Я взял с собой архимандрита Серафима, настоятеля Яблочинского монастыря (с академическим образованием), и известного борца против католичества, замечательного народного проповедника протоиерея Тимофея Трача (из галичан), о котором я уже упоминал раньше [  ]. Первая часть Киевских торжеств, посвященная воспоминанию о принесении в Киев святых мощей (кроме главы) святой великомученицы Варвары, прошла в строго церковных рамках. Были очень торжественные богослужения, при огромном стечении народа, с проповедями, с обнесением святых мощей на руках духовенства вокруг Михайловского монастыря. Помню, едва только мы вышли из храма, как разразился страшный ливень. Наши облачения вымокли, а великолепные митры размякли; по бородам епископов текли желтые струи от полинявших митр… Епископ Гродненский Михаил, сделавший себе для этого исключительного дня новое, чудное облачение, не удержался от восклицания: «Святая Великомученица, приношу Тебе в жертву мое облачение!» После богослужения был торжественный обед и столь же торжественное собрание с докладами. Этим все и закончилось. Более разнообразна была программа Миссионерского съезда. Нужно заметить, что миссионерское дело в Русской Церкви стояло не на должной высоте. Хотя на это дело тратились большие церковные суммы; хотя не было недостатка в способных и энергичных миссионерах, однако не чувствовалось в нем подъема и воодушевления, не ощущалось веяния духа апостольского. Были, конечно, отдельно святые миссионеры, просветившие светом христианства всю восточную окраину России (Казанский край), Сибирь, Японию. Мы свято чтим имена Германа, Гурия, Варсонофия Казанских, Иннокентия Иркутского, а в более близкие времена Иннокентия Камчатского, впоследствии митрополита Московского, Николая Японского, архимандрита Макария Глухарева и современного нам Макария Томского (впоследствии митрополита Московского) и других, может быть, неведомых миру подвижников–миссионеров; но это лишь отдельные имена (и больше в прошлом), а современная организация миссионерства, особенно борьба с расплодившимся сектантством и безверием, была организована слабо, хотя были у нас и миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии и отдельные миссионерские монастыри и школы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

15 июня 1892 г. – закончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Кандидатская работа «Объяснение первого послания св. Апостола Павла к Тимофею». 15 июня 1892 г. – назначен помощником инспектора Московской Духовной Академии. С 15 сентября 1892 г. по 15 августа 1895 г. – занимал безвозмездно должность законоучителя при Сергиевопосадском частном учебном заведении 2-го разряда. Церковный староста Богоявленской церкви с. Сторожевое Воронежской епархии. С 12 сентября 1895 г. по 31 декабря 1896 г. – занимал должность секретаря Сергиевопосадского отдела Общества спасения на водах. 21 ноября 1896 г. – назначен на должность преподавателя греческого языка в Звенигородском духовном училище Московской епархии. 31 декабря 1896 г. – Указом Святейшего Синода назначен смотрителем Жировицкого духовного училища. В этот период произошло знакомство П. Ф. Полянского с архимандритом Яблочинского монастыря Тихоном (Беллавиным), будущим Святейшим Патриархом. 4 апреля 1897 г. – защитил в Московской Духовной Академии магистерскую диссертацию на тему «Первое послание Святого Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования». 6 мая 1897 г. – утвержден в степени магистра богословия. С 1 августа по 11 октября 1897 г. – принимал участие в переписи населения. 25 октября 1897г. – утвержден членом-соревнователем Попечительства о народной трезвости гродненского губернского комитета. 23 мая 1898 г. – утвержден членом Попечительства 7-го участка Слонимского комитета попечительства о народной трезвости. 18 октября 1898 г. – произведен в чин коллежского асессора. 1 апреля 1899 г. – назначен почетным мировым судьей Слонимского округа. 6 мая 1899 г. – награжден орденом св. Станислава 2-й степени. 14 мая 1899 г. – Святейший Синод за труды и ревность в деле благоустроения церковных школ наградил П. Ф. Полянского Библией . С 24 июня по 22 июля 1900 г. – председатель педагогических курсов училищ Гродненской епархии. 3 февраля 1901 г. – назначен членом Гродненского епархиального училищного совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

—195— вышеизложенного указа Святейшего Синода, признать, что преподаватели Академии, приглашенные в собрание Совета, пользуются правом решающего голоса, каковой должен быть предоставлен и в настоящем собрании тем гг. исправляющим должность доцента, которые приглашены были в собрание Преосвященным Ректором Академии на основания постановления Совета от 28 февраля 1906 года. II. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1906 г. Июня 12. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 10 июня за 6332: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение по представленному Вашим Преосвященством прошению исправляющего должность доцента Московской духовной академии иеромонаха Серафима о назначения его в число братии Оптиной пустыни. Приказали: Назначить исправляющего должность доцента Московской духовной академии иеромонаха Серафима в распоряжение Преосвященного Холмского, о чем, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1906 г. Июля 11. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 30 июня за 7180: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: рапорт Преосвященного Холмского, от 2 февраля сего года, за 89 / 1212 , в коем объясняя, что в виду крайнего усиления, в епархии, католической пропаганды необходимо противопоставить последней православно-миссионерскую организацию, и что центр таковой организации можно обосновать в имеющемся в Холмской епархии единственном мужском Яблочинском монастыре, поставив во главе обители богословски-образованное лицо и привлекши в оную и других образованных иноков, ходатайствует: 1) об увольнении состоящего ныне настоятелем Яблочинского монастыря архимандрита Аркадия, в виду преклонного (свыше 70 лет) возраста, от занимаемой им в обители должности, с приписанием его, по увольнении, к Холмскому архиерей-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1987. Т. 5. С. 23–25.) (Преосвященный Герман, епископ Холмский... подал прошениеоб увольнении на покой... на его место – ректор Холмской семинарии архимандрит Евлогий. – Герман (Иванов Яков Федорович, 1863–1903) – епископ Люблинский, викарий Холмской епархии. Родился в С.-Петербурге всемье диакона. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1890). 30.01.1890 г. пострижен в монашество, 27.05.1890 г. рукоположен во иеромонаха.С 12.06.1891 г. смотритель Звенигородского ДУ. С 1892 г. инспектор Вифанской ДС. С 1893 г. инспектор Могилевской ДС. С 1894 г. преподаватель Воронежской ДС. В 1897 г. возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Онуфриева Яблочинского монастыря. 01.11.1898 г. хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. 05.12.1902 г. уволен на покой с правом управления Яблочинским монастырем. См.: Мануил (Лемешевский) , митр.1981. Т. 2. С. 317. Евлогий ( Георгиевский Василий Семенович, 10.04.1868–08.08.1946) – митрополит. Родился в Тульской епархии. Окончил Тульскую ДС (1888), затем МДА со степенью кандидата богословия (1892). С 1894 г. преподавательТульской ДС. 03.02.1895 г. пострижен в монашество, 12.02.1895 г.рукоположен во иеромонаха, назначен инспектором Владимирской ДС.С 1897 г. ректор Холмской ДС с возведением в сан архимандрита. 12.01.1903 г.хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии.С 18.07.1905 г. епископ Холмский и Люблинский, 20.05.1912 г. возведен в сан архиепископа. Депутат II и III Государственной думы от русского населения Люблинской и Седлецкой губерний. С 14.05.1914 г. архиепископ Волынскийи Житомирский. Член Предсоборного Совета 1917 г. Член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., председатель Отдела о богослужении, проповедничестве и храме, избран членом Священного Синода. 18.12.1918 г. арестован по распоряжению правительства С.В. Петлюры. С декабря 1918 г. по лето 1919 г. в заключении на территории Польши, освобожден при посредничестве стран Антанты. В 1920 г. эмигрировал. С 1921 г. управляющий русскими приходами в Западной Европе, находился в Берлине. 30.01.1922 г. возведен в сан митрополита. В 1923 г. переехал в Париж. В 1927 г. по требованию Московской патриархии заявил о своей лояльности советской власти. В 1930 г. уволен от управления западноевропейскими приходами митрополитом Сергием. В 1931 г. перешел в юрисдикцию Константинопольской патриархии, назначен экзархом Западной Европы, положил начало церковно-юридическому подчинению ряда русских православных приходов за пределами России Константинопольскому патриарху (евлогианство). В 1945 г. воссоединился с Московской патриархией, оставлен экзархом Западной Европы (в то же время Вселенским патриархом не был отпущен исчитался до самой смерти экзархом Вселенского патриархата). Создал в Париже Богословский институт – самое крупное православное учебное заведениеза границей. Скончался в Париже. Подробнее о нем см.: Мануил (Лемешевский) , митр. 1984. Т. 3. С. 119–129.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

229 Все братство Лавры насчитывало до 360 человек, типографское братство в период своего расцвета, вместе с учениками и мастерами, насчитывало до 150 человек. У них была своя церковь , а также свой отдельный корпус для проживания. 230 Информация о выходе в свет очередных изданий «Глинских Богородицких книжек» публиковалась на страницах журнала «Курские епархиальные ведомости» и других периодических изданий (см. С. 517–520]). 231 В основу решений съезда лег доклад настоятеля Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии архим. Серафима (Остроумова) «О миссионерском значении монастырей». 232 Например, саратовский епископ Гермоген, законоучитель московской Иверской общины сщмч. Сергий Махаев и др. (см. подробнее). 233 В Русской Церкви диаконис никогда не было. Но в XIX в. было сделано несколько попыток возродить древний чин. Так, архим. Макарий (Глухарёв) хотел возродить это служение для проповеди среди нерусских народов. Митрополит Филарет (Дроздов) признавал право на существование древнего чина, но не советовал архим. Макарию приступать к этому делу без благословения Синода. Проект был тогда отвергнут. И в 1911 г., постановлением от 9 ноября Св. Синод отложил вопрос о восстановлении древнего женского служения в Православной Церкви до рассмотрения его на Поместном Соборе (см. подробнее: Постернак А. В. К вопросу о присвоении сестрам Обители звания диаконис//Материалы к житию преподобномученицы Великой княгини Елизаветы: Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995). 234 Из письма прпмц. вел. кнг. Елизаветы имп. Николаю II (без даты): «..Надеюсь, коль скоро наш «чин посвященных» утвержден Священным Синодом, мы будем стоять на этом крепко и ожидать, что нас ясно и открыто представят стране как церковную, православную церковную организацию. Большего я не желаю. В любой день можно умереть, и мне было бы очень жаль, если бы такой тип обители – не совсем монастырь и, конечно же, не обыкновенная светская община – подвергся изменению. Народ, простые бедные люди, когда к ним приходят мои сестры, слава Богу, принимают их хорошо и называют «матушками». Это большое утешение: они чувствуют наше монастырское основание. Все наши службы отправляются как в монастыре, весь труд основан на молитве» С. 58]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 И благодать Божия помогла архипастырю совершить свое дело в новой епархии с полным и вожделенным успехом. Его архипастырскими заботами и усилиями окраина, в которой он поставлен был главным стражем православия, к концу его там пребывания, видимо для всех объединилась в духовном отношении с православною Россией. С целью такого объединения и вообще утверждения православия в Привислянском крае им было увеличено число лиц православного духовенства почти при всех городских церквах, восстановлено много пришедших в разрушение во времена унии православных храмов и много устроено новых; 28 в видах увеличения числа монашествующих в монастырях, долженствующих, по его искреннему убеждению, 29 служить хорошими рассадниками православия и благочестия в крае, им исходатайствовано возведение Яблочинского мужского монастыря, древнего памятника православия в крае, на степень первоклассного, а в посаде Лесне, во времена унии служившем центром латинской пропаганды, устроена православная женская община, и т. п. В то же время им предпринимаемы были целесообразные меры как для возвышения умственного уровня и нравственного улучшения духовенства, так и для поднятия авторитета его в глазах иноверных. Для сего он поднял, улучшил и благоустроил местные духовно-учебные заведения, особенно же Холмскую семинарию, увеличил число благочиннических округов в видах более удобного и бдительного надзора за приходским духовенством, – исходатайствовал от Правительства увеличение окладов жалованья духовенству, дабы оно по имело нужды во взимании платы за требы с прихожан, и т.д. Не оставлял высокопреосвященнейший Леонтий своим архипастырским попечением и народ. Памятниками его деятельности в этом направлении служат: восстановление и усиление, распространение деятельности церковных братств, издревле существовавших в юго-западном крае, увеличение числа и благоустроение церковно-приходских школ, церковно-приходских попечительств, школ и приютов при монастырях (Яблочинском и Лесническом), усиление церковной проповеди и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

30.04.1906 г. указом Св. Синода переведен в Холмскую епархию в распоряжение Холмского преосвященного. С 15.08.1906 г. законоучитель Яблочинской второклассной школы сцерковно-учительскими курсами, а с 02.10.1906 г. ее заведующий. 02.02.1908 г.возведен в сан архимандрита, наместник Онуфриева Яблочинского монастыря. С 29.01.1914 г. – и. д. ректора Холмской ДС, а с 01.07.1914 г. ее ректор. 03.04.1916 г. хиротонисан во епископа Вельского, викария Холмской епархии. С 24.04.1916 г. временно управляющий Холмской епархией. С 25.05.1917 г. временноуправляющий Орловской епархией. С 18.08.1917 г. епископ Орловскийи Севский (по избранию). Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. 14.03.1918 г. арестован в г. Орле, затем освобождени 06.07.1918 г. вновь арестован. В июне 1922 г. арестован по делу «об изъятии церковных ценностей»; Орловским губернским ревтрибуналом осужден на7 лет заключения; срок был сокращен до полутора лет. 29.05.1924 г. возведен в сан архиепископа. В декабре 1926 г. арестован и выслан из пределов Орловской епархии. С 01.11.1927 г. архиепископ Смоленский и Дорогобужский. 11.11.1936 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации. 27.03.1937 г. осужден Особым совещанием при НКВД СССР по ст. 58–10, ч. 2, 58–11 УКРСФСР. Приговорен к 5 годам лишения свободы. Отбывал заключение вКарлаге г. Караганды. В ноябре 1937 г. вторично привлечен к уголовной ответственности «по вновь вскрывшимся обстоятельствам». 28.11.1937 г. осужден «тройкой» при УНКВД СССР по Смоленской обл., приговорен к высшей мере наказания. 08.12.1937 г. расстрелян. Канонизирован определением Св. Синода от 17.07.2001 г. День памяти 25 ноября/8 декабря. Подробнее об архиепископеСерафиме (Остроумове) см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2880. Личное дело студента МДА М.М. Остроумова; Там же. Д. 5146. Личное дело преподавателя МДА Серафима (Остроумова); Временные правила об автономии Духовных академий, введенные определениями Св. Синода от 26 нояб. 1905 г. за от 25 янв. 1906 г. за и от 21 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

40 Забылось все тяжелое, неприятное, что Господь судил пережить за 11 лет моей жизни в Академии... Не уношу ни на кого никакой злобы, вражды и огорчения. Слишком много вижу за собой собственных недостатков, промахов и ошибок, чтобы винить за все кого-либо другого, кроме самого себя!.. И слишком тяжелый путь избираю себе, чтобы можно было пуститься в него, не сжимаясь сердцем от разлуки с родной академической семьей, с которой успел сжиться тысячами нитей, и не оглянуться на нее слезно-прощальным, благоговеюще признательным взором... Простите же меня все, кому я подал какие-либо основания для нарушения внутреннего мира и спокойствия, и, если не можете не помянуть лихом, об одном умоляю: забудьте лучше вовсе имя безутешного Иосифа, волею судеб Божиих из родных краев отводимого в страны чуждые и неприязненные...   Бывший инспектор Московской духовной академии архимандрит Иосиф, настоятель Яблочинского Св[ято]-Онуфриевского монастыря, Седлецкой губернии.   24 июля 1906 г. Московская Духовная академия.   ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5084. Л. 35 – 36. На л. 35 вверху справа над текстом рукой епископа Евдокима (Мещерского) сделана помета: «9 авг[уста] 1906 г. Р[ектор] А[кадемии] Е[пископ] Е[вдоким]». На л. 36 список подписей тех, кто читал письмо: «Читали: Е[пископ] Е[вдоким], Цветков, Каптерев, Беляев, Глаголев, М. Муретов , А. Голубцов , И. Попов , А. Спасский, Громогласов, С. Смирнов , Воронцов Е. » и т. д. Всего 26 подписей.   Публикация и примечания О. Ефремовой.   Подготовка текста О. Ефремовой с участием О. Хайловой. 1 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917 – 1943: Сб. в 2 ч./Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 865. 4 Осенью 1898 года в МДА возникли студенческие беспорядки в виде сходок, вызванные недовольством одним из инспекторов. От имени всех студентов в Святейший Синод было послано письмо с требованием прислать ревизора. Дважды на Совет МДА приходили депутации студентов, в числе которых был Иван Петровых.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

4) А до конца года предоставить г. Инспектору и студентам вести дело по установившемуся в Академии порядку, причем в особо важных случаях дозволяются сношения Инспектора со студентами как посредством общестуденческих собраний, так и чрез выборных представителей от студентов. 5) В виде опыта, – предложить студентам произвести выборы своих представителей по одному от каждого, свободно объединившегося, десятка, удостоверив выбор своими подписями. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1906 г. Декаб. 5. Смотрено и постановление по 4 ст. представлено на благовоззрение Св. Синода». 13 декабря 1906 года. 33 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов , заслуженный ординарный профессор А.Д. Беляев , ординарные профессоры А.И. Введенский , С.С. Глаголев и М.М. Тареев , экстраординарные профессоры А.И. Шостьин, А.П. Голубцов , И.Д. Андреев и Н.Г. Городенский и доцент С.И. Смирнов . Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1906 г. Нояб. 7. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 4 ноября за 12349: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 28 минувшего Октября за 454, о замещении должности инспектора в Московской Духовной Академии, освободившейся за назначением архимандрита Иосифа настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря. Приказали: Избранного Советом Московской Духовной Академии на должность инспектора сей академии заслуженного ординарного профессора оной по ка- —292— федре Священного Писания Нового Завета, действительного статского советника, Митрофана Муретова утвердить в означенной должности, со дня избрания на оную – 21 сентября сего года; о чем и послать Вашему Преосвященству указ». Определили: 1) Об утверждении заслуженного ординарного профессора М.Д. Муретова в должности Инспектора Академии внести в формулярный о службе его список и сообщить Правлению Академии – для зависящих распоряжений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 Архимандрит Серафим (Остроумов; 1880–1937) родился в семье псаломщика в Москве. В 1904 г. окончил МДА и пострижен в монашество; с 1906 г. – наместник Яблочинского Св. Онуфриевского монастыря Холмской епархии. В 1914 г. назначен ректором Холмской семинарии, в 1916 г. рукоположен во епископа Белы Холмской, с 1917 по 1924 г. – епископ Орловский, ас 1927г. – архиепископ Смоленский. Расстрелян 28 ноября 1937 г. Ныне прославлен в лике святых. 8 Феодор (Поздеевский ; 1876–1937), архиепископ Волоколамский, в 1909 г. – ректор Московской Духовной академии, с 1917 г. управлял Даниловым монастырем, где читал курс аскетики в Высшей богословской школе (после закрытия МДА). С 1925 г. – в ссылке, расстрелян в Ивановской тюрьме (ныне прославлен в лике святых). 9 Архимандрит Иларион (в миру Владимир Троицкий; 1886–1929) – профессор, инспектор, и.о. ректора Московской Духовной академии, впоследствии архиепископ Крутицкий. В 1920 г. арестован, с 1922 по 1926 г. – в Соловецких лагерях. В 1929 г. переведен в Петербургскую пересыльную тюрьму, где скоропостижно скончался (ныне прославлен в лике святых). 10 Справка: Дана протоиерею Тяпочкину Димитрию Александровичу в том, что он в 1917–1918 учебном году состоял студентом Московской Духовной академии (основание: Памятная книжка Московской Духовной академии на 1917–1819 учебный год. Сергиев Посад. Типография И. И.Иванова . 1917, с. 47, п. 95). Дана для представления по требованию. 11 Епископ Евлампий (Краснокутский; 1922) пострижен в монашество из вдовых протоиереев и возведен в сан архимандрита в 1914 г., в 1917 г. рукоположен во епископа Александровского. Викарий Екатеринославской епархии до 1921 г. 12 Митрополит Гурий (в миру Вячеслав Михайлович Егоров, 1891–1965). Родился в Новгородской губернии в городе Оноченский посад. В 1915 г. принял монашеский постриг. В 1916 году рукоположен в иеромонаха. В 1917 году окончил Петроградскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Иеромонах Александро-Невской лавры. В 1922 году возведен в сан архимандрита. С 1925 года – настоятель лаврской киновии и зав. Богословско-пастырского училища. С 1928 г. – настоятель Киевского подворья в Ленинграде. 1933–1944 – архимандрит Гурий находится на «покое». В 1943 году назначен настоятелем Самарского Покровского собора, а затем секретарем Ташкентской епархии. С 1945 по 1946 г. – наместник Троице-Сергиевой лавры. В августе 1946 года – хиротония во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. В 1952 году – возведен в сан архиепископа... С 1959 года – митрополит. При вступлении на Ленинградскую кафедру – постоянный член Св. Синода. В 1961 г. переведен в Крым с поручением временно управлять Днепропетровской и Запорожской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010