Благовещенской, на Житном дворе, свящ. Ник. Конст. Лебедева Богородице-Рождественской, на Бутырках, прот. Ал-ия Алексан. Ансерова Богородице-Рождественской, в Путинках, Мих. Никит. Апостольского Богородице-Рождественской, в Ремесленной богадельне, свящ. Феок. Вас. Черткова Богородице-Рождественской, в Рождественском монастыре, свящ. Никол. Алдр. Ивановского Богородице-Рождественской, за Смолен- —35— скими воротами, свящ. Владим. Андреевича Воскресенского Богородице-Рождественской, в Старо-Екатерининской больн., свящ. Ал-ия Ал-еев. Лебедева Богородице-Рождественской, на Старом Симонове, свящ. Иак. Вас. Остроумова Богородице-Рождественской, в Столешниках, свящ. Мих. Вас. Модестова Богоявленской, в Елохове, прот. Иоанна Иаковл. Березкина Богоявленской, в Ямской Дорогомилов. слободе, прот. Конст. Троф. Остроглазова Борисо-Глебской, у Арбатских ворот, прот. Мих. Иоан. Руднева Борисо-Глебской, на Поварской, свящ. Иоанна Симеон. Шарова (по двум подпис. листам) Варваринской на Варварке, прот. Мих. Дим. Никольского Василие-Кесарийской, на Тверской, свящ. Арсения Иоаннов. Разумихина Введенской, на Лубянке, свящ. Никол. Петров. Антушева Введенской, в Мариинском епар. жен. училище, свящ. Сергея Алексеев. Булатова Введенской, в Мариинск. женском училище Дамск. Попечит., свящ. Серг. Вас. Страхова Введенской, в бывом Новинском монастыре, прот. Феод. Иоан. Румянцева Введенский, в Семеновском, свящ. Сим. Афан. Ковганкина Власиевской, в Старо-Конюшенной, свящ. Дим. Петр. Некрасова Вознесенского девичья м-ря свящ. Ал-ра Иоанн. Пшеничникова —36— Вознесенской, на Гороховом поле, свящ. Ал-ия Вас. Румянцева Вознесенской, за Серпуховскими воротами, свящ. Петра Феод. Смирнова Вознесенской, близь Сретенки, свящ. Серг. Ал-др. Суворовского Вознесенской, у Никитских ворот, свящ. Иоанна Дим. Арбекова Воскресенской, в Барашах, свящ. Вас. Иоанн. Постникова Воскресенской, в мал. Бронной, свящ. Петра Иоанн. Виноградова Воскресенской, на Ваганьковском кладбище, свящ. Вас. Андреевича Быстрицкого Воскресенской, в Гончарах, свящ. Васил. Тимоф. Терновского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для отличия мнимой смерти от действительной опубликованы были доселе следующие средства: если нет обыкновенных признаков разложения тела умершего на открытых частях или трупного запаха, то должно обратить внимание – нет ли зеленоватых пятен на брюшной поверхности. При отсутствии же всяких наружных признаков разложения можно: а) Накапывать на тело сургуч или прижигать его: мертвое тело при сильном прижоге может только почернеть, а на теле, в котором еще таятся искры жизни, делается воспаление на месте прижога. б) Глубоко воткнуть в мертвое тело стальную иголку и через несколько времени вынуть: если тело мертвое, то иголка сохранит свой блеск, но если в теле таится жизнь, то иголка потемнеет в той части ее, которая находилась в теле. Это объясняется присутствием в теле живой крови, вследствие чего поверхность иголки окисляется. в) Смотреть против света на ладонь руки умершего: если сквозь пальцы просвечивает румяный цвет, то это признак присутствия жизненного процесса; у действительного же умершего цвет руки против света мраморный без всякого румяного отлива. г) Перевязывать ниткою палец. Перевязывая ею палец на живом человеке, мы видим, что через очень недолгое время палец начинает краснеть, несколько набухать и потом делается багровым и сине-багровым; это окрашивание происходит равномерно по всему пальцу, кроме места перевязки, где цвет беловатый. На загрубелых мозолистых руках это явление замечается не так отчетливо; в таком случае, для этой же цели может служить другая часть тела, например, мочка уха. На трупе никогда такого окрашивания не бывает, так что целый ряд опытов над умершими от различных причин дал решительно отрицательные результаты (Подольск. Епарх. Вед. 1873 г. 4). При погребении детей, умерших от дифтерита, скарлатины и крупа, здоровые дети не должны быть допускаемы в домы, где лежат умершие, а также и для целования последних. Не должно также вносить детей, умерших от сказанных болезней, в церковь для отпевания их (Распор. по Ворон. Епар. мая 13, 1880 г. 4312). Разрешение недоумений

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Обязательно ли для священника тот же час, когда приглашают его к больному, причащать больного Святыми Тайнами? В требнике Петра Могилы , в уставе «о еже како причастити больнаго вскоре», говорится, что священник должен сперва всякого больного исповедовать и «к исповеданному уже с Божественными Тайнами идти и причастити», и только в том случае, когда «нужда смертная належати будет», то с Божественными тайнами да идет и, исповедав, да причастит «...аще скорые ради нужды, на кони к больному да бежит». В самом чине говорится: совершив же исповедание и разрешение, «аще больной близ есть смерти и уже кончается... да вземлет» тотчас Божественные Тайны и, обратившись к больному, говоря «со страхом Божиим...» причащает его (Подольск. Епар. вед. 1871 г. 13) 39 . Через сколько времени нужно снова причащать больного в одной и той же болезни? В некоторых местах существует мнение, освященное давним обычаем, причащать не более одного раза в течении шести недель. Неосновательность такого мнения можно видеть из того, что древние христиане причащались и в здоровом состоянии ежедневно, тем более для приближающегося к смерти должно быть дозволяемо более частое Причастие Святых Таин. В требнике Петра Могилы по этому поводу говорится: «Аще больный, причастився Божественным Тайнам, дний колико поживет и паки, в беде смертной быв, вожделеет Божественного Причащения, никакоже иерей отрицается и паки причастити его, аще случится и многажды потом». (Треб. л. 54) (Подольск. Еп. вед. 1871 г. 13). О потреблении Святых Таин, в случае невозможности больному принять оные . Если Святые Тайны уже приготовлены для принятия больному (намокли в сосудце), а больной внезапно умирает, лишается надолго сознания, или у него окажется позыв на рвоту; то они потребляются на другой день с литургийными Дарами, или в том же доме, где больной лежит, преподаются младенцу, могущему принять их (Письм. по паст. богосл. Попов, ч. II, стр. 76). Должно ли причащать младенцев в домах? Для причащения одно место – церковь , и одно время – за Божественной литургией; только для больных возрастных делается исключение в этом случае, но они причащаются запасными Дарами и, что не удобно для детей, по прочтении положенного чина, в коем нет ни слова о младенцах. Вообще, нет нигде указания на то, чтобы дети были сподобляемы приобщения вне церкви, а потому причащение на домах детей, где оно допущено, нельзя не признать самочинием (Ворон. Епарх. вед. 1884 г. 22). Последствия неисполнения правил

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

– Во избежание возможности пролития Святых Таин, нужно внушать прихожанам, чтобы они не возили больных для причащения к церкви, но приглашали бы священника в домы свои с запасными Дарами (Расп. Епарх. архиер. по Самаре и Рязан. епарх. Свод указан. и замет. по вопр. паст. практ. изд. 1875 г., стр. 95). Разрешение недоумений Как причащать тех, кои не могут принимать вина? Чтобы, причащая обыкновенным способом, не могущим принимать вина не подать повода уклоняться от Святого Причастия по естественной необходимости, следует таковых причащать по преимуществу запасными Дарами, приливая к ним, вместо вина, простую воду, или же – если и обыкновенными Дарами, то не иначе, как напоив прежде частицу Тела Христова небольшою каплею Крови Христовой, и затем преподать им Святые Дары в лжице, вместе с водою (Минск. Епарх. вед. 1870 г.). Причащать ли больных, страдающих рвотою? В случае, если больной находится в очевидной опасности извержения Святых Таин, лучше не причащать его в то время и выжидать – не прекратится ли рвота. Это мнение основано на благоговении к великим и страшным Тайнам, на всегдашней практике и опытности благочестивейших старцев-иереев и особенно – на ясном положительном правиле, напечатанном в Требнике Петра Могилы , на которое правило нужно смотреть, по крайней мере, как на правило Церкви поместной. Вот это правило: «Не имущим всегдашняго ради блевания ничтоже удержати в себе от вкушаемых да не подает иерей Божественное Причащение, бесчестия ради; довлеет бо сицевым не могущим, еже очистивши совесть свою святым исповеданием, от сердца желати Святое Причащение» (Указан. по вопр. паст. практ. при Церк. общ. вест. 1876 г., стр. 177). Нужно ли причащать больных женщин вскорости после родов и во время обычного очищения? Церковные правила (Учит. Изв. и Тимоф. Алекс, отв. 6) говорят, что женщина в период месячного или родильного очищения не должна ни в церковь входить, ни причащаться Святых Таин; но так как эти правила имеют в виду женщин здоровых, а не больных, а с другой стороны – если и преступникам Церковь снисходит в смертных случаях и разрешает им причащение Святых Таин, то нет причины лишать того же женщину, умирающую во время ее естественной нечистоты, – явления, совершенно не зависящего от ее воли (Ворон. Епар. вед. 1870 г. 17). При этом, конечно, нет надобности, перед причащением умирающей родильницы, читать ей «сороковую» молитву, ибо умирающая допускается ко причащению не в силу сороковой молитвы, безвременно в этом случае читаемой иными, а в силу снисхождения Церкви к ее исключительному положению; и тем более нет надобности читать в таких случаях эту молитву для больной, находящейся в период месячного очищения, так как молитва «сороковая» имеет совсем другое назначение (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Этому последнему обязано русское правительство получением в 1848 году обстоятельных сведений о торговых путях из внутреннего Китая в западный и к границам Сибири. Между тем, в епархиях, соседних с Иркутскою и Камчатскою, в период архипастырства архиепископа Нила Исаковича , Дионисия Хитрова и Иннокентия Вениаминова произошли перемены. На Тобольской кафедре после архиепископа Афанасия святительствовали: сперва Владимир Алаудин с 14 ноября 1842 г., при котором скончался 28 марта 1843 г. известный исследователь Сибири Петр Андреевич Словцов; а вслед за Владимиром – Георгий Ящуржинский, с 30 июня 1845 г. по 1 апреля 1852 г. Оба названные владыки всецело отдавались борьбе против раскола и особенно против беглопоповщинского толка, облюбовавшего для себя пермско-уральские окраины Тобольской губ. Такую же противораскольническую борьбу только еще в больших размерах – вследствие обилия рационалистических и изуверских сект – вел Томский владыка Афанасий Соколов, заступивший с 14 июня 1841 г. место Агапита Вознесенского, и чрез 12 лет сделавшийся преемником Иркутского архиепископа Нила Исаковича . На Иркутской кафедре владыка Афанасий прослужил недолго, всего около 3-х лет, и его место заступил с 3 ноября 1856 г. Евсевий Орлинский , оставивший кафедру 13 сентября 1860 г. своему знаменитому преемнику Парфению Попову. Преосвященный Парфений из магистров Киевской духовной академии начал свое архипастырское служение с 14 марта 1854 г, на Томской кафедре и чрез 6½ лет был перемещен на Иркутскую кафедру, на которой и оставался в сане архиепископа до дня своей кончины, последовавшей 21 января 1873 г. Он совершил миссионерское путешествие в Тункинский край, описанное в «Ирк. Епар. Вед.» за 1871 г., к написал очень обстоятельное сочинение под заглавием «Иркутская духовная миссия». В его время и по его ходатайству, направленному чрез генер. губ.-графа Муравьева, образована с 25 мая 1861 г. Енисейская епархия, в которой в одни годы с ним святительствовали: – сперва до 6 апреля 1870 г. Никодим Казанцев, а затем до 31 марта 1873 г. Павел Попов, скончавшийся 25 мая 1877 г. в бытность на Камчатской кафедре. Во дни названных Енисейских архипастырей были при содействии генер.-губ. Муравьева учреждены две новые викарные кафедры: – Ново-архангельская в Камчатской епархии на о . Ситхе, существовшая до 1870 г., а затем Селенгинская, упраздненная 12 марта 1894 г. и, наконец, с 10 июня 1870 г Алеутская и Аляскинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

И тогда вам подобаше пещися о них яко именовавшихся овцах вселенскаго престола и ни их оставили и прияша от волков, еже есть от иисуитов и прилюбодействовашася и труды (т. е. укор) подают церкви восточной. Далее следует упомянутое уже убеждение Дионисия прислать граматы. – Отвечал ли Дионисий на это не совсем лестное для него послание – неизвестно. Грамата эта находится в рпс. Икон дел патр. л. 169 и дал. (а) Она писала в то время, когда объявлен был поход Крымский и войска русские уже собрались у Крыма, а это было весной 1689 г. в апреле месяце (см. Собр. Гос. Гр. IV, стр. 602 и 607), в мае начались уже военные действия; след. Еще до получения патр. Иоакимом ответов. 559 Вот например что было говорено в Москве папежниками относительно малороссийской церкви, по поводу «Акоса» Лихудов. – По милости Божией церковь Христова малороссийская безчисленных имеет свидетелей, в вере своей твердости непременныя. Церковь Христова малороссийская, аще под державою короля польскаго, латинския веры сущаго, в лице езуитом дерзновенно всегда стояла, даже до крове. Имать церковь Христова малороссийская в Брести-Литовском граде, прежде лет четвредесяте, веры ради страдавшаго, иеромонаха Дофисея, котораго и доселе нетленны моищи пребывают. Во градах велицех королевства польскаго, в Люблине, в Вильне, в Львове, многие от мирских людей пострадаша веры ради даже до смерти. Иные мечи посечены, иные огнем сожжены, память наша сие весть. Видети бы быле в Люблине во время мимошедшаго разлаголания колико матерь, церковь Христова малороссийская, ние сынов охотных и готовых ко страданию мученическому, за веру православную. Явный убо довод есть, яко церковь Христова малороссийская в догматах веры не согласуется с латинами. См. опис. рпс. Син. Библ. II, 3, 294, л. 274. 560 Что, напротив, патриарху известна была «вина укоснению и презрению». Это кажется не требует доказательств. См. выше примеч. 580. На поле рукописи выставлена гл. 48 ст. 10, – т. е. проклят всяк творяй дело Господне с небрежением. 561 См. рпс. Щит веры 237–239. Внизу прибавлено, что такая же грамата послана и ариеп. Лазарю и Варлааму Ясинскому. 562 Граматы, Гедеона, Лазаря и Варлаама, помещены, в «Щите веры» отдельно грамата Барановича отпечатана в Черниг. Епар. Изд. 1864 г. 16, првбавл. стр. 465 – 473. 564 Мы считаем излишним налагать этот подробный разбор доказательств на которых утверждались малороссийские богословы. И только здесь что как последние, отстаивал свое мнение о времени предсуществления даров в словах ответных граматах, во многом сходились с известными уже нам московскими папежниками, так и патриарх в названом разборе – нередко говорит тоже, что сказано было в опровержение Медведева с товарищами. Содержание разбора почти все заимствовано отчасти из – «беседы» составленной, как известно в дополнение к «обличеиию», и из «Акоса» Лихудов; в разборе встречаются даже греческие идиотизмы. Можно думать по этому, что самое составление его принадлежало известному монаху Еволмию, при участие Лихудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

257 Здесь же, в виде примечания, не мешало бы показывать, сколько в отчетном году церковь приобрела доходов: свечного, кошелькового, кружечного и пожертвований деньгами, и сколько в том же году было всего вообще израсходовано. 258 При этом следует заметить, что церковно-приходскими школами называются те, которые устроены и содержатся за счет церкви или приходского попечительства, с воспособлением от министерства народного просвещения или без этого воспособления. 259 Тут же, в виде примечания, нелишне было бы сообщить сведения о приходском попечительстве (если оно существует), написать, когда приходское попечительство открыто и кем, сколько в отчетном году оно собрало денег, сколько из собранной суммы издержано на содержание церковно-приходской школы, на ремонт квартир для священно- церковнослужителей и т. п. и сколько оказывается в остатке к следующему году. 260 Кроме того о церковном старосте составляется особая подробная ведомость и прилагается к клировым ведомостям. Такая ведомость необходима на случай представления его к наградам. 261 По определению Кавк. Дух. Консист. от 11 нояб. 1881 г. (Кавк. Епар. Вед. 1881 года 23), в клировых ведомостях должно неопустительно показывать всех членов причта, хотя бы кто из них был определен и в конце того года, за который клировые ведомости изготовляются, и не прибыл еще к месту. 262 Порядок граф с оглавлением их изложен нами на основании печатных бланков для ведомостей о причте, рассылаемых по Киевской епархии. 263 Кавк. дух. консист. от 11 ноябр. 1881 года предписала, чтобы послужные списки духовных лиц дополнялись показанием должностей и мест службы их отцов (Кавк. Еп. Вед. 1881 г. 23). 264 По предписанию той же консистории, в послужных списках духовных лиц показывать время выхода их из учебных заведений, ученую степень, с какой кто окончил курс, или если кто не окончил курса того или другого учебного заведения, то – из какого класса и когда именно уволен или исключен (там же). По определению Подол. Консист. от 8 дек. 1881 г. требуется, чтобы причты в послужных списках своих непременно обозначали место воспитания, окончание или не окончание курса и разряд, в котором окончили курс, или класс заведения, из которого вышли до окончания курса (Под. Еп. Вед. 1881 г. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

900. Крупицкий – Николаевский – Батуринский, мужской, 3-го класса (с 1786 г.), Черниговской губ., Конотопского у., в 31 вер. к сев. от Конотопа и в 7 вер. к сев.-зап. от мест. Батурина, при р. Сейме. Монастырь состоит из двух отделов, лежащих друг от друга не в дальнем расстоянии. Ветхий основан в XV ст., но был разорен татарами и литовцами, почему долгое время оставался в запустении, и только в XVI ст. сюда пришла монахиня Макрина, поселившись около опустелой церкви. Вскоре сюда стали стекаться и иноки, которые близ Ветхого мон. основали Новый. Девичий м-рь существовал и в XVII ст., так как св. Димитрий Ростовский , вступив в управление м-рем в 1682 г., постриг в мантию 3 девиц и 2 женщин. В 1683 г. м-рь девичий сгорел и, вероятно, не возобновлялся. В соборн. храме св. Николая в Новом отделе находятся мощи (персь) св. великомуч. Варвары, перенесенные в монастырь в 1691 г. из Батурина по желанию гетмана Ив. Мазепы, заповедавшего каждый вторник петь молебен великомученице. Тут же находится и явленный образ св. Николая. Здесь был непродолжительное время игуменом св. Дмитрий, митроп. Ростовский, который собственною рукою записал, что монастырь назван Крупицким по случаю крупиц, падавших близ него во Время бывшего голода. Белоусович, “Николаев. Крупицкий Батурин. м-рь», Черниг., 1859 г.; Архиеп. Филарет, “Крупиц. Батур. третьекласс. муж. м-рь св. Николая», Черниг., 1862 г.; “Ист. Росс. Иер.», I, 344; Ратшин, 538; Домонтович, “Чернигов. губ.», 677; “Материалы для стат. России», 1841 г., Отд. 1, 23; “Чернигов. епарх. вед.», 1862 г., 34, 35; “Памят. кн. Чернигов. губ. на 1862 г.», 382; “Акты истор.», IV, 41 (Жалов. грам. 1650 г. на приезд игумену и старцам в Москву за милостынею); “Опис. монаст. в Росс. Имп. наход.», 63; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1855 г., 86 (надел. лесом); “Ист. стат. опис. Чернигов. епар., Общий обзор», 45 (архиеп. Феодосий); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 270, 474 (св. Димитрий Ростов.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 526, 9; “Матер. для ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

73 Собр. древ. грам. и акт. городов Минской губ., 1848 г. 42, 48, 51, 54, 56, 62, 64, 65, 68, 69, 70, 71, 73, 74 и 82; Свод. галиц. русская летоп., ч. I, стр. 273, 274.; Ист. стат. опис. Мин. епар. арх. Николая, стр. 29 и 32; Вил. Акт. XI, 36, стр. 101–105. 75 Перестрога напечатана в А. З. Р., т. IV, 149. Автор, бывший на Брестском соборе, взялся описать события, касавшиеся введения унии, и торжественно заявил, что он пишет «истину пред Богом сердцевидцем». Книга изобилует любопытными подробностями о тайных переговорах епископов касательно принятия унии, отличается меткой характеристикой этих епископов, с указанием тех чудес, которыми ознаменовались посвящения упомянутых, епископов, и которые свидетельствовали о нечестивых их затеях: кроме того, в сочинении помещены подробности о суде над патриар. экзархом Никифором и др. подробности о событиях того времени. 76 О пробуждении сознания у православных, в святости их веры и апостольском происхождении их церкви, кроме указанной книги, свидетельствует целый ряд полемических сочинений, появившихся в начале XVII века. Так, укажем на: 1) Вопросы и ответы православному из папежников. 1603 г. (напечатано в т. VII, Русской истор. Библиот. 1862 г.). 2) Сказание о ересях, Киево-Печерского монаха Леонтия (Карповича), 1608 г. (напечатано в Акт. Юж. и Запад. России, т. II, стр. 271–287). 3) Два сочинения афонских монахов Христофора и Феодула, против книги Скарги, о единстве церкви; эти сочинения появились около 1608 года, (напечатаны в Трудах Киев. духов. академии, 1878 г., кн. 4–6). 77 Ивану Борецкому братство назначило жалования по десяти польских золотых за четверть года; для преподавания славянского языка и управления хором певчих братство назначило учителя Феодора Сидоровича с жалованием по пяти золотых в четверть года; см. Свод. галиц. летоп. ч. 1, стр. 27, а также Летоп. Львов. брат., под 1604 годом. Под тем же годом сообщается, что князь Михаил Корибут-Вишневецкий, желая пособить Львов. братству для напечатания Деяний Апостольских, и не имея денег в наличности, дал братству свой клейнот, т. е. дорогую печать с гербом с тем, чтобы её заложить и вырученную сумму употребить на печатание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ohyфpuй Катромский, прп. Описания иконы Онуфрий Катромский, прп. - житие Прп. Онуфрий Катромский † до XVI века, память 3-я Неделя по Пятидесятнице В истории Российской иерархии (ч.IV, стр.352), списке Вологодских святых митрополита Евгения (Вологод.Епар.Вед.1864г. и описании Семигородной пустыни и упраздненного Катромскаго монастыря, Савваитова, сказано, что монастырь этот основан преподобным Онуфрием, коего и мощи там почивают под спудом, но когда преподобный жил и скончался, неизвестно. Из дошедших до нас письменных памятников видно, что Катромский монастырь существовал уже в начале XVI столетия, и что в 1532 году, когда князем Иваном Даниловичем Пенковым дано было монастырю 19 деревень и починков, преподобного основателя уже не было в живых. Кроме этого о преподобном Онуфрии не сохранилось никаких других известий, хотя место погребения его, гробовая плита, всегда было известно, память благоговейно почиталась в обители и имя его внесено было в святцы. Причиною того, без всякаго сомнения, были пожары в монастыре, от которых не уцелели даже несудимыя [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Вологда. Ок. 2002.] " Вологодская " икона Богородицы с избранными Вологодскими святыми на полях (фрагмент). Зубов Анатолий. Икона. Вологда. Около 2002 года. Придел прп. Кирилла Новоезерского ц. Александра Невского. Вологда. Файл 9042.jpg:   Размер: 695x1200, 0.83 MPix, 119 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (140) , (2) .

http://pravicon.com/icon-2606

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010