Кроме религиозной стороны, в учении штундистов есть и сторона социально-политическая. Выше было сказано, что штундисты отрицательно относятся к современному социально-политическому строю. Отвергая существующий порядок социально-политической жизни России, они мечтают о наступлении новых форм жизни. Среди сектантов бродят идеи о свободе, равенстве и разделе имуществ. Насколько широко идеи эти распространены между ними, трудно сказать; но что он существуют, – это, несомненно. О. Терлецкий говорит, что по понятиям штундистов, «все люди должны быть свободными панами» 566 . О. Казакевич говорит, что «штундисты проповедуют равенство и свободу» 567 . Тоже сообщение передается в «Екат. Епар. Ведомостях» 568 . Чепурной говорит о распространении между сектантами мысли о том, чтобы они «почитали только Христа, так как только Христос старший брат, а остальные (сектанты) должны быть равны» 569 . – 1 – 5 ст., 13 гл. посл. к Римлянам и св. Марк, гл. 12, ст. 13 – 17, они толкуют так: «Апостол писал это к Римлянам, а римляне были святые штундисты-анабаптисты, немцы, и Христос повелел давать подати кесарю, а кесарь этот был святой анабаптист, штундовый немец. И вот из всего этого очень ясно видно, что все это слово Божие относится к тому, чтобы мы почитали штундовых анабаптистов царей и начальников, которые еще будут; а также (в будущем) штундовским анабаптистским кесарям, т. е. царям, давали подати, но никак не православным царям. А так как теперича их (т. е. православных царей) еще година и область темная, а штундо-анабаптистской братии еще малая сила против православных, то необходимо стараться как можно исправнее, против православных, платить подати и выполнять все казенные повинности для того, чтобы они не могли заметить, что все мы, отступившие от православия, поделались и правительству православному неверными и чтобы они, видя наше таковое исправное исполнение казенных повинностей, не воспрещали бы отступать от православия и умножаться нашей штундово-анабаптистской братии» 570 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

532 По сообщению автора статьи «Малор. штунда», сектанты не признают отдельного, самостоятельного существования ангелов и злых духов. «В каждом человеке, по мнению сектантов, непременно сидит добрый или злой дух, который нарождается вместе с человеком». («Нед.» 1877 г., 1, стр. 24). 533 Ушин., 1886 г., стр. 210. – Автор статьи «Малор. штунда» говорит, что штундисты признают существование души. Большинство из них с понятием о душе соединяет общее почти всему малорусскому крестьянству понятие о «ляльке», т. е. крошечном, маленьком существе в роде ребенка («Нед.» 1877 г., 1, стр. 24). По сообщению г. Емельянова «многие штундисты различают в человеке – дух и душу. Дух, по их понятиям, – это сила, которую Бог вдунул в человека по образу и по подобию Своему (ум, память, воля), а душа – просто жизнь, или, иначе говоря, душа считается причиной и основой жизненной деятельности в организме человека» («От. Зап.», 1878 г., 5, стр. 209). 537 Под суетным мудрованием века сего, по словам Коваля, разумеется уклонение евреев от истинного богопочетания. 542 Ушин., 1886 г., стр. 208. Автор статьи «Малор. штун.» говорит, что «Спаситель рисуется штундистам ратоборцем за правду и истину, и вместе с тем Он друг, учитель и пастырь добрый для всякого штундиста. Сошедши на землю и исполнивши здесь назначение, Он странствует теперь по планетам, распространяя между людьми, живущими там, свет и истину. Он Сын Божий и родился от Девы Марии». («Неделя», 1877 г., 1, стр. 24). Г. Емельянов сообщает, что по понятиям штундистов, Иисус Христос «не хочет смерти грешника, Он добрый пастырь, друг и даже брат». («Отеч. Зап.», 1878 г., 5, стр. 208»). 543 Ушин., 1886 г.. стр. 208–209. Г. Емельянов говорит, что штундисты, лицам необращенным и вновь обращенным в штундизм, любят давать благие советы на счет того, что нужно каяться во грехах своих. Бог любит грешника, говорят они, только кающегося и, в подтверждение своих слов, указывают на притчу о потерянной овце и о блудном сыне, кроме этого, указывают на разбойника, который покаялся уже на кресте, и Бог простил ему все грехи» («Отеч. Зап.», 1878 г., 5, стр. 213). Покаяние, как сердечное сокрушение о грехах, штундисты считают положительно необходимым. («Киев. Епар. Вед.», 1885 г., 20, стр. 945).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Речь о мерах к поощрению и усовершенствованию сельского хозяйства вообще, произнесенная на акте харьковского Университета в 1838 г. Речь о камеральном образовании в России, произнесенная там же в 1845 году. Вступительные понятия в учение о благоустройстве и благочинии государственном. Харьков. 1856. Жизнь и подвиги первоучителей славянских Кирилла и Мефодия (Духов. Вестн. Харьков. 1862. июнь и след.). О платонической троичности Божества перед светом христианского богооткровенного учения о Пресвятой Троице (Радуга, 1864 г.). Ответ на статью Духовного Вестника: соединение приходов и сокращение духовенства, как средства к улучшению его быта (Совр. Листок 1864, сентябрь). Два стихотворения в воспоминание о М. В. Ломоносове. Харьков. 1865. Кто были св. Кирилл Мефодий, Славяне или Греки? (Дух. Вестн. 1866, февр.). Исследование об апологах или притчах св. Кирилла (Журн. Мин. Нар. Просв. 1867, май). De dignitate ac praestantia linguarum, quas vocant, classicarum. Харьков. 1869. Кроме того, Платонов перевел и издал сочинение Эверса: «Древнейшее русское право». Спб. 1835. Билярский Петр Спиридонович, кандидат 1838 года. По окончании курса был назначен на должность наставника пермской Семинарии, но от назначения отказался за болезнью и, пробыв на частной службе в Москве, в 1844 году переселился в Петербург, поступил на службу в Сенат и сверх того получил должность редактора неофициальной части журнала Министерства Народного Просвещения и в этом издании напечатал, кроме рецензий разных книг и обозрения газет и журналов, несколько статей, каковы напр: Очерк биографии академика Круга (том. 64); Сколько главных частей в предложении (том. 94) и Введение во всеобщее языкознание В. Гумбольдта (перевод, т. 97–103). Оставив службу в Сенате, Билярский перешел на службу при штабе военно-учебных заведений, где занял должность наблюдателя за преподаванием и потом назначен членом учебного комитета при штабе. В 1853–56 г. он принимал участие в трудах 1 и 3 отделений Академии наук при издании ученых записок. В 1860 г. Академия избрала его адъюнктом, в 1862 экстраординарным академиком по отделению русского языка и словесности. В 1865 г. он избран ординарным профессором словесности в новороссийский университет и скончался в Одессе в 1867 году. Кроме указанных печатных трудов его, известны еще: Судьбы церковного языка: о средне-болгарском вокализме по патриаршему списку летописи Манассии (Мемуары Акад, наук 1847.2-е отдельное издание, Спб. 1858 г.); о реймском Евангелии. Спб. 1848 г. (удостоено демидовской премии). Материалы для биографии Ломоносова. Спб. 1865 (Сведения о Билярском – в записк. Акад. наук. т. XIII; в отчетах Акад. наук 1852–1865. – Русск. Архив 1869. –Спб. Вед. 1867. 17 и 74. – Ж Μ. Н. П. 1867, февр. – Херсон, епар. ведом. 1867. 3)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

После 6-летней службы в Селенгинске, он святительствовал 5 лет в Камчатской области, затем около 20 лет в Иркутске. – 3а 30-летний период он обстоятельно изучил дальневосточные окраины, как святитель-миссионер и как ученый, вдумчивый и проникновенный наблюдатель всего, что ему встречалось на трудном ненастном пути. Его путешествия по р. Ангаре и ее притокам в Тункинский край, по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам, по Аларскому и Илимскому трактам, по Забайкалью, по Иркутскому, Балаганскому и Якутскому округам, описанные в «Ирк. Епарх. Вед.» за 1874–77, 82 и 84 гг., полны удивительных картин и сведений, которые представляют научную и бытовую ценность. В его подробнейших описаниях о состояниях Забайкальской, Амурской и Камчатской духовных миссий за время с 1862 г. по 1872 г. каждый миссионер найдет готовое жизненное руководство, на что именно следует обращать внимание, какие нужды и явления должно подмечать и как надо действовать при тех или иных обстоятельствах, чтобы миссионерский труд имел положительные результаты (См. в «Ирк. Епарх. Вед.» за 1863–64, 66–8 и 72 гг. и в «Духов. Беседе» за 1865 и 7 гг.). Особенно выдающимися являются повествования преосвященного Вениамина о «Деятельности Камчатской миссии» и «О Камчатке», а также о пребывании между коряками («Ирк. Епар. Вед.» за 1872–73 гг., в «Дом. Беседе» за 1873 г., в «Миссионере» за 1874 г. и в «Прав. Обозр.» за 1880 г.). Сделанное им всестороннее исследование о гольдах, ороченах, гиляках, корейцах, чукчах и коряках, напечатанное в 16 «Моск. Церк. Вед.» за 1881 г., обратило не себя внимание всего ученого мира. Возбужденное владыкою Вениамином «дело о препятствиях, чинимых Камчатской миссии с целью своекорыстного противодействия обращению камчадалов в православную веру», опубликованное в 26 и 27 «Ирк. Епарх. Вед.» за 1874 г., заключает в себе неопровержимое доказательство того, что неукротимая вражда против Божественного Православия кроется не в дикости инородцев, а в грубости нравов самих их цивилизованных опекунов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Представитель Синодального отдела по социальному служению рассказал об организации добровольческих служб на международном форуме «Увильды 2018» 9 июля 2018 г. 13:01 1-7 июля 2018 года по благословению митрополита Челябинского и Миасского Никодима в Челябинской епар хии прошел Международный форум «Увильды 2018». Палаточный слет, собравший на берегу озера Увильды около 700 участников, проводился в десятый раз. Одна из площадок форума была посвящена вопросам социального служения. На ней выступил представитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению диакон Игорь Куликов, рассказавший об основах организации приходских добровольческих служб. «То, что мы называем добровольчеством или волонтерством, — это просто исполнение заповеди о любви к ближнему, — сказал в своем видеообращении к участникам форума председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . — Мне бы очень не хотелось, чтобы добровольчество стало каким-то формальным делом, чтобы ограничивалось какими-то акциями. И очень хотелось бы, чтобы это просто были добрые дела. Так об этом говорит Святейший Патриарх: добрые дела по отношению друг ко другу и по отношению к тем, кто нуждается в нашей помощи». По приглашению главы социального отдела Челябинского епархии протоиерея Владимира Воскресенского с участниками форума встретился руководитель сектора дистанционного обучения и обмена опытом Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов. Он рассказал об особенностях церковного социального служения и провел интерактивный семинар, посвященный принципам организации приходских добровольческих служб. Разбившись на группы, участники семинара обсуждали, с чего необходимо начинать при создании службы добровольцев, как избежать «охлаждения» добровольцев к своему служению, говорили о роли священника и мирянина-координатора в приходской службе добровольцев. Для тех участников форума, которые уже организуют добровольческую деятельность на своих приходах, прошла отдельная встреча, на которой обсуждались конкретные вопросы работы. На занятиях демонстрировались тематические ролики из видеоучебника по организации добровольческой деятельности, созданного Синодальным отделом по благотворительности.

http://patriarchia.ru/db/text/5233088.ht...

Вы, открывая Ижевскую самостоятельную кафедру, полагаете, что положите конец Ижевской церковной смуте, питаемой непримиримыми разногласиями между Епархиальным Архиереем и Ижевцами, но уверены ли Вы в этом? Из имеющейся у Вас переписки Вы знаете кто является причиною церковных несогласий! Личность иеромонаха Аркадия Вам обрисована с достаточною полнотою не только Епархиальным Архиереем, но и всем Ижевским духовенством просившим принять меры в отношении его. И меры эти приняты. Вероломный иеромонах Аркадий, попиравший церковные каноны, восторжествовал, не призван даже к послушанию, и он оказался прав, а все Ижевское духовенство, признавшее Епархиального Архиерея и поминавшее его, оказалось не правым. Тот кто шел против Епархиального Архиерея, упорствовал, торжествует теперь, а духовенство стоявшее на канонической основе, опечалено» [xxxix] . На этом докладе митрополит Сергий 7/30 сентября наложил такую резолюцию: «Ижевская епархия открыта в составе приходов, принадлежавших к ней, как викариатству. Приходы Елабужского, Воткинского и др. викариатств, находящиеся в пределах Вотобласти, могут поднять вопрос о присоединении к Ижевской Епархии, но пока не присоединяются. Наоборот, приходы Ижевского викариатства, не входящие в Вотобл[асть], призываю отчислиться в Сарапульскую Епархию с ее викариатствами. Резолюция говорит об этом ясно» [xl] . На гневное послание епископа Алексия от 22 сентября митрополит Сергий ответил частным письмом (написано митр. Сергием от руки) от 18 сентября/1 октября 1926 г. следующего содержания: «Дорогой Владыка! Вы сердитесь за открытие Ижевской Епархии. Но что же остается, если мне приходится изобретать всякие способы чтобы как-[нибудь] [xli] умиротворить Вашу Епархию. Если бы беда была в одном [Иже]вске, но, ведь у вас, тоже идет в Елабуге. Несомненно, тоже [было] бы и в Воткинске, если бы [там] был другой архиерей, а не [Он]исим и если бы там не было местной фонтанели в лице [еп. Ио]анна. У Вас какое-то особое [сво]йство заводить тяжбы с викариатствами. Конечно, есть [недо]разумения и в других епархиях. Но [там так] и видно, что это [мелкое и стихийное], а не система! А посему [я] все более и более [скло]няюсь к мысли, что Вам луч[ше] переменить Епархию, иначе [и] сами измучитесь, и паству [изм]учаете, да и мне с Вами покоя не будет. Я предлагаю Вам выбор: Витебск, Псков и Могил[ев]. Там викариатств по одному. [Энергии] Вам не занимать. Все эти [епар]хии нуждаются в архипастырск[ом] попечении, да и от родины Вам недалеко. Пожалуйста, прими[те] это во внимание и дайте [от]вет. Я тогда пущу дело в ход. Прошу Ваших молитв. Митрополит Сергий» [xlii] . На письме почерком епископа Алексия написано: «Отказываюсь. 1926 г. 6 октября» [xliii] .

http://bogoslov.ru/article/1295104

Обыкновенно, „Епархиальные Ведомости“ большей части епархий разделяются на две части – официальную и неофициальную. Из этих двух частей – первая занимает в каждом столь почтённое место, что вторая часть, на которую должно бы быть обращено самое серьёзное внимание гг. редакторов-издателей, совершенно игнорируется, будто незаслуживающая никакого внимания. Вследствие этого, по справедливому замечанию „С.-Петер. Ведом.“, „общее впечатление от „Епархиальных Ведомостей“ получается довольно печального свойства: чем-то мёртвым, безжизненным и совершенно бесполезным веет от них“ 509 . Епар. Ведом. (пишет свящ. Н. Стойков), долженствующие по идее давать художественную духовную фотографию местной епархиальной жизни и её деятелей, влачат самое жалкое существование. Из органа епархии „Епарх. Ведом.“ превратились в орган духовной аристократии, и потому сельское духовенство – в них редкий и не всегда Желанный гость 510 . „Православные „Епарх. Ведом.“, как справедливо замечает журнал „Вера и Разум“, по идее православия о церкви и епархии, должны отражать в себе насущные потребности не одного только епархиального духовенства, но и духовные нужды мирян данной епархии“ 511 , а что мы видим в действительности? Наконец, „Епарх. Вед.“ должны издаваться таким образом, чтобы при всех условиях жизни, при всех случаях пастырской деятельности они могли спешить на помощь приходскому духовенству и служить средством для обмена мыслей между духовенством“ 512 . А так как большинство наших „Ведомостей“ переполнено помещением всевозможных извещений и распоряжений, протоколов и циркуляров, важнейшие из которых рассылаются по благочиниям отдельными указами, то они поэтому никакого интереса и не представляют. Спрашивается: какую пользу может извлечь священник для ума и сердца, а также руководствования в своей мнаготрудной и широкой деятельности из указов и циркуляров, которые, как выше было замечено, присылаются духовенству отдельными оттисками?.. Выходит, что священнослужители. якобы для вящшего памятования, должны читать одно и тоже два раза; читать же официальную бумагу два раза тогда, когда можно ограничиться прочтением её один раз, едва ли может представить интерес, помимо того, что и сам процесс чтения одного и того же по два раза является положительно непроизводительной затратой времени. А потому большинство из духовенства совершению не интересуется своим органом, зная наперёд, что оно там не может встретить что-нибудь могущее быть полезным и поучительным. Нам зачастую приходилось встречать тетрадки „ведомостей“ не только с неразрезанными листками, но даже в тех обёртках, в которых они получены с почты, а некоторые священнослужители, несмотря на то, что деньги ими были высланы на выписку „Ведомостей“, в тоже время не получая их, нисколько не интересуются даже осведомиться, почему ими орган не получается.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кто же это некто? Ужели какой-либо православный епископ? Но какая надобность и какое побуждение для епископа вводить в пределах своей епархии обычаи странные, бесчинные и несообразные с духом православной Церкви? Есть, например, в некоторых епархиях обычай, что приходские священники принимают на исповедь не по одному, как требует церковное правило, а по несколько человек вместе; ужели и этот обычай введён тем или другим архиереем? Но в таврической епархии, где этот обычай, видно, издавна существовал, он возбудил против себя со стороны епархиальной власти строгое преследование (Таврич. Епарх. Вед. 1876 г. 22). Нет, неправильные и бесчинные церковные обычаи вводятся постепенно и затем поддерживаются не епископами православными, а именно приходскими священниками, или проникают в пределы древле-православных епархий из епар- —518— 1877 г. хий бывших униатских. Из вышеизложенного донесения помощника настоятеля, священника N, легко усмотреть, как в Харьковской епархии начал было заводиться небывалый и бесчинный обычай приливать в св. тайны вино неосвящённое. Другой обычай, неслыханный нигде, обычай оставлять для младенцев св. кровь, недавно ввёл в Харьковской епархии один просвещённый протоиерей – уроженец одной из юго-западных епархий, воспитанный, как видно, в понятиях униатских. К счастью, этот обычай очень мало имел и имеет между харьковскими священниками последователей. 3) „Настоятеля, пишет автор статьи, допустившего, вопреки строгого запрещения церковного правила, прилитие в чашу неосвящённого вина, преосвященный Савва признал справедливым подвергнуть взысканию. Да позволено нам будет спросить: помещённое в служебнике „Учительное Известие“, в котором содержится названное церковным правилом запрещение, есть ли кодекс церковных канонов и может ли быть таковым признаваемо? Отнюдь нет; это не более, как наставление и разъяснение на разные случаи церковной практики, притом, прибавим, по содержащимся в нём недоразумениям, противоречиям, неясностям и проч., требующее безотложного, самого строгого пересмотра“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподавание катихизиса и проповеди В высокоторжественные дни, по назначении Синодальной Конторы, говорили проповеди в большом Успенском соборе ученые настоятели монастырей, а в праздничные дни, местные настоятели или ученые священники приходских церквей, куда были крестные ходы. Апробация проповедей лежала на протопресвитере собора Александре Левшинове. Ученые приходские священники и диаконы говорили очередные проповеди в Заиконоспасском монастыре, по назначению ректора Академии и как прежде обязывались учить в своих церквах. Заказчики чрез полгода доносили Консистории, кто сколько сказал проповедей и представляли самые проповеди. В 1774 г. 22 Дек. ученых проповедников в Москве было 108 человек. (22 Епар. Мос. Упр.). Платон Левшин (1775–1813 г.) Катихизические поучения Проповеди: а) чередные, б) ученых священников и в) печатные Катихизис второйнадесять Справедливо оное Христово слово, в коем Он книжника, которой о царствии небесном известно научен, уподобляет человеку домовиту. Вы знаете, кто домовитым назваться должен? Известно, что тот которой так свой устрояет дом, что заблаговременно о добром своея семьи содержании предусматривая, никаких никогда не допущает нужд; но всякой вещи предувидя и конец и пользу, во свое время предуготовляет, чтоб в случае нужды без дальних трудов все в готовности иметь. Домовитый, говорю, человек, по слову Самого Христа, износит от сокровища своего новая и ветхая ( Мф.13:52 ). Изрядное и всякого приятия достойное на человека ученого подобие. Всяк книжник, научивыйся царствию небесному, подобен есть человеку домовиту: как и каким образом? Он де износит от сокровища своего новая и ветхая. Что же бы такое было новая и ветхая? Спросимся у священного Давида: он негде говорит: помянух дела твоя от века, Господи, и утешихся ( Пс.118:52 ), то есть, на память привел, Господи, те дела, которые Ты совершал от начала мира: я вспомнил, как Ты премудро созидал мир, и премудрости Твоей подивился: вспамятовал, как Ты грешников праведно мучил, и правды Твоей побоялся: начитал, как Ты милостиво с народом Израильским поступал, и утешился. Сие есть ветхое, и Давид потому-то знал, что был человек книжник; следовательно подобен человеку домовиту. Нам, слушатели, Божия издалека провидящая премудрость изготовила все то, чего бы от нас нужда по времени востребовала; вся бо елика писана быта, в наше наставление преднаписашася. Все, что мы ни говорим, или что должно говорить, Дух Святый в писаниях Пророческих и Апостольских изрядно истолковал. И так мы слову Божию последуя, как светильнику ногам нашим, как уже окончали то, что о Боге нам знать было можно, теперь станем говорить о том, чрез что Он Свое величество миру явил, или о Божиих делах.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

На это архипастырское послание отвечал я от 23-го числа: «По вопросу о православных латышах, переселившихся из Рижской в Полоцкую епархию, имею честь доложить Вашему Высокопреосвященству, что таких переселенцев в пределах вверенной мне епархии в настоящее время имеется 405 душ обоего пола. Из них большинство находится в так называемых Инфляндских уездах, примыкающих к Лифляндской губернии; в Витебском же уезде, смежном с Сеннинским уездом Могилевской губернии, состоит только 80 душ обоего пола, и притом все они сосредоточены в одном, Храповицком, приходе, который отстоит от границы Могилевской епархии на довольно-далеком расстоянии. – В 1872 г. поселилось было несколько душ Латышей в пределах Любашковского прихода, близко подходящего к границе Могилевской епар- —756— 1874 г. хии, но в том же году они оставили этот приход и расселились по разным местам. Между священниками Полоцкой епархии есть трое разумеющих Латышский язык. На них то и возложено попечение об исполнении духовных треб между православными Латышами-переселенцами. В вознаграждение за труды этим священникам мною исходатайствовано в 1873 г. у Св. Синода 150 руб. ежегодно. Полагаю, что если Ваше Высокопреосвященство обратитесь к Св. Синоду с ходатайством о назначении во вверенную Вам епархию кого-либо из окончивших курс в Рижской или Псковской Семинарии, знающего Латышский язык, для определения на священническое место к одному из более центральных приходов по отношении к латышскому населению, ходатайство это, без сомнения, будет удовлетворено». Узнав, что Преосвященный Леонид получил от Государя, в день Пасхи, драгоценный подарок – золотую с драгоценными камнями панагию и вспомнив о дне его ангела, я послал ему 16-го числа следующую телеграмму: «С Монаршим даром, в день Вашего ангела, усерднейше приветствую Ваше Преосвященство». 17-го ч. писал мне из Киева А. Н. Муравьев: «Поспешаю благодарить Вас за присланные слово и деньги, но пишу немного, потому что я уже на отъезде. Собираюсь выехать 25-го числа сего месяца и воротиться не ранее 10-го июня, так как я желаю остаться на Афоне до Троицына дня и потом прожить еще недели две у Игнатьева 1222 на Босфоре, чтобы купаться в море, если только это мне будет полезно. Итак, помолитесь о моем путешествии, а я очень боюсь морской болезни, от которой страдаю. Но меня так зовет братия Афонская моего скита, что мне совестно отказаться.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010