В 1786 г. протоиерей Иаков Загоскин, долго страдавший глазной болезнию и, наконец, почти совсем лишившийся зрения, призывал святителя на помощь себе. Сидя в креслах, он забылся в легкой дремоте, и внезапно явился ему святитель Иннокентий в полном облачении, в каком почивает во гробе, положил на голову его руку и приказал призывать имя его чаще. Спустя немного прояснилась слепому комната, а потом и ясно стал видеть все. У Иркутской мещанки все тело покрыто было ранами, и она не двигалась шесть лет. В легкой дремоте видит она старца в белом одеянии, с русыми волосами и проседью в бороде, среднего роста. Он сказал ей, что «пришел исцелить ее», и подал питье, которое показалось ей на вкус приятным; вслед затем она уже могла положить на себя крестное знамение, чего два года не могла делать, и даже встала с постели и перешла в другой покой. Явившийся был точно такой, каким представлялся святитель на виденной ею иконе его. Одна слабоумная, завезенная в Иркутск из Екатеринбурга, находясь в тяжкой болезни, просила денег у своих благодетелей, в доме которых жила. «На что тебе оне?» спрашивали ее. «Надобно, говорила она, идти за реку, ставить свечи там, где живут одетые в черное платье и погребен старец». Слабоумная переплыла быстро Ангару и заставила нищую указать ей дорогу в обитель Вознесенскую. Здесь усердно молилась она, в продолжение всей литургии, пред иконою Богоматери и часто подходила к окну подалтарной палатки, где была гробница святителя. – Спустя два дня, она не только исцелилась от болезни, но и стала с полным здравым смыслом. Она рассказала теперь, кто она и откуда. Прежде же никто не знал того; сказала и о том, что ей во сне явился святитель, велел исповедаться и приобщиться святых Таин, прибавив, что скоро, в такой-то день, она умрет. Действительно, в назначенный святителем день она умерла. Это происшествие было в 1796 г. 423 . 405 Жизнь святит. в Ирк. стор. описана по акт. Ирк. в Ирк. епар. вед. 1863 и 1864 г. только здесь много и такого, что не относится к жизни святит., и многого нет такого, что входило в круг жизни св. Иннокентия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Синод с конкретным докладом по вопросу об устройстве сербской православной церкви в Америке. Вместе с тем в качестве делегата Св. Синода имел отправиться в Америку профессор карловицкого богословского училища Валериан Прибичевич для решения спора тамошних сербов о церковном устройстве 261 . О последующем известий мы пока не имеем. —185— В официальном органе митрополии от 29 октября прошедшего года напечатано высочайшее разрешение на созвание народно-церковного конгресса в Карловцах в течение 1906 г. Патриарх Георгий Бранкович, которому высочайше предоставлено назначить день для созвания конгресса, таким днём назначил 10-е декабря 1906 г. и разослал соответствующие приглашения и распоряжения преосвященным епископам карловицкой митрополии 262 . Г. Воскресенский М.Б. [=Бенеманский М.И.] Отклики печати: «Надежды и разочарования»: [О церковном обновлении]//Богословский вестник 1907. Т. 1. 1. 186–215 (2-я пагин.). —186— Возобновление занятий предсоборной комиссии заставило повременную печать наряду с пытливыми надеждами на будущее бросить ещё раз ретроспективные взгляды на отходящее в область истории прошлое нашей Синодальной церкви. Мрачны эти взгляды. « Церковь », – читаем в Тамбовск. Епар. Ведом., – „в значительной степени скомпрометировала себя в общественном мнении союзом с господствующей формой государственности и тою чисто полицейскою ролью, которую навязывало ей правительство. Припоминая то, как представительная учащая церковь стояла у нас в России на стороне силы, как она оправдывала крепостное право и смертную казнь, как благословляла братоубийственные войны, современное интеллигентное общество полагает, что от церковного влияния нельзя ожидать ничего хорошего». 43, стр. 1916). Близко к этому по-другому, более частному, поводу рассуждает и г. А.А. Соколов, автор брошюры: „Отношение церковной власти к свободе совести и слова в XIX веке» (Астрахань. 1906). «Всегда зависимое от мирской власти, то подавляемое, обезличиваемое ею, то пользующееся сравнительной свободой в своих административных действиях, русское духовенство и веротерпимость свою проявляло не одинаково в разные периоды одного и того же столетия. Само по себе доброе и благодушное, как все русские люди, оно делалось суровым, более строгим к другим —187— исповеданиям и к свободному слову, если такого именно отношения к свободе требовала мирская власть; менялись взгляды у светского правительства, либеральнее, миролюбивее становилось и церковное начальство. Св. Синод, поставленный в зависимость от государства и под контроль государственных чиновников, в лучшем случае должен был прислушиваться к желаниям государей и к мнениям обер-прокурора, министров народного просвещения и внутренних дел; случалось иногда ему совсем даже терять свою самостоятельность и быть только орудием, проводником в жизнь русского общества идей светских администраторов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иосифов Волоколамский, III кл. Дмитровский Борисоглебский, Дмитровского окр., Николаевский Песношский – заштатный; Калужского намест. из Крутицкой епар. – I кл. – Боровский Пафнутьев, III кл. – Лихвинского окр. ПокровскийДобрый, Перемышльской окр., Троицкий Лютиков, зашт. г. Мещовска – Георгиевский; пустыни Ковельского окр. Оптина Макариева пуст., Калужского окр. Медынская Тихонова пуст. (там же, лл. 464–465). 825 Архиепископ казанский Антоний (Зыбелин) ушел на покой в Макариев Желтоводский монастырь, а Палладий еписк. Рязанский – в Печерский м. Вероятно при подаче сведений они жили один на месте другого, или в ведомости допущена ошибка. До назначения епископом рязанским Палладий был архимандритом нижегородского монастыря. 826 Там же, лл. 259–263. Из Суздальской и Владимирской епархии в Нижегородскую поступили: монастыри III кл. Арзамасский Спасский, муж. и Николаевский жен.; заштатная Высокогорская пустынь в Арзамасском округе; ее было упразднили, но скоро, по просьбе купечества, туда присланы священнослужители из Саровской-пустыни. Церкви поступили: в Арзамасе – 16, кладбищенских – 2, в округе – 39; в Ардатове– 1/51, в Лукоянове– 1/47, в Перевозском окр. – 15, в Княгининском окр. – 11, в Сергачском окр. – 26, всего поступило – 258 ц., из них соборных – 2, причем один с приходскими дворами, 1 при женском мон., приходских – 253, кладбищенских – 2 (лл. 258–259). 827 Там же, л.л. 379–392. В Новгородской ведомости названы все церкви и села, состоявшие тогда в Новгородской епархии. Ее следовало бы издать в местных Епархиальных ведомостях с историко-географическими объяснениями возможными только для местных специалистов. Из Новгородской епархии в другие епархии поступили: в С.-Петербургскую – Луганского у. заштатный Богословский Череменецкий мон.; в Псковскую – III кл. Великолуцкий Троицкий Сергиев, жен. Вознесенский, заштатная Благовещенская Никанорова пустынь Порховского у. Церкви – в С.-Петербургскую – г. Луга – 1 цер., в уез. – 46, Гдовского у. – 21, Ладожскоаго у. – 22 ц., в Псковскую епархию – в В.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В настоящем нашем изложении мы подошли к славной эпохе митрополита Петра Могилы , который более чем кто другой из высших русских иерархов того времени понял и оценил важные услуги Церкви православных братств, и, опираясь на них, в особенности на Виленское, оказавшее, как увидим ниже, незабвенную услугу в деле восстановления прав угнетенной православной церкви, и на любимое им Киевское, поднял значение западно-русской церкви на ту высоту, которая ей подобало. А. Папков. Богословский вестник 1898. Т. 2. 5. С. 166–188. (Начало.) Богословский вестник 1898. Т. 3. 7. С. 16–42. (Окончание.)   1 Чтен. Москов. Ист. Общ. 1848 г, 8, т. II, стр. 11–12. См. Записки о первых временах Киев. Богояв. брат Киев. епар. вед 1865, 2 «Где (т. е. в школе) учителя, научая благочестивой жизни и преподавая надлежащие науки, имеют усердно объяснять и внушать желающим учиться, а особливо младенческому уму, твердое исповедание веры и неизменное учение о догматах, установленных семью св. вселенскими соборами Восточной Церкви». Слова патр. Феофана в грамоте 26 мая 1620 г.; см. Памят. Киев. Ком., т. II, стр. 66 и 67. О преподавании иностранных языков в братской школе см. заметку в «Записке о первых временах Киев. Богояв. брат.», в Киев. епарх. вед. 1865 г. 24. 3 Памят. Киев. Ком., т. II, стр. 59–74. Послание Констант. патриарха Тимофея помещено в Арх. ю.-з. Рос. ч. I, т. VII, стр. 297–298. 4 Вилен. Арх. Сб. т. II, 43 и стр. 26. Жудро, Ист. Могил. Богояв. брат., стр. 42. Грамота пат. Феофана известна только по указанию на неё Петра Могилы , которому Могилевское братство показывало все свои грамоты и привилегии. 7 А. З. Р., т. IV, 219. По средине листа, между строк, нарисован поясной портрета. патриарха, в белом клобуке, с крестом напереди, и в зеленой полосатой мантии с красными скрижалями. 8 Вест. ю.-з. и з. Рос. 1862 г сент., отд. I, 8. Петрушевич, Свод. гал. рус. лет. I, стр. 432 Макарий, Ист. рус. цер. т. XI, стр. 249. Рогатинское Св. Духовское братство, кроме того, в 1627 г.. получило, чрез трех братчиков, приходивших в Киев на поклонение местным святыням, благословенную и подтвердительную грамоту от митрополита Иова Борецкого, с увещанием, чтобы братчики никаких дел не совершали по братству, без участия приходского священника. В том же журнале (Вестник, сентябрь) помещена и грамота тому же братству Львов. еписк. Арсения Желиборского от 1656 г., с указанием правилдля сего братства имевшего также школу, сходных с правилами Львовского, Виленского, Луцкого и др. братств. Между прочим, в числе этих правил значится, что «при каждом собранию священник настоятель повинен бывати и братиям науку духовную чинити, и до всего добрый приклат (пример) подавати».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

(См. Ряз. Епар. Вед. 1872 г.). Первосвященническая молитва Христа Назидая свою паству примером своей жизни и своего поведения, пастырь, однако, не должен исключительно полагаться на себя и в своем влиянии на пасомых полагать весь успех своей деятельности. Он должен твердо помнить, что в деле нравственного руководства своей паствы весь успех зависит преимущественно от содействия Божественной благодати, которая нисходит с неба при нашей неотступной, усиленной молитве. Поэтому пастырь должен обращать главное свое внимание на молитву, как на единственное средство для получения от Господа содействия в своих многотрудных обязанностях. На эту необходимость молитвенного подвига для пастыря указывает Сам Пастыреначальник, Христос, когда пред крестными Своими страданиями Он обратился к небесному Своему Отцу с молитвою за Своих последователей и за основанную Им новозаветную Церковь . Эта молитва называется, обыкновенно, первосвященническою, потому что в ней Господь, как истинный Первосвященник, имеющий скоро и душу Свою положить за людей, молится к Богу Отцу за своих учеников и за всю будущую Свою Церковь . Она составляет заключение последней, прощальной беседы Христа с учениками. При виде наступившей кончины своей, Господь Христос Своим ученикам, которых называет то чадца, то други Мои, твердым, спокойным, но глубоко задушевным тоном сообщает полноту святого учения, открывает ожидающие их ненависть мира и преследования со стороны неверия, и обетованием высших небесных утешений хочет дать силу и бодрость не смущаться сердцем и во устрашаться, но с верою в Бога, с верою в Него, Единородного Сына, составляющего едино со Отцом, готовиться к трудным делам, какие предлежат им на пути их призвания. И лишь только кончились эти слова наставления и утешения, умилившие учеников, Господь возводит очи Свои на небо, и в присутствии умиленных учеников обращается с молитвою к Отцу небесному, и этою молитвою к Отцу, пламенною, возвышенною и всесильною молитвою Богочеловека, утверждает пред небом и землею силу того слова, которое должно было отогнать всякое смущение от не утвердившегося еще сердца учеников Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Харькову». См. арх. Хар. дух. конс. по описи общим делам за 1863 г. дело 316. 1123 Сын священника, курской епархии, род. в 1817 г., магистр XII курса Киевской духовной Академии (1841–1845 г.), профессор Курской семинарии (1845–1851), инспектор Литовской духовной семинарии (1851–1859 г.) и Казанской духовной Академии (1859–1884 г.); впоследствии был епископом сумским (1872–1883 г.) и ныне состоит епископом кинешенским, викарием Костромской епархии (1883–1896 г.). 1125 На основании переписки преосв. Макария с синодальным обер-прокурором, сохранившейся в архиве первого. 1130 Только накануне реформы 1867 года заботами преосв. Макария была открыта и устроена при Харьковской семинарии воскресная школа. 30 марта 1867 года, утвердив постановление семинарского правления об ассигновании денег на содержание этой школы, он в то же время сделал и следующее предложение правлению: «Чтобы лучше могло идти дело воскресной школы и приобретения для неё пособий, чтобы удобнее было потом составлять отчеты о ходе этого дела высшему начальству, предлагаю семинарскому правлению, по примеру некоторых других семинарий, составить дли этого руководящие правила, хотя в немногих и общих чертах, дабы подробностями не стеснить Г. наставника, заведующего школою. Для обсуждения правил, по новости дела пригласить всех г, г. наставников семинарии и принятые с общего согласия или по большинству голосов представить мне». См. Хар. Епар. Вед. 1667 г. 12 стр. 433. 1149 Еще в 1862 году было намерение перевести духовное училище из Купянска в какое-либо другое место; но предводитель купянского дворянства ходатайствовал об оставлении его по-прежнему в Купянске. См. там же за 1867 г. дело 232. См. Слова и Речи СПБ. 1891 г. стр. 708–709. Из всех проповедей, сказанных преосв. Макарием в церкви Харьковской духовной семинарии, сохранились только две: одна, выдержку из которой мы сейчас привели, и другая, сказанная им 26 сентября 1867 года. Предметом этой последней проповеди служило уяснение той мысли, что воспитанники семинарии, как будущие пастыри других, должны сами прежде получить прочное нравственное воспитание, должны укорениться в христианской любви и приобрести святые навыки к исполнению заповедей Христовых для дальнейшего усовершенствования себя в христианском благочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Духовенство, благодаря оповещению на страницах «Херсонских Епар. Ведомостей» (22 1907 г. стр. 415–417). Епархиальным противосектантским миссионером М.А. Кальневым письма к нему петербургского миссионера Н.И. Булгакова о проделках иоаннитов, предупредило своих прихожан, но Чернов в долгу не остался: он всюду говорил, что «сам дорогой батюшка за клевету на его почитателей наказал-де Булгакова внезапною смертью». Опять собрание, опять обирательство людей и опять поездка в Кронштадт. Есть и девицы краснозрачные... Среди «паломников» есть Ф. Грищенко (кр. д. Миролюбовки) и Д. Чудненко (кр. с. Дыминой), первого особенно сильно обобрал еще раньше Чернов. Едут они соглядатаями, не упускающими из глаз Чернова. Прибыли в Петербург, предстали пред те же очи В.Ф. Пустошкина, но обобрать, как липок, эту партию Чернову уже не удалось. Давали все, но мало. Со скорбью Чернов сказал им: «вы же больше из дому денег взяли!» Двинулись в Кронштадт без Чернова, но их все же заловили в дом Борисова, были в соборе на общей исповеди; некоторые и запричастились. Впечатление общее, что о. Иоанн – не бог. Опять «поучение» старца Назария, те же «плакальщики» с Черновым во главе и в результате несколько женщин из партии были окончательно обобраны и на дорогу получили даровой проезд как книгоноши (?!). Из партии остается в Петербурге девица Ксения Довгань, которую В.Ф. Пустошкин отправляет книгоношей в Псковскую губ. Возвратившийся поселили дома еще больший скептицизм в «дело» Чернова и Ко, открыто обвиняя их в шарлатанстве. Все же первые совратившиеся упорствуют в своем заблуждении. Появляется опять Чернов и на местах не засиживается. Узнает он, что Афанасий Довгань (кр. д. Миролюбовки) едет в Петербург искать дочь свою Ксению. Чует душа Чернова, что ей не вернуться в эти местности, поэтому, якобы с благословения самого о. Кронштадтского, объявил Нонну Стопчакову (кр-ку дер. Миролюбовки) своей заместительницей и с правом продажи книг, на что вручил ей свидетельство книгоноши, а сам уважает будто навсегда к «дорогому батюшке».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1703 . Крестовоздвиженский – Успенский – Батуринский, женский, ны­не местечко Батурин, Черниговской губ., Конотопского у., в 27 вер. к сев. от Конотопа, при р. Сейме. Основание его должно отнести ко 2-й половине XVII ст., так как, при описи бывшего тогда Ба­турина, в 1654 г. женского м-ря не было, а существовал лишь один мужской (см. 2178) Успенский. В 1674 г. он уже оказывается существующим, и в этом году игуменья его Евгения ездила в Мо­скву о даче м-рю царской жалованной грамоты на мельницы, село Пальчики и перевоз на р. Сейме подгородный. Гет­ман Хмельницкий перевел инокинь в Успенский – Новомлинский м-рь (см. 2190). “Ист. Росс. Иер.”, VІ, 950; Токмаков, “Справоч. указат. истор. матер.”, I, 4; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 536, 27. 1704 . Крестовоздвиженский – Братский или Честнокрестский, мужской, ныне развалины церкви в гор. Луцке, Волынской губ. Основан в 1617 г. Луцким братством при церкви Крестовоздвижения, при которой заведены школа, больница и типография. В 1620 г. ново­учрежденный м-рь получил от Иерусалим. патриарха Феофана благословительную грамоту с правом ставропигии. В 1634 г. м-рь потерпел разорение от иезуи­тов, при чем были мучимы игумен, мо­нахи и члены братства, но, несмотря на это, братство существовало и после того в духе православия. Им овладели базилиане в 1720 г. и с того времени он находился в их владении до 1795 г., после чего храм сделан собором, который сго­рел в 1803 г. “Волын. епар. в.”, 1867 г., 7; “Временник Общ. ист. и древн.”, 1849 г., I, смесь, 9 (книжная старина); 1851 г., IX, смесь, 39 (Луцк и его древн.); “Памятники для разбора древн. ак­тов”, I, Отд. 1, 1–274 (здесь помещены документы, относящиеся до братства с 1617 г.; помещены уставы братства и школы, акты избраний игуме­нов, о типографии, и проч.); “Церковн. ведом.”, 1889 г., 34, прибавл., 997 (история братства); Батюшков, “Волынь”, 54 (вид развалин Крестовоздв. церкви с сев. стороны), 57 (тоже с за­пада), объясн. к рисунк., 41 и 42 (описание); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1949 . Пречистенский – Успенский или Предтечевский – Успенский (что неправильно), женский, ныне погост Пречистое-Аристов, Московской губ., Богородского у., в 18 вер. к зап.– сев.-зап. от Богородска и в 7 вер. к югу от Берлюковой пустыни, при реке Клязьме. Известно только, что м-рь разорен поляками в 1606 г. Нил, “Ист.-стат. опис. Берлюк. пуст.”, в “Чтен. И. Общ. ист.”, 1875 г., II, смесь, 2; Ратшин, 286. 1950 . Пречистый – Богородицкий, мужской, совсем уничтоженный, нахо­дился на посаде бывшего города, а ныне слободы Копорья, С.-Петербургской губ., Петергофского у., в 63 вер. к юго-зап. от Петергофа и в 12 вер. от берега Финского залива, при рч. Копорье. Уже существовал в XV ст., так как по писцовым книгам 1499–1510 год. он владел землями в Каргальском по­госте Вятской пятины. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., I, 31; “Ист.-стат. свед. о С.-Пбург. епар.”, вып. I, Отд. I, 10 (назван неправильно Рождественским); “Новгор. писц. кн.”, III, 552; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 34. 1951 . Пустынно – Николаевский на Угорском, мужской, ныне цер­ковь св. Николая в г. Киеве, находя­щаяся на скате горы к Днепру, в уро­чище, именуемом поныне Угорским, Красницею и Аскольдовою могилою. О по­строении церкви записано в летописи под 6390 (882) г.: «И убиша Асколда и Дира, несоша на гору, и погребоша и на горе, еже ся ныне зовет Угорьское, где ныне Олмин двор; на той мо­гиле поставил Олма церковь св. Ни­колу, а Дирова могила за св. Ориною». По позднейшим же исследованиям эта церковь будто бы основана св. Ольгою, ко­торая устроила при ней женский мона­стырь и была здесь погребена, но не­тленные мощи ее перенесены св. Влади­миром в построенную им Десятинную церковь. Позднее, в XI ст., в монастыре приняла иночество мать преп. игумена Печерского Феодосия. В 1240 г. при на­шествии Батыя монастырь потерпел общую участь, и после этого разорения имя его встречается только в 1411 г., когда в нем по повелению инока Ионы Балакирева было написано евангелие, и 1489 г., когда король Казимир дал гра­моту об отводе м-рю сельца Княжич под пашню.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Случа. Основан в XVII ст. по просьбе казаков кн. Анастасиею, су­пругою кн. Ив. Острожского, в дрему­чем лесу, в благодарность Богу за одержанную победу над татарами. В нем долго общежительствовали право­славные монахи, но в 1775 г. по своей несостоятельности приписан к Геор­гиевскому Любарскому мон. М-рь нахо­дился на краю высокой горы, у подошвы которой протекает р. Случь и на кото­рой стоит ныне приходская церковь . До сих пор видны остатки земляного вала, коим был обнесен м-рь, а так­же сохранился фундамент зданий его. В начале XIX ст., на месте развалин, поставлена дерев. церковь , но за ветхо­стью разобрана, а на месте престола стоит крест. “Волын. губ. вед.”, 1854 г., 52 (Церковь и ярм. в с. Колодежной); Теодо­рович, “Ист. стат. опис. цер. и прих. Волын. епар.”, I, 222; “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 7 (Крат. свед. о м-рях, существ. в Волын. еп.); “Акты Зап. Р.”, V, 256 (Окружн. послание 1694 г. Львов. еп. Иосифа Шумлянского о назнач. своим наместн. игумена м-ря Иоиля Холодовского). 1381 . Архангельская в Копо­рье, мужская пустынь, ныне погост Михаила Архангела, что на Углеце и деревня Копоръе, Костромской губ., Галичского у., в 37 вер. к юго-юго-зап. от Галича, при р. Суздальце. В доношении 1721 г. Ипатского архим. Га­вриила она называется «новозаведенною». “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 201. 1382 . Архангельская – Цилибинская, мужская пуст., ныне с. Цилибинское или Цылибское, Вологодской губ., Яренского у., Ленской волости, в 30 вер. к юго-зап. от Яренска, на лев. берегу р. Вычегды. Уже существовала в XVII ст.; на месте ее была церковь Арх. Михаила, под которою в пещере жил и преставился отшельник Димит­рий, память коего почиталась еще до 1666 г. Ныне здесь стоит часовня, в 8 саж. к сев. от приходской церк­ви; две иконы, изображающие препо­добного, находятся одна перед гробни­цею, другая на самой гробнице. Из настоятелей пустыни известны Варлаам в 1684 г. и Павел в 1707 г. “Ист. Росс. Иер.”, VІ, 649; Ратшин, 80; “Словарь ист. о свят.”, 86; Строев, “Спис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010