Псалом 87 Это самый печальный из всех псалмов Шестопсалмия: чем больше молится псалмопевец, тем бедственнее становится его положение (ст. 2–10:15–19); более того, он чувствует на себе Божий гнев: на мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя (ст. 8). Он видит себя покинутым всеми, а главное – Самим Богом: бых яко человек без помощи, подобно мертвым, которые от руки Твоея отриновени быша (ст. 5:6). Так во всяком случае видится этот псалом с внешней стороны. Праведнику угрожает смертельная опасность: положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (ст. 7); он уже представляет себя во гробе, но не перестает призывать Бога (ст. 11–15). Св. отцы учат, что страдания и скорби Господь посылает нам не зря: они очищают душу и смиряют человека. Так и псалмопевец уже не просит ни об избавлении от врагов, ни о духовных радостях, он просит Бога лишь не отвращать лица Своего от него (ст. 15) и смиряется пред волей Божией (ст. 16). Псалом 102 И вот тут-то приходит помощь Божия: Господь принимает молитву праведника и посылает благодать Свою, очищает его, исцеляет недуги, избавляет от истления (от рабства греху), венчает милостию и щедротами (ст. 4). Душа, очищенная страданием и умудренная духовным опытом, получает второе дыхание: – обновится яко орля юность твоя (ст. 5). И первое движение души, освобожденной от рабства демонам, выведенной из вавилонского рабства страстей, по блаж. Феодориту, “благодарение Бога и восхваление Его” 9 (ст. 1:2, 20–22). Этот псалом говорит о Промысле Божием в мире нравственном (О Промысле в мире физическом говорит Пс.103 . Толкователь именует псалмы 102 и 103 “парными” 7 . – Прим. авт.): Господь, подобно любящему отцу, печется о людях Своих, боящихся Его, то есть благоговеющих пред Ним (ст. 11:13, 17), долготерпит к их беззакониям, не до конца гневается на них и поступает с ними не так, как они того заслуживают, но по милости Своей, которая от века и до века (то есть от века нынешнего, настоящей жизни, до века грядущего; ст. 17). В псалме просвечивает духовная мудрость псалмопевца, который прекрасно понимает, что такое подобный “персти” человек, дни которого мимолетны (ст. 14:16, 17), и Многомилостивый Бог, Который на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает (ст. 19). Псалмопевец призывает всю вселенную, не только людей, но и небожителей и всю тварь на всяком месте славить Бога-Творца.

http://azbyka.ru/shestopsalmie

На одре болезни поплакал некогда благочестивый Езекия, – и плач его не был бесполезным. Пророк возвестил ему милость Неба; а Небо, повелев светилу дня возвратиться на двенадцать степеней, возвестило истину слов Пророка. На одре болезни моей что может быть предметом моего плача? – Езекия плакал, обратив взоры к стене; и я могу заплакать, если обращу взоры мои на греховную жизнь мою, которая соделалась стеною высокою и твердою между мною и Богом моим. Но где Исайя? Пред каким Пророческим гласом остановится тень греховная, уступит, побежит обратно? По чьему велению солнце праведности моей, склонившееся к своему закату и возвещающее близкий мрак ночи, соделается паки солнцем восходящим? Неужели в продолжении одного дня день будет для меня дважды? Нужен ли глас Пророка? – И он слышится: «исповем на мя беззаконие мое Господеви и Ты оставил еси нечестие сердца моего...» « Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся» душевные «недуги твоя, избавляющаго от нетления» греховного «живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами» праведности и спасения. «Обновится» покаянием и исправлением «яко орля юность твоя», пришедшая ветхость от нерадения твоего и беззаконий твоих. Не Пророк, не Апостол, но Сам, Сам Господь возвещает: «Не приидох призвати праведныя, но грешныя на покаяние. Милости хощу, а не жертвы»! И так день мой, день жизни моей, который склоняется уже к своему закату, может снова обновиться, и на исходе дней моих может начаться день Богоугождения моего, который есть истинный день, для которого нет ночи, то есть темного, мучительного, вечного ада. Смотрю на одр болезни моей и говорю ему: легко, легко ты можешь соделаться одром смерти моей. Теперь болею, а придет время – буду умирать. Придет это грозное время, придет непременно! Оно идет уже и приближается, но я льщу себя, будто не примечаю его!.. Итак, зачем медлить? Зачем отлагать покаяние и исправление себя? Зачем удерживать на себе цепи греха? Воину приличен меч и отважная решительность! Один удар – и цепи рассыпались. Победитель – в свободе вечной!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

А вот то ли дело древние греки! Множество богов, которые то превращаются во что-то, в кого-то, то воюют, то мирятся. А еще есть сложная иерархия между ними, их запутанные родственные связи, а еще всякая мелкая мифическая шушера – нимфы, сатиры, кентавры, – и люди-герои почти как боги, а боги почти как люди, а еще различные сказочные чудища – Минотавр, Медуза Горгона, циклопы, – это же целый мир, созданный по отдельным законам, и так интересно было его рассматривать! Эти изыскания были связаны в основном с летним отдыхом у бабушек и дедушек. Папины родители были сельскими учителями. Дедушка Вася – Царство ему небесное! – бывший учитель истории, одно или два лета живо беседовал со мною про древних греков и их мифы, и, хотя, видимо, не слишком одобрял религиоведческий уклон, внешне этого неодобрения почти никак не высказывал. За исключением одного случая. Вместе с двоюродным братом, шаря по дальним углам кладовок, мы как-то раз нашли старую книгу со славянскими буквами на обложке: «Святое Ebahreлie». Вот эта находка возбудила явное неудовольствие, книгу забрали и унесли куда-то. Я так понимаю, что осталась она от бабушкиной мамы, бабы Поли (Пелагии Федоровны – Царство ей небесное!), которая последние годы своей долгой жизни, когда уже и я ее застал, прожила слепая, но пока могла еще сама выходить на улицу, постоянно ходила в храм и пела в церковном хоре. Сейчас, глядя из никак негаданного тогда будущего на себя тогдашнего, озирающегося в жизни и мечтающего о будущем, я могу сказать, что верующим я был всегда, несмотря на то, что все вышеописанное занимало в моей жизни очень незначительное место. Я был верующим настолько, насколько человеку вообще естественно быть верующим и противоестественно быть атеистом. Я, например, никак не мог до конца уразуметь – как это: «Бога нет»? То есть, рассуждал я, вот если бы Он был, то это значило бы то-то и то-то, «есть Бог», это когда есть «Тот, Кто» – смотрит, видит, правит, мыслит, любит, помогает, наказывает, Тот, Кому небезразлично все происходящее. Я не мог, конечно, представить Бога, – то, что Бог никак непредставим, я ясно знал и чувствовал, но я мог представить себе присутствие Божие в мире, мир, которым правит Бог, вхождение Бога в жизнь человека. Так вот ничего этого нет! – силился я представить себе такую картину. Пусто, темно и холодно становилось, – «но зато это правда!»

http://pravoslavie.ru/1919.html

Или, может быть, так. У меня была «научная картина мира», вполне логичная и ясная, а был еще реальный мир очевидный и весомый, их требовалось согласовывать. Некоторые научные истины я хоть и с трудом, но мог прочувствовать и пережить: например, то, что это не Солнце вращается вокруг Земли и заходит на горизонте, а наоборот я, сидящий на стуле, вместе с Землей поворачиваюсь потихоньку и отворачиваюсь от Солнца; или то, что где-то на другой стороне Земли плещется океан, и что у мира нет ни верха, ни низа, а просто и я, и океан притягиваемся к центру огромной планеты, – это я мог осознать и прочувствовать. А некоторые другие научные истины были непредставимы просто потому, что относились к той сфере действительности, которая восприятию недоступна: что-нибудь из квантовой механики или теории относительности. Да и тут, хоть и вообразить нельзя, но прочувствовать весомость и смысл этих истин было вполне возможно. А вот то, что Бога нет (это ведь тоже я считал чем-то вроде научной истины, частью научной картины мира), это всегда почему-то особняком звучало. То есть, да, это так, но – откуда это известно, как же этот факт отсутствия доказан? Неужто, он доказывается тем, что Балда попу щелчков надавал, или тем, что реальные попы (как это утверждалось) жирные и жадные? Впрочем, это все я теперь говорю, пытаясь свои тогдашние подсознательные ощущения и наития артикулировать. А тогда – с самого раннего детства и вплоть почти до вступления в зрелую взрослую жизнь – я честно и искренно считал себя атеистом. Не каким-нибудь «воинствующим безбожником», а просто А-Теистом, без-религиозным человеком, трезвым советским мальчиком (подростком, юношей, молодым мужчиной). И к верующим людям относился, как положено, то есть без вражды, но с опаской, без боязни и даже с интересом, но как-то слегка отшарахиваясь, так относятся к легко помешанным: болезнь интересна и даже притягивает, но от человека больного ею отодвигаешься, и не потому, чтобы он мог причинить тебе вред, а именно потому, что он «не в себе». Я, впрочем, почти и не видел верующих людей, в моем мирке их не было.

http://pravoslavie.ru/1919.html

Итак, я был атеистом и материалистом, по крайней мере, искренно считал себя таковым. И когда, отучившись два курса в инженерно-строительном институте, отслужив два года в армии, я ощутил внутреннюю необходимость пойти учиться на философский факультет, я пришел туда как убежденный марксист. Это был 1988 год, в перспективе «гласности» начинались уже процессы переосмысления советской философской схоластики, однако официальная линия, проводимая с профессорско-преподавательской стороны, и встречающая понимание со стороны большинства студентов философского факультета, заключалась в признании необходимости «очистки от искажений» и «творческого обновления» «великого наследия». Впрочем, можно было заниматься историей философии или современной западной философией, а, кроме того, эти годы стали временем возвращения русской религиозной мысли XIX – XX веков. Некоторые мои однокурсники, как и более старшие товарищи, спасались от марксистского занудства в исследование «современной буржуазной философии» (тем более, что возможности для получения первоисточников и здесь увеличились). Была также партия «ревнителей русской философии» (как именовал профессор Б.В. Емельянов собравшийся вокруг него кружок). Я принадлежал к «марксистам». Отчасти это объяснялось моим инстинктивным отвращением от моды, нежеланием бежать в толпе за последними новинками. В такой позиции есть и недостатки: упрямое нежелание поскорей читать книгу, которую читают все, – это тоже зависимость от моды только со знаком минус. Впрочем, правильнее будет определить мою позицию как консерватизм: я был не против нового, тем более, что горизонты этого нового, открывшиеся тогда, по-хорошему захватывали дух, но я не верил, что новое всегда лучше старого уже потому, что оно новое. Проучившись два года, в начале третьего курса я окрестился. Трудно сказать, что подвигло меня на этот шаг. То есть, подвигло меня слишком многое, а потому все перечислить трудно и каждая из этих причин в отдельности выглядит блекло. Я попробую сказать о наиболее заметных. Если делить грубо и условно, были причины «теоретического» плана, а были «практически-жизненные». «Теоретические» предпосылки сводились просто к тому, что, как выяснилось, религиозная вера не является продуктом отсталости и невежества. Я и раньше об этом догадывался, но одно дело умозрительно это предполагать, и совсем другое – наглядно в этом убедиться. К чести наших преподавателей, они, даже будучи в большинстве своем атеистами, говорили о религиозной вере как о полноправном оппоненте в мировоззренческом диалоге. То есть, даже предполагая, что религия не права, они не громили ее идиотическими доводами пропагандистской литературы, а признавали за ней право слова. Да и как не признавать, когда практически все изучаемые нами философы не просто были верующими, а эта вера у них играла важную роль в построении философских систем.

http://pravoslavie.ru/1919.html

Всякому, кто знаком с церковной жизнью, понятно, что это была вторая подготовительная неделя к Великому посту, что через неделю началась сырная седмица, Масленица, а за нею и сам Великий пост. На этот раз я решил поститься по-настоящему. Бесконечно я благодарен своей жене, которая удержала меня от лицемерного пощения в пост Рождественский, иначе я мог бы надолго застрять на той стадии, когда люди придумывают себе различные оправдания и говорят: «Сейчас пост идет, так я стараюсь мяса есть поменьше». Наконец-то я подошел вплотную к тому чуду, о котором хотел рассказать. Дело в том, что я курил. Закурил я в первый раз еще до армии на первом курсе строительного института. Этот период был недолгим, около полугода, да и интенсивность курения была небольшая, и все-таки усилия делать, чтобы бросить, пришлось. Первый год в армии я не курил, а со второго года начал курить, и теперь уже, в отличие от развлечений на гражданке, по-настоящему. Ко времени тех событий, о которых я пишу, мой стаж курильщика составлял семь лет. Годы это были тяжелые, одно время и табак был в дефиците, и курить его приходилось во всех видах: сигареты с фильтром и без фильтра, папиросы, сигары, трубку, самокрутки из сигаретного табака, из махорки, из распатроненных окурков, собранных по пепельницам. Только, пожалуй, кальян прошел мимо. Бросить я пытался бесчисленное количество раз, но дольше трех-пяти дней эти попытки не продолжались. Кажется, именно пять дней был мой рекорд. Человек я слабый, податливый как на уговоры извне, так и на подначки изнутри. Кроме того, как вывел мой отец на основании не только собственного опыта, – очень легко бросить курить первый раз, просто бросил и забыл. И у человека создается опасная иллюзия, что он в случае чего сможет так же легко сделать это и в другой раз. Но во второй раз бросать уже страшно трудно, эта страсть держит цепко и почти не ослабевает со временем. Отец мой, прошедший через первый легкий раз и снова закуривший, бросал потом тяжело и не с первой попытки, и только недавно признался, что, бросив, потом еще двадцать лет мучился желанием закурить, прежде чем немного отпустило. Но отец-то мой как раз человек внутренне сильный и его силы воли на эти двадцать лет хватило. Меня хватало на пять дней максимум.

http://pravoslavie.ru/1919.html

   С истинным, глубоким, духовным утешением я был свидетелем того, как сердце Ваше ожило для Бога; как был свидетелем этого приятнейшего зрелища и возблагодарил Бога. Нет на земле выше счастия, как познать Бога и прилепиться к Нему всею душою. Этот союз — от ныне и до века. В этом союзе — условие истинного блаженства вечнаго, предвкушение котораго уже начинается здесь на земле.    Как ни вспомню о Вас, неразлучно с этим воспоминанием приходит на мысль мою стих псаломский: «Да обновится, яко орля, юность твоя». И посылает его сердце мое к Вам на крыльях сильного желания!    Письмо мое препровождаю чрез моего наместника с целию: он мне напишет, что вручил Вам письмо. Оно, как Вы видите, вовсе нецеремонное: все из сердца. Не утруждайте себя ответом на него: имею от Вас письмо, которое — читаю и перечитываю всегда с новым духовным наслаждением, с благодарением Богу. Это письмо — Ваша душа; Богу угодно, чтоб она была для меня открыта к общей пользе: моей и Вашей. Говорящий слово Божие и слушающий слово Божие пользуются вместе, а приносит пользу — Бог. Он соединяет здесь, на земле, в юдоли скорбей и плача, человеков в единомыслие Своим всесвятым, всесильным словом. Он вселяет единомысленных по окончании земнаго странствования в дом вечный, где духовный праздник никогда не умолкает. Он да дарует нам здесь благоугодное Ему единомыслие, и единодушие, как залог; а там — на небе, в вечности, да дарует неизреченное блаженство, как исполнение залога... Какая мысль сейчас пришла мне! Не скрою ее! дал бы мне милосердый Господь видеть Вас со всеми чадами и внучатами Вашими в селении вечном, полном света и радости, полном славословия Богу, как зрел я Вас всех прошлого году 14-го октября, собранных в Его святом храме. Вы устроили в доме Вашем приют для Бога, — устраивайте и в душе Вашей; — Он устроит Ваш дом, обитель великолепную в Его святом граде в Иерусалиме Небесном. Он устроит: потому что обещал воздать каждому по делам его. Письмо 184     Как каяться мирянину. — Самообольщение. — Наставление ко спасению

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Способ понимания текста псалтири, особенно пророчественных мест её, также представляется сходным в тех и других миниатюрах, что объясняется единством истолковательного источника, заключающегося в исконном византийско-русском предании: в силу этого предания, то или другое толкование известного места псалтири, освященное авторитетом древности, не могло подлежать изменению по произволу миниатюристов. Наконец поэтические сравнения, заимствованные из внешней природы, истолкование текста путем параллелей, заимствованных из физиологов и бестиариев, олицетворения предметов и явлений природы находят там и здесь довольно широкое применение. Так например, там и здесь слова 102-го псалма «обновится яко орля юность твоя» объясняются через сравнение обновления человека с обновлением орла, там и здесь миниатюристы с одинаковой симпатией изображают дерева польские, кедры ливанские, птиц и иеродиево жилище для наглядного выражения идеи божественного промышления в мире, воспроизводят олицетворения моря, ветра и рек. Однако сами способ выражения этих общих понятий там и здесь различны: одна и та же идея, при одинаковости её внутреннего истолкования и при одинаковости средств к её внешнему выражению, выражается все-таки не одинаково, в одном кодексе полнее и ярче, в другом короче, бледнее, словом – иконография миниатюр, а также и их художественные достоинства там и здесь различны. Коренные черты различия их состоят в следующем. 1) Каждая миниатюра в 1 занимает не менее половины страницы, а некоторые из них (в числе 58) сделаны во всю страницу; между тем как в 2 все миниатюры, начиная с 1-го псалма, сделаны на полях рукописи, как в псалтири угличской и тесно примыкающих к ней псалтирях годуновских. Это внешнее различие стоит в тесной связи с другим различием в художественной концепции миниатюристов той и другой псалтири, а именно: 2) Миниатюры в 1 отличаются сложностью и широтой замысла, наоборот миниатюры 2 кратки. Смотря на это различие с внешней стороны, можно было бы подумать, что последние отличаются сравнительно большей художественностью, чем первые.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Орля. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:1750. Адрес: Калужская область, Перемышльский район,село Орля Координаты: 54.36742, 35.958685 Проезд:По трассе Перемышль-Воротынск, 18 км от Перемышля, через село Борищево Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Орля, в прошлом село Заборовской волости. В 1782 г. село девицы П.С. Потёмкиной. В селе два пруда, церковь Казанской Божьей Матери. В 1859 г. значится как село Орля при колодцах и прудах. Церковь православная. До настоящего времени в селе сохранился красивый храм Спаса Милостивого, построенный в 1750 г. Потёмкиным, отцом Пелагеи Сергеевны Потёмкиной, которой принадлежало село в 1782 г. В толще западной стены храма - каменная лестница, ведущая из трапезной на второй ярус колокольни. В интерьере храма живописи нет, колокольня живописная, с широким западным входом и мелкорустованным первым ярусом. Данный храм - прекрасный образец " типовой " приходской церкви середины 18 в. Габариты храма: длина - 32 м, ширина - 8 м. Калужская энциклопедия. Е.В.Б, 20-06, 2011г. Село Орля Перемышльского района в конце 18 века принадлежало помещице Пелагее Потемкиной. Значилось в списках как село при колодцах и прудах. В 1750 году отец Пелагеи Сергей Потемкин построил в этом селе церковь. Освящена была в честь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь была окружена со всех сторон лесом. В свое время имела огромный приход, из окрестных деревень на службу шли прихожане, проходя иногда не один десяток километров. По архитектурному стилю церковь можно отнести к классицизму. Это четверик в два этажа. Купол венчает главка из листового железа. С западной стороны храма из трапезной шла каменная лестница на второй ярус колокольни. Крест кованный. Двухъярусная колокольня соединялась с трапезной и выглядела довольно приземистой, в отличие от других местных колоколен. Фресок и росписей уже обнаружить не удалось. Храм – идеальный образец приходской церкви средины 18 века. Сохранился неплохо. Ныне безхозен, восстановление не планируется. Рядом (очень близко) находится полузаброшенное кладбище. 19 ноября 2011. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12633

4:8 Гряди от Ливана, невесто, гряди от Ливана: прииди и прейди из начала веры, от главы Санира и Аермона, от оград львовых, от гор пардалеов. 4:8 Со мною с Ливана, невеста! Со мною иди с Ливана! спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона, от логовищ львиных, от гор барсовых! Здесь Жених-Ягве представляется находящимся в Иерусалиме и зовущим Свою Невесту – Израиля с гор Ливанских к Себе, домой в Иерусалим, с гор диких зверей львов и барсов на «гору мирровую, на холм фимиама». Это – о возвращении иудеев из вавилонского плена. Израиль, неверная и отверженная жена, вновь становится Невестой. «Обновится яко орля юность твоя» ( Пс. 102:5 ). «Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя» ( Ис. 54:6–7 ). Ливан с его могущественными великими кедрами – символ возгордившейся державы, в данном случае вавилонской (сравни – «вот, Ассур был кедр на Ливане...» Иез. 31:3 ). От логовищ львиных, от гор барсовых – традиционное наименование врага, приходящего с севера. Пророк Иеремия предупреждал о нашествии халдеев: «Ибо Я (Господь) приведу от севера бедствие и великую гибель. Выходит лев из своей чащи, и выступает истребитель народов, он выходит из своего места, чтобы землю твою сделать пустынею; города твои будут разорены, останутся без жителей» ( Иер. 4:6–7 ). И он же: «За то поразит их (иудеев) лев из леса... барс будет подстерегать у городов их» ( Иер. 5:6 ). Пророк Аввакум возвещал: «Ибо вот, Я (Господь) подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный... быстрее барсов кони его» ( Авв. 1:6.8 ). С вершины Ливана, откуда, как дикие львы и барсы, приходили завоеватели на Израиль, теперь возвращающиеся из плена иудеи созерцают землю отцов своих. Слышат от святой горы, от Сиона, голос зовущего Жениха: спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона, от логовищ львиных, от гор барсовых . Согласно древнему преданию, записанному в книге Еноха, на горах Аманы жили (еще до потопа) первые верующие люди. Почему LXX переводит это наименование, как из начала веры. И тогда зов Жениха обретает еще и такой духовный смысл: Израиль – Невеста Моя, прииди и прейди из начала веры, то есть отвергнув, наконец, всякое идолопоклонство, вернувшись к началу веры, к вере праотцов, к вере Авраамовой, к Закону Моисееву, приди и вернись ко Мне во святой город!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010