Скачать epub pdf Псалом 102 Псалом сей, согласно надписанию его, приписывается Давиду. Он представляет собою хвалебно-благодарственный гимн благочестивого раба Иеговы Своему Господу как премудрому и всеблагому Творцу и Промыслителю вселенной и преимущественному защитнику и покровителю народа Своего, Израиля. Сочувственное отношение к окружающей видимой природе и благоговейное созерцание бесконечного величия Божия в различных ее явлениях; еще большее удивление пред величественными явлениями премудрости, всеведения, благости, правосудия и других бесконечных совершенств Божественных в управлении миром нравственным, в истории избранного народа и, в частности, в высоком совершенстве богодарованного ему Закона, а также в опытах собственной жизни псалмопевца; живое ощущение всегдашней близости своей к вездесущему Промыслителю и глубокое сознание своей крайней человеческой ограниченности, своего недостоинства и греховности пред Ним, успокаивающееся в чувстве полнейшей преданности Его святой воле и уповании на Его беспредельное милосердие: эти и другие подобные мысли и чувства, равно как самый образ выражения, дышащий силою и свежестью неподдельного одушевления лучших времен священной поэзии, – все это вполне идет к Давиду и встречается во многих других псалмах, принадлежность которых ему доказана. Пс.102:1 Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое его. Святой псалмопевец обращается здесь к душе своей и призывает ее благословить всещедрого Господа Бога, повторяя неоднократно это призывание души своей и побуждая, чтобы благодарила и благословляла не одна только душа, но чтобы и вся внутренняя, т.е. все способности и силы души, все помышления и все чувствования славословили и прославляли святое имя Господне. Пс.102:2–5 Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний его: очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющего во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

— Нет, неправда. Но может и правдой стать. Мне так близко все то, о чем она говорит. И я так ей на самом деле благодарен! Мне знакомо это старение, это ощущение того, что «жизнь уже кончилась» и «ничего больше не будет». Однажды я это переживал, дважды, трижды? Многажды!.. И точно скажу — когда. И почему. Точно — не по времени, по обстоятельствам. Тогда, когда меня поглощала эта жизнь с ее заботами, прискорбностями, когда отягощалось мое сердце «печалями житейскими», когда прибивали они меня к земле, когда и сам я потому становился землей. Когда, без меры отягощенный всем этим, я забывал о Боге… Или иначе — когда память о Нем переставала быть живой, когда она становилась «просто» памятью. Но сколько же раз бывало и другое! Сколько раз сбывалось это чудное, незаслуженное никак обетование: «обновися (а можно и так — в определенном контексте — обновится) яко орля юность твоя»! Сбывалось, когда хватало сил, решимости сказать всему окружающему: «Подожди!» И словно забыть о нем, обратившись к Тому, в Чьих руках все. Обратившись не потому, что нужно со всем этим «забытым» разобраться, разложить его по полочкам, а потому, что душа по Нему соскучилась, исстрадалась, к Нему наконец устремилась. Устремилась и разом помолодела! Словно не было ничего — ни разочарований, ни утраченных иллюзий, ни пережитых предательств, словно сердце от боли, несправедливости, жестокости мира не покрывалось прежде защитным панцирем, коркой, не делалось бесчувственным, холодным — только бы больше не страдать! И вернулось это удивительное чувство — ты ребенок. Тот самый, один из тех, кому Царство Небесное обещано. А как иначе можно себя ощущать, когда ты снова рядом с Отцом?.. Ведь мы стареем вдали от Него, а стоит приблизиться к Нему, и снова — дети. К Нему… К Тому, Кто обещал ученикам и последователям Своим вечную жизнь. Вечную и нестареемую… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/istochnik-zhizni-vechn...

— Рада?.. — спросил он, поняв выражение глаз ее. Она кивнула. Вспомнив, как она рассказывала, что ее учили в Страстном играть на фисгармонии, он попросил показать, как она умеет, ну, хоть гаммы… Смущаясь, она сыграла, и он увидал, что она умеет. Клапаны и педали еще не обыгрались, приходилось делать усилия, но она обошлась и проиграла на память «Святый Боже». Он сказал, что она отлично владеет дыханием фисгармонии, будет играть чудесно. Она призналась, что с полгода училась у матушки Мелитины. Когда-то играла канон Великой Субботы, и какой был ужас, когда матушка настоятельница велела’ей на Пасхе сыграть этот канон перед самим преосвященством. Кажется, ничего сыграла, владыка благословил ее. Она попробовала припомнить и сыграла «Волною морскою…». — Ты удивительная!.. — воскликнул Виктор Алексеевич. Она спрятала лицо в руки. Кончив играть, она долго смотрела на портрет «тети Оли». — А это кто?.. — спросила она, показывая на висевший рядом портрет молодого человека. — Твой отец. С того часу в жизнь ее вошло новое. Каждое утро она приходила в зал, смотрела… и это было благословением ей на новый день. Это отмечено в «записке», из псалма: «…Благослови душе моя Господа… венчающего тя милостию и щедротами. Исполняющего во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя…» L. Hoboceльe Готовились к новоселью, как к великому празднику: пусть видят гости, что такое ихнее Уютово, — ни Спасскому, ни Кузюмовке не уступит. Все были в суматошной спешке. После всенощной Даринька зашла к матушке — позвать на новоселье — и одарила гостинцами. Были в неописуемом восторге, отмахивались: «Ну, зачем вы это… ну, это же..!» На обратном пути она присела у овсяного поля, не тронутого еще уборкой. Думала о радости покровских. Отец Никифор прочел ей письмо Кузюмова, с копией важной бумаги — «дарственной»: Кузюмов дарил покровским 6 десятин усадебной земли, что под конопляниками, «сошло на него, — сказал отец Никифор, — а народ говорит: „Это нам Дарья Ивановна счастье такое принесла“». В церкви сейчас особенно низко ей кланялись и обласкивали глазами. Светло было у ней на душе, и не смущало ее теперь, что пригласила Кузюмова на новоселье.

http://azbyka.ru/fiction/puti-nebesnye-t...

В ответ на это Александр Андреевич породил целый цикл романов, гротескно-саркастических пародий на либералов, постмодернистов, белоленточников и «эхомосквистов», получивший обобщённое название «Удар милосердия». Этот опыт ещё ждёт своего воплощения и развития в самых разных жанрах. По мотивам таких произведений мог бы быть создан роскошный сатирический мультсериал, который навсегда покончил бы в народном сознании с остатками репутации «собчачек» и иже с ними. Но ни фильм «Убийство городов», который сейчас был бы так нужен и актуален, ни мультфильм про ехидн и иудушек Русского мира так пока и не появились. И вот — отрадный факт — недавно стало известно, что фильму по роману «Убийство городов» всё-таки быть, хотя снимает его и другой режиссёр. Время делает своё дело, Россия меняется. Тем не менее, эти примеры показывают, что хотя изборское сознание и наращивает своё присутствие в национальной жизни, оно пробивает себе дорогу с трудом, его не встречают с распростёртыми объятиями. Сопротивление, особенно скрытое, подспудное, в основном в высших звеньях чиновничьей элиты и в среде олигархата, пока ещё велико. Эстафета «русских мальчиков». Изборский клуб по сути — это «русские мальчики» Достоевского, только, может быть, несколько повзрослевшие. Это всё те же герои консервативно-романтических радений и горячих споров с теми же вечными вопросами о Боге и человеке, социализме и Царствии Небесном, мире Божием, его счастье и несчастье, инквизиторе и слезинке ребёнка. Изборские " русские мальчики " , несмотря на седину у многих, по сути всё такие же юные. Проханов в его 85 — поразительно юн, о чём можно судить по новым стихам, статьям, интервью. Так что приходят на память слова псалмопевца: «…обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5). Ангел Херсонеса хранит и ведёт нас, подсказывает слова. Проханов — неодолимый полемист, известный всей стране по поединкам на центральном телевидении. В нём работает таинственный «радиоприёмник», принимающий на заветной волне эти слова и подсказки высшего суфлёра, которого в античности считали даром божества избранным людям.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/28/sa...

Когда начинается старение, женщине легче справиться с проявлениями блудной страсти в виде флирта и т.п. Это ещё один бонус, не правда ли? Практикуйте улыбку, заставляйте себя улыбаться глазами, приучайте к этому свои мимические мышцы. Улыбка — это не только составляющая этикета при общении. Это главное украшение женского лица. Это то, что меняет всё вокруг вас, настраивает на добрые ноты. Улыбка помогает понять вашему мужу и детям, что вы счастливы. Это в свою очередь даст им самим почувствовать себя счастливыми.  Я настраивала время на таймере и в течение всего одной  минуты  старалась удерживать улыбку на лице. Прямо скажу, нелегко. Но очень полезно. Можно сказать, это лекарство от старения. Проверьте сами. Начало старения даёт нам массу возможностей. Одна из них — духовный рост. Всё как бы говорит нам, что нужно заглянуть внутрь себя и найти там что-то прекрасное, выкинув весь хлам. Я думаю, что самое прекрасное — это любовь. Старение как бы говорит нам, что не за горами то время, когда придётся расстаться с телесной оболочкой: “Лови моменты. Живи сейчас. Успей проявить любовь к близким. Очищайся от ненужного. Читай. Учись духовному у Святых Отцов”. Черпайте силы в Таинствах Церкви. Путь самопознания приведёт к росту главных добродетелей. И “обновится яко орля юность твоя” (Псалом 102). Если до начала старения вы были склонны к конкуренции с мужем, мужским манерам и т.п., то это время самое благословенное, чтобы начать открывать в себе нежную женскую, восхитительно слабую натуру. В этом может помочь чтение. Велика сила слов из писем и дневников Императрицы Александры Романовой. Очень интересной и потрясающе полезной оказалась книга, рекомендуемая о. Павлом Гумеровым “Очарование женственности”.  Общение с женщинами, которые встали на путь освобождения от женской эмансипации, также мотивирует и приносит добрые плоды.  Вот некоторые пункты, помогающие мне сохранять радостное настроение и адаптироваться к изменённому временем внешнему виду. Пусть и не такому плавному, как хотелось бы.

http://azbyka.ru/zdorovie/ya-nachala-sta...

754 Та, т.е. небо и земля. Если здесь говорится о прехождении неба и земли, то это не есть противоречие с другим местом Писания, где говорится о новом небе и новой земле, которые будут вечно существовать; псалмопевец обращает внимание только на одну сторону в твари, по которой она каждую минуту переходит из бытия в небытие; постоянное в этом процессе изменения он выпускает из виду. Изменения в природе Бог совершает так легко, как человек переменяет свою одежду. Если же в ст.27 и 28 удерживать значение будущего времени, то здесь нужно разуметь изменение неба и земли при конце времен. 755 И вся внутренняя моя – все мое существо, в противоположность прославлению одними устами; ср. 6:5. 756 Недуги – по параллелизму – не телесные болезни, но вообще немощи и слабости, составляющие следствие и наказание греха. 758 Во благих – благами. Яко орля и проч. в евр. «обновляется, подобно орлу, юность твоя»; смысл здесь не тот, что в старости ты снова будешь так юн и крепок, как орел. Писатель, очевидно, разумел обновление по образу орла. Известно, что в древности было распространено мнение, что орел обновляется через каждые десять лет; древние до подробностей описывают самый образ обновления. Новейшие толковники под этим обновлением орла разумеют ежегодное линяние его; но такое обновление орел имеет, как и другие птицы, между тем как здесь разумеется нечто необыкновенное. Во всяком случае, обновление праведника нужно понимать как следствие насыщения благами (внешними и внутренними). 759 Указанная выше связь ст.7 с предыдущим представляется самою простою. Пути Божии – чудесное водительство Израиля Богом, но не закон; Бог показывал Моисею, какие чудные пути Он проложил, которыми можно вести верующих Его: хотения – также эти водительства, но рассматриваемые как действия Божией любви. Щедр и проч. слова Моисея, в которых он прославил Бога, делающего столь великое Своему народу; ср. Исх.34:6 ; Моисей вводится как свидетель. 760 Так как псалмопевец не имеет, как кажется, в виду никакого определенного факта милости Божией, то мы прошедшие времена принимаем в значении – обыкновенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

В здешнем веке дела наши суть сеяние, а будущий век есть жатва посеянного нами, и кто что посеет здесь, то и там пожнет. Ежели кто сердечную свою ниву потщится возделать, и удобрить, и насеять семенами бессмертного жита, то верно может надеяться по сеянию своему узреть и жатву к покою своему вечному и удовольствию. Сеющий слезами покаяния радостию пожнет, и «насыщуся тогда» говорит Пророк (Пс.) ибо по трудах благочестия следует приятный покой. Не трудящемуся же в деле благочестия покой и насыщение отречено, праздный, сказано, да не яст. Воображай себе, любезный братец, истину сию всегда, что еже сеет человек в здешнем веке, то самое и пожнет в будущем стократно, и на этой истина поверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века? – пшеницу или терние? Испытавши себя, располагайся к исправлению лучшего на следующей день и таким образом всю жизнь проводи. Ежели плохо проведен был день настоящей, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем ни однажды, ни смирился в мысли, ни милости или милостыню никому не сделал, ни простил виноватого, ни стерпел оскорбления; напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питье, или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести осуди себя и положись на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое. И так рассматривай, любезный, сеятву твою всегда и от терния очищай и пекись яко истинный христианин делати не одно только гиблющее брашно, но пребывающее в животе вечном. Какая бо польза если мы и всем себя на этом свете удовольствуем и честно и славою и богатством и всеми сластями, душу же свою отщетим оных плодов Духа Святого, и пусты явимся пред Богом как неплодное дерево, которое обыкновенно посажается и во огнь вметается. Воздавай Кесарева Кесареви внешним твоим человеком, внутренним же всегда взирай к Богу и закону Его поучайся и Бог будет с тобою. Я более всего опасаюсь, чтобы ты худым товариществом не повредился; тот товарищ наверно худой, который назирает жены и пиры. Вино бо и жены многих погуби, глаголет Писание. Блюди себя от таковых; ибо скоро и удобно входят в нас привычки слабыя и страстныя, отвычка же очень трудна. Редкие освободились совершенно от худых привычек, по большей же части во страстях оных и жизнь свою кончили, на осуждение себе вечное, от чего меня и тебя да помилует премилосерднейший Господь. Я уповаю, что дух страха Божия в Вас есть, которым можете предохранять себя от греха и направлять к добродетели. Для сего могут служить и списочки Сии, кои к Вам посылаю: держитесь правил их по возможности своей и верно «обновится яко орля юность твоя» ( Пс. 102:5 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

- Рада?.. - спросил он, поняв выражение глаз ее. Она кивнула. Вспомнив, как она рассказывала, что ее учили в Страстном играть на фисгармонии, он попросил показать, как она умеет, ну, хоть гаммы Смущаясь, она сыграла, и он увидал, что она умеет. Клапаны и педали еще не обыгрались, приходилось делать усилия, но она обошлась и проиграла на память " Святый Боже " . Он сказал, что она отлично владеет дыханием фисгармонии, будет играть чудесно. Она призналась, что с полгода училась у матушки Мелитины. Когда-то играла канон Великой Субботы, и какой был ужас, когда матушка настоятельница велела " ей на Пасхе сыграть этот канон перед самим преосвященством. Кажется, ничего сыграла, владыка благословил ее. Она попробовала припомнить и сыграла " Волною морскою " . - Ты удивительная!.. - воскликнул Виктор Алексеевич. Она спрятала лицо в руки. Кончив играть, она долго смотрела на портрет " тети Оли " . - А это кто?.. - спросила она, показывая на висевший рядом портрет молодого человека. - Твой отец. С того часу в жизнь ее вошло новое. Каждое утро она приходила в зал, смотрела и это было благословением ей на новый день. Это отмечено в " записке " , из псалма: " Благослови душе моя Господа венчающего тя милостию и щедротами. Исполняющего во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя " L НОВОСЕЛЬЕ Готовились к новоселью, как к великому празднику: пусть видят гости, что такое ихнее Уютово, - ни Спасскому, ни Кузюмовке не уступит. Все были в суматошной спешке. После всенощной Даринька зашла к матушке - позвать на новоселье - и одарила гостинцами. Были в неописуемом восторге, отмахивались: " Ну, зачем вы это ну, это же..! " На обратном пути она присела у овсяного поля, не тронутого еще уборкой. Думала о радости покровских. Отец Никифор прочел ей письмо Кузюмова, с копией важной бумаги - " дарственной " : Кузюмов дарил покровским 6 десятин усадебной земли, что под конопляниками, " сошло на него, - сказал отец Никифор, - а народ говорит: Это нам Дарья Ивановна счастье такое принесла " . В церкви сейчас особенно низко ей кланялись и обласкивали глазами. Светло было у ней на душе, и не смущало ее теперь, что пригласила Кузюмова на новоселье.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1830...

Старость честна не многояетна, ниже в числе лет исчитается: седина же есть мудрость человеком, и возраст старости, житие не скверно. Прем.Сол.4:8–9. I. Дряхлая старость сама чрез себя болезнь. Легли здоровы, встали больны: пошли веселы, возвращаемся смутны. Теперь красиво, завтра безобразен: ныне легок и проворен, но после скоро, как только солнце несколько сделает кругов, сам себе тягостен и несносен. Да и надобно ли сему удивляться, когда целость нашего состава разрушается, ежели только тоненькая порвется жилочка, или маленькая остановится капелка крови? Так справедливо Писание Святое напоминает нам. Кая жизнь ваша? говорит оно. Пар есть, иже вмале является, потом же исчезает 382 . Сию нашего естества слабость надменные и высоко о себе мечтающие пусть памятуют: а мы к тому же прибавим и сие, что жизнь наша, кроме всех оных слабостей, еще весьма краткими ограничена пределами. Не успеем, так сказать, осмотреться, взошедши в сей от Бога нам построенный дом, как вот и зовут оттуду вон. Спросил некогда Фараон Иакова, отца Иосифова: сколько ему лет? Иаков отвечал: малы, и злы быша дние лет жития моего 383 . А сколько тогда ему было лет? Сто и тридцать. Что ты говоришь, старче Божий! ежели твои лета были кратки, о когда бы ты знал, что дние лет наших едва достигают седмидесяти лет, а и крепкие едва осмидесяти, да и то с трудом и болезньми! Вот какая в летах наших перемена! Том II. стр. 12, 13. II. При всем том, Христианин, не бойся старости. Старость есть свойство тела; а душа и престарелого человека, когда непорочна, есть в цветущей и неувядаемой юности. Может и душа старит, да и не в престарелом человеке, но в самом младом. Тело состарени от времени, от болезней, от печалей, а душа от греха. Столько в восемьдесят или во сто лет не состаривает тело, сколько один грех состаревает душу; да не только состаревает, но и умерщвляет. Сие, может быть, вас оскорбить, что душа так скоро и в младых летах состареть может; ибо кто без греха? И праведник седмижды на день падает: но не печальтеся, старость душевная конечно сама по себе горестное и страшнее, нежели телесная; но по благости Господней, она учинилась гораздо сноснее нежели телесная старость. Ибо телесной старости, сколько она ни тягостна, но отменить никак нельзя; а старость душевная может отменена быть: и престарелый душею может обновиться, и будет яко орля юность его. Сколько бы люди, особливо богатые и знатные, дали награды, все бы имение дали; ежели бы кто их из старых сделал младыми! Но вот, без всяких твоих даров и воздаяний Господь твой старость твою отменяет и возвращает тебе младость, Покайся, и обновишися: сокрушись, и помладееши: отвергни грех, и старость душевная прейдет: умри плоти, и оживеши духом. Да и том удивительнее сие таинство Господне, что ежели и паки состареешися, и паки обновиться можеши. Паки грех тебя расслабит, и паки, отвергнув его, можешь укрепится. Том XVI. стр. 147, 148. V. Священство

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Во время произнесения великой ектении, священник в алтаре (перед престолом), тайно читает молитву первого антифона: «Господи Боже наш, егоже держава несказанна и слава непостижима, егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыко, по благоутробию Твоему, призри на ны и на святый храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя» и по произнесении ектении возглашает: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». 1–й изобразительный антифон Лик: «Аминь» и начинают петь 1–й антифон, состоящий из (стихов) 102–го псалма. В это время (а точнее, во время священнического возгласа) диакон отходит от царских врат и становится перед местной иконой Спасителя, держа орарь, как обычно, тремя перстами правой руки (см. рис. 57). В воскресные дни исполняются изобразительные антифоны, состоящие из 102, 145 псалмов 147 , и Заповедей блаженства 148 ( Мф. 5:3–12 ). 1–й антифон, согласно своему названию, поется антифонно, двумя ликами. Устав указывает петь 1–й антифон целиком, каждому лику один стих (см. Ирмологий), присоединив к первому стиху «Благослови, душе моя, Господа», припев: «Благословен еси, Господи». В конце же антифона указано пение 1–му лику «вышним гласом»: «Слава», 2–му лику: «И ныне» и вновь 1-му лику первый стих псалма: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его» и припев: «Благословен еси, Господи». Ныне исполняются избранные стихи 1–го антифона. 1–й лик: «Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи». 2–й лик: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его». 1–й лик: «Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его». 2–й лик: «Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя». 1–й лик: «Избавляющаго от нетления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами». 2–й лик: «Исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя». 149 1–й лик: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010