского, московского происхождения, распространенные во 2-й пол. XVIII в. (ГТГ, ЯХМ - см.: Кузнецова О. Б. , Федорчук А. В. Иконы Ярославля XVI-XIX вв. ЯХМ: Кат. выст. М., 2002. С. 82-83. Кат. 40), включают вид Зачатьевского собора с мощами святителя в приделе (храм показан снаружи, придел с ракой - изнутри) и группой богомольцев. Более традиц. иконописный вариант представлен на образе кон. XVIII в. из собр. А. А. Титова (ГМЗРК). На иконе посл. трети XVIII в. из ц. прп. Сергия Радонежского в Пушкарях в Москве (ГМИР) изображен интерьер храма с пилястрами и сводами. Свт. Димитрий Ростовский. Худож. В.К. Шебуев (?). Нач. XIXb. (ГМЗРК) Свт. Димитрий Ростовский. Худож. В.К. Шебуев (?). Нач. XIXb. (ГМЗРК) Образ кон. 50-х гг. XVIII в. (Самарский епархиальный церковно-исторический музей) выделяется правым поворотом фигуры Д. (в левой руке - раскрытая книга и жезл) и пространными сопроводительными текстами в картушах (тропарь, кондак, краткая биография святого, рассказ об обретении мощей). На иконе посл. четв. XVIII в. (ГМЗРК) показано явление святителя (в зеленой рясе, архиерейской мантии и клобуке, в тексте на иконе - «в монашеском одеянии») сибир. жителю, мусульманину Стефану, к-рый получил наставление принять крещение (чудо произошло 7 нояб. 1758). Подписной образ кон. XVIII в. иконописца Евфимия Денисова из Вязников (ГМЗК, из Симонова мон-ря в Москве) содержит 3 житийных сюжета, расположенные в обратной последовательности: преставление святого, обретение его мощей, Д. «труждашеся о сочинении книг житие святых».

http://pravenc.ru/text/178011.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010