8. «Обновится яко орля юность твоя» – юность твоя восстановится (вернется к тебе), как возвращается орлу сила с возобновлением перьев. Этими словами образно представляется последствие благодеяний Божиих. «Орля» – имен. пад. ед. ч. женск. р. от прилагательного «орль» – принадлежащий орлу, орлиный; «яко орля юность» – как юность орла. 9. «Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым» – «творяй» – подразумевается «есть» – творит. «Милостыня» здесь вообще в смысле милости, благодеяния. В еврейском тексте теперь читается не «милость», а «справедливость». Греческое слово, переведенное по-славянски словом «судьба», означает первоначально решение, приговор, осуждение, а также – законодательное определение, закон, устав. Поэтому слово «судьба» здесь, как и во многих других местах, следует понимать в смысле суд, справедливое решение. Ср. Пс.36:6 : «изведет (Бог) яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне» (т.е. «справедливость твою, как полдень»); Пс.118:43 : «яко на судьбы Твоя уповах» («на суды Твои я уповаю»). Таким образом, «творить судьбу обидимым» значит оказывать обиженным справедливость, восстановлять их в правах их. Подобное сопоставление милости и справедливости находим в Пс.32:5 : «любит милостыню и суд Господь», – по-еврейски «правду и суд»; ср. также Пс.100:1 : «милость и суд воспою Тебе, Господи». 10. «Сказа пути Своя Моисеови» – «Сказа» значит объявил, открыл, возвестил. Выражение «пути Господни» имеет два значения: во-первых, предначертания Божии, пути божественного домостроительства, пути, по которым Господу угодно вести кого-либо, напр., народ Свой. В этом смысле слово «путь» употреблено, напр., в Пс.24:10 : «вси путие Господни милость и истина»; Пс.144:17 : «праведен Господь во всех путех Своих, и преподобен во всех делех Своих». Во-вторых, – пути, данные от Господа людям, пути, по которым люди должны следовать во исполнение воли Божией, т.е. заповеди. Так, напр., Пс.142:8 : «скажи мне Господи путь, воньже пойду». В котором из этих двух значений следует понимать слово «путь» в настоящем случае, сказать с достоверностью трудно. По- видимому, параллельное выражение во второй половине стиха – «хотения Своя» – заставляет предпочесть второе из указанных значений (заповеди Божии – воля Божия). Однако в еврейском тексте вторая половина стиха читается иначе (вместо: хотения – дела), а потому и выражение «пути Господни» в первой половине там скорее приближается к первому из указанных значений.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Поистине, плотский, самолюбивый, гордый, заблудительный, чувственный человек не может быть постоянным в чувствованиях своих. Сия часть, сей жребий принадлежит единому человеку верующему, в духовной жизни утвержденному, Бога сердечно любящему и на Него истинно уповающему! Духовный человек, поскольку разума и воли своей действительно отрекся, во всем покорен бывает Воле Божией, все несет, что Господь ни возлагает на него, не говорит, для чего Бог, будучи милосерд, иногда отягощает его, не говорит, зная, что Бог, яко премудрый, ничего без причины не творит, хотя и не открывает оной ему. Духовный человек, поскольку есть смиренномудр и уничижен, ни богатством, ни честьми излишне не утешается, ни бедностью не гнушается. Духовный человек, поскольку есть благорассудителен, как пользуется временным счастьем, яко благословением Божиим, так пользуется и наружным несчастьем, яко горьким лекарством, той же Десницей Вышнего сообщаемым, пользуется и болезнями, и печалями, и разнообразными лишениями, пользуется, поправляя ими внутренне поврежденное существо свое, и обращая всего себя к тому неисчерпаемому Источнику щедрот, Который единый есть настоящее счастье и истинное блаженство его. Духовный человек, поскольку есть любитель небесной, святой истины, всегда тщится, будучи ею наставляем, о приобретении спасения души своей, тщится более о сем, нежели о сохранении благосостояния телесного, тщится о сем, хотя бы приобретение спасения сопряжено было с несением тягостного креста, с претерпением болезней, скудости, гонений и с лишением любимых предметов. Духовный человек, идучи в обетованную землю, ища спасения себе, ежели и почувствует жажду или глад телесный, не поропщет на Промысел Вседержителя, не речет, что пием? или, о дабы быхом измерли мы уязвени от Господа в земли нечестивых, егда седяхом над котлы мясными, довольствуясь сластолюбием, и ядохом хлебы неправды до сытости, не речет сего, но с покорностью преклонив колена скажет, буди Воля твоя, Господи! Духовный человек, поскольку есть благодарен и чувствителен к Божеским благодеяниям, поет Богу своему беспрестанно, хвалит Его во всю жизнь свою, благодарит Его, дóндеже есть, доколе существует, благословляет Его и в счастье, и в несчастье, благословляет в счастье, воспевая: благослови душе моя Господа, и не забывай всех временных воздаяний Его; благословляет и в несчастье, взывая: благослови душе моя Господа, очищающаго через сие вся беззакония твоя, исцеляющаго вся внутренние недуги твоя; благослови душе моя Господа, избавляющаго через сие от вечного истления живот твой, венчающаго тя милостию и духовными щедротами: благослови душе моя Господа, исполняющаго во благих желание твое, Который готов есть всем тем насытить тебя, что свойственно и спасительно тебе; и обновится яко орля юность твоя ( Пс.102:2–5 ), очистится через несчастья вся поврежденная ветхость твоя, и паки возвратится прежняя райская способность, яко юность орля, возлетать к Солнцу правды, к Триединому Богу, для восприятия света и славы Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

«Обновится яко орля…» Прежде всего, конечно, надо бы объясниться, – почему я вообще собрался что-то писать, что вообще могу я интересного сказать Вам, читающим. На этот вопрос у меня ответ есть, – я хочу рассказать Вам о чуде. Разговаривая с людьми о своей вере (а по роду своей профессиональной деятельности мне приходится – слава Богу – делать это часто), я раз за разом натыкался на вполне естественный вопрос: «Ну, ладно, Вы вот складно говорите об опыте других людей, а Вы-то сами – что видели? Было ль какое-нибудь чудо в Вашей-то жизни?» Вопрос, действительно, вполне естественный: интереснее всего нормальному человеку не какие-то отвлеченные идеи, а живой собеседник. До поры до времени меня этот вопрос не то, чтобы ставил в тупик, но как-то «сбивал с ритма»: гладко и легко можно говорить о постороннем, о себе же самом всегда очень трудно. Чтобы о себе самом говорить, надо свою жизнь от себя отстранить, повествованием ее сделать, – это, во-первых, была чисто техническая трудность. Но и, кроме того, по существу, – в моей жизни, действительно, вовсе и не было тех чудес, о которых можно было бы рассказывать потрясенной толпе, – не было того, что обычно принято называть чудом. Другое дело, что если посмотреть трезво, вдумчиво, – то и вся моя жизнь чудесна, и бесчисленны были в ней незаметные постороннему глазу случаи, так много говорившие сердцу. Но ведь об этом и рассказывать бесполезно, это твоему сердцу они могут что-то говорить, а для постороннего взгляда, как уже сказано, вообще ничего не значат. Тут и сам-то человек иногда не сразу может разглядеть в своей жизни чудо, – вопрос ведь в том, – а хочет ли сердце слушать, желает ли оно принимать эти весточки свыше. Не могу сказать, что я, например, был к ним вовсе глух, но до поры до времени мало сказывались они на моей жизни. И все-таки я нашел ответ на этот провокационный вопрос: «А в Вашей-то жизни было что-нибудь?» – «Да!» – отвечаю я теперь. Кроме сокровенного сердечного опыта, который посторонним человеком может восприниматься как плод мечтательства, в моей жизни нашлось такое чудо, которое я могу представить на суд публики, потому что оно осязательно, очевидно и непостижимо, потому что оно легко проверяемо, если кто захочет поинтересоваться моей жизнью у знавших меня.

http://pravoslavie.ru/1919.html

В конце зимы у меня была очередная попытка бросить курить, продержался я, как всегда недолго, купил штучно одну сигаретку, потом еще пару, потом еще и еще и к марту вышел уже на обычный свой рацион: пачка в день или поменьше, смотря по обстоятельствам. И тут наступает пост. Я не помню, чтобы решал бросить курить. Не было такого решения, просто для меня как-то подразумевалось, что раз уж пост, то и курить надо прекратить. И не давал я себе слова, не зарекался, но начался пост и я прекратил курить. И все семь недель Великого поста я не курил и вовсе не мучился этим. И кончился пост, прошли пасхальные торжества, а я так и не курил, не было у меня желания. В конце мая у моего друга случился день рождения, мы посидели, выпили, и я выкурил сигарету… Полное отвращение и никакого удовольствия, и после этого я не закурил. Летом на даче с родителями жарили шашлыки, посидели, выпили, я выкурил тайком сигарету… Никакого удовольствия, полное отвращение, и после этого я не закурил. Такие случаи, спровоцированные употреблением алкоголя, нечасто, но время от времени повторялись, но я не срывался и не начинал курить. Был один раз, когда за ночь – с полуночи до утра – я выкурил не менее половины пачки, но и это не привело к срыву. В последние годы я уже не допускаю себя до таких глупостей,0 и это совершенно не требует от меня каких-то серьезных усилий. Что это значит, надеюсь всем понятно, хотя и необъяснимо: страсть курения была просто вычищена из моей души. Когда курильщик бросает курить, то даже одна выкуренная сигарета имеет для него роковые последствия, и он неизбежно срывается обратно. Страсть надо давить, не давая ей ни малейшей уступки, поскольку даже малейшая уступка сразу уничтожает все, тобою достигнутое. Я же просто был исцелен совершенно от страсти, ее как будто и не было в моей жизни, то есть память о ней, конечно, осталась, но внутри меня ее нету, нету и следа от нее. Конечно, если задаться целью, я смогу начать курить и сейчас, но для этого мне потребуется переломить в себе то естественное отвращение к табачному дыму, которое присутствует у человека никогда вообще не курившего. И это состояние я обрел не вследствие длительной борьбы, а разом и даром. Никаких усилий от меня не потребовалось, чтобы прекратить курить, и первозданное естественное отвращение к табаку проявилось во мне сразу же, спустя уже два с небольшим месяца после этого прекращения. «Как рукой сняло», – говорят в таких случаях. А мне хочется сказать те слова, которые поются на каждой литургии: «Обновится яко орля юность твоя! Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив! Не до конца прогневается, ниже во век враждует! Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам! Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша!»

http://pravoslavie.ru/1919.html

Как же им не быть бессильными, (как не томиться и не гибнуть от голода, потому, конечно, что они не приняли Христа, хотя он ясно говорил: Аз есмь хлеб животный иже сшедый с небесе ( Ин.6:51 ), и даяй живот миру ( Ин.6:33 ); аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во век 104 ( Ин.6:51 ). Но так как они по великому безумию, хотя было возможно получить, не вкусили хлеба животного, то и истаевают от голода, между тем как язычники наслаждаются. Ибо истинно, как говорит Соломон, не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит ( Притч.10:3 ). Это самое пришлось потерпеть иудеям, ибо они нечестиво поступили с Начальником жизни. Терпящии же Господа, то есть Христу работающие, единое с Ним мудрствующие и тщащиеся исполнять (сие), изменят крепость. Ибо они не пребывают в том бессилии, в каком были некогда, заблуждаясь и находясь под игом сатаны и мирских удовольствий, но получают иную (силу), поскольку Христос подает им способность препобедить всякое презренное удовольствие и освободиться от сетей греха; ибо написано: крепость моя и пение мое Господь ( Пс.117:14 ). Обновятся же, говорит, так, как орлы. Сему научает и блаженный Давид, говоря: обновится яко орля юность твоя ( Пс.102:5 ). Потекут и не утрудятся: охотно и с юношескою бодростью будут шествовать путями Божественного благочестия, так как Христос подаст им все нужное для жизни и не попустит утрудиться; ибо Он наполняет сердца любящих Его крепостью свыше, так что, хотя бы и пришлось делателям добра впасть в искушения и тяготы, они преодолевают утомление, будучи твердо убеждены, что терпение весьма вожделенно, и если оно у кого есть, делает того искуснейшим во всех отношениях; ибо терпение – искусство соделовает, искусство же упование, упование же не посрамит ( Рим.5:4,5 ) привыкших жить так. К мужеству, – разумеется, относительно всего доброго, – поощряет и блаженный Давид, говоря: мужайтеся и да крепится сердце ваше, вси уповающия на Господа ( Пс.30:25 ). Острови понимать можно различным образом: много их есть и на морях, а иногда так называются города и веси, которые окружены обширной необработанной и песчаной почвой; таковы, говорят, (города и веси) Идумейские и Моавитские, так как они лежат в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Потому что приблизился к нему Господь, чтобы Своим невидимым явлением разрушить и уничтожить всякую жестокость и всякую враждебность, которые являлись препятствиями душе к живому созерцанию Бога и тем лишали её печали. Но если жестокость еще остается в сердце, сердце не плачет, душа не скорбит о своем Женихе, и мысль остается окамененной и не может созерцать незримого своего Творца, пусть не отчаивается и не прекращает своего доброго подвига, но еще больше укоряет себя на каждый час. И тогда в скором времени он увидит утешение Божие в своем сокрушенном сердце, по реченному : Близ Господь сокрушенных сердцем Потому, когда приблизится к нему Господь, он снова увидит действующую в себе благодать Божию. Также он увидит, как легко проливаются слезы, увидит, что сердце его спокойно, увидит, что помысл его умиротворен, а душа обновлена и стала такой, какой она была при сотворении. Обновится, сказано, яко орля юность твоя От этих духовных знамений человек узнает, что Бог принял покаяние его сокрушенного сердца, как воню благоухания. И потому впредь пусть творит заповеди Господни, радуясь вместе и смиренномудрствуя. Богу же нашему слава и великолепие всегда. Аминь. Еккл. 4, 9. Ср.: Ин. 10, 1. Ин. 10, 10. См.: Лествица. Слово 7, о радостотворном плаче. См.: Лествица. Слово 7, о радостотворном плаче. Мф. 26, 41; Мк. 14, 38; Лк. 21, 36. Пс. 141, 3. Здесь, видимо, имеется в виду тот древний обычай, по которому невеста с женихом обручались задолго до венчания. Потому после смерти жениха невеста считалась вдовой. См.: Пс. 50, 11-13. Пс. 33, 19. Пс. 102, 5. Слово пятнадцатое О том, как посредством умной молитвы с умилением испытывать всякое видение и всякий помысл, которые, как кажется, от Бога: действительно ли они от Бога или от демонов. Благослови, отче Один человек, возлюбленный, дает тебе золотую или серебряную монету, на которой изображен царь и его надписание, и по внешнему виду она кажется подобной другим царским золотым монетам. Но ты не знаешь, из натурального ли золота эта монета внутри или нет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

Пребудьте в служении Богу краткое время земной жизни – и наследуете вечность полную радостей и непрерывного наслаждения духовного. Надо же наследовать вечность!.. Не унывайте от преткновений, непогрешительность – несбыточная мечта! Преткновения свойственны всем человекам, которым, по этой самой склонности к падениям, поведено: «в терпении вашем стяжите души ваша. Претерпевший до конца, той спасется». Благословение Божие да почиет над Вами! 24 сентября 1847 183 (277, 8). Молитва соединяет воедино. – Духовное обновление. – Пожелание встретиться в вечных селениях Прошедшего года 14-е октября я был в Вашем доме, вместе с братиями моими служил Божественную литургию в Вашей домовой церкви. При священнослужении присутствовали Вы с благословенными дщерями Вашими, с благословенным потомством Вашим. Молитвою мы соединялись все воедино. Это единение превыше земных ощущений; тут что-то небесное; тут предвкушение будущей жизни, в которой человеков будет соединять Дух. Здесь, на земле, соединяет их наиболее земля. Землею называю нашу плоть и кровь. Так назвал их Бог: «земля еси, – сказал Он падшему человеку, – и в землю пойдеши». После Литургии имел я истинное сердечное удовольствие принести Вам мое поздравление с днем Вашего Ангела, пожелать Вам всех благ, которыми милосердый Господь во времени и в вечности наделяет человека, угодного Ему и любимого Им. Ныне из дальней пустыни моей прихожу к Вам мыслию, воспоминанием, сердцем, наконец этими строками. Приветствую Вас с днем Вашего Ангела, приветствую с таким же духовным наслаждением, исполненный таких же искренних и благих желаний для Вас. Да благословит Вас Господь! «Да обновится, яко орля, юность твоя!» А обновляется человек, юнеет – от благочестия. Если сравнить земную жизнь человеческую с вечностью, то все мы одинаково молоды и одинаково стары. Мне представляется в цвете и красоте юности, истинно живущим – только благочестивый. Он издает из себя духовную воню бессмертия; слышен живущий в нем и оживляющий его душу Бог. Так для всех ясно ощутительна душа в действиях тела, которое она употребляет как свое орудие; ощутительно и отсутствие души; его все видят в бездействии, в смраде охладевшего трупа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Когда 21 ноября 1839 года русские монахи во главе с иеросхимонахом Павлом пришли в обитель, чтобы навсегда здесь остаться, отец Венедикт направился в гостиницу, где угощали пришедших гостей и, положив три земных поклона, со слезами прочитал молитву: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром...» Потом подошел к отцу Павлу и, поклонившись ему до земли, взял у него благословение, обнял его и сказал следующее: «Ныне возвеселилось сердце мое, и возрадовался дух мой, что держу сегодня в объятиях своих русских. Ныне обнимаю потерянное сокровище. Ныне пришла вновь изгнанная моя овца, блуждавшая по горам и по лесам и не имевшая себе ни ограды, ни пристанища, где главы приклонить. Ныне она вновь возвратилась в свою прежнюю ограду. Ныне я держу ее в своих объятиях, и уже более ее не изгоню, и не отпущу от себя. Ныне я очистил свою совесть, которая всегда меня обличала и беспокоила за изгнание русских». Выпустив из рук отца Павла, усаживая гостей, он говорил: «Садитесь, мои дорогие гости. Садитесь, мои честные отцы. Садитесь, мои возлюбленные чада. Садитесь изгнанные овцы, вновь возвращенные в свою ограду. Садитесь, обретенное сокровище. Садитесь, чистота моей совести. Садитесь, радость моя неизреченная. Садитесь, многовожделенные мои братья. Веселитесь и радуйтесь и торжествуйте с нами вместе!» Когда же он это говорил, греки все стояли и плакали. Отец Венедикт обратился и к ним: «Радуйтесь со мной, чада мои, радуйтесь! Днесь обновися, яко орля, юность моя. Сегодня стошестилетние мои косточки помолодели. Сегодня мои слепые глаза прозрели, так как вновь видят они русских в нашей обители. Сегодня плачет лишь один враг – дьявол , посмеявшийся над моей старостью и подтолкнувший меня к изгнанию русских. Я же, как человек, послушал его и впал в великое искушение. При последних годах моей жизни возмутил свою совесть и погубил многолетние свои труды и подвиги, отеготив свое сердце. Три года лежал на моем сердце этот тяжкий камень, и никогда не мог я успокоить свою совесть и душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таинственно изображается Саррою душа, всегда верная Закону Божию. И для такой души необходим подвиг покаяния по причине греховности, которою заражено все человечество; и такая душа часто томится в течение продолжительного времени, боримая страстями, предаваемая недоумению и неизвестности о милости Божией к себе, о спасении своем; и такая душа оставляется надолго пред заключенными дверями в чертог бесстрастия и святости [ 1458 ]. Тщетно молится она пред ними, тщетно плачет, тщетно стучится в них, как бы руками, различными подвигами и добродетелями. Уже овладевает ею безнадежие; уже видит она в себе окончательное истощение и способностей и жизни; уже признает состояние благодатное не своим уделом, и тогда, внезапно, отверзаются двери чертога. Жених-Христос является в неизреченной славе, в неизреченном свете Божества, принимает в объятия невесту-душу, душу истомившуюся страданиями подвижничества, доказавшую постоянством и долготерпением верность. Тогда отбегает, исчезает плач; глубоко забываются воздыхания и прочие виды выражения печали: душа утопает в бесконечном Божестве, утопает в бесконечном блаженстве. Вкусив сверхъестественную жизнь, она как бы утрачивает свою, утрачивает ту жизнь, которая вместе и смерть: не преставая существовать, начинает жить жизнию иною, новою, жизнию без меры обильною и всеобъемлющею; состарившись и измучившись в неплодстве, потом родив, сверх чаяния, духовный плод, она говорит, подобно Сарре: «Смех сотвори мне Господь, то есть даровал неожиданную, неотъемлемую радость — обручение вечной радости. Обновилась, яко орля, юность [ 1459 ] моя, изветшавшая в грехах и страстях. Плоть моя, как плоть Неемана Сирианина, соделалась подобною плоти младенцев после того, как я погрузился во Иордан Божественной благодати [ 1460 ]. Ум мой получил самостоятельность: не увлекается он многоразличными обольщениями злохитрой и суетной злобы: усвоился он Богу, прилепился к Богу, углубился в Бога, и пребывает неотлучно в Боге» [ 1461 ]. Ты спросишь: каким образом совершается дивное изменение? На этот вопрос святые Отцы наставляют отвечать так: «Сказано в Писании: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя [ 1462 ]. Где пришествие Духа, там не ищи естественного порядка и закона. Всесилен поклоняемый Святой Дух, и не удивись, если Он осуществляет в тебе несуществовавшее, если Он соделывает победителем ум, доселе побеждавшийся. Свыше грядый Утешитель над всеми есть [ 1463 ]. Он поставляет тебя владыкою над естественными движениями и бесовскими наветами» [ 1464 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В Троице, как Абсолютном Триипостасном Субъекте, не существует порядка ипостасей, которые даны в едином абсолютном акте самополагания Я. Каждая ипостась есть абсолютное Я и вместе абсолютное Ты и абсолютное Мы. Здесь, в ипостасном отношении, не существует «происхождения» ипостасей одна от другой, но лишь их взаимное самополагание. Триипостасность Абсолютного Субъекта, Лица, Живого Бога, есть в известном смысле уже a priori всякого богословского учения о Св. Троице, и об отдельных ипостасях. Оно может излагать, как триипостасность раскрывается, но не как она возникает. В упущении из виду этой предпосылки состоит главный доктринальный недостаток католического богословия, которое поступает так, как будто бы не было этого a priori триипостасности, как будто бы ее можно и нужно находить и доказывать a posteriori, 22 из отношений, а не наоборот. 6. Ипостась и Усия, личность и существо Бог есть дух. Духу свойственны личность и природа. Наше ипостасное я не исчерпывается голым самосознанием, саморефлектированием: я-я-я-я…. Оно в себе живет, имеет источник жизни в своих недрах, и его жизнь есть непрестанное самораскрытие его собственной глубины и неисчерпаемых возможностей. Я просто не существует без этой глубины, без этой ночной тьмы, из которой непрестанно выступают образы бытия, новые его возможности. Это непостижимое и нерасторжимое соединение самосознания я и его природы или содержания, не поддающееся никакому дальнейшему обоснованию, выражает существо личного духа, его характер, как ипостасной сущности, 23 то, без чего оно не существует. Я осуществляет себя, как познающее: я узнаю, знание совершается в я, в самосознании. Оно есть и волящее, я хочу, хотение происходит в том же я в едином его самосознании. Оно же есть и творческое: я творю, и это моё творчество есть наглядное раскрытие глубины я, его природы. Жизнь я есть его непрестанное самотворчество и самооткровение, в котором оно оказывается для себя всегда старым и новым: «обновится яко орля юность твоя». Живя, я становится (wird), и это становление есть закон его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010