переложенные на деньги. Из XVI в. до нас дошли две грамоты, в которых подробно перечисляются подати, платимые духовенством. В жалованной грамоте пермского и вологодского епископа Алексия Кириллову монастырю 1539 г. сказано: «и не надобет им моя дань Рожественская, ни данские пошлины, ни десятинничьи, ни доводничьи, ни людское, ни благословенная куница, ни соборная, ни явленная куница с грамотою, ни с оброком куница, ни полюдная пшеница, ни полоть, ни казенные алтыны» 55 . Из представленного перечня податей, платимых духовенством в пользу архиерея, очевидно, что духовенство в древней Руси было относительно архиерея податным сословием, обязанным ему взносом известных податей, вследствие чего оно и приравнивалось в этом отношении к тяглому сословию, так что выражение «тяглые попы» сделалось официальным, – «а опричь того с тяглыми попы не тянуть ничего», писалось в некоторых грамотах 56 . Государство, с своей стороны, смотрело на духовенство, владевшее землею, также, как на податное, относительно архиерея, сословие и признавало право последнего налагать на духовенство подати по своему произволу, ведать и судить его по своему личному усмотрению. В царской жалованной грамоте новгородскому митрополиту Макарию 1622 года между прочим говорится, что попы и дьяконы вновь построенных церквей, не вошедших еще в опись данных книг, обязаны платить подати по тому окладу, «чем их обложет богомолец наш Макарий митрополит» 57 . В царской жалованной грамоте патр. Филарету сказано: «вольно ему отцу нашему великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичу в своем патриаршестве ружных и приходских церквей тех городов и уездов и на попов и на дьяконов и на церковныя пустошныя земли свою святительскую дань и оброк положить, чем он, великий государь, которых ружных и приходских попов и дьяконов и пустую церковную землю данью своею и оброком изоброчит» 58 . В приведенной царской грамоте патриарх представляется и признается безусловным, единовластным владельцем духовенства своей епархии; его права над духовенством приравниваются к правам помещика над крестьянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Как средство содержания местных административных чиновников – десятинников были созданы ежегодные пошлины – подати им с низшего приходского духовенства, и при том не одна пошлина – подать и не две, как самим архиереям, а более того. Великий князь Василий Дмитриевич в своей договорной грамоте с митрополитом Киприаном признаёт законным на будущее время три ежегодные пошлины десятинникам с приходского духовенства: въездное, рождественское и петровское. В позднейшее время они взимали с духовенства четыре ежегодные пошлины: то же въездное, называвшееся въезжим и въездом, явленную куницу с грамотой, осенний проезд и кормы. Въездное или въезжее и въезд Василия Дмитриевича и позднейшего времени была пошлина десятинникам, которая платилась им духовенством при их въезде на десятины или при занятии ими своих мест, что, как мы говорили выше, случалось ежегодно. Рождественское и петровское Василия Дмитриевича, очевидно, были пошлины десятинникам, платившиеся им духовенством в Рождество Христово и в Петров день. Позднейшая явленная куница с грамотой значила то, что при наезде десятинников на их места священники и диаконы обязаны были являть им свои грамоты, о чём мы говорили выше, и что при этом сверх въезжего и особо от него они и платили пошлину, которая называлась нашим именем. Осенний проезд значил пошлину, которая платилась духовенством десятинникам при их осеннем проезде по десятинам или при их осеннем объезде последних. Кормы, как с весьма большой вероятностью нужно думать, представляли собой соединение в одно двух пошлин Василия Дмитриевича – рождественского и петровского. Княжеские наместники, как нам известно, взимали с жителей своих наместничеств три ежегодные „корма”, как свои пошлины: въезжий, рождественский и петровский 242 . Этим трём кормам соответствуют три десятинничьи пошлины грамоты Василия Дмитриевича, а, следовательно, можно полагать, что и значили то же самое. Но если так, то очевидно, что исчезнувшие два корма грамоты Василия Дмитриевича должны быть разумеемы в позднейшем неопределённом „кормы”. Василий Дмитриевич в своей договорной грамоте с митрополитом Киприаном постановляет, что десятиннику за все три его пошлины брать в год по шести алтын с церкви; а относительно размера четырёх пошлин дальнейшего времени пока не имеем сведений. Как бы то ни было, но не может подлежать сомнению, что если узаконенный размер пошлин был и не слишком высок, то десятинники вовсе не сообразовались с ним и старались самым настойчивым образом вымогать из духовенства столько, сколько могли. Человеку предоставлялось кормление на один год с тем, чтобы потом, до новой очереди, он несколько лет служил архиерею даром естественно, что он изо всех сил должен был стараться о том, чтобы как можно более накормиться. С какой истинно монгольско-татарской энергией старались кормиться десятинники видно из того, что, по свидетельству царя Ивана Васильевича в его вопросах Стоглавому собору, от их грабежей многие церкви стояли пусты без священников 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

21 Эти «дани и оброки», которые приходское духовенство платило своему архиерею, были следующие: а) ставленые пошлины, которые «скаредного ради прибытка» еще очень рано до того были увеличены, что не раз вызывали против себя соборные определения, не имевшие однако практического значения, так что эти пошлины существовали еще в XVIII веке, б) Благословенная куница, состоявшая в том, что новопоставленный, пред отправлением в назначенное ему место служения, приходил за благословением к архиерею, который брал с него гривну. Благословение потом повторялось каждый год. В XVII веке эта пошлина прекращается. в) Пошлины, платимыя с разного рода грамот : всякий новый епископ, при своем вступлении на кафедру свидетельствовал в своей епархии все ставленые и настольные грамоты духовенства и скреплял их своею надписью, за что брал пошлин: с настольных грамот по алтын 4 деньги, с ставленых 3 алтына 2 деньги. Если оказывалось, что грамоты не были засвидетельствованы его предшественником, то пошлины брали вдвое, если не свидетельствование двумя предшественниками, то бралось втрое. Эта пошлина называлась явленною куницею с грамотою. При переходе из одного прихода в другой десятильники, а потом поповские старосты, выдавали священникам и дьяконам перехожую память и брали с них перехожие или повинныя гривны. В древней Руси вдовые священники и дьяконы не имели права священнодействовать, а должны были или постригаться в монахи, или исполнять при церквах только дьяческие должности. Но тем из них, которые отличались хорошею жизнью, с особого разрешения, дозволялось оставаться при прежних приходах и отправлять здесь некоторые пастырские обязанности, для чего они получали, так называемые епитрахильные и орарные грамоты. Каждый год они платили за эти грамоты 10 алтын; да при получении грамоты они платили подъячему за письмо гривну; получивший же грамоту без дозволения „литургисать“, платил за нее каждый год по пяти алтын, г) Святильская дань, что означало подать, собираемую с недвижимого имущества духовенства: с земли, дворов и разных угодий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Впрочем, Стоглавый Собор запретил новодесятинникам, а вероятно и поповским старостам и десятским священникам, брать пошлины с заявляемых им грамот, потому что после этого Собора явленная куница с грамотою уже не упоминается в числе собираемых с духовенства ежегодных пошлин, а упоминается только благословенная куница, как и прежде. Кроме пошлин с отдельных лиц белого и черного духовенства за разные грамоты, собирались еще пошлины с целых церковных причтов епархии, или от всех церковей, а также от всех монастырей. К числу этих пошлин принадлежали: а) «святительская дань», или «сборное», – самая главная (по крайней мере, в некоторых епархиях) пошлина в ряду прочих; б) «архиерейский подъезд» – назначалась на разъезды архиерея для обозрения епархии; в) «десятинничи, доводчичи, заездщичи, зазывщичи, или зазывные пошлины, соборная куница, людское» и пр., т. е. пошлины архиерейским десятинникам, доводчикам, заездщикам, зазывщикам, на соборный архиерейский клир, на архиерейских людей и подобное; г) «даньнские пошлины», «с оброком куница», взимавшаяся за самое собирание дани и оброчных денег, и др. Вообще же пошлины эти разделялись на два рода: одни шли на самого архиерея, а другие на его десятинников и прочих подчиненных ему служебных чинов и людей. Число тех и других пошлин не было определено каким-либо уставом для всей Русской Церкви, а в разных епархиях было различно и зависело от местных архиереев, которые иногда вводили у себя и новые пошлины. Собирались церковные пошлины иногда дважды в год – около Рождества Христова и Петрова дня, а иногда только однажды в год – около Рождества Христова, и собирались одни пошлины деньгами, другие натурою, т. е. хлебом и подобным; впрочем, и эти последние мало-помалу с течением времени перелагались на денежные. Самый размер пошлин в разных епархиях и в разные времена был различен, да и в каждой епархии в одно и то же время неодинаков для всех церквей и монастырей, – это зависело везде от местного архиерея, который при назначении пошлин с каждой церкви и монастыря своей епархии принимал во внимание количество их материальных средств и доходов, и потому с одних требовал больше, с других меньше, и, судя по обстоятельствам, то увеличивал, то уменьшал оброки с одной и той же церкви или монастыря, и по временам, отменяя старый, назначал «новый оклад».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Как мы с ней обещались, так я и сдержал свое обещание; и ты, дитя мое, храни законный брак, и кроме жены своей не знай никого, берегись пьянственного недуга: от этого порока все зло " . И царю Ивану, без сомнения, подавал Сильвестр такие советы; и они, конечно, тягостны были для горячей и порывистой натуры Ивана. Идеалом государя, до которого хотел возвести Сильвестр Ивана, был трезвый, строго нравственный, деятельный и благодушный человек; по освобождении от уз Сильвестрова учения, Иван, пьяный, развратный, кровожадный, как мы увидим, показал собою прямую противоположносгь этому идеалу. Вместе с падением Сильвестра постиг конец и Адашева. Сначала ему велено было оставаться в недавно завоеванном Феллине, но вскоре царь приказал перевести его в Дерпт и посадить под стражу. Через два месяца после своего заключения он заболел горячкою и скончался. Естественная смерть избавила его от дальнейшего мщения царя, но клеветники распустили слух, будто он от страха отравил себя ядом. Долговременная близость его к царю и управление государственными делами давали ему возможность приобрести большие богатства, но он не оставил после себя никакого состояния: все, что приобретал, раздавал он нуждающимся. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Деду знаменитого героя смутного времени, Михаила Скопина-Шуйского. 2. Место по ту сторону от Кремля, за рекой Неглинной, теперь заложенной сводом и застроенной зданиями. 3. Судить игроков в кости и карты. 4. По Судебнику наказания за уголовные преступления были: денежная пеня, заключение в тюрьму, торговая (кнут) казнь и смертная, постигавшая разбойников, государевых изменников, зажигателей, церковных татей и пр. 5. Например, дани зимняя и летняя, заездничье, въезжее, благословенная куница (подать со священника при вступлении в должность), перехожая куница (при переходе из одного прихода в другой), явленная куница (при явке ставленной грамоты), соборная куница, людское, полюдная пшеница, казенные алтыны, венечная пошлина (с невесты), новоженный убрус (с жениха), десятильничьи пошлины и пр. 6. До сих пор в наших библиотеках можно видеть старые переводы с греческого, в которых нельзя добраться смысла. 7. Сюда, например, включено постановление о сугубой аллилуйе, которое, очевидно, внесено раскольниками, так как в сочинениях Макария, председательствовавшего на этом соборе, признавалась правильной трегубая аллилуйя и т. п. 8. До сих пор в Казани уцелела башня, называемая ее именем. 9. Селижарский монастырь в Тверской губернии в Осташковском уезде. 10. На него намекает царь в одном из писем своих к Курбскому. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/435603/

Нравственное состояние недавно обращенных в христианство пермичей, как духовных, так и мирян, требовало особенной заботливости со стороны митрополита, требовало особенного поучения. В 1501 году митрополит писал к пермскому духовенству: " Слышу о вас, что о церковном исправлении и своем спасении не радите, о духовных детях не брежете и душевной пользы не ищете: сами едите и пьете не в приличное время, до обеда, а этим и новокрещенным людям послабление даете; многие новокрещенные люди, смотря на вас, соблазняются, то же делают; да и вступают в незаконные браки в родстве и другие богомерзкие дела творят " . К мирянам тот же митрополит писал: " Кумирам не служите, треб их не принимайте, воипелю болвану не молитесь по древнему обычаю и всяких тризнищ не творите идолам, в браки незаконные не вступайте, как слышно о вас, что у вас женятся в родстве, по ветхому и татарскому обычаю: кто у вас умрет, то второй его брат берет за себя его вдову, и третий брат так же делает; а жены ваши ходят простоволосые. Все это вы делаете не по закону христианскому " . Что касается материального благосостояния духовенства, то митрополит пользовался теми же доходами, какие имел и прежде: нерехтские соляные варницы митрополичьи и живущие в них люди были освобождены от дани, пошлин, подсудности волостелям и тиунам великой княгини Марии; в 1504 году великий князь освободил митрополичьи села и монастыри в Московском и Владимирском уездах от подсудимости своим наместникам и волостелям; обозы с шекснинскою рыбою, шедшие в Москву для митрополита, освобождены были от пошлин; митрополит отправлял слугу своего с товарами для торговли, " чтоб прибыло церкви божией в подможение " ; в подорожной этому купчине митрополит просил, чтоб пошлин нигде с него не брали и в тесных местах провожали. Относительно архиерейских доходов с подчиненного духовенства в описываемое время мы узнаем некоторые новые подробности против прежнего; пошлины перечисляются так: " Дань петровская и рождественская, десятина, данская пошлина, десятинничьи пошлины, доводчичьи, заездничьи, зазывничьи, благословенная куница, явленная куница с грамотою, полоть, казенные алтыны, писчее, людское " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

При одном из лучших патриархов Иеремии ИИ был созван собор (в 1572 г.), вырвавший, как будто и корень дерева, т. е. уничтоживший эмватик 16 . Идейная победа над симонией на Востоке была одержана, но для того, чтобы симония перестала существовать на деле, нужен сильный подъем христианской веры и благочестия и при этом широкое участие мирян во всех церковных делах, не исключая избрания пастырей. Как обстоит на православном Востоке дело в ближайшее к нам время, об этом можно найти фактические данные в статье о современном состоянии клира на Востоке в «Богословском Вестнике» 17 . Историк рисует здесь грустную картину подкупности, корыстолюбия, низкого уровня образованности и беспорядочной жизни высшего и низшего духовенства на Востоке. Одним только утешаешься при ознакомлении с упадком духовной жизни в душепастырях, что историк взял своею задачею изобразить отрицательные только стороны пастырства на Востоке и невольно сгустил краски. Пред нарисованною им картиною бледнеет отвратительный облик симонии. III Как состояло ставленническое дело в древней Руси, ранних известий об этом мало. По всей вероятности в XI веке, когда усиленно вербовали клириков для новообращенного народа, ставленнических поборов не могло быть. Эти поборы возникают при обилии ищущих посвящения. Когда на Руси явились настойчивые искатели священства, печальный пример Греции возымел и у нас свое действие. Так под 1159-м годом читаем в летописях, что в этом году Ростовцы и Суздальцы выгнали от себя епископа Леона, «зане умножил бяше церкви, грабяй попы». Не совсем ясные слова летописца могут быть толкуемы в том смысле, что епископ умножил количество приходских церквей, дабы иметь возможность ставить туда священников за высокую плату 18 . Так как высшая русская иерархия получала свои полномочия и освящение от Константинопольского патриарха, то, без сомнения, греческие обычаи оказывали свое влияние на ставленническую практику Руси. На протяжении не менее, как четырех веков, на Руси существовали различные поборы симонического характера. Сюда относятся: 1) ставленные пошлины, как определенное вознаграждение за труд посвящения; 2) благословенная куница – плата новопоставленного перед отправлением на службу; 3) явленная куница с грамотою – пошлина при свидетельстве грамот новым епископом; 4) перехожие или новичные гривны – при перемене священнослужительских мест; 5) пошлины епитрахильные и орарные – за право вдовым иереям и диаконам оставаться в клире. Эти нормы поборов нарушались к невыгоде ставленников. Особенно обижали ставленников слуги архиерейские, – «люди гордые, носившие тулы (воротники) бобровые и прилбицы (шапки) волчии и барсуковые». Так говорит о положении духовенства Ипатская летопись под 1241 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Следить за исполнением нравственных обязанностей приходским духовенством Глава II. Духовно-правительственная власть епархиального архиерея над монастырями В древней восточной Церкви В Русской Церкви Власть епархиального архиерея над монастырем как особым учреждением Давать благословение и разрешение на учреждение и устроение монастырей Наблюдать за благосостоянием монастыря Власть епархиального архиерея над лицами монашествующими Назначать настоятеля монастыря и разрешать пострижение в монашеский чин лиц, искавших этого чина Давать настоятелям настольные и иеромонахам ставленные грамоты Давать разрешение лицам монашествующим на переход из одной епархии в другую и из одного монастыря в другой своей епархии Разрешать лицам монашествующим временную отлучку из монастыря Иметь надзор за исполнением настоятелями и другими начальственными лицами монастырей их обязанностей Давать монастырям разные предписания Иметь надзор за исполнением лицами монашествующими монастырского устава и заботиться о нравственном преуспевании этих лиц Отдел III. Власть епархиального архиерея над церковным имуществом В древней восточной Церкви В Русской Церкви Власть архиерея над имуществом его дома Власть епархиального архиерея над имуществом монастырей и приходских церквей Власть и право епархиального архиерея собирать с духовных и светских лиц пошлины Окладные пошлины, шедшие в казну архиерея Сборное и дань Подъезд Московский подъем Казенная пошлина Пошлины в пользу архиерейских чиновников и служителей его дома Право епархиального архиерея собирать неокладные пошлины с духовных и светских лиц Ставленные Явленная куница с грамотою Пошлины за епатрахильные и орарные грамоты Перехожие и новичные гривны Крестцовая пошлина О пошлинах, собиравшихся в казну архиерея с лиц духовных и преимущественно светских Судные Венечные Похоронные пошлины Почеревные Предметы и случаи, на кои расходовались доходы епархиального архиерея Отдел IV. Об органах, вспомоществовавших епархиальному архиерею по управлению В древней восточной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти особые отношения состояли в том, что духовенство, будучи освобождено от всех государственных податей и повинностей, в то же время обязано было платить архиерею со дня своего посвящения до конца жизни подати поземельная, личные, натурою, деньгами, почему в некоторых грамотах оно и называется иногда тяглым сословием. Чтобы лучше и отчетливее уяснить себе те отношения, какие в древней Руси существовали между епархиальными архиереями и подведомственным ему духовенством, мы коротко укажем на те пошлины, которые духовенство платило своим архиереям: а) ставленыя пошлины, которые «скареднаго ради прибытка» еще очень рано были до того увеличены, что вызвали против себя соборные определения, имевшие в виду или ограничить их как это сделал владимирский собор 1274 года 45 , или вовсе уничтожить их, как это думал сделать собор 1503 года 46 , но определение которого не имело практической силы, так что ставленые пошлины существовали еще в XVIII веке, хотя и были уменьшены 47 . b) Благословенная куница, существовавшая до XVII века и состоявшая в том, что ново поставленный пред отправлением в назначенное ему место служения, приходил за благословением к архиерею, который при этом брал с него гривну; это благословение повторялось потом каждый год 48 . с) Пошлины, платимые с разного рода грамот: всякий новый епископ свидетельствовал в своей епархии, при своем вступлении па епископскую кафедру, все ставленые и настольные грамоты духовенства и скреплял их своею надписью, за что брал пошлин с настольных грамот по 6 алтын 4 деньги, с ставленых 3 алтына 2 деньги. Если оказывалось, что грамоты не были засвидетельствованы его предшественником, то пошлины брались вдвое, если не свидетельствованы двумя предшественниками, то бралось втрое; эта пошлина называлась явленною куницею с грамотою 49 . При переходе из одного прихода в другой десятильники, а потом поповские старосты, выдавали попам и дьяконам перехожую память и брали с них перехожие или повинные гривны 50 . В древней Руси вдовые священники и дьяконы не имели права священнодействовать, а должны были или постригаться в монахи, или исполнять при церквах только дьяческие должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Так определил размер всех этих пошлин Стоглавый Собор в руководство для всех архиереев, а прежде они в разных епархиях были различны и зависели от произвола, хотя брать пошлины собственно за поставление на церковные степени Московским Собором 1503 г. было запрещено совершенно. Если священник и диакон перемещались в другой приход, они получали перехожие грамоты и платили «перехожие гривны», а если они прежде не имели никакого прихода и были только что рукоположены и в первый раз отправлялись на приход, они получали новичные памяти и платили «новичные гривны». Когда священники и диаконы, равно священноиноки и настоятели монастырей, приходя в Москву и другие епархиальные города, желали там священнодействовать в церквах по найму, для чего в Москве выходили на известный крестец, или перекресток, они должны были наперед брать у тиуна местного архиерея грамоту, или запись, называвшуюся «знамя», и платили за нее по старине крестцовую пошлину – за каждый месяц по десяти денег, а иные по два алтына, с тех же, которые решались священнодействовать без знамени, взыскивался штраф по два рубля. Вдовые священники и диаконы, хотя не платили ничего собственно за епитрахильные и орарные грамоты, о которых мы выше упоминали, зато платили «писчий алтын» дьякам за написание грамоты и «печатный алтын» печатнику за приложение к ней печати. И надобно прибавить, что некоторые из перечисленных грамот, именно: ставленые, настольные и благословенные – оплачивались не только при первоначальном получении их, но и впоследствии. Они заявляемы были каждому новому архиерею епархии для утверждения его подписью, причем за каждую грамоту взималась пошлина; заявляемы были каждому вновь назначенному в тот или другой город десятиннику всем духовенством города, причем также платилась пошлина; заявляемы были ежегодно десятинникам или поповским старостам и десятским священникам при собирании ими церковных даней со всего епархиального духовенства, причем также платилась особая пошлина. Пошлина эта называлась «явленная куница с грамотою».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010