На южной алтарной двери изображен праотец Мельхиседек. б) Образ храмовый свв. благоверных князей Василия и Константина ярославских чудотворцев. Икона в позлащенной ризе. На завороте по южной стене храма в) образ свв. благоверных князей Бориса и Глеба. По левую сторону царских врат иконы: а) Богоматери, всех скорбящих радости; икона эта в серебряно-позолоченной ризе, украшенной жемчугом. ИИа северной алтарной двери изображен первосвященник Аарон. б) Образ Благовещения Пресвятой Богородицы. На завороте по северной стене в) икона Толгской Божией Матери, с предстоящими перед ней в молении свв. благоверными князьями Василием и Константином, Феодором и чадами его Давидом и Константином, св. апостолом Матфеем и мученицей Анастасией. Во втором, верхнем ярусе иконостаса помещаются шестнадцать небольших икон: 1) Явления воскресшего Иисуса Христа апостолу Фоме; 2) Спасителя, проповедывающего в Иерусалимском храме; 3) Вознесения Господня; 4) Пресвятой Троицы; 5) Богоявления; 6) Рождества Христова; 7) ИИреображения Господня; 8) пророка Исайи; 9) Успения Пресвятой Богородицы; 10) Благовещения; 11) Лазарева Воскрешения: 12) Входа Господня в Иерусалим; 13) Рождества Богородицы; 14) Введения в храм Пресвятой Девы Марии; 15) Сретения Господня, и 16) пророка Ильи. На стенах в резных золоченых рамах симметрически расположено несколько икон; некоторые из них богато украшены. Свод и потолок церковный украшен живописью. В западной части свода изображено Рождество Христово, в южной – Богоявление, в северной – нагорная проповедь Иисуса Христа к народу о блаженствах евангельских, в восточной – Воскресение Христово. Между этими изображениями по углам нарисованы евангелисты. На потолке западной части церкви, в огромном клейме, изображено Сошествие Святого Духа на апостолов. Все эти изображения новой кисти и окаймлены изящной золоченой уборкой. У северной и южной стен храма на равном возвышении с солеей находятся клиросы; они покрыты белой краской и украшены позолоченной резьбой. Церковь с южной стороны освещается шестью окнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Средний храм посвящен св. Николаю Чудотворцу, правый придел – св. апостолу Петру, а левый – свв. Преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам. Иконостасы главнаго храма о пяти ярусах, а приделов – о трех ярусах, вызолоченные и по местам украшены резьбою. Все святыя иконы художественно написаны во фряжском стиле по вызолоченному фону в Москве художником Соколовым. Перед иконами помещены вызолоченные подсвечники и лампады, а у клиросов ценныя хоругви. Утварь: свв. Евангелия, напрестольные кресты и сосуды сделаны из серебра с позолотой и весят около двух пудов. Облачения на св. престол, жертвенники и духовенство сделаны были ко дню освящения из дорогой золотой парчи. Снаружи весь храм окрашен в светлыя краски, и так как он расположен на возвышенном месте около села, то поэтому и виден на далекое пространство. Вокруг храма устроена каменная ограда. Накануне торжества прибыл викарий Ярославской епархии Преосвященный Ионикий, Епископ Угличский, с кафедральным протоиереем из г. Ярославля, протодиаконом и хором архиерейских певчих. Храмоздатель коммерции советник П.А. Смирнов с своей супругой, родными и лицами, приглашенными на торжество, прибыли так же в этот день. В семь часов вечера, посреди освящаемаго храма было совершено при громадном стечении народа всенощное бдение, во время котораго литию и величание совершал Преосвященный Епископ Иоаникий с двенадцатью протоиереями и священниками. Во время всенощнаго бдения стояла чудная, ясная и теплая погода. Народа сошлось из окрестных сел и деревень так много, что в селе негде было ночевать и некоторым пришлось провести ночь под открытым небом возле храма. На другой день, в четыре часа утра, началось освящение леваго придела во имя свв. Преподобных Зосимы и Савватия; его совершал местный благочинный священник села Климотина о. Исполлатов с четырьмя священниками. В восьмом часу утра священником села Василькова о. Исполатовым соборне было совершено освящение праваго придела в честь поклонения веригам св. апостола Петра. Освящение Никольскаго храма началось в одиннадцатом часу утра. Его совершал Преосвященный Епископ Угличский Иоаникий с кафедральным протоиереем из г.Ярославля.

http://sobory.ru/article/?object=39777

1216 Ярославский мужской монастырь в честь Преображения Господня. 1-я четв. XIII в. Полоцкий Бельчицкий монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба. До 1227 Жидичинский близ Луцка мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Между 1121 и 1229 Нижегородский мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. До 1231 Киевский мужской монастырь во имя свт. Василия Великого. До 1231,возможно, до 1123 Черниговский мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба. До 1231 Киевский мужской монастырь в честь Воскресения Господня. 1238 Новгородский Варецкий женский монастырь во имя свт. Павла, патриарха Цареградского. 1230-е Угровский монастырь во имя св. пророка Божия Даниила. До 1240 Синеволодский (Синеводский) в Галицкой земле монастырь в честь Пресвятой Богородицы. До 1243 Псковский монастырь во имя св. Иоанна Предтечи. Монастыри, предположительно основанные в домонгольский перио Даты основания монастырей, приводимые в этом списке, заимствованы из поздних источников, их достоверность сомнительна. Берестейский (Брестский) мужской монастырь во имя прп. Симеона Столпника. 1160-е Боголюбов близ Владимира на Клязьме женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 1151 Владимирский на Клязьме на Кидекше мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба. До 1152 Владимирский на Клязьме мужской монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца. 1147 Вологодский у Кайсарова ручья мужской монастырь, или Герасимова пустынь, во имя Святой Живоначальной Троицы. Киевский близ села Лесники Гнилецкий, или Феодосиева пещера, мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. XI в. Киевский Зверинецкий мужской монастырь предположительно во имя архистратига Божия Михаила. Киевский Спасов Белый мужской монастырь в честь Преображения Господня. Китаевская Киевская мужская пустынь. 1239 Костромской монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Луцкий мужской монастырь во имя свт. Василия Великого. Муромский женский монастырь в честь Воскресения Господня.

http://sedmitza.ru/lib/text/443871/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Углич. XIX.] Угличские святые (свв. Димитрий и Роман, прпп. Паисий и Кассиан Угличские). Старообрядческая мастерская. Икона. Углич. Конец XIX в. 32 х 28. Частное собрание. Файл 9172.jpg:   Размер: 985x1200, 1.18 MPix, 332 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (141) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 9173.jpg:   Размер: 545x1163, 0.63 MPix, 100 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (119) , (1) . Описание: [Россия. XVIII.] Угличские святые (Свв. Царевич Димитрий и князь Роман Угличский, Паисий Угличский и Игнатий Прилуцкий и Угличский, Кассиан Учемский и Варлаам Улейминский). Икона. Россия. Начало XVIII в. Угличский музей. Файл 9176.jpg:   Размер: 886x1200, 1.06 MPix, 236 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (152) , (1) . Описание: [Москва. XVIII.] Угличские святые (слева направо: Игнатий Прилуцкий Кассиан Учемский Паисий Угличский Свв. Царевич Димитрий и князь Роман Угличский). Икона. Москва. Конец XVIII в. УГИАХМ. Углич. Файл 9177.jpg:   Размер: 1088x1200, 1.31 MPix, 359 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (149) , (3) . Описание: [Углич. XIX.] Прп. Паисий Угличский на фоне Покровского монастыря. Григорий Буренин (?). Старообрядческая мастерская. Икона. Углич. Начало XIX в. 98 х 64. Из Покровского монастыря. УГИАХМ. Углич. Файл 9178.jpg:   Размер: 984x1200, 1.18 MPix, 274 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (216) , (8) . Описание: Св. преподобный Паисий угличский чудотворец. Период создания: 9 марта 1904 г. Материал, техника: бумага, чернила, печать типографская цветная, рукопись Размер: 14,7х11,7 см Место создания: г. Санкт-Петербург Номер в Госкаталоге: 12709899 Номер по ГИК (КП): УГ КП-20686 Инвентарный номер: Гр-2369 Местонахождение Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области " Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей " Цветная открытка, с [...] Файл 33989.jpg:   Размер: 624x800, 0.5 MPix, 83 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (82) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2651-photo

Все цари и князья русские считали свв. Бориса и Глеба своими покровителями и заступниками земли Русской. Святые мощи их исчезли бесследно во время татарского нашествия в 1240 г.  Центром почитания свв. князей страстотерпцев стал не только стольный город Киев, прежде всего, существовали храмы и монастыри в местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм во имя этих святых на Дорогожиче, по пути в Вышгород, где св. Борис преставился Господу; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Торжка, где хранилась глава св. Георгия Угрина, и многие другие.  Свв. князья были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквами. Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский (+ 1023) Память его празднуется 8 июня, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Святитель Феодор,  родом грек,  был первым епископом Ростовским. Рукоположен он был в 990 или 992 г. Он основал в Ростове первую церковь и проповедовал там Евангелие, но язычники изгнали его, и он поселился в Суздале, бывшем тогда небольшой деревней. Когда в 1010 г. св. равноапостольный вел. князь Владимир (память его 15 июля) прислал сына своего Бориса (память его 24 июля) управлять Ростовом, то святитель Феодор вернулся с ним в город и вместе с ним продолжал свои апостольские труды. Но в 1015 г. вел. князь заболел и вызвал сына своего Бориса в Киев. По кончине его князь Борис был убит братом своим Святополком, и, узнав об этом, язычники вторично изгнали святителя Феодора из Ростова. Он вернулся в Суздаль и скончался там ранее 1024 г. Святые мощи его почивали в Суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы. •  Свт. Феодор прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших свт. Михаила, митрополита Киевского (память его 30 сент.).   •  Дата прославления святителя не известна, но, согласно церковному преданию, обретение мощей его произошло еще до нашествия хана Батыя, т.е. до 1237 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Конечно, нет никакого сомнения, что у свв. отцов под словом София весьма нередко разумеется Слово Божие, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы; то же должно сказать и о богослужебных молитвах и песнопениях. Доказывать это общеизвестное положение цитатами – значило бы ломиться в открытую дверь. Но если вообще, – повторяем, – мы имеем в виду лишь особливую идею Софии, то сейчас, вдобавок, мы ограничиваем поле своего внимания данными иконописи , потому что именуемое «Софией» у свв. отцов вовсе не всегда совпадает с содержанием этого имени в иконописи, к тому же – значительно более позднего времени и, наоборот, иконописная «София» вовсе не всегда обсуждается у свв. отцов под этим же самым именем. Во всяком случае непременно нужно брать вместе хотя бы главнейшие, типические варианты. За вычетом нескольких, весьма редких и особняком стоящих, 658 таких вариантов-типов следует считать три, тогда как прочие имеют формы, примыкающие к формам этих трех, основных. Три же типичные перевода могут быть охарактеризованы, как: 1°, тип Ангела, 2°, тип Церкви (Иногда его называют Софиею «Крестной» ) и 3°, тип Богородицы, – или, по городам, где находятся лучшие образцы соответствующих икон, – Софиею: 1°, Новгородскою, 2°, Ярославскою 659 и 3°, Киевскою. Но, прежде чем переходить к выводам относительно их религиозной сути, необходимо привести описание икон этих трех типов. Древнейшим и примечательнейшим является перевод Новгородский . Новгородский Софийский собор заложен кн. Владимиром в 1045 г. и освящен в 1052 г. Храмовая же икона его, по древнему преданию, признается списком с цареградской и, вероятно, современна построению собора. По крайней мере, священник Московского Благовещенского собора Сильвестр, в своей «Жалобнице», поданной в Собор 1554 года, прямо указывает на то и на другое предание. «Как благочестивый Православный и Великий Князь Владимер сам крестился во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Корсуне, – пишет о. Сильвестр, – и приехав в Киев, заповеда всем креститися и тогда вся Русская страна крестися; а в начале из Царя града в Киев прислан Митрополит, а в Великий Новград Владыка Иоаким; и Князь Великий Владимер повеле в Новеграде поставити церковь каменну, святую Софию, Премудрость Божию, по Цареградскому обычаю, и икона София, Премудрость Божия, тогды ж написана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В Руане находится колокол, долгое время считавшийся серебряным. Жирарден, анализировавший его, говорит, что присутствие в больших колоколах драгоценного металла сомнительно. Он думает, что литейщики вместо того, чтобы бросать приносимые им драгоценные металлы в тигли, заставляли жертвователей бросать их прямо в огонь. «Благодаря этому серебряная масса вместо того, чтобы быть прибавленной к бронзе, оставалась в золе, откуда Литейщики и вытаскивали ее, как только церемония кончалась и Мастерская пустела» 635 . Легенда о серебряном колоколе В Ярославле сохранилась легенда о колоколе церкви свв. Петра и Павла, который народная молва считает серебряным. Седой стариною дышит эта церковь . Стоит она на горе, далеко бросаясь в глаза своими серебряными главами, сделанными в глубокую старину «на панцерный лад». И архитектура церкви, и облицовка ее цоколя обливными очень древними изразцами с цветами, травами и узорами показывают, что церковь эта почти ровесница старинному городу князя Ярослава. Залюбоваться можно картиною красавца-города из-под Волги – так он наряден, чист, живописен и вместе с тем величав, сияя золотыми главами и крестами своих древних храмов. Когда в праздничный день или вечером накануне праздника зазвонят в колокола на пятидесяти двух ярославских церквах, то звон этот несется далеко-далеко по Волге, и прежде, – когда тишину Волги не нарушали еще непрерывные свистки пароходов, – звон ярославских церквей слышен был почти за сорок верст, – известно, что по воде звук летит очень далеко. Громко гудит древний колокол на Успенском соборе Ярославля, еще могучее раздается звон колокола в церкви св. Власия, – колокола, вылитого на средства жителей Ярославля в шестидесятых годах и имеющего около двух тысяч пудов веса. Много и других больших и громогласных колоколов в Ярославле, но всех слышнее, всех звонче гудит колокол на церкви свв. Петра и Павла, далеко разносясь своим «малиновым звоном». У колокола этого звон нежный и мягкий, как у серебра, и, по преданию, он весь почти вылит из этого благородного металла. Если и есть в нем медь и бронза, то лишь настолько, насколько требуется это колокольно-литейным мудреным делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверные князья Василий (+ 1249) и Константин (+ 1257) Ярославские Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 3 июля в день гибели князя Константина и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Свв. князья Василий и Константин были сыновьями ярославского князя Всеволода Константиновича, убитого в битве на реке Сити вместе с дядей своим вел. князем владимирским Георгием Всеволодовичем (память его 4 февр.). По смерти отца ярославский престол занял старший его сын Василий. Он много потрудился, облегчая участь своих подданных, разоренных татарами, не раз ездил для этого в Орду и сооружал новые храмы. Ни разу он не принял участия в междоусобиях князей. Ему пришлось перенести тяжкое горе — смерть единственного сына. А дочь его, княжна Мария, вышла впоследствии замуж за св. князя Феодора (память его 19 сент.). В 1249 г. князь Василий приехал во Владимир для свидания с вел. князем Александром Невским (память его 23 нояб.) и там скончался в том же году и был им погребен. Наследовал князю Василию его брат Константин, во всем подобный ему. В 1257 г. он был убит при защите Ярославля от напавших на него татар. В 1501 г. оба брата были причислены к лику святых. Святые мощи их почивали до наших дней в Ярославле в городском соборе. • Блгв. князь Василий преставился 8 февр. 1249 г. во Владимире, гроб с его честными останками был перевезен в Ярославль, погребен в Успенском соборе. Блгв. князь Константин погиб 3 июля 1257 г. и погребен рядом с братом. В 1501 г., после пожара, в ярославском кремле были обретены нетленные мощи свв. Василия и Константина; по повелению Иоанна III был построен новый, каменный собор, куда были перенесены мощи. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437414/

Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет нашел, что «акафист составлен правильно и согласно с жизнеописанием святых, написан языком приличным и исполнен мыслей и чувствований благочестивых» и мог бы быть одобрен к печати, о чем и сделал донесение в Святейший Синод 18 октября 1885 года за 1325. Святейший Синод от 12 ноября 1885 года за 2362 определил: «Представленный Преосвященным Ярославским в рукописи акафист святым благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину разрешить к печати для молитвенного употребления в Ярославской епархии». 15 ноября 1885 года за 3959 был послан в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет из Св. Синода указ 241 . Акафист свв. благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам, был в духовной цензуре исправлен. Приводим некоторые исправления. Так, в икосе 6 в воззваниях 7 и 8 «радуйтеся, фиали златии мира многоцелебнаго; радуйтеся, алавастри драгии» слова «фиали» и «алавастри» заменены словами «сосуды» и «сокровищницы». В 7-м воззвании 9-го икоса «радуйтеся, не веровавшаго в святость вашу протоиерея Константина разслаблением тела наказавший» слово «протоиерея» заменено словом «пресвитера». Что касается вопроса об авторе этого акафиста, то он разрешается припиской, сделанной на оригинале этого акафиста (библиотека Московской Синодальной типографии). Текст этой приписки следующий: «Акафист написан Харьковской губернии помещиком А. Ф. Ковалевским 1885 года 30 июня и принесен им в дар Спасо-Преображенскому монастырю Ярославскому, к святым мощам святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, для молитвенного поминовения потрудившегося Андрея и усопших родителей его Феодора и Александры». 85 Акафист свв. учителям словенским Мефодию и Кириллу 7 июня 1861 года Антоний, епископ Смоленский, обратился к обер-прокурору Святейшего Синода графу А. П. Толстому со следующим отношением: «Память славянских апостолов Мефодия и Кирилла, коим славянские народы обязаны просвещением, верой Христовой и переводом на родной их язык Священного Писания и богослужебных книг, положена в Церкви Православной 11 мая, но, к сожалению, память сия вовсе не чтится подобающим образом, потому что в месячной Минее нашей нет вовсе службы сим приснопамятным мужам, и в Месяцеслове нет даже ни тропаря, ни кондака.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Очевидно, у него было два сборника, полученные из Ростовского Богоявленского монастыря. На «Ярославскую Николо-Надеинскую Четью» Святитель в том же месяцеслове ссылается: 9 августа, память св. апост. Матфия – «в Ярославской лист»; 18-го, свв.мм. Фрола и Лавра и 19-го – св.м. Андрея Стратилата – «в Ярославской Николо-Надеинский л. 9-й» 262 . Если от этих заметок в рукописях мы обратимся к книгам Святителя и посмотрим, на какие источники ссылается он здесь, при житиях перечисленных нами святых, то увидим следующее: в одних случаях Святитель не указывает никаких источников 263 , в других ссылается на великие Четии-Минеи 264 , в третьих выражается неопределенно или перечисляет несколько источников 265 . Очевидно, ссылки в месяцесловах на различные рукописные Четии-Минеи не всегда приводят нас к действительным источникам житий. Указывая, где был материал, они не дают права утверждать, что Святитель отсюда его заимствовал. И мы, вообще, полагаем, что свят. Димитрий обращался к этим Четиям только тогда, когда в других, более авторитетных источниках нужного материала не находилось. Таких случаев едва ли было много. Мы можем указать только два. Из «четейки Богоявленской» заимствовано сказание о Тихвинской иконе Божией Матери (26 июня), имеющее в Четиих-Минеях отметку: «от различных рукописцев», да из Ярославской Николо-Надеинской четьи взято не имеющее никаких указаний на источники житие преп. Макария Желтоводского (25-го июля), так как в Макарьевских великих Четиих-Минеях ни жития этого святого, ни сказания о Тихвинской иконе Богоматери нет, а во втором месяцеслове Святитель пишет – о первом: «В сборнику Николо-Надеинском Ярославском довольно» и о втором: «Из четейки Богоявленской» 266 . Что касается остальных праздников и святых, при которых в месяцесловах есть ссылки на рукописные Четии-Минеи, то все относящиеся к ним сказания и жития имеются и в других источниках, главным образом в Макарьевских Четиих-Минеях. Но при решении вопроса о влиянии рукописных Четей на работу свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010