Пустынь Св. Параклита в Александровском уезде. Приписанная к Троице-Сергиевой лавре, эта обитель находится в 8 вер. от нее, недалеко от Гефсиманского скита, вблизи Сергиева Посада (станция Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Основана эта обитель в 1860 году. Первыми ее устроителями были старцы-пустынники, приглашенные наместником лавры, архимандритом Антонием, для устроения обители. Подвижники остановились в лесной даче, принадлежащей лавре, и первоначально в пустоши было только насколько келий и часовня, где пустынники по праздничным и воскресным дням собирались для молитвословия. Чрез пять лет после их прихода в пустынь, в 1861 году, основан был храм в честь Св. Параклита, т. е. Святого Духа Утешителя. Средства для создания храма предоставлены были купцом Королевым. В пустыни есть и другая церковь , находящаяся внизу, под первым храмом, и посвященная памяти обретения честной главы Святого Крестителя в Предтечи Господня Иоанна. В этой церкви замечателен образ Св. Предтечи. Он был написан на Афонской горе в XI веке и привезен из тамошнего Дионисиатского монастыря в 1873 году. Пустынь Параклита известна также двумя своими правилами. Первое из них предписывает причащение братии каждый месяц, а в силу второго в пустынь не допускаются женщины. Пустынью управляет игумен. Смоленская Зосимова пустынь в Александровском уезде. С 1867 г. эта обитель приписана к Троице-Сергиевой лавре. Расположена она в бывшей Ульяновой пустоши, в 25 верстах от Сергиева Посада. Предание говорит, что возникновением своим эта обитель обязана схимонаху Зосиме. Основание ее совершилось в конце XVII века. Несколько раз попеременно происходило упразднение и восстановление монастыря. Окончательное и устойчивое существование Зосимова пустынь получила уже в конце XIX столетия. В обители три храма: в честь Смоленской иконы Богоматери, трапезная церковь во имя прп. Сергия Радонежского и храм над свв. вратами монастыря, во имя Всех Святых. Главная святыня обители – древняя Смоленская икона Божией Матери. Образ этот находился прежде у родственников Св. Филиппа, митрополита Московского, бояр Колычевых. При иконе находятся два ковчежца с частями честного пояса Богоматери и мощей Св. Георгия Победоносца. В монастыре ежегодно совершаются два крестных хода. В день Преполовения крестное шествие направляется на верхний колодезь при обители, а 1 августа – на нижний колодезь, вырытый схимонахом Зосимой. Под сводом соборной церкви устроено каменное надгробие над местом упокоения преподобного основателя пустыни Св. Зосимы. При монастыре для богомольцев существует странноприимный дом. Управляет обителью игумен. Проезд в Зосимову пустынь удобно совершается по железной дороге до станции Арсак Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. В 3 верстах от этой станции расположен и монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ярославские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских Святых Дни памяти Святых указаны по новому стилю СВЯТИТЕЛИ Александр, епископ Переславский — 27 мая и 5 июня Антоний, епископ Ростовский (+1336) — 23/5 июня Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский (+ 1772) — 12 марта Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (t+1481) — 5 апреля Вассиан II, архиепископ Ростовский (+ 1516) — 7 февраля Григорий Премудрый, архиепископ Ростовский (+ 1416) — 16 мая Димитрий, митрополит Ростовский (+ 1709) — 4 октября и 10 ноября Дионисий Грек, архиепископ Ростовский (+1426) — 31 октября Ефрем, епископ Ростовский (+1119) — 5 июня Ефрем, архиепископ Ростовский (+1454) — 9 апреля Иаков, епископ Ростовский (+1391) —10 декабря Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский и Черноморский (+ 1867) - 13 мая Игнатий, епископ Ростовский (+1288) — 10 июня Иннокентий, епископ Иркутский (+1731) 9 декабря — и 22 февраля Иоанн II, епископ Ростовский (+1214) — 23/6 июля Иоанн III, епископ Ростовский (+1356) Иоасаф (Болотов), епископ Кадьякский (+1799) — 5 июня Иов, Патриарх Московский и всея Руси (+1607) — 18 апреля и 2 июля Исайя, епископ Ростовский (+1090) — 7 июня Кирилл I (в схиме Кириак), епископ Ростовский (t1230) — 5 июня Кирилл II, епископ Ростовский (+1262) — 3 июня Кирилл, епископ Ростовский (+1384) — 5 июня Леонтий, священномученик, епископ Ростовский (t1073) — 5 июня Лука, епископ Ростовский (+1189) — 23 ноября Митрофан, епископ Воронежский (+ 1703) — 6 декабря Питирим, епископ Великопермский, Устьвымский (+1455) — 11 февраля и 1 сентябя Прохор, епископ Ростовский (+1130) — 5 июня Прохор, в схиме Трифон, епископ Ростовский (+1328) — 20 сентября Симон, епископ Ростовский ((+1226) — 5 июня Стефан, епископ Пермский (+ 1396) — 9 мая Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (+1925) — 7 апреля и 9 октября Трифон, архиепископ Ростовский (+1468) — 12 января и 14 февраля Феодор, архиепископ Ростовский (+1394) — 11 декабря

http://pravicon.com/info-3614

Доклад прот. Александра Степанова, настоятеля храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы и свв. блгвв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских г. Санкт-Петербурга, председателя Отдел по благотворительности Санкт-Петербургской Епархии декабря 2004 На учете в отделе находятся 33 церкви и 16 часовен, расположенных в медико-социальных учреждениях, как в государственных, так и в собственных церковных. Действует около 30 церковных благотворительных учреждений, причем многие ведут многопрофильную деятельность, состоящую из различных направлений социального служения. На сегодняшний день я бы назвал в числе ведущих следующие проекты: На учете в отделе находятся 33 церкви и 16 часовен, расположенных в медико-социальных учреждениях, как в государственных, так и в собственных церковных. Действует около 30 церковных благотворительных учреждений, причем многие ведут многопрофильную деятельность, состоящую из различных направлений социального служения. На сегодняшний день я бы назвал в числе ведущих следующие проекты: 1. Братство св. Анастасии Узорешительницы 2. Сестричество св. прмц. Елизаветы Феодоровны 3. Благотворительная деятельность прихода прп.Андрея Критского в Володарке 4. Благотворительная деятельность прихода Вознесенского Софийского собора в Царском Селе. 5. Сестричество св. мц. Татианы 6. Покровское сестричество 7. Благотворительная деятельность прихода Иоанна Предтечи (Чесменского) В качестве примера хотелось бы отметить деятельность Елизаветинского сестричества, которому совсем недавно исполнилось 10 лет. Я с первых лет наблюдаю замечательную деятельность его старшей сестры Елены Кабаковой, которая начала свое церковное служение с небольшой группой сестер в 1-ом в России хосписе в Лахте под началом о. Артемия Темирова. Затем их деятельность перекинулась в Калининский район, где был организован реабилитационный центр для трудных подростков совместно с районной администрацией. Был организован процесс профессионального обучения и занятости, а также организации досуга примерно 80 подростков.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Ярославль. Церковь Воздвижения Креста Господня (Воздвиженского прихода). Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первое известие о деревянной Крестовоздвиженской церкви содержалось под 1556 годом... Строительство на средства прихожан каменной церкви во имя Воздвижения Креста Господня было начато в 1675 году, а освятил ее ростовский митрополит Иона Сысоевич в 1688 году... Т.А. Рутман " Храмы и святыни Ярославля " , 2-е издание, 2008 г. Церковь Воздвижения Креста Господня была построена в 1675-88 гг. на средства прихожан на месте деревянного храма. Освятил ее ростовский митрополит Иона Сысоевич в 1688 г. В церкви имелись два придела — во имя Казанской иконы Божией Матери и прпп. Онуфрия и Петра Афонских. В 1734-35 гг. артель ярославских мастеров во главе с Алексеем Сопляковым расписала церковь. Средства на роспись храма поступили от купцов Викулиных. В 1860-65 гг. к западному фасаду церкви была пристроена трапезная часть. Теплая церковь Воздвиженского прихода в честь Косьмы и Дамиана была построена в 1722 г. также на пожертвования прихожан. Её стены и своды расписал Ф.И. Телегин в 1843 г. на средства купцов Крохоняткиных. Главы были разобраны в 1920-е годы, фрески забелены в 1930-е гг. Церкви Воздвиженского прихода закрыли в 1930 г. В настоящее время здания сохранились в искаженном виде. Источник: сайт " Золотое Кольцо России " Два каменных храма с колокольней. Холодный пятиглавый храм Воздвижения Креста был начат строительством в 1675 г., а освящён в 1688 г. В южной части алтаря помещался придел иконы Казанской Божьей Матери. Иконостас в храме пятиярусный, резной. В 1722 г. сооружена тёплая одноглавая церковь с трапезной во имя свв. бессребреников Косьмы и Дамиана с приделом с южной стороны алтаря во имя преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. Холодный храм расписан фресковой живописью в 1734-1735 гг. на средства Викулиных ярославскими художниками. В тёплой церкви в 1842 г. был установлен новый алтарный иконостас. В 1843 г. церковный алтарь был украшен стенной живописью.

http://sobory.ru/article/?object=01104

4) если же общения с нашей иерархией Вы прерывать не намерены, то какими каноническими основаниями Вы оправдываете своё начинание и какой канонически бесспорный источник Ваших полномочий Вы можете указать, чтобы возглавляемый Вами “ВВЦС” по своему происхождению и каноническому достоинству существенно отличался от бывшего «ВЦУ» и чтобы Православная русская иерархия могла сохранить с Вами общение, а верные чада Святой нашей Церкви могли бы безопасно за Вами последовать. С братскою во Христе любовию и с искренней к Вам и сочувствующим Вам благожелательностью остаюсь Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга. За Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский·. 1(14) января 1926 г. 1. Архив составителя 2. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Ответное письмо Председателя Временного Высшего Церковного Совета архиепископа Григория [Яцковского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] на его письмо от 1(14) января 1926 г. с приглашением прибыть в Москву для принятия участия в работе ВВЦС Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. На письмо Ваше от 1(14) сего января, полученное мною 6(19) числа, имею долг ответить. 1) Напечатанная в «Известий» от 7 января 1926 г. заметка «Среди церковников» соответствует в общем действительности, в частности, вошедшие в состав Совета Преосвященные продолжают в нем оставаться. 2) Никакой особой религиозной группы, отдельной от Св. Православной Церкви в каком бы то ни было отношении образовать мы не намерены и отмежёвываться от Неё не предполагаем. 3) Указанных в завещании Святейшего Патриарха Тихона митрополитов Кирилла [Смирнова], Агафангела [Преображенского] и Петра [Полянского] признаем канонически законными преемниками Его власти, в виду того, что первые два намечены волею и изволением Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 гг., а последний утверждён собранием епископов, бывших на погребении Святейшего. Относительно Вас такого соборного решения мы не знаем, a передачу церковного управления и власти по единоличному письму считаем не соответствующим духу и букве свв. канонов. Действовать независимо от иерархии Всероссийской Церкви мы не предполагаем и общения с нею прерывать не намерены, в частности, при богослужении мы возносим и намерены возносить имя митрополита Петра впредь до решения о нем канонического суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Управляет монастырем викарный епископ Угличский. По количеству братии обитель незначительна. Богоявленский Авраамиев монастырь в Ростовском уезде. Этот необщежительный монастырь расположен в одной версте от г. Ростова, в сторону от Московско-Ярославского шоссе, на берегу озера Неро, недалеко от фабрики Ростовской Кекинской мануфактуры. Основана обитель прп. Авраамием, просветителем Ростовской области. Время основания с точностью определять нельзя, но предполагают, что основан монастырь в конце XI века. За время своего долголетнего существования обитель претерпела много бедствии, но особенно сильно пострадала она от нашествия Батыя и в Смутною время от поляков и разбойничьих шаек. В 1764 году монастырь был отнесен ко 2-му классу. В 1818 он удостоился посещения императрицы Марии Феодоровны, а в 1823 году – императора Александра Павловича. В 1862 году в обители происходило торжество переложения мощей Св. Авраамия в новую раку. Храмов в монастыре три: 1) соборный, в честь Богоявления Господня, с двумя приделами; 2) теплый Введенский и 3) над свв. воротами – во имя Св. Николая Чудотворца. На северной стороне Авраамиевского придела в соборном храме открыто почивают в серебряной раке мощи преподобного Авраамия, память которого чтится 29 октября, обретенные при вел. кн. Всеволоде III; около мощей лежит архимандритская шапка преподобного, а в северо-восточном углу арки вделан в стену в особом киоте медный шестиконечный крест с жезла прп. Авраамия. Против алтаря соборного храма находится каменная часовня, построенная в конце XVIII века купцом Никитой Хлебниковым над погребенными здесь подвижниками благочестия: Стахием, или Афанасием, юродивым и Пименом затворником, жившими в обители в XVII веке. В монастыре со времен Иоанна Грозного хранятся три иконы, называемые «Корсунскими»: Спаса на убрусе, Успения Богоматери и Одигитрии. Крестных ходов бывает ежегодно два: в первое воскресенье Петровского поста и 29 октября. Управляет обителью архимандрит. Борисоглебский монастырь в Ростовсковском уезде. Эта обитель, расположенная в 17 верстах от Ростова, на горе, близ р. Устьи, была основана в 1863 году старцами Феодором и Павлом, по благословению прп. Сергия Радонежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О ЮМОРЕ ВСЕРЬЕЗ 14 мин., 01.01.2008 Диалоги с протоиереем Александром СТЕПАНОВЫМ и клоуном Анваром ЛИБАБОВЫМ О чем думает клоун, когда им " заполняют перерыв " ? Что он чувствует, если его появление на сцене вызывает дружный смех? Чему он служит? Во что он, в конце концов, должен верить? В беседе участвует наш корреспондент Анна ЕРШОВА. Протоиерей Александр СТЕПАНОВ родился в 1956 году в Ленинграде. Окончил физический факультет Санкт-Петербургского университета, аспирант Электротехнического института. Кандидат физико-математических наук. В 1992 году рукоположен во диакона, затем во пресвитера. Председатель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии, представитель Санкт-Петербургской епархии в Межхристианском диаконическом совете. Возглавляет братство св. Анастасии Узорешительницы. Настоятель домовой церкви вмц. Анастасии Узорешительницы и свв. блгвв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских на Васильевском острове, настоятель храма свт. Алексия, митрополита Московского в детской колонии в Колпино. Анвар ЛИБАБОВ родился в Нижнем Тагиле. Закончил с красным дипломом Ветеринарное училище, затем – Ленинградский ветеринарный институт. Руководитель клоун-мим театра " Лицедеи " . Вместе с другими " лицедеями " снимался в музыкальной ленте В. Аксенова " Как стать звездой " , где он запомнился зрителям в образе Железной бабки. Другие работы в кино: " Замок " (реж. А.Балабанов), " Тир " (реж. К.Никулин), " Ползуны " (реж. А.Розанов), " Про уродов и людей " (реж. А.Балабанов), и другие. Анвар Либабов, директор знаменитого клоун-мим театра “Лицедеи” и протоиерей Александр Степанов, председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии, познакомились два года назад на выставке-форуме “Пасхальный подарок”. В рамках этой православной выставки журналом “Фома” и епархиальной радиостанцией “Град Петров”, главным редактором которой является отец Александр, проводился большой праздник для детей-инвалидов. И вот тогда известный клоун Анвар Либабов вместе с артистами театра “Лицедеи” и студией “Лицедей-лицей” охотно согласился выступить на празднике. Мы подарили артистам наши журналы, они нам – свои афиши с автографами, заверили друг друга во взаимной признательности… но настоящее знакомство с Анваром произошло этой весной в студии радио “Град Петров” во время неторопливой беседы “по душам” с отцом Александром.

http://foma.ru/o-yumore-vserez.html

Как можно уже уидеть из представленной истории канонизации каждого святого в отдельности, сведений о существовании правила проверки высшею церковною властию чудес и о постоянном применении его при совершении ее сохранилось очень мало. В до-монгольский период такую проверку можно предполагать относительно чудес, совершавшихся при мощах Бориса и Глеба. Основанием для такого предположения может служить замечание летописца, указанное нами уже при изложении истории канонизации преп. Феодосия Печерского , что некоторые митрополиты Греки не верили святости Русских угодников. Такое неверие митрополита Грека в святость наших угодников естественно должно было заставить его с особенною осторожностью отнестись к чудесам свв. Бориса и Глеба и проверить их. Из последующего времени этого периода мы имеем два факта подобного рода проверки чудес высшею духовною властью. Первый факт такой проверки чудес высшею церковною властью мы встречаем в истории канонизации Ярославских чудотворцев. Мы видели уже, что когдаот открывшихся мощей стали совершаться многие чудеса, то игумен с братией сочли нужным донести как о мощах, так и об этих чудесах Ростовскому епископу Трифону, к епархии которого принадлежал Ярославль. Этот епископ, как читаем в Степенной книге и Софийском Временнике, «слышав, яко многа чудеса и исцеления у гроба святых бывают во граде Ярославли от мощей новоявленных чудотворец благовернаго великаго князя Феодора Ростиславича Смоленскаго и Ярославскаго и сынов его Давида и Константина, и бысть неверием одержим о чудесех святых, и непшевая, яко ложь есть, и посла во град Ярославль видети и известно испытати Ростовскаго протопопа, Константина именем», чтобы, как последний сам высказал игумену цель своего прибытия в монастырь Спаса, «дозрети ваших чудотворцев, како будут в телеси лежать, и како исцеления многа творить, истина ли то будет или лжа на прелесть человеком» 360 . Другой факт, хотя и не такой решительный и ясный, как вышеприведенный, – это чтение записи чудес при канонизации св. Петра, митрополита Московского 361 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В XI веке (1013–1028 г.) в Афонском монастыре находился монах Антоний, уроженец м. Любеч, Черниговской губернии, сын богатых родителей (Патерик Печерский). Матерь Божия открыла игумену монастыря, что новопостриженному Антонию следует идти в свою землю, в Россию, и послушный Антоний, дойдя до Киева, посетил все монастыри, но ни один из них не понравился ему. Он поселился в пещере, выкопанной в крутом берегу Днепра, и вскоре собрались около него черноризцы. В то время в Царьград ушли четыре мастера каменщика, которые большей частью занимались постройкой церквей. Однажды рано утром к каждому из них пришли какие-то посланцы и сказали, что их зовет Царица во Влахернский храм. Придя, они действительно нашли в храме Царицу, Которая и объявила им, что хочет Себе построить церковь на Руси в Киеве. При этом она дала мастерам св. мощи, приказывая, чтобы они положили их в основание церкви, и сказала, что церковь должна быть «в Мое Имя, Богородицына...». Царица подала мастерам небольшой образ Успения Божией Матери, тот самый, который и теперь висит над царскими вратами в великой лаврской церкви. Так основался Киево-Печерский монастырь, будучи третьим жребием Божией Матери на земле. В половине XVII столетия основан в Киеве, на Подоле, женский Флоровский монастырь, при церкви свв. Флора и Лавра. К нему присоединен, согласно указу Государя Петра I, в 1712 году другой монастырь, первоначально основанный в 1566 году монахом Киево-Печерской лавры Иоанном Богушем-Гулкевичем, против св. врат лавры, на том самом месте, где ныне возвышается арсенал. Церковь Флора и Лавра была теплая, а холодный собор Вознесения Господня освящен был в 1732 году Киевским митрополитом Рафаилом Заборовским. Ныне этот монастырь именуется Киево-Флоровским Вознесенским 1-го класса женским монастырем. Приблизительно около 1760 г. прибыла в Киево-Флоровский монастырь некая богатая помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской (Переяславской) губерний, вдова полковника Агафья Семеновна Мельгунова, урожденная дворянка Нижегородской губернии Белокопытова. Она владела 700 душами крестьян, имела капитал и громадные поместья. Сведения о ее жизни были переданы о. Василием Дертевым, дивеевским священником, у которого Мельгунова впоследствии жила, а также сестрами-подвижницами ее общины и протоиереем о. Василием Садовским, заместившим в Дивееве о. Дертева, который оставил после себя записки.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Только сияющий алый цвет, заливающий румянцем её щеки, падающий отсветами на шею, подбородок и лоб, вносит в интерпретацию этого строгого лика мотив божественного огня, жара божественной любви, воспринятого как чудный способ взаимодействия и сквозной динамики сопряженных в пространстве иконы различных структур. Парадоксальное соединение в Ярославской Великой Панагии нежной красоты, чисто человеческой меры с отсутствием эмоции, лиризма, сочетание серьезности, духовной строгости с хрупким девичеством достигает специфического результата. Благодаря этому кажется, что любовь утрачивает свой плодоносный (материальный) смысл, материальные основы мироздания просвещаются духовным огнем, а архаические идеалы Матери-земли обретают новую христианскую перспективу – Невесты Неневестной. Чистота духовная вкупе с физическим девством являются залогом божественного огня – божественного восторга, открытого всем сферам мироздания: не только Божеству, но также ангелам и людям. На место Богоматери-Воительницы, охраняющей утвержденный Господом миропорядок, христианскую державу (Киевская Оранта), пришла нежная Дева – чистая Невеста Христова, просвещающая верных божественным огнем – кровью причастия, гарантирующей небесную защиту и спасение. Среди произведений такого же всеобъемлющего духовного смысла со сложной программой, хотя и иной художественной природы, – огромная икона Богоматери Белозерской из Русского музея 814 (155,5x106,3), по всей вероятности, созданная уже за пределами первой трети столетия, но все же в его первой половине. Её происхождение связывают со Спасо-Преображенским собором в Белозерске, куда она попала из белозерского храма Василия Великого . Икона Богоматери Белозерской, несмотря на сложность своей символики, продуманность композиции, совершенство письма, несет (подобно иконе свв. Петра и Павла из Белозерска) явственные оттенки провинциализации художественного языка. Принципы иконы отправляются от идеалов комниновского времени, но укрупненных и гипертрофированных. В соотношении огромного средника с крайне узкими полями присутствуют отголоски идентичной композиционной структуры иконы Николы из Новодевичьего монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010