Москва, 1911, три экз.; х) Cruautés Bulgares en Macedoine Orientale et en Thrace 1912–1913. Athènes, 1914, два экз.; ц) Fac-similés de certaines lettres trouvées dans le courrier du 19-me régiment de la VII-me division grecque, saisi par les troupes bulgares dans la region de Razlog. 1913. Sofia, 1913; ч) Documents sur les atrocités grecques. Sophia, 1913; ш) Atrocités Bulgares en Macédoine. Athènes. 1913, пять экз.; щ) Réponse а la brochure «Atrocités Bulgares en Macédoine». Sophia, 1913. 116) От Библиотеки Студентов Академии – а) журнал: Православная Урмия 1913–1914 гг., и б) 31 название Епархиальных Ведомостей 1913 и 1914 гг. 117) Получались в дар следующие периодические издания: а) La Bibliographie: б) Allgemeine Bibliographie; в) Current Literature of the mont; г) Mitteilungen B.G. Teubner der Neuigkeiten des Deutschen Buchhandels; д) Wöchentliches Verzeicbniss; e) The Church Union Gazette; ж) Вестник «Народного Дома»; з) Американский Православный Вестник; и) Гость; i) Отклики; к) Китайский Благовестник (1914 г.); л) Итоги жизни (1914 г.); м) Вестник Психологии (1914); и) Нижегородский Церковно-Общественный Вестник; и Епархиальные Ведомости: о) Архангельские; п) Екатеринбургские; р) Оренбургские; с) Орловские; т) Ставропольские; у) Тверские; ф) Якутские. 118) В Библиотеку практических занятий; а) от и.д. Доцента Академии Свящ. И.М. Смирнова – его брошюра: Древне-церковно-славянский язык и его возможное жизненное применение. Сергиев Посад, 1913; и б) От Профессора Академии С.И. Смирнова – его книга: Древнерусский духовник. Москва, 1913. Справка: 1) Устава духовных академий § 213: «Состояние библиотеки и наличность библиотечного имущества ревизуются ежегодно ревизионной комиссией, особо назначаемой Советом —766— Академии». – 2) По § 109, лит. б п. 13, того же устава «назначение ревизионной комиссии для проверки библиотеки (§ 213)» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили: Поручить произвести следующую ревизию академической библиотеки ординарному профессору Академии С.П. Соболевскому и доценту Академии иеромонаху Варфоломею (Ремову) , – о чем и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. IX. Предложение Преосвященного Ректора Академии: «В текущем первом полугодии 1914–1915 учебного года, и особенно к концу его, учрежденная по § 210-му академического устава для руководства выпискою различных изданий в библиотеку и для предварительного рассмотрения библиотечных вопросов Библиотечная Комиссия не имела возможности правильно функционировать, так как назначенный Советом председатель Комиссии – ординарный профессор А.А. Спасский, – к сожалению, тяжко заболел и вынужден был взять для лечения 4-месячный отпуск. – В виду сего предлагаю Совету Академии пополнить, на время болезни профессора А.А. Спасского, состав Библиотечной Комиссии еще одним лицом и возложить на того или иного из членов Комиссии обязанности председателя оной».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На страницах «Якутских епархиальных ведомостей», структурно разделенных на официальный и неофициальные отделы, публиковались как правительственные и епархиальные распоряжения, отчеты о служении, о работе открываемых школ и библиотек, слова поучения и речи, так и разнообразные историко-философские и богословские сочинения, записки и исследования. На протяжении двух лет (начиная с 12 за 1887 г.) редколлегия знакомила читателей и подписчиков с записками епископа Иакова (Домского), сделанными во время его путешествия и многочисленных пастырских поездок по территориям вдоль р. Лены. Нельзя не процитировать слова, с которых начинался рассказ владыки: «Лена – величайшая река на свете. Она замечательнее всех сибирских рек по своему пространству или протяжению. […] Такое чудо природы не всякий может оценить без научной подготовки и относящихся к этому предмету специальных знаний. За недостатком специальных знаний требуется, по меньшей мере, любовь к красотам природы и наблюдательность, но эта наблюдательность дается немногим» 83 . Очарованный за годы своего служения мощью сибирской реки, красотой природы, суровостью климата, испытав «одолевающее чувство сиротства и одиночества», епископ Иаков (Домский) не постеснялся признаться в том, что он «не сразу оценил особенности» предназначенной для его пастырского служения земли, не сразу осознал, что это за замечательный край, «где села и города редки и представляются взору сразу, как говорится, без предисловий» 84 . При первом знакомстве с местом своего служения и осмотре епархии, делая заметки в дневниках, архипастырь сформулировал первые ближайшие цели своего служения в Якутии. Он, встречаясь людьми, живущими на огромной территории, изучая их быт и нравы, писал: «Все это побуждало меня осуществить благие намерения о просвещении страны, нравственном возвышении ее, учреждении приходских и миссионерских школ, церковной и внебогослужебной проповеди, церковных библиотек, увеличении числа благочинных, учреждении годичных ревизий и многое другое. Конечно, вводя эти улучшения, я должен был во всех отношениях служить примером благотворения, заботливости, просветительной деятельности» 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Опыт церковно-исторической и статистической работы в Комитете пригодится впоследствии епископу Иакову (Домскому) во время его, к сожалению, недолгого (с 1884 по 1889 гг.) служения в Якутии, уже при первом знакомстве с подопечной территорией и в миссионерско-просветительской деятельности среди коренного населения огромного российского региона. Преподавание в Томской семинарии было недолгим. После пострижения в 1860 г. в монашество с наречением имени в честь апостола Иакова и последовавшего рукоположения во диакона, а затем во пресвитера, его направили вновь на службу в Иркутскую семинарию, где он, занимаясь инспектированием учебной работы, сам с удовольствием преподавал Священное Писание и другие богословские дисциплины. Вспоминая о годах его наставничества и учительства, его ученики отмечали, что он «большею частию поучал и обращался со словом вразумления к падшим, имел ревность говорить, обнимать предметы и легко выражать свои мысли живым словом» 40 . В 1860-е гг. началось сотрудничество отца Иакова с периодическими изданиями РПЦ: его назначили цензором «Иркутских епархиальных ведомостей». Опыт цензорской работы в церковной периодике, а также работы цензором проповедей, произносимых духовенством г. Иркутска, пригодятся владыке Иакову (Домскому) в годы его архипастырского служения в Якутии. Но до отъезда в Якутию, на место своего последнего служения, еще были 20 лет, 10 из которых он отдаст ректорству в новооткрытой Благовещенской семинарии (1870−1879 гг.), затем четыре года будет возглавлять Пермскую семинарию (1879−1883 гг.). Ректорское служение в Благовещенской и Пермской семинариях В 1870 г. по инициативе епископа Вениамина (Благонравова) в Благовещенске открыли Духовную семинарию. Как свидетельствовал выпускник этой семинарии священник Николай Верещагин, «открытие семинарии в Приамурском крае, безлюдном, неустроенном и удаленном от центров просвещения, составляет видную эпоху в истории края, как по важности самого события, так и по характеру тех обстоятельств и неблагоприятных условий, при которых оно совершилось» 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Пермская семинария имела также новоотстроенные и старые отремонтированные учебные корпуса и семинарский Иоанно-Богословский храм. Гордостью Пермской семинарии была библиотека, созданная в 1866– 1868 гг. одним из предшественников отца Иакова (Домского) архимандритом Александром (Иваном Андреевичем Хованским). К моменту приезда архимандрита Иакова (Домского) 11-летнюю историю имели «Пермские епархиальные ведомости», с которыми он стал активно сотрудничать. Опыт работы Пермской семинарии с иноверцами, как и опыт организации учебного процесса и хозяйственной деятельности, Иаков, став епископом Якутским, смог использовать несколько лет спустя при открытии в 1884 г. духовной семинарии в Якутске, а его подвижнический труд в «Иркутских епархиальных ведомостях» помог при создании якутской периодической епархиальной прессы. Церковная научно-исследовательская деятельность преосвященного Иакова (Домского) 1870-е гг. в жизни и служении преосвященного Иакова (Домского) были сопряжены с научно-исследовательской работой, связанной с изучением истории христианского проповедничества и пастырского служения. В 1871 г. в типографии журнала «Странник» увидела свет книга архимандрита Иакова (Домского) «Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление», в которой отец Иаков, «внимательно изучив памятники церковного учительства», древние рукописные сборники, Великие Четьи-Минеи, летописи, исторические акты и многие другие памятники древнерусской письменности 61 , попытался, как отмечалось в газете «Воскресное чтение» за январь 1872 г., «привести в некоторую систему еще мало разработанные и довольно скудные материалы русского проповедничества». Изданный труд был встречен православной прессой с одобрением. В опубликованных рецензиях неоднократно подчеркивалось, что это был «первый и единственный опыт» подобного «почтенного и обстоятельного» исследования истории и систематизации русского проповедничества» 62 . Развитием идей, связанных с периодизацией христианско-византийского и русского православного проповедничества, с пониманием основных задач миссионерской деятельности, которые были представлены в опубликованной книге, стала магистерская диссертация архимандрита Иакова (Домского) на тему «Исторический очерк русского проповедничества и взгляд на современное его направление», которая была защищена в Санкт-Петербургской духовной академии в 1872 г. и опубликована в 1878 г. Диссертация стала первым опытом в «уяснении характера русского проповедничества», «обнимающим судьбу русской проповеди за 1000 лет» 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

по 24 декабря 1853 г. Даровитый по природе и всесторонне образованный высокопреосвященный Нил много путешествовал по дальневосточным окраинам и был отличным знатоком инородческих вероучений. Его сочинение «Буддизм, рассматриваемый в отношении к исследовании его обитателей в Сибири», считается до сих пор выдающим капитальным трудом. Также замечателен отчет владыки Нила Св. Синоду, напечатанный в «Хр. Чтении» за 1849 г, и много интересного представляют все его записки, помещенные в «Ярославских Епархиальных Ведомостях» за 1868,9–10 гг. Его личность и высоко-художественный талант по части оценки иконописного творчества и глубокого понимания ближайших задач истинного миссионерства охарактеризованы в удивительных чертах нашим знаменитым писателем H. С. Лесковым в прекрасном рассказе «На краю света». Владыка Нил основал в 1845 г. в 257 вер. от Иркутска на левом берегу р. Иркута при Туранских минеральных источниках Нило-Столбенскую пустынь, служащую благоустроенным пристанищем для больных. Он оставил в наследие петербургскому университету собранный при путешествиях по Сибири прекрасный минералогический кабинет. В заботах о нуждах диких северо-восточных окраин Сибири он исходатайствовал учреждение с 1852 г. Якутского викариатства, в чем ему помог тогдашний генерал-губернатор Восточной Сибири H. Н. Муравьев – граф Амурский, с которым высокопреосвященный Нил состоял в большой дружбе. Встретив в 1841 г. Иннокентия Вениаминова , возвращавшегося из Петербурга в сане епископа Камчатского, архиепископ Нил в сослужении с ним рукоположил 6 апреля 1841 г. ревностного миссионера из воспитанников Рязанской семинарии Дмитрия Хитрова в священники якутской Преображенской церкви. Впоследствии Дмитрий был походным протоиереем-миссионером в Якутском крае, потом ректором семинарии, а с 9 февраля 1868 г. под именем Дионисия викарным епископом сначала Иркутской, затем Камчатской епархии и, наконец, с 12 января 1870 г. епархиальным епископом Якутским и Вилюйским. Преосвященный Дионисий оставил по себе славу истинного просветителя якутов, как составитель азбуки и грамматики их языка и переводчик для них Евангелия, Апостола и некоторых богослужебных и общеполезных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

праведнаго Лазаря четверодневнаго, и пожертвовал 500 пудов хлеба на содержание больных. Минувшим летом приехал и врач Дм. Самойлович Гимер, знакомый с таким делом по службе в Ташкенте. Он уже водворился там пока в доме сестер милосердия, построенном по распоряжению г. якутскаго губернатора В. Н. Скрипицына. На первых порах своей деятельности он предлагает построить зимний лазарет, превратив ранее построенныя юрты в летнее помещение для больных. По делу открытия приюта прокаженных в Ви- люйском округе, преосвященнейшему архипастырю якутскому, при письме г. Обер-Прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева от 30 октября 1892 года, изявлена благодарность от архиепископа кентерберийскаго, примаса всей Англии и митрополита. Обезпечивая дело в Вилюйском округе, где вместо 100 явно зараженных, окажется зараженного, вероятно, целая тысяча инородцев, преосвященный заботится в то же время о прокаженных Колымскаго округа, и поставляет дело гораздо проще. Заботу о прокаженных он возлагает на приходское попечительство Средне-Колымскаго Покровскаго собора; при чем ходатайствует об ассигновании из сборной суммы 5.000 руб., дабы из % оной оказывать пособие страждущим, и устроить для них богадельню, или юрту в качестве приюта в местности, отвечающей санитарным условиям такому назначению. Путешествуя летом 1893 года па Булун, т.е. к Северному Ледовитому океану, преосвященный по течению Лены видел до 5 человек, пораженных головною проказою и послал им смоляные колпаки для скорейшаго заживления шелудей и струпьев на голове. Несмотря на свои неутомимыя занятия делами миссионерства и епархиального управления, преосвященный Мелетий успел ознаменовать свое служение многими литературными трудами. Кроме проповедей, мпссионерских записок и отчетов по Забайкальской и Иркутской миссиям, которые с 1864 г. печатались в «Иркутск. Еп. Ведомостях» и перепечатывались в «Страннике» и «Прав. Обозрении», полных исторического и этнографического интереса 17 , им были напечатаны: «Торжество христианства в Тугнце и храм Христа Спасителя» («Ирк.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Син. от 2/23 июля 86 г. 226 , а в клировых ведомостях старой формы сии сведения о недвижимой собственности духовных лиц помещать в графе о прохождении службы (опред. Син. 1886 г. 227 . §6. Переход священно-церковнослужителей на службу в другие епархии. Лица, имеющие права на занятие священно-церковнослужительских мест, в случае желания поступить на службу в пределах Сибирских епархий, Камчатского края и Якутской области, обращаются с просьбами о сем к своим епархиальным преосвященным, по принадлежности, и при этом представляют в подлинниках или засвидетельствованных копиях документы о происхождении, образовании и поведении. Преосвященные, по получении таковой просьбы, входят в сношения с Преосвященными тех епархий, куда кто просится, и о последствиях своих сношений, буде получится согласие на принятие просителя, доносят Синоду для распоряжений об ассигновании прогонов 228 . Права и преимущества службы на должностях священно-церковнослужителей в Сибирских епархиях по существующим законоположениям изложены в Определении Синода от 1891 г. за 229 . В рассматриваемый же нами период по данному вопросу состоялись следующие постановления: 1) в 1882 г. Марта 30-го положено: «кандидатам священства, отправляющимся из внутренних губерний России на служение в Тобольскую, Томскую и Енисейскую епархии, выдавать путевое содержание и единовременное пособие на первоначальное обзаведение в тех же размерах, какие установлены 26 янв. 1863 г. для кандидатов священства, поступающих на службу в Иркутскую епархию, т.е. сверх установленных прогонов по 60 коп. в сутки на путевое содержание и по 300 руб. в пособие на первоначальное обзаведение, с тем, чтобы означенные прогонные и суточные деньги, а также пособие на первоначальное обзаведение были выдаваемы отправляющимся в вышеупомянутые епархии, применительно к Высочайше утвержденному, 18 февр. 1858 г., положению Сибирского Комитета, на местах отправления 230 ; 2) в 1884 г. мая 8-го в изменение и дополнение Высочайше утвержденного, 18 февр. 1858 г., положения Сибирского Комитета о представлении духовенству Камчатской епархии некоторых прав и преимуществ относительно пенсий, добавочного жалованья, путевых и других пособий (П.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Я думаю, если бы какой фотограф снял картину моего владычня странствия, многие и премногие удивились бы этим ужасам, и тогда только могли бы оценить тяжести моего служения в сравнении с блаженным шествием иерархов, покоящихся в рессорной карете или в коляске. Если бы кто из таковых чем-либо провинился, то не нужно бы ему измышлять никакого рода наказаний, а достаточно было бы поручить ему хоть раз совершить странствие владычне по Якутской епархии в какое угодно время года. Холодно и мучительно зимой, но еще тошнее и мучительнее летом по причине жаров (солнце в некоторых местах целые два месяца не закатывается) и бесчисленного множества комаров. Вот какова жизнь Вашего дядюшки. Впрочем, я так свыкся с этими невзгодами, что мне жалко расстаться с Якутском. Здесь совсем другая жизнь, чем в благословенном нашем отечестве: много лишений, но немало и доброты и радушия, чего на родине не всегда можно обрести. При всем том, всем существом своим стремлюсь положить кости свои не где-либо, а непременно на родине; обаче предаю себя в волю Божию. Поклон твоей жене и детям. Любящий тебя Епископ Дионисий. Любезный племянник, Иван Григорьевич! на днях получил я 21 Рязанских епархиальных Ведомостей и с оскоминою прочитал извещение о несостоятельности пресловутого Скопинского банка. У меня там 6 т. рублей и процентов за два года 840 рублей. 8-го января послал я в Рязанский Окружный Суд два заявления: одно телеграммою – другое письменное с приложением самих билетов. Будет ли что толку из того? Как это все так провалилось вдруг? – и что за колодезь, поглотивший в себя такую массу капиталов? По закону, я обязан представить от себя доверенного, или, говоря нынешним языком, адвоката. Да что сделает адвокат, когда ничего нет? – в математике мудрецы как-то выводят, что минус на минус дает плюс; но простой ум не верит и тому, что плюс на плюс дает плюс. Ты ближе живешь к Рыкающему, проведай и извести меня, получат ли вкладчики хоть что-нибудь и есть ли из чего получить? Вопросы эти даю для того, чтобы знать; не лучше ли отказаться совсем от иску? Срок выдачи по моим билетам 8 марта 1883 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Было продолжено дело перевода и издания книг на языках народов Севера. Теперь в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Томске, Казани и в самом Якутске постоянно издавались книги богослужебного, нравственного и учебного содержания. При епископе Иакове (Домском) был поднят вопрос об издании «Якутских епархиальных ведомостей». В октябре 1884 г. он писал в Святейший Синод: «В Якутской епархии число крещеных якутов простирается до 250 000, из них одна восьмая часть знает русский язык… Лучшим проповедником христианского просвещения для якутов, разбросанных на огромной территории, послужат местные епархиальные ведомости, издаваемые по программе, примененной к нуждам населения и проводимой в народе церковными причтами» . Первый номер епархиальных ведомостей увидел свет в апреле 1887 г. Святитель Мелетий (Якимов) В начале 1886 г. по ходатайству епископа Иакова перед губернатором К.Н. Светлицким в Якутске была открыта первая городская публичная библиотека-читальня. Она расположилась в общественной зале якутской городской управы и ее фонды уже к концу первого года существования составили более 570 книг. При этом сам владыка пожертвовал на библиотечное дело личные средства, – как на выписку журналов и газет, так и на жалование библиотекарю Н.Н. Москвину. При святителе Мелетии (Якимове) и при его деятельном участии в Якутске был открыт областной музей. В результате целенаправленной деятельности Русской Православной Церкви Якутская область к началу XX в. «в церковно-административном отношении, представляла собой разветвленную, четко организованную систему духовных органов и учреждений, оказывающих влияние на жизнедеятельность населения области» . Однако в начале XX в. в Якутию вместе с ссыльными стали проникать новые веяния из России, которая теперь находилась накануне революции. Это, конечно, не могло не отразиться на положении дел в крае. Якутский ученый-лингвист С.А. Новгородов в 1916 г. писал, что «в результате пастырских попечений якутская масса фанатично верит в существование Бога, называя его по-старому Тангара айыы, Айыы тойоном… интеллигенция же обратилась к атеизму» .

http://pravoslavie.ru/684.html

Абалакская икона Божией Матери Поэтому при пятом Сибирском архиепископе Симеоне из игуменов Боровского Пафнутиева монастыря Калужской губернии, святительствовавшем с 9 марта 1651 года до 1664 года, владычество православного просвещения в Сибири проникло не только к устьям Енисея в Туруханск, где в 1663 году был основан Троицкий монастырь, но еше и на берег реки Лены в далекий Якутск, а также в страну хаминганов (тунгусов), кочевавших на всем протяжении реки Амура до Анадыря. Это воинственное племя, происходившее из Маньчжурии и называвшееся тогда «сущень», было объясачено русскими в 1657 году. Основались в 1653 году г. Балаганск и монастырь в Конде, а также Тобольский Иоанно-Введенский Междугорский женский монастырь во имя Образа Почаевской Божией Матери. При Владыке Симеоне насчитывалось по Сибири белого духовенства до 1500 и монашествующих до ста человек. Незначительное по сравнению с числом монастырей количество монашествующих свидетельствует, что, в сущности, монастыри того времени, по мысли архипастыря Симеона и его предшественников, основывались только «для научения Царствию Христову словом и житием» и поэтому служили пристанищами для учащихся и призреваемых, руководимых монахами. При Владыке Симеоне в 1660 году основан на реке Тунгуске соловецким старцем Тихоном Троицкий монастырь, в который о. Тихон перенес из старой Мангазеи тело девятнадцатилетнего убиенного юноши Василия Мангазейского (см.: «Иркутские епархиальные ведомости» за 1864 год, «Источники русской агиографии» Н. Барсукова, 284 с. 87–88, и «Странник» за 1866 год, 12, с. 104–112). Время святительства Симеона ознаменовалось с 14 ноября 1654 года явлениями чудес и исцелений от большого Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса в Тобольском Софийском соборе. После Симеона шестым архипастырем Сибири с 24 июля 1664 года по 23 декабря 1678 года был Корнилий из архимандритов Новгородского Хутынского монастыря, возведенный 25 мая 1668 года Патриархами Макарием Антиохийским и Иосафом Московским в сан первого митрополита Сибирского. Четырнадцатилетнее правление Владыки Корнилия ознаменовалось в 1667 году обращением в Православие родственника китайского богдыхана тунгусского князя Гантимура со всею его семьею. Этот князь имел от богдыхана поручение защищать берега Амура от водворения русского владычества, но уже, будучи в то время под влиянием какого-то неизвестного проповедника Православия, положил оружие перед встреченными казачьими отрядами и вступил в лоно Святой Церкви и в русское подданство со своею семьею и с пятьюстами отборными тунгусскими воинами Лугамоцкого рода. Это обращение влиятельного повелителя тунгусов дало возможность митрополиту Корнилию в 1672 году основать в Иркутске Вознесенский мужской монастырь, который был построен схимонахом Герасимом и вскоре сделался передовым постом владычества православного просвещения и послужил впоследствии колыбелью духовного покорения дальневосточной окраины, благодаря вышедшим из него многим знаменитым дальневосточным миссионерам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010