– Одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. «Одного тебе недостает для того, чтобы Жизнь воссияла в тебе, и чтобы заповеди, о которых ты думаешь, что исчерпал их, ты исполнил действительно: все, что ты считал своим – отдай другим. Деньги, интересы, таланты, мысли и заботы». Иисус не говорит: отдай, и останешься ни с чем. Он говорит: отдай, и перестанешь за это цепляться. А сокровище не уйдет от тебя. Оно будет ждать тебя на небесах, если здесь, на земле, ты выберешь крест . Если полюбишь Меня настолько, чтобы идти, «куда бы Я ни пошел» (ср. Мф. 8, 19; Откр. 14, 4), то увидишь, что небеса с их сокровищами находятся в твоем сердце . Ведь небесные сокровища – это Моя любовь, и она наполняет сердце каждого, кто пошел за Мной. Кто согласился быть со Мной на Моей Голгофе – тот увидит Воскресение своей души. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение . Возможно, читатель с облегчением вздыхает: слава Богу, это ведь не я отошел, а он; слава Тебе, Господи, что я не такой, как этот юноша, ведь я хожу в храм, причащаюсь, молюсь Тебе. Нет. Посмотрев вокруг, Иисус не увидел ни одного человека, готового сделать то, о чем Он просил богатого юношу, и говорит ученикам своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Это контрольный выстрел. И ученики сражены. Они ужаснулись от слов Его , потому что вдруг осознали, что зов Христа обращен к каждому из них с такой же радикальностью, как и к юноше. Как тяжела любовь Твоя, Господи. «Спаси меня, но только не сейчас!» (Августин Блаженный). Дай мне еще пожить с моим богатством. Но – до ревности любит Дух, живущий в нас (Иак. 4, 5), «не отступит от тебя, пока не сокрушит или кости твои, или сердце твое» («Пастырь» Ерма). Иисус снова и снова обращает к тем, кто согласились быть Его учениками, свой зов: – Дети , поймите, что только узким путем можно войти в Царство. Посмотрите на змей – они сбрасывают кожи, когда те становятся слишком заскорузлыми; а «мы меняем души, не тела» (Гумилев), – душа должна обновиться, яко орля , стать юной, сильной и прекрасной, как юноша, но для этого надо сбросить приросшую к ней кожаную ризу греха, малодушия, привязанности к своему «я» – главному сокровищу. Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

http://pravoslavie.ru/111992.html

«Одного тебе недостает для того, чтобы Жизнь воссияла в тебе и чтобы заповеди, о которых ты думаешь, что исчерпал их, ты исполнил действительно: всё, что ты считал своим, – отдай другим. Деньги, интересы, таланты, мысли и заботы». Иисус не говорит: отдай – и останешься ни с чем. Он говорит: отдай – и перестанешь за это цепляться. А сокровище не уйдет от тебя. Оно будет ждать тебя на небесах, если здесь, на земле, ты выберешь крест . Если полюбишь Меня настолько, чтобы идти, «куда бы Я ни пошел» (ср.: Мф. 8: 19; Откр. 14: 4), то увидишь, что небеса с их сокровищами находятся в твоем сердце 1 . Ведь небесные сокровища – это Моя любовь, и она наполняет сердце каждого, кто пошел за Мной. Кто согласился быть со Мной на Моей Голгофе – тот увидит Воскресение своей души. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Возможно, читатель с облегчением вздыхает: слава Богу, это ведь не я отошел от Господа, а тот юноша Возможно, читатель с облегчением вздыхает: слава Богу, это ведь не я отошел, а он; слава Тебе, Господи, что я не такой, как этот юноша, ведь я хожу в храм, причащаюсь, молюсь Тебе, а может, даже пророчествую, изгоняю бесов и многие чудеса творю именем Твоим (ср.: Мф. 7: 22). Нет. Посмотрев вокруг, Иисус не увидел ни одного человека, готового сделать то, о чем Он просил богатого юношу, и говорит ученикам своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» Это контрольный выстрел. И ученики сражены. Они ужаснулись от слов Его , потому что вдруг осознали, что зов Христа обращен к каждому из них с такой же радикальностью, как и к юноше. Как тяжела любовь Твоя, Господи. «Спаси меня, но только не сейчас!» (блаженный Августин). Дай мне еще пожить с моим богатством. Но – «до ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак. 4: 5), «не отступит от тебя, пока не сокрушит или кости твои, или сердце твое» ( Ерм , святой. Пастырь). Иисус снова и снова обращает к тем, кто согласились быть Его учениками, свой зов: – Дети , поймите, что только узким путем можно войти в Царство. Посмотрите на змей: они сбрасывают кожи, когда те становятся слишком заскорузлыми, а «мы меняем души, не тела» (Н. Гумилев), – душа должна «обновиться, яко орля», стать юной, сильной и прекрасной, как юноша, но для этого надо сбросить приросшую к ней кожаную ризу греха, малодушия, привязанности к своему «я» – главному сокровищу. Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

http://pravoslavie.ru/87078.html

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи. Молитва первого антифона Иерей: Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно. Сам, Владыко, по благоутробию Твоему призри на ны и на святый храм сей, и сотвори с нами и молящимися с нами, богатыя милости Твоя и щедроты Твоя. Священник: Господи Боже наш, Чья власть несравненна и слава непостижима, чья милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыка, по благосердию Твоему воззри на нас и на святой храм сей, и яви нам и молящимся с нами неистощимые милости Твои и щедроты Твои. Возглашение: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Возглас: Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. И поется первый антифон от певцев. Хор: Аминь. Первый изобразительный антифон 1. Благослови, душе моя, Господа./Благословен еси, Господи./Благослови, душе моя, Господа,/и вся внутренняя моя Имя святое Его. 1. Благословляй, душа моя, Господа./Благословен Ты, Господи!/Благословляй, душа моя, Господа,/и вся внутренность моя – имя святое Его. 2. Благослови, душе моя, Господа,/и не забывай всех воздаяний Его. 2. Благословляй, душа моя, Господа,/и не забывай всех благодеяний Его. 1. Очищающаго вся беззакония твоя,/исцеляющаго вся недуги твоя. 1. Он прощает все беззакония твои,/исцеляет все недуги твои. 2. Избавляющаго от истления живот твой,/венчающаго тя милостию и щедротами. 2. Избавляет от погибели жизнь твою,/венчает тебя милостью и щедротами. 1. Исполняющаго во благих желание твое:/обновится, яко орля, юность твоя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

Пс.102:3 .  Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя Благослови, говорит, душа моя, Господа, как милостивого и долготерпеливого ко всем беззакониям твоим и не наказывающего тебя, когда ты раскаиваешься в них. Притом Он и исцеляет все душевные и телесные немощи твои, когда ты пламенно и с верою просишь Его об оных. Пс.102:4 .  Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами Благослови, говорит, душа моя, Господа, за то что Он избавляет тебя от всякого душевного и телесного тления и бедствия, или что Он дарует тебе во время всеобщего воскресения нетленную жизнь(1), и что Он увенчает тебя, когда окончишь путь добродетели, и сохранишь веру неповрежденною; притом увенчает тебя милостью и щедротами; так как никто не оправдывается и не венчается одними своими добрыми делами: если, говорит, на беззакония назриши, Господи, Господи, то кто устоит? Ибо у Тебя очищение ( Пс. 129:3 ); также: ибо у Господа милость, и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его (8), ибо Бог, соединяя человеколюбие и милость свою с добрыми делами каждого, восполняет недостаток добрых дел, которые надлежало ему иметь и таким образом спасает его.(2) (1)Слова Исихия: Освобождает и от настоящего и от будущего тления. Ныне мы подлежим тлению сладострастия, а в будущем веке ожидает нас тление, состоящее в муках, от которых Он избавляет приходящих к Нему. Дидима: Избавляет жизнь от тления, дабы не проводил более жизнь в тлении и страстях, но в нетлении из любви ко Господу Иисусу, Который в воскресение, сообщая тебе тело нетленное, избавляет жизнь твою от тления. (2)Дидима: Бог венчает нас, не столько приклоняясь к тому подвигом нашим, сколько своею милостью и щедростью. Исихия: Когда Ты сострадателен и милостив в ближнему, то Он увенчает тебя царством небесным, говоря: приидите благословенные Отца Моего и наследуйте уготованное вам царство, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; также: блаженны милостивые, ибо они будут помилованы. Пс.102:5 .  Исполняющаго во благих желание твое, обновится, яко орля, юность твоя

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 102 Псалом Давиду, «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – по-видимому, состоит в связи с предшествующим, и того же с ним содержания. Ибо в том оплакивающие бедствия свои в Вавилоне просили Бога даровать им возвращение, а здесь улучившие просимое песнословят благодетеля. А я думаю, что песнопение сие приличествует всем человекам, и освободившимся от более горького рабства, и сподобившимся большей свободы». «Народ новый из язычников, – говорит св. Афан., – сим псалмом поучается песнословить Бога, великого благодетеля. Благодеяния же сии суть: изглаждение греха и слава воскресения». 1 . Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Словом внутренняя, – говорит св. Афан., – пророк дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всею крепостию и всем помышлением». 2 . Не забывай всех воздаяний Его. С Евр.: «Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его». «Не должны забывать, что Господь Бог за великие грехи, содеянные нами, воздал (и воздает) благостию, милостию, щедротами. Вот каковы нам воздаяния Божии: установил очищение грехов наших, уврачевал немощи наши, избавил жизнь от истления, изгладив грех, явил свойственное Ему человеколюбие и милость и щедроты, увенчал нас дарованием сыноположения, исполнил нас духовных благ, даровав нам Себя Самого – истинный хлеб жизни» (Св. Афан.). 3 . С Евр.: «Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои». 4 . С Евр.: «Избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостию и щедротами». 5 . Обновится 571 яко орля юность твоя. С Евр.: «Насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя». Т.е. как орел, после линяния, обновляется или делается сильным: так и ты, Еврейский народ, обновишься, соберешься с силами в земле обетования после Вавилонского плена. Но Отцы разумеют духовное, благодатное обновление человека. «Бог пакибытием обновляет юность нашу, как орлюю. Сим Давид указует нам о даровании воскресения. Уподобил же обновляемых орлу, так как орел высокопарнее и царственнее всех птиц и один может, не смежая очей, взирать на солнечное сияние» (Св. Афан.). «Сие обновление, – говорит бл. Феод., – даровал нам Владыка во св. крещении... Пророческое слово обещает нам востановление царского достоинства; потому что орел есть царственная птица, и ему вверено царство пернатых».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Разделы портала «Азбука веры» Можно долгие годы участвовать в церковных богослужениях, но так и не запомнить их молитвословия. Далеко не все люди способны учить тексты на слух. Эффективным методом запоминания может стать включение этих молитв в ежедневное молитвенное правило. В условиях недостатка времени можно читать нижеприведённые тексты в качестве утреннего молитвенного правила в течение месяца-двух. Рекомендуем попробовать. Степень участия в богослужении обязательно повысится! Литургия Антифон 1й («Благослови, душе моя, Господа») Аудио: Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое, обновится, яко орля, юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благословен еси Господи. Перевод: Благословляй, душа моя, Господа. Благословен Ты, Господи! Благословляй, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – имя святое Его. Благословляй, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои. Избавляет от погибели жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами. Исполняет благами желание твое, – обновится, как у орла, юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благословляй, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – имя святое Его. Благословен Ты, Господи! Антифон 2й («Хвали, душе моя, Господа») Аудио: Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них: хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя: Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники: Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарися Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvennye...

Сегодня Церковь призывает тебя стать усердным соработником Домостроителя нашего спасения — Господа Иисуса Христа. Вдумайся только в эти слова — соработником Самого Господа. Сколь велика и ответственна эта миссия: тебе вверяется забота о людях, которых Он искупил Своей Кровью. Ты должен помочь им достичь главной цели жизни — спасти душу и обрести Царство Небесное, уготованное от создания мира. Что же должен делать ты, чтобы оправдать столь высокое доверие и надлежащим образом исполнить все повеленное от Господа (Лк. 17, 10)? Святой апостол Петр, говоря о пастырстве, призывает пасти Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 2-3). Руководствуясь этим наставлением апостола и уповая на помощь свыше, ты можешь достичь желаемого результата и, когда явится Пастыреначальник, получить неувядающий венец славы (1 Пет. 5, 4). На тебя возлагается ответственность за созидание и развитие епархиальной жизни, за создание надлежащих условий для духовно-нравственного возрастания каждого члена церковной общины, вне зависимости от его возраста, социального положения и даже религиозного опыта и степени его воцерковленности. Тебе следует иметь неустанное попечение о клире и пастве Валуйской епархии, входящей в состав Белгородской митрополии. Это твой удел, и за то, как ты будешь заботиться о нем, с тебя спросит Бог на Страшном суде, а Священноначалие в этой земной жизни. Дабы ответ твой был внятен, а деятельность плодотворна, тебе надлежит много потрудиться. Не жалей себя и не экономь на добрых чувствах. Ты призван к жертвенному служению, а это значит, что в основе твоей деятельности должно быть стремление отдавать свои силы, знания и время людям. Не бойся перетрудиться и устать. Чаще всего мы ссылаемся именно на усталость, откладывая подчас очень важные и нужные дела. Никогда не делай этого. Заботиться о здоровье нужно, но в разумных пределах. Эта забота никогда не должна становиться приоритетом в жизни и затмевать твои обязательства. Великий Податель даров все восполнит и, по слову псалмопевца, обновится яко орля юность твоя (Пс. 102, 5). И энергии твоей не будет конца, только употребляй всю силу и энергию на дело Божие.

http://patriarchia.ru/db/text/4278840.ht...

Так и вы всегда поступайте, когда захотите перейти к другому наставнику, который более первого наставника вашего. Тогда на вас исполнятся слова Писания: обновится яко орля юность твоя ( Пс. 102:5 ). Дети мои, признавайтесь перед всеми, что вы грешники, и оплакивайте себя, когда сделаете какое-нибудь худое дело. После сего вселится и будет действовать в вас сила Господня, потому что Господь Милосерд: прощает грехи тех людей, которые обращаются к Нему, и не воспоминает о них. Но Он хочет, чтобы сами люди помнили грехи свои, не забывали их и старались отдать отчет в них, хотя они уже и прощены им. Вы знаете, что случилось с тем рабом, которому господин простил долг его, состоявший в талантах. Когда он забыл милость господина своего и жестоко поступил с товарищем своим, то господин опять потребовал от него долг, который прежде простил ему, потому что раб сей не имел сострадания к товарищу своему и не хотел простить ему ста динариев, которые составляли очень малую сумму в сравнении с тою, которая была ему самому прощена ( Мф. 18:23 и далее). Моисей также заповедал народу своему, чтобы он, поселившись в земле Ханаанской, не забывал прежних грехов своих. И будет, говорил Моисей народу, егда введет тя Господь Бог твой в землю, в нюже входиши тамо наследити ю ( Втор. 7:1 ); вонми себе, не забуди Господа Бога твоего, еже не сохранити заповеди Его и судьбы и оправдания Его, да не когда ядый и насытився, и домы добры соградив и вселився в ня, вознесешися сердцем твоим, и забудеши Господа Бога твоего, изведшаго тя из земли Египетския, из дому работы: проведшаго тя сквозе пустыню великую ( Втор. 8:11–12, 14–15 ). Помни, не забуди, колико разгневасте Господа Бога своего в пустыни ( Втор 9:7 ). Сие сказано, дети мои, для нашего наставления, потому что мы долго были в Египте, то есть во грехе, которому поработили себя добровольно. Итак, будем стараться войти в обещанную нам землю и, вошедши в нее, не будем забывать нашего рабства, но будем помнить оное, чтобы не сделаться неблагодарными к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Хор: Аминь. Хор: Аминь. Русский перевод Хор: Благослови, душе моя, Господа./Благословен еси, Господи. Хор: Благослови Господа, моя душа:/«Благословен Ты, Господи!» Благослови, душе моя, Господа,/и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благослови Господа, моя душа,/и все мое существо – Его святое имя. Благослови, душе моя, Господа,/и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя,/исцеляющаго вся недуги твоя. Того, Кто очищает все твои беззакония,/Кто исцеляет все твои болезни, Избавляющаго от истления живот твой,/венчающаго тя милостию и щедротами. Кто спасает твою жизнь от гибели,/Кто увенчивает тебя в милости и щедротах, Исполняющаго во благих желание твое:/обновится, яко орля, юность твоя. Кто по благости насыщает твой голод/– восстановится, как у орла [оперенье], твоя юность. Творяй милостыни Господь,/и судьбу всем обидимым. Господь подает милостыню/и правосудие всем угнетенным. Сказа пути Своя Моисеови,/сыновом Израилевым хотения Своя. Он поведал Моисею пути Свои,/сынам Израиля – заповеди Свои. Щедр и милостив Господь,/долготерпелив и многомилостив. Щедр и милостив Господь,/долготерпелив и многомилостив, Не до конца прогневается,/ниже в век враждует. Гнев Его – не окончателен,/негодование – не навсегда. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам,/ниже по грехом нашим воздал есть нам. Он поступил с нами не по беззакониям нашим/и воздал нам не по грехам нашим, Яко по высоте небесней от земли,/утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Ибо насколько небеса возвышены над землей,/настолько простер Господь милость Свою над боящимися Его, Елико отстоят востоцы от запад,/удалил есть от нас беззакония наша. И насколько далек восток от запада,/настолько отдалил Он от нас наши беззакония. Якоже щедрит отец сыны,/ущедри Господь боящихся Его. Как отец жалеет детей,/так Господь жалеет боящихся Его, Яко Той позна создание наше,/помяну, яко персть есмы. Ибо Он Сам знает нашу природу,/помнит, что мы – прах. Человек, яко трава дние его,/яко цвет сельный, тако оцветет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Что такое антифоны на Литургии? Антифоны – это избранные стихи из псалмов, содержащие в себе пророчества о воплощении Иисуса Христа, к которым присоединяются краткие припевы Стихи эти с припевами, подобно утренним антифонам, попеременно поются на клиросах, почему и названы антифонами, то есть противугласниками. Какие припевы присоединяются к антифонным стихам? К 1му антифону прилагается следующий припев: «Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти: аллилуиа». Ко 2му: «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (в Пасху), рождейся от Девы (в Рождество Христово), во Иордане крестивыйся (в Крещение), плотию распныйся (в Воздвижение), и т. п. При 3м антифоне вместо припева поется тропарь праздника. Прочитайте несколько стихов из псалма: «Благослови, душе моя, Господа», с переложением их с церковнославянского на русский язык. … Благослови (прославляй), душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя. Благословляй, душа моя, Господа, и все, что внутри меня, – имя святое Его, Благословен Ты, Господи. Благословляй, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все неправды твои, исцеляет все немощи твои, избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостию и благостию; насыщает благами желание твое; обновляется, как у орла, юность твоя. Прочитайте несколько стихов из псалма: «Хвали, душе моя, Господа». … Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Хвали, душа моя, Господа. Буду хвалить Господа во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока есть. Не надейтесь на вельмож, на сынов Адамовых, у которых нет спасения. Пр очитайте песнь: «Единородный Сыне».

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010