епископ Иаков (Домский) (18.07.1823–08.06.1889) епископ Иаков (Домский) Епископ Якутский и Вилюйский, писатель, магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Биография Родился 6 июля 1823 года в селе Семенки Брацлавского уезда Подольской губернии в семье священника, настоятеля храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Восприемником его был записан Александр I, вместо которого присутствовал на крещении его адъютант. Окончил Приворотское духовное училище. Учился в Каменец-Подольской духовной семинарии; в 1840 году, после смерти отца, был вынужден прервать обучение. В 1841 году, при поддержке архиепископа Кирилла, поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, которую окончил с отличием в 1845 году. В 1849 году окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия. 30 ноября 1849 года назначен учителем в Иркутскую духовную семинарию «на должность преподавателя по риторике, пиитике и учению о богослужебных книгах (для младшего отд-ния), по чтению греч. отцов и латинских писателей (для старшего отд-ния)». 13 июня 1858 года переведён учителем преподавателя словесности в Томскую духовную семинарию, с 8 сентября 1858 года был назначен её экономом. «Также преподавал всеобщую гражданскую историю (в младшем отд-нии) и рус. историю (в среднем отд-нии)». 8 октября 1860 года пострижен в монашество; 10 октября рукоположён во диакона, 11 октября — во иерея. 25 ноября 1861 года перемещён снова в Иркутск инспектором семинарии и одновременно назначен цензором проповедей, подаваемых духовенством, и цензором «Иркутских Епархиальных ведомостей». 11 июня 1865 года возведён в сан архимандрита. В 1870 года назначен ректором вновь открытой Благовещенской духовной семинарии. 25 мая 1872 года архимандрит Иаков защитил магистерскую диссертацию в Петербургской духовной академии: «Исторический очерк русского проповедничества и взгляд на современное его направление» по его книге, напечатанной в 1871 году. В 1878 году переведён ректором Пермской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/

Бахсытский наслег. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1905. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, Бахсытский наслег Координаты: 62.292609, 131.631013 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Основание церкви заложено в 1905 году инородцами Бахсытского наслега Мегинского улуса. 7 июня 1913 года церковь освящена епископом Якутским и Вилюйским Мелетием. Церковь деревянная в одной связи с колокольнею. Крыша покрыта железными листами и окрашена в зеленый цвет. Престол один во имя во имя Покрова Пресвятой Богородицы с празднованием 1 октября. Службу нес один состав причта – священник, псаломщик и просфорня. Содержание церковных служащих из казны в размере: священник – 600 рублей, псаломщик – 200 рублей и просфорня – 40 рублей в год. Кроме того, дополнительно финансовые средства поступали в виде кружечного сбора. Церковь утварью обеспечена недостаточно. В здании хранился церковный архив, имелась метрическая книга с 1906 года, книга браков, исповедные росписи и другие церковные книги. В храме имеется небольшая библиотека: церковные ведомости с 1908 года, газета «Русское чтение» с 1910 года, журналы: «Огонек» за 1910 год, «Кронтдштатский маяк» за 1910 и «Якутские епархиальные ведомости» с 1907 года. Церковной покосной и хлебопашенной земли удобной и неудобной отведено окружным землемером Рудаковым 30 и 31 октября 36 ½ десятин в урочище «Кемюк». Плана на землю нет. Качество церковной земли по плодородию среднее. Земля в аренду не отдается, а обрабатывается самим причтом. Дома для церковных служащих построены прихожанами. Около церкви к востоку имеется ветхая, полуразрушенная часовня. В приходе имеется одноклассная Министерская школа. Источник: сайт Музея истории Православия в Якутии Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48504

В першого в в села долган та Якутський Роман хрестив 50 1 2016 р. 21:46 В рамках архипастырского визита в арктические районы Республики Саха (Якутия) архиепископ Якутский и Ленский Роман посетил села Юрюнг-Хая и Жилинда. Владыку сопровождали священники, преподаватели и студенты Якутской духовной семинарии. 25 марта 2016 года архиепископ Роман провел огласительную беседу и совершил Таинство Крещения четырнадцати жителей Юрюнг-Хаи. На следующий день архипастырь совершил первую в историю села Божественную литургию, за которой новообращенные причастились Святых Христовых Таин. После богослужения молящиеся получили в подарок памятные иконки, книги Нового Завета и Псалтири, журнал «Якутские епархиальные ведомости». Архиерей поздравил верующих с присоединением к Церкви и призвал их не оставлять совместную молитву. «Так и рождаются приходские общины, а затем и храмы Божии: люди собираются вместе вокруг Христа и Его Церкви, молятся, читают Слово Божье, а затем несут весть о Господе своим ближним. И я молился сегодня с вами, чтобы Господь благословил начало вашей духовной жизни», — сказал, в частности, архиепископ Роман. Затем к Таинству Крещения приступили еще восемь человек. Юрюнг-Хая — село в Анабарском долгано-эвенкийском национальном улусе Республики Саха-Якутия, в шестидесяти километрах от моря Лаптевых, единственное в республике место компактного проживания народа долган. Основу хозяйства села по сей день составляет оленеводство. 27 марта архиепископ Роман посетил село Жилинда в Оленекском эвенкийском национальном улусе. Архипастырь познакомился с жителями села, побеседовал с ними о духовной жизни, рассказал о деятельности Якутской епархии , ответил на вопросы и передал в сельскую библиотеку Евангелие и другие книги духовного содержания. Хор Якутской семинарии исполнил для собравшихся песнопения православного богослужения. После встречи более тридцати человек приняли решение креститься. Владыка провел огласительную беседу, совершил Таинство Крещения и пообещал продолжить духовное окормление села. Село расположено в труднодоступном месте на берегу реки Анабара; в нем проживают около семисот человек, в основном представители эвенкийского народа. Ранее православные священники Жилинду не посещали. Якутская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4419464...

История служения епископа Иакова (Домского) нашла краткое отражение в исследованиях обобщающего характера, посвященных истории Якутской и Вилюйской епархий. Прежде всего необходимо указать на труды И.И. Юргановой, в которых представлен добротный историографический обзор миссионерской деятельности РПЦ на территории Восточной Сибири, проанализированы процессы распространения государственного православия на территории Якутии в дореволюционный период 17 . Источниками для настоящей статьи стали ученые труды архиепископа Иакова (Домского), его проповеди , заметки, записи, указы. Основные богословские труды и работы по истории Церкви, написанные архиереем, увидели свет как отдельные книги 18 или были опубликованы на страницах «Якутских епархиальных ведомостей» 19 . В этой же газете размещены его указы, проповеди, слова и поучения 20 . После кончины епископа комплекс воспоминаний и прощальных слов также сочли необходимым поместить на страницах «Якутских епархиальных ведомостей» 21 . Основной комплекс письменных источников, раскрывающих особенности формирования Якутской епархии и содержащих информацию о служении епископа Иакова (Домского) на Якутской земле, отложился в документах духовного ведомства дореволюционной Якутии в Национальном архиве Республики Саха (Якутия). Цель статьи – показать жизненный путь и особенности служения преосвященного епископа Иакова (Домского) и на этом фоне раскрыть смыслозначимость трудов архиерея как организатора церковного образования, региональной церковной печати, создателя музеев и библиотек. Начало церковного служения Епископ Иаков (Иероним Петрович Домский) был одним из «живых и деятельных» 22 представителей Русской Православной Церкви последней трети XIX в. Исследователь, просветитель, миссионер, преподаватель и наставник, известный своим даром проповедничества, он стал одним из организаторов духовного и церковного образования в российской глубинке и дальневосточных регионах. «Мудрый архипастырь, отец и благодетель сирот и бедных, добрый начальник и вертоград Слова Божия. Град, стоящий на верху горы!» ( Мф.5:14 )» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Некоторое время правящим епископом в Вологде был Иннокентий (Борисов , † 1857), который с любовью относился к ссыльному архиерею, а последний, в свою очередь, питал к преосвященному Иннокентию чувство глубокой благодарности за его участливое внимание. Епископ Иннокентий был для преосвященного Иринея вестником радостного сообщения о разрешении в священнослужении. Это известие преосвященный встретил с такой радостью, какую трудно передать словами. Он залился слезами и потом долго не мог успокоиться. Теперь, когда преосвященному Иринею было разрешено архиерейское служение и выход из обители, он перезнакомился чуть ли не со всеми жителями Вологды, много помогал бедным. Народ любил и уважал его, считая его мучеником, безвинно пострадавшим от своих врагов, прозорливым и юродивым. Известие о переводе преосвященного на новое место жители встретили с грустью. 25 мая под колокольный звон всех городских церквей преосвященный прощался с Вологдой, заехал в храмы, находящиеся на пути его следования, а при выезде из города благословил его в последний раз. В Толгском монастыре архиепископ Ириней вел тот же суровый образ жизни. Труды: Инструкция миссионеру среди бурят. О происхождении двуперстного, троеперстного и имясловного крестного сложения. Письма к Иннокентию Херсонскому // Барсов Н. И. Материалы для биографии Иннокентия. См. также: Киевские и Вологодские епархиальные ведомости. – 1861. Статьи и проповеди//Ярославские епархиальные ведомости. – 1869, 29–52. Пензенские епархиальные ведомости. – 1869, 20–23; 1870, 2. Русская старина. – СПб., 1872. – Т. 5; 1878. – Т. 23; 1879. – Т. 24, где напечатано также подлинное судное дело о нем. Литература: Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 2. – С. 632. Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. – М., 1889. – С. 58–64 (и прим.), 95–96. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 252.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Еще одно детище якутского архипастыря заслуживает особого внимания. По ходатайству епископа Иакова Указ Святейшего Синода, разрешающий издание «Якутских епархиальных ведомостей», появляется 4 октября 1884 года. «Лучший проводник христианской религии для местных инородцев, разбросанных по обширной территории Якутской епархии» – так характеризуется в Указе первое периодическое печатное издание в Якутии. Однако в 1879 году пожаром была полностью уничтожена типография в Якутске, и ее восстановление потребовало несколько лет. Только 16 (28) апреля 1887 года жители Якутии впервые держали в руках настоящую газету, опубликованную в родном краю – объемом в один печатный лист книжного формата. В «Ведомостях» публиковались материалы о миссионерской и пастырской деятельности, статьи духовно-нравственного содержания, проповеди , отчёты и материалы епархиальных структур, освещалась пастырская деятельность и т.д. Появлялись материалы на якутском языке – а в дальнейшем рецензии на переводы и статьи об их авторах. Издание выходило в свет два раза в месяц до Гражданской войны. Оно прекратило существование лишь в марте 1920 года по решению военно-революционного штаба Красной Армии. В 2012 году по благословению епископа Якутского и Ленского Романа издание было возобновлено. Сегодня это богато иллюстрированный толстый журнал с оригинальными материалами о жизни Православной Якутии. В память вечную будет праведник В воспоминаниях современников сохранился образ епископа Иакова: он был трудолюбив и аскетичен в быту. Он любил научную работу, которой посвятил большую часть жизни: постоянно его видели работающим за письменным столом в своем кабинете – архиерей что-то записывал или читал книгу. 21 мая 1889 года владыка совершил последнюю в своей жизни литургию. 27 мая он скончался. Погребен был в склепе под деревянной церковью Спасского мужского монастыря. В 1999 году на бывшей территории уничтоженного на тот момент Спасского монастыря проводились ремонтно-строительные работы, в ходе которых были обнаружены нетленными останки епископа Иакова. В канун Пасхи 2000 года епископ Якутский и Вилюйский Герман (Моралин; ныне митрополит Курский и Рыльский) перенес их в Никольский храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Представитель церковной исторической науки А.В. Карташев в своем обобщающем труде «Очерки по истории Русской Церкви» привел статистические данные, характеризующие итоги церковного строительства ко времени царствования Николая II. Они таковы: «по последней переписи 1915 г., [Русская Церковь ] числила в себе... 115 миллионов православных. В патриаршем периоде Россия имела 20 епархий с двадцатью епископами. Кончила свой императорский период Русская Церковь при 64 епархиях и приблизительно 40 викариатствах, возглавляемая более чем 100 епископами. Числилось в ней свыше 50 тысяч церквей, 100 000 духовенства, до 1 000 монастырей с 50 000 монашествующих. Она обладала 4-мя Духовными Академиями, 55 Семинариями, со 100 Духовными Училищами, 100 Епархиальными училищами, с 75 000 ежегодно учащихся» 15 . С середины XVIII в. оживилась издательская деятельность РПЦ, которая не ограничилась печатанием Библии и святоотеческой литературы. Начали выходить достаточно большими тиражами учебная и детская литература, катехизисы, исторические труды, проповеди , полемические сочинения, агиография и патрология, многочисленные епархиальные газеты и журналы, преследовавшие цель «укоренения образования», прежде всего среди русского духовенства. Преобразования, проведенные в Московской духовной академии по инициативе митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) (1782−1867), способствовали появлению целой плеяды выдающихся русских богословов и церковных ученых. Видный представитель церковной исторической науки А.В. Карташев , оценив Синодальный период как «положительный, прогрессивный», отметил, что это было время «восходящей линии биологической эволюции единого организма России в ее государственной и церковной стороне». Он указал на высокие «духовные, созидательные» достижения РПЦ. Количественный и качественный рост православных к концу имперского периода стали, по мнению ученого, «результатом активного систематического внутреннего и внешнего миссионерства Русской Церкви» 16 . Огромную роль в количественном и качественном развитии жизни второй половины XIX в. сыграл епископ Якутский и Вилюйский Иаков (Домский). Его труды не были проанализированы и по достоинству оценены в отечественной историографии. В церковной и светской исторической науке сложилась особая традиция исследования истории миссионерского служения: главный акцент ставился на анализе наследия святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, стараниями и трудами которого формировались сибирские и дальневосточные епархии, начиналось богослужение на языках коренных народов этих регионов. Епископ Иаков (Домский) продолжил дело великого миссионера, стал его преемником. Просветительская деятельность архиерея получила высокую оценку у современников и потомков. Его почитали при жизни. Это почитание усилилось после его кончины, о чем свидетельствуют материалы, публиковавшиеся на протяжении нескольких десятилетий в «Якутских епархиальных ведомостях».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Преосвященный Мелетий всегда воспринимал новые обязанности как дар Божий: 12 февраля 1893 года он был избран почетным членом состоящего под покровительством Великого Князя Владимира Александровича православного Князь-Владимирского братства в Берлине, 21 марта 1893 года Преосвященный Мелетий впервые в истории Императорского Православного Палестинского Общества открыл Якутский отдел, став его председателем. Идея деятельности отделов внутри ИППО впервые была высказана Д. Д. Смышляевым, нашла полную поддержку председателя Великого Князя Сергея Александровича. История отделов ИППО зародилась именно в Якутске при деятельном участии Преосвященного Мелетия. Вместе с тем все трудности не мешали литературной деятельности Преосвященного. Из-под его пера выходили многочисленные статьи, книги, проповеди , миссионерские записки и отчеты, содержащие интересные исторические и этнографические факты, регулярно печатавшиеся в номерах журнала «Иркутские Епархиальные ведомости», «Странник», «Православное Обозрение», «Миссионер». В 1895 году указом Императора Николая II Преосвященный Мелетий был сопричтен к ордену святого благоверного Великого Князя Александра Невского. 14 октября 1896 года Преосвященный Мелетий был назначен на Рязанскую кафедру. 17 февраля 1897 года Рязань после долгих ожиданий встречала епископа Мелетия проехавшего 7774 версты от Якутска до Рязани за полтора месяца. В 12.15 преосвященный Мелетий с курьерским поездом прибыл на станцию «Рязань», где его встретили губернатор Н. С. Брянчанинов, Преосвященный Полиевкт, епископ Михайловский, члены Консистории, ректор и инспектор семинарии, городской голова, представители учреждений и горожан. С Рязанского вокзала под колокольный звон всех церквей города владыка проследовал в Рождественский кафедральный собор. Епископ Мелетий произнес первую назидательную речь, в которой кратко рассказал о своей более чем 30-летней службе в Сибири и обратился к священникам с призывом к взаимодействию в духе мира и любви на поприще духовного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

В 1886 г. в Якутске была открыта 1-я в крае бесплатная публичная б-ка. С 1887 г. начался выпуск «Якутских епархиальных ведомостей» . Архиерей лично проводил внебогослужебные беседы среди населения. С 1884 по 1889 г. ежегодно объезжал епархию, проехал ок. 9 тыс. верст. Незадолго до кончины, 21 мая 1889 г., совершил последнюю в своей жизни литургию. Погребен в склепе под деревянной ц. Спасского мон-ря в г. Якутске. Награжден орденами св. Анны 3-й степени (30 июня 1867), 2-й степени (3 апр. 1873), орденом св. Владимира 4-й степени (27 марта 1877). По воспоминаниям современников, И. отличался аскетическим образом жизни и любовью к научной работе: в кабинете И. всегда видели за письменным столом с пером или книгою в руках. Написал соч. «Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление» (СПб., 1871), в котором обобщил личный опыт преподавания словесности и гомилетики. В истории проповедничества в России выделял 3 периода: греко-русский (XI-XVII вв.), период подражания латинскому проповедничеству (XVII-XVIII вв.), период самостоятельного русского проповедничества (XVIII-XIX вв.). Этот труд стал 1-й попыткой систематизации материала по этой теме. По причине обширности источников изложение местами отличалось поверхностностью, были допущены ошибки. В «Историческом очерке русского проповедничества» (СПб., 1878) И. в сравнении с 1-м трудом более подробно и аргументированно описал историю «греко-русского проповедничества». Исследование И. «О недостатках современного проповедничества в его теории и практике» напечатано не было, местонахождение его в архивах на 2009 г. неизвестно. В дек. 1999 г. при проведении ремонтно-строительных работ на территории Якутского гос. музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского (бывш. Спасский мон-рь) были обнаружены нетленные останки архиерея. Вместе с ними были обретены нетленными его облачение, крест, Евангелие, митра и разрешительная молитва. С согласия руководства музея Якутский и Ленский еп.

http://pravenc.ru/text/200275.html

В некоторых Е. в. в офиц. части помещались также журналы, протоколы и отчеты епархиальных и окружных съездов духовенства и училищных съездов, сведения об архиерейских богослужениях и о маршрутах поездок для обозрения церквей епархии, отчеты епархиальных миссионеров о состоянии старообрядчества и сектантства в пределах епархии, списки крещеных и присоединенных к Православию лиц др. исповеданий, отчеты братств, попечительств, комитетов, местных отд-ний Палестинского православного общества и др. церковно-общественных орг-ций. Эти и подобные им документы в некоторых журналах могли печататься и в неофиц. части, а также в виде приложений к той или иной части, с отдельной пагинацией и иногда со своим титульным листом. Неофиц. часть содержала проповеди, речи, поучения, апологетические и катехизические тексты, статьи по богословию, литургике, церковной истории, педагогике, о миссионерстве, старообрядчестве, сектантстве, об иноверии и т. п. Печатались обзоры духовной и светской лит-ры, юбилейные статьи о рус. писателях, назидательные рассказы и стихи, медицинские и др. практические сведения. Тематические предпочтения, количество переводных статей (печатались переводы творений св. отцов, а также совр. западноевроп. сочинений по библеистике, апологетике, нравственному богословию, истории Церкви и др.), соотношение оригинальных текстов и перепечаток из др. журналов изменялись в разных Е. в. и в разные годы их издания. Наибольший интерес для исследователя представляют постоянно печатавшиеся в неофиц. части статьи и документы исторического и краеведческого характера: обозрения поездок архиереев и их дневники, содержащие описание приходов и характеристику священнослужителей; дневники и отчеты о миссионерских поездках; этнографические заметки, относящиеся к местному населению; исторические статьи о епархиальных учреждениях, о духовно-учебных заведениях, о мон-рях, о приходах и об их святынях, о кладбищах; жизнеописания местных святых и подвижников благочестия, некрологи, воспоминания. В нек-рых епархиях активно велась работа по разбору и описанию церковных архивов, для чего были созданы специальные ученые об-ва (напр., Комиссия для разбора консисторского архива в Астрахани, Епархиальный церковно-историко-статистический комитет во Владимире, Воронежский историко-археологический церковный комитет), такие материалы публиковались в неофиц. части Е. в. В некоторых изданиях регулярно помещались статьи на местных языках: молдавском (в «Кишинёвских епархиальных ведомостях» в 1867-1871 и 1917), грузинском (в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата»), якутском«Якутских епархиальных ведомостях» ), на др. языках иногда печатались отдельные молитвы и словарные материалы (напр., на калм. языке в «Донских ЕВ»).

http://pravenc.ru/text/190001.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010