Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – февраль 2010 17 мин., 16.02.2010 1 страница обложки – фотопортрет Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (предоставлен пресс-службой Патриарха). Пролог: (на заставке – фото Саши Мановцевой) Борис Пастернак . Ночь . Стихотворение, 1956 («Идет без проволочек…»)//Фома. - – февраль 2010. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С. 3. Колонка главного редактора: Монолог: Владимир Легойда . За каждое слово . О Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле. Фото Владимира Ештокина и фото, предоставленное пресс-службой Патриарха//Фома. - – февраль 2010. – С.4-5. См. также: Дмитрий Бутрун . Пробуждающая тишина . Отклик на редакторскую статью Владимира Легойды «За каждое слово»//Фома. - – март 2010. – С.98. – (рубрика « Отклики »). Вопрос номера: Главный итог церковной жизни за истекший год //Фома. - – февраль 2010. – С.6-9. – (рубрика « Вопрос номера »). На вопрос ответили: Виталий Третьяков , декан Высшей школы телевидения МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва. Якорь в смутное время . Фото Павла Кассина. – С.6; Сергей Локтионов , председатель правления фонда православных традиций, социально-экономического и культурного возрождения «Коренная пустынь», Курск. Точка в гражданской войне . Фото Александра Малахова. – С.6; Федор Бондарчук , актер, режиссер, Москва. ТВ, Украина, казаки. Фото ИТАР-ТАСС. – С.6; Сергей Житенев , генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата, Москва. Год паломнических поездок. Фото из архива Паломнического Центра Московского Патриархата. – С.7; Артем Махакеев , автор и ведущий программы «Благовест» на телеканале «ЛАД», директор интернет-радио «София», Минск. Крах мифов о Церкви . Фото Михаила Маруги. – С.7; Максим Соколов , публицист, политический обозреватель газеты «Известия», Москва. Князь Церкви . Фото из архива автора. – С.7; Лестер Ромеро , чтец храма Преображения Господня, преподаватель истории в православной гимназии, Никарагуа - Орск Оренбургской обл. Поразила личность Патриарха . Фото из архива автора. – С.8;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-82-f...

Русская православная икона - одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. Сейчас трудно найти в Европе такой храм (католический и протестантский), где бы не было православной иконы - хотя бы прекрасной репродукции на доске из хорошего, тщательно обработанного дерева, помещенной на самом видном месте. Одновременно с этим русские иконы стали предметом спекуляции, контрабанды, подделок. Поразительно, что несмотря на многолетнее расхищение такого достояния нашей национальной культуры поток русских икон все же не иссякает. Это свидетельствует о грандиозном творческом потенциале русского народа, создавшего за минувшие века столь великое богатство. Однако человеку в изобилии икон бывает довольно трудно разобраться и понять, что является подлинно духоносным творением религиозного чувства и веры, а что неудачной попыткой создать образ Спасителя, Божией Матери или святого. Отсюда неизбежная фетишизация иконы и снижение ее возвышенного духовного назначения до обыденного предмета православного культа. Когда мы всматриваемся в иконы разных веков, нам необходимы объяснения специалистов, подобно тому, как, осматривая древний собор, мы нуждаемся в экскурсоводе, который укажет нам на отличия древних частей здания от позднейших пристроек, обратит внимание на малозаметные на первый взгляд, но очень важные характерные детали, отличающие то или иное время и стиль. В изучении икон, в стремлении лучше понимать эти творения человеческого духа, становится необычайно важным опыт людей, сочетающих профессиональное искусствоведческое образование со значительным стажем жизни в Церкви. Именно это и отличает автора предлагаемого вниманию уважаемого читателя учебного пособия. В живой и доступной форме рассказывается о первых христианских изображениях. Вначале это символы: рыба, якорь, крест. Затем переход от символа к иконе: добрый пастырь с ягненком на плечах. И, наконец, собственно ранние иконы - синтез античной живописи и христианского мировоззрения. Объяснение смысла иконного образа от раннего византийского до русскоподлинных шедевров и отличить их от неудачных попыток подражания. Сегодня, когда в новых условиях конца XX века Россия призвана к духовному возрождению, осознание самого лучшего и наиболее ценного в христианской, и особенно, в православной, традиции совершенно необходимо для создания плодотворной атмосферы, в которой станет возможным возрождение старых и возникновение новых путей в современном религиозном искусстве. Священник Александр Борисов12 июня 1994 г. Введение

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Севастополь. Часовня Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Феодоровской иконы Божией Матери Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1912 и 1914. Год утраты:1928 Архитектор:П.Ф. Абрамов Адрес: г. Севастополь/Нахимовский район, пл. Ластовая Координаты: 44.613365, 33.540072 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Весной 1913 года в России торжественно отмечалось 300-летие царствования династии Романовых. В Крыму юбилейные торжества проходили осенью, когда императорская семья прибыла в Ливадию. В Ливадии императорской чете приходилось принимать многочисленные делегации, участвовать в устроенных в их честь праздниках. Из Монголии прибыло посольство, вручившее российскому императору орден Чингис-хана. Приветствовать августейшую семью пришла вся черноморская эскадра, встав на якорь у Ливадии. Гардемарины эскадры в Ливадии были произведены в мичманы в присутствии царской семьи. 5 ноября в Ливадийском дворце собрались предводители дворянства и председатели уездных управ Таврической губернии. В Ялте устроили большой благотворительный базар, которым руководила сама императрица. В Ялте и Ливадии проходили выступления известных артистов, музыкальные концерты, просмотры новых кинофильмов. В Севастополе 300-летие династии Романовых решили ознаменовать сооружением часовни на Митрофаньевской площади (ныне пл. Ластовая). В первой половине 19 века на Корабельной стороне Севастополя при казарме 37 флотского экипажа размещалась церковь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Она была устроена в 1822 году в воинской казарме для военнослужащих и жителей Корабельной слободки. Церковь была разрушена в период обороны Севастополя 1854-1855 годов. Позднее восстановлена в виде деревянного барака, но в 70-х годах XIX века ее разобрали как пришедшую в ветхость. На месте церкви св. князя Владимира установили деревянный столб с иконой и лампадой, которую зажигали в часы богослужений сторожа храма св. Митрофания. Место бывшей церкви обнесли металлической оградой.

http://sobory.ru/article/?object=34577

Скачать epub pdf 8. Неделя четвертая Великого поста Ebp. VI, 13–20 13. Братия! Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14. говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя ( Быm. XXII, 17 ). 15. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. 16. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. 17. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 18. дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19. которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 20. куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. За две тысячи лет до Рождества Христова почти все люди на земном шаре так испортились и развратились, что едва-едва одна семья памятовала о Боге и исполняла Его волю. И в этой-то одной семье отец ее, Фарра, уже начал служить чуждым богам ( Hab. XXIV, 2 ). Тогда Господь, желая сохранить изначальное откровение и обещание о спасении людей, отделяет из этой семьи сына Авраама и велит ему покинуть землю, родню и даже оставить отца своего и идти в землю, ему вовсе неизвестную. При этом Господь сказал Аврааму, что от него (Авраама) произойдет народ великий; чрез него и особенно чрез его Потомка благословятся все племена земные ( Быm. XII, 1–3 ). Действительно, Авраам удалился в сторону от грешного мира, поселился на указанной Богом земле. Живет там год, другой и более; но у него, престарелого и бездетного, потомства не является. Богатства Авраама увеличиваются; он одерживает победу над врагами; получает благословение от Мелхиседека, – а потомства у него нет. Так обетование Божие о многочисленном потомстве от Авраама по переселении его в чужую землю не исполнялось в течение десяти лет. В душу его верующую запала грусть ( Быm. XV, 1–3 ). Господь ободряет его; Авраам верует. И эта вера Авраамова сочтена была Богом за высокое, благочестивое и святое дело ( Быm. XV, 6 ). Наконец Господь Бог даровал Аврааму сына от жены его Сарры. Не успел подрасти этот единственный, вожделенный сын – наследник всех богатств и обетовании, данных Богом Аврааму, как Господь требует его к Себе. Аврааму повелевает Бог принести Исаака в жертву ( Быm. XXII, 2 ). Авраам повинуется. Берет своего тринадцатилетнего сына, дрова и огонь и три дня он идет на назначенную гору. В душе своей Авраам обрек уже сына в жертву, уже приготовил дрова, положил на них сына своего и поднял нож на него. Но Господь не допустил Исаака до самой смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Скачать epub pdf Именной указатель 898 Абрамов, студент историко-филологического ф-та М.у.; Абрикосов Алексей Иванович (1824–1904), предприниматель, фабрикант, основавший в 1847 кондитерскую фабрику «Тов-ва А. И. Абрикосова Сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), владелец кондитерских и чайных магазинов в Москве. Поставщик Двора Е. И. В., коммерции советник (1874), потомственный почетный гражданин (1870), член (1862), председатель (1876–1897) совета Московской практической академии коммерческих наук, выборный Московского купеческого об-ва (1863–1883), гласный Московской городской думы (1863–1881), член Московского отделения совета торговли и мануфактур (1884). Основатель Московского учетного банка (с 1870 член его правления, в 1882–1902 председатель совета), Московского купеческого об-ва взаимного кредита (в 1875–1876 член совета), страхового об-ва «Якорь»; Августин Блаженный Аврелий (354–430), христианский теолог, один из крупнейших представителей западной патристики, родоначальник христианской философии истории. С 395 епископ Гиппона (Северная Африка); Адриан (в миру Андрей) (1636–1700), с 1690 – 10-й патриарх всероссийский; Айхенвальд Юлий Исаевич (1872–1928), литературный критик, переводчик, философ, преподаватель ун-та им. А.Л. Шанявского, Высших историко-филологических курсов В.А. Полторацкой, член Пушкинской комиссии при ОЛРС, ученый секретарь Московского Психологического об-ва. В 1922 выслан из России, жил в Берлине, преподавал в Русском научном ин-те; Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860), публицист, историк, поэт, филолог, магистр русской словесности, общественный деятель, один из идеологов славянофильства Александр I Павлович (1777–1825), российский император с 1801; Александр II Николаевич (1818–1881), российский император с 1855; Александр III Александрович (1845–1894), российский император с 1881; Александров Анатолий Александрович (1861–1930), поэт, журналист, общественный деятель, в 1892–1898 издатель и редактор журнала «Русское обозрение» (при поддержке К. П. Победоносцева ), в 1895–1898 – газеты «Русское слово», член Русского собрания. Преподаватель в средних учебных заведениях Москвы и Риги, приват-доцент историко-филологического ф-та М. У. (1891–1898);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Тимофей Веронин , писатель, автор сценария анимационного фильма «Необыкновенное путешествие Серафимы»//Фома. - – декабрь 2015. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Григорий Шеянов . Вспомнить всех. Полезные советы для начинающих генеалогов //Фома. - – декабрь 2015. – С.20-23. – (рубрика « Тема номера. Корни меняют дело »). Предки, которые меня поразили . [История из жизни предков, которая на вас сильно повлияла и которую вы считаете нужным обязательно рассказать своим детям]. Подготовили Анна Ефимкина и Дарья Баринова //Фома. - – декабрь 2015. – С.24-27. - (рубрика « Тема номера. Корни меняют дело »). Рассказывают: Юлия Меньшова , актриса, телеведущая. Так вот в чем дело! –   С.24; Лавров Владимир Михайлович, главный научный сотрудник       Института российской истории РАН. Про чекистов и фашистов . –       С.25; Борис Любимов , ректор Высшего театрального училища имени Михаила      Щепкина. Порви или оставь дома . – С.25; Елена Пастернак , вдова Евгения Борисовича Пастернака. Живые       письма. – С.26; Елена Зелинская , вице-президент общероссийской общественной        организации «МедиаСоюз». Золотой якорь . – С.26; Юлия Шутова , редактор веб-портала «Самый Восточний»          Хабаровской епархии Русской Православной Церкви. Столетняя         икона . – С.27; Елена Фетисова , литературный редактор газеты «Рязань    православная». Маленькая особенность. – С.27; Тарсеева Алиса, студентка Литературного института им. А. М.    Горького. Четки бабушки Груши . – С.27. См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Тимофей Веронин , писатель, автор сценария анимационного фильма «Необыкновенное путешествие Серафимы»//Фома. - – декабрь 2015. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.28-45 Священник всегда прав? Как смириться с несправедливостью в храме. Письмо в редакцию/Автор Наталья Черненко . На вопрос отвечает протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма в честь святого благоверного князя Александра Невского при университете МГИМО. Беседовала Ольга Андреева . Фото Ирины Марьенко, Сергея Воронина, Виктора Велина//Фома. - – декабрь 2015. – С.28-33. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-152...

Статистика Даниил Катунакский, старец Даниил Катунакийский (мирское имя Димитриос Димитриадис; 1846, Смирна, совр. Измир, Турция - 8.09.1929, Афон), основатель монашеского братства Данилеев на Афоне. Род. в благочестивой семье оружейника, был младшим ребенком в семье, имел 2 братьев и 3 сестер. С детства отличался незаурядными способностями, блестяще окончил уч-ще в Смирне, т. н. Евангелическую школу (где обучался Никодим Святогорец). В юношеские годы под духовным рук. 2 мирян Димитриадис почти наизусть выучил Добротолюбие. Чтение аскетической лит-ры пробудило в нем тягу к монашеству. Первым духовником Димитриадиса стал некий святогорец, в то время подвизавшийся на подворье Хиландарского мон-ря в Смирне. Когда юноша открыл ему свое желание, прозорливый пастырь предрек, что он будет афонским монахом. Внезапная смерть отца вынудила юношу заняться торговлей, чтобы помогать матери и сестрам. По прошествии нек-рого времени Димитриадис принял окончательное решение оставить мир. В возрасте 19 лет вместе с другом он тайком покинул дом. Они обошли много монастырей (Мега Спилеон, Кехровунион на о-ве Тинос и др.). Много лет спустя Димитриадис стал духовником игум. мон-ря Кехровунион Феодосии. На о-ве Парос он встретил прп. Арсения Паросского, к-рый благословил его отправиться на Афон в мон-рь вмч. Пантелеимона. Однако из-за неблагоприятного ветра корабль, направлявшийся на Св. Гору, бросил якорь в гавани Смирны. После 9-месячного отсутствия Димитриадис навестил родной дом и испросил у матери благословение на монашество. Известно, что его благочестивая мать скончалась в 1892 г., удостоившись заранее знать день своей кончины. Когда Димитриадис прибыл в монастырь вмч. Пантелеимона, в обители было ок. 250 монахов, русских и греков. Игуменом мон-ря с 1832 г. был архим. Герасим из Драмы. Юношу приняли в обитель не сразу, а только убедившись в его смирении. Первым его послушанием была забота о 85-летнем старце Савве в исихастской каливе за пределами монастыря; кроме того, Димитриадис трудился у 2 монахов-болгар, изготавливавших мешки и корзины.

http://lib.cerkov.ru/authors/423

Тема Распятия в Православной иконографии Скачать epub pdf I. Истоки формирования и развития иконографии Распятия Господа Иисуса Христа восходят к раннему периоду жизни Кафолической Церкви. Принято считать, что наиболее древние изображения, связанные с темой Крестных Страданий и смерти Спасителя, отличались незамысловатыми композициями, простым и лаконичным символическим наполнением. Одним из самых распространенных образов Распятия первых веков новой эры был знак Креста . О широком почитании Креста на рубеже II –III столетий свидетельствовал Тертуллиан : «Но и тот, кто думает, что мы почитаем крест, будет нашим единоверцем» с. 139]. Древнехристианские авторы изображали Крест Христов либо в форме, приближенной к реалистической, либо в форме аллегорических символов, например, якоря или трезубца. Традиция изображать Крест в образе якоря обусловливалась тем, что и сама Церковь обозначалась в христианстве под образом корабля. Кроме того, использование этого символа было связано с христианской надеждой: «которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» ( Евр. 6:18–19 ). В наше время этот знак нередко воспроизводится в образе «накупольных» крестов с «полумесяцем». Причем, «полумесяц» толкуется уже не только как деталь корабельного якоря, но и как символ Евхаристической чаши. Трезубец в обыденной жизни служил рыболовным орудием. В христианском же употреблении рыбная ловля сопоставлялась с апостольской проповедью: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). Согласно этой трактовке, крест в виде трезубца напоминал о Царстве Небесном, которое, открывается через Крест и которое, по слову Спасителя, «подобно... неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» ( Мф. 13:47 ). Помимо Креста важнейшим символом Распятия был агнец . Агнец воспроизводился христианским искусством или сам по себе, или же, например, возлежащим на жертвеннике, либо стоящим возле Креста, или же расположенным в месте пересечения ветвей Креста. Иногда он воспроизводился с проколотым боком.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

ТЕРПЕНИЕ Что есть терпение О! любезное видение и слышание терпения – пристанище обуреваемых, источник мира, крепость, дружество, забрало и хранилище добродетелей, венец благочестия, известное знамение веры, истинныя радости вина, плод смирения, покой совести, герб христианский, знамя Христовых воинов, печать избранных Божиих, путь к вечному животу, лестница к небеси, предтеча к вечной славе, победа на врагов, язва диаволу и аггелом его, миру поругание, торжество над самим собой, и проч. (2:301). Терпение есть добродетель, во всяком страдании возлагающаяся на волю Божию и святый Его промысл (1:181; 2:289–290). Человек должен почитать Бога терпением (5:80, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 106). Терпение – знамение Христово, под которым верные Его рабы подвизаются (2:37, см. ПОДВИГ , 685). Терпением нужно украшать душу (2:29, см. ДУША , 311). Терпение – якорь, поверженный с надеждой в глубину Божия милосердия (2:297, см. СКОРБИ , 857). Терпение – признак и плод духовной мудрости (2:18, см. МУДРОСТЬ , 569) (2:19, см. МУДРОСТЬ, 568). Терпение – венец благочестия (2:289, см. СКОРБИ, 862). Терпение есть узкий путь (2:57, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 46). Терпение есть признак смирения (2:265, см. СМИРЕНИЕ , 944). Терпение есть покорность воле Божией Терпение убо есть добродетель, которая во всякой противности, печали и скорби приключающейся, предается воли Божией, и изволяет все страдати паче, нежели пред Богом согрешити. Или, терпение есть добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном, и сохраняющая от негодования и роптания, и научающая на волю Божию во всем предаватися; и не иное что есть, как самая вера, подвизающаяся противу самолюбия плоти и «покаряющая ее в послушание воли Божией» (2:294). Терпение есть уподобление Христу Христос Сын Божий неповинно и ради нас терпел, «нам оставль образ, да последуем стопам Его». Убо нам сим в терпении должно утешаться, что Христос безгрешный терпел (1:182). В терпении суть христианской победы Христианская победа ни в чем ином, как только в мужественном скорбей и напастей терпении состоит. Нет славнейшей победы, как гнев свой и самого себе победить. Ежели же благословную причину имееши из сего монастыря изъити; то и тогда в «московские» монастыри не ходи, но в какой-нибудь тамо монастырь поди и живи. Только уверяю тебе, что бес везде тебе будет безпокоить. Господь да сохранит нас от него! (5:355) (также 2:36, см. ПОДВИГ , 685) (4:53, см. БРАНЬ , 127).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава вторая. Бого-человеческий диалог Необходимость молитвы Язык христианской восточной традиции насыщен символами. А разве самым наглядным подтверждением важности молитвы не будет увеличение числа сравнений и образов? Молитва , по словам Иоанна Златоуста , – «это обретение гавани во время бури, якорь спасения для потерпевших кораблекрушение, опора для колеблющихся, сокровище бедных... убежище в бедах, источник вдохновения, основа радости, мать философии» 212 . А в другом тексте он называет молитву «светом души» 213 , источником спасения, стеной, защищающей Церковь , оружием в борьбе против злых духов 214 ; молитва необходима монахам как вода рыбам 215 , как оружие охотнику 216 . Павел Евергет называет ее «зеркалом монаха» 217 ; согласно эфиопскому Патерику, она – супруга монаха 218 ; для Иоанна Кронштадтского молитва – это «дыхание Духа Святого, как бы духовный воздух и вместе свет, духовный огонь, духовная пища и духовное одеяние» 219 . Западные средневековые схоласты старались найти «действенные основания» для объяснения необходимости молитвы, и то, что они отмечали в первую очередь, – это полную неспособность человека самому осуществлять свое спасение. Можно заметить отголоски борьбы с пелагианством в представлении о том, что молитва есть необходимая «помощь», а обязанность молиться – установление «божественного закона и своего рода контракта». В этом контексте несколько странным выглядит то, что евангельское «просите» ( Мф. 7:7 ) предстает как «весьма настоятельный призыв», хотя сама по себе молитва не является непременной обязанностью 220 . Восточное же видение идет гораздо дальше. Чтобы объяснить, почему христианин должен молиться, подчеркивается не столько падшесть нашей природы, вызванная грехом, сколько ее изначальное обожение, ее обновление во Христе, ее участие в тринитарной жизни, откуда проистекает и «диалогический» характер ее отношений с небом. Для грешника молитва является поиском утерянного рая, изначальной (парресия – в христианском контексте, откровенная простота, сыновнее доверие, радостная уверенность. – Прим. пер), свободным доступом к небу. Иоанн Златоуст так определяет место христиан: «Бог на земле, человек на небе, слияние всего воедино; пение ангелов вливается в человеческий хор, люди присоединяются к хору ангелов и других Небесных Сил» 221 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010