Как входящие в баню скидают с себя всю одежду, подобным образом и приступающие к подвижнической жизни, сложивши с себя все житейское, должны жить в любомудрии. Будите, повелевает Христос, мудрии, яко змия ( Мф.10:16 ). Змий, когда должно ему совлещи с себя кожу, влазит в тесное место, и тело свое оным сжимая, столь хитро и столь искусно совлекает с себя старость. Писание означает то, дабы и мы, шествуя тесным и бедственным путем, совлекали с себя ветхого человека, и облекалися в нового, дабы юность наша обновлялася, яко орля. Ибо при освещении света изчезает мрак, при возвращении здравия утоляются мучения болезни, при доказании истины обличается ложь. Многие люди подобны облакам по причине переменного дыхания ветров из одной стороны в другую воздуха носимым. Имеющие скорые к перемене мысли, и самой беспорядочной жизни не осуждают, напротив того, имеющие мысль твердую и непоколебимую, почитают за нужное жить согласно с намерением. Многие к прикрытию худых действий видом добра болтуна называют веселым, сквернословца учтивым, гневливого и жестокого важным почитают, скупого хвалят, как прилежного домостроителя, утопающего в роскошах зовут щедрым, блудника и похотливого – наслаждающимся при свободности духа своими вещами. Словом, всякой порок прикрашивают названием противным оной добродетели. Таковые, по слову Давидову, устами благословляют, в сердце же клянут. Ибо под красотою слов возводят всякую клятву на жизнь оных, подвергая их своими похвалами вечному осуждению. Чего ради, как справедливость суда требует, чтобы не равные действиям определяемы были воздаяния, но надлежит учинившему злодеяния сугубое воздавать наказание, потому что чрез сие и сам он сделается лучшим, и других своим примером учинит осторожнейшими; подобно сему и делающий порок под видом добродетели двоякого достоин наказания: во-первых, за то, что делает порок, во вторых, что к совершению оного добродетель, так сказать, употребляет помощницею. Итак, благоразумный муж в жизни своей должен убегать народных о себе слухов и не смотреть на мнения других, но поставить предводителем себе в жизни здравой разум; так, что хотя бы всем людям противостоять, хотя бы от всех заслужить худое о себе мнение, и за честность подвергнуться опасности должно было; однако, справедливо определенного переменять не должен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

В здешнем веке дела наши суть сияние, а будущий век есть жатва посеянного нами, и кто что посеет здесь, то и там пожнет. Ежели кто сердечную свою ниву потщится возделать и удобрить и насеять семенами бессмертного жита, то верно может надеяться по сеянию своему узреть и жатву к покою своему вечному и удовольствию. Сеющий слезами покаяния радостию поженет, и «насыщуся тогда» говорит Пророк (Пс.) ибо по трудах благочестия следует приятный покой. Не трудящимуся же в деле благочестия покой и насыщение отречено, праздный, сказано, да не ясть. – Воображай себе, любезный братец, истину сию всегда, что еже сеет человек в здешнем веке, то самое и поженет в будущем стократно, и на этой истине проверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века? – пшеницу или терние? Испытавши себя себя располагайся к исправлению лучшего на следующий день и таким образом всю жизнь проводи. Ежели плохо был проведен день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем ни однажды, ни смирился в мысли, ни милости или милостыню никому не сделал, ни простил виноватого, ни стерпел оскорбления; напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питие, или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести осуди себя и положись на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое. И так рассматривай, любезный, сеятву твою всегда и от терния очищай и пекись яко истинный христианин делати не одно только гиблющее брашно, но пребывающее в животе вечном. Какая бо польза если мы и всем себя на этом свете удовольствуем и честью и славою и богатством и всеми сластями, душу же свою отщетим оных плодов Духа Святаго, и пусты явимся пред Богом как неплодное дерево, которое обыкновенно посекается и в огнь вметается. Воздавай Кесарева Кесареви внешним твоим человеком, внутренним же всегда взирай к Богу и закону Его поучайся и Бог будет с тобою. Я более всего опасаюсь, чтобы ты худым товариществом не повредился; тот товарищ наверно худой, который назирает жены и пиры. Вино бо и жены многих погубили глаголет Писание. Блюди себя от таковых; ибо скоро и удобно входят в нас привычки слабые и страстные, отвычка же очень трудна. Редкие освободились совершенно от худых привычек, по большей же части во страстях оных и жизнь свою кончили, на осуждение себе вечное, от чего меня и тебя да помилует премилосерднейший Господь. Я уповаю, что дух страха Божия в вас есть, которым можете предохранять себя от греха и направлять к добродетели. Для сего могут служить и списочки сии, кои к вам посылаю: держитесь правил их по возможности своей и верно «обновится яко орля юность твоя» ( Пс. 102:5 ). –

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы уже знаем, что высокопр. Филарет имел пламенное и примерное усердие к Богослужению вообще, так что с раннего детства своего старался всячески бывать неопустительно при церковных службах. В частности же эта сторона его духовного состояния отразилась напр. в том, что он со времени посвящения своего в сан святительский поставил сам себе обетом или заветом, чтобы во всю Св. Четыредесятницу неопустительно совершать Литургии Преждеосвященных даров. Этот последний подвиг, очевидно, составляет особенную черту и плод его духовного развития и настроения. Ещё же частнее и особеннее открывается это святоподвижничество его в том, что в течение сорока слишком месяцев, последних в его жизни, он ежедневно неопустительно сподоблялся приобщаться Св. Таин Тела и Крови Христовых. Положим, что побуждением к сему последнему подвигу, как сам он объяснял, была ревность его любви к отечеству, именно – он желал усилить свои молитвы об отечестве своём – России среди бывших тяжких для нас военных обстоятельств (в Крымскую войну); но во 1-х это самое свидетельствует о новой, высшей и примерной черте святоподвижничества, – а во 2-х, как он сам же объяснял, это обратилось в его необходимую духовную потребность, а с тем вместе поддерживало и укрепляло его нравственные и физические силы. «Когда Архипастырь наш, – говорил один из проповедников при его гробе, – был в преклонных уже летах и когда физические силы его заметно уже слабели, а особенно в последние годы его жизни, мы сами были свидетелями, как среди крайнего изнеможения и истощения сил он вдруг обновлялся, яко орля, юностью... Мы недоумевали, где источник такой крепости и бодрости. Перед отшествием же своим он сам поведал, что тайна сей крепости заключается в молитвенных трудах, что только в молитве он и находит себе успокоение, и что за ней и время идёт для него, не видно как, и усталости он не ощущает, и при бессоннице ему не тяжело». «Встанешь поутру, – говорил он сам, – и через силу движешься, но возьмешься за молитву, и оживеешь, станешь бодрее и сильнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

…Приидите и вы, духовные отцы и братие, наученные праздновать во обновлении Духа, а не в ветхости писмене ( Рим. 7:6 ). Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему ( Пс. 94:1–2 ). Будем выну приносити Богу жертву хваления, сиречь плод устен исповедающихся имени Его. Не забудем благотворения и общения: таковыми бо жертвами благоугождается Бог ( Евр. 13:15–16 ). Очистим себя от всякой скверны греха, и да обновится яко орля духовная юность наша, как блаженного старца Симеона, дабы и мы мирно и радостно в доброй вере и спасительной надежде текли к исходу из жизни, а не со страхом и стыдом окончили сию жизнь… Будем подражать усердному и непрерывному пребыванию Анны в пощениях и молитвах, дабы нам не оказаться хуже жены, и притом подвизавшейся так под сению закона, где такие примеры – редки… Не будем удаляться от святых учений, из коих обыкновенно рождается спасительная для душ сила, как о той Анне свидетельствуется, что она не отхождаше от церкве ( Лк. 2:37 ), – не станем уклоняться помыслами нашими от страха Божия, но пригвоздим ему плоти и умы наши… Не будем отвергать себя от завета со Христом чрез смешение с растлителем (диаволом. – М. В.) жизни нашей исполнением его пожеланий… Принесем и мы к вышнему жертвеннику, как пару горлиц, чистоту души и тела или, как пару молодых голубей, попечение о добром не только пред Богом, но и пред человеками, дабы и мы… ставши совершенными но внутреннему человеку и соделавшись жилищем Духа Святого, – возвратились в истинное отечество наше – горний Иерусалим… во Христе Иисусе. Ему же слава и владычество со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. «В нынешний день по всей вселенной мы совершаем торжественное празднество. Ибо праздники… принадлежат Богу и, совершаемые прилично и применительно к человеческим условиям, таинственно возводят к совершенству празднующих. Какое же ныне таинство, и какое прославление Христа», «…приличное Богу? Весьма удивительное явление Христа, Его пришествие, исполненное совершенного успеха, жертва Христа, весьма трудная для изъяснения, Того Христа, Который явился из Божественного Вифлеема и прибыл в сей Иерусалим, Его переход с одного места на другое. И кто может изъяснить это переселение Бога с одного места на другое? Таинства Иисуса Христа неизреченны до такой степени, что их не может изъяснить и река красноречия. Но поспешим все во сретение Его, – все, кто благочестиво чтит Его таинство и благоговеет пред Ним, пойдем все с совершенною готовностью. Кто же первый сретит Его? Кто первый узрит Бога очами? Кто первый примет Бога? Кто первый понесет Его на руках?»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Этот обычай, давно прекратившийся, не может быть одобрен, как и обычай отлагать покаяние до смерти, уже потому, что час смерти неизвестен и смерть может застать всякого врасплох. С самого начала христианства дети христианских родителей крещаются обыкновенно вскоре после естественного рождения. Так и должно быть в виду того, что сказал Христос о детях: «оставьте детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть царствие Божие» ( Мк.10:14 ). К сожалению, вследствие небрежного воспитания, греховная зараза рано проникает в душу дитяти; с течением времени она оскверняется все более греховными привычками, ветхий человек, погребенный в водах крещения, снова оживает, новая тварь как бы совсем исчезает, жизнь христианина слагается так, что не отличишь его от язычника. Но пока жив человек, не все еще потеряно. Снова креститься, чтобы стать новою тварью, нельзя; – крещение, если однажды совершенно правильно, не повторяется. Но для оживления в себе духовной жизни есть другое средство, – покаяние, которое есть второе крещение. В таинстве покаяния снимаются с души греховные скверны, она становится снова чистою. От нее зависит уберечь себя от греховной нечистоты посредством подвигов покаяния, усиленной борьбы с греховными искушениями и соблазнами. Пусть только она не откладывает этого святого труда до неопределенного времени. С летами греховные привычки застаревают и под старость труднее бороться с ними, чем в раннюю пору жизни. В душе, утвердившейся в том или другом злом направлении, даже благодать Божия едва находит приемлемость. Не будем, братия, доводить себя до такого состояния, и если не успели положить начало искреннего покаяния в мимошедшее время жизни, вступим на путь покаяния в наступившее новое лето. С новым годом да обновится, яко орля, та юность и свежесть духовной жизни, которая дарована нам в крещении. Долготерпеливый Господь затем и продолжает нашу жизнь, что ожидает от нас новых усилий для борьбы с грехом, для истинного покаяния. Неприносящим плодов покаяния грозит участь бесплодной смоковницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Впрочем, можешь отгонять злые помыслы таким образом: когда враг говорит душе: нет тебе спасения, Христос тебя не спасет, – тогда ты говори: верую, Господи, что Ты воистину Сын Бога Живого, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Когда супостат вооружается на Божию премудрость, сокровенную в Святых таинствах, и говорит душе: не верь, – то ты, отвращая слух от мятежных мыслей, говори: верую и исповедую, яко сие есть в Таинстве причащения – само пречистое Тело Твое. Если дух сопротивный, заметив внимательный твой взгляд на образ, будет нашептывать: не кланяйся доске и краскам; то ты поклонись скорее и скажи: пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже. Если учит унизить или не благословить Матерь Божию, то взывай: Богородице Дево! радуйся, благодатная; благословенна Ты в женах. Если слышится хула на Крест Господень, то произноси: да воскреснет Бог и расточатся врази Его. Или же, вместо всякого оружия, бей супостатов именем Христовым, – ибо «нет, – как говорит Лествичник, – оружия крепче сего». Итак, борись с противными силами, воюющими на душу твою, и Господь, как сказано, даст крепость людям Своим; Господь благословит люди Своя миром. Верь, что Господне есть спасение, и что Он может внезапно обогатить нищего (духом), сотворить с искушением избыток духовной радости. Только потерпи Господа ( Пс.26:14 ), благодушно перенеси все скорби, которые посылаются для твоего смирения, и тогда обновится, яко орля, юность твоя ( Пс.102:5 ). Не огорчайся, что Господь попустил на тебя такую лютую брань; знай, что любящим Бога все поспешествует во благое. При всегдашнем благодушии ты мог бы, как и Давид, сказать: не подвижуся вовек ( Пс.29:7 ); тогда как человецы приятны Богу только в пещи смирения. Потому и сей боговдохновенный муж молился: искуси мя, Господи, и испытай мя ( Пс.25:2 ). Как золото, переплавленное в горниле, делается чище и светлее; так и душа, когда перетерпит искушение, освобождается от высокоумия и светлеется одною правдою Божиею. Потому-то человека, удаляющегося от всякой лукавой мысли, борьба с лукавым духом умудряет, делает его благонадежным и несамодеянным. Но вся противна суть мужеви безумну ( Прит.44:7 ): он и в благоденствии своем надмевается и при борении сопротивной силы весьма изнемогает и отчаивается. Так и Писание говорит: безумный, яко луна изменяется ( Сир.27:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Наша канджа тихо скользила по воде. А пернатый гость то смотрел на берега, то смежал свои очи. Я, любуясь им, вспомнил псаломское слово, – обновится, яко орля, юность твоя, – и начал изъяснять оное спутникам своим. «По мнению ученого раввина Саадия, – говорил я, – орел чрез каждые десять лет воспаряет в область эфира, и оттуда стремительно спускается в море, потом роняет свои старые перья, выращает новые, и таким образом юнеет. Епифании и Августин утверждали, что когда эта птица состарится, тогда клюв ее искривляется и загибается, так что она не может кормиться, однако разбивает его о скалу, и принимая пищу обновляется. Другие напр. Бохарт, думали, что орел, как и все прочие птицы, ежегодно линяет, и выращает новые перья, и что-сие-то обновление и разумеется в псалме». – Слушателям: моим полюбилось мнение второе тем более, что у нашего орла клюв был искривлен; и они решились взять его с собою в пустыню св. Антония, и там оставить на какой-нибудь скале с куском свежего мяса. «Пусть он разобьет свой клюв и обновится; говорили они. Когда мы воротимся назад; он, благодарный, явится к нам, и паря над нашими головами, докажет верность мнения Августина и Епифэния». Плавание наше вниз по обмелевшему Нилу продолжалось медленно. Я опять завел беседу с гуммосом Даудом. – Отче, пожалуй, скажи мне: каким образом торговцы достают Негров, и в таком большом количестве – Они покупают их пленных после междоусобных воин, кои не редко бывают у дикий племен, а по большей части нападают ночью на Негритянские семьи, живущие в лесах , и отбирают или крадут у них малолетних детей. Это им удается, потому что Негры не соединяются в одно общество и не помогают друг яругу. – Бывал ли ты, отче, в тех странах? – Далее Абисенмии не ходил. – Не ездил и в Ангалолу к христианам Шойским? – Нет. – Но красней мере сдыхал: жив ли и здравствует ли царь их Негуш Сале-Саласси? 27 – Он умер назад тому два года; и теперь царствует там сын его Иисус. – Цари Шойские не называются ли фараонами? – Нет. От называются Негушами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но сколько же раз бывало и другое! Сколько раз сбывалось это чудное, незаслуженное никак обетование: «обновися (а можно и так — в определенном контексте — обновится) яко орля юность твоя»! Сбывалось, когда хватало сил, решимости сказать всему окружающему: «Подожди!» И словно забыть о нем, обратившись к Тому, в Чьих руках все . Обратившись не потому, что нужно со всем этим «забытым» разобраться, разложить его по полочкам, а потому, что душа по Нему соскучилась, исстрадалась, к Нему наконец устремилась. Устремилась и разом помолодела! Словно не было ничего — ни разочарований, ни утраченных иллюзий, ни пережитых предательств, словно сердце от боли, несправедливости, жестокости мира не покрывалось прежде защитным панцирем, коркой, не делалось бесчувственным, холодным — только бы больше не страдать! И вернулось это удивительное чувство — ты ребенок. Тот самый, один из тех, кому Царство Небесное обещано. А как иначе можно себя ощущать, когда ты снова рядом с Отцом?.. Ведь мы стареем вдали от Него, а стоит приблизиться к Нему, и снова — дети. К Нему... К Тому, Кто обещал ученикам и последователям Своим вечную жизнь. Вечную и нестареемую... Рейтинг: 9.7 Голосов: 220 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Жанна Гудинова 9 июня 2018, 16:00 Остается только в очередной раз подпрыгнуть и крикнуть " и мне, и мне как это сейчас именно близко, и нужно, и полезно! " ). И поразиться снова - и как вот только забредаешь на эту статью 2013 года сейчас, в 2018-м? Но именно тогда, когда это нужно? Неисповедимы пути Твои, Господи! Аллилуйя!… Нина 8 июня 2018, 15:49 Спаси Господи!!! Как мне это близкО!!! георгий 2 февраля 2016, 12:39 Бог нас ждёт и дает вечность и радость в этом ,нам жить и жить так пожалуйста возвращайтесь к любимым , и молитесь о них вечность уже дана нам верить так надо! Анна 13 июля 2015, 12:43 А никого не смущает тайна исповеди? Или без обозначения лица исповедающегося священник может говорить о чем услышал? Наташа 12 августа 2013, 20:25

http://pravoslavie.ru/62624.html

  Боге. Обновится, яко орля, юность моя, и старость есть эта обновляющаяся в Боге вечная юность духа... Париж 18.IX/1.X.1925 И в лености житие мое иждих. Дни мои скон-чаваются, дни мои малы, что понесу Господу моему? Какой дам ответ о днях жизни моей, которые Он щедро дал мне и еще дает, терпя моим бесчисленным прегрешениям. Смущение и страх, и стыд, стыд непереносимый, объемлет душу мою, не могу поднять очей моих, не могу дать ответа. Не возвратить дней жизни моей, растраченных в грехе, не возвратить тех возможностей любить Бога и ближнего, которыми Господь милостивый меня осыпал, прошлого не возвратить, и страшусь глядеть в него. Но настоящее? Тебе дает еще Господь  прочие дни живота? Как ты их используешь? Не кончаешь ли ты каждый день с плачем и мольбой Господу о прощении, что вот и еще день, тебе данный, ты расточил, презрев милость Божию. Когда ты был юн и не знал себя, и не видел греха своего, он не  [неразб.] и тебе. Но теперь, когда ты видишь и знаешь безмерность греха своего, делаешь ли ты хотя что-нибудь для   противления и покаяния? Господь долготерпеливо ждет от тебя покаяния, отдай Ему хоть день, тебе сегодня данный, потрудись Ему хотя в одиннадцатый час, но потрудись, принеси плод покаяния. А ты, ленивый и лукавый раб, только сетуешь и сидишь сложа руки, ожидая, что разверзнется бездна, поглотив твою павшую душу. И.Х.С.Б. помилуй мя. 23.IX/6.X.1925 Дни твои скончаваются, на сердце тихая грусть о том, что не совершил труда своего пред Господом и напрасно расточил данную Им жизнь. Но в твоей этой печали светит любовь Бо-жия и прощение Господне. Он не погнушался нами такими, какими мы есть. Он пришел к нам, блудным и грешным, и не надо нам пугаться своего недостоинства пред Ним, ибо это значит неверием оскорблять безмерную любовь Божию. Каждую литургию совершается это чудо Божьего снисхождения: на дискосе почиет Агнец, Сам Он, Господь, опять жертвенно дается в окаянные и скверные мои руки. Изнемогает душа моя от трепета перед Божиим снисхождением, пред Божи-им смирением к твари. Бог дается заклятися и быти в снедь верным. Изумляюсь и трепещу и ра-

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

Таков Богоначертанный путь к возрождению народа. Ибо, когда таким образом будет водворен у нас сей благословенный порядок просвещения ума, образования, деятельных сил, удовольствий вкуса, мы дадим беспрепятственный простор действию в нас Божественных восстановительных сил и учреждений; они проникнут все тело отечества нашего, возрастят в нем новую благодатную жизнь, преобразуют его во всех частях и представят из нас Богу деву чистую, «не имущую скверны или порока, или нечто от таковых» (Еф.5:27) представят из нас «царское священие, язык свят, людей обновления» (1Пет.2:9). И тогда все видящие нас скажут: се скиния Божия с человеки! О, да цветет таким образом, как крин, возлюбленное отечество наше, и да обновляется по сему порядку, яко орля, юность его! Вот что нам нужно делать, если желаем прочного и существенного благоденствия нашему отечеству, а не мечтать о самодельном возрождении, которое не привело к доброму самих изобретателей своих. Опять повторю, что у них есть добро; но общий дух там именно есть дух охлаждения к Богоучрежденному порядку, противления ему, восстания против него... И если мы без осмотрительности пойдем все путем их широким, то и у нас неизбежно повторится то же самое, что было у них. Да предохранит нас Господь от зла сего! Не затем Господь благоволил идти нам позади других, чтоб, подобно им, падать во рвы, ископанные их недоразумением. «Бдите» , однако ж, «да не внидете в напасть» , заповедует Господь и присовокупляет: «а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите» (Мф.26:41; Мк.13:37). Явно и тайно, чрез письменность и прямое сношение переходят уже к нам учения и порядки жизни чуждой; слышатся иногда воззвания оставить старое и водворить новое, есть, может быть, и покушения на то. Если беспечно станем поблажать таковым, то, конечно, они скоро уклонят нашу жизнь от того течения, по какому она направлялась доселе, и сдвинут с тех оснований, которые положены вначале. Но к чему же все это приведет?! — Одному Господу то известно. Однако ж, если у нас все пойдет таким путем, то что дивного, если и между нами повторится конец осьмнадцатого века со всеми его ужасами? Ибо от подобных причин подобные бывают и следствия!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2939...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010