9. Предсмертное завещание св. благ. князя Феодора весьма трогательно и назидательно. Он помещено полностью на древней иконе в Спасском монастыре (излюбленная обитель его и его семейства, сооруженная благочестивою супругою его Анною); на иконе св. Феодор изображен во весь рост в иноческой одежде, посреди своих сыновей, со свитком в левой руке. 10. Это было 19 сентября 1299 года. Сын и преемник св. Князя Феодора князь Давид ум. 1321 года, а год кончины князя Константина в летописях не означен. Тела их, согласно выраженному при жизни желанию, были положены возле тела их отца, в склепе под сводами храма, не в земле, а поверх ее в гробницах. Обретение нетленных мощей святых благоверных князей Ярославских Феодора, Давида и Константина, вызванное и сопровождавшееся многочисленными дивными исцелениями, последовало спустя почти 200 лет, в 1467 году. В 1658 году последовало перенесение мощей их, подавшее повод к установлению местного праздника 13 июня. В 1704 году св. Димитрием, митрополитом Ростовским, устроена была для св. мощей Ярославских чудотворцев кипарисная рака, в которую святитель и переложил мощи 22 июня, установив навсегда праздновать сей день. Впоследствии кипарисная рака со св. мощами угодников вложена была в новую серебряную раку и тогда же последовало перенесение св. мощей в новоустроенную церковь во имя свв. Ярославских чудотворцев, кн. Феодора, Давида и Константина, в которой они и почивают и доныне близ левого клироса. 1. Траян был одним из лучших римских императоров: много заботился о благе своего народа, вполне преобразовал государственное правление, расширил пределы империи счастливыми войнами, основал новые города. Однако и он преследовал христиан. 2. Языческое имя св. Евстафия, точнее по римскому произношению «Плациды», от латинского слова placidus, означающего «тихий», «ровный», «спокойный», «мягкий», «кроткий». Наименование, прекрасно характеризующее высокие нравственные качества св. Евстафия еще до обращения его в христианство. 3. Тит — римский император, сын и преемник императора Веспасиана, царствовал с 79 по 81 год. В царствование своего отца был послан с многочисленным войском в Иудею, для наказания иудеев, возмутившихся против римской власти. Об этой именно войне здесь и упоминается. Война окончилась в 70 году разрушением Иерусалима и храма Соломонова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Так, князь Михаил Тверской уступил своему племяннику Георгию Владимирское великокняжение и удалился в Тверь (конд. 4). Но когда Георгий с татарской ратью пошел на Тверь, князь Михаил выступил против него и разбил его (ик. 5, 7, конд. 5, 7). Точно так же св. князь Феодор Ярославский, когда у него отняли его удел, довольствовался «малым княжением» – Можайским (конд. 9). Затем, получив Ярославский удел, святой князь управлял страной до своей смерти, перед которой он принял схиму (конд. 6). Великий князь Георгий, лишенный великокняжеского стола (конд. 3), не захотел мстить своим присным (ик. 3) и удалился в изгнание (конд. 4). Но взойдя снова на великокняжение (ик. 7), он имел неутомимое попечение о стране (конд. 9) и, отражая нападение татар, в войне нашел себе смерть (конд. 11). Подобными событиями наполнен акафист и св. князю Всеволоду-Гавриилу Псковскому. Получив от своего отца в удел Новгород, св. Всеволод храбро отражал нападение врагов (конд. 2), устроил близ Новгорода обитель (ик. 2), а в самом городе – соборный храм (ик. 3). Но новгородцы восстали на князя, и он удалился в Киев (конд. 4). Направляясь из Киева в Новгород, святой князь не был принят новгородцами и водворился в Пскове (конд. 5), где и скончался (ик. 5–6, конд. 6). Менее богаты историческими фактами акафисты св. князю Константину и чадам его Михаилу и Феодору Муромским и свв. Петру и Февронии. Святой князь Константин был просветителем Муромской земли, избавителем ее от скверны идольской (конд. 1). Язычники, возмутившись против князя христианина, убили сына его Михаила (ик. 4), посланного к ним для увещания, и подступили к самому дому князя. Святой князь, помолившись перед иконой Богоматери, вышел к ним безоружный. «Странное чудо является, – повествует акафист, – воины с оружием и дреколием пред безоружным князем, яко щит видяще точию в руках икону Богоматере, ниц повергаются, просяще Крещения» (конд. 8). Акафист свв. Петру и Февронии мало содержит исторических фактов. В нем только упоминается об оставлении, впрочем временном, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Св. благоверный князь Федор Черный скончался в 1299 г. 47 . 7) Синодик или поминальник XVII века. Заглавие в нем следующее: «Книга, глаголемая Синодик, Ярославля большаго Соборныя и апостольския церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения и свв. страстотерпцев благоверныхъ великих князей Василия и Константина ярославских чудотворцев, при протопопе Аггее з братиею». Книга эта в лист, в кожаном переплете, состоящая из 257 листов, писана крупным полууставом, обыкновенно в 17 строк, уменьшающихся иногда до 11 и даже до 10 строк. Половина рукописи занята введением, содержащим догматическое основание церковного поминовения и множеством историй, имеющих целью представить пользу поминания для душ усопших братий. Здесь приложены 32 рисунка, олицетворяющие текст; они исполнены пером и карандашом с раскраской и местами украшены золотом. За этим отделом следует сам поминальник, в котором, кроме римского императора Константина с матерью его Еленой, записаны имена русских государей с их супругами и детьми (здесь Борис Годунов был записан, но потом зачеркнут); далее следуют имена патриархов, род ростовского митрополита Ионы, имена киевеких и московских митрополитов (здесь Зосима зачеркнут, и написано: «проклятию преданъ жидовинъ», наконец роды некоторых духовных и многих светских лиц г. Ярославля. 8) Рукопись в четвертку, под названием: «Книга Страсти Христовы». В нее включены XVI рукописных картин, объясняющих текст. Книга эта, по всей вероятности, список с печатной московского издания 1743г. 48 , но до конца не доведена и оканчивается 89 листом. 9) Рукопись, заключающая сказания о житии и обретении мощей свв. благоверных князей Василия и Константина ярославских чудотворцев, писанная монахом Пахомием в XVI веке. 10) Рукописное сказание о иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии честной и славной Одигитрии Смоленской, яже имеется в Ярославле в Соборной церкви у царских врат. Колокольня Настоящая каменная колокольня основана с благословения преосвященного Авраама, архиепископа ярославского и ростовского, 27 апреля 1833 г., а окончена строением в 1836 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Храмов в ней пять, из которых древнейший соборный заложен в честь свв. Бориса и Глеба. В нем почивают мощи прп. Иринарха затворника, скончавшегося в 1613г. Память его местно чтится 13 января. Кроме того, тут же похоронены основатели монастыря – прп. отцы Феодор и Павел. В храме обращают внимание вериги, цепи и кресты, в которых подвизался прп. Иринарх. Здесь же подвизался и юродивый Алексей Степанович, которого память народ и доселе чтит, и совершает панихиды на его могиле. При обители есть школа и иконописная мастерская. Управляет архимандрит. Белогостицкий Георгиевский монастырь в Ростовском уезде. Монастырь находится на левом берегу р. Вексы, в 8 верстах от Ростова и от станции Московско-Ярославско-Архангельской жел. дороги того же имени. Основана обитель в XV веке архиепископом Ростовским Григорием. В настоящее время храмов в монастыре четыре, все они каменные: 1) Благовещенский и 2) во имя архистратига Михаила, – оба холодные и устроены митрополитом Ростовским Ионой на средства князя Михаила Темкина в 1657 и 1658 годах; 8) в честь Казанской иконы В. М. и 4) во имя прп. Ефрема Сирина – оба теплые. В Благовещенском храме находится древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери, с которой 8 июля бывает крестный ход вокруг обители. При монастыре есть церковно-приходская школа. Управление – игуменское. Николо-Улейминский монастырь в Угличском уезде. Николо-Улейминский монастырь расположен в 10 верстах от гор. Углича, по дороге в Ростов, у слияния рек Улейми и Воржехоти. Летом в Углич можно попасть по Волге, а оттуда – на лошадях в обитель. В XV веке сюда пришел некий инок с иконой Св. Николая и поселился здесь, выстроив келью и часовенку. По предположению, этот инок был ученик прп. Паисия Варлаам. К нему скоро собралась братия, и они выстроили церковь . Так возникла Николо-Улейминская обитель. В настоящее время храмов в ней три: Никольский, Введенский и Троицкий. В последнем хранится чудотворный образ Св. Николая с частицей свв. мощей этого угодника, принесенный Петром I из города Бари.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Этим бедным маленьким труженикам маленькой науки, очевидно, было не до нас. Со страхом и трепетом ожидаемый экзамен не дозволял отдохнуть им в тени сада, около которого мы было на минуту и присели. В монастыре мы осмотрели две церкви: Преображенскую и примыкающую к ней с южной стороны церковь свв. чудотворцев. Первая, построенная когда-то давно и обновленная в 1516 году при князе Василии, отличается своим мрачным видом и старинною живописью. Вторая в честь свв. благоверных князей Феодора, Давида и Константина, мощи которых и почивают здесь в серебряной позлащенной раке за левым клиросом, светлее Преображенской. Благодаря своей высоте и облицовке стен под мрамор, она производит сильное впечатление на богомольца. У преосвященного Ионафана побывать не пришлось. Мы зашли к нему как раз в то время, когда он не мог принять. Поздним вечером о. инспектор был у него. Маститый архипастырь принял его радушно и выражал искреннее сожаление, что ему не удалось видеть нас и оказать нам, как странникам, гостеприимство. Чтобы не терять даром времени, мы отправились в предместье Толчково для осмотра построенной в 1880-м году церкви в честь Иоанна Предтечи. Своим внешним видом эта церковь несколько напоминает собор Василия Блаженного в Москве, а колокольня ее представляет из себя падающую башню. Другою подобною же башнею в Ярославле является колокольня церкви в предместье Коровниках. В общем об этих ярославских церквах можно сказать то, что они замечательны по своей древности, но не отличаются красотою своего внутреннего убранства. Не смотря на то, что мы весьма экономно распоряжались временем, чтобы осмотреть все выдающиеся храмы, поклониться святыням ярославским, однако у нас в распоряжении оставалось уже всего два-три часа. День уже склонялся к вечеру, но нам хотелось побывать еще в Афанасиевском монастыре и потому нужно было спешить. В последний мы пришли уже около 8-ми часов вечера. Осмотрев монастырские храмы, о которых особенного сказать нечего, мы решили посетить живущего здесь викария Ярославской епархии, преосвященного Иоаникия, чтобы принять от него благословение в дальний путь-дорогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На вопрос о том, что это были за рукописные Четьи? – более определенные, хотя далеко неполные сведения дают рукописи. Там приводятся названия этих Четей и указываются те жития, которыми Святитель намерен был из них воспользоваться. Напр., в первом месяцеслове Типографского сборника 420), отметив 23-го ноября память св. Григория Акрагантийского, Святитель далее пишет: «У Четьи Межигорской, л. 211». Ссылки на ту же Межигорскую Четью встречаются в месяцеслове еще восемь раз. Судя по ним, этот сборник, получивший наименование вероятно от Межигорского, вблизи Киева, монастыря, был довольно значителен по размерам, и находящийся в нем агиологический материал обнимал несколько месяцев. Кроме «Межигорской» в том же месяцеслове встречаются еще ссылки на «Четью Печерскую», которая называется также «нашей». Напр., 28-го декабря о свв. 20.000 мучениках Никомедийских, после ссылки на Сурия, Святитель отмечает: «И у Четьи Печерской л. 218 с Златоустого»; 23-го января, память св.м. Неофита: «есть у Четьи нашей»; 3-го мая, вероятно, эта же Четья-Минея называется – «уставною»: «свв. мм. Тимофея и Мавры у Четей наших уставных барзо хорошо». Если все эти ссылки действительно относятся к одному сборнику, тогда его также надо считать довольно обширным. 19-го июля, в том же первом месяцеслове о житии преп. Дия Святитель говорит: «С Четьи Новодевичой преписав... глядя в тетрадках» и таким образом дает нам сведения еще о новом рукописном сборнике – о Четьи-Минеи Новодевичьей. Эта Четья, по всей вероятности, была не южного, а Московского происхождения 261 . В первой части своего исследования мы говорили, что после переселения на север, Святитель усердно занялся собиранием рукописей агиологического содержания и упоминали о «тетрадках дьячка Богоявленского монастыря» и о «Четьи-Минее Ярославской Николо-Надеинской». На «Четейку Богоявленскую» ссылается Святитель и во втором месяцеслове Типографского сборника. Отметив здесь 26-го июня празднование в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, он говорит: «Зри в Четейке Богоявленской», а о празднике в честь иконы «Одигитрия» пишет: «О Одигитрии в другой Четье Богоявленской».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

232 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 2; Дело в СПбДЦК .(а 1884 г. [Издания акафиста свт. Моисею, Новгородскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 233 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 15; Дела об акафисте в СПбДЦК за 1878, 1884,1888 гг. [Издания акафиста прп. Варлааму, игумену Хутынскому, Новгородскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 235 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 65; Дела в СПбДЦК на 1865,1884 гг., а также в МДЦК – за 1883 г. [Издания акафиста Пресвятой богородице ради чудотворной Ее иконы Феодоровская см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 236 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 75; Дело в МДЦК на 1884 г. [Издания акафиста прп. Петру царевичу, Ростовскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 237 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 10; Дело в МДЦК за 1885 г. [Издания акафиста прп. Мефодию, Пешношскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 238 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 12; Дело в СПбДЦК ля 1885 г. [Издания акафиста свт. Леонтию, Ростовскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 239 См.: АСС. Дела об акафисте: 1884. II отд. 1 стол. 18; 1885. II отд. 1 стол. 14; Дела в СПбДЦК за 1884,1885 гг. [Издания акафиста свв. благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 240 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 15; Дело в СПбДЦК за 1885 г. [Издания акафиста св. Иакову, Боровичскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 241 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 32; Дело в СПбДЦК за 1885 г. [Издания акафиста свв. благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 245 Алексей Павлович Храповицкий по окончании в 1885 году курса в Санкт-Петербургской духовной академии и пострижении в монашество с именем Антония был назначен в сане иеромонаха на должность помощника инспектора Санкт-Петербургской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

скорбями жизни. Юному князю Василию надлежало собрать подданных, рассеянных ужасами варваров и помогать вдовам мужей, павших на Сити. В 1242 г. он должен был, вместе с другими князьями, идти в орду на поклон к Батыю; потом и в следующем году отправлялся он туда же, вместе с дядею вел. кн. Ярославом. По возвращении из орды, вступил он в брак с княжною Ксениею. Плодом этого союза были – дочь Мария и сын Василий, умерший малолетним. Не долго длилась жизнь кн. Василия. Зимою 1249 года отправился он во Владимир для свидения с вел. кн. Александром Невским и там скончался. Гроб его, от Владимира до Ярославля, провожали двоюродные братья его, князья Борис и Глеб Ростовские и сам вел. кн. Александр: так любили и отличали уважением молодого летами, но зрелого духом, князя! Погребение его совершал Кирилл, епископ Ростовский; чистое тело его положено было в Ярославском Успенском соборе, на северной стороне. Младший брат Константин принял правление княжеством. Тяжкое было время! Юный князь, сколько мог, старался устроить покой подданных: но покой был непрестанно нарушаем татарами. В 1257 году татары приступили к Ярославлю. Кн. Константин с дружиною вышел на другую сторону р. Которости, на гору. Произошла кровавая битва; много пало татар, много и Ярославцев; юный князь положил здесь жизнь свою за покой отчизны. Это было 3 июля. Гора, на которой происходило сражение, поныне называется «Туговою», как место туги и слез, пролитых осиротевшими Ярославцами. Ярославль, потеряв князя и многих своих, не спасся от разорения татарского; тело благоверного страдальца отчизны похоронено было с честию в соборной церкви, подле брата его Василия. В 1501 году Ярославский кремль опустошен был пожаром. Когда начали копать рвы для нового соборного храма, обрели два гроба с нетленными телами и по надписям на каменных плитах узнали, что это были гроба князей Василия и Константина. По просьбе народа епископ и духовенство с торжеством перенесли нетленные мощи из кремля в церковь свв. князей Бориса и Глеба, а после в Кафедральный Успенский собор, когда он был отстроен, но в пожар 1744 года св. мощи обгорели. Останки их хранятся там же в ковчегах. Память свв. Князей празднуется 8 июня и 3 июля. Житие Ярославских чудотворцев написано монахом Пахомием, по благословению архиепископа Ростовского Кирилла, в княжение Василия Иоанновича (1526–1533). Житие это, по свидетельству Ключевского, в рукописях мало распространено (стр. 175). Филарет

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Тихону, Калужскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Служба и акафист. М., 1884, 1887 2 , 1888, 1889, 1890, 1891, 1894; СПб., 1863, 1868, 1876, 1882, 1885. Гражданской печати: Акафист. М., 1890, 1892, 1897. Тихону, Лухскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Служба и акафист. М, 1888; СПб., 1861. Трифону, св. мч. Церковной печати: Акафист. М., 1893. Гражданской печати: Акафист. М., 1894. Трифону, Печенгскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. СПб., 1895, 1897. Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам, свв. благоверным князьям Церковной печати: Акафист. М., 1886. Феодору и Иоанну, свтт. Суздальским Церковной печати: Акафист. М., 1882, 1898, 1900. Феодосию, Печерскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. Киев, 1888, 1894. Феодосию Тотемскому, прп. Церковной печати: Акафист. М., 1886; СПб., 1861, 1873. Ферапонту, Можайскому Лужецкому чудотворцу, прп. Церковной печати: Служба. М., 1890. Явлению иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Тихвинская Церковной печати: Акафист. СПб., 1883, 1887, 1897. Служба и акафист. М, 1892, 1893. Гражданской печати. Акафист. СПб., 1893. Список акафистов, не одобренных духовной цензурой и не разрешенных к изданию и церковному употреблению Авраамию, Городецкому чудотворцу, прп. Составил: К. Определение: СПбДЦК от 3 352 ноября 1888 г. Адриану, прмч. Определение: СПбДЦК от 14 апреля 1886 г. Адриану и Наталии, свв. мчч. Составил: Л. Д. Определение: МДЦК от 1890 г. Александре, царице, св. мц. Составил: Л. И. Д. Определение: МДЦК от 1899 г. (сообщено автором акафиста). Александру Невскому, св. князю Представил: свящ. И. Т. Определение: СПбДЦК от 14 января 1849 г. Александру Невскому, св. князю Составил: Ф. Ц. Определение: СПбДЦК от 10 марта 1898 г. Александру Ошевенскому, прп. Составил: мон. Н. Определение: Святейшего Синода от 18/27 сентября от 1896 г. за 2883 АСС. 1896. VI отд. 1 стол. Алексию, митр. Московскому и всея России, св., чудотворцу Составил: свящ. Н. Определение: АСС. 1881. 239/326.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Февраля (л. 95) 4 ч. Препод. Кирилла Белозерского, (@и на ново езер@). И преставление св. вел. кн. Романа Углицкого. 6 ч. Иакова еп., ростов. чуд. 11 ч. Успение преп. Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского нового чудотворна. В той же день успение вел. кн. Всеволода Псковского. 12 ч. Успение св. Алексия, митрополита Киевского, нового чудотворца, (@в л т , Составижес@) (служба) (@по гна пресщеннаго митрополита, ми т все .. волею бголюбиваго государ вел. кн. васильевича и при благоврномъ сын его вел. кн. иван васильевич@) (слич. 311 907 , л. 397 и 677 908 , л. 398). 13 ч. (@пр наше симеона крал, о т ца стлю сав сербьском, нового мроточьца@). 14 ч. Преп. Кирилла Философа. (@Кирилъ илосоъ родо селннинъ, состави грамот по зык словенск. кнги превед греческа зыка на крест словны и болгары. В кое врем то было в црьство михайла цр греческаго, в црн град цртвовшаго, при оти. в лта бориса кнз болгарскаго. ростица кнз мора в ска. костел кнз влатескаго. Въ кнз велика все рюрика погана сща и некрещена, за лтъ д земли. а создани мир в л. (Слич. Бодянского. О времени происхождения слав. писмен, стр. 119 и слл.) и принесение мощей св. вел. кн. Михаила Черниговского от Чернигова к Москве. 23 ч. Препод. Поликарпа Брянского. (@б в л т . зз@). Год смерти этого Поликарпа, не справедливо показанный в Ист. Рос. иер.. т. V, стр. 588. вообще неизвестен. Приведённый пр. Филаретом из ркп. святцев, (Рус. Свв. под 23 Февраля), 7507 (?) вероятно надобно читать так же, как у нас: 7007. 24 ч. Преставление св. князя Романа Углецкого. (Под чернильной заставкою) Марта (л. 108) 2 ч. Св. Арсения, еп. Тверского. Успе (@в л т . родомъ грекъ@) (прибавлено, но неправильно). 4. Принесение мощей св. кн. Вячеслава Чешского из града Болеславля в Прагу. 5 ч. Обретение мощей св. кн. Феодора Смоленского и Ярославского и чад его Давида и Константина в лето 6971 (sic). – 9 ч. Принесение мощей св. муч. Аврамия из Болгар в Владимир, (@в л т . 11. Св. Евфимия, архиеп. Новгородского. И преставление иже во святых Феогноста митрополита. 16 ч. Св. Серапиона. архиеп. Новгородского (1516 г. кончина святителя). 17 ч. преставление преп. Макария Колязинского. 21 ч. Преп. Иакова, игумена (@жел з ноборска. иже на костром@). Здесь опять ошибка: правильнее кончина Иак. Жел. записана ниже под 10 Апреля, а обретение мощей его было 5 Мая (см. Филарета, Рус. Свв.. 11 Апреля). 23 ч. Принесение мощей Феодора, Давида и Константина, князей Ярославских. 24 ч. Страданье св. влкм. Ивана (@и в казани татар@). – 30 ч. Иже во святых Ионы, митроп. Московского. нового чудотв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010