Дорогие сестры, будучи строги к себе, верьте, однако, в успех ваших благих начинаний. Не вдохновляясь подобною верою, трудно приступать к идейной работе, требующей особого напряжения умственных и душевных сил. Чтобы плодотворно трудиться, нужно верить в успех дела. Осмотритесь на окружающую обстановку. Двенадцать лет тому назад на этом месте стояли лишь обреченные на разрушение храм и большой старый дом. Матушка игуменья Елена с верою в успех приступила к обновлению обители, и посмотрите, как преобразилась эта пустыня. Она украсилась новыми храмами, прекрасными зданиями, образцовыми огородами и многоразличными сельскохозяйственными предприятиями по птицеводству, размножению рыбы, улучшению пород скота, изготовлению цементного камня и черепицы. Все это матушка Елена разве могла бы делать, не имея веры в успех своих начинаний?! Вдохновляются тою же верою и трудящиеся в монастырских церковных школах, посещенных мною на этих днях: в многолюдной церковно-учительской школе Дерманского монастыря на Волыни, в большой, прекрасно поставленной церковно-приходской школе Почаевской лавры, в школе Кременецкого Богоявленского монастыря, в образцовых школах – второклассной, сельскохозяйственной и ремесленной – Яблочинского монастыря, в многолюдных школах церковно-учительской, второклассной и сельскохозяйственной Леснинского монастыря. Во всех этих обителях живым и мощным ключом бьет школьная жизнь. Идейные люди, руководящие этими сотнями учащихся, верят в успех своих начинаний. И вы, дорогие сестры, верьте в успех святого дела, которому себя посвятили. Надейтесь на помощь свыше и на содействие архипастыря Гродненского и матушки игуменьи Елены и пребывайте в союзе любви между собою и со всеми вас окружающими. Утверждая детей в любви не только к присным, но и к врагам, вы будете воспитывать их как добрых христиан. И в наши дни, когда партийное озлобление и человеконенавистничество делают такие тревожные успехи, вы будете противопоставлять этим разрушительным началам идею христианского всепрощения и братской солидарности. Этим вы покажете, что грядущее поколение нужно путем христианского воспитания подготовлять к мирной работе – единственному основанию прочного благополучия народов и государств».

http://pravoslavie.ru/31256.html

После Брестской унии 1596 года Яблочинский монастырь был главною опорою и приютом Православия для всех окраинных жителей – православных. Когда же настоятели монастыря начали уклоняться в унию, то граф Андрей Лещинский позаботился передать монастырь в ведение Луцкого Православного епископа Гедеона Четвертинского по грамоте от 27-го октября 1670 года. Потом Яблочинский монастырь был защищаем Императрицею Елизаветою Петровною. Екатерина II оградила его особливым пунктом (8) вечного трактата, но Радзивилловское управление весьма часто нарушало интересы монастыря, и всячески притесняло православных. В 1712 году Яблочинский монастырь перешел в ведение Киевского митрополита, а в 1796 году с отделением Холмского края к Австрии. Был подчинен Буковинскому епископу, а потом Минскому. Такова внешняя судьба Яблочинского монастыря, а внутренняя сторона его почти всегда оставалась православною. И одним из свидетелей сего служит старый Синодик, находящийся теперь в Варшавском Музее церковных древностей. Нет сомнения, что этот старый Синодик некогда имел приличный вид, ибо он написан, очевидно, с киноварными инициалами, и на приличной бумаге в большой полулист. Но время потребовало его замены новым, как и он был заместителем прежнего, более старого. И вот, по переписке с него незачеркнутых родов, он был сдан в желанные руки, которые и сохранили его как драгоценность по его древности. Предисловие к Синодику начинается так: «Вечная вам память все благочестивые и христолюбивые христиане».... И затем идут три страницы общих рассуждений о поминовении усопших. Интереснее эпиграмма, в которой можно видеть воспоминание о счастливых временах православия в этом крае. «Вглянувши цный (честный) читателю в ты книги живота. Хтей (захоти-пожелай) своему разуму отворити ворота. А оукаж (укажи – обнаружь) як перед тым Российская вера. Благочестием святых концы всего мира От всходу до заходу солнца освечала. В монархиях, в ксионжентах (княжествах) межи панства трвала (пребывала). Теперь гды их потомки отступили веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Точно также, в виду засвидетельствования преосвященного Модеста о том, что живущие в Московском Покровском монастыре более двух месяцев иеромонахи Афонского Пантелеимоновского монастыря Сила из числа 16-ти и Викентий отличаются примерной жизнью, хранят догматы Православной Церкви, ничего не прибавляя и не убавляя в них, признают богоучрежденную иерархию – Святейший Синод и Патриархов, – Святейший Синод, по определению от 10–20 сентября 1914 г. за 8133, предоставил Московскому епархиальному начальству разрешить названным иеромонахам священнослужение, с назначением их в число братии одного из уездных монастырей. За сим, Святейшим Синодом предоставлено было Холмскому епархиальному начальству принять иеромонахов Понтия (по определению Святейшего Синода от 17–23 июля 1914 г. за 5617) и Ермолая (по определению Святейшего Синода от 21 августа... 98 монастыря, разрешив им священнослужение, – Понтию, в виду того, что он «во время пребывания в Яблочинском монастыре, по засвидетельствованию Холмского епархиального начальства, отвергся имябожнического лжеучения», а также и в виду того, что проходил уже ранее служение в пределах России при Московском подворье Пантелеимоновского монастыря; – Ермолая, во внимание к тому, 1) что он в июле 1914 г. в присутствии Холмской духовной консистории принес присягу и подписал отречение от заблуждения имябожничества, 2) что по удостоверению Одесской духовной консистории, от 5 марта 1914 г. за 8090, он, «иеромонах Ермолай, при увещании в г. Одессе, признал учение имябожников ложным и, 3) что по отзыву ректора Холмской духовной семинарии, как то видно было из рапорта преосвященного Холмского, иеромонах Ермолай в споре о Святейшем Имени Господа Иисуса Христа замешан по недоразумению и недомыслию (Ермолай едва грамотен), обнаруживает полное раскаяние, часто плачет горькими слезами, и что в убеждениях Ермолая общего с известным движением о имябожии теперь ничего нет». Далее, Святейший Синод, по определению от 21 августа–3 сентября 1914 г. за 7615, предоставил Московскому епархиальному начальству разрешить иеромонаху Макарию священнослужение, приняв во внимание, прежде всего то, что названный иеромонах в октябре 1913 г. пред настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря, Тульской епархии, раскаялся в своем заблуждении и отрекся от имябожнического учения.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Феодосии, инокини кн. Евгении... Агафии. И зауряд пишется. «Помяни Господи Великаго Короля Польскаго именем Димитрия, Великаго князя Литовскаго именем Александра, благоверныя княгини Ольгу, Феодору, инокиню кн. Агрефину, Великую княгиню Литовскую Анну, инокиню кн. Улиану, инокиню кн. Марию (Вышковскую), Феодосию». Род князя Андрея Александровича не называется по фамилии. Очевидно, это род Пронских. Здесь называются имена князей: Андрея, Феодора...., княгинь: Василисы, Феодоры, инока князя Алексия, инокини кн. Агафии, инокини кн. Василиссы, схимника кн. Елевферия, схимника кн. Михаила, схимника кн. Иоанна, схимника Ионы, схимника Илариона, схимника Мисаила, священно-инока Варнавы, Андрея. Род Панен Богушевой подскарбии написан как-то бледнее, но все же с искусством, полным древнего уставного письма. Здесь именуются князья: Иоанн, Владимир, Иаков, Филипп..., княгини: Анастасия, Татиана, Феодора..., Архимандрит Вассиан, схимник Илларион, схимницы: Мефа, Акилина, Пелагия, Елена и Филарета, славной памяти Его милости пана князя Александра. Очевидно под этим Александром должно разуметь Пронского, ибо далее называется княгиня Феодора, под которой должно разуметь его жену Феодору из рода Сангушек. Множество имен монашествующих в роде Богушевых дает ясно уразуметь, сколь возлюбленны были монастыри для рода сего, из чего понятно и то, что даже основание монастыря приписывается роду сему. Неудивительно, что к роду сему отнесены благотворители монастыря последующего времени, а также и духовные покровители его митрополиты: Иов, Исаия, Петр и Епископы: Паисий, Афанасий, Иосиф и даже игумены Савва, Варфоломей. О роде Игумена Яблочинского монастыря Макария Корниловича, бывшего наместника Мелецкого, сделана заметка: «Написася ахмв (1642) марта то дня». Другими чернилами и он вписан в свой род, а сбоку написано: «Представися роду ахоз (1677) месяца октембрия и дня свитающу дню четвергу». О роде Иеромонаха Киприана Рудникова замечается, что он вписан в 1647 году. Об Иеромонахе Исаии замечается, что он с Добромля, о Димитрии Томашевском – с Подгорья.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

1903 г. – магистр богословия. Экстраординарный профессор и инспектор Московской Духовной Академии. 1904 г. – архимандрит. 1906 г. – настоятель Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии. 1907 г. – настоятель Новгородского Юрьева монастыря. 1909 г., 15 марта – хиротонисан во епископа Угличского в Санкт-Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 1909 г. – епископ Угличский, настоятель Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. 1918 г. – временно управляющий Рижской епархией. 1920 г. – архиепископ Ростовский. 1925 г. – временно управляющий Новгородской и Старорусской епархиями. 1924 г., май – член Св. Синода при Патриархе Тихоне. 1926–1927 гг. – митрополит Ленинградский. 1927 г. – переведён митрополитом Сергием в Одессу. Перевод не принял, продолжал управлять Ленинградской епархией из Ростова. 1928 г., 24 января – подписывает акт отхода от митрополита Сергия, вместе с ярославскими архиереями. 1928 г., 27 марта – запрещён в священнослужении митрополитом Сергием и Св. Синодом. Возглавил одно из движений оппозиции митрополиту Сергию, получившее название «иосифлянства» и объединившее в конце 20-х гг. группу иерархов и значительное число мирян. Арестован, сослан в Казахстан. Прожил в ссылке несколько лет, работал бухгалтером на Медном комбинате. 1937 г., 20 ноября – расстрелян в навечерие Михайлова дня в тюрьме в Чимкенте вместе с митрополитом Кириллом [Смирновым]. ИРИНЕЙ (Шульмин Михаил Александрович), архиепископ Куйбышевский. 1893 г., 15 января – родился в Казани. 1918 г. – окончил Казанскую Духовную Академию, монах, иеромонах. 1923 г., 27 января – хиротонисан во епископа Кушвинского, викария единоверческой Свердловской епархии. 1923 г. – епископ Мензелинский. 1924 г. – епископ Малмыжский, викарий Сарапульской епархии. 1925 г. – епископ Елабужский, викарий Сарапульской епархии. 1926 г., январь – уклонился в григорианство, подписав послание ВВЦС. 1926 г., май – покаялся пред митрополитом Сергием и получил прощение. 1929 г. – епископ Елабужский, викарий Казанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

6 Священномученик Серафим (Остроумов Михаил Митрофанович) родился 6 ноября 1880 г. в Москве в семье псаломщика. Обучался в Заиконоспасском духовном училище, затем в Московской духовной семинарии, а с 1900 по 1904 г. в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. 14 сентября 1904 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, а 19 сентября – во иеромонаха и оставлен преподавателем в МДА. В 1906 г. назначен наместником Яблочинского монастыря на Холмщине. С января 1914 г. – ректор Холмской духовной семинарии. 3 апреля 1916 г. в Москве хиротонисан во епископа Бель-ского, викария Холмской епархии. Вскоре епископ Серафим был назначен управляющим Орловской епархии. В марте 1918 г. в Орле был первый раз арестован. Через 4 месяца – повторный арест. В 1922 г. Орловск им ревтрибуналом за сопротивление изъятию церковных ценностей вновь арестован и осужден на 7 лет тюрьмы со строгой изоляцией. В 1924 г. освобожден из Орловской тюрьмы по амнистии. В декабре 1926 г. в очередой раз арестован и выслан за пределы Орловской епархии. С ноября 1927 г. – архиепископ Смоленский и Дорогобужский. 11 ноября 1936 г. опять арестован в Смоленске за «антисоветскую агитацию». В 1937 г. осужден и сослан в Казахстан в Карлаг. В ноябре 1937 г., находясь в заключении, вторично был привлечен к уголовной ответственности и приговорен к высшей мере наказания. 8 декабря 1937 г. расстрелян под Смоленском в Катынском лесу. В 2001 г. священномученик Серафим (Остроумов) причислен к лику святых и внесен в Собор новомучеников от Орловской епархии. 7 Донской монастырь был основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор в честь Донской иконы Божией Матери. В конце XVII в. на территории монастыря было основано кладбище для московской знати, которое существует до настоящего времени. С 1922 по 1925 г. в Донском монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Тихон, и здесь же, в Малом соборе, он был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт. С конца 1920-х гг. в монастырских помещениях разместился антирелигиозный музей, а с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры. В 1949 г. в Малом соборе монастыря были возобновлены богослужения и в левом приделе устроена мироварня для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В 1990 г. Донской монастырь был возвращен Московской Патриархии. В настоящее время восстановлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Гребельский, А. Мирвис. 2-е изд., доп. И перераб. СПб., 1992.) 49 (Наречен Алексием, во имя святителя Московского. – Имеется в виду святитель Московский Алексий (Бяконт Е.Ф., 1304–1378) – митрополит Киевский (с кафедрой в Москве) и всея России (1354), государственный деятель, дипломат. Память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня – обретение мощей, 5/18 октября – святителей Московских. Подробнее о свт. Алексие см.: Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. Т. 1. М., 1997. С. 307–323.) 50 (Иосиф (Петровых) – Иосиф (Петровых Иван Семенович, 15.12.1872–20.11.1937) – митрополит. Родился в семье мещан г. Устюжна Новгородской губернии. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1899); оставлен при МДА профессорским стипендиатом. С 09.09.1900 г. – и. д. доцента МДА 26.08.1901 г. пострижен в монашество. 30.09.1901 г. рукоположен во иеродиакона, 14.10.1901 г. – во иеромонаха. Магистр богословия (1903); утвержден в должности доцента МДА. Магистерская диссертация «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия: Опыт критического разбора и обработки» (Сергиев Посад, 1903). С 09.12.1903 г. инспектор и экстраординарный профессор МДА. 18.01.1904 г. возведен в сан архимандрита. С 30.06.1906 г. настоятель Онуфриева Яблочинского монастыря Седлецкой губернии. С 1907 г. настоятель Юрьева монастыря г. Новгорода. С 1909 г. настоятель Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря г. Ростова Ярославской губернии до его закрытия (1923). 15.03.1909 г. хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. С 01.12.1917 г. по 20.01.1918 г. – в. у. Рижской епархией. 07.07.1919 г. арестован. С 22.01.1920 г. архиепископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. 08.07.1920 г. арестован, 26.07.1920 г. приговорен к одному году заключения условно. В мае 1922 г. арестован, приговорен к четырем годам лишения свободы с подпиской о неучастии в церковных дела. 05.01.1923 гг. освобожден досрочно. С 1923 г. архиепископ Ростовский, в.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Афанасий ( Мартос Антоний Викентиевич ; 8.9.1904, дер. Завитая Минск, губ. – 3.11.1983, Буэнос-Айрес, Аргентина), архиепископ. Из семьи белорусского крестьянства. Окончил гимназию г. Несвижа (1925) и Православное отделение богословского факультета Варшавского университета (1930), пострижен в монашество в Почаевской лавре (4.1.1927, согласно другим источникам 22.12.1927), иеромонах (29.1.1928), иеромонах (март 1929), настоятель церкви в с. Благодатное близ Варшавы (март 1929июнь 1930), настоятель церкви г. Воломина (июнь 1930декабрь 1931), наместник Яблочинского монастыря (декабрь 1931октябрь 1932), священник подворья женского Турковицкого монастыря (октябрь 19321933), настоятель церкви в г. Кельцы (19331934), магистр богословия (1933), воспитатель интерната Православного богословского отделения Варшавского университета (19341936), инспектор интерната (19361939), игумен (1936), окончил педагогические курсы Варшавского университета (1936), архимандрит (1938), доктор богословия Варшавского университета (1939), настоятель обители в Турковицах (19401942), член посланной в Минск делегации от Варшавского белорусского комитета для расследования положения Церкви в Белоруссии, принят в клир Белорусской Православной Автономной Церкви (3.3.1942), правящий епископ Витебской епархии и вр. упр. Новогрудской епархией (8.3.1942), архиерейскую хиротонию возглавил архиеп. Пантелеймон Минский, член Архиерейского Синода Белорусской Православной Церкви (9.3.1942), участник церковного собора, провозгласившего автокефалию Белорусской Православной Церкви (май 1942), эмигрировал в Австрию и оттуда в Германию (7.7.1944), принят в юрисдикцию РЗЦ (1.4.1946), викарный епископ Германской епархии с местопребыванием в Гамбурге (19461950), участник Архиерейского Собора РЗЦ в Мюнхене (710.5.1946), епископ Мельбурнский, викарий Австралийской епархии (1950), епископ Буэнос-Айресский и Аргентинский (26.11.19555.9.1969), возведен в сан архиепископа (23.8.1957), архиепископ Австралийский (5.9.196917.9.1971), снова архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский (17.9.19713.11.1983). Автор неизданных воспоминаний «На ниве Христовой».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1133 году папа Иннокентий II подтвердил права Архиеп. Магдебурского над Епархиями: Познанской, Гнезненской, Краковской, Бреславской, Плоцкой, Любецкой. Но упорство не желавших подчиняться иноземной церковной власти продолжалось еще долго, равно как и преданность народа старым восточным церковным обычаям, остатки коих внимательный исследователь может повсюду находить и ныне, начиная со столь чтимого Ченстоховского монастыря, где портреты древних подвижников красуются в восточных одеждах и образах. Однако, беспрерывное многовековое иноземное духовное и мирское влияние довело Поляков до такого подчинения латинско-римскому католицизму, что даже лучшие представители их почти совершенно забыли и об автономном бытии своей церкви, возвещенном их православным предкам, и о духовно-национальной богослужебной письменности, некогда данной им Апостолами Славян. 17. Краткая история Варшавской Епархии До открытия здесь епархии было 6 православных церквей: Варшавская-Подвальная, Люблинская-Рождественская, Опатовская-Георгиевская, Петроковская-Всехсвятская, Калишская-Афанасьевская и Дрогичинская-Преображенская. 5 церквей были основаны православными греками, ушедшими от ужасов турок, и нашедшими здесь некоторую возможность служить со священниками-монахами, в виду чего многое греческое уцелело здесь доселе. Иереи являлись сюда из Греции и Венгрии. В 1821 году в Опатовскую церковь был прислан священник Иоаким Юхневич, а в 1825 г. они присланы были из Минской епархии, и определено было уплачивать им жалованье по 180 р., а всего 3 600 р. Начало Дрогичинской церкви неизвестно. Был еще Яблочинский монастырь и военные церкви: Замковая, Уяздовского госпиталя и Цитадельная. Основание Яблочинского монастыря приписывается благочестивой княгине Богучай (XV в.). Из грамоты короля Сигизмунда I, данной 1 августа 1552 года, видно, что тогда село Яблочино с монастырем св. Онуфрия перешло от Ив. Ив. Забржезинского к Георгию Гличу, после которого владели этим имением князья Сангушки, из коих Феодора была выдана замуж за Ал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Вспоминаются мне и ужасы 1905 года, и этот молебен на Красной площади на день святителя Николая, когда все вы и еще многие другие, не боясь великих угроз, не устрашились и пошли все за вашим грешным пастырем, готовые даже принять смерть. Вспоминается мне, как в эти страшные дни Москва казалась как бы осиротелою, когда гремели всюду выстрелы и когда на каждом шагу грозила смерть... Вспоминается, как вы каждый вечер приходили сюда молиться, говеть, исповедоваться и причащаться; и на все были готовы. ...Прошли годы войны и последовавших за нею событий 1905–1906 годов. Измученный тем, что пришлось пережить за это время, я уехал в Оптинский скит на отдых – и здесь снова встретился с тобой. . Сколько чудных вечеров провели мы в беседах! Какие ценные наставления ты мне делал, какие возвышенные речи вел!» Эти слова обращены к старцу Варсонофию. Быстро пролетело время в Оптиной. И снова Богоявленский монастырь, снова ранние обедни, проповеди, работа в Синоде... Декабрь 1906 года. Владыка – опять в дороге. 9 декабря, в субботу, с утренним поездом Преосвященный Трифон, епископ Дмитровский, викарий Московский, прибыл в Яблочинский монастырь. Добрый, религиозный, можно сказать, святой страдалец народ наш оставил в первое посещение Яблочинского монастыря и во дни Холмских торжеств (в августе и в сентябре) в душе епископа Трифона самое светлое впечатление. Душа Преосвященного сроднилась с душою нашего народа. Теперь Преосвященный приехал снова в Яблочинский монастырь, и душа его искала молитвы с народом-страстотерпцем, который в настоящий, ужасный, кровавый век, несмотря на то, что почти всюду расшатались даже самые основы религиозно-христианской жизни, сумел выставить из своей среды целые сонмы мучеников и исповедников. Торжество перенесения иконы преподобного Сергия должно было привлечь массу богомольцев. Преосвященный был встречен в монастыре торжественным колокольным звоном. В храме, который был скромно, но красиво освещен лампадами, собралась братия монастыря. Певчие пропели тропарь преподобному Онуфрию. Началось краткое молебствие. После молебна Преосвященный обратился к братии. Преосвященный говорил о своей радости видеть тех, кого он успел полюбить, рассказывал о своем путешествии в течение отпуска по российским святыням, когда он часто молитвенно вспоминал Яблочинскую обитель, просил и братию молиться за него, слабого труженика великого дела управления Церковью Христовою.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010