Это послание еще в 15 веке приводилось в доказательство того, что аллилуйя должно произносить трижды, а не дважды, как утверждали некоторые. Еще после св. Фотия остался саккос, присланный ему из Константинополя после бракосочетания дочери великого князя московского с сыном константинопольского императора Палеолога. По краям саккоса вышит золотом по-гречески символ веры , без прибавления в восьмом члене слова: «истинного», что и дало повод патриарху Никону исключить слово: истинного из упомянутого члена символа веры . Саккос митрополита Фотия и до настоящего времени сохраняется в Синодальной ризнице в Москве. (Ист. Русс. церкви преосв. Макария, т. стр. 85–104. Прибавл. к твор. свв. отцов 1852 г. XI т. стр. 207–271). Феодоровской иконы Божьей Матери В 1487 г. в пределах Рязанского княжества, недалеко от села Феодотьева, явилась икона Божией Матери. На иконе изображена была пресвятая Дева с младенцем Иисусом, Который правою рукою держит свиток, а левою благословляет. По повелению Рязанского князя, икона была перенесена в Рязань в Успенский собор. Здесь она прославилась многими чудесами. (Дни Богослужения Дебольского кн. 1. 150). 3-е число Св. муч. Иакинфа. Свв. мучч. Мокия и Марка. Св. Анатолия, патриарха цареградского. Свв. мучч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и Голиндухи. Преп. Александра, обители неусыпающих первоначальника. Перенесение мощей св. отца нашего Филиппа, митрополита московского. Преставление свв. благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей ярославских. Свв. благоверные князья Василий и Константин были сыновьями князя Всеволода Константиновича, женатого на Марине, дочери Олега, князя курского. Воспитываемые своими родителями в правилах христианского благочестия, князья Василий и Константин своим поведением оправдывали надежды родителей. В 1238 году князь Всеволод пал в битве с татарами на р. Сити, и юные князья остались без руководителя. Как старший сын, князь Василий наследовал ярославское княжение. Много беспокойства и неприятностей предстояло испытать юному правителю....

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Доказывать это обще–известное положение цитатами — значило бы ломиться в открытую дверь. Но если вообще, — повторяем, — мы имеем ввиду лишь особливую идею Софии, то сейчас, вдобавок, мы ограничиваем поле своего внимания данными иконописи, потому что именуемое «Софией» у свв. отцов вовсе не всегда совпадает с содержанием этого имени в иконописи, к тому же — значительно более позднего времени и, наоборот, иконописная «София» вовсе не всегда обсуждается у свв. отцов под этим же самым именем. Задача нашего очерка — уяснить идею Софии (— как бы Софию ни именовали в разные времена, —); поэтому нам мало интереса уяснять всесторонне самый термин « София » в его ино–идейном содержании. Конечно, нет никакого сомнения, что у свв. отцов под словом София весьма нередко разумеется Слово Божие, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы; то же должно сказать и о богослужебных молитвах и песнопениях. Доказывать это обще–известное положение цитатами — значило бы ломиться в открытую дверь. Но если вообще, — повторяем, — мы имеем ввиду лишь особливую идею Софии, то сейчас, вдобавок, мы ограничиваем поле своего внимания данными иконописи, потому что именуемое «Софией» у свв. отцов вовсе не всегда совпадает с содержанием этого имени в иконописи, к тому же — значительно более позднего времени и, наоборот, иконописная «София» вовсе не всегда обсуждается у свв. отцов под этим же самым именем. Во всяком случае непременно нужно брать вместе хотя бы главнейшие, типические варианты. За вычетом нескольких, весьма редких и особняком стоящих  , таких вариантов–типов следует считать три , тогда как прочие имеют формы, примыкающие к формам этих трех , основных. Три же типичные перевода могут быть охарактеризованы, как: 1°, тип Ангела , 2°, тип Церкви (иногда его называют Софиею « Крестной ») и 3°, тип Богородицы , — или, по городам, где находятся лучшие образцы соответствующих икон, — Софиею: 1°, Новгородскою , 2°, Ярославскою и 3°, Киевскою . Но, прежде чем переходить к выводам относительно их религиозной сути, необходимо привести описание икон этих трех типов.

http://predanie.ru/book/183910-stolp-i-u...

Князь Константин наследовал княжение брата, стараясь заменить его своим подданным и, насколько возможно устроить их покой; но, к великому огорчению Константина, татары то и дело разоряли русских. Шайки варваров скитались по Русской земле и опустошали ее; они являлись то там, то здесь, и повсюду их нашествие сопровождалось грабежами и убийствами. В 1257 г. в июле татары напали на Ярославль. Князь Константин вышел с малочисленною дружиною на другую сторону реки Которости, на гору, чтобы отразить врагов. Произошла кровавая сеча, в которой много было побито татар. Не мало пало и ярославцев, а вместе с ними сложил свою голову в битве за родину и князь Константин. Лишившись князя, ярославцы должны были испытать и ужасы татарского погрома после несчастной для них битвы. Когда враги удалились, тело благоверного Константина с честью было погребено в соборной церкви, подле брата его св. Василия. Много слез пролили ярославцы, отдавая последнюю честь своему князю. Тяжела была для них эта утрата князя. Гора, где происходило сражение, и до настоящего времени сохраняет данное ей после смерти св. князя Константина название Туговой, как место туги и слез, пролитых осиротевшими ярославцами. Несколько столетий почивали свв. князья Василий и Константин в соборном храме Ярославля. Народ чтил память их, как святых угодников Божиих. Некоторые по легкомыслию вздумали было недоверчиво относиться к святости князей, но видимо для всех были наказаны. В 1501 году святость мощей святых Василия и Константина вполне подтвердилась. В это время Ярославский кремль сгорел; приступили к его возобновлению; когда стали копать рвы для нового соборного храма, обрели два гроба с нетленными телами; по надписям на каменных плитах оказалось, что это были гробы блаженных князей Василия и Константина. Совершена была панихида, и гробы снова были опущены в землю. Но вот налетели тучи; почернело небо, загудел ветер, загремел гром и разразилась буря. Две недели продолжалась буря, сопровождаемая ливнем и громом. Ярославль задумался.. «не за то ли, – думал каждый, гнев неба, что сокрыты в землю мощи князей, молитвенников за Ярославскую страну». Епископ и духовенство по просьбе народа вынули святые остатки из земли и перенесли в церковь святых князей Бориса и Глеба. Когда об этом узнал великий князь Иоанн Васильевич III, то немедленно прислал из Москвы искусных каменщиков для построения каменного собора, куда и были перенесены мощи свв. князей, Василия и Константина. Сам Иоанн Васильевич впоследствии приходил на поклонение свв. мощам, от которых истекали исцеления. В настоящее время память святых князей празднуется 3 июля; имени их издавна в Ярославле посвящен придел в соборе. (Русск. свв. Филарета, арх. Черниг.; жит. свв. Муравьева; Ярославск. епарх. ведом. I860 г. Преп. Иоанна и Логгина, яренгских чудотворцев

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За время своего существования Спасо-Преображенская обитель пережила много разнообразных перемен, но благодаря неизменному благоволению к ней правителей русской земли, всегда выходила победительницей из всех испытаний. В настоящее время храмов в ней пять: 1) соборный, в честь Преображения Господня; 2) во имя свв. кн. Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев; 8) в честь Печерской иконы Божией Матери с приделом во имя прп. Нила Столобенского; 4) в честь Воскресения Христова и 5) в честь Входа Господня в Иерусалим. Мощи свв. кнн. Ярославских покоятся в храме их имени. 19 сентября 1899 года торжественно праздновалось 600-летие со дня кончины Св. князя Феодора. В ризнице Спасского монастыря, ныне архиерейского дома, сохраняют драгоценные облачения и другие принадлежности архиерейского служения, принадлежавшие некогда ростовской митрополии, древние сокровища монастыря и обширные коллекция старопечатных книг, рукописей и образцов древней славяно-русской иконописи. Здесь, между прочим, хранится посох скинной финифти по золоченому серебру, принадлежавший Св. Димитрию митрополиту Ростовскому. Здесь же найден был и единственный рукописный список «Слова о полку Игореве». Напротив Спасского монастыря скончался, как известно, на струге знаменитый патриарх Никон по дороге из ссылки в Москву. Афанасьевский монастырь в Ярославле. Эта обитель находится в самом городе, на соборной площади, против памятника основателю Юридического Лицея Демидову. Основан был монастырь в XVI веке. В 1658 году обитель сгорела дотла, но скоро была восстановлена. В 1764 году оставлена за штатом, а в 1858 году снова восстановлена и отнесена к третьему классу. В обители две церкви: 1) в честь патриархов Александрийских свв. Афанасия и Кирилла и 2) придельная к ней во имя Св. Алексия, митрополита Московского, с каменной колокольней. Монастырь окружен каменной оградой с двумя башнями. В одной из них с наружной стороны помещается часовня в память явления образа Спасителя. В другой башне – свв. врата. Вне монастыря, при Власьевской башне, находится приписанная церковь во имя древней чудотворной иконы Божией Матери «Знамение»; икона эта привлекает массу богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ярославские свв. Описания иконы Ярославские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских Святых Дни памяти Святых указаны по новому стилю СВЯТИТЕЛИ Александр, епископ Переславский — 27 мая и 5 июня Антоний, епископ Ростовский (+1336) — 23/5 июня Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский (+ 1772) — 12 марта Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (t+1481) — 5 апреля Вассиан II, архиепископ Ростовский (+ 1516) — 7 февраля Григорий Премудрый, архиепископ Ростовский (+ 1416) — 16 мая Димитрий, митрополит Ростовский (+ 1709) — 4 октября и 10 ноября Дионисий Грек, архиепископ Ростовский (+1426) — 31 октября Ефрем, епископ Ростовский (+1119) — 5 июня Ефрем, архиепископ Ростовский (+1454) — 9 апреля Иаков, епископ Ростовский (+1391) —10 декабря Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский и Черноморский (+ 1867) - 13 мая Игнатий, епископ Ростовский (+1288) — 10 июня Иннокентий, епископ Иркутский (+1731) 9 декабря — и 22 февраля Иоанн II, епископ Ростовский (+1214) — 23/6 июля Иоанн III, епископ Ростовс[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1962-73.] Собор Ярославских святых. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1962-73 годы. Фотография из альбома иг. Марка (Лозинского). Файл 11171.jpg:   Размер: 880x1200, 1.06 MPix, 182 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (150) , (5) . Описание: [Русь. XVII.] Ярославские святые (блгв. кнн.Василий, Константин и Феодор, Давид и Константин). Русь. Последняя треть XVII в. 122 х 103. Из Троице-Сергиева Варницкого монастыря. В 1929 поступила в Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 11172.jpg:   Размер: 933x1200, 1.12 MPix, 829 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (166) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Ярославские святые. Строгановская школа (Прокопий Чирин/?/). Икона. Русь. XVII в. 31.5 х 27.5. Coleccion Roger Cabal. Париж. Файл 11173.jpg:   Размер: 1000x1200, 1.2 MPix, 233 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (145) , (4) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 11174.jpg:   Размер: 581x1200, 0.7 MPix, 130 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (137) , (4) .

http://pravicon.com/icon-3212

Пролог. Свв. мученик 156. Умучены в царствование Диоклетиана от Ветурина воеводы, в Тире. В числе их были два епископа, Нелий и Нил, священник Зинон, и два именитые мужа, Патермуфий и Илия. Чет. Минея кратко (Act SS. sept. VI. р. 21). Мес. В. и Март. Р. 19 сент. 18 Св. Евмения, епископа Гортинского. Преемник св. Кирилла (9 июля); скончался в Фиваиде, погребен в Гортине. При жизни славился смиренномудрием, по смерти – чудесами. Чет. Минея. (Or. Chr. II col. 257. Act SS. sept. V. р. 786). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Свв. жен мучениц Софии и Ирины. Обезглавлены. (Act SS. sept. V. р. 773). Март. Р. Св. мученицы Ариадны. Раба Тертилла, старейшины Промиса (Фриг.). Пострадала за нехотение участвовать в языческом празднестве по случаю рождения сына у ее господина, при Адриане. Чет. Минея. (Act SS. 17 sept.). Март. Р. 17 сент. Мес. В. Св. муч. Кастора. " Томим скончася». Пролог. (Act SS. sepm. . р . 758). 19 Свв. мучч. Трофима, Савватия и Доримедонта. Свв. Трофим и Савватий начали мученический подвиг в Антиохии, где Савватий и скончался. Св. Трофим отослан был в Синад, где Доримедонт, синклитик, сделался его сподвижником. Оба после лютых мук обезглавлены в царствование Проба (ок. 280). Чет. Минея от Метафраста. (Surius ad 19 sept. Act SS. sept. VI. p. 12). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Си. муч Зосимы, пустынника Киликийского. Сведение о нем помещено под 4 янв., где он вторично воспоминается с св. Афанасием комментарисием. Св. благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, и чад его, Давида и Константина. См. 5 марта, где празднуется перенесение мощей их. В службе два канона. 20 Св. великомуч. Евстафия Плакиды, и подружии его Феопистии, и чад их, Агапия и Феописта. Плакида воеводствовал при Тите и Траяне. По принятии крещения, он перенес множество скорбей. Мучен импер. Адрианом за нехотение возблагодарить с ним богов за победы, одержанные Плакидой над врагами империи. Скончался с детьми и женою в медном воле. Чет. Минея от Метафраста. (Acta Metaphrast apud Surium. 20 sepm. Act SS. sept. VI. p. 106). Мес. В. Март. P. В службе канон Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

царь Константин и царица Елена; вверху серафим (на откосах окна), Воздвижение Честного Креста Господня (над окном, под сводом); св. мученик Василиск, св. Иоанн Белгородский (см. таб. XX), свв. князья Ярославские – Федор, Давид и Константин; Изведение из темницы св. апостола Петра; Двенадцатилетний Иисус в синагоге между учителями (все эти изображения на правом столбе); Чудо архистратига Михаила в Колоссах, Изгнание торгующих из храма; преп. Савва Освященный, преп. Евдокия и Евпраксия – (все на левом столбе), Богоявление Господне, Сретение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим (в среднем своде); пророки Софония, Наум, Елисей, Иеремия (под аркой, к иконостасу); мученицы Екатерина, Варвара, Анна, Фекла (в своде левой стороны); мученики Феодор, Тирон, Вонифатий, Трифон, Андрей Стратилат (в своде правой стороны); восемь серафимов (по четыре на правой и левой сторонах); свв. царицы Александра и Ирина; свв. Леонтий и Фокий (под аркой, к иконостасу); свв. Христина и Улияния; мученики Кир и Иоанн (под второй аркой); Богоматерь Печерская; притча о богаче (над аркою к своду); Закхей; два апостола, отвязывающие ослицу, «Христос посылает учеников уготовати пасху» (под аркой, над хорами); мученицы Параскева и Пелагея; мученики – Стратоник и Диомид (над аркой, к своду). Многие, говорит Иван Егорович Забелин, находят, что вся стенопись отличается своей близостью к итальянским образцам первого времени (?!). В особенности это обнаруживается не только в раскраске, т.-е. в самом письме, сколько в первоначальном его очерке или прописях, исполненных в значительной степени художественною работою. – Если мы припомним, – продолжает он, – что в том же Благовещенском соборе находится четверочастная икона (у южной стены, на правом клиросе), в коей одно изображение – «Единородный Сыне» – указывает на рисунок Чимабуэ, а другое – «Во гробе плотски» писано без изменений с рисунка Перуджино; если при этом за достоверное известно, что эта икона писана в 1554 году псковскими мастерами, призванными в Москву вместе с мастерами новгородскими, именно для восстановления Иконописания и стенописания в Благовещенском соборе после пожара 1547 года, то нам весьма будет понятно появление и в первоначальной стенописи собора приемов итальянского же мастерства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Эта рака заключает в себе главное сокровище Собора: мощи благоверных князей Василия и Константина. Рака и сень сооружены в 1862 г. ярославским купцом Александром Матвеевичем Пастуховым. Рака из серебра 84-й пробы, украшена резьбой и рельефными фигурами. На верхней деке ее изображены свв. князья в полный рост. Их лики и руки нарисованы красками, а княжеские одежды вычеканены из серебра и покрыты позолотой; венцы на главах угодников серебряные вызолоченные, осыпанные разными камнями; над руками князей сложенными крестообразно, вставлены частицы мощей чудотворцев. Рака закрывается серебряной доской с чеканным крестом. На раке вычеканена надпись; «При державе Благочестивейшаго Государя Императора Александра ИИ-го, за благословениемъ преосвященнаго Нила, архиепископа ярославскаго и ростовскаго, усердием ярославскаго 1-й гильдии купца, коммерции советника и кавалера Александра Матвеевича Пастухова, сия рака и сень устроена в Москве на фабрике Двора Его Императорскаго Величества фабриканта церковной утвари, московскаго купца Николая Даниловича Полтавцева, в 1862 году». Сень над ракой и колонны, ее поддерживающие, – накладного серебра. Рисунок и работа всех этих вещей превосходно исполнены и как нельзя более приличествуют своему назначению. Соответственно святыне, храм богат и другими принадлежностями. Перед местными иконами, ракой угодников, кроме дорогих лампад, находятся отличной работы паникадила, подсвечники, а в середине Собора великолепная люстра. Вообще храм этот много обязан украшением усердному жертвователю, ярославскому купцу Александру Матвеевичу Пастухову. Здесь же перед ракой свв. благоверных князей висит лампада серебряная вызолоченная, пожертвованная Его Императорским Высочеством Великим Князем Константином Константиновичем. Сведения о жизни и обретении мощей свв. благоверных князей Василия и Константина Ярославских чудотворцев Святые благоверные князья Василий и Константин, сыновья князя Всеволода Константиновича, первого удельного князя ярославского, родились и воспитывались в Ярославле в самую грозную эпоху нашествия на Русь монголов и междоусобий княжеских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Неоднократно над гробом святой Евфросинии сами собой загорались свечи, как бы знаменуя тем тот небесный свет, сиянием которого наслаждается святая в царствии небесном за свои земные подвиги. В настоящее время мощи святой княгини Евфросинии почивают под спудом в основанном ею храме Вознесенской обители. (Истор. слов. о свв. Русск. свв. Филарета, Арх. Черниг. Жит. свв. Муравьева). Влахернской иконы Божией Матери Эта икона, сделанная из воскомастики, находилась в Константинополе, во Влахернах. Император Ираклий, отправляясь в поход против персов, взял ее с собою и нанес поражение варварам. Из Влахернскаго храма икона была перенесена на Афон, а в 1653 г. была принесена Царю Алексею Михайловичу. В настоящее время она находится в Успенском соборе, в приделе апостолов Петра и Павла. (Месяц. Вотс. А. Сергия. Т. 2. Дни богослуж. Дебольского. Слава Богоматери). 8-е число Св. великомуч. Прокопия. Явление иконы Пресв. Богородицы во граде Казани. Св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. Воспоминание знамения от иконы Богородицы честного и славного ее Благовещения во граде Устюге. (Св. Феодосии, матери св. Прокопия. 12 жен синклитик, усеченных мечем. Двух трибунов Антиоха и Никострата. Св. муч. Авды. Пр. Феофила мироточивого. Преподобномуч. Анастасия. Прокопия юродивого устьянского. Нижнеломовские Казанские иконы Богоматери. Карповские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Каташинском Николаевском монастыре. Каплуновские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Вознесенском Московском женском монастыре. Казанские иконы Богоматери в селе Павловском. Казанские иконы Богоматери в Иркутске. Казанские иконы Богоматери в Каргополе. Казанские иконы Богоматери в Тобольске. Казанские иконы Богоматери в Ярославском женском монастыре). Св. великомученика Прокопия В Иерусалиме, который со времен императора Адриана носил название Элии Капитолины, жил благочестивый христианин, по имени Христофор, человек знатного рода, с женою-язычницей Феодосией. У них был сын Неаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

60 Визитаций же больных за все время существования этих лечебниц было сделано, по крайней мере, на более количества получивших врачебную помощь в них. 61 В эти, равно и в храмовые праздники, обычный порядок совершения литургии следующий: в 6 ч. утра – ранняя литургия в усыпальнице; в 7 часов средняя литургия в Смоленской церкви (в ней бывает служба на каждую субботу) и в 9 часов поздняя обедня в Богоявленском соборном храме. В Ризположенском храме в праздники бывает большею частью одна только литургия в 9 часов утра. 62 В соборном храме богомольцы воздают подобающее поклонение многим святыням – честным мощам. Так на правой стороне у первого (от входа в церковь ) столба в одной гробнице имеются частицы мощей: св. И. Златоустого, св. Феодора Стратилата, великомуч. Варвары, великомуч. Пантелеимона; свв. Василия В., Григория Богослова и Иоанна Злат.; св. мучеников: Георгия Победоносца, Харлампия и Вонифатия. В другой гробничке (напротив первой) у южной стены сохраняются части мощей: св. преп князей ярославских Феодора и чад его Давида и Константина; св. кн. Анны, св. бл. кн. Владимира, св. еп. Никиты, св. кн. Мстислава, св. кн. Феодора, свв. архиепископов: Иоанна и Григория; Киевопечерских угодников пр. Марка Гробокопателя, пр. Никиты Сухого, св. м. Кукши, пр. Пимена, пр. Иоанна Постника , св. Иоанна Милостивого; в образе вложены части мощей: свв. преподобных Геннадия Костромского, Февронии, Савватия, Зосимы, Кирилла, Феодосия Печерского , св. Петра митроп. Московского, мучеников: Авива, Гурия и Самона; и еще образ преп. Сергия Радонежского, написанный на гробовой его доске. За правым клиросом имеется третья гробница, в отдельных крестах которой сохраняются части ризы, пояса и гроба пресв. Богородицы, посоха пр. Антония Печерского; части древа Креста Господня, мира и камня Гроба Господня, древа теремца над гробом Господним. За левым клиросом в четвертой гробничке сохраняются частицы мощей св. в. м. Варвары. 63 Так же совершается хождение с иконою в трапезу в каждый дванадесятый праздник. В царские дни по окончании трапезы монастырским хором исполняется гимн «Боже царя храни».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010