24 апреля 1917 г. Из глубины России съезд духовенства и мирян Полтавского уезда выражает Временному правительству с его девизом: «война до победного конца» – свое доверие, желая ему одержать победу над теми, которые криками: «Долой Временное правительство», «долой Милюкова, долой Гучкова», позорят Россию и служат ее врагам немцам. 760 Да здравствует свободная честная 761 Россия! Да здравствует Временное правительство! ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 156. Л. 25. Подлинник; Полтавские епарх. ведомости. Полтава. 1917. 9. Часть неофиц. С. 719. 490. Телеграмма князю Г.Е. Львову съезда православного и униатского Духовенства и мирян Галиции, проживающих на Волыни 762 Не позднее 24 апреля 1917 г. Съезд Галицкого православного и униатского духовенства и мирян, проживающих на Волыни, единогласно постановил приветствовать в вашем лице Временное правительство свободной России и выражает Вам полную преданность и готовность всеми силами содействовать закреплению завоеванной свободы. Дай Бог, чтобы луч этой свободы засиял и над родной Галичиной. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 102. Л. 220. Подлинник. 491. Телеграмма председателю Совета министров Г.Е. Львову собрания духовенства и мирян Путивльского уезда Курской губернии 28 апреля 1917 г. Граждане духовенство и миряне Путивльского уезда, собравшись [для] обсуждения церковных дел, восторженно приветствуя свободу народа и церкви, в настоящие тревожные дни горячо желают твердости и успеха Временному правительству и всем министрам, принявшим на себя тяжелое бремя власти. В победе над внешним врагом [и] внутренними безответственными силами – залог свободы. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 151. Л. 20. Подлинник. 492. Телеграмма первоприсутствующему члену Св. синода архиепископу Карталинскому и Кахетинскому Платону (Рождественскому) священно- и церковнослужителей г. Якутска Вторая половина апреля 1917 г. Духовенство [и] младший клир города Якутска после молитв [о] утишении страстей в единодушном радостном порыве решили приветствовать в вашем лице, владыко, новый состав Святейшего синода 763 обновленной Русской церкви. С нетерпением ждем исполнения нашей заветной мечты созыва Всероссийского [Поместного] собора, который выведет нас на путь мира и вечной правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так в поездку архипастыря по Якутскому тракту в 1874 году, в селе Манзурском, купец Голдобин, в бытность у него Архипастыря, пожертвовал 300 рублей в пользу миссии и обязался делать таковые же взносы в течении трех лет; в селе Заложном, купец М. А. Сапожников пожертвовал в пользу миссии 300 рублей и изъявил усердие выдать 13 тысяч рублей в обеспечение одного из миссионерских станов. Повторялось тоже и в других местах. Некоторые из спутников Архипастыря просматривали церковные архивы и сообщали из них исторические сведения в местные Епархиальные ведомости. Поездки Архипастыря по епархии часто были продолжительны и продолжались более месяца. Проезжал он иногда не одну тысячу верст. Так поездки его по Забайкалью до конца епархии имели протяжение вперед и обратно более 3000 верст, по Ангарскому и Илимскому трактам – до 1988 верст, по Московскому тракту – более 1000 верст, по Якутскому тракту – более 2000 16 . Не говорим уже о поездках владыки в ближайшие округа и ежегодных путешествиях с целью миссионерской. В продолжительные свои поездки по епархии Архипастырь, по словам очевидцев, бывал во многих трудах и лишениях, по местам довольствовался самой скудной пищей; в иных местах ему доводилось спать не более четырех часов в сутки. Свита Архипастыря часто изнемогала от ежедневных трудов; сам же Архипастырь всегда был бодр и весел. Были случаи во время путешествия по епархии, когда и самая жизнь Архипастыря подвергалась опасности. Так в поездку по Забайкалью, в сентябре месяце 1877 года, было два таковых случая и оба в Нерчинском округе. 9сентября, в проезд архипастыря от станции Князе-Урульгинской до Байцетуя, во тьме ночной, ямщик опрокинул экипаж владыки, наехав на откос дороги. При падении владыка рассек себе пополам верхнюю губу; 13 сентября в селении Старо-Оловском в экипаж владыки были впряжены дикие лошади, непривычные к экипажной езде, и разбили экипаж его, изувечили трех ямщиков и искалечили себя, набежав на забор. К счастью, владыка замедлил сесть в экипаж, что и послужило к спасению его от неминуемой опасности 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Он показал, что делает русская православная миссия и русские люди в Якутии: «Просветительская деятельность России выражается в проповеди евангельской, в распространении наук и грамотности, в улучшении домашнего и сельского хозяйства, в устроении судов и земского управления, и, наконец, в обрусении всех инородцев для целости государства и единства управления. Для споспешествования этим целям в Сибири учреждаются миссии, благотворительные общества, попечительства. Комитеты, приходские и домашние школы, церковные и публичные библиотеки, издаются епархиальные ведомости. К этим учреждениям принадлежат недавно открытые и в нашей отдаленной области церковные попечительства, приходские и домашние школы, миссионерские училища, духовная семинария, миссионерское общество, чукотская миссия и епархиальные ведомости, объединяющие стремления и действия всех просветителей страны. Не говорю уже о двадцати школах министерского ведомства, детском приюте, мужской и женской прогимназии, в коих обучается до 500 детей обоего пола» 79 . В конце пространной речи владыка сформулировал задачи, стоявшие перед православными миссионерами и просветителями, для которых образцом служили дела равноапостольных Кирилла и Мефодия: «Призванные к просветительной деятельности общественным положением среди инородцев, окажем им скорую помощь, особенно инородцам севера. Преимущественно позаботимся о распространении русской речи и грамоты. Язык и речь образованного народа, вместе с его грамотой и письменностью, суть лучшие двигатели просвещения и в этом отношении могут быть названы крыльями человеческого ума. Вместе с тем позаботимся о распространении проповеди, умножении и поддержании приходских и домашних школ, рассылке книг духовного и хозяйственного содержания, и, по возможности, земледельческих орудий» 80 . Продолжением размышлений о значении проповеди православия и христианском просвещении народов стала статья преосвященного Иакова «Житейские идеалы в столкновении с заповедью о тесном пути и кресте», написанная к 900-летию крещения Руси 81 . О грамотности и просвещении «как средстве к насаждению правды», о книгах, «имеющих благодетельное влияние на людей всех званий и состояний и как обучающих их правде, честности и благонравию» владыка говорил в опубликованном впоследствии слове «О правде и мире» 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Все реформы и мероприятия, проведенные ректором, позволили изменить учебный процесс в лучшую сторону. Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов) в числе важнейших педагогических заслуг архимандрита Иакова (Домского) на посту ректора назвал «проведение во время каникул экскурсий для старших воспитанников в Китай с целью изучения маньчжурского языка», а также «участие хора воспитанников в деятельности Японской духовной миссии» и практику в Русской духовной миссии в Китае 56 . В ходе этих поездок учащиеся смогли обрести «достаточные этнографические познания», фиксируя их в своих сочинениях 57 . Путевые заметки семинаристов неоднократно публиковались в «Иркутских епархиальных ведомостях». Собранные в поездках разнообразные материальные предметы («чучела особенно замечательных птиц, зверей и рыб, растения и произведения морского царства, искусства, живописи, окаменелые вещества, минералы и т.п.»), нумизматическая коллекция составили основу семинарского музея 58 , который, к сожалению, вскоре после отъезда архимандрита Иакова прекратил свое существование. В 1878 г. отца Иакова (Домского) перевели на должность ректора старейшего учебного заведения на Урале − Пермской духовной семинарии. При прощании с ним благовещенские семинаристы, «орошаясь слезами неподдельной скорби», говорили: «Нашей семинарии не нажить более такого ректора!» 59 . Духовное учебное заведение в Перми, которое в течение четырех лет возглавлял архимандрит, было достаточно благополучным. С момента открытия в 1800 г. оно находилось под пристальным вниманием епархиальных архиереев, часто посещавших его и строго следивших за характером и ходом преподавания. Большое внимание уделялось подготовке миссионеров, поэтому к традиционному набору предметов с учетом специфики региона был добавлен татарский язык (татары − вторая по численности национальность в Прикамье) и открыта противораскольническая миссия для обращения в православие «отпадших от нее раскольников» 60 . Среди необходимых изучаемых предметов также была медицина. Учили семинаристов и оспопрививанию, т.к. большинство выпускников направлялись в сельские приходы, где, как правило, священник был единственным образованным человеком. Был разработан и опубликован необходимый комплекс учебников и учебных пособий. Для воспитанников выпускался журнал «Школа» со статьями воспитательного характера или рассказами из жизни семинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Жаль мне преосв. Мелетия. В Питере так много грязи набросал на него барон Корф, а между тем он уже скучает на одном месте. Пора бы в епархиальные, хоть в Якутск. Там теперь выходят Епархиальные ведомости. Владыка 566 не стыдится сам себе писать похвалы. Между тем в тоже время читает всем и каждому мои письма с очень нелестными замечаниями ему. Вот что значит недостаток какой-то клеточки! Не слышно, чтобы тяготились его управлением, но уважать его все-таки не могут. У него страсть рассылать циркуляры и иногда очень странные. Недавно напечатал он сам, что разослал 45 предписаний по епархии. Недавно получил я от Константина Петровича письмо с препровождением письма к нему аляскинского протоиерея Вечтомова, жалующегося на недостаток порядочных священников в Америке и просящего себе увольнения. Константин Петрович жалуется мне на митр. Исидора, что ничего знать не хочет, и потому просит меня: аще что можеши, помози нам. Я отрекомендовал ему на место о. Вечтомова преподавателя здешней семинарии Брызгалова, а священников советовал вызвать через «Церковный вестник». О преосв. Дионисие пишет мне, что он болен ногами и не скоро поправится. Сообщает о перемещении Кавказского и Казанского и о вызове в синод пр. Леонтия 567 , по настоянию м. Исидора, а предполагался пр. Алексий 568 . Простите и молитесь о мне грешном. 66 Иркутск. 21 янв. 1888 г. Письмо ваше от 16 дек. дошло до меня 18 янв. Следующая почта от вас до меня и обратно идет немного более месяца, а след. и настоящий ответ мой до вас дойдет не позже 20 февраля, а никак не к 1 апреля, как вы предполагаете, с обидою для почтового ведомства. Фотографии давно мною получены и давно розданы по принадлежности, также вероятно и вы давно получили уведомление о получении их мною. Я писал уже вам, как я скорблю о м. Михаиле. Хочется мне написать ему, но выражение соболезнования не будет ли неприятно ему. Вероятно немало выражено ему их и вероятно они изрядно уже надоели ему; особенно неприятны соболезнования после обманутых надежд. Из газет видно, что и так называемые радикалы в Сербии пляшут под дудку Милана. «Новое Время» даже думает, что и они скоро заменены будут министерством Горашанина. Видно Милан заручился в Австрии слишком серьезными гарантиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

130 Название улуса происходит, возможно, от Хайта – приток реки Белой и гора Хайта, в Черемховском районе. На тувинском и якутском языках кая, кия, хая, хайа означают «скала», «утес», «гора с крутым скалистым склоном». 131 Рафаэль Санти (Rafaello Santi) (1483–1520) и Корреджио, (Correggio), Антонио Аллегри (1494–1531). Знаменитые итальянские живописцы эпохи Возрождения. 132 В Евангелии от Матфея ( Мф. 21:19 ) говорится о том, как Иисус подошел к придорожной смоковнице (инжирное дерево), но, не найдя на ней плодов, сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И эта смоковница тотчас засохла. В древних аллегорических толкованиях под смоковницей понимали Израиль, не «принесший плода», отвергнув Спасителя. В более общем понимании – притча о человеке, чья деятельность лишена смысла, не приносит результатов. 133 Возможно, точное название Ноэтский улус (при реке Иркуте и ручье Ноэ) в Тункинском районе. Население улуса к концу XIX в., по данным Патканова, составляло около 280 человек, исключительно бурятов. Источником названия также может быть название бурятского рода нойот, проживавшего в Тункинском районе. 134 Перевод православного катехизиса на монгольский язык. Установить достоверно, о каком переводе идет речь и кто его автор, нам не удалось. Возможно, это один из переводов, выполненный сотрудниками Библейского общества, отделение которого было открыто в Иркутске в 1830 г. Известен перевод катехизиса на монгольский язык, выполненный уже в 60-е годы наставником гимназии протоиреем Александром Орловым, о чем было помещено объявление в Иркутских Епархиальных ведомостях (ИЕВ. – 1864. – 48. – С. 727). Перевод Орлова был предоставлен на рассмотрение Священного Синода. Кроме того, Орлов составил две грамматики бурятского и маньчжурского языков. 136 Первое упоминание о деревне Залари относится к 1734 г. В 1740 г. Залари получают статус села. Легенды происхождения названия две. Наиболее вероятной версией является объяснение географическим положением села: «селение, находящееся по дороге за Аларью». Аларь – сухое безлесное пространство. По другой легенде – от слова «ларь», хранилище для зерна, которое построили казаки по пути к месту возникновения будущего поселка.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

81) С почты, от разных учреждений и лиц, получены следующие книги и брошюры: а) Мелиоранский, О троичности. Спб., 1907; б) Мелиоранский, Теоретическая философия С.Н. Трубецкого. Москва, 1906; в) Степанов, Новый стиль и православная пасхалия. Москва, 1907; г) Астров, По поводу книги Н. Морозова «Откровение в грозе и буре». Москва, 1908; д) К. Благоверная княгиня Анна Кашинская. Ярославль, 1908. Два экз.; е) Православное Братство в борьбе за веру Православную и Русскую народность. Книгоиздательство «Союза Русских Людей», Москва, 1906; ж) Отчет Пекинской Духовной Миссии за 1907 г. Пекин, 1908; з) По поводу отчета Пекинской Духовной Миссии за 1907 г. Пекин, 1908. 82) От библиотеки студентов Академии – а) Лекции по церковной истории проф. А.А. Спасского 1907–1908 г., литограф. курс; б) Конспект лекций по патрологии проф. И.В. Попова 1907–1908 г., литограф. курс; в) 40 названий Епархиальных Ведомостей 1907 и 1908 г. 83) Получались в дар следующие периодические издания в 1907 и 1908 г.: 1) Allgemeine Bibliographie (1907 и 1908 г.); 2) Monthly Gasette of current Literature (1907 и 1908 г.); 3) Wöchentliches Verzeichniss (1907 и 1908 г.); 4) Pareistizigo Latwe- —334— eschu Wehstnesis (1907 и 1908 г.); 5) Српски Сион (1907 и 1908 г.); The Church Union Gazette (1907 г.); 7) Вестник «Народного Дома» (1907 и 1908 г.); 8) Американский Православный Вестник (1907 и 1908 г.); 9) Церковно-Общественная Жизнь (1907 г.); 10) Церковно-Общественная Мысль 1908 г. 1–2; 11) Братский Листок и Россиянин (1907 и 1908 г.); 12) Колокол (1908 г.); 13) Руководство для сельских пастырей (1907 и 1908 г.); 14) Душеполезное Чтение (1907 г.); 15) Духовный Вестник Грузинского Экзархата (1907 и 1908 г.); 16) Саратовский Духовный Вестник (1907 и 1908 г.); 17) Нижегородский Церковно-Общественный Вестник (1907 и 1908 г.); и Епархиальные Ведомости: 18) Архангельские (1907 и 1908 г.); 19) Благовещенские (1907 и 1908 г.); 20) Волынские (1907 и 1908 г.); 21) Екатеринбургские (1907 и 1908 г.); 22) Кишиневские (1907 г.); 23) Оренбургские (1907 и 1908 г.); 24) Орловские (1907 и 1908 г.); 25) Ставропольские (1907 и 1908 г.); 26) Тверские (1907 и 1908 г.); 27) Уфимские (1907 и 1908 г.); 28) Якутские (1907 и 1908 г.) и 29) Ярославские (1907 и 1908 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Археологии Императ. Русского Археологического Общества; 18) Записки вост. отделения того же Общества; 19) Учёные Записки Импер. Юрьевского Университета; 20) Известия отделения Русского языка и словесности Импер. Академии Наук; 21) Известия Русского Археологического Института в Константинополе; 22) Известия Восточного Института; 23) Известия СПб. Лесного Института; 24) Руководство для сельских пастырей; 25) Душеполезное Чтение; 26) Духовный Вестник Грузинского Экзархата; 27) Сообщения Импер. Православного Палестинского Общества; 28) Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских; и Епархиальные Ведомости: 29) Архангельские; 30) Благовещенские; 31) Екатеринбургские; 32) Калужские; 33) Кишинёвские; 34) Нижегородские; 35) Оренбургские; 36) Орловские; 37) Саратовские; 38) Ставропольские; 39) Тверские; 40) Уфимские: 41) Якутские и 42) Ярославские. —274— 95 . Кроме сего из студенческой библиотеки получено 40 названий Епархиальных Ведомостей 1903 и 1904 года. 96 . Поступили в дар библиотеке бумаги и книги покойного профессора Академии Д. Ф. Голубинского ; они пока не приведены в полную известность. Определили: Благодарить жертвователей. VI. а) Отзыв о. Инспектора Академии Архимандрита Иосифа о кандидатском сочинении действительного студента Академии Владимира Цветкова на тему: „Диаспора“: „Довольно солидное – как по объёму, так и по содержанию – сочинение г. Цветкова (686 стр.) состоит из 7 глав с небольшими – предисловием в начале и заключением в конце. В предисловии (1–11 стр.) автор устанавливает точку отправления для внешней истории диаспоры, ведя её начало, главным образом, от двух массовых переселений евреев из Палестины – при Салманассаре и Навуходоносоре. Упомянув кратко о дальнейших, отчасти насильственных, отчасти добровольных рассеяниях евреев по известнейшим странам древнего мира, на основании сообщений Сивиллы, Страбона, Флавия, Филона и др., а также Деяний Апостольских, автор переходит в I главе (11–150 стр.) к рассмотрению внешних судеб еврейской диаспоры, начиная с Азии, продолжая – в Африке (Египте) и затем в Европе (Рим и др. пункты), причём временной границей обзора судеб вне-Палестинского еврейства служат события Палестинской войны, положившие конец политической жизни Израиля и начало его настоящему состоянию в безнадёжно-общем рассеянии среди всех народов земли. Предметом II и III глав (151–214 и 214–262 стр.) служит вопрос о внутренней организации и гражданской правоспособности еврейских общин, рассматриваемой довольно научно и с достаточною полнотой и основательностью. В этом отделе автор даёт ряд обстоятельных картин из жизни рассеянного еврейства при различных условиях, определявшихся характером и различными отношениями к евреям эпох, правителей, стран и народов. Здесь мы знакомимся с важнейшими изменениями в судьбах и жизни евреев не только за время до разрушения Иерусалима, но и далее – до Юстиниана. IV глава

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В качестве государственного контролера являлся защитником староверов, ратовал против ограничения их в правах; активно печатался в «Гражданине» и других изданиях консервативного направления. 213 Княгиня Наталья Борисовна Шаховская – основательница и настоятельница общины «Утоли моя печали» в Лефортове (Москва); основной деятельностью общины был уход за больными. Когда в 1892 году английская сестра милосердия мисс Кэт Марсден с разрешения королевы Виктории и Российской императрицы Марии Александровны посетила Якутию для поиска трав, якобы излечивающих проказу, и для ознакомления с положением прокаженных и, вернувшись в Москву, рассказала о ужасных условиях их жизни, пятеро сестер общины отправились в Сибирь: двое из них стали ухаживать за прокаженными в Якутской больнице, где было специальное отделение, а трое – в Вилюйской колонии. По одним сведениям, именно община устроила лепрозорий в Вилюйске. Сама мисс Кэт Марсден собрала от сострадательных людей около двадцати тысяч рублей на устройство церкви и бараков для вилюйских прокаженных. В том же 1892 году на Волге, в четырех верстах от Нижнего Новгорода, община устроила плавучий госпиталь для борьбы с наступающей на Россию холерой, где трудилось сорок семь сестер во главе с настоятельницей. 214 Мельницкий был казначеем Московского воспитательного дома; уже пожилой человек, имеющий взрослых детей, прослуживший на этом месте долгие годы, он пользовался абсолютным доверием. Тем неожиданнее была совершенная им кража 400 тысяч рублей. По решению суда был сослан в Сибирь. 215 Чиншевик – бессрочный наследственный арендатор, отбывающий денежную или натуральную повинность (чинш) в пользу собственника земли. 216 Прасковья Ильинична Медынцева – богатая купчиха, потомственная почетная гражданка Москвы. На ее средства было построено немало храмов в различных городах России. 217 Смоленский Степан Васильевич (1848–1909) был директором Синодального училища церковного пения в 1889–1901 годах. 218 «Помощник заведующего Катехизаторским училищем священник Леонид Покровский перешел на службу в Киргизскую миссию» («Томские епархиальные ведомости».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Владыка Иаков (Домский), согласившийся принять архиерейскую кафедру в 60-летнем возрасте и ставший вторым епископом Якутской епархии в 1884 г., также был незаурядным человеком. Он прослужил в Якутске до самой смерти. Выезжая в 1884 г. в Якутию на место своего последнего пастырского служения, епископ Иаков (Домский) не торопился сразу прибыть в столичный город этой далекой сибирской провинции России. Он принял решение объехать весь край, познакомиться с людьми, его населявшими, с их языком, бытом, верованиями, привычками, взглядами, узнать, каковы природа и климат Якутии. Необходимо было понять, как следует выстраивать христианскую проповедь . Почти 7 тысяч километров пути остались за его плечами. И как результат – подлинные знания и представления о народе, среди которого ему предстояло проповедовать и которому предстояло нести свет христианского вероучения и современные научные знания 73 . Это первое внимательное знакомство позволило епископу впоследствии грамотно и правильно выстраивать свои проповеди, обращенные к жителям Якутии. Во все последующие годы своего служения он постоянно совершал длительные миссионерские поездки по территории епархии, делал разнообразные заметки и путевые записки (опубликованы в 33 номерах «Якутских епархиальных ведомостей» за 1887−1889 гг.). На новом месте владыка, в первую очередь, позаботился о распространении грамотности среди якутского населения, об устройстве народных школ и библиотек. Указом Святейшего Синода от 10 февраля 1884 г. возрождалась Якутская духовная семинария. В 1885 г. при Спасском мужском монастыре г. Якутска открыли миссионерскую школу с пансионом. При поддержке губернатора К.Н. Светлицкого и по инициативе владыки 9 апреля 1886 г. здесь была создана также бесплатная городская публичная библиотека-читальня. Библиотеке епископ Иаков подарил несколько сотен книг, пожертвовал крупную сумму денег на покупку литературы, а также постоянно жертвовал личные средства на выписку журналов и газет и на жалованье библиотекарю. В 1888 г. в Якутске учредили епархиальное женское училище, в котором обучались как дети местного духовенства, так и якуты. В итоге, за годы его епископства (всего за шесть лет) в епархии было создано 18 церковно-приходских школ и построено 6 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010