Обозрев многосторонние чудотворения Святителя Иннокентия, явленные отдельным лицам, возблагоговеем наконец пред видимым бодрствованием Его над всею своею паствою и над всею Сибирью. Осязательно представлено это дивное бодрствование в следующем очерке опытного наблюдателя путей Божиих, бывшего Иркутского архиепископа Нила: «Открытие мощей Святителя Иннокентия принесло неизреченную радость всей пространной Сибири. И с тех пор даже до ныне заступничество Святителя видимо охраняет паству Его от всяких зол. Сколько раз в последнее пятидесятилетие царства и народы посещаемы были гневом Господним? Голод, пожары, а паче всего губительная холера с конца в конец обтекали землю, влача за собою смерть, но Иркутская паства и вся Восточная Сибирь пребыли до днесь градом ограждения, градом Господа Сил, в нем же удивися милость Его на нас. Так дивен Бог во святых своих!» (Дух. Бес. 1860. 44). Стихи 1-му епископу Иркутскому, Святителю и Чудотворцу Иннокентию В Сибири соградив духовный вертоград, И в тернах насадил Ты Веры виноград; Монголам показал пути к Небесной славе, Христов крест водрузив и в темной их державе. Яд черной клеветы и желчи притупив, Лукавого врага любовью победив, Как крин ныне цветешь, как финик зеленеешь, Как кедр Ливанских гор – небесной славой спеешь. Как пастырь добрый – всех хранишь своих овец, Как врач душ и телес – целишь болезнь сердец. Молитва уст Твоих столь сильна в небесах, Что слышан глас ее в вседневных чудесах. Пребуди же вовек Великий наш Святитель, Российского Царя и царств Его хранитель; Молитвами спасай вовек Иркутский град, В котором насадил Христов Ты виноград! Из Яросл. Епар. Вед. 1861. 48 Наконец какие полные глубокого благоговения хвалебные песни Святителю Иннокентию излились от сердца иркутского архипастыря Парфения, можно читать их в 6 «Ирк. епарх. вед.» 1864 г. Заключительным словом этих похвал закончим и мы сказания о Святом Иерархе: «О великий Христов Угодниче, милостивый наш Наставниче, благоутробия сокровище, правоверия Учителю, архиереев похвало, безпомощных Заступниче, Отче наш Иерарше Иннокентие, моли Бога о нас, да не разлучит нас от Тебе, к Тебе с верою притекающия, наш Праведный судия, егда со ангелы своими во славе приидет, и яко пастырь разлучити имать своя овцы от козлищ на страшном своем суде, но да с Тобою купно, яко Отцем нашим, сподобимся Ему пети во веки веков: Аллилуиа!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но так как журналы эти не обнародованы и не утверждены верховною властью, то и не могут ни для кого иметь обязательности, равносильной закону; сверх того, если можно ссылаться на мысль, в них изложенную, то не иначе, как приведя те подлинные выражения, в которых эта мысль заявляется. Затем редакция основывается на «смысле» закона 2-го августа 1864 года, но не указывает, из какой именно статьи его истекает этот смысл. Мы же, наоборот, сошлемся на букву закона и скажем, что причислив приходские попечительства к учреждениям общественным, признав их за орган местных приходских обществ (§ 8) и поставив их в полную зависимость от этих обществ, a от местного епископа только относительно разрешения открытия оных и разъяснения могущих встречаться сомнений, закон тем самым признал самостоятельность этого учреждения и не поставил его к местному епископу в отношение подчиненного к своему начальнику. Редакция «Епар. Вед.», в пользу своего взгляда, указывает еще «на состав и на цель учреждения». Мы видели, что св. синод на основании «состава и цели учреждения» также отрицал самостоятельность приходских попечительств, но в том лишь смысле, что они не составляют особых от прихода и приходской церкви установлений. Редакция же, исходя из тех же оснований, хотя и приходить также к признанию несамостоятельности попечительств, но уже в другом смысле, именно в том, что они должны быть подчинены епархиальному начальству. Спрашивается однако, почему же «состав» и «устройство» попечительств не дозволяют допустить мысли о их самостоятельности? Уж не заключают ли в себе эти слова намека на обязательное участие в попечительстве приходского священника? А если так, то спрашивается опять: неужели участие в каком либо учреждении священника тем самым лишает это учреждение самостоятельности и ставить его в подчиненное отношение к епархиальной власти? Вместо ответа, достаточно указать на присутствие священников в земских собраниях. Что же касается до «цели» учреждения, то именно для того, чтобы дать попечительствам возможность достигнуть ее, и надобно признать за ними полную самостоятельность в пределах предначертанных законом для деятельности этого учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Слепец-солдат, видя непреклонное и бесповоротное намерение непослушного своего сына, собрав соседей, в присутствии их еще раз употребил все усилия, чтобы склонить Сергея остаться при доме отца, но старания его остались безуспешными, бесплодными, и ответ сына получен был все тот же: «Решил уйти». Слепец-солдат, от природы человек кроткий и набожный, тут в порыве негодования, весь в слезах, не удержался и сказал своему сыну: «Будь ты от меня проклят; когда пойдешь к чужому мужику, при переезде через реку Язву утонуть бы тебе». Такое страшное напутствие слепца-отца не встревожило ни сына, ни жены его – они приняли его с насмешкой. На другой день Сергей и жена его поехали со всем своим скарбом на новоселье. При этом нужно им было побывать в селе Козмодемьянском на базаре. Это было 23 апреля, в день праздника святого великомученика Георгия Победоносца. А чтобы побывать на праздничном базаре, нужно было переехать речку Язву. Взяв утлую лодчонку, Сергей с женой и ребенком уселись в нее, чтобы переплыть реку. Лишь только они отъехали от берега и достигли середины реки, как лодка-душегубка, от течи постепенно наполняясь водой, стала погружаться. Сергей, видя опасность, стал употреблять все свои силы, чтобы скорее добраться до другого берега, но не так суждено было: грозный суд Божий совершился над дерзким ругателем престарелого отца. Весенним валом лодку-душегубку стало сносить все ниже и ниже, к разрушенной мельнице, и когда лодка достигла омута ниже мельницы, вода, бурлившая и кружившаяся в этом месте, лодку бросала то в ту, то в другую сторону, и Сергей, выбившийся из сил, упал в воду и утонул, жена же с ребенком, тоже упавшие в воду, чудом спаслись; их выбросило течением на берег. Целый месяц искали тело утонувшего Сергея, но найти не могли, и только в сороковой день тело его всплыло на поверхность воды ниже места, где он утонул. Не явное ли наказание Божие постигло неразумного сына за оскорбление отца-слепца! Пусть этот живой и наглядный пример непослушания родителям послужит всем и каждому уроком («Перм. епар. вед.», свящ. Е. Калачников). Какое родители должны оставить наследство детям

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

5) Звания студента семинарии удостаивается тот, кто получил по всем предметам испытания баллы не ниже 4; балл три допускается только по одному предмету. (Указ. 21 Октября 1869 г. 49). От ищущих звания студента семинарии требуется официальное удостоверение подлежащих начальств об их поведении за время, протекшее по выходе из семинарии до явки к испытанию на звание студента, если семинарское правление не имеет у себя определительных об их поведении сведений. (10 – 25 Декабря 1876 г. Ц. В. 5). Присутствия по воинской повинности обязаны, применяясь к ст. 95 п. 4 Уст. о воин. пов. приписывать воспитанников духовных семинарий к призывным участкам по месту жительства их родителей. (Цир. отн. Обер-прок. Св. Синод. к епар. Преосв. от 4 Ноября 1882 г. за 5458. (Ц. В. 46). Воспитанники учебных заведений приписываются к исполнению воинской повинности, по достижении двадцати лет от роду к 1-му Января того года, когда набор производится, наравне с прочими, но для окончания образования поступление их на службу в войска по вынутому жребию, в случае заявленного ими желания, отсрочивается: а) до достижения 24-х лет от роду воспитанникам православных духовных семинарий и б) до достижения двадцати восьми лет от роду воспитанниками православных духовных академий. (Ст. 53 п. 2 – 5 Уст. Воин. Пов. изд. 1876 г.) Начальства духовно-учебных заведений, в которых обучаются воспитанники, достигшие призывного по-новому ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному уставу о воинской повинности двадцатилетнего возраста, обязаны немедленно принимать все зависящие меры относительно приписки таких воспитанников к призывным участкам своевременно. (Указ 28 Апреля 1883 г. 22). Начальства духовно-учебных заведений, наблюдая за точным исполнением воспитанниками правил отбывания воинской повинности, своевременно разъясняют им и правила нового воинского устава. (Указ. 31 Марта 1875 г. 13). Все обучающиеся в учебных заведениях имеют право заявить, не позже как за два месяца до призыва к жребию, о желании отбыть воинскую повинность на правах вольноопределяющихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

24 Говорим, что он окончил учение в 1706 г. Об окончании св. Иннокентием полного курса учения в Киевской академии говорят печатные свидетельства (Киев с его училищем академией. В. Аскоченского, ч. 1, стр. 297). Но в каком году он окончил академическое учение, нигде не говорится. По этому для определения года окончания им Академического курса мы берём во внимание годы окончания Богословских Семестров, а также обычай, что окончившие это учение и примечание множество жили некоторое время в Лавре, продолжили заниматься науками, и затем назначалось профессорами академии или настоятелями монастырей. Такой год окончания учения для св. Иннокентия падает на 1706 г., потому что если возмём во внимание семестры для преподавания богословия в академии в это время, судя по учебникам того времени, то увидим, что первый четырёхгодичный семестр богословия продолжался с 1693–1697 г., второй с 1697–1701 г., третий, по случаю преобразования академии или почему либо другому, начался с 1702 г. и кончился 1706 г., четвёртый с 1706–1711 г. Этот последний год богословского семестра в Киевской академии совпадает с окончанием богословского семестра и в Моск. дух. академии. Следует по этому, признать что свят. Иннокентий окончив курс наук Киевской академии в 1706 г., поступил затем в монашество, посвящён в иеромонаха и в 1710 г. был вызван в Москву. 25 Киев Аскоч. ч. 1, стр. 297. Русск. свят. Филар. арх. Черн. 1865, ноябрь, стр. 252. Истор. Киев. акад., стр. 100. Перм. Епар. Вед. 1878 г. 23, неофиц. ч., стр. 234–235. 26 Преподанная блаж. Иннокентием словесность под заглавием: «Flumen Eloquentie» М., 1706 г., находится в библиот. Ирк. д. семинарии с собственноручной подписью. Автор истории М. академии не упоминает, кто был учителем словесности с 1706 по 1714 г., именно часть (с 1710 по 1714 г.) того времени, когда был блаж. Иннокентий учителем словесности. О порядках академии, о жалованьи наставникам см. Правосл. Обозр. сент. 1871, статью: «местный духовно-училищный вопрос», стр. 381, 393. Истор. Моск. дух. акад. Смирн. Μ., 1855, стр. 206.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Тяжелы труды священника православной церкви и несение их в течение 50 лет без останова, без ошибки достойно высокой похвалы! Пастырство с первых же дней своего служения Вы соединили со школою. Здесь Вы начали с самого низа, выступая работником в качестве сельского учителя, трудясь не покладая рук несколько лет. Ваша энергий, Ваша опытность, Ваша любовь этого дела были замечены Епар. Начальством и достойно оценены. Из заурядного работника Вы поставляетесь на место руководителя, или наблюдателя над школами, а затем, с открытием Земского Училищного Совета, назначаетесь Еп. властью членом этого Совета, в одно время были даже Председателем Совета по выбору, работая и трудясь здесь с честью и похвалой до сего дня. Но Ваша школьная деятельность не исчерпывается одной земской школой. Когда 25 лет тому назад, раздался призыв с высоты духовной власти, – призыв к открытию церковных школ, Вы один из первых откликнулись на это святое дело. Вы организуете Крапив. Отделение Тул. Еп. Учил. Совета, заняв в нем место с самого начала и до сего дня председателя. Вы открываете цер. школы по Крапивенскому уезду. Своей энергией будите дух деятельности среди духовенства. Находите средства к постройке школьных зданий и поставляете дело церковной школы в нашем уезде на должную высоту. Но всем этим далеко не исчерпывается Ваша деятельность. Как человек способный, тактичный, деятельный, Вы обращаете на себя внимание Еп. Начальства и постоянно получаете от него разные назначения, Вы назначаетесь депутатом на епархиальные съезды, исполняете обязанность духовного следователя и, наконец, назначаетесь благочинным, каковую должность с почетом проходите более 25 лет. Как начальник – Благочинный, Вы поставили себя в такое положение, что Ваше начальство не составляет бремени для подчиненных; и даже более этого: они смотрят на Вас не как на начальника, а как на отца, всегда стоящего за правду, руководящего неопытных и исправляющего ошибки погрешающих. Ко всему этому нельзя не прибавить: как человек, Вы имеете особую необыкновенную способность собрать, съютить, сорганизовать около себя кружок своих собратий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Миссионеры из духовных лиц получают пособие на разъезды из средств, ассигнуемых Святейшим Синодом, а миссионеру – мирянину выдается пособие на содержание и на разъезды из того же источника и из средств Братства. («Оттиск. правил для мис. Хер. епар.». Одесса. 1886 г., окт.). 374 «Отч. Брат.» за 188 г., стр. 20, 21, 24. Для ознакомления воспитанников семинарии с практическим образом действий по отношению к штундистам, Братство два раза приглашало Чепурного показать опыт собеседования с штундистами. (Там же, стр. 26). 382 «Отч. Брат. за 188 6 / 7 г.», стр. 53 и 54. – В мае 1887 года Братство понесло тяжелую, трудно-заменимую потерю: скончался самоотверженный труженник на ниве Господней миссионер Чепурной. Братство почтило память этого человека таким отзывом: «Братство в лице его лишилось одного из неутомимо-ревностных сотрудников своих, непостыдного деятеля, исполненного неподкупной честности, пламенной и чистой веры, бесстрашного самоотвержения, – человека, который вместе с святой ревностью по истинной православной вере и заботам о спасении погибающих собратий, увлекаемых сетями сектантства, соединял твердое знание учения православной Церкви и редкое в мирянине знание Библии, изучил основательно и подробно учение и жизнь сектантов и отличался способностию вести беседы с ними с необходимою ясностию, находчивостию, живостию и воодушевлением. Смерть застигла его, можно сказать, на поле брани с заблуждающимися: переезжая зимою отчетного года из одного места в другое для собеседований с штундистами, он не раз был под сильным дождем и проводил целые ночи в нетопленных избах, где не имел возможности не только высушить своей одежды, но и согреться, а между тем везде, Все лил, вел продолжительные (часов по 5 – 6) и напряженные собеседования, которые к тому же от многолюдства стекавшегося на них народа происходили часто при открытых дверях и окнах. Здоровье не выдержало этих неблагоприятных условий: сильное воспаление легких и водяная положили конец трудам и подвигам ратоборца».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Были, разумеется, и у нас настоятели, которые желали ввести при своих церквах новый раздел доходов, хотя они и так получали гораздо больше своих помощников, занимая лучшие должности, или по епархиальному управлению, или по законоучительству. Были высказаны эти желания и владыке. Но Архипастырь деликатно дал им понять, что он этого не желает. Затем журналом Консистории от 29 сентября 1873 года с утверждения Его Преосвященства было постановлено: Указ Св. Синода от 24 мая 1873 г. за 20 о местных средствах содержания и разделе их между причтами с приложениями к нему, напечатать в Иркут. Епар. Ведомостях к руководству и исполнению только в тех одноклирных приходах, в которых и по новому расписанию предполагается иметь причт в том же составе, в каком он находится на лицо 52 . Таким образом раздел доходов в Иркутской епархии остался прежний, и помощники настоятелей благословляли имя своего владыки. Впоследствии и само высшее правительство признало несправедливым неравномерное вознаграждение старшего и младшего священников при одинаковом их образовании и трудах, и отменило прежнее свое постановление. Еще при Архиепископе Парфении Губернским Присутствием по улучшению быта духовенства было издано постановление, чтобы все сельские общества доставляли дрова для отопления домов священно-церковнослужителей. Но постановление это было далеко не везде исполняемо. Преосвященнейший Вениамин письмом своим от 30 октября 1873 г. просил генерал-губернатора Синельникова о повсеместном приведении этого постановления в исполнение и генерал-губернатор предписал начальникам Иркутской губернии и Забайкальской области сделать распоряжение, чтобы сельские общества не отказывали в доставке дров священно-церковнослужителям, и уведомил о том Архипастыря отношением от 24 декабря 1873 года за 1650-м 53 . В мае месяце 1874 года, Духовная Консистория слушала заявление члена Консистории кафед. протоиерея Прокопия Громова, что Его Преосвященство, рассматривая клировые ведомости за 1873-й год, изволил заметить, что многих священно-церковнослужителей в послужных списках благочинными обозначены подсудность, состояние под следствием и штрафы без показания основания, на каком сделана такая помарка послужного списка, и приказал войти Консистории в рассмотрение сего обстоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Сделавши первый шаг в борьбе с расколом, миссионеры своими многочисленными и продолжительными собеседованиями ослабили ненависть старообрядцев к православной церкви. Все чаще и чаще стали повторяться случаи посещения раскольниками архиерейского служения во время архипастырских путешествий по епархии, а раскольники Куйтунского селения в 1882-м году упросили владыку даже войти для беседы в их часовню, обнаруживая сим дух примирения с православием . В церковно-приходских школах стали появляться раскольнические дети. (Прибав. к Ирк. Еп. Евд. 1885 г. 14). Под влиянием миссионерских бесед раскольники в значительной степени ослабили привязанность к своим слепым вождям. На этот счет известен замечательный факт. Куйтунский поселенец Василий Уськов выписал было в 1881 году попа из Томской губернии; но последний встретил в Забайкалье общее нерасположение к себе и вскоре удалился обратно в Томскую губернию. (Прибавл. к Ирк. Епар. Вед. 1881 г. 46 и 47). Большинство из раскольников начали чувствовать свою неправоту и свое жалкое религиозно-нравственное положение без священноначалия и таинств. Нередко миссионерам приходилось слышать их заявления в роде следующего: «правду ты нам говоришь, отец, что плохое наше житье без церкви и без священства; сознаем, что мы потонули во грехах. Да что ж будем делать, когда время пришло такое смутное». (Приб. к Ирк. Еп. Ведом. 1879 г. 25). Многие из раскольников стали близкими к святой церкви, некоторые из них по убеждениям могут быть названы православными. Заключение Противораскольническая миссия до поступления на Иркутскую кафедру Преосвященнейшего Вениамина существовала только по имени. Предоставленный самому себе, раскол коснел в своих заблуждениях и отчуждении от православной церкви. Владыка обратил свое внимание на жалкое положение старообрядчества, организовал противораскольническую миссию на целесообразных началах, изыскал способных миссионеров, вступил в борьбу с отщепенцами и вел эту борьбу с такой энергией и с таким тактом, что в непродолжительное время заметно ослабил дух Забайкальского раскола и обеспечил дальнейшие успехи миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

23 апреля повсюду в болгарском княжестве и болгарских епархиях Македонии отслужены были торжественные благодарственные молебствия, повсюду произносились горячие речи в славу и честь юбиляра. По распоряжению министерства народного просвещения, учителя всех школ княжества имели беседы с учениками о значении настоящего юбилейного торжества. Особенной торжественностью отличались юбилейные празднества в столице княжества Софии и в Константинополе, местопребывании экзарха. 23 апреля г. София имел праздничный торжественный вид. Народное собрание, здания министерств и общественных учреждений украсились флагами. С 8 часов утра массы народа в праздничных одеждах собрались на площади перед входом в народное собрание. В 10 часов в народном собрании были на лицо министры, члены книжевного и других учёных обществ, народные представители, профессорская и учительская корпорации и другие военные и гражданские чины. С прибытием князя Фердинанда отслужен благодарственный молебен бывшим скопийским митрополитом Феодосием, викарием филиппопольской епар- —155— хии, соборне с столичным духовенством, и за тем открыто торжественное заседание. Председатель болгарского книжевного дружества Гениев в кратких словах очертил значение настоящего праздника, сообщил, что книжевное дружество единогласно избрало экзарха Иосифа I своим почётным членом, и предоставил слово члену общества Мишеву, который произнёс обширную речь о деятельности и заслугах чествуемого юбиляра. Министр-председатель Данев сообщил, что его высочество князь болгарский, в признании великих заслуг экзарха Иосифа I, препроводил к нему с особой депутацией свой портрет и высочайший рескрипт, а правительство, высоко ценя заслуги юбиляра, учреждает на вечные времена в одной из русских духовных академий стипендию имени экзарха Иосифа I для студента болгарина. Помощник ректора высшего училища сообщил, что академический совет высшего училища провозглашает экзарха Иосифа почётным магистром права. Представитель столичного городского управления сообщил, что столичная дума решила назвать именем экзарха Иосифа одну из улиц (хаджийскую) и одну из столичных начальных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010