Епар. Вед.», 1885 г., 24, стр. 600. «Труд. Киев. дух. акад.», 1886 г., 10, стр. 270. 472 «Херсон. Епар. Вед.», 1886 г., 3, стр. 149; «Дело Киев. дух. конс.» 1873 г., 195, стр. 14. 476 «Прав. Обозрен.», 1876 г., стр. 809; «О прош. и наст. штун. в Елиз. мис. окр.», 1887 г., стр. 14. 478 «Дон.Чепур. 24 фев. 1886», стр. 21, 22; «Воззв. высокопр. Никанора ко всем прав. христ. Херсон.-Одес. церкви.» (брош.), 1883 г., стр. 2–3. 481 «Воззв. высокопр. Никанора ко всем прав. христ. Херс.-Одес. церкви» (брош.), 1885 г, стр. 3–5. 495 «Донес. Чепурн. 1886 г., 24 февр., стр. 33. Относительно того, как должны сектанты держать себя на суде, им внушается такого рода мысль: если будут допрашивать о том, что, как и кому вы проповедовали, то вы отказывайтесь, как будто бы вы всего того не знаете, и если будут спрашивать вас, кто вас научил оставить православие, то вы тоже не сознавайтесь и не объявляйте, а всегда говорите, что вы сами пошли по святому Евангелию, и ровно ничего не бойтесь». («Донес. Чепур. 1886 г., 24 февр.», стр. 30). 501 Дополнение к учению дымиевских штундистов – заимствовано нами из «Дела Киев. дух. кон.» за 1883 г., 217. 504 Непонятные места этого вероисповедания в 1887 году, со слов Коваля, были, по возможности, исправлены. При исправлении вероисповедания, нам казалось неудобным ставить Ковалю вопросы, обойденные в нем, потому что он намеренно мог давать на них неправильные ответы и – таким образом – совершенно запутать рассматриваемое нами учение. Выписки из этого вероисповедания, приводимые в последующем изложении настоящего предмета, предлагаются в исправленном виде. 506 Вероятно вожакам штундистов. По сообщению «Отчета одес. Свято-Андреевского братства» известные Р. и Б. сравнивают себя со св. апост. Павлом, в чем не отказывают им и «братья». («Отч. брат.» за 188 6 / 7 г., стр. 29). 509 Там же, стр. 181. – В этих словах слышится обвинение евреев в идолопоклонстве. По сообщению о. миссионера Леонова, «киевские штундисты считают Моисея первым нарушителем второй заповеди, первым идолопоклонником, равно и Аарона, а Иисуса Навина, и царя Соломона, и весь народ израильский; все, по их мнению, были идолопоклонники, потому что покланялись деревянному ковчегу, молились и служили пред ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

В Хозяйственном Управлении сосредоточивается заведывание капиталами духовно-учебного ведомства с бухгалтериею и казначейской частью. Равным образом и дела существовавшего при Святейшем Синоде, ныне упраздненного Духовно-Учебного Управления по строительной и вообще хозяйственной части, вместе с книжным запасом переданы в Хозяйственное Управление. (7 Марта 1864 г. П. С. 3. 44570, 14 Мая 1867 г. П. С. 3. 40, 664 ст. 3 п. 1. д. прим. 1 Счет. уст. мест. подв. Св. Синод. по прод. 1876 г.) Сметы доходов и расходов по содержанию академий, семинарий и духовных училищ на предстоящий год должны быть доставляемы в Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде не позже 1 Августа текущего года в двух экземплярах. (Отн. Обер-прокур. к епар. преосв. 30 Апреля1864 г. п. 3. Отн. Обер-прокур. к епар. преосв. 11 Мар. 1865 г. п. 1. Указ. 5 Февраля 1869 г. 7.) Примечание. Для семинарских правлений Сибирского края срок представления смет в Хозяйственное Управление продолжен до 1 Ноября. (Опред. 21 Декабря 1864 г.) Сметы доходов и расходов по содержанию женских училищ духовного ведомства, состоящих под ВЫСОЧАЙШИМ покровительством ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ должны быть доставляемы в Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде к 1 Сентября в двух экземплярах. Хозяйственное Управление, поверив полученные им частные сметы, исправив и дополнив оные новыми, не имевшимися в виду подведомственных учреждений доходами и расходами, составляют общую смету доходов и расходов специальных средств ведомства Святейшего Синода и затем представляет установленным порядком на утверждение Святейшего Синода. (Опр. 18 Февраля 1863 г. 7 Февраля 21 Декабря1864 г.) По утверждении Святейшим Синодом общей сметы по оборотам специальных средств, правлениям академий, семинарий и прочих духовно-учебных заведений, передаются для руководства и подлежащего исполнения по сбору доходов и по производству расходов, исправленный и дополненный экземпляр частной сметы из доставленных теми же правлениями смет, из которых другой экземпляр остается при делах Хозяйственного Управления. (Опр. 21 Декабря 1864 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Есть еще сборник действующих постановлений по делам низшего церковного управления – это Инструкция благочинному приходских церквей. В XVIII веке низшее церковное управление регулировалось инструкциями, издававшимися властью епархиальных архиереев – каждого для своей епархии. Издание инструкции благочинным вменялось в обязанность епархиальных архиереев св. Синодом (напр. пост. св. син. 14 ноября 1737. Дело арх. св. син. 295). Известно несколько инструкций, изданных в XVIII в. епархиальными архиереями для своих епархий, напр. Инструкция воронежской епархии 1745 г. (Вор. Еп. Вед 1868. 4), харьковской епархии 1751 г. (Опис. Харьк. Епарх. стр. 13), тверской епархии 1760 г. (Твер. Еп. Вед. 1883. 6 и 8), московской епархии 1751 (Розан. История Моск. епар. упр. ч. 2. кн. 1. стр. 90). В 1775 году Московским митрополитом Платоном II (Левшиным) была составлена новая инструкция для Московской епархии и по напечатании была роздана священникам Московской епархии. Эту инструкцию стали вводить в своих епархиях и прочие архиереи. Так вскоре по издании этой инструкции пожелал перепечатать ее для своей епархии Новгородский и С.-Петербургский митрополит Гавриил, в 1797 году она была напечатана для Невской епархии (Киев. Епар. Вед. 1869 г. 8). Примеру митрополитов последовали и прочие епископы. Сам св. Синод понимал права и обязанности благочинного церквей так, как они изложены в этой инструкции и ссылался на ее параграфы в своих указах (24 мар. 1799, 22 мар. 1800, Опред. 7 ноября 1804, Опр. 23 янв. 1805. 38). В XIX в. вместе с попечением о благоустройстве Консисторий было обращено внимание церковного правительства и на благочинных. Обер-прокурор св. Синода в своем отчете за 1838 год писал: „Соображая, что надзор епархиального начальства основывается на благочинных, св. Синод, независимо от их обязанностей, предписываемых в проекте Устава Д. Консисторий, счел необходимым определить в подробности все предметы, долженствующие обращать на себя их внимание, по местным обстоятельствам епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Вслед за этим, для церковных библиотек нужны лучшие современные сочинения духовного содержания и печатные проповеди лучших современных проповедников, которых, как мы уже имели случай заметить, в церковных библиотеках тоже нет. Причина, – понятна. Далее, по крайней мере, некоторые современные периодические духовные издания, как органы для выражения всестороннего развития духовной жизни, тоже совершенно необходимы для церковных библиотек. Наконец, не бесполезно было бы конечно знакомиться и с тем, что творится в светском ученом мире, что пишется лучшего в светских периодических изданиях. Книги этого последнего разряда, повидимому, менее нужны проповеднику не человеческого учения, a Слова Божия. Но, если при богословском образовании необходимо и всестороннее, то без сомнения нужны для сельских церковных библиотек и светские издания. Впрочем, рекомендуя светские издания, мы вовсе не хотим, чтобы они выписывались без разбора. Много, например, надобно иметь духовной опытности, чтобы читать с пользой, положим, Бокля, Циммермана, Карла Фохта, Дарвина и под. Желательно было бы, чтобы Редакция Влад. Епар. Вед. приняла на себя заботу, хоть время от времени, знакомить своих читателей с лучшими светскими изданиями, чтобы сельские священники могли выписывать для себя только то, что для них будет истинно полезным и пригодным 4 . Есть ли средства на покупку книг? Их-то вот и нет. Стало быть, прежде всего, надобно думать о средствах. В последнее время, вопрос об улучшении материального быта духовенства занял в ряду других вопросов очень видное место. Нечего и говорить о том, что с улучшением материального быта откроются при всех церквах библиотеки. He смотря на внимание Правительства, верных путей к улучшению сего быта еще пока не найдено, – и духовенству все еще приходится оставаться при старом порядке вещей и ждать, чем решится дело… А приходские попечительства? Да, нечего и говорить, что они, по идее, учреждения весьма благотворные, обещающие очень много хорошего. Но каково иметь дело с крестьянами при учреждении сих попечительств? Не входя в разбор статьи ο. П. С-ва 5 , мы, однако же, заметим, что все высказанное им под цифрами 1, 2, 3 и 4, – горькая правда. Стоит только обратиться в Духовную Консисторию и посмотреть там отзывы благочинных о попечительствах, чтобы согласиться с ο. П. С-вым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

—214— тельности к долговременным обрядовым навыкам с пастырской заботой об ограждении малопросвещенных православных масс от соблазнов раскола? Церковно-административная противораскольническая деятельность м. Платона представляет, таким образом, особый, исключительный интерес именно благодаря тому, что речь идет об авторе «Увещания». Если присоединить к этому, что под несомненным влиянием идей, раскрытых в названном произведении, возникло, или, по крайней мере, усилилось в старообрядчестве то движение к воссоединению с православием , которое привело к учреждению так называемого «единоверия», и что в разработке доныне действующих оснований этого последнего первостепенная роль принадлежит тому же иерарху, – то станет в достаточной степени очевидно, что деятельность м. Платона в отношении к расколу, взятая во всем своем объеме, заслуживает самого серьезного и внимательного изучения. Обширный труд Лысогорского представляет собой «первый опыт ученого исследования, обнимающего все стороны противораскольнической деятельности м: Платона» 1663 , но, по отзыву его ученого рецензента, «несомненно, что это еще не последнее слово науки в деле выяснения и оценки противораскольнической деятельности м. Платона. Суждения о ней автора в общем недостаточно объективны, и нередко в них чувствуется перевес личной симпатии над критической внимательностью. Некоторые отделы... нуждались бы в более полном подборе материалов и в более серьезном научном их освещении» 1664 . В труде Лысогорского затронута и обследована лишь одна и притом второстепенная отрасль разносторонней церковно-административной деятельности м. Платона. Из остальных проявлений этой деятельности, действия в сфере тверского епархиального управления доселе вовсе не были предметом обследования. – Тридцатисемилетняя деятельность в сфере московского епархиального управления, пересоздавшая весь строй епархиальной жизни, составила предмет общего обозрения в «Истории московского епар- —215— хиального управления» г. Розанова . Последний труд – солидный и покоящийся на неизданных рукописных материалах. Но, во-первых, касаясь периода деятельности м. Платона, он естественно изображает специально не деятельность м. Платона, а общее состояние епархиального управления при м. Платоне; во-вторых, он построяется на данных только архива Московской Консистории, из которых далеко не все использованы; и в-третьих, даже по сознанию самого автора в труде дана собственно не история, а «только справка с делами Архива Консистории о Московском епархиальном управлении и, как в первом опыте истории, излагаются преимущественно материалы для истории Московского епархиального управления»; настоящая история Московского епархиального управления еще впереди... сперва надобно собрать вполне материалы «или факты» 1665 . Попытки общего исторического очерка деятельности м. Платона в области Московского епархиального управления доселе еще нет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В предыдущем отчете моем сказано было мной, что к Куридьцам послан был иеромонах Арефа, который в течение двух лет имел возможность видеть всех и каждого из них. В минувшем 1858 году опять тот-же иеромонах Арефа отправлен к ним и с той же целью, т. е. чтобы увидеть всех и каждого и доставить им возможность исполнить все обязанности христианские. И известно, что в июне прибыл на остров Шумшу (один из Курильских). О дальнейших же его действиях известий можно ожидать не ранее августа 1859. Из сказанного выше о миссиях и миссионерах видно, что в последней половине 1856, в течение 1857 и первой половине 1858 года по Камчатской епархии присоединено к нашей церкви всего: Язычников: в Америке В Квихпакской миссии – Нушегакской в Камчатке В Гижиге Коряк Олюторцев На озере Жессей (Томск. епар.) Тунгусов На Амуре Нигидальцев Самогирцев и Гиляков Ламансой веры В Чаунской миссии А всего Кроме того, в Камчатке: Из Лютеран – один. В Якутской области: Раскольников – двое. По канцелярии Преосвященного в 1857 п 1858 годах входящих бумаг всех было 1113. Кроме 60 прошений из разных епархий от духовных лиц, просящихся на службу в Камчатской епархии (по случаю распубликования положения и выдаче пособий едущим туда), из которых только при 3-х были приложены свидетельства, данные от семинарий, а все прочие не представили никаких бумаг, т. е. ни аттестатов, ни послужных списков, ни одобрений своего ближайшего Начальства 130 . В числе входящих бумаг – указов и отношений г. Обер-Прокурора 272, и из них у Преосвященного остается только два указа (22 февраля и 28 августа 1858) о мерах к сокращению переписки 131 . Исходящих бумаг от имени Преосвященного в 1857 и 58 годах было всего 438, в том числе донесений Святейшему Синоду и отношений к г. Обер-Прокурору 134 и распорядительных до 70. X. Об Оспопрививании Во исполнение указа Святейшего Синода от 21 сентября 1856 года, касательно содействия со стороны духовенства к распространению оспопрививания, мной было предписано от 4 февраля 1857 собрать сведения от всех причтов по всей епархии: в каком состоянии находится оспопрививание в каждом приходе? Что может сделать и делает духовенство для распространения сей общеполезной меры? И какие средства для сего ему нужны? На сие предписание еще нет донесения от Американских церквей и миссий; а из донесений, полученных мной, видно: а) в Камчатке эта часть идет весьма удовлетворительно, как со стороны гражданской, так и со стороны духовенства; доказательством тому может служить то, что с ноября 1856 и по Май 1857 года оспа привита была 697 из 818 детей и не привито осталось 121, впрочем, более потому, чтобы подновлять материю. Делом этим занимались особые лекарские ученики и сам окружной врач. б) И в других местах по Якутской области занимаются этим делом тоже лекарские ученики, избираемые из самих жителей; но успех прививания зависит сколько от старания прививающих, столько же и от того, имеется ли оспенная материя.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Вследствие смешения русского сектантства с иностранным «Голос веры» ошибочно был пропущен тифлисской цензурой и издан в 1882 году. Ни один из вышедших раньше сборников сектантских не распространялся так быстро и широко среди сектантов, как «Голос веры». Уже в 1883 г. «Киевская Епар- хиальные Ведомости» отмечают особенное отношение к нему сектантов: «штундистскую святыню, говорят они, составляет небольшая книжка, служащая у них вместо нашего «Требника». Заглавие ее: «Голос веры». 17 Сектант Крезунов пишет от 27 авг. 1888 г. из Ленкорани А.М. Мазаеву в Тифлис следующее: « А дело Царствие унас вадном полажений. 16 августа мы отлучили аднаво брата Степана Ланькина он отверг Божество Спасителя и правергаит Голос Веры и начынал зласловить всег братийв и сестроев, поетый причини мый отлучили». 18 Благоговейное отношение сектантов к «Голосу Веры», равносильное религиозному его почитанию, показывает, что его составители вполне удовлетворили эстетическому их вкусу и религиозному их чувству. Последнее зависело главным образом от того обстоятельства, что в этом сборнике впервые, как мы видели, ясно указано, какие петь песни при известных видах общественных или домашних богомолений сектантов: при крещении, преломлении, браке, погребении т.д. «Голос веры» в этом отношении, действительно, является по времени первым полным штундистским «требником» и служебником. Такое значение «Голоса веры» в религиозной жизни сектантов не могло не обратить на себя внимания администрации, тем более, что сектанты, прикрываясь разрешением издания «Голоса веры» цензурой и надписью на книжке «для употребления при общественном и домашнем богослужении христиан баптистского исповедания», стали свободно совершать свои общественный моления к великому соблазну православных. Уже в 1885 году киевский генерал-губернатор, генерал-адъютант Дрентельн сообщил кавказскому начальству от 12 апр. 1761, что в с. Полтавке, Чигиринского уезда, найден был у сектантов изданный в Тифлисе Ворониным сборник сектантских песен «Голос веры», причем, сектанты утверждали, что они баптисты и их собрания разрешены правительством, что подтверждается тем, что эта молитвенная их книга разрешена тифлисской цензурой. Об этом кавказское начальство 8 ноября 1885 г. сообщило Министру Внутренних Дел, от которого 9 марта 1886 г. за 912 сообщено всем губернаторам, что «Министр Внутренних Дел признал необходимым, на основании ст. 178 уст. о ценз., изд. 1857 г., запретить обращение и перепечатание изданной в 1882 г. тифлисским жителем Ворониным, с разрешении местной цензуры, книги под заглавием: «Голос веры», или собрание духовных песен и псалмов для пения, для употребления при общественном и домашнем богослужении христиан баптистского исповедания». 19 Таким образом через 4 года после выхода в свет «Голос веры» запрещен правительством не только к обращению, но и перепечатыванию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

– Людям, обратившимся от раскола, не следует отказывать в епитимии, хотя бы на совести у такого кающегося не было тяжких смертных грехов, потому что, будучи в расколе, они свыклись с той мыслью, что епитимия при исповеди есть необходимое условие и принадлежность, вследствии чего, отказывая в епитимии таким людям, можно дать им повод думать и говорить, что в Православной Церкви «во врачебнице не врачуют» (Руков. для сел. паст. 1860 г. т. I, 443 стр.). – Относительно присуждаемых епархиальным начальством к публичной епитимии должно иметь в виду следующее: так как цель публичной епитимии есть та, чтобы согрешившего привести в чувство искреннего раскаяния, возбудить и утвердить в нем живейшее желание и решимость избегать вообще грехов и вести жизнь непорочную; то к этой цели должно быть направлено и действие священника-духовника, под надзором которого назначено согрешившему проходить свою епитимию. Средствами для сей цели со стороны священника служат, главнейшим образом, пастырские увещания и наставления, которые священник должен делать ему сколько возможно чаще, призывая для того его к себе или сам посещая его. Руководством в сем случае могут служить священнику правила, изложенные в книге «О должностях пресвитеров приходских» (90–105). Причем священник должен помнить, что сколько словом назидания, столько же и своим обращением с согрешившим и вообще примером собственной жизни он должен стараться иметь влияние на него. Грамотному епитимийцу должно давать книги преимущественно такие, которые способствовали бы к возбуждению в нем чувства сокрушения о грехах и в частности о том грехе, за который он предан церковному покаянию, и, по прочтении, требовать от него отчета в прочитанном. – Наблюдать, чтобы преданный епитимии приходил ко всем службам церковным и во все четыре поста, а если можно, то и чаще исповедовался, и при этом назначать ему определенное число поклонов, как в церкви, так и дома, и другие дела благочестия. – На все время публичной епитимии не допускать к приобщению Святых Таин, кроме случая опасной болезни, когда должно причастить, но тогда же донести об этом случае епархиальному начальству (Из распор. епарх. начал. по Вятск. епар. Руков. для сельск. паст. т. III, 1867 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

1896 г. вменено Духовным Консисториям в обязанность, при рассмотрении дел о незаконности браков, возбуждаемых по 206 ст. Уст. Д. Конс.(см. § 13), прежде рассмотрения и решения таких дел по существу, требовать от самих супругов, вступивших в брак, предполагаемый незаконным, объяснения. В дополнение к сему указу Св. Синод предписал Епарх. Начальствам, чтобы они предварительно представления своих решений по делам о незаконности браков на утверждение Св. Синода, объявляли свои решения обеим сторонам (просителю и ответчику) с объяснением им, что таковые решения не окончательные, и с истребованием от них подлежащим подписок в выслушании решения и довольстве или недовольстве оным, каковые и должны быть представляемы в Св. Синод вместе с самым Консисторским производством и решением Епар. Начальства по делу. (Цир. ук. Св. Син. 31 Мая 1897 г. Отделение 1. О браках, совершившихся по насилию, обману или в сумасшествии одного или обоих брачившихся 18 . Законными и действенными признаются брачные сопряжения, совершившиеся по насилию или в сумасшествии одного или обоих брачившихся. (Ст. 205 п. 1 Уст. Дух. Конс., ср. Т. 10, ч. 1, ст. 37 п. 1 Ук. Св. Син. от 29 Дек. 1870 г. за 74). 19 . Дела о браках, совершенных по насилию, обману или в сумасшествии одного или обоих брачившихся, принадлежат светскому уголовному суду, во всем, что касается насилия и обмана, но решение о действительности или недействительности брака и о степени участия в том духовных лиц предоставляется суду духовному. (Ст. 208 Уст. Дух. Конс., ст. 695 Т. 16, ч. 2, изд. 92 г. и ст. 1012 Т. 14, ч. 1 Зак. Суд. Угол., изд. 1892 года. Реш. Общ. Собр. К. Д. 1878, 18 (Иваненковых). а) Случай брака, соединенного с обманом такой: Тифлисский окружной суд определением, состоявшимся 28 Августа 1870 г., для разрешения возникшего между окружным судом и грузино-имеретинской синодальной конторой пререкания о порядке производства дела о вступлении в брак князя Цицианова с дочерью вдовы коллежского асессора Анной Блавацкой, представил дело в Общее Собрание кассационных департаментов 12 Сентября 1870 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

За последнее время Св. Синод ежегодно через газет. «Церковный Вестник» рекомендует вновь выходящие книги и наиболее пригодные и необходимая для выписки в церковные библиотеки. А в некоторых епархиях составляются и печатаются в Епархиальных Ведомостях подробные каталоги всех книг, необходимых для выписки в церковные библиотеки. Такие каталоги были напечат., наприм., в Кишиневск. Епар. Ведом., в Таврии др. 7 С той же целью, чтобы восполнять недостаточность одного общественного учительства, в некоторых епархиях, по предложению местных преосвященных, заведены внебогослужебные собеседования с прихожанами по воскресным и праздничным дням. На этих собеседованиях священники общедоступным языком излагают, кроме догматических и нравственных истин, события из священной и церковной истории, читают жития святых, учат народ молитвам, церковному пению, преподают наставления прихожанам о посещении храма в воскресные и праздничные дни, объясняют значение храма и принадлежностей его и т. д. 8 Так как вразумление заблуждающихся дело очень нелегкое, то в руководство священникам для более лучшего вразумления раскольников и вообще заблуждающихся предлагаются следующие частнейшие советы и наставления. Каждый священник, обязанный заботиться об исправлении и вразумлении заблуждающихся, должен приступить к выполнению этого долга без самонадеянности, не полагаться исключительно на свои силы; лучше, если он в этом деле заручится помощниками себе. Самыми ближайшими помощниками ему могут быть члены причта. Для этого священник должен в приличное время и в приличном месте, собрав весь свой причт и объявивши о своем намерении, пригласить его к участию в деле вразумления заблуждающихся, просить, чтобы всем им жить в мире и согласии, взаимной любви и доверенности, остерегаться людей разрушающих мир и согласие, и самим предостерегать от сего друг друга, обязанности свои исполнять тщательно и неопустительно, при совершении треб воздерживаться от корыстолюбия и наконец чтобы причт, где и как только может, помогал в деле вразумления заблуждающихся своими советами, предостережениями, расположением к себе прихожан и особенно своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010