В Томске молитвенно почтили память погибших подводников «Курска» 12 августа 2020 г. 14:49 12 августа 2020 года, в 20-ю годовщину гибели экипажа атомной подводной лодки «Курск», на кладбище в районе поселка Апрель (городской округ Томск) была совершена лития по погибшим морякам-подводникам. Среди погибших — земляк томичей, главный старшина Александр Неустроев. Накануне здесь был открыт мемориальный памятник героям-морякам в виде якоря. 20 лет назад в Баренцевом море затонул атомный подводный ракетный крейсер «Курск». Весь экипаж подводной лодки в количестве 118 человек погиб. Заупокойное богослужение на кладбище, где похоронен Александр Неустроев, совершил настоятель храма Успения Божией Матери д. Лоскутово и храма новомученицы Татианы Томской с. Богашево протоиерей Михаил Фаст. На литии молились родственники и знакомые погибшего подводника, местные жители, а также члены Ассоциации моряков г. Томска. Перед началом службы протоиерей Михаил призвал всех собравшихся соборно помолиться о погибших моряках-подводниках, чтобы Господь простил им все грехи вольные и невольные и приобщил их Царству Божию. «Будем помнить, что все эти моряки перед Богом живы, ведь наши души бессмертны», — подчеркнул священник. Присутствовавший на дне памяти бывший матрос-подводник Александр Киселев служил на атомной подводной лодке на Тихоокеанском флоте. Он рассказал, что каждый год приходит на это памятное мероприятие, чтобы почтить память земляка-героя. По его словам, у томских моряков уже появилась традиция приезжать сюда в последнее воскресение июля, когда празднуется день Военно-морского флота.  По инициативе А. Кисилева и при помощи родственников, учителей погибшего подводника и жителей села Богашёва накануне памятной даты на кладбище был установлен памятник-якорь. «Это настоящий якорь с корабля, наша семейная реликвия… Мы решили поставить его этому молодому человеку. Путь он стоит и показывает всем пример доблести, мужества и службы Отечеству», — отметил Александр Киселев. Памятники погибшим подводникам «Курска» открыты во многих российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Мурманске, Северодвинске, Нижнем Новгороде и других. На домах погибших членов экипажа, школах, в которых они учились, установлены памятные доски. В 2012 году в точке гибели подлодки на дне Баренцева моря был установлен  крест.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Скачать epub pdf Неделя 4-я Великого поста Прокимен гласа и преподобного Иоанна Лествичника : Прокимен, глас 4: Восхвáлятся преподóбнии во слáве,/и возрáдуются на лóжах своих. Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Бог, давáя обетовáние Авраáму, как не мог никéм высшим клясться, клялся Самим Собóю, говоря: «Истинно благословляя благословлю тебя и размножáя размнóжу тебя». И так Авраáм, долготерпéнием, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверéние окáнчивает всякий спор их. Посемý и Бог, желáя преимущественнее показáть наслéдникам обетовáния непрелóжность Своéй вóли, употребил в посрéдство клятву, дáбы в двух непрелóжных вещáх, в котóрых невозмóжно Бóгу солгáть, твёрдое утешéние имéли мы, прибéгшие взяться за предлежáщую надéжду, котóрая для души есть как бы якорь безопáсный и крéпкий, и проникáющий внутрь, за завéсу, куда предтéчею за нас вошёл Иисýс, сдéлавшись Первосвящéнником навéк по чину Мелхиседéка. ( Евр 6:13–20 ) Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Когдá Бог давáл обетовáние Авраáму, то, не имéя никогó выше Себя, кем Он мог бы клясться, Он поклялся Собóю, сказáв: «Воистину, благословляя, благословлю тебя и, умножáя, умнóжу тебя». И Авраáм, проявив долготерпéние, получил обéщанное. Ведь люди клянутся кем-нибудь высшим себя, и клятва у них скрепляет конéц всякого спора. Вот потомý и Бог, желáя с избытком доказáть наслéдникам обетовáния неизмéнность Своéй вóли, воспóльзовался ещё и клятвой, чтóбы в этих двух неизмéнных вещáх, в котóрых Бóгу невозмóжно солгáть, мы нашли прибéжище и обрели увéренность, крéпко держáсь открывшейся перед нáми надéжды. Онá для нас – незыблемый и вéрный якорь души, онá вхóдит внутрь хрáма, за завéсу, куда ужé вошёл за нас Предтéчей Иисýс, став Первосвящéнником навéки по чину Мелхиседéка. Аллилуиа гласа, и преподобного: Насаждéни в домý Госпóдни, во двóрех Бóга нáшего процветýт. Суббота Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы) Прокимен, глас 3, песнь Богорóдицы: Величит душá Моя Гóспода,/и возрáдовася дух Мой о Бóзе Спáсе Моéм.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

20 июня 2011 г. 14:00 Подготовлен проект документа о реформе богослужебного языка «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века», - так озаглавлен проект документа межсоборного присутствия, который предлагает пути реформирования церковнославянского языка. Как сообщил на пресс-конференции, которая состоялась 20 июня в Синодальном информационном отделе, архимандрит Кирилл (Говорун), первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, проект документа опубликован в интернете и в ближайшие месяцы должен стать предметом общецерковной дискуссии. По его мнению, одна из фундаментальных проблем, которую предстоит решать современной Церкви – это изучение и систематизация практики применения богослужебного языка: «Документ лишь отражает процессы, которые происходят сегодня, то, что некоторые священнослужители уже и так практикуют, межсоборное присутствие хочет поставить на более научную основу, изучить случаи изменений, которые с течением времени происходят в церковнославянском языке, систематизировать их». Кроме этого, проект предполагает конкретные способы реформирования богослужебного языка. «Предлагается заменять некоторые сложные слова более простыми и понятными словами из того же церковно-славянского языка, заменять некоторые синтаксические конструкции и так далее. То есть язык остается тем же самым, но мы говорим о том, что он становиться более прозрачным, более понятным для современного человека. Как для человека, который ходит в Церковь, так и для человека, который остается за ее пределами», - отметил архимандрит Кирилл. «Мне кажется, что та формула, которая найдена в этом документе, очень удачна. Церковнославянский язык является важным инструментом сохранения единства внутри Церкви, способом сохранения традиций. С другой стороны, тексты, написанные на церковнославянском языке, могут быть некоторым образом облегчены для понимания современным человеком», - добавил он. «Очень много слов в церковно-славянский язык пришло без славянского эквивалента, напрямую из греческого, когда просто брали греческие слова и переписывали их славянскими буквами. Это такие слова как, например, потир или анкира, поэтому мы их постараемся заменить на «сосуд» и «якорь», - рассказал священнослужитель.

http://e-vestnik.ru/news/podgotovlen_pro...

     На протяжении пяти Великопостных воскресений во время Божественной литургии зачитываются выдержки из Послания к Евреям. В них упоминаются, главным образом, события и лица Ветхого Завета, которые служили прообразом воплощения Сына и Слова Божьего на Его земном пути, Его Креста и Воскресения. И в литургиях других дней Триоди преобладают мессианские тексты Ветхого Завета. Таким образом, Церковь символически и практически утверждает тайну веры и готовится к великому “переходу” – к христианской Пасхе. Точно так, как Бог сдержал свои обещания патриарху Аврааму и явил Себя в старые времена, так и Христос стал постоянным идеалом и безусловной надеждой мира в любые времена. И как патриарх Авраам был тверд в своей вере, хотя и столкнулся с огромными трудностями, так и христиане призваны оставаться стойкими в вере своей. Авраам возвысил себя через абсолютное послушание воле Божией, решив принести своего сына Исаака в жертву. Но Бог, видя искреннюю веру верного слуги, Своим чудесным вмешательством предотвратил ее исполнение. Якорь символизирует надежду христиан. И как корабль удерживается с помощью якоря, так и христианин, надеющийся на Бога, сохраняет свою веру. Эта надежда, как учил святой Исаак Сирин, проистекает из сердечной веры, она хороша, когда делается через “знание и усмотрение”. Ибо существует ложная надежда, являющаяся иллюзией, к которой толкают людей разные общественно-политические системы. Иллюзия, однако, ежедневно опровергается, в то время как христианская надежда животворит будущее и не дает человеку потерять его духовную трезвость. Эта надежда подталкивает христианина к действию, подводит его к благочестивому соблюдению Божественных заповедей и никогда не разочарует его. “Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды. Но кто во всем пребывает с Богом, к Нему приближается добротою дел своих и очи сердца своего неусыпно устремляет к благодати Его…” – учит Исаак Сирин. Таким образом, христианская надежда связана не с какой-то смутной мечтой о будущем, а с упорной духовной работой в настоящем.

http://pravoslavie.ru/101353.html

     Умер протодиакон Николай Попович. Я хорошо знал его с детства, хотя позже наши пути разошлись по разным причинам. Он запомнился мне человеком горячим, искренним, очень живым. Отец Николай был последним – насколько я знаю – ушедшим от нас в вечность московским священнослужителем, ветераном той самой войны, которую мы привычно именуем Великой Отечественной. По теме «Церковь и война», которая регулярно всплывает в церковной прессе к 9 мая, еще недавно было обычаем публиковать интервью с оставшимися в живых ветеранами-священниками. Все кончилось. Старшее поколение ушло. Остались ветераны военных конфликтов, которых в последующей истории нашей страны было немало. В них гибли люди и тоже свершались подвиги, и о скорейшем завершении каждой войны молились и молятся в Церкви. В священный сан рукоположены бывшие их участники. Но о последних пишут редко. А ушедших поминают с особой теплотой и уважением. Может быть, время еще не вышло? Ведь даже и при канонизации святых Церковь выдерживает некоторый срок после их кончины. Время расставляет многое по своим местам. Может быть, масштабы несопоставимы? Это верно, хотя масштаб любого трагического события всегда одинаков: одна человеческая жизнь, спасенная или потерянная, стоит бесконечно много. А может быть, мы просто благодарны ушедшему поколению за чувство причастности к Победе? Той Великой Победе, отблеск которой лежит на лицах потомков победителей. Их детей, внуков и правнуков, выходящих в мае на улицы с фотографиями героев, спасших страну и народ от гибели и заплативших за это непредставимо огромную цену. Причастности той выстраданной, вымученной, заслуженной Победе, за которую, как за спасительный якорь, уцепилось сегодня наше распадающееся национальное самосознание. Отцы-победители ушли. Это переломный момент, который бывает в жизни каждого человека, каждого поколения. Отмечая их Победу, мы должны заслужить свои. Какими они будут и над кем? или чем? Не знаю. Но нельзя жить только победами отцов. Иначе, когда настанет наш черед уйти в вечность, нашим детям не за что будет благодарить нас.

http://pravoslavie.ru/106140.html

В условиях рассеяния, порожденного революцией, трудился выдающийся православный богослов Владимир Лосский, всю жизнь остававшийся верным чадом Русской Православной Церкви. О нем повествует глубокая и содержательная статья протоиерея Валентина Асмуса. В середине минувшего века наша Церковь была настолько обескровлена, что некоторым властителям виделся уже предел ее существования. Господь же послал на ниву Свою верного и благоразумного раба , и тот свой краткий и исполненный свершений жизненный путь посвятил не только сохранению Церкви от дальнейшего разрушения, но и закладке основ духовного возрождения. К 45-летию блаженной кончины митрополита Никодима (Ротова) — статья о его международной деятельности Наше общество живет в условиях религиозной свободы, но многое еще предстоит сделать, чтобы залечить раны прошлого. Как это происходит, рассказывает игумения Ксения (Чернега) , затрагивая и общецерковные вопросы, и нелегкий путь восстановления возрождаемой ею обители. Так получилось, что содержание журнала выстраивается в некую последовательность вех того великого и трагического пути, которым шел православный народ через века, имея веру во Христа как безопасный и крепкий якорь для души ». Содержание номера Официальная хроника Дата Церковь и общество Богословие Церковная жизнь Чтение Вечная память Патриархия.ru за темою «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Ihmepb " ю] Евангельские группы сегодня: опыт епархий [Стаття] Молодий настоятель [Стаття] Вийшов у номер «Журналу за 2024 За Ради Церкви книги «Хресна дорога Життя та церковне Московського (Страгородського)» Майте добру пам " ять [Стаття] Вийшов у дев " ятий номер «Журналу за 2023 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове в 80-ю годовщину избрания митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси : та звернення] з ключовими словами Журнал –   новини Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» Вийшов у номер «Журналу за 2024 чергове ради журналу «Церква час» Вийшов у другий номер «Журналу за 2024 Вийшов у перший номер нового наукового журналу Вийшов у перший номер «Журналу за 2024 Вийшов у черговий номер журналу «Церква час» В поновлення видання головного наукового журналу «Богословський Вийшов у черговий номер «Питань Вийшов у перший номер нового наукового журналу та докторантури   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6068049...

Митрополит Кирилл совершил панихиду по русским морякам на мысе Доброй Надежды Москва, 1 декабря 2008 г. В 2008 году исполнилось 200 лет с момента первого посещения русскими моряками Южной Африки в районе мыса Доброй Надежды. 3 мая 1808 года шлюп «Диана» под командованием известного русского мореплавателя и ученого вице-адмирала Василия Михайловича Головнина (1776-1831) бросил якорь недалеко от мыса Доброй Надежды в порту Саймонстауна. В память об этом событии на старом военном кладбище Seaforth Old Burying Ground города Саймонстаун, где покоятся останки русских моряков скончавшихся в 19 веке в дальних походах русского флота, 28 ноября председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил панихиду, после которой военнослужащие ВМС ЮАР воздали воинские почести российским офицерам и матросам, сообщает Патриархия.ru . Затем состоялась траурная церемония, во время которой были приспущены флаги обеих стран. Память российских моряков была почтена минутой молчания, после которой были исполнены национальные гимны Российской Федерации и Южно-Африканской республики. В конце траурной церемонии присутствующие возложили цветы к памятнику русским морякам. На церемонии присутствовал Посол Российской Федерации в ЮАР Анатолий Макаров, заместитель Председателя Национального совета провинций Парламента Южно-Африканской Республики госпожа Пегги Холландер, командующий оперативными силами ВМС ЮАР контр-адмирал Расти Хиггс, представители командного состава ВМС ЮАР и городских властей Саймонстауна, члены делегации администрации президента Российской Федерации, заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов, настоятель русского храма прп. Сергия Радонежского в Йоханнесбурге священник Иоанн Лапидус. После церемонии командованием военно-морской базы ВМС ЮАР был дан торжественный прием в честь официальной делегации Русской Православной Церкви. На приеме с приветственным словом выступил контр-адмирал Хиггс, посол РФ А.Макаров, госпожа Холландер. В ответном слове посол Российской Федерации Анатолий Макаров и митрополит Кирилл выразили благодарность за гостеприимство руководству военно-морской базы и администрации Самойнстауна и за заботу о могилах русских моряков.

http://pravoslavie.ru/28478.html

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Серебряниках. Троицкая церковь с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи в колокольне Карта и ближайшие объекты Предшественник храма 1657 г. — деревянный (первое письменное упоминание в 1620 г.) Находился на правом берегу реки Яузы, около её устья, в Старых Серебряниках, «что в Денежных мастерах», около слободы ремесленников — «серебряников», чеканивших царскую серебряную монету. Был перестроен в 1721 г. Нынешний храм построен в 1781 г. на средства купчихи Т.И. Суровщиковой, с использованием части стен и подклета старого. Главный престол - Живоначальной Троицы, приделы в трапезной — Казанской иконы Божией Матери и святителя Василия Великого. В 1764—68 гг. на средства прапрадеда Н.Н. Пушкиной (жены поэта), владельца полотняной фабрики А.А. Гончарова, чья усадьба с севера граничила с церковным участком, построил новую, отдельно стоящую колокольню, на месте разобранной старой. В её средней части устроен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, «для всегдашнего поминовения родителей» (архитектор К.И. Бланк). Обновлялся в 1830-х гг., 1890-94 гг. (в 1891 г. расширена трапезная), 1910 г. В XIX в. пристроено крыльцо. В кон. XIX в. сооружена ограда с воротами в русском стиле с киотом для иконы. Храм в стиле барокко с классицистическим оформлением боковых фасадов. Однокупольный с широкой ротондой, увенчанной небольшой главкой на тонком гранёном барабане. Портик с колоннами. Основа здания — неравносторонний восьмиугольник с примыкающими к нему прямоугольными боковыми частями — трапезная, алтарь, образующими крестообразную форму. Лепнина на восьмиугольных стенах — церковные символы (крест, якорь, книга и др.). Меандровый фриз — в виде бегущей волны. В храм ведёт каменная лестница. Ярусы колокольни почти не убывают по высоте, что создает впечатление массивности. Колокольня — одно из лучших произведений московского барокко сер. XVIII в. Строилась как самостоятельный храм. Обилие колонн, карнизы, разорванные фронтоны. Прежде на колокольне были часы с курантами

http://sobory.ru/article/?object=02329

Наш Предстоятель посетил Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, где в суровых условиях его преподобные основатели во отоце окияна моря создали обитель, в годину гонений превращенную безбожниками в место мучений и убиения святых. Святейший Патриарх Кирилл молился и в Дивееве у мощей преподобного Серафима, несшего свет смиренной любви и слово вразумления миру, уже вкусившему идеи безбожия. Преследования верующих и планомерное разрушение Церкви к началу Великой Отечественной войны приобрели катастрофические масштабы, однако встреча наших иерархов с И. В. Сталиным в 1943 году и последовавшие за тем восстановление Патриаршества, развитие духовного образования и приходской жизни, возобновление выхода в свет нашего журнала  коренным образом изменили путь развития Русской Православной Церкви, трудный и мучительный, но носивший в себе семена нынешнего благодатного возрождения. Величественно и трагично место в этих событиях Патриарха Сергия, принявшего тяжкое бремя водительства церковного корабля в годину бедствий. Память о нем благословенна. В условиях рассеяния, порожденного революцией, трудился выдающийся православный богослов Владимир Лосский, всю жизнь остававшийся верным чадом Русской Православной Церкви. О нем повествует глубокая и содержательная статья протоиерея Валентина Асмуса. В середине минувшего века наша Церковь была настолько обескровлена, что некоторым властителям виделся уже предел ее существования. Господь же послал на ниву Свою верного и благоразумного раба, и тот свой краткий и исполненный свершений жизненный путь посвятил не только сохранению Церкви от дальнейшего разрушения, но и закладке основ духовного возрождения. К 45-летию блаженной кончины митрополита Никодима (Ротова)  — статья о его международной деятельности. Наше общество живет в условиях религиозной свободы, но многое еще предстоит сделать, чтобы залечить раны прошлого. Как это происходит, рассказывает игумения Ксения (Чернега), затрагивая и обще­церковные вопросы, и нелегкий путь восстановления возрождаемой ею обители. Так получилось, что содержание журнала выстраивается в некую последовательность вех того великого и трагического пути, которым шел православный народ через века, имея веру во Христа как безопасный и крепкий якорь для души.

http://e-vestnik.ru/news/jmp_september_2...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Иоаким Ватопедский. День памяти — 15 марта Преподобный Иоаким Ватопедский. День памяти — 15 марта Наделенный от Святого Духа даром прозорливости, прп. Иоаким Святогорец предупреждал людей о грозящей опасности, предотвращал преступления, предсказывал рождение детей бездетным парам, ради наставления и исцеления душ предрекал будущее. Но прежде всего сам образ жизни святого являлся поучительным примером для жителей острова: он заставил их совершенно изменить собственную жизнь. Святой Иоаким родился в 1786 году на острове Итака. Родители его были благочестивыми людьми. Однако Иоаким отдалился от семьи, потому что мачеха стала упрекать его в пренебрежении домашними обязанностями ради посещения храма. Некоторое время он работал на судне отца, а затем нанялся юнгой на торговый корабль и тяжелым трудом зарабатывал себе на хлеб, не забывая при этом молитву и пост. Однажды их судно пристало к берегу близ Горы Афон. Семнадцатилетний Иоаким побывал в Ватопедском монастыре и тут же, вопреки воле капитана, решил просить, чтобы его приняли в обитель. Проявив безукоризненное послушание, святой вскоре был пострижен в монахи. Через некоторое время он принял великую схиму, и вскоре ему была доверена должность монастырского эконома, в которой он оставался 20 лет. Часто встречаясь с простыми людьми, задавленными турецким гнетом, гибнущими от духовной жажды, он убедился, что в такую пору как никогда должно сочетать любовь к Господу с милосердием к ближним. Во время Греческой революции 1821–1829 годов и вызванных ею жестоких репрессий Иоаким, подобно святому Косме Этолийскому, устраивал огласительные беседы, дабы утешать народ и поддерживать в нем национальный и христианский дух. Устроившись на корабль матросом, он развозил съестные припасы и этим спас множество семей с Ионических островов. Однажды ночью, когда его судно бросило якорь у берегов Пелопоннеса, он внезапно услышал выстрелы и крики женщин и детей, бегущих от турецкого отряда. С молитвой на устах Иоаким пристал к берегу и под градом пуль принял беглецов на борт, так что никто при этом не пострадал.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2852

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010