С самаго начала прибытия на якутскую каедру, владыка обратил внимание на несчастных прокаженных, живущих в отчуждении от общества – в лесах. В 1890 г. по его инициативе была напечатана в местных Епархиальных Ведомостях статья: «Проказа в Вилюйском округе» 16 . В следующем году приехала в Якутск английская сестра милосердия мисс Кэт Марсден, получившая от нашей Всероссийской Государыни Императрицы дозволение и рекомендацию к сибирским властям. Сначала она хотела отправиться к прокаженным Колымскаго края, но, по общему совету и решению, поехала в Вилюйский округ, где зараза особенно сильна и где ранее была устроена для них на р. Лачиме больница, не принесшая, однако-ж, никакой пользы. Мисс Марсден, совершив трудный подвиг обозрения отчужденных мест прокаженных, вполне вошла в несчастное положение их и решилась употребить все свои силы к облегчению жалкой их участи. Всем известно, сколько положила она трудов в России, Англии и Америке на снискание средств к построению приюта для прокаженных. Живейшее участие в этом деле принял г. Обер-Прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев , благоволивший открыть в хозяйственном управлении при Св. Синоде прием пожертвований в пользу прокаженных Якутской области. Из этого капитала, достигшаго более 30 тысяч руб., выслано уже 7 тысяч на церковь колонии во имя св. великомученика Пантелеймона. Освящение колонии, выстроенной юрточным способом, по распоряжению г. иркутскаго генерал-губернатора А. Д. Горемыкина, совершено самим архипастырем 5 декабря 1892 года во время обозрения им церквей вилюйскаго округа. С этого времени водворились здесь 3 сестры милосердия, посланныя сюда, по убеждению мисс Марсден, княгинею Шаховской, начальницею общины сестер милосердия в Москве. Кроме 12-ти прокаженных, собранных к открытию колонии, предположено собрать всех, сколько их окажется по Вилюйскому округу, когда найдутся средства к обезпечению содержания всего количества больных. Попечитель колонии, Вилюйский купец И. В. Харитонов, выстроил, по предложению преосвященнаго, усыпальницу в честь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Св. Василий великий в книге о Св. Духе, где. 20. Илиодора, Архиепископа Курского и Белогородского, Смарагда Архиепископа Орловского и Севского, Поликарпа Епископа Орловского и Севского, Христофора Епископа Вологодского и Устюгсного, и Аркадия Архиепископа Олонецкого и Петрозаводского. Наречение и посвящение во Епископа протоиерея Димитрия Хитрова, во иночестве Иеромонаха Дионисия, по сообщенным известиям, в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» совершалось так: «Преосвященный Вениамин, Епископ селенгинский, Викарий Иркутский (сын Епископ Камчатский) с отцом протоиереем Димитрием Васильевичем Хитровым при были в Благовещенске на Амуре 4го Февраля. — 7го числа отец протоиерей принял от Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского и Коломенского и Свято-Троицкия Сергиевы лавры священноархимандрита Иннокентия пострижение в монашество, и наречен Дионисием. 8го числа им же Высокопреосвященным Митрополитом и Епископы Вениамином совершено в домовой архиерейской церкви наречение иеромонаха Дионисия во Епископа Якутского. — 9 числа в Благовещенском соборе Дионисий от тех иерархов принял рукоположение во Епископа». В мире: Протоиерей Константин Петрович Добронравин. Злат. на посл. к Римл. Бесед. 29, стр. 760 в русск. переводе. По окончании в 1855 году курса наук в С.-Петербургской дух. академии со степенью старшего кандидата и с правом получения магистерства по выслуге двух лет в духовно-учебном ведомстве, игумен Варлаам назначен преподавателем богословских наук в Екатеринославскую семинарию; в 1858 году возведен в степень магистра и назначен инспектором сначала той же семинарии, а затем, Кишеневской; в 1860 году возведен в сан архимандрита; в 1862 году назначен ректором Кишеневской семинарии; в 1865 году награжден орденом св. Анны 2 степ., в 1868 г. тем же орденом с Императорскою короною, в 1870 г. орденом св. Владимира 3 степени, в 1873 г. присвоено ему лично звание настоятеля первоклассного монастыря. Слово св. Григория Богослова, по рукоположении его в епископа сасимского, говоренное в присутствии Василия Великого . Твор. Св. Отец в русском перевод, 1843 года стр. 293.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

Хотя каждый пятый респондент отрицает значение религии в современном обществе, а каждый третий никогда не интересовался религией, большинство опрошенных признает необходимость религии для общества и личности по тем или иным причинам, особенно как оплота нравственности (36%). Главная особенность религиозного самосознания республики – неоднородность. Объясняется это прежде всего многонациональностью, неразрывной связью религиозного и национального факторов общественной жизни. Четверть всех респондентов отметили, что религия необходима для сохранения национального самосознания. Большинство респондентов (44%) терпимо относится к появлению и распространению в республике религиозных объединений и братств, но 15 процентов опрошенных не исключают возможности возникновения конфликтов на религиозной почве. При принятии решений по общественно-политическим вопросам большинство респондентов (64%) не руководствуется своими религиозными взглядами и считает: религиозные объединения не должны вмешиваться в дела государства. 63 процента респондентов не имеют никакого понятия об основных религиозных течениях, 27 процентов имеют о них смутное представление и лишь 9 процентов знакомы с их основными догмами, т.е. многие респонденты, считающие себя верующими, не имеют глубоких религиозных знаний. Выводы Г. Эргиса о том, что распространение религиозных конфессий будет прогрессировать, способствуя возрастанию уровня конфессионального самосознания среди религиозного населения различных национальностей, подтверждаются. Так, на 1 сентября 1993 года было зарегистрировано 30 различных религиозных объединений (большинство из них христианского направления), то на 1 июня 1995 года их стало 49. Следует подчеркнуть, если до 1994 года наибольшее распространение получила церковь евангельских христиан, конфессия протестантского толка, то в 1994–95 годах среди новых религиозных объединений преобладают православные приходы и общины. В декабре 1993 года после многолетнего перерыва восстановлено издание газеты «Якутские епархиальные ведомости». В начале октября 1995 года проведена служба в Градо-Якутском Никольском храме после завершения реставрационных работ. Из общественных организаций свою приверженность к православию демонстрируют Якутский казачий полк и русская община г. Якутска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы не разойтись нам далеко в мнениях, я просил бы вас принять во внимание мою статью: «Обязанности русского государства по обращение иноверцев к православной русской церкви», еще речь о. Аф. Виноградова по случаю сибирского юбилея, в которой выражены мои мысли. А я приму во внимание ваш отчет за прошлый год. Не беда будет, если выйдет и небольшое разногласие, только бы в существенном сойтись. Прошу вас по отсылке вашего мнения обер-прокурору копию с него прислать ко мне, а я вам пошлю копию с своего мнения. Если хотите поскромничать, можете свое мнение написать епархиальному своему владыке, а он при своем отношении в подлиннике препроводит его обер-прокурору. Я не думаю, чтобы Анучин просил у меня мнения с благою целью. Мне, напротив, думается, что он просит его для того, чтобы разбить его (он считает себя гением, способным опровергнуть очевидную истину), а может быть чует, что это дело страшного для него Победоносцева, и потому думает воспользоваться моим мнением, перетолковавши его по-своему. Поэтому-то я и хочу копию со своего мнения послать обер-прокурору. Что Анучин желает привилегированного положения не христианам, а язычникам, это он доказал тем, что настоящее дело, до поднятия его министром, своею рукою вычеркнул из ведомости о нерешенных делах, посылаемой в министерство. След., если министерство вспомнило о нем, то не иначе, как по напоминанию Победоносцева, которому я писал о нем в частном письме. Се время благоприятно, се день спасения для наших новых христиан. Воспользуемся им, потому что другого такого же случая трудно ожидать. Вчера я получил от обер-прокурора телеграмму для сообщения пр. Дионисию такую: «Прошу известить преосвященного якутского, что на телеграмму его Государь изволил отозваться: «Очень тронут пожертвованием и прошу передать мое сердечное спасибо». Пожертвование это 2000 р. на стипендию в Якутском дух. училище имени Государя по случаю коронации. Нельзя не порадоваться, что Государь с такими чувствами принимает и малую лепту от духовенства. Видно К. П. Победоносцев с успехом предстательствовал пред ним за дух. ведомство. Не знаю, был ли когда такой благожелательный обер-прокурор св. синода. В газете «Восток» уже напечатано об открытии второго викариатства Иркутской епархии 489 , только кандидат на кафедру указан не тот. О нашем сибирском гении о. Иакове пишут, что будто бы он назначается настоятелем Данилова монастыря в Переяславле Залесском 490 . А сам он в письме ко мне хвалится, что все любят и ценят его таланты. Видно оставаться ему до гроба недорослем. Преосв. Мартиниан отправился в Камчатку. А начальник Амурской миссии архим. Геронтий живет здесь в Вознесенском монастыре до решения о нем св. синода. От питья он дошел до белой горячки и пр. Мартиниан вынужден был выпроводить его, представив св. синоду о возвращении его на родину в Псковскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 Юрганова И.И. Православный приход в Якутии (XVII – начало ХХ в.)//Российская история. 2014. 3. С. 97−111; Юрганова И.И., Дмитриева И.А. Божьи люди. История православия в Якутии. Часть II. 1852−1917 годы. Якутск, 2015; Yurganova I.I. The spiritual proceedings of the Yakutsk diocese in the segond half of XIX – early XX centuries, as a factor of inter-civilization interaction//Былые годы. Российский исторический журнал. 2016. 39 (1). С. 146−154 и др. 18 Иаков (Домский Иероним Петрович), архим. Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление. СПб., 1871; Он же. Исторический очерк русского проповедничества. СПб., 1878. Т. 1. XII; Он же. Пастырь в отношении к себе и пастве. СПб., 1880. 19 Иаков (Домский), еп. Празднование дня Кирилла и Мефодия Якутским миссионерским Обществом//Якутские епархиальные ведомости. 1887. 5; Там же. 1887. 6; Иаков (Домский), еп. Путешествие по Лене//Якутские епархиальные ведомости. 1887−1889. 12−17; Там же. 1888. 1−22; Там же. 1889. 1−5, 7−12. 20 Иаков (Домский), еп. Слово в день коронации «О правде и мире» ( Пс. 71 и 100)//Якутские епархиальные ведомости. 1888. 12−14; Он же. Общеполезное нравоучение по поводу 900-летия крещения Русского народа. Житейские идеалы в столкновении с заповедью о тесном пути и кресте//Якутские епархиальные ведомости. 1888. 20, 23, 24; 1889. 1−4, 6, 9−15. 21 Верещагин Н., свящ. Воспоминания о в Бозе почившем преосвященном епископе Иакове как ректоре Благовещенской духовной семинарии//Якутские епархиальные ведомости. 16 сентября 1889. 18; Там же. 1 октября 1889. 19; Там же. 1 декабря 1889. 23; Там же. 16 декабря 1889. 24; Краткие биографические сведения о покойном архипастыре [Иакове (Домском)]//Якутские епархиальные ведомости. 16 августа. 1889. 16. С. 253−255; Протопопов Д., свящ. Речь по поводу кончины преосвященного епископа Иакова//Якутские епархиальные ведомости. 1 августа 1889. 15; Там же. 16 августа 1889. 16; Явловский П.П. Речь по поводу кончины преосвященного епископа Иакова//Якутские епархиальные ведомости. 1 августа 1889. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

6) Менее исторического материала заключается в статье Дмитриевского: „Скопец Андрей Селиванов и основные положения учения его“. «Черниговские Епархиальные Ведомости». 1868 г. 23; 1869 г. 7–8; 23–24; 1871 г. 7. Впрочем, автор этой статьи имел своею целию объяснить происхождение секты скопцов, которое, по его мнению, должно лежать в учении богомилов. 7) „Святорусские двоеверы“ («Отечественные записки». 1867 г. 10. 583–619 стр.) и 8) „Сведения о скопцах“ (извлечение из чтения Кельсиева в Императорском Русском географическом обществе) («Современный Листок» 1867 г. 82). Обе эти статьи Кельсиева сообщают весьма интересные сведения из жизни и быта галацких скопцов, которые удалось ему получить от последних. Есть в этих статьях и собственные мнения Кельсиева, с которыми нельзя согласиться, но об них будет сказано в своем месте. Представим теперь в заключение обзора литературы по предмету исследования скопчества перечень некоторых статей мелкого содержания, на которые нам приходилось ссылаться в своем сочинении. 1) „О великороссийских беспоповских расколах в Закавказье“ В. С. Толстого („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ 1864 г. 4, V. 51–65 стр. (49–131) ). 2) „Скопцы в Якутской области“. «Современные Известия». 1877 г. 157. Находятся краткие сведения о жизни якутских скопцов и их вредном значении для туземцев. 3) „Калужской губернии скопцы; их вероучение и нравоучение“. «Калужские Епархиальные Ведомости». 1871 г. 2, 13–14; 1872 г. 1 и 2. 4) „Новое дело о скопцах“. «Тульские Епархиальные Ведомости». 1872 г. 5–6: 5) „Скопческая ересь“. «Пензенские Епархиальные Ведомости». 1876 г. 23; 1877 г. 1. 6) „Заметка к статье скопческой ереси“. Там же. 1877 г. 4. 7) „О моршанских скопцах“. «Нижегородские Епархиальные Ведомости». 1869 г. 1. 8) „Нечто о скопцах“. «Современные Известия» 1869 г. 196. 9) „Скопческие секты в Таврической губернии в 1865 году“. «Московские Ведомости». 1869 г. 51, 52 и 54. и 10) «Оренбургские Епархиальные Ведомости». 1881 г. 1. 32–43 стр. – Четыре заметки свящ. А. Коблова о скопцах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Таким знамением было появление на новоучрежденных ими трех кафедрах достойных святителей, из которых Селенгинский Вениамин (Благонравов) оказался достойным современником апостола Дальнего Востока Иннокентия (Вениаминова) , который в одни с ним годы святительствовал в Благовещенске. Бывший профессор Казанской духовной академии, прошедший пятилетнюю школу труда по духовно-учебной части, Вениамин был хиротонисан 5 февраля 1862 года и вступил на Селенгинскую кафедру в тридцатидевятилетнем возрасте с запасом сил, знаний, энергии, апостольского воодушевления и с выдающимся литературным талантом. После шестилетней службы в Селенгинске он святительствовал пять лет в Камчатской области, затем около двадцати лет в Иркутске. За тридцатилетний период он обстоятельно изучил дальневосточные окраины как святитель-миссионер и как ученый, вдумчивый и проникновенный наблюдатель всего, что ему встречалось на трудном, ненастном пути. Его путешествия по реке Ангаре и ее притокам, в Тункинский край, по Якутскому тракту, реке Лене и ее притокам, по Аларскому и Илимскому трактам, по Забайкалью, по Иркутскому, Балаганскому и Якутскому округам, описанные в «Иркутских епархиальных ведомостях» за 1874–1877, 1882-й, 1884 годы, полны удивительных картин и сведений, которые представляют научную и бытовую ценность. В его подробнейших описаниях о состояниях Забайкальской, Амурской и Камчатской духовных миссий за время с 1862-го по 1872 годы каждый миссионер найдет готовое жизненное руководство, на что именно следует обращать внимание, какие нужды и явления должно подмечать и как надо действовать при тех или иных обстоятельствах, чтобы миссионерский труд имел положительные результаты (см.: «Иркутские епархиальные ведомости» за 1863–1864, 1866–1868 и 1872 годы и «Духовную беседу» за 1865-й и 1867 годы). Особенно выдающимися являются повествования Преосвященного Вениамина о деятельности Камчатской миссии и о Камчатке, а также о пребывании между коряками (см.: «Иркутские епархиальные ведомости» за 1872–1873 годы, «Домашнюю беседу» за 1873 год, «Миссионер» за 1874 год и «Православное обозрение» за 1880 год). Сделанное им всестороннее исследование о гольдах, ороченах, гиляках, корейцах, чукчах и коряках, напечатанное в 16 «Московских церковных ведомостей» за 1881 год, обратило на себя внимание всего ученого мира. Возбужденное Владыкой Вениамином «Дело о препятствиях, чинимых Камчатской миссии с целью своекорыстного противодействия обращению камчадалов в православную веру», опубликованное в 26–27 «Иркутских епархиальных ведомостей» за 1874 год, заключает в себе неопровержимое доказательство того, что неукротимая вражда против Божественного Православия кроется не в дикости инородцев, а в грубости нравов самих их цивилизованных опекунов. Владыке Вениамину принадлежит слава крещения и просвещения аларских бурят, проживавших по реке Ирети в степи между Московским трактом и Саянским хребтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

71 Много раз случалось и даже не мало производилось дел о том, что или писавший просьбу по-русски, в случае обвинения его в чем-либо, сваливал вину на того, кто просил его писать; или обратно. 72 Разумеется, со времени поездки их по Якутским жилищам. Сегодня сии собраны мной не из дел и не из рассказов или частных запасов; и потому без всякого сомнения они не заключают в себе всего того, что можно найти в делах и бумагах, и что, быть может, при настоящем случае могло бы быть очень нужным; но достоверность их не может подлежать большому сомнению: ибо они заняты мной не от одного лица; и никто из читавших оные в настоящем виде или слышавших от меня, не сделал мне никакого возражения или замечания. Прим. Автора. 73 На вопрос: почему Епархиальное начальство допустило такую несоразмерность, можно отвечать: вероятно оно имело свои и очень важные причины, препятствовавшие или замедлившие увеличить число священников до надлежащей соразмерности. Ибо быть не может, чтобы оно не обращало внимание на сей предмет. Доказательством сему может служить постепенное устроение церквей в улусах и наипаче учреждение походных церквей. Впрочем, Епархиальное начальство могло знать об этом вероятно из одних только экстрактов и ведомостей (а собственно для Консистории – были бы только экстракты и итоги верны), а между тем и число жителей в церковных росписях показывалось гораздо менее. Дал же касательно того, что священники не в состоянии исполнять все обязанности в отношении к своим прихожанам, по причине их многолюдства, вероятно же возникало; ибо священники имели свои причины не жаловаться на то, а начальствование над Якутским духовенством, быть может, и не имели причин заводить подобных дел. Прим. Автора. 74 Которые по причине своего одиночества могут подвергаться всем последствиям беспомощности, напр. в случае пожара или нападения зверя, – то и другое не предположение только. Прим. Автора. 75 Напротив того, нельзя сомневаться в том, что, когда в церквях их службы будут отправлять на их язык, тогда мало по малу при самых церквях будут жители. Прим. Автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

31 . Из Архива Св. Синода – а) Описание рукописей Архива, т. СПб. 1904; б) Собрание проповедей прот. В. М. Гиляровского, т. I. СПб., 1905. 32 . Из Омского Епархиального Училищного Совета – а) Отчет Омского Епархиального наблюдателя 1902–03 уч. г. Омск, 1904, и б) ведомость о церковных школах за 1903 г. Омск, 1905. 33 . Из Подольского Епархиального Училищного Совета – а) Отчет о состоянии церковных школ 1902–1903 и 1903–1904 уч. г. К.-Подольск, 1904–1905; б) Статист. отчет 03 г. К.-Подольск, 1904. —341— 34 . Из Екатеринбургского Епархиального Комитета Прав. Миссионерского общества – а) Отчеты Комитета за 1903 г. и 1904 г. Екатеринбург, 1904–1905; б) Отчет Екатеринбургского отдела Палестинского общества за 1903–1904 г. Екатеринбург, 1904. 35 . Из Якутского Комитета Православного Миссионерского Общества – Отчет за 1902 и 1903 г. Якутск, 1902–1904. 36 . Из Ярославского Епархиального Училищного Совета – Отчет Епарх. Наблюдателя за 1903–1904 г. Ярославль, 1904. 37 . Из Тамбовского Миссионерского Братства – Отчет за 1903 г. Тамбов, 1904. 38 . От Еп. Евдокима, Ректора Академии – брошюра: Русский миссионер у инородцев. СПб. 1905. 39 . От Архим. Иосифа, Инспектора Академии – его книги: а) От крупиц евангельских. Сергиева Лавра, 1904; б) В объятиях отчих, I, издание 3-е. Сергиева Лавра, 1905. 40. От почетного члена Академии академика Е. Е. Голубинского – К нашей полемике со старообрядцами, издание 2-е. Москва, 1905. Три экз. 41 . От почетного члена Академий проф. Моск. Университета А. П. Лебедева – его книги: а) Собрание сочинений, т. 10. Москва, 1905, и б) Братья Господни. Москва, 1905. 42 . От почетного члена Академии проф. П. И. Казанского – его брошюры: а) Благослови душе моя Господа! Москва, 1904, и б) Хвала Господу Всеведущему. Москва, 1905. 43 . От почетного члена Академии проф. В. А. Соколова – брошюры: а) О влиянии христианства на быт европ. общества. Москва, 1882. Два экз.; б) Можно ли признать законность иерархии старокатоликов? Серг. Посад, 1893. Два экз.; в) Не послушествуя на друга твоего свидетельства ложна. Серг. Посад, 1898. Два экз.; г) о соединении церквей. Серг. Посад, 1898. Два экз.; д) Поездка в Рим. Серг. Лавра, 1902. Два экз.; е) Гладстон, Рим и папа, Серг. Лавра, 1903. Два экз.; ж) Отклик на призыв. Серг. Лавра, 1904. Два экз.; з) Соврем. папство и социальный вопрос. Серг. Лавра, 1904. Три экз.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преосвященный Иаков продолжил деятельность Иннокентия (Вениаминова) , Димитрия Хитрова по переводу и изданию церковной литературы на якутский язык. Так, в 1884–1904 гг. в гг. Москве, Санкт- Петербурге, Иркутске, Томске, Казани и Якутске было издано 42 книги богослужебного, нравственного и специально-учебного содержания. С начала своей деятельности в Якутской области Иаков ставил перед Св. Синодом вопрос об издании епархиальных ведомостей. В октябре 1884 г., направляя в его адрес очередное ходатайство, он писал: «... в Якутской епархии число крещенных якутов простирается до 250000, из них одна восьмая часть знает русский язык. Вследствие незнания русского языка и догматов христианских большая часть придерживается суеверий и шаманства. Лучшим проповедником христианского просвещения для якутов, разбросан­ных на огромной территории, послужат местные епархиальные ведомости, издаваемые по программе, примененной к нуждам населения и проводимой в народе церковными притчами». В том же году было получено разрешение. Однако, первый номер «Якутских епархиальных ведомостей» увидел свет только в апреле 1887 г. Сам епископ принимал деятельное участие в издании ведомостей. В 1888 г. было опубликовано его литературное сочинение «Путешествие по Лене». По свидетельству современников Иаков, епископ Якутский и Вилюйский «отличался простотой, трудолюбием и неусыпной деятельностью на пользу духовного просвещения Сибири. Талантливый воспитатель любивших его многочисленных учеников, он написал прекрасное историко-философское сочинение о русском церковном проповедничестве и говорил в чисто живые и интересные проповеди ». Преосвященный Иаков принимал деятельное участие в общественной и культурной жизни г. Якутска, области. Так в начале 1886 г. он обратился с ходатайством об открытии Якутской городской публичной библиотеки к губернатору К.Н. Светлицкому. Разрешение было получено, а Иаков энергично повел работу по сбору книг в пользу библиотеки, обратился с призывом городской интеллигенции принять участие в комплектовании фонда библио­теки. Сам епископ пожертвовал свои личные средства на покупку книг, выписку журналов и газет, на жалование библиотекарю, на мелкие расходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010