О Михаиле Кравченко, сотруднике Рябошапки, о. Автономов говорит следующее: «М. Кравченко начал вести безнравственную жизнь и ссориться со своей женой. Штундисты, не имея силы повлиять на него, отлучили его от своего общества. Как штундист по убеждению, Кравченко был далек от того, чтобы сделаться православным. В своей ненависти к жене он дошел до того, что убил ее и закопал в своем дворе. Преступление обнаружилось, и он судился в окружном суде. Присяжные, имея в виду его сознание и раскаяние, вынесли оправдательный вердикт. Крестьянин А. Соловей, продолжает о. Автономов, проливавший реки слез и «известный пьяница, оказался к тому же вором, был судим и наказан тюремным заключением» 723 . Все миссионеры Херсонской губ. говорят о ссорах, драках и прелюбодействе среди штундистов, не как о явлениях редких и случайных, но как о явлениях обычных 724 . Можно было бы привести и еще несколько подобных известий из жизни сектантов, но, кажется, и этих достаточно для доказательства той мысли, что в нравственной жизни сектантского общества «ветхий человек» дает о себе знать. Чем же объяснить то резкое противоречие, которое так ярко выступает в сообщениях о нравственном складе сектантской жизни? Нельзя, конечно, думать, что наблюдатели штундистской жизни намеренно превозносили не существующие добродетели сектантов. Возможно, однако, предположение, что лица симпатично отзывающиеся о сектантах, не собрали достаточное число фактов, чтобы сделать из них надлежащие выводы. Кроме этого, большинство штундистов, на первых порах своей жизни, как нам передавали, действительно выделялось из общей среды простонародья своими добрыми качествами; они, действительно, производили морализующее влияние на окружающих; но это продолжалось не долго. Уже в 1876 году по поводу похвального отзыва о жизни штундистов корреспондента «Киев. Телегр.», приведенного нами выше, сообщалось в «Херсонск. Епар. Ведомостях» следующее: «нельзя безусловно согласиться с корреспондентом «Киев. Телегр.» (1876 г. 15) относительно бытовой стороны штундистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

—Какие важнейшие вопросы обсуждались на Присутствии? —Вопрос о реактуализации православного богословия, об организации церковной миссии, об упорядочении внутрицерковных структур, об усовершенствовании епар-хиальной и приходской жизни, о сопротивлении расколам и антицерковным силам. —По какому принципу определены темы тех восьми документов, что были выдвинуты на обсуждение пленума? —Предложенные президиумом проекты документов на первом пленарном заседании обсуждались не потому, что они самые важные и не требуют отлагательств, а потому, что они были наиболее совершенно подготовлены. Хотя и они на пленуме были подвергнуты достаточно подробной дискуссии, удивительно демократичной. —Как можно оценить результаты работы Присутствия за истекший период? Оправдало ли оно надежды? —Первый год работы Межсоборного присутствия прежде всего показал, что все поставленные вопросы, а всего их 97, носят не виртуальный характер, а реально интересуют членов Церкви и имеют различные варианты решения. —Насколько было успешным информационное освещение деятельности Присутствия? Нуждается ли соборная деятельность Церкви в пиаре? —Освещение деятельности Межсоборного присутствия в СМИ было на редкость благожелательным. То, что работа Межсоборного присутствия вызывает страстный и пристрастный интерес православных и светских СМИ, вполне естественно. Утвержденные президиумом документы выкладывались в интернете и широко комментировались как специалистами в соответствующих проблемах, так и сетевыми прохожими, задающими иногда весьма полезные вопросы. И дело здесь не в каком-то «пиаре» Межсоборного присутствия, а именно в усовершенствовании его работы, в важности советов и замечаний, от кого бы они ни исходили. —На Ваш взгляд, прошедший пленум Межсоборного присутствия — это симптом каких-то радикальных изменений в жизни Церкви или так, ничего нового? —Первый пленум Межсоборного присутствия стал непосредственным проявлением активизации Церкви, о которой сейчас все говорят. Дело в том, что это была не просто какая-то конференция или ни к чему не обязывающий круглый стол, а профессиональное обсуждение общецерковных вопросов с участием церковного руководства в рабочем порядке.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/3/86...

Нужно ли читать молитву родильнице при наречении имени младенцу-подкидышу? Нет никакого основания лишать мать чтения молитвы «по внегда родити отроча», если она осталась неизвестною, подкинув своего младенца; а потому, при чтении молитв на наречение имени младенцу-подкидышу, следует прочитать при этом молитвы «по внегда родити отроча», исключая те случаи, когда младенец своим возрастом ясно показывает, что мать его уже пережила период послеродовых очищений (Ворон. Епар. Под. 17, 1870 г.). Следует ли читать молитву на наречение имени в отсутствии самого младенца? Так как, по смыслу церковного устава, чтение молитвы на наречение имени должно читаться в присутствии младенца, которому дается имя, то в последнем случае, когда бабка является без младенца в дом священника, как делается во многих местах, за наречением имени, – молитвы на наречение имени читать не следует (Христианск. чтен. Март. Апр. 1876 г.). В этом случае правильнее будет прочитать молитву на наречение имени младенца одновременно с его крещением. Как поступать в тех случаях, когда нужно переменить имя, прежде данное? Если бы по какому-либо случаю необходимо было переменить имя младенцу, данное ему прежде, то, если младенец еще не крещен, следует только снова прочитать молитву на наречение имени, вставляя при чтении молитвы новое имя (Ворон. Епарх. вед 17, 1870 г.). Если же после крещения настояла бы такая необходимость, например, в том случае, когда мальчику по ошибке дано женское имя или наоборот; то можно указать при этом в руководство на резолюцию митрополита Филарета Московского , коею предписано было – приготовить имевшего несвойственное его полу имя к принятию Святых Таин, и на исповеди и причащении называть его новым именем, а об изменении сделать отметку в метрических книгах (Указ. по вопр. пастырс. практ. при Ц.О.В. 1876 г. и Рук. для сельск. паст. 1867 г., т. III, стр. 666) . Если же подлинная книга к тому времени была отослана уже в консисторию, то, по исправлении в копии, должно донести о том в консисторию для исправления и в подлинной книге (Руков. для сел. паст. 1887 г.). Молитва жене, егда извержет младенца

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Здесь в своих религиозных правах и в удовлетворении самых законных требований своего религиозного чувства стеснены не раскольники, на что обыкновенно несправедливо жалуются они, а православные. Волостные и сельские власти из раскольников, всячески притесняя православных, открыто говорят, что пока власть в их руках, – всё можно сделать. Много интересных в этом отношении фактов было сообщено участниками первого миссионерского съезда в Томск. епар. Так, некоторые православные, проживающие в раскольнических деревнях, не решаются и до сих пор пригласить в своё селение священника со св. иконами, хотя и желали-бы этого, опасаясь возбудить против себя раскольников. Православные деревни Шарчиной, испросив себе разрешение на постройку церкви, освятили под неё место, огородили его и поставили крест с кружкой для пожертвований. Раскольники разнесли ограду, разбили кружку, а на месте, предназначенном для православной церкви, выстроил себе дом и поселился раскольник. Когда те же Шарчинские православные посеяли общими силами несколько десятин хлеба, предназначая выручку от него на постройку церкви, раскольники испортили посевы (Томские еп. вед.). С развитием переселенческого движения в Сибирь, раскольники, опасаясь наплыва в свои селения православных и желая оградить себя от этого нежелательного для них элемента, или вовсе не принимают к себе переселенцев, или принимают только тех, которые дают подписку впредь ничем не касаться к православному священнику и детей своих крестить стариками. Кроме таких подписок, от вновь принятых переселенцев раскольники требуют иногда особых удостоверений их прежних обществ о том, что «они с попами не знаются». И удостоверения эти чисто официального характера даются. Вот одно из таких удостоверений, представленное переселенцем принятым в Тумановское общество Томской епархии. «Удостоверение Мироновского сельского общества Макаровской волости, Пермской губ., Шадринского уезда, 1895 г. Марта 26 дня. Дано сие удостоверение нашему односельцу Демиду Булыгину в том, что он, Булыгин, с попами не знается, а живет по старообрядческому закону, в чём и подписуемся».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При соблюдении этих условий нахожу возможным рассмотренное сочинение г. Постникова разрешить к напечатанию в качестве магистерской диссертации и к допущению для защиты“. —166— б) заслуженного ординарного профессора по кафедре латинского языка и его словесности Петра Цветкова: „Сочинение г. Постникова, представленное в рукописи для получения степени магистра богословия, имеет весьма значительные достоинства. Прежде всего, оно отличается полнотой в рассмотрении и разработке избранной темы. Высказав в общем введении, насколько применимы доказательства в церковном суде и в каких именно делах, автор переходит к рассмотрению теории доказательств по её применению в русском епархиальном судопроизводстве со времени учреждения Св. Синода и говорит о сторонах или лицах и учреждениях, представляющих доказательства (отдел первый), о предмете доказывания (отдел второй), о средствах к отыскиванию доказательств (отдел третий) и, наконец, об оценке доказательств (отдел четвёртый), не оставляя, таким образом, без обсуждения ни одной существенной части учения о доказательствах в применении к русскому епархиальному судопроизводству и каждый отдельный пункт этого учения излагая с большой подробностью. Автор подвергает своему рассмотрению чаще всего дела следственные, дела по преступлениям против должности. Но в некоторых отделах, напр. в отделе о сторонах или лицах доказывающих (стр. 355 и сл.) и в отделе о предмете доказательств (ст. 521 и сл.), уделяет значительное место и доказательствам в бракоразводных делах, посвящая этим доказательствам особые главы. По-видимому, автором при этом руководило не только желание по возможности всесторонне рассмотреть избранный предмет, но и сознание важности бракоразводных дел и того живого интереса, какой они возбуждают в настоящее время. Во всех четырёх отделах сочинения сначала высказываются так сказать общие положения, иначе сказать, указуются случаи и формы применения тех или иных доказательств в русском епархиальном судопроизводстве, а затем эти общие положения подтверждаются выписками из решений Св. Синода (большей частью по подлинным делам, изредка по сборникам Завьялова и Григоровского), из решений духовных консисторий и из резолюций епар-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Епар. Вед. за 1886 г., стр. 137–142). «По Высочайше утвержденному 22 августа 1884 года Уставу Дух. Семинарий, для практических занятий воспитанников V и VI классов, слушающих дидактику, учреждаются при семинариях начальные школы (§ 120 примеч.), которые должны служить образцом церковно-приходских школ. Рязанская Семинария, прежде других семинарий, озаботилась учредить у себя такого рода школу, вполне отвечающую по своему устройству той идее, которая имелась в виду высшего духовного начальства относительно этого предмета. По доведении о сем г. Обер-Прокурором Св. Синода до Высочайшего сведения Его Императорского Величества, Государь Император и Государыня Императрица, в благосклонном внимании к помянутой школе, как к первому, по времени приведения в действие нового устава семинарий, учреждению сего рода, благоволили Всемилостивейше пожаловать в эту школу портреты Их Величеств. Преосвященный Рязанский, к которому препровожден был этот Высочайший дар, сообщил г. Синодальному Обер-Прокурору, что портреты, немедленно, по получении их, переданные им в образцовую школу, приняты были как руководителями школы, так и учащими в ней, с чувствами глубочайшего умиления и неописанного восторга; и те и другие взирают на этот Высочайший дар, как на высшую для своего дела человеческую награду, которая воскриляет энергию их сил и вызывает в них живейшее стремление и впредь употреблять все силы и старания на благоуспешное ведение, с помощью Божией, начатого дела. О таком выражении чувств верноподданнической признательности г. Синодальным Обер-Прокурором доведено до Высочайшего сведения Его Императорского Величества. На всеподданнейшем докладе о сем Государь Император, в 14 день декабря 1885 года, собственноручно благоволил начертать: «Очень рад». В тот же 14 день декабря, по совершении благодарственного Господу Богу молебствия в помещении образцовой при Семинарии школы, в присутствии начальника губернии, уездного предводителя дворянства и многих ревнителей христианского просвещения, Высочайше пожалованные для школы портреты торжественно поставлены в школе». – В своем отношении за 5.742-м на имя Преосвященнейшего Феоктиста г. Обер-Прокурор Св. Синода выражает надежду, «что такое Всемилостивейшее внимание Их Императорских Величеств к учрежденному при Рязанской Духовн. Семинарии рассаднику начального народного обучения послужит, как для учащих в школе, так и для руководителей оной, поощрением к дальнейшему преуспеянию в их усердной деятельности».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

Вед (1883 г., 15, 16 и 18) в ст. «Пашковцы в В.-Волочке», почему мы приводим их в своей статье в сокращении. Затем сведения о собраниях г. Ушкова находим еще в корреспонденции в Церков. Вестнике за 1883 г. 36. стр. 13–14. Сн. Прав. Обозр. 1890 года май-июнь, стр. 14–15. Книга, в которую Ушков вносил имена посетителей своих собраний, хранится в Тверской семинарской библиотеке. Из неё видно, что собрания Ушков делал часто. Имеются в семинарской библиотеке еще экземпляры Нового завета с подчеркнутыми местами, принадлежавшие Ушковым. Между прочим, в Твер. Епар. Вед. (1883 г. стр. 447) сделана такая характеристика Ушкова: это – человек «росту среднего, брюнет, худощавый, болезненный по виду, а по характеру вспыльчивый, строптивый, в дом»–деспот. Он любит всегда обо всем спорить: непременно хочет, чтобы его был верх; не к убеждениям только, но и к основательным резонам других глух; в спорах о каком-либо случайном предмете ему представить причины, покажут прямую статью закона, – он останется при своем мнении. В спорах о предметах религиозных ему основательно разъясняют дело, – он скажет. «это – вздор, это вам попы натолковали, у них пять Евангелий». 36 Замечательно, что в разных уездах и местностях Тверской губ. пашковское движение обнаружилось с заметной силой около одного времени (в 1887 году). 37 Вероятно, вследствие кассации дело Марьи Семеновой и Дарьи Меркурьевой, спустя год, именно 24 окт. 1891 года, пересматривалось вновь. Такт, как при этом пересмотре новых фактов и вообще новых черт, могущих послужить для лучшей характеристики пашковского движения в В.-Волочком уезде, не обнаружилось, то мы находим возможным не касаться этого нового судебного процесса; на нём подтвердилось еще раз почти все то, что сообщено нами из этого дела выше; а потому и кончился этот процесс тем же приговором о подсудимых, как и 11-го окт. 1890 года. Наконец, говоря о сектантском движении в Вышневолоцком уезде, нельзя пройти молчанием секту перховцев, явившуюся там в последнее время и окрещенную таким именем по названию того селения, в котором водворился основатель ее, – некто Новоселов, человек с высоким образованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

17-го ч. получено было мною письмо из Харькова, от прот. Иларионова; от 14 ч. о. Протоиерей писал: „Вера во всеблагий промысл и Ваши святительские молитвы всегда жила в моём сердце, и упование не посрамило меня. Назначение Настоятеля последовало в те минуты, когда Вертело, 992 с восторженным злорадованием, готовилось испечь и изжарить мою душу в огне испытаний и огорчений; именно, 11-го декаб. пришёл я в Консисторию, и В. заявляет, что он желает служить с Владыкой в Воскресенье, и при этом стал расспрашивать о порядке, какой должен соблюдать 1-й из сослужащих; я рассказал ему подробно и при этом подумал, что дело о назначении Настоятеля значит предрешено,–так объяснили желание Вертеловского служить и другие члены Лащенков и Дюков. В такой мысли убеждало нас с одной стороны то, что В. всегда отказывался от приглашения служить, а теперь сам навязывается, а с другой, что, взглянув на связку вещей и бумаг, отобранных в доме Кустова, в числе коих оказался и св. Антиминс —566— 1881 г. с мощами с Престола св. Велик. Екатерины, что в приделе Собора, он с важностью сказал: странно, куда смотрело духовенство, что не доносило о действиях Настоятеля, – разумея конечно под духовенством намеченную жертву – меня. Прошло не более полчаса, как приносят от Владыки резолюцию: Настоятелем Собора назначается о. прот. Тимофей Павлов. Как кровью налилась испещрённая физиономия и в глазах вылилась злоба поруганного честолюбия с такой силой, что страшно было на него смотреть, – не стал подписывать бумаг и ушёл из Консистории. Субъект исключительный и опасный! При его средствах и его семейном положении только бы и думать, как бы послужить на пользу ближним, нет, у него совсем другое стремление, – в кознях ближним находить удовольствие для себя. Слава Богу, отклонившему сугубое для меня горе! О. Тимофей, по своему благородному характеру, должен привнести в соборную семью мир и единение духа, а не разделение, тесноту и скорбь. О кончине о. Наст. Кустова, вероятно, Ваше Высокопреосвященство изволили прочитать в Епар.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как можно чаще вспоминай, что наибольшая часть святых провела жизнь свою в бедности. Не завидуй, удрученный бедностью собрат, людям богатым: они в опасности погибнут; им так же тяжело достигнуть вечного спасения, как тяжело протащить канат сквозь игольное ушко. Если ты беден не от лености и не от мотовства, тебя никто не укорит, напротив, всякий благомыслящий человек пожалеет о тебе. Конечно, тяжело переносить бедность; что же делать? Потерпи здесь, и получишь утешение там – за пределами гроба! (Из сбор. поуч. свящ. Влад. епар., в. 1, стр. 22.) Грех сребролюбия Кто доволен своим состоянием, тот счастлив. Посмотрите на христианина, хотя и небогатого, но трудолюбивого, честного и довольного своим состоянием. Кто может быть счастливее его? Он радуется тому, что, честно трудясь, тем самым исполняет заповедь Божию, повелевающую нам трудом рук своих снискивать себе пропитание; он со сладостью вкушает честно заработанный им хлеб; он с удовольствием уделяет его неимущим, ибо знает, что жертва его приятна Богу. И Господь не оставляет его Своей милостью, даруя ему успехи во всех добрых предприятиях, утешая его миром и любовью между его домашними. Благословение Божие сопутствует подобным людям на всех путях их жизни. Как жаль, что в настоящее время редки подобные семейства, и не много таких людей! Всюду господствует страсть к наживе, жадность к богатству. Сначала, глядишь, человек мыслит только о том, как бы выбиться из нужды, потом – как бы припасти что-нибудь на черный день; а там скопил сотню-другую, начинает думать уже о тысячах. И это еще не беда, но худо то, что человек спит и видит эти тысячи, всё о них мечтает, полагая в них главное благо и забывая о вечной жизни. А дьявол уж тут как тут. Он очень хорошо знает, как легко разлучить с Богом и взять под свою власть человека, у которого зародился грех сребролюбия. Поясним это примерами. Один подвижник был поставлен игуменом монастыря, в котором каждый из братии кормился трудом рук своих. Жизнь его была столь чиста, безукоризненна и добродетельна, что он сподобился дара изгонять бесов; милосердие его было так велико, что последнее свое – пищу и одежду – он делил с неимущими. Поэтому когда кто-нибудь приносил ему что-нибудь, он обыкновенно говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

659 Выражение «во оставление грехов»: баптистами опускается, так как предполагается, что у них грехов нет, – все они святы. 660 В печатной литературе встретилось нам одно известие относительно этого предмета. Корреспондент «Церковно-Общ. Вестн.» говорит, что каждый из желающих вступить в секту обязан предварительно научиться чтению и письму («Церк.-Общ. Вестн.», 1880 г., 91). Известие это едва ли справедливо. Серди сектантов есть и неграмотные; об этом говорил нам Балабан. 663 «Отеч. Зап.», 1878 г., 3, стр. 215; «Киев. Епар. Вед.», 1884 г., 22, стр. 1008; 1885 г., 2, стр. 944. 666 Пресвитер за три недели до брака извещает сектантов о желании известного лица вступить в брак и просит сообщить ему – нет ли препятствий к браку названных им лиц. Препятствием может служить нарушение тем или иным желающим вступить в брак целомудрия. – Венчают в близких степенях родства: только брат не может жениться на родной сестре. Рожденный от баптиста может жениться на штундистке и наоборот. – Жениться, по сообщению дымиевских штундистов, можно и на еврейке, и на язычнице, лишь бы она была верующая, согласно догматам секты («Нов. Вр.», 1885 г., 3396). Время для совершения брака не определено. Венчают большею частью по воскресным дням. 667 У дымиевских штундистов пред положением покойника в гроб читают псалмы, 15 гл., 1 посл. к Кор. и 4 гл. 1-го посл, к Фессал. («Нов. Вр.», 1885 г., 3396). 668 Если во время провод тела к могиле прекращается пение, то сектанты идут с покрытыми головами. («Правда», 1878 г., 231). 669 Общее пение при погребении штундистов служит поводом соблазна для православных. О. Дьяковский говорит по этому поводу следующее: «пение при штундистских погребальных церемониях, как довольно мелодичное, привлекает к себе и православных, которые, видя, что здесь все от мала до велика поет, по своей певучей малороссийской натуре, начинают сперва подтягивать за поющими, а потом, ознакомившись с мотивами штундистских песен, начинают ходить на эти церемонии попеть. Штундисты не опускают, при этих столкновениях с православными, похвалиться молитвою, святостью своей секты и тем, будто бы правительство, убедившись в истине их учения, даровало им свободу вероисповедания».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010