– Судя по тому, что и те якутяне, которые были в Церкви в советское время, и те, кто ещё только на пути к Богу, и профессионалы-историки, и прихожане, являющиеся непосредственными участниками событий, со слезами на глазах благодарят, восхищаются, радуются, – что-то нам удалось. Хотя, конечно, я понимаю сейчас: о чём-то не сказала, кого-то не упомянула или слишком вскользь… А о ком-то ещё пока нельзя говорить так, как хочется, – как мы могли сказать о незабвенном владыке Зосиме (Давыдове). Время не пришло. Да и его, времени, как всегда не хватало – не можем мы угнаться за епископом Романом ( улыбается) . Недаром главку, посвящённую его периоду, мы назвали «На высоких скоростях». Много сил ушло на выяснение дат, деталей событий, потому что некоторые документы не сохранились, мало кто думал о них в начале пути, или же в них был разнобой, а уж про воспоминания, что и говорить… Татьяна Данилевская расшифровывала километры записей, а потом выяснялось, что на эти рассказы почти нельзя опереться – или всё одно и то же, или, напротив, одни и те же события совершенно по-разному вспоминаются. Причём каждый настаивает на своей версии. Татьяна Данилевская         – В чём была главная задача юбилейного выпуска «Логоса»? Ведь вы сразу предупредили читателей, что полной картины происходившего в епархии за 20 лет они не найдут, но надеетесь, что смогут ощутить главное: возрождение Православия в Якутии – это дело Божие и человеческое, дело веры во Христа и попытки жизни по Евангелию. – Преосвященный владыка Роман благословил сделать спецвыпуск, посвящённый юбилею Якутской епархии, точнее множеству юбилейных дат. Поскольку сами праздничные мероприятия были уже описаны в «Епархиальных ведомостях», мы решили рассказать о людях, хранивших и возрождавших православную веру в нашем крае, о дне прошедшем и сегодняшнем. Причём так, чтобы это было интересно постоянным читателям «Логоса». Книга по истории, даже написанная для широкого круга читателей, всё равно крайне ограничивает автора – таковы законы жанра. Здесь же мы с Татьяной попытались основной, более или менее официальный, текст разбавить журналистскими материалами – живыми воспоминаниями, интервью, маленькими эссе, наполненными юмором, размышлениями, рассуждениями, пусть спорными, зато искренними, – то есть всем, что в книге было бы неуместно. Мы делали материалы с теми, кто откликался на наш зов, и с кем была возможность связаться (а это тоже оказалось непросто!). В результате получилось то, что получилось. И мне кажется, что этот сборник, кроме того, что представляет интерес сам по себе, является ещё и хорошей основой для третьей части книги по истории Православия в Якутии.

http://pravoslavie.ru/71972.html

Отец твой Иннокентий, А. Камчатский. Августа 3 дня 1853. Аян. Письмо 131 Любезнейшие мои, милые мои Ганя и Катя. Господь с Вами да пребудет вечно! Вчера пришла почта с Аяна и привезла письмо из Камчатки от Юлии Егоровны 237 , в котором, между прочим, она пишет, что видела Вас в Камчатке. – С почтою пришло известие, что корабль «Николай» возвратился из Камчатки, и Вы остались на Амуре-все это так хорошо и слава Богу. Но вот что странно: я от Вас неполучил письма никакого и ни одного. Что это значить? я писал отцу Илье, чтобы он разрешил мне это недоумение, потому что нет писем и от них.-О себе скажу Вам, что я, отправясь из Аяна 18 августа, 11-го сентября приехал в Якутск. До Нелькана ехали шесть дней, по Мае плыли 4 ½, дня, по Алдану 7 ½ ; а остальное-до Якутска. На Алдане я простудился и получил кашель, который и до сей поры мучит меня; но надеюсь, по милости Божией, избавиться от него скоро. По прибытии в Якутск, я получил письмо от Иннокентия 238 , а в нем и к Вам, который и посылаю к Вам с тем, чтобы письмо на мое имя было ко мне возвращено. Помещение для меня в монастыре очень хорошее-тепло и сухо. Прощайте, Господь с вами! Жду от Вас писем с нетерпением. Отец Ваш Иннокентий, А. Камчатский. Сентября 20 дня 1853. Якутск. Здесь, в Якутск, преосвященный Иннокентий горячо отдался переводу св. книг на Якутский язык, и вот что пишет о этих его занятиях наш знаменитый писатель, Ив. А. Гончаров, в своем сочинении: «Фрегат Паллада» (Изд. 3, ч. 2. Спб. 1879 г. стр. 519–522): «....Преосвященный Иннокентий подвизается здесь на более обширном поприще, начальствуя паствой двухсот тысяч Якутов, несколько тысяч Тунгусов и других племен, раскиданных на пространстве тысяч трех верст в длину и ширину области. Под его руководством перелагается евангельское слово на их скудное, не имеющее права гражданства между нашими языками, наречие. Я случайно был в комитете, который собирается в тишине архипастырской келии, занимаясь переводом Евангеля. Все духовныя лица здесь знают Якутский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Быть может, поэтому, Иннокентий II обратил больше внимания на Якутскую область, где, как догадываются, миссия началась еще в 1724 г. Кто были проповедниками христианства среди якутов по р. Лене, неизвестно. Архиеп. Филарет в своей Истории Русской церкви (V, 29) полагает, что этими первыми миссионерами были невольные русские поселенцы, сохранившие свою веру. Священники, приезжавшие к ним из Якутска, довершали св. дело наставлением и крещением. Принимая мнение архиеп. Филарета, нужно еще припомнить, что в Якутске с 1664 г. существовал Спасский монастырь, монахи которого первые начали заниматься земледелием в якутском крае. Они могли быть вольными миссионерами и несомненно были таковыми еще ранее 1724 г. Но прошло около ста лет со времени основания Якутска, а христианская миссия в Якутской области была слишком слабой и чисто случайной, хотя еще митр. Филофею в 1714 г. предлагалось ехать в Якутск с миссионерской целью. Был-ли он там, мы не знаем. Еписк. Иннокентий II (Нерунович) сам два раза был в Якутске. Во время путешествия в Якутск и пребывания там, с 6 июня по 24 ноября 1735 г., он по р. Лене дошел до Витима, где крестил немногих. По прибытии в Якутск он начал крестить якутов в самом городе и в урочище Биллем, в 30 вер. от Якутска вниз по р. Лене. Тут он окрестил 100 душ, благословил построить часовню в честь Животворящего креста. Оставив в Якутске архим. Нафанаила, Иннокентий поручил ему дело обращения якутов и устройства школы. Вторичная поездка еписк. Иннокентия в Якутск продолжалась с 26 мая 1741 г. по сентябрь 1743 г. Сколько крестил сам епископ за это время, неизвестно. Большую часть времени он провел в Вилюе, где построил церковь . Отсюда он благословил иеромонаха Беринговой экспедиции Дамаскина на проповедь к камчадалам. Из Якутска еписк. Иннокентий отправил в Камчатку иеродьякона Гавриила Притчина, который убедил принять крещение до 900 чел. камчадалов. Но все это было личным делом святителя Иннокентия, печально кончившего свою трудную деятельность в Братской пустыни 26 июля 1747 г. В пустыни он жил 10 1 / 2 месяцев, до самой смерти, задержавшись вследствие болезни. Болезнь постигла его в то время, когда он получил указ ехать в Петербург на суд Синода по жалобе иркутских властей. 429

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Предложение о сооружении на том месте нового храма, предназначенного исключительно для совершения погребальных обрядов, было поднято одним из богатых людей города купцом 2-й гильдии Иванов Яковлевичем Шиловым, что было поддержано горожанами, собравшими необходимую сумму путем пожертвований. Летом 1843 г. в Якутск с ревизией дел духовенства посетил архиепископ Нил. Во время встречи с представителями именитых горожан он с радостью поддержал предложение Ивана Яковлевича Шилова младшего о возобновлении строительства храма на свой личный капитал. В городе развернулось производство кирпича, началась выемка бутового камня в Табагинском мысе, стали создаваться артели рабочих-каменщиков. 9 мая 1847 г. духовенство города освятило фундамент здания, и с этого дня стены храма стали подниматься все выше и выше. Через год настоятель Спасского монастыря, благочинный градоякутских церквей архимандрит Самуил в своем донесении преосвященному Нилу отмечает следующее: «Работы по постройке церкви кипят, рабочих бездна. Только разлив Лены ныне очень велик и присек путь к церкви. Необходимо будет помыслить об устройстве через протоку постоянного моста». В 1851 г. возведение церкви в основном было завершено. На следующий год в Якутск прибыл архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), представивший в Священный Синод ходатайство о присоединении Якутской области в состав Камчатской епархии. Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) архиепископ Камчатский и Алеутский прибыл в город Якутск с целью дождаться указа о вступлении в управление огромным краем уже с 25 января. Со временем деревянное здание храма, вероятно, пришло в ветхость или сгорело. Тогда по сложившейся традиции горожане в 1791 г. стали возводить двухэтажное каменное здание, которое, по-видимому, за скудостью средств строилось более тридцати лет. Причем за время сооружения этого храма в Якутске случилось сильное землетрясение. В процессе эксплуатации под зданием стало разрушаться основание, в результате которого появились сквозные трещины в стенах храма. Компетентная комиссия, обследовав здание, пришла к выводу, что «строитель оного не обратил должного внимания на основание или фундамент как наиважнейшую часть в каждом строении...» Якутское областное правление, получив соответствующее указание из Иркутска, в 1834 г. вынуждено было дать распоряжение о разборке стен здания церкви. В марте 1835 г. благочинный протоиерей Ф.Амвросов составил последнюю опись имущества Николаевской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=36674

(См. Перевод сего дневника в Пск. Губерн. Ведомост., за 1875 г. Авг. 23 33-й, в Неоффиц. части). 35 В дневнике осады Пскова под 28 Окт. 1581 г. пишется: „Король послал под Печерский монастырь Фаренсбека с его конницей, при которой, пошла и Кетлера конница, да еще два Польских Ротмистру – Дениска и Ленска. Ему дано поручение прогнать русских из-под монастыря, препятствующих нашим фуражировкам. Самый монастырь поручено осмотреть и, если можно, взять, обложив сей монастырь, и за пехотою и орудиями для осады прислав к Королю“. (См. перевод сего дневника – в Пск. Губ. Ведомост. за 1875 г. в 33-м). 38 Под 7-м числом Ноября, в Польском дневнике говорится: „Немцам не везет в Печерах. Пробили там брешь и пошли на штурм. Но русские отбили их с большим уроном“. (См. перевод в Псков. Губерн. Ведом. 1875 г. Ноября 22 46-й, в неоффиц. части). 39 Рейнгольд Тизенгаузен из Берзона, Каспер Тизенгаузен из Одензе и Вильгельм Кетлер – полезли было по лестнице, чрез пробитую башню, в монастырь; но лестница обломилась, Рейнгольд упал с этой лестницы и ушибся до смерти; а Каспер и Кетлер с прочими – взяты были в плен монахами. (См. Истор. Княж. Псков. Архиеп. Евгения. Киев 1831 года, часть I-я на странице 231 – и „Праздной, в Печерах трехсотлетия чуд. защ. Псково-Печ. мон.“. 1882 г. стр. 16 и 17). 44 То же самое пишется в дневнике, под 28 числом Ноября, где говорится: „Печеры все еще целы. – Венгры с Борнемисою и Немцы с Фаренсбеком – ничего не могут там сделать. Говорятъ: или Русские там чародействуют, или же – место должно быть святое; – потому что едва подошли к готовой пробоине в стене, как стали все, как вкопанные, и далее идти не смели. Русские стреляли в них, как в снопы“. (См.– перевод того дневника в Псков. Губерн. Ведом., за 1876 г. 14 Февраля 7-й, в неоффиц., части). 45 Тихон Игумен, тогдашний настоятель монастыря, находившийся в то время во Пскове с чудотворными иконами. 46 Образец, или малый образ, но, быть может, это было отдельное резное изображение на дереве дома Иосифова, кроме того образа Благовещения, который был писан на стекле.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

79. Клаузнер И. Гошеа (Осия). — ЕЭ. т. VI, с. 740-745 (автор — евр. историк, близкий к христианству). 80. Красный Г. Амос. — ЕЭ, т. II, с. 318-330 (автор — евр. историк). 81. Палладин (Пьянков), еп. Толкование на книгу св. пророка Осии. Вятка, 1872, с. XVII + 141 (автор — православный библеист). 82. Его же. Толкование на книгу св. пророка Амоса. Вятка, 1873, с. XXV + 118. 83. Его же. Толкование на книгу св. пророка Михея. Вятка, 1874, с. XVIII + 101. 84. Побединский-Платонов И., свящ. О пророческом служении Амоса и книге его пророчеств. — ПТО, 1852, с. 11-61 (автор — правосл. библеист и патролог, преп. Моск. Дух. Акад.). 85. Рыбинский В. Книга пророка Михея. Киев, 1911, с. 71. 86. Смирнов И. Амос. — Оттиск из «Рязанск. Епарх. Ведомост.», с. 69 (автор — впоследствии архиеп. Рижский Иоанн). 87. Его же. Пророк Михей. Рязань, 1877, с. 48. 88. Его же. Осия. — Оттиск из «Рязанск. Епарх. Ведомост.», 1873, с. 109. 89. Терновский П. Рассуждение о том, что Владыка Израилев, о Котором говорит пророк Михей в гл. V, ст. 2, есть Мессия Иисус. М., 1838, с. 38. 90. Юнгеров П. Книга пророка Михея. Казань, 1890, с. 372 + VII. 91. Его же. Книга пророка Амоса. Казань, 1897, с. 55 + 209 + 45. 92; Яворский H. Символические действия пророка Осии. Последовательное истолкование первых 3-х глав книги пророка Осии. — Серг. Посад, 1903, с. XI + 231 (автор — правосл. богослов, препод. Тульской семинарии). 93. Copass В., Carlson R. Study of Prophet Micah, Mich. Price. 1950. 94. Flangan H. The Books of Amos, Hosea, Micah. Collegeville, 1966. 95. Me Keating H. Amos, Hosea, Micah, Commentary. Cambridge, 1971. 96. Robinson H. W. The Cross of Hosea. London, 1959. 97. Rowley H.H. The Marriage of Hosea. — «Bulletin of the J. Ryland Library», 1956, 39, p. 200-233. 98. Sutcliffe Т. H. The Book of Amos. London, 1955. 99. Watts J. B. Vision and Prophecy in Amos. London, 1958. 100. Weiser A. Die Profelic of Amos. Giessen, 1929. 101. Wolfe N.N. Meet Amos und Hosea. N.Y., 1945.   4. КНИГА ПРОРОКА ИСАЙИ 102. Афанасьев Д. Толкование на книгу пророка Исайи с введением к изъяснительному чтению пророческих книг Ветхого Завета. Ставрополь, 1893, с. 4 + 149 (семинарский курс).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

4 Получивши «ставленическую грамоту», продолжает о. Димитрий Хитров, 5 «я уже считал себя свободным к выезду в Якутск, и 10 мая 1841 г. павозок с новопоставленными иереями отвалил от берега и быстрым течением воды, как птица, понесся в Якутск. Когда отвалили от берега, наше внимание останавливалось на всем; живописные берега Лены, покрытые кедрами и пихтою, представляли нам красивую картину скал, раскрашенных в свет кирпича; спокойное сидение в павозке, как в комнате, освободило от тех ужасов, какие мы, при неопытности нашей, ожидали встретить в этом дальнем плавании. Кроме одного удовольствия, мы ничего не встретили в этом плавании. Павозком называется плоскодонное судно, сажень в 7 длины и сажени в три ширины. Внизу на кокорник настилают от кормы до носа толстые доски; в самый низ кладут товары, невредимые от воды: железо, свинец, кадки с медом и маслом; затем разные кули со всякой всячиной. Тюки эти укладываются так, что из них для каждого пассажира образуется как бы особая каюта с койкой и столиком. При таком удобстве мы, несмотря на дальность пути, были, как дома, и нужды ни в чем не терпели. С берегов доставляли нам молоко и яйца, а рыбаки за ничтожную цену привозили живых налимов, осетров и нельму. Когда мы подъезжали к селению, где есть церковь , то нас встречали со звоном. Такую честь оказали нам в Витиме, в Олекме и даже в самом Якутске, и это вот почему: в этих местечках с часу на час ожидали прибытия преосвященного Иннокентия, епископа Камчатского, который следовал за нами в 5-ти или 6-ти часах сзади. Итак, весь путь по Лене для нас, новых служителей Якутской области, оказался самым благоприятным и вместе дешевым. 29 числа мая мы, после 4½ месяцев путешествия, наконец, достигли и Якутска. Часу в 5-м вечера издали мы узрели предназначенный нам для жительства город Якутск. Чем более приближалось судно к Якутску, тем физиономии наши делались грустнее и печальнее: на всей береговой улице не видно было ни одного порядочного домика; церковь , к которой я был определен, была обставлена деревянными подмостками, а у каменной церкви, еще недоконченной, но уже остановленной (постройкой), подмостки эти пришли в ветхость и придавали вид совершенного разрушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Летом 1843 года Якутск с ревизией дел духовенства посетил архиепископ Иркутский Нил (Исакович), поддержавший начинание. В городе развернулось производство кирпича, началась выемка бутового камня в Табагинском мысе, стали создаваться артели рабочих-каменщиков. 9 мая 1847 года духовенство города освятило фундамент здания, а в 1851 году возведение церкви в основном было завершено. Купец Шилов сам выбирал место для стройки, приобретал материалы, контролировал ход работ. В 1852 году в Якутск прибыл архиепископ Камчатский святитель Иннокентий (Вениаминов), который 9 мая того года освятил главный престол, а 11 и 21 мая по его распоряжению благочинным священником Димитрием Хитровым и соборным священником М. Ощепковым освящены были другие два престола. Во вновь построенную церковь были перенесены из старой колокола, облачение, многие иконы. Все три иконостаса были сооружены вновь по чертежам областного архитектора Диаконова. В ограде Никольской церкви хоронили покойников из всех сословий, составлявших население города. Из преданий известно, что ктитор храма, купец Иван Яковлевич Шилов-младший, за немеркнущие благодеяния в пользу церкви был похоронен " у входа в храм по правую руку " . В 1920-е годы Никольская церковь получила печальную известность в связи с расстрелами красными в ее ограде наиболее известных представителей интеллигенции, купечества и духовенства. В те же годы церковь передали " коллективу верующих " обновленцев. С колокольни церкви в 1930-е годы были сброшены колокола. К концу того десятилетия стройки города вплотную подошли к ограде кладбища. Для расширения зоны застройки постепенно стали сносить кладбище; ещё раньше злоумышленниками были украдены памятники, установленные над могилами некоторых местных общественных деятелей. К 1939 году Никольский храм остался последним действующим в Якутске, но так-как верующие были лишены возможности полноценно ремонтировать его, кладбищенский храм закрыли под предлогом " аварийного состояния " . Когда храм был закрыт, частично перестроен изнутри и капитально отремонтирован.

http://azbyka.ru/palomnik/Градоякутский_...

24 августа, в день Камчатской победы, заложена церковь в Николаевском посте, деревянная, по тому самому плану, который быль дань для построения Камчатского собора. Наконец, 2 сентября, мы вышли из Николаевска на казенном (новом и прекрасном) пароходе «Америка» и направились в Аян; но несмотря на то, что пароход ходит по 10 миль в час, мы в Аян пришли только 11-го числа вечером. Причиной тому то, что как по реке, так и по лиману фарватер не прям и пересекается мелями, а знаков никаких еще нет; и оттого мы шли очень осторожно и, следовательно, тихо, – собственно же залив, разделяющий Аян от берегов Амура, мы перебежали в 25 часов, умеренным ходом. А когда по реке и лиману будут обыкновенные знаки, тогда из Николаевска, при обыкновенных обстоятельствах, можно будет переходить на пароходе не более, как в 36 часов. По прибытии моем в Аян, я как ни желал скорее отправиться в Якутск, где ожидает меня немало разных дел, но слишком рано наступившая зима помешала. И я даже, не смотря на лежавший на горах снег, пускался в дорогу; но по причине большого снега, выпавшего в одну ночь, принужден был возвратиться в Аян, где и остаюсь в ожидании зимнего пути. Дождавшись настоящего зимнего пути, я отправился из Аяна в Якутск 12 ноября и 1 декабря прибыл в Якутск. В этом переезде, еще в первый раз случились со мной неприятности замечательные: в одном месте, едучи при сильном ветре, повозочка моя опрокидывалась несколько раз, что почти неизбежно в экипажах такого рода; но раз опрокинулась на камень, – я ушиб бок довольно сильно; потом едучи по Мае, по неосторожности проводника, повозка моя опрокинулась в полонью, к счастью тихую, в которой я пробыл около минуты, пока подоспели люди на помощь; и тоже – к счастью, что полонья была не глубока. Но слава и благодарение Господу, дивно хранящему меня во всех путях моих! все прошло благополучно, бок болеть перестал уже с месяц, а, платье, вымоченное, давно уже высохло, и все неприятное забыто. 101 Подробности о сем см. в книге «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский». Стр. 125–126. Ив. Б. Читать далее Источник: Творения Иннокентия, митрополита Московского/Собр. Иваном Барсуковым. Кн. 1-3. - Москва : Синод. тип., 1886-1888./Кн. 2. - 1887. - 494 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Впрочем, по заведенному мною порядку обозревать церкви Якутской области каждые три года один раз, – он имел возможность обозреть самую большую часть церквей уже два раза, а именно в конце 1860 и в начале 1861 года, а во второй раз в конце 1863 года (обозреть же самые дальние церкви, т.е. Колымского и Верхоянского округов, едва ли когда можно будет самому Преосвященному, по чрезвычайной трудности сообщений) и кроме того он по поручению моему, вместо меня, 29 ноября сего года отправился в Камчатку чрез Гижигу, откуда он может возвратиться в Якутск не ранее июня 1865 года чрез Аян. Таковое искренно-усердное служение Преосвященного Павла также заслуживает Монаршей награды и, по мнению моему, равной Преосвященному Петру. Представляя все сие благовниманию Вашего Высокопревосходительства и имея в виду письмо Ваше ко мне от 9 апреля истекающего года за честь имею покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство удостоить их ходатайством Вашим пред кем следует о награждении их. Не считаю моим делом назначать, именно какой награды удостоить их. Но если Вашему Высокопревосходительству благоугодно будет знать о том мое мнение, то я полагал бы наградить их обоих орденом Св. Анны 1-й степени, – как находящихся в действительной службе последний 5 лет, а первый 5. Здесь я должен сказать, что ни тот ни другой Преосвященный не имеет еще никаких орденских знаков; что же касается до послужных их списков, то от Преосвященного Петра не получено мною его списка, а список Преосвященного Павла имею честь предоставить при сем. 22 декабря 1864. г. Якутск. 151 Представление о положении новых 9-ти штатов на приамурские церкви. 13 января 1865 года. Г. Якутск 211 . В последние три года в Приамурском крае явилось значительное число новых селений, по случаю переведения войск из сибирских губерний на постоянное жительство близ границ и переселения многих крестьян из Российских губерний, а с тем вместе открылась новая необходимость – увеличить число причтов и церквей – в Приморской области – по берегам Татарского залива, а в Амурской – по рекам: Завитой, Зее и Томи.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010