Блж. Исидор Твердислов. Эмалевая дробница с иконы Ростовских святых. Мастер круга Я. И. Шапошникова. 1-я пол. XIX в. (ГМЗРК) Блж. Исидор Твердислов. Эмалевая дробница с иконы Ростовских святых. Мастер круга Я. И. Шапошникова. 1-я пол. XIX в. (ГМЗРК) В ростовской ц. Вознесения Господня с приделом во имя И. в нижнем ярусе юж., зап. и сев. стен наоса в росписи 20-х гг. XVIII в. (неоднократно поновлялась) сохранился единственный известный монументальный цикл жития И., в композициях к-рого изображен Ростов с Успенским собором. «Повествование» начинается с юж. стены и включает сюжеты: 1. И. за трапезой в своем доме; 2. И. оставляет дом; 3. И. терпит поношение от горожан; 4. И. молится в куще на болоте; 5. И. на улице города; 6. И. спасает купца от потопления; 7. И. приносит просфору из Киева; 8. Преставление И.; 8. Погребение И.; 9. Чудо со священником, дерзнувшим искать мощи И.; 10, 11. Исцеления болящих (см.: Там же. С. 76, 82, 84). Этот житийный цикл, очевидно, послужил основой для создания иконы и гравюры с сюжетами Жития святого. Местонахождение житийной иконы И. неизвестно, сохранилось только ее описание ( Израилев А., прот. Древняя икона св. Исидора, Христа ради юродивого//Ярославские ЕВ. 1898. 43. Ч. неофиц. С. 671-672). Образ находился около раки И. в иконостасе придела, по левую сторону северных алтарных дверей в Вознесенской ц. в Ростове. В среднике (размеры: 81/8×71/8 вершка) И. был представлен в рост, с 8-конечным крестом в правой руке (левой поддерживает ее под локоть), в короткой ризе; надпись: «св. прав. Исидор блаж.». Икона имела серебряный с позолотой оклад 1787 г. (с чеканной надписью: «святый Сидор Растовски») и была вставлена в раму (20×13,5 вершка) с 13 клеймами жития чудотворца. Согласно надписям, в верхнем ряду располагались композиции: 1. «Святый Исидор, познав истинную во Христа веру, изыде из дому своего»; 2. «Святый Исидор совлече одежды своя и прия на ся юродственное житие»; 3. «Блаженный Исидор, проходя грады и веси, многу досаду и укорения приемлет от безумных человеков»; 4. «Блаженный Исидор устрояет себе кущу из хврастия непокровенну». Далее в традиц. порядке чтения (слева-направо) значатся сюжеты: 5. «Святый Исидор моляше в нощех Бога своего»; 6. «Святый Исидор избави купца от потопления морского»; 7. «Блаженный Исидор попроси пития и изгнан бысть из княжеского дому»; 8. «Святый Исидор принесенную из Киева просфору подает святителю». В нижнем ряду: 9. «Преставление блаженного Исидора»; 10. «Погребение блаженнаго Исидора»; 11. «Чудо святаго Исидора на пресвитере, дерзнувшем извещение прияти о святем телеси его»; 12. «Чудо святаго Исидора, како беснующийся исцеле при святых мощах его»; 13. «Чудо святаго Исидора, како одержимый очною и глазною болезнию исцеле при мощах его». На серебряном окладе рамы стояло клеймо С.-Петербургской пробирной палаты с датой 1826 г. Эту икону с особым благоговением принимали в домах жители Ростова. |
Житие святого, представленное в 20 довольно крупных по размеру клеймах, по мастерству исполнения уступает изображению в среднике. Иоанн Предтеча в житии. Икона. 2-я пол. XVI в. Ярославль. 124х103 см. ЯМЗ Формы архитектурных композиций отличаются не только архаичностью, но и утомительным однообразием своих конструкций. В рисунке фигур нет той изысканности, что свойственна центральному изображению. Краски в клеймах мутны, их сочетания не создают звучных аккордов. При рассмотрении иконы издали композиции клейм сливаются в темные полосы. Темные по колориту сцены в клеймах кончаются на линии позема в среднике, нижний ряд клейм имеет более светлую раскраску. По высоте позем средника равновелик ширине одного клейма, сливаясь с темными композициями житийного цикла, он как бы является частью большой рамы, в которую заключено изображение средника. Среди хранящихся в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике произведений иконописи XVI в. выделяется мастерством исполнения большой образ «Ярославские князья Федор, Давид и Константин в житии». До поступления в музей он находился в церкви этих чудотворцев Спасского монастыря. Не вдаваясь в решение вопроса о том, кем была исполнена икона «Князья Федор, Давид и Константин» – местным или призванным в Спасский монастырь московским художником, – надо отметить ее необыкновенную важность для развития ярославской школы живописи в следующем веке. В самой тематике иконы, в ее композиционном строе, в характерной насыщенности сюжетов клейм бытовыми подробностями как бы сконцентрирована вся программа дальнейших поисков местной школы живописи. Героями живописного изображения являются реальные исторические личности, бывшие удельные князья Ярославля. В клеймах иконы даны события городской жизни с конца XIII в. и до начала XVI в., показаны знакомые каждому ярославцу постройки Спасского монастыря. Именно эта тяга к конкретности изображаемого события, к его достоверности будет в XVII в. одним из важнейших принципов в творчестве местных ярославских мастеров. В самом композиционном строе иконы имеется немало таких деталей, которые станут в XVII в. характернейшими признаками произведений живописи, вышедших из-под кисти ярославских иконописцев. К числу таких деталей относятся: обильная разделка одежд всевозможными видами травных и иных узоров, использование в конструкции архитектурных кулис форм, почерпнутых из западных образцов (главным образом из гравюр), обнесение границ средника лентой орнамента, измельченность изображений в клеймах, большое количество клейм. |
Из икон прилегающей к собору церкви преподобного Никона, в общем XVIII в., выделяются 20 житийных икон Троицы на четырех досках, помещенных над ракою преподобного Никона – прекрасные образцы ранних строгановских писем; это створки бывшего киота иконы Святой Троицы Рублева, упоминаемые в описи 1642 года. В так называемой палатке, или келье преподобного Сергия, среди современных икон приятно выделяются древние иконы над гробницей святителя Серапиона (Господь Вседержитель, 46х31см XV века, св. Леонтий, и некоторые другие; затем богато убранная золотом с чернью и жемчугом икона Николая Чудотворца, по преданию благословение преподобного Сергия члену рода Воейковых и возвращенная в лавру одним из Воейковых в начале нашего столетия. Роспись стен внутри собора – начала XX столетия – покрывает роспись первой половины XVII века (сохранился фрагмент в алтарной апсиде), которая непосредственно заменила первоначальную роспись (Рублева?) времени преподобного Никона ([Бычков А. Ф.] Краткий летописец [Свято-троицкие Сергеевы] лавры. СПб., 1865. С. 8). Из других церквей лавры наиболее цельное впечатление в отношении иконописи дает Успенский собор. Законченный стройкой в 1585 году, он был расписан только в 1684 монастырскими «домовыми» иконописцами (иначе говоря местными), совместно с Ярославскими «кормовыми» (т. е. состоявшими на иждивении Государева двора) 283 . Роспись неоднократно поновлялась, но вопреки обычной в этих случаях порче сохранила характер своего века и представляет прекрасный образец росписи того времени. Она выполнена вполне иконописно, и многие группы и отдельные фигуры отличаются хорошим, изящным рисунком и красивой гаммой красок. Иконы иконостаса, а равно и царских врат носят облик допетровского времени. В рукописной описи монастыря 1642 года мы имеем прямое указание, что икона Софии Премудрости Божией, одна из местных икон Успенского собора, была написана «на красках ново», иначе говоря, была написана в начале XVII века. Что касается других древних церквей лавры, то в них, к сожалению, почти все старые иконы заменены иконами XVIII века или XIX (за исключением прекрасных царских врат XV–XVI века и нескольких икон в церкви Зосимы и Савватия, и местных икон конца XVII столетия в Трапезной церкви во имя преподобного Сергия). |
Изображения преподобного сохранились в большом количестве: это единоличные образы различной иконографии, житийные иконы, нередко его образ входит в состав избранных или палеосных святых, обязательно присутствует в Соборах Костромских и Русских святых. Образ М. есть в прорисях, в лицевом шитье, в гравюре и книжной миниатюре, в скульптуре и стенописи; в различных собраниях имеются эмалевые и чрезвычайно редко меднолитые образки. Единоличные образы М. известны с кон. XVI в. Первая группа памятников восходит к прямоличному образу («Макарей стоячей» у гроба святого) в унженской и желтоводской традиции. Древнейшим сохранившимся произведением этого иконографического типа является пелена из ризницы нижегородского Спасо-Преображенского собора (НИАМЗ), которую можно датировать кон. XVI - нач. XVII в. Ряд произведений 1-й пол. XVII в., принадлежащих к этому типу, имеют нижегородское, ярославское или муромское (напр., икона 2-й четв. XVII в., МИХМ) происхождение и свидетельствуют о популярности святого в Поволжье. Поясные прямоличные образы М. сохранились в нескольких памятниках XVIII - нач. XX в. Среди них особенно важен последний прославившийся чудотворный образ этого святого (нач. XX в.) из Воздвиженского храма с. Алтуфьева в Москве. К особому варианту этого типа можно отнести скульптурный образ М. из «старособорной» Успенской ц. Солигалича, изображающий святого прямолично в рост, с крестом и копьем (Посл. треть XVIII в., КГОИАХМЗ). Это единственный сохранившийся памятник макариевской тематики в рус. художественной пластике, хотя еще в нач. XX в. резные образы М. в храмах Костромской земли встречались ( Дунаев. 1915. С. 6). Второй тип, получивший наибольшее распространение в иконографии М., также восходит к одному из первых образов святого, зафиксированных в унженских описях,- это «Макарей к Троице молящий». Этот тип (святой в рост справа в молении Спасителю или символизирующей Господа деснице и т. п.) восходит к модели надгробного образа ( Сорокатый. 1977. С. 411-412). Древнейшим произведением данного иконографического типа является пелена «Прп. Макарий Желтоводский в молении Спасителю» из ГРМ посл. четв. XVI в. (поступила в 1929 из музея барона А. Л. Штиглица). Этот же тип с вариантами (в молении деснице Спасителя, в молении Св. Троице, в расположении святого справа или слева) воплощен в ряде произведений иконописи (образ 20-30-х гг. XVII в., вложенный И. И. Шуйским в Покровский мон-рь Суздаля, ныне в ГВСМЗ; образ из ГРМ 2-й четв. XVII в. под прописями нач. XX в. с владельческими пометами Строгановых) и шитья (лицевые пелены, хранящиеся в ГММК и в НИАМЗ). |
В. И. Вахрина, М. В. П. Иконография Известны неск. изображений К., где показано его исцеление от гроба ростовского блж. Иоанна Власатого. Наиболее раннее из них представлено на иконе «Блж. Иоанн Власатый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в., находящейся у раки подвижника в ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери. В основе сюжетных композиций - описание исцелений перед кратким Житием блж. Иоанна 2-й пол. XVII в. (Месяца ноемвриа в 12 день о чудесах блж. Иоанна Милостивого, Власатого, Ростовского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1877. 23. Ч. неофиц. С. 179-182). О 1-м чуде сказано, что у К. в старости «отъяся рука и нога, и всею плотию не владе и ослабе». К., «от места на место не могий двинутися», повелел отнести его к образу св. Иоанна Предтечи и гробу блж. Иоанна Власатого. Во время молебна при чтении Евангелия митрополит «пременися от недуга и нача в себе всем владети… и отыде от гроба здрав и радуяся». Во 2-м клейме иконы К. изображен в земном поклоне перед гробом блаженного. Митрополит облачен в малиновую архиерейскую мантию, на голове белый клобук; у него длинная коричневая борода, более узкая на конце, и широко поставленные крупные глаза. За гробом стоят мужчина-средовек в княжеском одеянии, диакон и священник. Житие с чудесами от гроба блж. Иоанна и эта икона были созданы по заказу ярославского «государева гостя» купца Михаила Гурьева ( Вахрина В. И. К истории создания иконы «Блж. Иоанн Власатый Милостивый с чудесами от гроба святого» XVII в.//XV науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2011. С. 111-124). Другое изображение с исцелением К. представлено среди 5 накладных клейм (медь, чеканка, гравировка, канфарение с серебрением и позолотой) на раке блж. Иоанна, вероятно оформленной к освящению храма в 1767 г. Клеймо размещено с левой стороны в овальном картуше с надписью: «Чудо с[вя]таго Иоанна исцеление митрополита Ростовскаго Кирила». Иконография разработана с использованием текста о чудотворениях от гроба блж. Иоанна, но мастер самостоятельно решил композицию, не ориентируясь на житийный образ. В центре представлен гроб с мощами блж. Иоанна, в ногах к-рого сидит К. с небольшой кудрявой бородой, прижимая к груди левую руку, складки его архиерейской мантии спускаются на пол. В правой части композиции в изголовье гроба стоят священник с Евангелием и диакон, над ними - Казанская икона Божией Матери. За гробом и за К. изображены др. диакон и монахи, перед митрополитом - большая дымящаяся кадильница. |
С 40-х гг. XVII в. Д. И. часто изображается вместе с др. рус. святыми, прежде всего со св. князьями,- в росписях столпов храмов (напр., роспись 1640 г. ц. свт. Николая Чудотворца (Надеина) в Ярославле, где на столпах изображены в основном св. князья и цари; стенопись 1684 г. Успенского собора ТСЛ, где представлены мученики, князья и преподобные; роспись 1690 г. ц. Спаса Нерукотворного в с. Николо-Заболотье Тутаевского р-на Ярославской обл., где Д. И.- один из последних представителей династии Рюриковичей - изображен вместе с ее родоначальником равноап. кн. Владимиром). Вместе с рус. князьями (рядом с блгв. вел. кн. Георгием) Д. И. показан на нижнем поле житийной иконы блгв. князей Василия и Константина Ярославских 2-й пол. XVII в. из Успенского собора в Ярославле (ЯИАМЗ). На иконе «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» («Древо государства Московского») 1668 г. письма Симона Ушакова из ц. Св. Троицы в Никитниках (ГТГ) св. царевич со свитком в руке изображен среди прославляющих Богородицу Московских чудотворцев, недалеко от старшего брата, царя Феодора Иоанновича. Пример развития этой темы - прорись иконы Московских чудотворцев 2-й пол. XVII в., где Д. И. как невинно убиенный отрок композиционно выделен по сравнению с остальными святыми - в центре, у подножия престола, с воздетой для крестного знамения рукой, что отражает особое почитание св. царевича как молитвенника за столицу и гос-во ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 341). Известны случаи изображения Д. И. на иконах вместе с патрональными святыми членов царской семьи (образ Божией Матери «Моление о народе» 30-40-х гг. XVII в. (филиал ГИМ музей «Новодевичий монастырь»)) и со святыми разных ликов (икона Божией Матери «Моление о народе» нач. XVIII в., ГМИР). На необычной по композиции иконе сер. XVII в. (под записью XIX в.) из местного ряда иконостаса собора Св. Софии в Новгороде (над юж. дверями) Д. И. представлен в нижнем регистре вместе со свт. Николаем Чудотворцем, преподобными Сергием и Никоном Радонежскими и Алексием, человеком Божиим (патрональным святым царя Алексея Михайловича); выше помещены Тихвинская икона Божией Матери и София Премудрость Божия с 8 Новгородскими святыми. Д. И. изображен в молении, с мученическим крестом в деснице, сделана попытка показать возраст святого - его фигура небольшого размера размещена на высоком ступенчатом амвоне. Вместе с вмч. Андреем Стратилатом св. царевич показан на поле иконы «Успение Богородицы» 1660 г. из Успенской ц. в Белозерске (ЧерМО). |
Вопросы мастерам о церковном искусстве: Что такое житийная икона и как ее читать? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград»//Фома. - – февраль 2015. – С.80. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Что такое левкас? Отвечает Александр Лавданский , иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь»//Фома. - – февраль 2015. – С.80. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Реклама: С.81. [Новая книга Владимира Легойды : « Человек в шкуре дракона »]. Виталий Каплан. Ярославский эксперимент. Разговор о том, как вернуть себе Родину . Беседа с Виталием Горошниковым , руководителем проекта по созданию 30-ти томной книжной серии «Библиотека ярославской семьи». Фото Сергея Суткового, http://photos.erlizz.com и Николая Сапронова//Фома. - – февраль 2015. – С.82-85. – (раздел « Культура »). Имеется информационная справка « О проекте «Библиотека Ярославской семьи » (С.85). Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Максим Калинин. Колокольный завет. Подборка стихотворений («Спасо-Преображенский собор в Рыбинске»/«Пронзительной звонницы стан…»/; «На земле не отыщется сила...»; «Не уродились звезды в эту ночь…»; Из «Сонетов о русских святых»: «Преподобный Максим Грек»/«Благослови отеческою дланью…»/и «Преподобный Исаакий, затворник Печерский, в Ближних пещерах почивающий»/«Сидит Исаакий, сумраком стеснен…»/; «Продрался ветер сквозь чертополох…»). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунки Наталии Романенко//Фома. - – февраль 2015. – С.86-87. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Обзоры: Что читать: Представлены и отрецензированы издания: 10 храмов Москвы, хранящих чудотворные святыни . – М.: Редакция газеты «Вечерняя Москва», 2013. – 320 с.: ил. – (Православная традиция)/Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – февраль 2015. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). |
gr. 64. Fol. 64v, нач. XI в.) и является одним из наиболее популярных эпизодов житийного цикла И. П. (свод визант. памятников с изображением «Крещения народа» см.: Κατσιτη. 1998. Σ. 97-99). Композиция обычно включает И. П., совершающего крещение, людей, к-рые стоят в водах Иордана, а также группу иудеев, ожидающих крещения на противоположном берегу (в кратком варианте - без нее); иногда использовались жанровые мотивы. Данная схема соответствует описанию композиции «Собор св. Иоанна Предтечи» в новгородском иконописном подлиннике XVI в.: «Иван Креститель... В реце народы седаты и руси и млады и отроцы. А иный отрок ринулся в реку низ главою, в порцех, а иный отрок снимает с себя платие на край реки» (Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку XVI в. М., 1873. С. 60). Композиция «Крещение народа» могла также совмещаться с эпизодом оглашения крещаемых: на иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 20 клеймах» из ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) (ок. 1551, ЯМЗ) И. П. обращается к стоящим в воде людям с благословляющим жестом, левой рукой он держит развернутый свиток с текстом проповеди. На минейных иконах в XVI-XVII вв. композиция «Крещение народа» обозначалась как икона праздника Собора св. Иоанна Предтечи: на т. н. Ватиканском пентадиптихе (комплекте минейных икон с рус. надписями, кон. XVII в., Ватиканская пинакотека); на фрагменте додекадиптиха за дек., янв. и февр. (XVII в., из собрания Н. П. Лихачёва); на минейной иконе из собрания КДА (XVII в.) и на мн. др. Иконография «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи» восходит к ранневизант. эпохе: миниатюра из Александрийской хроники (ГМИИ. 310/8, IV-VI вв.) и фрески ц. св. Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии (сер.- 2-я пол. VII в. или VIII-IX вв.). В послеиконоборческий период сложились особые, страстные, циклы жития И. П., основной композицией которых была сцена казни святого: на фресках ц. св. Георгия в Панийиристре в Лаконии (2-я пол. Х в.); в росписях ц. Епископи на о-ве Санторин (Тира), Греция (ок. |
75 Искусство строгановских мастеров: реставрация, исследования, проблемы. Каталог выставки. М., 1991. 22 (житие в 24-х клеймах). 84 Маясова Н. А. Кремлевские “светлицы” при Ирине Годуновой//Государственные музеи Московского Кремля: Мат. и исслед. II. 1976. С. 45–46. Илл. 3, 4. 85 Грабарь И. История русского искусства. VI. М., 1915. С. 310 (илл.); 1000 летие русской художественной культуры. 133. 92 См. Титов А. А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. М., 1991. С. 58; Толстой М. В. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1887. С. 37–38. 93 Епископ Амфилохий. О латинской пергаментной Псалтири, принадлежавшей св. Иоанну Милостивому, Ростовскому чудотворцу//Труды VIII Археологического съезда в Москве. 1890. V. 1895. С. 230–232. 95 Пуцко В. Иконы с изображениями калужских святых//Тысячелетие Крещения Руси: Русь в Европе. Лейпциг, 1993. С. 528–539. 97 См. Токмаков И. Историко-статистическое и археологическое описание города Верхотурье с уездом (Пермской губернии), в связи с историческим сказанием о житии святого праведного Симеона Верхотурского чудотворца. М., 1899. С. 81–88. Илл. на С. 82.; Пуцко В. Г. Житийная икона Симеона Верхотурского: древнерусская традиция и локальное агиографическое творчество//Древнерусская традиция в культуре Урала. Челябинск, 1992. С. 90–98. 99 Пуцко В. Эпитафиальный портрет царевича Димитрия и московская парсуна XVI — начала XVII веков//Зограф. 18. 1987. С. 54–64. 100 Антонова А. И. Новый памятник художественного шитья XVI века//Культура Древней Руси. М., 1966. С. 26–29. 101 Грабар А. Портретът в старохристиянската иконография//Избрани съчинения. II. София, 1983. С. 242–258. 102 См. Velmans T. Le portrait dans l’art des Paleologues.//Art et socieme … Byzance sous les Paleologues. Venise, 1971; Spatharakis I. The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts. Leiden, 1976. 103 Плешанова И. И. Резные фигуры “старцев” в собрании Государственного Русского музея//ПК НО. 1974. М., 1975. С. 271–284. |
Аналогичный состав клейм воспроизведен на житийной иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ), где в среднике в облачных сегментах помещены образы Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Ист.: Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Книжные центры Древней Руси XI-XVI в. СПб., 1991. С. 157-159. Лит.: Муравьёв А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855, 1894. М., 1999. С. 353-365; Верюжский И. , свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 266-278; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 16-17; Филарет (Гумилевский). РСв. Ч. 1. С. 222-227; Коноплёв Н. Святые Вологодского края. М., 1895. С. 38-64; Ключевский. Древнерусские жития. С. 300; Голубинский. Канонизация святых. С. 148; Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 293-295. Иконогр.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 364; Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995. 151; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. Кат. 1; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 41-42, 282-283; Возрожденные шедевры Русского Севера. М., 1998. Кат. 68; Русские житийные иконы XVI - начала XX века: Кат. выст./ГЭ; Сост. Косцова А. С. , Побединская А. Г. СПб., 1999. Кат. 22. Иером. Анфим (Черный), Е. В. Ромнаненко, Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) |
| |