Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский». Сер. XVI в. (ГМЗРК) Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский». Сер. XVI в. (ГМЗРК) Гравированный лист «Блж. Исидор Ростовский, с 8 клеймами жития» нач. XIX в. поступил в собрание ГМЗРК из Вознесенской ц. Ростова (Монастыри и храмы земли Ярославской: Кр. иллюстр. энциклопедия/Авт.-сост.: М. Г. Шиманская, С. И. Метелица. Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 164. Ил.). Центральный образ И. в верхней части композиции выделен рамой, святой предстоит на фоне пейзажа благословляющему из облаков Спасителю. У И. короткая борода, длинные волосы, риза переброшена через правое плечо и спадает до земли, ноги обнажены. Слева одноглавый храм, в проеме к-рого показано преставление святого или его св. мощи. По сторонам от фигуры И. расположены по 4 житийных клейма, обрамленных картушами. Хронологически сюжеты читаются справа налево: 1. «Утаився всех и дому своего отиде и мало прешед и ризу извлече с себя блаженныи Сидор»; 2. «Проходя грады и места и многу досаду и укорение блаженный приемлет»; 3. «Устрой же блаженныи Сидор кущу себе в храстине не покровенну»; 4. «Волнами разбивающеся кораблю и по жребию некоего купца ввергоша в море и спасе его»; 5. «Блаженный Сидор испроси [пити] у приста[в]ленника, ниже даде ему, но и отогна его»; 6. «Блаженныи Сидор доволно в хижине своей за оскорбящих его молитву творяше»; 7. «Принесша из Киева просфоры во время Святыя литургии о устроении кущи святого»; 8. «Преставися блаженныи Сидор, святая его душа ангелами взета на Небо». В нижней части листа - текст молитвы И., завершающийся пожеланием «благоверному же императору нашему Александру Павловичу на сопротивныя супостаты победы». По иконографии этот эстамп (в «зеркальном» виде) восходит к более ранней гравюре резцом посл. трети XVIII в., где в молитве упоминается имя имп. Екатерины II ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 611-612. 1471). Д. А. Ровинскому было известно еще неск. вариантов подобных гравюр 20-30-х гг. XIX в., отличающихся текстами молитвы.

http://pravenc.ru/text/674886.html

Смелое новаторство проявил знаменщик в оформлении 12 больших окон церкви. На подоконниках он поместил вместо традиционного травного узора 12 овальных медальонов, где в пышных барочных рамах, напоминающих портретные, представлены ветхозаветные пророки. В арках окон размещены изображения знаменитых богородичных икон, поддерживаемых летящими ангелами. На южной стене это иконы Толгская, Федоровская, Тихвинская и Троеручица, на западной - Казанская, Донская, Ярославская и Иерусалимская, на северной — Корсунская, Знамение, Смоленская и Владимирская. В арках входных порталов помещены композиции: южной — «Недреманое око», западной - «Троица Ветхозаветная», северной - «Положение во гроб». В конхе центрального алтаря помещен сюжет «О тебе радуется», в верхнем регистре апсиды изображения на литургические темы, захватывающие и часть западной стены, а в нижнем - вселенские святители. На западной стене над порталом — композиция «Достойно есть». В боковых частях алтаря изображения расположены следующим образом: в конхе жертвенника «Се агнец», на своде «Похвала Богоматери», на стене житийный цикл неизвестного преподобного из 10 сцен и архидиаконы, на западной ее стороне — «Неопалимая купина», при выходе из жертвенника в главный алтарь «Кирилл и Афанасий Александрийские» и «Видение Ефрема Сирина о раздроблении просфор», диаконник расписан изображениями преподобных. В северном Зачатьевском приделе изображение в конхе утрачено, на стенах фигуры ростовских и вселенских святителей. На паперти церкви расписаны только наружные стены четверика храма. В тимпанах западной паперти сцена Страшного Суда в виде отделения овец от козлищ, а также «Сошествие во ад» и «Суд над Христом», по сторонам портала ангелы, охраняющие вход. На южной паперти - «Собор апостолов» и «Обретение Казанской иконы». На северной - «БогоматерьТолгская» (над порталом) и «Ярославские чудотворцы». На паперти церкви находятся белокаменные резные надгробия членов семьи храмоздателей Неждановских, захороненных здесь в XVII в. Пятиярусный иконостас Златоустовской церкви конца XVII - начала XVIII в.в. принадлежит к числу шедевров ярославского декоративного искусства. Резьба выполнена в формах, переходящих в круглую скульптуру. Орнамент состоит из виноградной лозы и цветочных гирлянд. Особенно красивы царские врата, в резьбе которых использован мотив цветущего подсолнечника. Большинство икон в иконостасе написаны в XVII-XVIII в.в. Некоторые иконы местного ряда исполнены знаменитым изографом Семеном Спиридоновым Холмогорцем.

http://sobory.ru/article/?object=10886

Другой сподвижник архиепископа Гурия – архимандрит Варсонофий, будущий Тверской святитель (†1576; пам. 11 апр.) в свое время по благословению Митрополита Макария был поставлен игуменом Никольского Песношского монастыря; см.: Тверской Патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Казань, 1907, с. 81; Священник В. Руднев. Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец, как настоятель Николаевского Песношского монастыря. М., 1899, с. 2. 689 Житие и страдание святого преподобномученика Адриана игумена Пошехонского чудотворца. Ярославль, 1873, с. 7–8. См. также: Ярославские епархиальные ведомости. 1873. 4. часть неофициальная, с. 29–30; Настольная книга священнослужителя. Т. 3. Месяцеслов (март-август). М., 1979, с. 31. О житии Преподобного современный исследователь говорит, что оно написано в 70-х годах XVI века и является интереснейшим памятником русской агиографии; см. Дмитриев Л. А. Житийные повести русского севера как памятники литературы XIII–XVI вв. л., 1973, с. 212. 690 «Священства благодать прием на земли, отче преподобие, в Скинии Небес ней ныне священнодействуеши и со дерзновением молиши Триединого Бога о Церкви святей и обители твоей, почитающей верно святую память твою». – Служба с Акафистом святому преподобному Адриану, игумену Пошехонскому, чудотворцу. М., 1912, л. 11. Об этом же говорится и в службе на обретение честных мощей Преподобного: «Священством, паче же и старейшинством, от святителя честно почтен был еси, преподобие». – Минея служебная, месяц ноябрь. Ч. 2. М., 1981, с. 136. 691 Служба с Акафистом святому преподобному Адриану. Кондак 6, л. 18–18 об. К сожалению, неизвестно, кто является автором данного Акафиста. Известные нам исследователи ничего об этом не говорят; см. Попов А. Православные акафисты за Синодальный период русского песнотворчества//Православный собеседник. Казань, 1902. Ч. I с. 33–64, 241–266, 317–337, 474–527, 611–639, 753–779; Ч. II с. 148–196; 277–324; 437–478; 585–638; 741–790; 1903. Ч. I с. 555–596; Ч. II с. 93–176; 337–346; 501–536; 682–696; Протоиерей А.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Лит.: Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1860; Иустин [Охотин], архим. Описание Ростовского Богоявленского мужского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862; Вахромеев И. А. Путеводитель по Ростовскому музею церковных древностей. Ярославль, 1886; Мансветов И. Д. Ростовский музей церковных древностей. Ярославль, 1889. Агиогр.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 26-38; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 1-5; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 1-43; он же. Несколько разъяснений по поводу рецензии акад. Е. Е. Голубинского//РФВ. 1906. Т. 55. 1/2. С. 327-330; Голубинский. Канонизация святых. С. 82-83; он же. История РЦ. Т. 1, 2-я пол. С. 763-775; Дурново Н. Н. Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе//Древности: Тр. МАО. 1907. Т. 4. Вып. 1. С. 59-61; Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 154-155; Буланина Т. В. Житие Авраамия Ростовского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 237-239. Иконогр.: О(добеско) А. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции//Археол. изв. и заметки. М., 1894. 2. С. 44-47; Силкин А. В. Малоизвестные памятники строгановского лицевого шитья из Ростова Великого//ПКНО, 1985. М., 1986; он же. Древнерусское шитье//IX выставка произведений искусства, реставрированных ВХНРЦ. М., 1988. С. 153, 160, кат. 331 (ил.); Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990; Иконы из собрания Ростовского музея-заповедника: Кат./Сост. В. И. Вахрина. М., 1991; Вахрина А. Л. Об иконе «Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы» из собрания Ростовского музея//История и культура Ростовской земли, 1995: Сб. Ростов, 1996. С. 63-71; она же. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского//Сообщ. Ростовского музея. Ярославль, 1995. Вып. 8. С. 113-127; она же. Иконы с датами, подписями, надписями из собрания Ростовского музея//Там же. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 89-110; Третьякова А. Л. Крест Авраамия Ростовского//Пластические искусства: Исследования молодых: Сб. науч. работ аспирантов НИИ РАХ. М., 1997. С. 153-164; она же. Среднерусская агиографическая традиция в искусстве XVI-XVIII вв.: Иконография Авраамия Ростовского: АКД. М., 1998; Пуцко В. Г. О ростовской иконописи XIII-XVI вв.//Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 75-83.

http://pravenc.ru/text/62956.html

Востоке, среди албазинских казаков (возможно, псковского происхождения). Очевидно, распространение иконографии Д. в др. регионах было связано с заказчиками и мастерами - выходцами из Пскова. Судя по форме бороды, Д. изображен среди молящихся князей на иконе Божией Матери «Моление о народе» 2-й пол. XVI в. из Оружейной палаты Московского Кремля (ГИМ; София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 124), однако наличие шапки не позволяет настаивать на этой гипотезе. Отсутствием традиц. признаков иконографии святого отличается миниатюра «Родословное древо русских князей» из синодика Ярославского Преображенского мон-ря 1656 г. (ЯИАМЗ; Спасо-Преображенский мон-рь в Ярославле: Путев./Авт.-сост.: С. Е. Блажевская. М., 2003. С. 20): у основания древа представлены равноапостольные Владимир и Ольга, на ветвях - св. князья Борис и Глеб, Д. и Всеволод, Михаил Черниговский и его боярин Феодор. Д. показан в шубе, шапке, с пышными волосами и округлой бородой (иконографические признаки блгв. кн. Всеволода также не вполне соответствуют традиции). Однако в ярославском искусстве XVII в. был известен и более соответствующий традиции облик псковского князя. Вместе с рус. князьями (очевидно, между блгв. князьями Всеволодом и Александром Невским) Д. показан на нижнем поле житийной иконы блгв. князей Василия и Константина Ярославских 2-й пол. XVII в. из Успенского собора в Ярославле (ЯИАМЗ): у него длинные волосы с проседью и борода, большая лысина, на плечах шуба, в левой руке меч. Примеры изображения Д. (в числе др. рус. князей) в монументальной живописи XVII в.- роспись юго-зап. столпа ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле 1640 г. ( Федорычева Е. А. Ц. Николы Надеина в Ярославле. М., 2003. Табл. IIб, 2; на сев.-зап. столпе представлен блгв. кн. Всеволод), а также роспись 2-го юж. столпа Успенского собора ТСЛ 1684 г. ( Олсуфьев Ю. А. Опись икон ТСЛ до XVIII в. и наиболее типичных XVIII и XIX вв. Серг. П., 1920. С. 65). В Новое время образ Д.

http://pravenc.ru/text/178701.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИПОВСКИЕ династия иконописцев из г. Романова-Борисоглебска (совр. г. Тутаев Ярославской обл.), представители к-рой работали в XVIII - 1-й пол. XIX в. А. принадлежало большое и разнообразное собрание графических иконных образцов (в наст. время хранится в ГИМ, приобретено у супруги С. Т. Большакова Е. М. Большаковой), включавшее листы с работ мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, переводы из Сийского иконописного подлинника. Основатель династии Федор Михеев Агапов-Архиповский (1746 - после 1805?) (в наст. время работы неизвестны) внес наиболее значительный вклад в собирание иконных образцов; сохранилось ок. 200 подписных листов посл. четв. XVII в.- 1805? г., в т. ч. образцы с икон ц. св. прор. Илии в Ярославле, с местных чудотворных Казанской и Феодоровской икон Божией Матери, листы житийного цикла Богородицы, подборка житийных клейм икон св. Илии Пророка, неск. образов рус. святых: «Блгв. кн. Даниил Московский», «Свт. Никита Новгородский», «Свт. Алексий Московский» и др. Старший сын Федора Василий Архиповский (1779-1844) работал по заказам от Нерехты до Пошехонья; известен по подписям на неск. листах собрания, в частности воспроизводящим редкую местную иконографию «Спас Борисоглебский», ряд изображений Акафиста Богородицы и Благовещения, икон св. Иоанна Предтечи. В наследии иконописца Максима Федорова Архиповского (1784-1845; в нек-рых документах именуется также Агаповым), брата Василия, сохранились многофигурные композиции (иконный образец «Седмица»), листы с единоличными образами святых; кроме того, он является автором ряда иконописных произведений, напр. списка с чудотворной Югской иконы Божией Матери , находившегося в кафедральном соборе г. Рыбинска (не сохранился), по свидетельству Д. А. Ровинского , «образ писан очень мелко, с богатой золотой прописью». По заказам романовских купцов выполнил в 1824 г. для П. А. Горбунова икону «Сщмч. Афиноген, еп. Пидахфойский, в житии» (ГРМ), в 1833 г. для А. И. Трутнева образ «Прп. Исаакий Далматский, в житии» (Музей-квартира П. Д. Корина). Подписных образцов младших А. не более 80. Очевидно, при жизни отца семья работала единой артелью, т. к. встречаются листы с надписью: «Иконописцев Архиповских»; впосл. образцы были поделены между братьями, о чем свидетельствуют надписи на листе «Спас Смоленский»: «Сей образец Федора Михеева»; «Сей рисунок Василия Архиповскова, верно доставшийся после родителя своего Федора Архиповскова точно также по разделу». Судя по иконографии и строгой каноничности образцов собрания, А. являлись старообрядцами.

http://pravenc.ru/text/76544.html

В настоящей работе на основании обследования рукописных собраний Москвы, Санкт–Петербурга, Киева, Вильнюса, Твери, Ярославля, Ростова, Саратова и других городов выявлено и изучено более 400 списков житийных произведений о Сергии и Никоне Радонежских, составлена новая классификация текстов. Наибольшее внимание было посвящено исследованию рукописей XV—XVII вв., при этом списки XV—XVI веков изучены с исчерпывающей полнотой  Для получения наиболее точной датировки и локализации рукописей (особенно древнейших) проведено исследование Троицкого монастырского скриптория XV века и 20—30–х годов XVII века (почерки писцов, распределение сортов бумаги по времени и т. д.). Я использую также свои прежние наблюдения по истории книгописания в Иосифо–Волоколамском монастыре в первой половине XVI века, московского митрополичьего скриптория 20—30–х годов XVI века и патриаршего делопроизводства последней трети XVII века . В заключение пользуюсь приятной возможностью выразить глубокую благодарность за теплый прием и всемерную помощь в работе над темой сотрудникам рукописных отделов Российской государственной библиотеки, Государственного исторического музея, Российского государственного архива древних актов и документов, Научной библиотеки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Государственного литературного музея, Государственной исторической публичной библиотеки, Государственного историко–художественного музея–заповедника им. Андрея Рублева, Государственного историко–художественного музея–заповедника в г. Сергиев Посад, Российской национальной библиотеки, Библиотеки Российской Академии наук, Российского государственного исторического архива, Санкт–Петербургского отделения Института российской истории Российской Академии наук, Научной библиотеки Санкт–Петербургского университета, Института русской литературы Российской Академии наук (Пушкинский Дом), Центральной научной библиотеки Академии наук Украины, Центральной научной библиотеки Академии наук Литвы, Псковского государственного объединенного историко–архитектурного и художественного музея–заповедника, Государственного архива Тверской области, Угличского областного архива, Ярославского историко–художественного музея–заповедника, Государственного архива Ярославской области, Научной библиотеки Саратовского государственного университета, Государственной публичной научно–технической библиотеки Сибирского отделения Российской Академии наук, Института истории, филологии и философии Сибирского отделения Российской Академии наук, Нижегородской городской областной библиотеки, Научной библиотеки Ростово–Ярославского архитектурно–художественного музея–заповедника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Привожу несколько ярких примеров в этом роде, – «от многих малая» по житийному выражению. 1904 Издание жития Разбор и замечания 37, 29 «не достоин бо такова милостива светильника забвения положити» 186, 21–22 «не достоить бо такова светильника забвение положити» —454— Следует: не достоит… Ч. и А Ч забвение (нет в) А в забвение 38,7 «к величеству похваляемого течением слова достигнем 187, 22–24 «к величеству похваляемоготечением славы достигнем» Следует: «славы» 41, 24–25 «ни единого бо смути желани имени да ни славы ревность 195, 25–26 «ни единого бо желание имении» Ч ни единого бо смути желание имении Кстати здесь же на 195 стр. автор делает ошибки в цитате из Златоуста «ни единого бо смути желании имении да ни славы ревность». В печатном тексте – сентябрь, 1668, а равно и в рукописи Вел. Четь-Миней Май, л. 307 об., «ни единого убо смутить имений желание, да не славы ревность». 43, 16–22. «взыщем и обрящем от добра древа плод изящен паче же доброго ради плода древа многое похвалим и ублажим. богомудрый же василие и по естеству не просто рожен молитвами бо испрошен и богом дан бысть родителема и от младенства яко аггел чистотою показася... пощение цвет, смирения плод». На стр. 193–194 эти слова приводятся с пропусками «многое» и «бо»; вместо «пощение» стоит «пощения», что и правильнее; а вместо «яко» – «як», что, конечно, ошибка. 44, 35–36 «ожидает Бог обращения грешнича» 197, 14–15 «ожидает Бог обращения грешника» Следует: «грешнича» 48, 12–13 «от начала самого корення, исторже плевел. да не како возраст подавит доброе семя» 203, 3–4 «от начала с самого корения исторже плевел да не како возрастет подавит доброе семя» Следует: «возраст» 50, 19–20, «вчера видехом странъствующа а днесь со адамом и верным авраамом веселяся» 207, 2–4 «вчера видехом страньствующа, а днесь адамом и верным авраамом веселится —455— Следует: «веселяся» 51, 1–2 «кими добрыми делы можем оумолити за ся» 207, 34 «оумолити господа за ся» Следует: га за с 51, 10–11 «сих бо в животе егда на земли презре, и ныне со Христом на небеси суще»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сцена «Притча о бедной вдовице» (клеймо 13), помещенная в правом ряду клейм между чудесами исцелений, на первый взгляд может показаться здесь чужеродной, однако она введена для пояснения замысла. Напротив нее в левом ряду расположено клеймо 12 «Приведение грешницы к Христу». Поступок вдовицы сам Иисус оценил как пример бескорыстной любви к Богу и истинной веры. Согласно исследованию Л. Peo, на Страшном Суде вдовица явится символом праведника 981 . Таким образом, в этих группах клейм подчеркивается, что Христос – врач душ и телес, искореняющих грех и врачующий истинно верующих. Такое противосопоставление грешника и страдающего телесной болезнью известно в искусстве христианства издревле 982 . Интерес к этой теме сказывается и в других особенностях памятника. В первую очерсдь здссь стоит упомянуть тексты «молитвенной рамки» иконы «Спас Вссдержитель», отделяющей средник от цикла клейм. Тексты «молитвенной рамки» в работах Холмогорца, как мы увидим в дальнейшем еще на одном примере, нередко являлись ключевыми для выражения замысла художника. В рассматриваемой иконе, как и во всех житийных иконах Холмогорца, приведены тропарь и кондак. Тропарь: «С вышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленныя грехи. Владыко всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость». Кондак: «Всякие скверны, всемилостиве Спасе, аз бых делатель, и во отчаянии ров впадся, но стеню от сердца вопию к Тебе слове, ускори, щедрый и потщися на помощь нашу яко милостив». Приведенные тропарь и кондак, акцентирующие тему греха и раскаяния, поются 1 августа в праздник Происхождения Честных древ Честного и Животворящего Креста, который, как известно был установлен потому, что именно в августе часто вспыхивали эпидемии, уносившие тысячи человеческих жизней. Его издавна отмечали Константинополе, где установился обычай носить древо Креста по дорогам и улицам для «освящения мест и отвращения болезней» 983 . Вероятно, в этой связи можно упомянуть и сцену «Воскрешения Лазаря», которая также расположена в правом ряду клейм и как бы завершает ряд чудес исцелений. Напомню, что данная сцена единственная, работая над которой иконописец обратился не к евангельским текстам, а к иному сочинению, где сюжет описан подробнее, скорее всего к апокрифу «Слово на Лазарево воскрссение». Это говорит о внимании к ней мастера и ее особой важности. Как известно, чудеса воскрешения Христом умерших (воскрешение Лазаря, дочери Иаира, сына наинской вдовицы) трактуются как вершина Его чудесных деяний. Однако в молебных песнопениях, посвященных избавлению от губительного поветрия и смертоносной заразы, в ряду целений упоминается только чудо воскрешения Лазаря. Интересны приводимые здесь строки: «Словом Лазаря воскресивый, ныне яко из гроба нас лютыя немощи возставивый оживи.– то есть избавление от эпидемий, уносивших множество жизней, уподоблено воскрешению – «поднятию из гроба» Лазаря. Важно, что в молитвах о спасении от обычных недугов оно не упоминается 984 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Однако главенствующим христ. мотивом поэзии Н. является редкостное по глубине и искренности покаяние. К 1855 г. относится стихотворение «Влас», в котором в духе житийной лит-ры отобразились мотивы покаяния и духовного преображения грешника: «Роздал Влас свое имение,/Сам остался бос и гол/И сбирать на построение/Храма Божьего пошел». Это было 1-е собственно религ. стихотворение Н. Тему покаяния он развивал и в стихотворениях «В больнице» (1855), «Когда из мрака заблуждения я душу падшую воззвал…» (1846), «Умру я скоро…» (1867), в поэме «Рыцарь на час» (1862) и др. Воспевая жертвенность ради других, Н. горько переживал свою слабость, неспособность к полному самопожертвованию. В стихотворении «Умру я скоро…» - горькое признание: «Я к цели шел колеблющимся шагом,/Я для нее не жертвовал собой…» Евангельская лексика и христианские мотивы переполняют поэзию Н. Во мн. произведениях воспроизводился строй мысли и речи носителей народного Православия: «Грех мирянам-то показывать/Душу - Богу обреченную!/Говорить - гневить Всевышнего,/Окаянных бесов радовать...» («Орина, мать солдатская» (1863)). В стихах Н. выразил и свою религиозность: «Я внял... я детски умилился.../И долго я рыдал и бился/О плиты старые челом/Чтобы простил, чтоб заступился,/Чтоб осенил меня крестом/Бог угнетенных, Бог скорбящих,/Бог поколений, предстоящих/Пред этим скудным алтарем!» («Тишина»). Отношение Н. к отмене крепостного права в 1861 г. было неоднозначным: с одной стороны, он надеялся на улучшение жизни и новые возможности, к-рые открывались для свободных крестьян, с другой - скептически предчувствовал новые испытания для них. В 1861 г. Н. купил усадьбу Карабиха в Ярославской губ., где отныне проводил почти каждое лето, открыл школу для крестьянских детей в с. Абакумцеве. Тогда же он приступил к созданию цикла «крестьянских» поэм, ставших его высшим творческим достижением. В 1863 г. Н. публикует поэму «Мороз, Красный нос». В поэме представлены идиллические картины крестьянской жизни, напоминающие описанные в стихотворении «Крестьянские дети» (1861).

http://pravenc.ru/text/2564846.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010