Обозрев многосторонние чудотворения Святителя Иннокентия, явленные лицам, возблагоговеем наконец, пред видимым бодрствованием Его над всею своею паствою и над всею Сибирью. Осязательно представлено это дивное бодрствование в следующем очерке опытного наблюдателя путей Божиих, бывшего Иркутского Архиепископа Нила: «Открытие мощей Святителя Иннокентия принесло неизреченную радость всей пространной Сибири. И с тех пор даже до ныне заступничество Святителя видимо охраняет паству Его от всяких зол. Сколько раз в последнее пятидесятилетие, царства и народы посещаемы были гневом Господним? Голод, пожары, а паче всего губительная холера с конца в конец обтекали землю, влача за собою смерть; но Иркутская паства и вся Восточная Сибирь пребыли до днесь градом ограждения, градом Господа Сил, в нем же удивися милость Его на нас. Так дивен Бог во святых своих!» (Дух. Бес. 1860 г. 44). Стихи Епископу Иркутскому, Святителю и Чудотворцу Иннокентию В Сибири соградив духовный вертоград, И в тернах насадил Ты Веры виноград; Монголам показали пути к Небесной славе, Христов крест водрузив и в темной их державе. Яд черной клеветы и желчи притупив, Лукавого врага любовью победив, Как крин ныне цветешь, как финик зеленеешь, Как кедр Ливанских гор – небесной славой спеешь. Как пастырь добрый – всех хранишь своих овец, Как врач душ и телес – целишь болезнь сердец. Молитва уст Твоих столь сильна в небесах, Что слышан глас ее в вседневных чудесах. Пребуди же во век Великий наш Святитель, Российского Царя и царств Его хранитель; Молитвами спасай во век Иркутский град, В котором насадил Христов Ты виноград! (Из Яросл. Епар. Вед. 1861 г. 48). Наконец какие, полные глубокого благоговения, хвалебные песни Святителю Иннокентию излились от сердца Иркутского Архипастыря Парфения, можно читать их в 6 Ирк. Епар. Вед. 1864 года. Заключительным словом этих похвал, закончим и мы сказания о Святом Иерархе: «О великий Христов Угодниче, милостивый наш Наставниче, благоутробия сокровище, правоверия Учителю, архиереев похвало, беспомощных Заступниче, Отче наш Иерарше Иннокентие, моли Бога о нас, да не разлучит нас от Тебе, к Тебе с верою притекающие, наш Праведный судия, егда со ангелы своими во славе приидет, и яко пастырь разлучити имать своя овцы от козлищ на страшном своем суде, но да с Тобою купно, яко Отцем нашим, сподобимся Ему пети во веки веков: Аллилуиа!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старец–подвижник не изменял своих правил до гроба, соединяя смирение с подвигами любви к Богу и ближним; после молитвенной беседы с Господом, утешением для него было принимать странных и оказывать возможную помощь нуждающимся. – Приблизившись к кончине своей, он назначил ученика своего Александра в настоятеля обители; потом приобщился св. таин и преподав наставление братии, о себе сказал: «когда умру я, не воздавайте мне никакой почести, а взяв за ноги оттащите меня в болото». 30 сент. 1441 г. он предал дух свой Господу. 300 Мощи его почивают под спудом в каменном храме, сооруженном в его имя и обитель поныне удерживает его фамилию, называясь Лопотовою. Она стоит в 40 верстах от Вологды и в 7 от Кадникова. 301 «Итак братия, мы не обязаны плоти жить по плоти. Если живете по плоти, то умрете: а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» ( Рим.8:12–13 ). «Любовь познали мы в том, что Он (Сын Божий) положил душу Свою за нас: посему и мы должны полагать души за братьев. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Иоан.3:16:18 ). 1 Ярослав. епар. ведом. 1860 г. 26. 1862 г. 18. 19. Ркп. святцы: «святой и блаженный Иоанн, юродивый Христа ради, преставился в л. 7089 сент. 3 д.» 4 Объявление игум. Афанасия: «Сапегою отослан (Луба) в Брест-литовский Симеоновский монастырь к нему Афанасию учиться русской грамоте, по-польски и по-латыни, где и находился семь лет». (Собр. грам. 3:41). Поскольку же после того до сент. 1644 г. Луба жил в Бресте «в иезуитском монастыре больше 15 лет» (Соловьева истор. 9:343): то оказывается, что Филиповичу Луба отдан был в 1622 г. Сл. переписку между Россиею и Польшею 1613–1644 г. в чтен. общ. ист. 1862 г. кн. 4, 132–137. Запис. Филиповича в синод. б. 2, 67. 7 «Кратное описание жития св. Афанасия Филиповича, игумена брестского, преподобномученика нового», нап. в вилен. епар. вед. 1864 г. 1. В конце жития сказано: «сочинено 1648 г.» В синод. ркп. «о смерти славной памяти небожчика о. Афанасия Филиповича, игумена берестейского православного, – повесть чрез послушников его списана, року 1648 сталой». О. Саввы указатель синод. б. стр. 159. Μ. 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

550. Успенский – Полонский , женский, ныне церковь при мест. Полонном, в урочище Карповщизна или Подмонастырск, Волынской губ., Новград-волынского у., в 56 вер. к юго-юго-зап. от Новгорода по дороге в Старый Константинов, при р. Хоморе. Первоначально был мужским и основан в 1611 г. на средства священ. Полонской Воскресенской церкви Герасима Войнетоха и трудами духовника его Любарского иеромонаха Леонтия. По преданию же, основан каким-то архим. Карпом, почему и поныне эта часть местечка называется Карповщизной. В 1630 г. неизвестно по какой причине монахи удалились в Любарский мон., на место же их водворилась православ. исповедания игумения Елизавета Стояновская. Около 1650 г. монахини были удалены кн. Любомирским, и в монастыре помещены монахини униатки, принявшие в 1833 г. православие и переведенные в 1858 г. в Городищинский Заславский м-рь. Оставшаяся церковь Успения, как видно из надписи при входе в нее, построена в 1612 г., а надпись на местной иконе Спасителя гласит, что она построена архим. Леонтием Полянежским фундатором Полонского девич. м-ря, бывшим настоятелем Слуцкого м-ря Минской губ. “Волын. губ. вед.”, 1855 г., 9–10 (описание мон.); Теодорович, “Ист. стат. опис. Волын. епар.”, I, 232, 236; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 940; “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 7 (краткое опис. м-ря); 1868 г., 22 (опис. мест. Полонного и более простр. опис. м-ря). 551. Успенский – Софийский – Новоуглянский , женский, 3-го класса, Тамбовской губернии, Усманского уезда, при селе Новоуглянске, в 3 вер. к югу от Усмани, при рч. Усманке. Основан в 1799 г. по просьбе майорской дочери Надежды Егоровны Федоровой, пожертвовавшей на восстановление Успенского упраздненного в Усмани монастыря капитал в 40.000 руб. ассигн., усадебное место, 150 десят. строевого и дровя- ного леса, да столько же сенокоса и пашни, а равно и водяную мельницу. Тогда же монастырь возведен на степень 3-го класса, с тем, чтобы он содержался на проценты с пожертвованного капитала. По устроении монастыря сюда были переведены престарелые старицы, жившие в оставшихся кельях подаянием. При м-ре находится приют со школою. “Полн. Собр. Закон.”, 1799 г., XXV, 19110; “Ист. Росс. Иерар.”, VI, 468; Ратшин, 506; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.”, 188; “Опис. монаст.”, 1817 г., 122; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.”, 142, 188, 268; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 245; Строев, “Спис. вер. и настоят.”, 903 (Усман. Успенсквй), 904 (Усман. Софийский).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

214. Ильинский – Троицкий – Болдинский , мужской, ныне архиер. дом, Черниговской губ. и уезда, в 2 вер. к юго-зап. от Чернигова, в живописной местности на Болдиных горах. История основания обители изложена в Ипатиев. летописи под 6577 (1069) год.: „Изяслав гневашеся на преп. Антония, некто бо его оклевета, яко любяще Всеслава и прияше ему; Антоний же умысли бежати. Извещен же быв о сем Святослав Чернеговский, посла ко св. Антонию абие иде в Чернегов, и возлюби тако гору Болдыню, в ней же ископа себе пещеру и вселися в ню, и есть тамо и доселе монастыръ пресв. Богородица. Но непомнозе Изяслав прииде в чувство и убояся Бога, яко такова светилника прогна от своея области, и посла со молением ко св. Антонию, да возвратится паки в Киев во свою пещеру; святый же Антоний, яко не злобив, преклонися молбе и возвратися паки в Киев, во свою пещеру”. Хотя св. Антоний и ушел, однако же сюда стеклись иноки, которые и продолжали работу, ископав пещеры на большом протяжении. В 1239 г. был разрушен Батыем и оставался в запустении до 1649 г., когда полковник Черниговский Стефан Подбойла поставил здесь церковь св. Илии, а в 1679 г. построена другая во имя св. Троицы. В 1799 г. м-рь обращен в архиер. дом. В храме св. Троицы находится чудотв. икона Ильинской Бож. Матери, писанной в 1658 г.; празднество ей совершается 16 апр. В пещерах находятся небольшие престолы во имя преп. Антония, Феодосия и св. Николая. В м-ре погребались архиеп. Черниговские. В XVII и начале XVIII ст. при м-ре существовала типография. “Полн. собр. лет.”, II, 272; “Ист. Росс. Иер.”, IV, 297; Ратшин, 541; “Матер. для стат.”, 1841 г., Отд I, 22; “Воен. стат. обозр. Чернигов. губ.”, 132; Домонтович, “Чернигов. губ.”, 673; “Общий обзор Чернигов. епар.”, 3; “Чернигов. г. в.”, 1851 г., 42 (Кратк. опис. достоприм. древн. Черн.); “Ист. стат. опис. Чернигов. епар.”, 40 (архиеп. Лазарь Баранович), 87 (архиеп. Ираклий Комаровский), 91 (архиеп. Виктор Садковский); “Калуж. губ. в.”, 1857 г., 31 (обозрение старопеч. книг, сохранившихся в Оптиной-Введенской пуст.; здесь представлено заглавие 13 книг, печатанных в монастыр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

д. Я доразвил эту мысль: и вот вместо членов церкви и христиан, связанных самыми тесными узами с нею и находящихся под благотворным, благодатным её влиянием и воспитанием, будут появляться не христиане, не крещеные...Тут же, в вагоне, от одного жителя с. Богучарова, в виду некоторого проявления штунды в дер. Волоть, было заявлено желание, чтобы в самом селе, в помещении школы летом была устроена беседа – особенно об иконопочитании, каковое желание вполне гармонировало с моими внутренними намерениями, а потому в июле и Августе, Бог даст, будет устроена в Богучаровской школе и не одна беседа 17 . Павла Никонова я тут же пригласил быть на предполагаемых беседах, и он обещался и явится, конечно, в качестве возражателя. (Испол. обяз. Епархиального миссионера, преподаватель Семинарии Дмитрий Скворцов ). 2 Не лишним будет упомянуть, что с. Тешилово – древнейшей приход Тульской епархии. Он известен в русской церковной истории еще тем, что отсюда был родом известный авантюрист Митяй, самовольно и самозванно восхитивший звание митрополита после св. Алексия митр. Московского. 3 Между прочим, о. Симеон познакомил меня и дал мне для прочтения одно произведете полковника (Острикова), прочитавши которое, никак не подумаешь, что оно вышло из-под пера офицера: такою глубиною и силою веры и неподдельным чувством дышит оно Произведение это: – „прощальная речь к бывшим товарищам, офицерам Лейб-Бородинского Императора Александра III полка». По возвращении моем в Тулу я сообщил эту замечательную рукопись в редакцию Тул. Епар. Ведом., где она в прошедшем (1902) году и была напечатана (см. 15 и 16). 4 В одном деле о раскольниках, относящемся к 1857 г., есть такое замечание: «простолюдины заражаются расколом наиболее всего на фабриках, во множестве существующих в селах Липицах и Тшилов» (Тул. Епар. Вд. 1883, 13, стр. 7). 5 Положим, такое многолюдие объясняется и тем, что беседы велись непосредственно после торжественных воскресных вечерень, который привлекают в Спасскую церковь массу народа; но утешительно и довольно знаменательно то, что народ 6 этот и после продолжительной службы почти весь оставался слушать также довольно продолжительную беседу – до конца. 7 Вот отзыв о нем раскольнического историка Ивана Алексеева: „Стефан же поп бяше прикрут и тверд вкрою, памятуючи российское себя гонение, любя под неким спудом жити и в неведомстве. Тем и зело сваряшеся в оном звон(спор о звоне) на Кузьму попа, глаголя: мы (рече) не славитися семо забегохом, но от новин и гонений укрытися, и в тайных сокровищах сих цело и непорочно соблюсти древнее, а он глас издает, чтобы призвати на ся паки гонение». 8 7 Дов. обстоятельные сведения о прошлом Белевского раскола можно читать в ст. прот. М. О. Бурцева, напечатанной в Тул. Ен. Вед. за 1902 г., 11 – 12, стр. 258 – 272: „О единоверии и единоверческой церкви в г. Белеве».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Начав переписку по вызову благонадежных единоверцев, Архипастырь в свое путешествие по Забайкалью от 21 января по 6 февраля 1876 года посетил единоверческие приходы. Желая расположить единоверцев к полному единению с православной церковью, он продолжительно беседовал с ними в их храмах. В Тарбагатае богослужение его привлекло в храм закоренелых раскольников и их уставщиков. Здесь же Архипастырь дал наставление священнику Николаевской церкви села Куйтуна относительно действия между единоверцами и раскольниками его прихода. В Бичуре Преосвященный особенно долго беседовал с единоверцами и раскольниками. Здесь священник и уставщик немирно жили между собой. «Владыка сделал уставщику внушение не забывать любви и не оскорблять самих раскольников резкостью обличений. Убедившись, что и священник не может, как следует, приспособить себя к немощным в вере единоверцам, владыка обещал им дать нового священника из единоверцев, которого уже обещал ему прислать из Москвы отец игумен Павел (Прусский), а уставщику внушал слушать священника, а не поступать самочинно. После этих слов, как уставщик, так и старообрядцы поклонились Архипастырю до земли и благодарили его». (Приб. К Ирк. Епар. Ведом. 1876 г. 14 и 15). Прибытие из Европейской России священников Архангельского и Бородиневского С 1876 года начинается служение в единоверческих церквах священников, вызванных из Европейской России. По вызову Архипастыря прибыли в Иркутск священники Архангельский и Бородиневский: первый – по рекомендации Калужского Архиепископа Григорию, последний – по рекомендации игумена Павла Прусского . Архангельский, состоявший до перемещения в здешнюю епархию причетником (с 7 февраля 1848 г.) и диаконом (с 8 июля 1854 г.) при Боровской единоверческой церкви. 2-го декабря 1876 года получил назначение к Донинскому единоверческому приходу, а Бородиневский, ученик отца Павла, служивший до перемещения в Иркутск псаломщиком (с 5 февраля 1873 года) при Кишиневской единоверческой церкви, 25 февраля 1877 года получил назначение в Нижненарымский приход. Оба они оправдали надежды Архипастыря. В скором времени они успели расположить к себе единоверцев. Необходимое единение между пастырями и немощной паствой их приходов было ими восстановлено и упрочено. В свою миссионерскую поездку по Забайкалью, от 1 сентября по 12 октября, Архипастырь лично мог проверить благоприятное впечатление, произведенное новоприбывшими священниками на единоверцев. Обрадованный владыка вел продолжительную миссионерскую беседу со священником Архангельским, посетил его единоверческий храм и с утешением слышал выражения благодарности от прихода за дарование желанного пастыря. В назидание Архипастырь объяснил слушателям молитву Господню с применением к их религиозному состоянию. (Приб. К Ирк. Епар. Ведом. 1877 г. 51). Назначение начальника противораскольнической миссии

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Рассказав подробно историю первого Белокриницкого митрополита, миссионер пояснил, что священство Амвросия было недействительно, так как он тайно убежал от своего патриарха и стоял еще под запрещением; отсюда становилось ясным, как Божий день, что все рукоположенные этим лжемитрополитом – самозванные пастыри. Появление в Тарбагатайской волости между беспоповцами нового лжеучителя, по своему беспощадному отрицанию священства, таинств и обрядов близкого к духоборству, побудило архимандрита Михаила опровергать его лжеучение в нарочитом собеседовании и увещевать, чтобы он оставил свое заблуждение. В конце бесед миссионер убеждал старообрядцев позаботиться о своем спасении, вникнуть в свое жалкое положение и присоединиться к православной церкви. Характер собеседований Многолетняя миссионерская деятельность архимандрита Михаила среди раскольников помогла ему приобрести большую опытность в ведении собеседований. С полным знанием дела он спокойно начинал речь о заранее намеченном предмете и вел ее с таким тактом, что старообрядцы невольно увлекались его беседой, с доверием высказывали ему тревожившие их сомнения и без предубеждения выслушивали его ответы. Зная очень хорошо, что старообрядцы не примут никаких доказательств своей неправоты, если эти доказательства будут приводимы из неизвестных им книг, архимандрит Михаил вел собеседования с раскольниками на основании излюбленных ими старопечатных книг, так называемых Иосифовых: кормчей, большого и малого катехизиса, Кирилловой книги, книги о вере и других, поражая заблуждающихся их же оружием. В течении своей многолетний жизни обстоятельно изучивши уважаемые старообрядцами книги и запасшись в большем количестве выписками из них, он без всякого затруднения приводил подтверждение своим положениям из любой старопечатной книги на все излюбленные возражения раскольников. Все собеседования совершаемы были им с полными беспристрастием в духе евангельской кротости и любви. Миссионер всегда оставался верен этим началам. Никогда не дозволял он себе упрека по отношению к раскольникам; беспощадный в обличении заблуждений, он снисходительно обходился с самими заблуждающимися. Увещания его свидетельствовали только об отеческой любви его к собеседникам. Некоторые из своих бесед архимандрит Михаил печатал в Иркутских Епархиальных Ведомостях и потом в отдельных оттисках распространял между грамотными старообрядцами, чтобы последние не забывали, что было говорено им во время собеседования и сказанное могли проверить по своим старопечатным книгам. Приводим перечень напечатанных бесед архимандрита Михаила: 1 . Путевые записки о публичных собеседованиях со старообрядцами в разных их селениях в Верхнеудинском округе Забайкальской области. Прибав. к Ирк. Епар. Ведом. 1879 г. 36–38. 2 . Отчет о собеседованиях с Забайкальскими раскольниками за вторую половину 1879 года. Прибавл. к Ирк. Епар. Вед. 1880 г. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Выбор имени предоставляется родителям: «и дает ему имя молитвою священною, еже родившие восхощут, с ним же и крещается» (Симеон. Солун., гл. 59), или же сам священник дает имя того святого, которого память прилучится в день чтения молитвы или в осьмой день по рождении (Требн.); возрастные крещающиеся сами выбирают себе имя, еже восхощут (Чинопоследов. принят. иноверц.). Практические заметки Молитвы о родильнице, когда читаются в церкви (а не в доме, где она лежит, как бы это следовало по смыслу самых молитв), должны быть читаны у порога церковного – пред враты храма, – и никак не следует дозволять бабке, в ожидании крещения, приходить с некрещеным младенцем на середину церкви и садиться близ алтаря (Письм. по пастырск. богосл. протоиер. Евг. Попов, ч. II, стр. 72). Вообще, имя младенцу дастся христианское – какого-либо святого. Из благоговения же к имени Иисуса и Пресвятой Девы Богородицы не дается имен в честь их, т.е. имя Иисусне дается никому, имя же Мариядается в честь святых жен Марии Египетской, Марии Магдалины и пр., но не в честь Богородицы (Попечен. Православн. Церкв. протоиер. Дебольск. стр. 144). Не следует давать новорожденным имена малоупотребительные и трудно выговариваемые (Ворон. Епар. изд. 1870 г. стр. 1060). Нужно заботиться, чтобы выбор имени готовящемуся к крещению не был легкомыслен, неразумен и не основывался бы на каком либо предрассудке, суеверии или суетности. Люди простые боятся иногда некоторых имен, потому что, по их понятию, есть имена счастливые и есть бесталанные; люди же образованные некоторые имена находят для своих детей неприличными, и пр. Для сего нужно раскрывать прихожанам, что значит наречение имени святого, и для чего оно дается крещающемуся (Руковод. для сельск. паст. ч. III, стр. 112) . Благоразумие требует не давать одних и тех же имен многим детям в одном семействе, также новорожденному младенцу того самого имени, какое носило прежнее, уже умершее дитя. От сего бывают нередко недоразумения в семействах, ошибки, злоупотребления и беспорядки в отправлении обязанностей общественных (Там же). Разрешение недоумений

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

на Минской кафедре Могилёвским «епископом» Сергием Иванцовым (впосл. в РПЦ еп. Софроний). После освобождения 25 июня 1923 г. из-под ареста свт. Тихона находившийся в Москве М. был принят им в общение. 18 авг. патриарх Тихон выдал свидетельство: «В[ысокопреосвященного] Мелхиседека признаю православным и находящимся в каноническом общении с Нами; почему беспрепятственное совершение им богослужений в православных храмах Москвы разрешаем и благословляем» (Акты св. Тихона. С. 295). 24 сент. М. участвовал в совещании правосл. архиереев под председательством свт. Тихона в московском Донском мон-ре, на к-ром решительно выступил против перехода Церкви на новый календарный стиль. Под протоколом собрания М. вопреки возражениям свт. Тихона подписался как митрополит Минский и Белорусский. В сент.-окт. 1923 г. власти запрещали М. вернуться в Белоруссию, что вызывало массовые протесты верующих в Минске, где прихожане собора отказались допустить в храм «архиерея»-обновленца. В нояб. 1923 г. М. вернулся в Минск, где публично высказался против обновленчества. Его поддержали викарии и большинство духовенства и верующих. Обновленческий «епископ» Сергий Иванцов был фактически отстранен от управления епархией. Неудачи обновленцев в Белоруссии вызвали беспокойство советских властей. В сводке 6-го («церковного») отделения Секретного отдела ОГПУ от 1 янв. 1924 г. говорилось о ситуации в Белоруссии: «Почти все городское духовенство принадлежит к Тихоновскому движению. В Минске нет ни одной обновленческой церкви. Обновленческое духовенство по уездам начинает замирать под влиянием Тихоновщины. Тихоновцы организовали при участии Минского духовенства и черносотенных пятерок свое Епар[хиальное] Управление, и им руководит Мелхий Седекс (так в документе.- Ред.), назначив своим заместителем Епархии Мозырского епископа Иоанна, быв[шего] обновленца, перешедшего к Тихоновщине» (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 375). В то же время власти еще надеялись на возвращение М. в обновленчество и на возможность использовать его в своих интересах.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

Для этого необходимо знание восьми частей слова, вне которых „ничто же есть» – суть же сия: имя, речь, причастие, различие, союз, и имущая их в себе разделения и др. Кроме главных 8 частей слова, Арсений признавал еще так называемые им „малыя дроби по граматики, иже суть.... роды и числа, времена, и лица, и залози и в них же воля души содержится пяти словех, рекше в повеленном, в молитвенном, в вопросном, возвательном, в повестном». А вот и образец склонения Арсением местоимений: аз и сам. Он, разделяя местоимения на простые и сложные, говорит: „простое убо аз, сложное же ты сам, яко и аз сам, той сам или он сам, во множественном же числе начертание сложное: вы сами, мы сами, тии сами или они сами“ 9 . Д. Скворцов Перепечатано из 22 Твер. Епар. Вед. 1890 г. Дозволено цензурою 15 ноября 1890 г. Тверь. Тип. Губ. Правления. 1 О преп. Дионисии напечатана нами статья в Твер. епарх. Вед. за 1889 NoNo 20–22 и 24 и за 1890 NoNo I–5 под заглавием: «Дионисий Зобниновский», которая вышла и отдельной брошюрой. 3 Этой прелюбезнейшей книгой была, очевидно, святого И. Дамаскина книга Философская и книга Небеса. Среди рукописей, перешедших из Троицкой лавры в Московскую академию, известны два экземпляра ее под NoNo 147 и 150. 5 На факт исправления Арсением каноника указывается, обыкновенно, как на доказательство того, что в Троицком монастыре и раньше царской грамоты исправлялись книги по поручению преп. Дионисия. Не отрицая последней мысли, мы находим неправильным основание ее. В предисловии к канонику указан год, когда он был исправлен, именно 1616 г. А известно, что в это время Троицкие справщики занимались исправлением уже в силу царской грамоты. Исправленный каноник был представлен в Москву и за исправление в нем некоторых мест Арсений осуждался. 8 Свод мнений относительно греко-латинской школы в Москве при патр. Филарете и подробный раэбор их сделан в Чт. Общ. Люб. дух. Прос. 1888 г. апрель – в статье г. Белокурова под заглавием: «Адам Олеарий о греко-латинской школе Арсения грека в Москве в XVII ст .» стр. 357 –397 . 9 Речь Арсения Глухого к боярину Салтыкову, в которой находятся приведенные грамматические рассуждения его, напечатана нами полностью во 11 приложении к нашему историческому исследованию «Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицкого-Сергиева монастыря». Читать далее Источник: Инок – справщик Арсений Глухой : (Чит. в заседании Твер. ученой арх. комис. 5 мая 1890 г.)/[Соч.] Д. Скворцова. – Тверь : тип. Губ. правл., 1890. – 10 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010