В настоящее время храмов в Толгской обители четыре: 1) соборный, в честь Введения Пресвятой Богородицы, с южным приделом во имя свв. кн. Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев; 2) теплый двухэтажный, в честь Воздвижения Креста Господня (существовал уже в начале XVII столетия), с приделом в честь Толгской иконы Божией Матери; 3) холодный, в честь Нерукотворного образа Спасителя: 4) холодный над свв. воротами, во имя Св. Николая Чудотворца. В соборном храме находится чудотворная Толгская икона Богоматери. Крестные ходы в обители с чудотворной иконой совершаются: 1) в четвертое воскресение по Пасхе (в неделю расслабленного) в Ярославль; 2) в одну из первых седмиц Великого поста в Ростов; 3) со 2 по 31 июля по уздам Борисоглебскому, Даниловскому и Ярославскому; 4) в Норский посад и в гор. Рыбинск с 14-го августа по 13 сентября; 5) в село Диевы Городища и окрестные села Ярославского уезда с 16 сентября по 20 ноября, 8-го же августа бывает крестный ход из гор. Ярославля в Толгский монастырь. Управляет обителью архимандрит, наместник ярославского архиепископа. Троицкий Сергиев-Варницкий монастырь близ Ростова. В трех верстах от Ростова, близ вокзала железной дороги Московско-Ярославской, находится Троице-Варницкий монастырь. Троицким именуется монастырь по соборной церкви, построенной в 1770 г. на собственное иждивение Афанасием, епископом Ростовским, бывшим прежде в Сергиевской лавре келарем и архимандритом, который по благоговейному почитанию памяти преподобного Сергия сам и освятил оную во имя Живоначальной Троицы по примеру лаврской соборной церкви; Варницким же монастырь называется по имевшимся близ него соляным варницам, которые, быть может, и находились в его распоряжении. Находящаяся у самого монастыря речка Ишня и небольшие заливы обладают действительными целебными свойствами; капанье в этих водах особенно помогает от ревматизма и золотухи. Время основания монастыря с точностью неизвестно. Из жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича от 1624 года видно, что монастырь Варницкий существовал при Иоанне Грозном и при отце его Василии Ивановиче. Остается несомненным только то, что монастырь этот устроен из уважения к памяти преподобного Сергия, на месте его родины, вскоре после открытия мощей его, после 1420 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Сергиевская община в Белебеевском уезде. Община расположена при селе Крыктирате. Основана она по определению Св. Синода от 14 января 1906 года на пожертвованной крестьянином Кирилловым земле. При селе Каменске есть отделение Сергиевской общины. Ярославская губерния Обителей мужских 15, женских 11. Мужские обители Адрианов монастырь в Пошехонском уезде. Эта необщежительная обитель была основана прп. Адрианом, который пришел в 1540 году в глухие дебри Пошехонья вместе с другим подвижником – старцем Леонидом – и три года прожил здесь в непрестанных молитве, богомыслии и посте. Вознамерившись устроить обитель на месте своего постыдного уединения, оба подвижника отправились в Москву к тогдашнему митрополиту Макарию, который принял живое участие в задуманном ими святом деле. В 1543 году монастырь был устроен. Много бедствий перенесла новоустроенная обитель... Особенно пострадала она во время одного разбойного нападения, когда был убит злодеями и сам преподобный основатель ее Адриан. Тело его было увезено за 30 верст от монастыря и зарыто в глухом месте, которое один благочестивый крестьянин отличил тем, что насадил на нем рябину. Спустя 70 лет, при игумене Порфирия, были обретены нетленные мощи святого угодника и торжественно перенесены в оправившуюся тем временем от погрома обитель, где они почивают и до настоящего времени, составляя главную святыню монастыря. Ныне в монастыре два храма: собор Успения, с приделами Николая Чудотворца и Св. Адриана, и зимний Богоявленский храм, с приделом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Кроме свв. мощей, есть много святынь и древностей, как, например, ковчежец и крест с 19 частицами мощей свв. угодников Божиих, вериги и игуменский посох прп. Адриана, древняя икона с его изображением, написанная в XVI столетии, колодезь, им вырытый, с целебной водой и много других. Обитель расположена на берегу реки Ветхи, в 5 верстах от гор. Пошехонья. Ближайшая жел. станция – «Рыбинск», в 60 верст. от обители, а летом о р. Шексне – пароходная пристань «Вольское» в 25 верстах. Для паломников есть гостиница и странноприимный дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Кассиан Угличский, Грек, прп. Описания иконы Кассиан Угличский, Грек, прп. - житие Кассиан Грек (+ 1504), Угличский чудотворец, преподобный. Память 21 мая в день тезоименитства, 2 октября в день кончины, в Соборе Ростово-Ярославских святых В миру Константин, происходил из рода князей Мангупских. Константин получил значительное, по своему времени, образование. В 1478 году он прибыл в Москву в составе посольства к великому князю Иоанну III вместе с царевной Софией Палеолог. Решив посвятить свою жизнь на служение Богу, преподобный отклонил предложение остаться при дворе великого князя, не принял «городов и областей в прокормление и земли в обдержание», и поселился у Ростовского архиепископа Иоасафа. Когда епископ удалился на покой в Ферапонтов монастырь, за ним последовал Константин. В обители преподобный проводил строгую подвижническую жизнь. Монашество он принял после чудесного ночного видения преподобного Мартиниана побуждавшего принять постриг. Через некоторое время святой Кассиан оставил монастырь и недалеко от города Углича, при слиянии Волги и Уч[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. XVIII.] Угличские святые (Свв. Царевич Димитрий и князь Роман Угличский, Паисий Угличский и Игнатий Прилуцкий и Угличский, Кассиан Учемский и Варлаам Улейминский). Икона. Россия. Начало XVIII в. Угличский музей. Файл 7278.jpg:   Размер: 891x1200, 1.07 MPix, 237 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (177) , (2) . Описание: [Россия. 1739.] Прп. Кассиан Угличский. Андрей Яковлев. Икона. Россия. 1739 год. 32.3 х 26. Из имения Мусиных - Пушкиных Борисоглеб Мологского уезда. С 1922 года в собрании Рыбинского музея. Файл 7280.jpg:   Размер: 890x1200, 1.07 MPix, 131 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (241) , (4) . Описание: [Москва. XVIII.] Угличские святые (слева направо: Игнатий Прилуцкий Кассиан Учемский Паисий Угличский Свв. Царевич Димитрий и князь Роман Угличский). Икона. Москва. Конец XVIII в. УГИАХМ. Углич.

http://pravicon.com/icon-2129

Вторая особенность связана с составом персонажей. На иконе изображено шествие воинов из горящей Казани (земного града) в град небесный - Горний Иерусалим, где их встречает Пресвятая Богородица с Младенцем на руках. Младенец Христос держит на вытянутых руках мученические венцы. Ангелы берут их и увенчивают прибывающих воинов. Воинство разделено на три Впереди возле Небесного Иерусалима, обернувшись назад, как бы призывая всех следовать за собой, скачет св. Архангел Михаил. За ним с алым стягом и в алом плаще, также обернувшись, скачет, как полагает большинство исследователей, Иван Грозный (см. Подобедова 1972:25). В самом центре иконы позади Ивана Грозного на черном коне возвышается самая крупная на иконе фигура (она больше и Богородицы, и Архангела Михаила), с большим крестом в руках. Общепринятая точка зрения состоит в том, что это Владимир Мономах, поскольку Иван Грозный называл его первым русским царем, а себя считал его преемником и наследником его царских регалий. Но, например, Э.С. Смирнова полагает, что это, возможно, св. равноапостольный Константин (Смирнова 1988:302). Мы также склонны считать центральную фигуру царем Константином. В руках он держит большой крест, а мы уже показали, какую большую роль играет крест в " Казанской истории " . За царем Константином следуют св. равноапостольный Владимир с сыновьями Борисом и Глебом. Во главе верхнего ряда св. Димитрий Донской и его покровитель св. вмч. Димитрий Солунский. Во главе нижнего войска - св. Александр Невский и св. вмч. Георгий Победоносец. На иконе в верхнем и нижнем рядах изображены также св. вмч. Феодор Стратилат, св. мч. Андрей Стратилат, св. мч. Михаил Черниговский, св. блгв. кн. Михаил Тверской, св. блгв. кн. Всеволод-Гавриил Псковский, св. блгв. кн. Довмонт-Тимофей Псковский, свв. князья Феодор, Давид и Константин Ярославские и другие святые князья-воины (Подобедова 1972:25-26; Смирнова 1988:175-179, 302-303). Все перечисленные покровители русского воинства названы и в Послании под Казань свт. Здесь икона и книжность находятся в полном согласии. Но Послание свт. Макария и икона лишь завершают формирование собора покровителей русского воинства, завершают, а не открывают. Начало же его формирования следует отнести ко времени крещения Руси, а собственно русского собора святых воинов - ко времени убийства свв. Бориса и Глеба. Общие же контуры, как мы видели, вполне определены в Куликовском цикле произведений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Но если вообще, — повторяем, — мы имеем ввиду лишь особливую идею Софии, то сейчас, вдобавок, мы ограничиваем поле своего внимания данными иконописи, потому что именуемое «Софией» у свв. отцов вовсе не всегда совпадает с содержанием этого имени в иконописи, к тому же — значительно более позднего времени и, наоборот, иконописная «София» вовсе не всегда обсуждается у свв. отцов под этим же самым именем. Во всяком случае непременно нужно брать вместе хотя бы главнейшие, типические варианты. За вычетом нескольких, весьма редких и особняком стоящих  , таких вариантов–типов следует считать три, тогда как прочие имеют формы, примыкающие к формам этих трех, основных. Три же типичные перевода могут быть охарактеризованы, как: 1°, тип Ангела, 2°, тип Церкви (иногда его называют Софиею «Крестной») и 3°, тип Богородицы, — или, по городам, где находятся лучшие образцы соответствующих икон, — Софиею: 1°, Новгородскою, 2°, Ярославскою и 3°, Киевскою. Но, прежде чем переходить к выводам относительно их религиозной сути, необходимо привести описание икон этих трех типов. Древнейшим и примечательнейшим является перевод Новгородский. Новгородский Софийский собор заложен кн. Владимиром в 1045 г. И освящен в 1052 г. Храмовая же икона его, по древнему преданию, признается списком с царе–градской и, вероятно, современна построению собора. По крайней мере, священник Московского Благовещенского собора Сильвестр, в своей «Жалобнице», поданной в Собор 1554 года, прямо указывает на то и на другое предание. «Как благочестивый Православный и Великий Князь Владимир сам крестился во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Корсуне, — пишет о. Сильвестр, — и приехав в Киев, заповеда всем креститися и тогда вся русская страна крестися; а в начале из Царя града в Киев прислан а в Великий Новград Владыка Хоаким; и Князь Великий Владимер повеле в Новград поставити Церковь каменну, святую Софию, Премудрость Божию, по Цареградскому обычаю, и икона София, Премудрость Божия, тогды ж написана, Греческий перевод …»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Дело пока не в нас, а в Московской Патриархии. Пусть они наведут порядок, и мы тогда с радостью будем с ними общаться. Это как в отношениях между государствами: если в каком-то государстве диктатура, законы не установлены, то многие другие государства не хотят с ним общаться. Мы желаем Московской Патриархии, чтобы она навела у себя порядок. Московским же православным христианам я желаю, чтобы они не были просто читателями информации. У нас есть зрители, читатели - а надо чтобы все стали личностями, чтобы стали не просто потребителями информации, а научились думать. Пора научиться думать, пора стать людьми и услышать голос своей совести! Преосвященный Агафангел (в миру Михаил Иванович Пашковский) родился 22 ноября 1956г. в Одессе (Украина). Монашество принял 31 августа 1991 с именем Агафангел в честь Исповедника святителя Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского. Рукоположен в сан священника 8 сентября 1991г. в Москве, в домовом храме свв. Новомучеников и Исповедников Российских. В 1992 добился передачи РПЦЗ храма свв. Николая и Ариадны (ныне св. прав. Иоанна Кронштадтского), а в 1999 - крестильного домика на Михайловской площади в Одессе. 27 марта 1994 года стал епископом Симферопольским; в 1996 году - Симферопольским и Крымским. Страна.ру Архиерейский Синод РПЦЗ заявил, что именем митрополита Виталия прикрываются раскольники 31.10.2001 28 октября от имени митрополита Виталия, увезенного в канадский скит в Мансонвилле, было распространено заявление, в котором отрицается решение Архиерейского Собора РПЦЗ об избрании Первоиерархом митрополита Лавра. В связи с этими событиями канцелярия Архиерейского Синода РПЦЗ 29 октября распространила официальное заявление. В нем сообщается: " В результате многолетних наблюдений, а также событий, предшествоваших Архиерейскому Собору, епископы Русской Православной Церкви Заграницей пришли к выводу, что личный секретарь митрополита Виталия, игнорируя его мнение, использует свое влияние на престарелого митрополита, которое равным образом губительно для него и опасно для всей Церкви " .

http://zavet.ru/news/news011027.htm

В той же день и Сентября в 19-й память св. благоверного Князя Феодора Смоленского и Ярославского чудотворца и чад его Давида и Константина. Слово вкратце, л. 180–184 об. Нач. «Сей святый блаженный Князь Феодор, сын бяше Ростиславл, рекомый Черный». В 6-й день. Мучение св. и добропобедных 42-х мученик в Сирии мученных: Феодора, Константина, Каллиста, Феофила, Васоя и с ними. Сложено св. Софронием Архиепископом Кипрским, л. 186–195. Нач. «Во оно время Феофил наш царь воя избрав, на скверную Агарянскую страну излезе». Слово похв. св. 42-м мученикам, л. 195–197 об. Нач. «Аз же ваше молю множество о мучеником хвалы честний оружницы». Преподобного Исихия чудотворца, л. 198–201 об. Нач. «Предивный сей и Божий великий мученик Исихие, от самых пелен себе благочестивно учинив». В 7-й день. Житие и страсть свв. отец Епископ бывших Василия и Капитона мучившемася в Херсоне, л. 202–212 об. Нач. «Во времена гонения нечестивого царя Диоклетиана, действующу живородному христианския веры слову». В 8-й день. Мучение св. Феодорита пресвитера, мучену бывшу во Антиохии при Иулиане царе, л. 214–228 об. Нач. «Доблю и боголюбному изволению блаженного мученика Феодорита, не точно есть дивитися мужеству, крепости п терпению». В 9-й день. Мучение свв. мученик четыредесяти, иже в Севастии мученых, л. 230–241 об. Нач. «Во времена Ликиния царя, бе гонение велие на христианы и вси иже благочестивне живущии о Христе». В 10-й день. Мучение св. Кондрата и дружины его (Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Кристента и проч. с оной), л. 243–265. Нач. «От многих и различиных град восхищена бывше христиане во временах Декия и Улиана». Память Преп. Анастасии, л. 266–271. Нач. «Во дни Иустиниана великого царя, бяше некая жена в Византии, Анастасия именем». В той же день слово о мужи спирающемся с бесы три часы прежде смерти его, л. 272–275 об. Нач. «Поведа нам некий от отец глаголя, яко пресвитер некий прииде в монастырь и моляше игумена облещи и в святый иноческий образ». В 11-й день. Житие св. Григория Папы Римского, л. 276–280 об. Нач. «Блаженный Григорий быв Первосвятителем Римской святой Божия церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Этими житиями и сказаниями собранный в Ростове материал, конечно, не исчерпывался. Неиспользованная часть его и все, что поступило после окончания Четиих-Миней, должны были храниться у Святителя в виде разнообразных рукописей и ждать удобного времени для обработки и помещения в Четии-Минеи. Часть этих рукописей известна и в наше время. Собранные самим Святителем в два сборника, они сохранялись в Московской Патриаршей и Московской Типографской библиотеках. Опишем прежде всего сборник Патриаршей библиотеки 835-й). Это довольно большая, более 200 листов, книга в четвертую долю листа, переплетенная в кожу и имеющая на обороте верхней доски следующую, сделанную самим свят. Димитрием надпись: «Неисправленные вещи различные, собранные в лето 1704-е в Ростове». В книге 13 написанных различными почерками рукописей, из которых только три не имеют отношения к агиологии. Две рукописи уже использованы: сказание о Толгской иконе Божией Матери (лл. 1–64) и повесть о убиении св. царевича Димитрия (лл. 199–221); остальные или оказались непригодными, или отложены до новых работ над Четиими-Минеями. Святитель сам написал оглавление книги и, очевидно, считал собранный в ней материал достойным сохранения. Кроме уже указанных повестей и сказаний, в сборнике имеются: «Слово о житии и чудесах св. мученика Иоанна Стратилата и воина (л. 64); тропарь, кондак и житие св. Феодосия (л. 88); месяца мая, в 29-й день, житие св. Иоанна Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (л. 92); родословие князей Ростовских и Владимирских (л. 104); описание о соборной церкви Успения Божией Матери во граде Владимире и иже в ней мощей нетленных (л. 108); поставление епископов по градом (л. 111); сказание о убиении князей Ярославских Василия и Константина (л. 112) и их чудеса (л. 119): чудо пресвятой Богородицы и свв. блаженных и Христа ради юродивых Прокопия и Иоанна Устюжских, о жене бесноватой именем Соломония (л. 137); месяца июня 25 дня, повесть о житии свв. Петра и Февронии Муромских (л. 169); Иоанн власатый Ростовский, милостивый (л. 185) и память отцу духовному, како управляти ставленника (л. 221)».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наконец, в 1856–63 годах, по изволению императора Николая Павловича, чтителя отечественной древности и святыни, Спасоборский собор был весь реставрирован под надзором опытного архитектора профессора Ф.Ф. Рихтера; при этом позднейшие разновременные пристройки уничтожены и храму придан более первобытный вид. Притворы с пролетами южного и северного верхних приделов были обращены в колокольницы: на одной повешены девять старых, небольших, но звонких колоколов, а на другой два – с Троицких ворот. Южный – верхний придел освящен в честь святителя Стефана Пермского, северный же в честь св. великомученика Прокопия. Придел трех Святителей – внизу с северной стороны был упразднен, и пристройка эта служит теперь соборной палаткой для служащих. Главный храм и придел свв. мучеников, как и самый притвор, по стенам и сводам, были расписаны церковною живо писью византийского пошиба живописцем Рогожкиным с товарищами, который руководствовался кальками; снятыми в Ярославской соборной церкви св. Иоанна Предтечи. Между прочим, в первом – перед местом погребения святителя Стефана – изображены деяния из его жизни и служения пастырски-миссионерского, а во втором – история страданий и чудес свв. мучеников. В таком виде Спасоборский храм – ровесник самому городу Москве – существует и в настоящее время, оставаясь внутри четырехугольника Большого кремлевского дворца, освященный 4 авг. 1863 г. Московским митрополитом Филаретом 8 . Опишем несколько подробнее внешнее и внутреннее устройство и расположение Спасоборского собора. Внешние толстые стены храма с лопатками и по местам с карнизами оканчиваются вверху несомкнутыми трехугольными фронтонами с четырех сторон. Входные двери (из притвора); с архивольтом из пяти обломов, опираются на импосты, поддерживаемые тремя колоннами с жгутами (поясами) в виде бочонков по средине стержня, с соответственными карнизами, капителями и базами; такого же стиля северные и южные входные двери. I. Спасоборский собор в настоящее время Вместе с двумя придельными пристройками храм выдается на восток семью полукружиями с пилястрами и карнизом над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

1. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг./Сост. М. М. [митрополит Мануил Лемешевский ]. Ч. 4. Куйбышев, 1966. С. 136–137 2. Живая церковь . 1922. 4 –5. 1(14) июля 214. Послание Патриаршего Заместителя, митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] о вступлении его во временное управление Православной Русской Церковью (Ярославль) 97 Послание Заместителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, митрополита Ярославского Агафангела к архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Русской Церкви. «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!» Святейшему Патриарху и Отцу нашему Тихону угодно было от 3(16) мая 1922 г. обратиться ко мне со следующей грамотой: «Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе Церковного Управления до созыва Собора. На это имеется согласие гражданской власти, а потому благоволите отбыть в Москву без промедления. Патриарх Тихон». Во имя святого послушания и по долгу моей архипастырской присяги я предполагал немедленно вступить в отправление возложенного на меня служения Церкви и поспешить в Москву. Но вопреки моей воле, по обстоятельствам, от меня не зависящим, я лишён и доныне возможности отправиться в Москву, на место служения. Между тем меня официально известили, что явились в Москве иные люди и встали у кормила правления Русской Церкви. От кого и какие на то полномочия получили они, мне совершенно неизвестно. А потому я считаю принятую ими на себя власть и деяния их незакономерными. Они объявили о своём намерении пересмотреть догматы и нравоучение нашей православной веры, священные каноны Св. Вселенских Соборов, православные богослужебные уставы, данные великими молитвенниками христианского благочестия, и организовать таким образом новую, именуемую ими «Живую» Церковь . Мы не отрицаем необходимости некоторых видоизменений и преобразований в богослужебной практике и обрядах. Некоторые вопросы этого рода были предложены к рассмотрению Всероссийским Собором в 1918 г., но не получили решения, вследствие преждевременного прекращения его деятельности, по обстоятельствам тогдашнего времени. Но, во всяком случае, всевозможные изменения и церковные реформы могут быть проведены только соборною властью. А посему я почитаю своим долгом, по вступлении в управление делами Церкви, созвать Всероссийский Поместный Собор, который правомерно, согласно с словом Божиим и в мере правил свв. Вселенских Соборов – этих первых и основных источников нашего церковного строительства, рассмотрит все то, что необходимо и полезно для нашей церковной жизни. Иначе всякие нововведения могут вызвать смятение совести у верующих, пагубный раскол между ними, умножения нечестия и безысходного горя. Начало всего этого мы уже с великою скорбью видим.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010