Высокопреосвященнейший Владыко! Если я, занимая более четырёх лет Харьковскую кафедру, не-оправдал до- —892— 1879 г. верия высшего Начальства, если моего удаления от Харьковской епархии требуют какие-либо особые виды Правительства, то я, без сомнения, должен безусловно подчиниться этому требованию. Если же моё перемещение на другую кафедру условливается не этими, а иными какими-либо соображениями, то я всепокорнейше просил бы Ваше Высокопреосвященство оказать мне милость, оставив меня на настоящей, мною занимаемой, кафедре. Тот, кто предполагается на моё место, без сомнения, не менее, если не более, меня достоин занять ту кафедру, какая предназначается для меня. Поручая себя благословению и святым молитвам Вашего Высокопреосвященства, с глубочайшим высокопочитанием и сыновней преданностью имею честь быть“... Вместе с сим писал я и Киевскому Владыке 713 : „Принося Вашему Высокопреосвященству всеусерднейшее поздравление с великим и священнейшим торжеством о преславном воскресении из гроба Божественного Искупителя, молю Воскресшего Жизнодавца, да преисполнит Он духовной святой радостью Ваше архипастырское сердце! Приемлю смелость вторично писать Вашему Высокопреосвященству, но на сей раз уже единственно о себе. Дошёл до меня слух о перемещении меня на Тверскую епархию. Не знаю, в какой мере справедлив этот слух, но он болезненно отозвался в моём сердце. Едва лишь я начал знакомиться с вверенной мне Харьковской паствой, едва лишь начал понимать её духовные нужды и предпринимать к удовлетворению их соответственные меры, как уже слышу верный или не-верный, но тем не менее смущающий сердце слух о предназначении мне иной паствы, где мне будут предстоять новые труды, новые заботы и, быть может, немалые огорчения. Высокопреосвященнейший Владыко! я столько уже испытал в своей жизни разных перемен и переворотов, что, наконец, хотелось бы где-нибудь и на чем-нибудь остановиться и успокоиться. Имея в виду немало примеров, что епархиальные архиереи остаются на своих епар- —893— 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

98 . Ближайшее заведывание каждым училищем вверяется школьному совету. 99 . Школьный совет состоит из священника, представителей от родителей учащихся, в числе не более одной трети всего состава школьного совета, двух от прихода по избранию приходского совета, из попечителя, если таковой имеется, и учащих в школе. Председатель школьного совета избирается приходским советом. 100 . Церковно-приходские училища содержатся: 1) на церковные и приходские средства, пособия от казны, от земских, городских и других общественных и частных учреждений, на пожертвования отдельных лиц и поступления из других источников и 2) на обще-епархиальные церковно-школьные средства. Изыскание обще-епар- —192— хиальных средств, поступление и порядок расходования их устанавливается епархиальными собраниями (духовенства и мирян). 101 . Для открытия и содержания церковно-приходских училищ смежные приходы, в целях удобства, могут объединяться в отдельные союзы. 102 . Приходское собрание имеет право вводить в приходском училище обучение ремеслам, полеводству, садоводству, пчеловодству, огородничеству и т.п. 103 . По мере средств и надобности, в приходах могут открывать профессиональные школы, как то: сельскохозяйственные, ремесленные, рукодельные и другие, или же дополнительные классы при начальных школах, общеобразовательные и специальные, с обеспечением в них надлежащего преподавания Закона Божия. 104 . В целях выполнения обязанностей по христианскому просвещению и воспитанию православного населения приходу предоставляется учреждать и содержать благовестнические братства, древлехранилища (музеи), народные просветительные дома, библиотеки, читальни, дополнительные училища и классы, курсы для подростков и взрослых (катехизаторские, певческие, общеобразовательные, профессиональные), детские сады и всякие другие просветительные и воспитательные учреждения. 105 . При каждой приходской церкви должна быть в ведении священника церковная библиотека, не только из богослужебных книг, но и из нужных для клира, в целях расширения и углубления богословских познаний его, и из книг, полезных для прихожан, религиозно-нравственных и церковно-исторического содержания. Библиотека эта должна учреждаться и пополняться на средства церкви и на пожертвования прихожан. Кроме духовных книг, следует иметь отдел из книг светских авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—394— и неуспешность в науках воспитанники наказывались, «трехдневной реколекцией (приготовлением к исповеди) на хлебе и воде», лишением пищи в столовой, стоянием на коленях посреди церкви во время обедни. Таким наказаниям подвергались взрослые юноши и даже почтенные мужи, иногда носившие сан диакона. II. Холмская Семинария под властью русского правительства С 1817 года начинается новая эпоха в жизни холмской семинарии. За этот период времени она постепенно очищала все стороны своей жизни от иноземных наслоений, от порядков иезуитских школ и все более приближалась к общему типу русской православной духовной семинарии. Много испытаний и тяжелой ломки всего своего строя пришлось пережить семинарии за этот период времени, много самых неожиданных перемен и превратностей, зависевших от хода той политической борьбы, которую вела Россия с Польшей, выпало на ее долю, пока она не стала той русской духовной школой, какой мы ее видим в настоящее время. В 1817 году Холмская семинария была подчинена ведению Правительственной Комиссии внутренних и духовных дел, учрежденной в Варшаве. Это событие на первых порах не отразилось ничем существенно важным на внутреннем строе семинарии. Весь склад ее внутренней жизни и весь строй ее учебных занятий были оставлены без перемен. Комиссия только настояла, на том, что воспитанники стали приниматься теперь не иначе, как с ее утверждения по представлению Холмского епископа или Духовной Консистории. Для получения высшего богословского образования лучшие из них стали высылаться на богословский факультет Варшавского университета. В этом же году Комиссия делает распоряжение, чтобы в семинарии производился экзамен «z rusz cz yz пу», под чем подразумевалась группа руско-славянских предметов, как-то: чтение по церковно-славянски, церковное пение и учение о церковных обрядах. В 1818 году еп. Цехановский в своем циркуляре епар- —395— хиальному духовенству внушает священникам, чтобы они еще дома подготовляли своих детей к духовному сану, учили бы их славянскому языку и церковному пению. В силу этого распоряжения изучение церковного пения с церковным уставом делается обязательным для воспитанников семинарии, для их преподавания назначается особый учитель, хотя само преподавание ведется еще на польском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Миссионерскую деятельность Православное Карельское Братство осуществляло, главным образом, чрез своих миссионеров и катехизатора, должности коих учреждены были Видлицким съездом 26 ноября 1907 года. В настоящее время Братство имеет 2-х миссионеров священника о. А. Якубова и иеродиакона о. Исаакия и одного катехизатора из рясофорных послушников Валаамского монастыря В. Толстухина на Финляндской стороне и одного миссионера священника о. В. Никольского на Олонецкой стороне. Кроме того, Советом Братства допущена к миссионерской катехизации на одинаковых правах с другими проповедниками учительница детской школы Иломанчского прихода О. Клементьева. Олонецкое же Отделение Братства исходатайствовало образование одной из должностей противораскольнического окружного миссионера в Повенецком уезде в должность противолютеранского миссионера с сохранением за ним казенного содержания. По рекомендации самого Олонецкого Отделения должность эта заменена одним из самых энергичных священников Повенецкой Карелии о. И. Вознесенским . Братские миссионеры и катехизатор состоят в ведении Синодального карельского миссионера о. иеромонаха Киприана и руководствуются в своей деятельности миссионеры указаниями, выработанными первым собранием Совета в декабре 1907 года, катехизатор – инструкцией, выработанной первым Видлицким съездом в январе 1907 года. Деятельность братских миссионеров и катеизатора за минувшее время выразилась в целом ряде миссионерских поездок по сёлам и деревням Финляндской и Олонецкой Карелии, совершенных в обстановке, напоминающей времена первобытной церкви. Во время этих поездокъ братские миссионеры принимали участие в храмовых и часовенных праздниках, совершали богослужения с проповедью на карельском языке, устраивали собеседования с народом, чтения с туманными картинами, раздавали братские издания и другие брошюры и листки религиозно-нравственного содержания. О миссионерских поездках по Карелии братские миссионеры представляли Братству обстоятельные отчеты, из коих некоторые в качестве путевых заметок и миссионерского дневника попали в печать («Церк. Вед.» 48 1908 г. «По карельским мхам и болотам» о. Якубова, и брошюра, изданная Олонецким Отделением Братства в качестве отдельного оттиска из «Ол. Епар. Вед.» за 1908 г. – «Дневник Катехизатора о. Исаакия»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Касилов: " Пред очима Божиими путие мужа: вся же течения его назирает ( Прит. 5:21 ). Той бо зритель есть дел человеческих. Наконец-то, Бог благоволил мне и даровал силу разорвать узы, связующие с расколом! 21-го ноября, пред литургией, меня присоединил к православной кафолической восточной церкви, бывший мой благодетельный собеседник, священник станицы Ханской, ныне, с 14-го сентября, протоиерей города Майкопа, о. Евгений Соколов – в городском Александро-Невском соборе. Итак, Богу содействующу, я исполнил свое обещание, а ваше уже четырехлетнее доброе и спасительное пожелание – оставить мною опровергаемый раскол». Мы сердечно рады этому известию, и теперь уже со всею твердостью можем повторить то, что писали некогда по одному предположению, что Т. И. Касилов присоединился к церкви: «Да поможет ему Бог терпеливо перенести огорчения, какие ожидают его в семейной и общественной раскольнической среде! Да не ослабеет его ревность в проповеди православия и да послужит его обращение к церкви добрым примером для других, ищущих истины и спасения старообрядцев»! (см. Лет. гл. 2). Только что дописали мы эти строки, как получили еще отрадное известие. Достопочтенный священник села Верхнего Березова (Курс. Епар.) о. Емелиан Апошанский пишет нам: «Как будто в ответ на ваше доброе пожелание, выраженное в заметках 15 издаваемого вами журнала «Братское Слово», 5 ноября сего 1889 года совершено было мною присоединение из раскола в православие жены И. Я. Выродова (присоединившегося с малолетним сыном ранее, в апреле месяце) Гликерии Павловой. И теперь, в исполнение ваших слов, действительно водворился «полный мир и союз веры в новом православном семействе», нарушавшийся прежде разностью религиозных взглядов супругов. Сообщая о сем столь радостном событии, глубоко убежден, что и вы сердечно разделите со мною оную радость, и возблагодарите Господа Бога, своею благодатию содействовавшего к обращению в православие столь упорной прежде и закоренелой старообрядки» (Пис. от 22 ноября). И радуемся сердечно, и благодарим Бога, приведшего еще одну заблудшую овцу во двор свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Не сбылись надежды высокопреосвященного Вениамина на исправление нравов и понятий интеллигенции, выраженные им в красноречивейшей и пламенной статье под заглавием: «Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к Православной Русской Церкви». Безграничная критика веры Христовой сделалась приятным занятием для очень многих людей, именующих себя просвещенными. Очевидно, за 40 лет с того времени, как появилась последняя статья владыки Вениамина, людские нравы ни чуть не отрешились от того пагубного настроения, которое с таким пламенным красноречием сердца отрицал высокопреосвященный. Вообще же он оставил в своих произведениях такое великое духовное наследие, что оно и теперь служит и долго еще будет служить для современных деятелей православного просвещения неистощимым и жизненно свежим источником назиданий и позаимствований. Одного убеждения с владыкою Вениамином был и одного направления держался его современник епископ Мартиниан Муратовский, святительствовавший с 9 февраля 1869 г, на Селенгинской кафедре, потом с 17 октября 1877 г. на Камчатской, и ставивший Сибирь только 11 мая 1885 г. вследствие перемещения на Таврическую кафедру. Он совершил одинаковый с архиепископом Вениамином подвиг апостольских путешествий и оставил по себе записки о важнейших задачах православной миссии, как орудие государственности, непечатанные в «Миссионере» за 1878 г. и в «Моск. Церкю Вед.» и «Ирк. Епар. Вед.» за 1884 г. Такой же апостольский путь прошел в дальневосточных окраинах с 5 ноября 1878 г. в течение около 15 лет преемник Мартиниана на Селенгинской кафедре Мелетий Якимов , оставивший свои обширные миссионерские записки в «Ирк, Епарх. Вед.» за 1887–8 г. Но особенно выдающиеся исследования дальневосточных окраин совершил в течение 15-ти летнего святительства там Макирий Дарский, бывший с 9 октября 1883 г. первым епископом на Киренской викарной кафедре, учрежденной по ходатайству приснопамятного печальника Дальнего Востока архиепископа Вениамина Благонравова . Владыка Макарий, после 6-ти летнего святительства на Киренской кафедре, пребывал с 15 июля 1889 г. на Селенгинской и, наконец, с 25 октября 1892 г. на Камчатской кафедрах. Его путешествия в Илимский округ, по Верхней Тунгузке и в Тункинские станы, лежащие к северо-западу от Байкала в ложбинах и долинах между Байкальскими и Саянскими горами, оставили светлый след в жизни инородцев, из которых многих он обратил в Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

95 . С приступлением к формальному производству дела вследствие иска о разводе по оскорблению одним из супругов святости брака прелюбодеянием, лицу ответствующему выдается засвидетельствованная копия с искового прошения, и назначается день, в который истец и ответчик должны явиться в Консисторию для судоговорения 82 . (Ст. 245 Уст. Дух. Конс.). а) Засвидетельствованная копия с искового прошения, выдаваемая, на основании 245 ст. Уст. Дух. Конс. ответчику, подлежит оплате гербовым сбором. (Опр. Св. Син. 9 Марта – 17 Апреля 1876 г. 410. Ц. Вестн. 17). б) По делам о расторжении браков по неспособности к брачному сожитию судоговорение не производится. в) По делам бракоразводным, если ответчик ил ответчица, по вызову Консистории, не явится для судоговорения, то Консистория сообщает о сем местной полиции для принятия надлежащих мер, с назначением срока, к которому требуемое лицо должно явиться в Консисторию. Сверх того, предоставляет истцу или истице просить светское начальство о побудительных мерах к исполнению такового требования. Если же и за тем оное не будет исполнено, то поступать как сказано в 6 пункте правил, изложенных в Ук. Св. Син. 1852 года Декабря 31. В 6 же пункте значится следующее: если по производству дел в Консистории замечено будет промедление со стороны светских присутственных мест в исполнении требований ее, то консистория сообщает о сем губернскому правлению для надлежащего распоряжения к побуждению кого следует безотлагательно исполнить таковое требование. Если же и за сим же будет получен удовлетворительный отзыв, то епархиальное начальство представляет о том Св. Синоду. (Ук. Св. Син. от 31 Декабря 1852 г. пп. 6 и 11). г) Цир. ук. Св. Син. 12 Февр. 1896 г. 3, представлено Епар. начальствам по принятии изъясненных в цир. ук. Св. Синода от 31 Дек. 1852 г. (см. п. в.) мер побуждения ответной стороны к явке в Консисторию на судоговорение, в случае безуспешности таковых мер, приступать к проверке представленных истцом доказательств иска и решению дела без производства судоговорения, не испрашивания на сие разрешения Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

(Ук. Св. Син. от 11 Февраля 1870 г. по Высочайше утв. 31 Декабря 1869 г. жур. присут. по дел. прав. дух. II. С. 3. 47860.) Примечание. При представлении лиц светского звания к ордену Св. Анны за заслуги, в статуте сего ордена определенные, соблюдаются правила, изложенные в § 37, отдел I, а при представлении к наградам за пожертвования в пользу церквей или духовных учреждена и за другие не служебные (кроме исчисленных в орденских статутах) отличия или заслуги по духовному ведомству надлежит руководствоваться правилами, изложенными в § 37, отдел II, и в § 39, а также и дополнительными правилами о наградах 1892 г., отдел III, помещенными в ХУ главе сего сборника. Глава VI. О наградах лиц, служащих в духовно-учебных заведениях 69. Епархиальный Преосвященный ходатайствует: 1) награждены должностных лиц Академы (§18 Уст. Дух. Акад.); 2) Семинарии, по представлению Ректора сей последней (§ 21 Уст. Сем.); 3) награждает в пределах собственной власти или ходатайствует о награждены должностных лиц училищ – Духовного (§15 Уст. Дух. Уч.) и Епархиального женского (§12 Уст. Епар. жен. уч.) 70. Ректору Духовной Академии предоставляется ходатайствовать пред епархиальным Преосвященным о награждены преподавателей и других лиц, служащих при Академии (§ 29 Уст. Дух. Акад.) 71. Ректор Духовной Семинары входит с представлениями к Преосвященному о награждены должностных лиц Семинары, по его усмотрит» заслуживающих особого внимания начальства (§ 36 Уст. Дух. Сем.) 72. Смотритель Духовного Училища ходатайствует пред епархиальным Архиеереем о награждении учителей, отличающихся особенною способностью и ревности в исполнении своих обязанностей 52 (§ 51 Уст. Дух. Учил.) 73. Лица былого духовенства, избираемая в члены семинарских и училищных правлений, за полезную свою службу для духовно-учебных заведений поощряются епархиальным Архиереем. (Опр. Св. Син. 1–18 Нояб. 1878 г. 1873. Ц. В. 47). Подробнее см. § 10. 74. Протоиерей или священник, исправлявший с особенным усердием двенадцать лет сряду должность Члена Правления Семинарии или Духовного Училища от епархиального ведомства, приобретает право на получение третьей степени ордена Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Ε. Г Александрова, бывшая свидетельницей трудов владыки Аполлинария, после его смерти написала о нем следующее: «Архиепископ Аполлинарий был предельно доступным и простым в поведении, скромным и смиренным, добродушным по природе, нестяжательным – настоящим монахом. Покойный владыка был для Америки тем редким бриллиантом чистейшей воды, который может в рассеянности миновать невнимательный взгляд; но каждый, в ком жива верующая душа, в глубоком почтении остановится перед этим исключительным пастырем... Простота его поведения, искренность речи, то внимание, которое он уделял каждому посетителю, привлекали к нему людей... Непосредственность и душевная теплота владыки порой заставляли забыть про его высокий сан, видеть в нем просто близкого человека, отца... Старые и молодые, богатые и бедные, знаменитые и никому не известные – все находили у нашего доброго владыки тот же самый прием, то же утешение, ту же христианскую истину... Он принадлежал к числу тех людей, которые смиренно, без шума и помпы, своим собственным трудом создают на пустом месте нечто очень важное и совершают великие дела, поскольку они живут в Законе Божием... Он избрал для себя тернистый и горестный путь, оставаясь верным Христову завету среди всех своих скорбей. Много ли было встречавших владыку Аполлинария, когда он в первый раз приехал в Нью-Йорк, еще как временно назначенный архиерей Северо-Американской епар хии? Пять-шесть человек приняли его в частном доме, где он совершал свои первые богослужения. А сколько провожало его в последний путь всего лишь пять лет спустя? Не менее двух тысяч, не считая того нескончаемого потока людей, что приходили в храм поклониться его останкам... Каждый, кто был подле владыки, знал, что он жил в нищете и в нищете скончался. Но втайне он сделал очень много добра, отер много слез своей добротой, и только Богу ведомо, скольким одиноким и несчастным он дал пищу и кров, смиренно скрывая это от окружающих». Однако самым характерным свойством архиепископа Аполлинария, наложившим важнейший отпечаток на всю его жизнь, было неуклонное исповедание истины. Он сам говорит об этом в своем послании одному из приходов в Астории (Нью-Йорк), который никак не мог выбрать себе «юрисдикцию»:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/a...

(«Дело Киев. дух. конс.» 1870 г., стр. 277). Один из сектантов так объяснял некоторые места 23 гл. Ев. Матфея, в которой, по его мнению, описываются православные священники: «они (фарисеи) расширяют хранилища свои» (ст. 5). «Понимаешь, говорит штундист, какая жалкая избенка была у попа, а теперь какие постройки ему сделали». Фарисеи «увеличивают воскрилия одежд своих» (продол. 5 ст.). «Полы да рукава у них (священников) так широки, и они их увеличивают и расширяют, – и этим пред другими чванятся. У кого из них полы и рукава шире, тот и считается святее». «Горе, вам, книжники и фарисеи лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри оне полны хищения и неправды (ст. 25)». «Горе будет попам, мудрствует штундист, за то, что они очищают чаши и блюда, чтобы оне были полны хищения и неправды. Хищения, значит вино, – то, которое они льют в чашу; а неправда – это то, что они неправильно делают, т. е. наливают в чашу вино и выдают его вам за тайну. А блюдо – это то самое блюдо, которое стоит около чаши. Они и его обчищают, и обтирают, и кладут на него хлеб, а вас обманывают, говоря, что это тело Христово». («Хер. Епар. Вед.», 1882 г., 21, стр. 601, 605). О гефсиманском саде один сектант выразился так: «разве это был настоящий сад? Это мир, в котором Иисус Христос проповедовал, учил и молился. Мы подобны спящим ученикам, которые сначала дремали, не хотели внимать Его учению, потом пробудились и познали всю истину, которой и будем держаться. Вы же, православные, не хотели и не хотите внять учению Иисуса Христа, а потому вы те самые люди, которые его распяли». Слова ап. Павла: «потом явился более, нежели пяти стам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» ( 1Кор.15:6 ), сектанты относят к себе и к своей братии, как и доныне якобы живущим тою верою, какою жили апостолы. О плотском блуде говорят так: «слова блуд и блудодеяние, часто упоминаемые в Св. Писании, нужно понимать в смысле блуждать во грехах, как-то: ругаться, воровать, пьянствовать, делать обиды ближнему» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010