школ и 4) экзамен. Комиссии дух. ведомства при производстве испытаний учеников школ грамоты и при выдаче им льготных свидетельств действуют во всем согласно Правилам 8/15 окт. 1886 г. 460 Для успешного хода учебно-воспитательной части в школах грамоты, приходским священникам вменяется в обязанность возможно частое посещение их. При посещении школы священник испытывает учащихся в пройденном, наблюдает за преподаванием учителя и ведет беседы по предметам Закона Божия. Особенное внимание со стороны священника должно быть обращено на церковно-воспитательную сторону школ грамоты, как то: благоговейное чтение молитв в школе, посещение учащимися храма Божия в воскресные и праздничные дни, внеклассное чтение книг и брошюр назидательного содержания (§§19–20). Пред началом и при окончании учебного года совершаются молебствия, на кои своевременно приглашаются сельские власти и родители учащихся. В праздничные и воскресные дни предоставляется учителю устраивать вечерние чтения в школе для учащихся и их родителей. Чтения эти сопровождаются пением молитв и церковных песнопений и производятся по указаниям и под руководством приходского священника. К числу лиц, которым вверяется духовным начальством попечение о школах грамоты, принадлежат попечители сих школ. Об утверждении в звании попечителей школ грамоты тех лиц, кои устроили таковые школы, или оказывают им содействие своими материальными средствами, ходатайствуют пред Уездными Отделениями приходские священники, а общества и учреждения, открывшие школы грамоты, сами избирают из своей среды попечителя школы. Самое же утверждение лиц в звании попечителей школ грамоты зависит от Епархиального Архиерея и происходит по представлениям Уездн. Отд. Епар. Учил. Советов. Утвержденные в звании попечителей школ грамоты вместе с приходскими священниками заботятся: 1) об устройстве удобного школьного помещения и о доставлении классных принадлежностей, 2) о своевременном, по местным условиям, начале школьного учения и о возможно исправном посещении школы учащимися, 3) о своевременной и исправной выдаче учителю положенного вознаграждения и 4) о возможно исправном посещении храма Божия учащимися, с каковою целью в отдаленных от церкви деревнях может быть учрежден добровольный наряд очередных подвод.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Попечители означенных школ из крестьян пользуются преимуществами, предоставленными должностным лицам волостного и сельского управления (пп. 1 и 2, ст. 124 Пол. о крест. 19 февр. 1861 г.), Попечители школ грамоты, оказавшие особое материальное и нравственное содействие преуспеянию сих школ, по засвидетельствованию о сем Членов Уездных Отделений, лично обозревавших школы, и на основании Журнальных постановлений сих Отделений, могут быть представлены Епархиальными Преосвященными к почетным наградам (§§10–13). Возлагаемые сими правилами на Уездные Отделения Епар. Учил. Советов обязанности по заведыванию школами грамоты в тех уездах, где таковые отделения еще не открыты, возлагаются временно, впредь до открытия сих отделений, на Епарх. Учит. Советы (§23). Высшее у правление всеми школами грамоты и распоряжение отпускаемыми на их содержание суммами принадлежат Синоду (§24) 461 . Что касается правительственной субсидии сим школам, то отпускаемые правительством Св. Синоду суммы на устройство и поддержание церковно-приходских школ вместе с тем служат и пособием для школ грамоты; так, в 1893 г. июня 8-го Высочайше повелено: сверх пособия, назначенного по земским сметам с 1890/92 гг. на содержание церк.-приход. школ в 13-ти неземских губерниях Европ. России, отпускать из того же источника по 144,000 руб. в год, в течение трехлетия – 1893–95 гг., на нужды церк.-прих. школ и школ грамоты означенных губерний 462 . в) Образцовые начальные школы при духовных семинариях. – Правила для образцовых начальных школ при Духовных Семинариях утверждены определением Св. Синода от 23/30 июля 1886 г. за 463 . По сим правилам: при каждой духовной семинарии, в силу примечания к §120 семинарского устава 22 авг. 1884 г., учреждается для практических занятий воспитанников V и VI-ro классов, слушающих дидактику, образцовая начальная школа, одноклассная или двухклассная (§1). Сии школы должны быть устрояемы непременно по типу церковно-приходских школ и служить для них образцами в каждой епархии. В постановке и объеме преподавания образцовые школы руководствуются утвержденными Синодом программами для церковно-приходских школ (§2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Отдел. Епарх. Учил. Совета. Лица, допущенные сим путем к учительству, не пользуются льготой по 63 ст. Уст. о воин. повинности. Te же учители школ грамоты, которые имеют свидетельства на звание начального учителя или учителя церковно-приход. школы, пользуются всеми присвоенными сим званиям правами и освобождаются от отбывания воинской повинности по 63 ст. Уст. о воин. повин., с тем, чтобы в течение пяти лет со времени зачисления их в запас уездные отделения Епарх. Учил. Советов представляли о таковых учителях в подлежащие по воинской повинности присутствия удостоверения в том, что означенные учители школ грамоты не оставили соответствующих их званию занятий (§§6–9). Впрочем, учители школ грамоты, как и церк.-прих. шко, имеющие свидетельство на учительское звание, пользуются льготою, предоставленною п. 3, ст. 63 Уст. о воин. пов., лишь в том случае, если они лично преподают в сих школах не менее четырех уроков ежедневно и при том, если в школе, в какой они состоят учителями, имеется не менее 15-ти учащихся (опр. Син. 1891 г. 459 . Предметы курса школ грамоты составляют: Закон Божий (краткая свящ. история Ветх. и Нов. Завета и краткий катихизис), церковное пение с голоса, чтение церковно-славянское и русское, письмо и начальное счисление. Преподавание производится по книгам, указанным Синодом и Училищным при Синоде Советом. При школах, по мере средств, составляются учительские и ученические библиотеки из книг, допущенных Училищным при Синоде Советом. В каждой школе должна быть классная книга, в которую учитель вносит имена и фамилии учащихся, отмечает пропущенные ими уроки, с объяснением причин пропусков и ведет запись содержания преподавания уроков. В эту же книгу священник, попечитель и наблюдатель, от времени до времени, вносят свои замечания об успехах учащихся и вообще о ходе школьного обучения. Определение учебного времени в течение года и составление расписания недельных уроков для сих школ возлагается на Уездн. Отдел. Епар. Учил. Советов (§14–17). По окончании учебного года, священник совместно с учителем и попечителем школы и, по возможности, в присутствии сельских властей и родителей учащихся, производит испытания всем ученикам школы и грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

А мне ведлось, что я именно в сени смертной, о которой страшно вспомнить. Не большие ли это угрожающие мне затруднения по управлению сею епархиею…? Увы мне, отцы святии малороссийские все! К Вам обращаюсь, спасите мя и даруйте ей иного, способнейшего, аще Богу угодно. 24 декабря видел во сне новый жезл Архиерейский в руках своих. Не страннический ли? Жезл виденный очень мне был приятен. Буди воля Твоя, Боже! 2 января 1851 года. «Исполнилось предзнаменательное сновидение: от Обер-Прокурора Святейшего Синода получил уведомление, что мне действительно Высочайше вручен новый жезл правления паствою Нижегородскою. Единого прошу: не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене. 7 января. Господи! Прими и не отвержи мое священнодействие, последнее в Полтавской пастве. 11 января, ные, Боже, благослови мне начать путь мой. О прибытии Преосвященного Иеремии в Полтаву, о его управлении епархиею и об его отбытии из Полтавы так описано в Пол. Епар. Вед. 1885 г. «Владыка прибыл в Полтаву до того с тяжелым предубеждением против всего Полтавского, что только под конец годичного управления Полтавскою паствою несколько рассеялся мрак этого предубеждения. Пребывание свое в Полтаве называл он «бесприютным», «крестом Полтавским, который тяжелее и разносоставнее Кавказского». Первое неприятное впечатление на новоприбывшего Владыку произвел архиерейский дом. Под 14 января (на третий день после приезда) 1850 г. В дневнике его записано: «Благополучно прибыл в Полтаву. Начинаю с великим затруднением жить в новом доме, дом, среди пустыни которого и на Кавказе мне не было так бесприютно». Архиерейский дом в Полтаве, построенный на лучшем месте в городе, окруженный с трех сторон прекрасным парком, снаружи представляется громадным, но внутри, и после переделок довольно капитальных и в настоящее время, за исключением третьего этажа, мало удобен для житья; а до переделок не представлял и этих удобств. Естественно, Преосвященному, привыкшему в прежней его пастве к помещению более скромному по размерам, но уютному и более приспособленному к жизни человека его сана и его образа жизни, полтавское помещение не могло понравиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Архипастырь нашел этих старообрядцев более близкими к церкви, нежели все те, с которыми беседовал доселе. Последнее архипастырское увещание сделано было в селении Хараузском. Здешние старообрядцы показались владыке недалекими от царствия Божия. «Все это справедливо, что он (т.е. архимандрит Михаил) говорил и доказывал, отвечали здесь Архипастырю старообрядцы, – что без церкви спастись никому нельзя, и мы этому несомненно веруем и благодарим его за это, что он нас наставляет на путь истинный». – «Почему же вы не обращаетесь к святой церкви?», опять спросил их владыка. – «Да потому, что все вдруг согласиться не можем. Мы все смотри на других. Вот как бы согласились присоединиться к церкви Никольского селения старообрядцы, тогда бы, смотря на них, и мы пошли туда». – «Советую на других не смотреть, а поскорее поспешить присоединиться к святой церкви». – «Подумаем да посоветуемся еще об этом», со вздохом ответил старообрядец. (Прибавл. к Ирк. Епар. Ведом. 1882 г. 41 и 42). В интересах усиления пастырского влияния на единоверцев и раскольников владыка нашел благопотребным и возможным открыть шестой единоверческий приход через отделение части прихожан Архангельского единоверческого прихода, с надеждой на присоединение к нему соседних, еще чуждающихся церкви старообрядцев. Так как Архангельский приход состоял из раскинутых на большом пространстве шестнадцати селений с 4819 душами прихожан, то предположено было выделить из него пять селений: Барахоевское, Дурновское, Фомичевское, Осиновское и Шимбилинское с 1664 душами в самостоятельный приход, с построением храма в Барахоеве. Жители означенных селений в 1881 году заявили владыке о своем желании на свой счет построить храм и обеспечить священника ругой в 300 пудов хлеба. Разрешив построение церкви, Архипастырь представлением своим от 10 декабря 1882 года за 2365-м, ходатайствовал перед Святейшим Синодом об открытии шестого единоверческого прихода, назначении священнику казенного жалованья и высылке древнего антиминса. Святейший Синод (определением своим 11/23 ноября 1883 года) разрешил открыть Барахоевский приход, назначив священнику, согласно ходатайству владыки, 520 рублей годичного жалованья.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

цер. стар 33 . 20 октября 1878 года Архипастырем дано предложение на обсуждение Консистории за 3259-м следующего содержания: во время обозрения епархии, при ревизии приходо-расходных книг, мной усмотрено, что свечная продажа в большей части церквей ведется неправильно, как приход, так и расход их показывают далеко не в том количестве, как есть на самом деле. Далее объясняются причины негласной продажи свеч, в числе коих главные: а) непонимание новых постановлений о взимании от церквей свечной прибыли в пользу духовно-учебных заведений; многие причты и старосты доселе полагают, что вся прибыль без изъятия, в пользу церкви, должна высылаться в Консисторию, и от того, в интересах церквей ведут негласную продажу свеч; б) законом требуется, чтобы на расход свыше 50 руб. всегда испрашивалось разрешение епархиального начальства, что служит причиной к скоплению в церквах негласных денег на поправки и украшение церквей; в) в селах кружечный сбор почти не существует и деньги представляемые по кружкам отделяются от тех же негласных сумм и т.д. Вследствие сего Его Преосвященство предложил Консистории обсудить все это и принять решительные меры к водворению надлежащего контроля над церковным хозяйством. Консистория постановила: предложение Его Преосвященства напечатать в Иркут. Епар. Вед., с указанием на статьи Свода законов о записи прихода и расхода церковных сумм и с указанием на все сделанные раньше распоряжения епархиального начальства о правильном ведении церковного хозяйства. Затем изложила в нескольких пунктах правила к искоренению означенных недостатков и в заключение постановила: заготовить от имени Его Преосвященства представление в Св. Синод о разрешении причтам и старостам церквей производить расход денег на разные церковные потребности, без разрешения епархиального начальства, до 300 рублей, и вследствие сего иметь при церквах, в случае предстоящих значительных расходов, наличными деньгами до таковой же суммы 34 . В декабре месяце того же 1878 года было получено определение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

II. В м. Теофиполе, недавно случился такой факт, за достоверность которого ручается корреспондент «Киевского Слова». Издавна здесь в одиночестве проживала почтенных лет, всеми уважаемая, чрезвычайно набожная и глубоконравственная вдова А-дрова. А-дрова в особенно близкой дружбе была с подругой юных лет своих А-ой. Но последнее время неразрывные друзья настолько крупно поссорились, что А-ва, внезапно заболев, приказала обоим родным «не пускать на похороны к себе А-ую, вытолкать ее из дома, если последняя придет к ней, мертвой, прощаться». Священник О-ий, призванный в 11 час. ночи напутствовать заболевшую, узнал о такой непримиримой вражде почтенной вдовы к ее прежней приятельнице и стал уговаривать больную простить в душе А-ую и тогда только приступить к принятию св. тайн. Благочестивая женщина вняла увещанию духовника. В ту же ночь А-ая, ничего не знавшая о внезапной болезни А-вой, среди крепкого сна пробуждается от ощущения чистореального присутствия и умоляющего о прощении голоса А-вой. А-ая, проснувшись, зажгла свечу, но никого, разумеется, не нашла в своей комнате. Она снова безмятежно уснула, но вдруг А-ая слышит крик; дочери своей, девочки 13–15 л.: «мама, иди сюда, здесь А-ва ходит. Вот она, вот она пошла, смотри»... А-ая зажгла свечку, и опять никого и ничего. Часы показывали 3 часа ночи. Мать и дочь совершенно осязательно ощущали присутствие А-ой. Ссора произошла задолго до происшествия, и А-я давно не думала и не говорила об А-ой. На другой день А-ие получают известие, что А-ва умерла ровно в 3 часа ночи. После погребения священник О-ий, согласно распоряжению покойной, с понятыми описал все ее имущество, лучшие вещи позаперли в сундуки и отправили в церковный дом до приезда сына, оканчивающего академию художеств; разные коробочки же и мешочки побросали в угол, как никуда не нужный хлам. Чрез два дня после смерти А-вой является к священнику О-му испуганная, взволнованная племянница покойной и говорит, что сегодня ей ночью являлась А-ва и «велела вам, батюшка, передать, что вы не хорошо распорядились имуществом ее: нажитое потом и кровью для сына побросали в угол». Пошли в дом, стали перебирать коробочки и нашли среди лоскутков 500 руб. денег... Чрез несколько дней, кажется, на 6-й день после смерти, А-ва является с тою же реальною осязательностью свящ. О-му и говорит: «не бойся болезни своей, батюшка, а опасайся вот того-то», и делает предостережения священнику. Действительно, по свидетельству почтенного священника О-го, предсказание ее сбылось. (Из «Херсонск. Епар. Вед.» 1887 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иваново-                                       Саратовская               –  52 Вознесенская        –  54                Тамбовская                –  41 Костромская         –  72                Орловская                  –  78 Тверская                –  94                Курская                      –  68 Московская           –  36                Харьковская              –  98 Тульская                –  61                Полтавская                – 124 Нижнегородская  –  68                Екатеринославская   –  92 Симбирская          –  47                Донская                      – 97 Таганрогская         –   36               Крымская                   –  44 Уфимская              –   28               Черниговская                        –  78 Минская                –  49                Одесско-Херсонская – 191 Бобруйская            –  29                Могилевская              –  61 Смоленская           –   62               Всего:        2691 благодуховенства 1962 монашествующих 3447 монахинь и послушниц ИТОГО:     8100 жертв В связи с изъятием церковных ценностей в 1922 г. расстреляно и замучено духовных лиц разного звания. Имена убиенных (без подробных данных): Протоиерей Порфирий Амфитеатров (Белоруссия). Архимандрит Августин (намест. Ор. мон.). Игумен Гервасий (Брянск. Усп. Свенского мон.). Иеромонах Герасим (Брянск. Усп. Свенск. мон.). Послушник Антоний (Брянск. Усп. Свенск. мон.). Протоиерей Иосиф Смирнов (Костром, епар.). Протоиерей Павел Дернов и чада его (г. Елабуга). Священник Павел Кушников (Новг. епар.). Священник Петр Покрывалов (Тульск. епар.). Священник Феодор Афанасьев (Орл. епар.). Священник Михаил Чафранов (г. Севастополь). Священник Владимир Ильинский (Костром, епар.). Священник Василий Углянский (Симфероп. епар.). Священник Константин Снятиновский (Влад. епар.). Диакон Иоанн Касторский (Костром, епар.). Иеромонах Нектарий (Иванов). Иеромонах Матвей (Олейник). Архимандрит Николай (Орлов), ректор Пензенск. дух. семинар. Иоанн Перебаскин, смотритель Солиг. дух, училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

92 Ист. Биб. Твер. Еп. т. 1, где находится на первом плане и эта «описная книга» 1607 г. авг. 6. 95 Стоит заметить, что эта грамота выдана тогда, когда у Шуйского дела было несколько поправились; т. е. после разрешения, которое дал народу Иов. 97 Истор. Библ.Твер.Епар. m.I, стр.25.Тоже можно выводить из того известия,что в этой описи упоминаются вещи, поступившие уже в монастырь в прибыл при архимандрите Дионисии. (стр.63–66). 98 Автор статьи к Чтен. Общ. Люб. дух. прос. за 1865 г. 2 за несомненное пологает, что Дионисий вместе с патриархом Иовом был в Москве. (стр. 27). 100 Впоследствии при Алексее Михайловиче в 1652 году, когда были обретены мощи Иова, преп. Дионисий в ночь пред тем, когда были намерены выйти с мощами Иова в Москву, явился в Старицком монастыре м. Варлааму Ростовскому, который находился в церкви и молился пред заутреней Богу. «Пред заутренями стоящу митрополиту на своем месте (свидетельствует Симон) молитву из уст Господу Богу приносящу и мнившему ему сон зрети, слышит глаголющих, поведающих ему пришествие к нему архимандрита Дионисия. Он же зрит его вшедша, кадильницу в руку имуща и углие раздувающа, и первое покадив образы, потом его покадив, и а6ие возбнув и бысть в себе; тойже невидим бысть от очию его, точию благоухаше велие ощутив, дивяся в мысли своей о таковом видении». (Рук. Тр. Лавр. Б. 700, л. 79 об.). 104 Соловъев. История России. т. 8. стр. 439. Под всемирными соборами нельзя разуметь земские соборы, потому что за тот период времени их не было. 108 Что Дионисий некоторое время неотлучно жил в Москве, – это признают Митр. Евгений (слов. пис. дух. чина ч. 1-я, стр. 145) и Бантыш Каменский (слов. достон. людей ч. 2, стр. 218); Свящ. Поспелов также склонен признать это. (Чт. Общ. дух. просв. 1865, ч. 2-я). 112 Напр. шуба кунья под камкою двояличною, двушелков отдана за погребение Тверскому архиепископу Феоктисту (Ист. Библ. Твер. Епар. стр. 78). Деньги же, которые остались после патриарха – всего 15 рублей все изошли на погребение. 114 Подробное описание этих вкладов см. в Истор. Библ. Тверск Епар. :т. 1, стр. 89, 92, 133, 136, 138. Имеются вклады преп. Дионисия и в некоторых других монастырях Тверской губернии, кроме Старицкого. Так, напр., в Нилову пустынь были пожертвованы митр. Варлаамом и архим. Дионисием три местные иконы и 17 деисусовых икон; затем пожертвованы были Дионисием боевые часы, находившиеся в свое время на ограде (Нилова пустынь в первые полутораста лет ее существования А. В. Рачинского стр. 3). В Колязин монастырь в период времени 1618–1623 г. были пожертвованы архим. Дионисием и Авраамом Палицыным для возложения на гроб преп. Макария два дорогие покрова (Опис. Троиц. Колязина монастыря А.Лебедева стр. 113–114). Но с другой стороны, надо думать, что из Старицкого монастыря Дионисием был вывезен в Троицкий вклад – ценный по имени вкладчика, именно Октоих 4-х гласов, напеч. в 1594 году, пожертвованный в Старицкий монастырь Д. М. Пожарским. (см. собр. надписей архим. Леонида 334).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

38 Истор. Библ. Твер. епар. т. 1, стр. 23. То же можно выводить из того, что в этой описи упоминаются вещи, поступившие уже в монастырь в прибыль при архимандриматрите Дионисии (стр. 63–66). 39 Автор ст. в Чтен. Общ. Ист. дух. прос. за 1865 г. полагает, что Дионисий вместе с патриархом Иовом был в Москве (стр. 29) 41 Впоследствии при Алексее Михайловиче в 1652 году, когда были обретены мощи Иова, преп. Дионисий в ночь перед тем, когда были намерены выйти с мощами Иова в Москву, явился в Старицком монастыре митр. Варлааму Ростовскому, который находился в церкви и молился пред заутреней Богу. «Пред заутренями стоящу митрополиту на своем месте (свидетельствует Симон) молитву их уст Господу Богу приносящу и имевшему ему сон зрети, слышит глаголющих поведающих ему пришествие к нему архимандрита Дионисия. Он же зрит его вшедша в кадильницу в руку имуща и углие раздувающа и первое покадив образы, потом его покадив, и абие возбнув и бысть в себе; той же невидим бысть от очию его, точию благоухание велие ощутив, дивяся в мысли своей о таковом видении». (Рук. Тр. Лавр. Б. 70, л. 79 об.). 45 Соловьев. История России т. 8, стр. 439. Под всемирными соборами нельзя разуметь земские соборы, потому что за тот период времени их не было. 49 Что Дионисий некоторое время неотлучно жил в Москве признает Митр. Евгений (Слов. пис. дух. чина ч. 1-я, стр. 145), Бантыш-Каменский (слов. достоп. Людей ч. 2, стр. 218); свящ. Поспелов также склонен признать это (Чт. общ. люб. дух. просв. 1865, ч. 2-я). 53 Напр., шуба кунья под камкою дваяличной, двушелков, отдана на погребение Тверскому архиепископу Феоктист (Истор. Библ. Твер. епар. стр. 78). Деньги же, которые остались после патриарха – всего 15 руб., все изошли на погребение. 55 Подробное описание этих вкладов см. в Истор. Библ. Твер. епар. т. 1, стр. 89, 92, 133, 136, 138. Имеются вклады преп. Дионисия и в некоторых других монастырях Тверской епархии, кроме Старицкого. Так, напр., в Нилову пустынь были пожертвованы митр. Варлаамом и архим. Дионисием три местные иконы и 17 деисусовых икон; затем пожертвованы были Дионисием боевые часы, находившиеся в свое время на ограде (Нилова пустынь в первые полутораста лет ее существования А. В. Рачинского стр. 3)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010