Голубев С. Т. Материалы для истории Западно-Русской Православной Церкви (XVI и XVII стол.). Приложение к ТКДА за 1878 г. Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т. I, Киев, 1883. Т. И, Киев, 1898. Документы, объясняющие историю западно-русского края и его отношения к России и Польше. СПб., 1865. Дубровский А., свящ. Православная Церковь в Польше//ЖМП. 1971. 1. Железнякович С., прот. Блаженнейший Стефан, Митрополит Варшавский и всея Польши (некролог)//ЖМП. 1969. 6. Железнякович С., прот. История Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря. (Магистерская диссертация). Варшава, 1963, кн. 1-3. (Машинопись). Железнякович С., прот. К истории Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. (Машинопись). Железнякоеич Серафим, прот. Марие-Магдалининский собор в Варшаве//ЖМП, 1969, 8. Жукович П. Кардинал Гозий и Польская Церковь его времени. СПб., 1882. Жукович П. Сеймовая борьба православного западно-русского дворянства с церковной унией (до 1609 г.). СПб., 1901. Избрание нового Предстоятеля Православной Церкви в Польше//ЖМП. 1965. 7. Иннокентий (Борисов), архиеп. О начале христианства в Польше. Киев, 1886. Казновецкий А., прот. Братский визит Главы Автокефальной Православной Церкви в Польше//ЖМП. 1965. 8. Касяк И. К истории Православной Церкви белорусского народа. Нью-Йорк, 1956. (На белорусском языке). Ковальский Владимир, прот. Положение Церкви Православной в Польше между Первой и Второй мировой войной. 1949. (Рукопись). Козловский Р. Варшавская епархия Русской Православной Церкви со времени ее учреждения до соединения ее с Холмской епархией (1875). (Курсовое сочинение). МДА, 1959. (Машинопись). Косоноцкий Владимир. Процесс за православные церкви. Варшава, 1930. Кояловия М. История воссоединения западно-русских униатов старых времен. СПб., 1873. Кояловия М. Литовская церковная уния. Т. I. СПб., 1859. Т. II. СПб., 1861. Кояловия М., проф. Чтения по истории западной России. СПб., 1884. Крыловский А. Львовское ставропигиальное братство: Опыт церковно-исторического исследования. Киев, 1904.

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

Голубев С. Т. Материалы для истории Западно-Русской Православной Церкви (XVI и XVII стол.). Приложение к ТКДА за 1878 г. Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т. I, Киев, 1883. Т. И, Киев, 1898. Документы, объясняющие историю западно-русского края и его отношения к России и Польше. СПб., 1865. Дубровский А., свящ. Православная Церковь в Польше//ЖМП. 1971. Железнякович С., прот. Блаженнейший Стефан, Митрополит Варшавский и всея Польши (некролог)//ЖМП. 1969. Железнякович С., прот. История Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря. (Магистерская диссертация). Варшава, 1963, кн. 1–3. (Машинопись). Железнякович С., прот. К истории Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. (Машинопись). Железнякоеич Серафим, прот. Марие-Магдалининский собор в Варшаве//ЖМП, 1969, Жукович П. Кардинал Гозий и Польская Церковь его времени. СПб., 1882. Жукович П. Сеймовая борьба православного западно-русского дворянства с церковной унией (до 1609 г.). СПб., 1901. Избрание нового Предстоятеля Православной Церкви в Польше//ЖМП. 1965. Иннокентий (Борисов) , архиеп. О начале христианства в Польше. Киев, 1886. Казновецкий А., прот. Братский визит Главы Автокефальной Православной Церкви в Польше//ЖМП. 1965. Касяк И. К истории Православной Церкви белорусского народа. Нью-Йорк, 1956. (На белорусском языке). Ковальский Владимир, прот. Положение Церкви Православной в Польше между Первой и Второй мировой войной. 1949. (Рукопись). Козловский Р. Варшавская епархия Русской Православной Церкви со времени ее учреждения до соединения ее с Холмской епархией (1875). (Курсовое сочинение). МДА, 1959. (Машинопись). Косоноцкий Владимир. Процесс за православные церкви. Варшава, 1930. Кояловия М. История воссоединения западно-русских униатов старых времен. СПб., 1873. Кояловия М. Литовская церковная уния. Т. I. СПб., 1859. Т. II. СПб., 1861. Кояловия М., проф. Чтения по истории западной России. СПб., 1884. Крыловский А. Львовское ставропигиальное братство: Опыт церковно-исторического исследования. Киев, 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Голубев С. Т. Материалы для истории Западно–Русской Православной Церкви (XVI и XVII стол.). Приложение к ТКДА за 1878 г. Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т. I, Киев, 1883. Т. И, Киев, 1898. Документы, объясняющие историю западно–русского края и его отношения к России и Польше. СПб., 1865. Дубровский А., свящ. Православная Церковь в Польше//ЖМП. 1971. 1. Железнякович С., прот. Блаженнейший Стефан, Митрополит Варшавский и всея Польши (некролог)//ЖМП. 1969. 6. Железнякович С., прот. История Яблочинского Свято–Онуфриевского монастыря. (Магистерская диссертация). Варшава, 1963, кн. 1–3. (Машинопись). Железнякович С., прот. К истории Яблочинского Свято–Онуфриевского монастыря. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. (Машинопись). Железнякоеич Серафим, прот. Марие–Магдалининский собор в Варшаве//ЖМП, 1969, 8. Жукович П. Кардинал Гозий и Польская Церковь его времени. СПб., 1882. Жукович П. Сеймовая борьба православного западно–русского дворянства с церковной унией (до 1609 г.). СПб., 1901. Избрание нового Предстоятеля Православной Церкви в Польше//ЖМП. 1965. 7. Иннокентий (Борисов), архиеп. О начале христианства в Польше. Киев, 1886. Казновецкий А., прот. Братский визит Главы Автокефальной Православной Церкви в Польше//ЖМП. 1965. 8. Касяк И. К истории Православной Церкви белорусского народа. Нью–Йорк, 1956. (На белорусском языке). Ковальский Владимир, прот. Положение Церкви Православной в Польше между Первой и Второй мировой войной. 1949. (Рукопись). Козловский Р. Варшавская епархия Русской Православной Церкви со времени ее учреждения до соединения ее с Холмской епархией (1875). (Курсовое сочинение). МДА, 1959. (Машинопись). Косоноцкий Владимир. Процесс за православные церкви. Варшава, 1930. Кояловия М. История воссоединения западно–русских униатов старых времен. СПб., 1873. Кояловия М. Литовская церковная уния. Т. I. СПб., 1859. Т. II. СПб., 1861. Кояловия М., проф. Чтения по истории западной России. СПб., 1884. Крыловский А. Львовское ставропигиальное братство: Опыт церковно–исторического исследования. Киев, 1904.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Живший до 1920 г. в Москве настоятель Яблочинского Онуфриевского мон-ря архим. Сергий (Королёв) указом патриарха и Синода от 30 окт. 1920 г. был назначен управляющим Холмско-Люблинской епархией. 30 апр. 1921 г. он был хиротонисан в Вильно во епископа Бельского, викария Холмской епархии. В сент. 1921 г. еп. Сергий посетил Хелм, Томашов (ныне Томашув-Любельски) и др. места, но нигде не задерживался, т. к. польск. власти пресекали его попытки управлять приходами края. На просьбу еп. Сергия разрешить ему жить в Хелме или Люблине польск. власти ответили отказом. Епископ поселился в Яблочинском мон-ре. Стремясь не допустить возрождения в Люблинском воеводстве Православия, власти Польши не позволили вернуть на Холмщину Холмскую ДС, с 1918 г. она размещалась при кременецком Богоявленском мон-ре на Волыни. В нач. 20-х гг. ХХ в. в Хелме была снесена Кирилло-Мефодиевская часовня, построенная в честь воссоединения холмских униатов с правосл. Церковью. В 1921 г. был преобразован в гарнизонный костел, в 1924-1925 гг. разобран Крестовоздвиженский кафедральный собор в Люблине, в к-ром власти видели один из символов русификации. В 1918-1922 гг. с небольшими перерывами осуществлялась 1-я кампания ревиндикации, в ходе к-рой в Люблинском воеводстве 127 бывш. православных (до 1875 униатских) церквей были преобразованы в римско-католические костелы (из них 85 в Люблинском диоцезе, 42 в Седлецко-Подляшском диоцезе), 6 церквей приспособлены под школы или больницы, 11 сгорели. Оставались опечатанными еще более 160 храмов. В ведении правосл. Церкви в 1923 г. находилось 37 храмов, гл. обр. в Хелмском, Хрубешувском, Томашувском и Влодавском повятах. В 1923 г. власти предприняли попытку закрыть и передать католикам Яблочинский Онуфриевский мон-рь, хотя данная обитель никогда не была униатской, всегда сохраняла верность Православию. Правосл. укр. деятелям Холмщины удалось возобновить в с. Турковицы на месте существовавшего до войны женского монастыря муж. скит - Турковицкое Покровское подворье Яблочинского Онуфриевского муж. мон-ря, устроенное при бывш. монастырской часовне рядом с правосл. кладбищем. Однако в 1924 г. власти признали в Люблинском воеводстве 54 правосл. общины (49 являлись приходами и 5 - «филиальными этатовых общин»), Турковицкого мон-ря среди них не было. До 1937 г. действовало еще ок. 20 временных молитвенных помещений в часовнях или в сельских домах. Были легализованы 6 благочиннических округов: Бяльский, Билгорайский, Влодавский, Хрубешувский, Томашувский и Хелмский. Власти пошли на такие уступки православным вслед. того, что активизировали свою борьбу на сеймах избранные в 1922 г. укр. депутаты от Люблинского воеводства А. К. Васиньчук и С. Любарский. Широкую деятельность по защите прав православных проводило зарегистрированное в окт. 1923 г. в Люблинском воеводстве укр. культурно-просветительское об-во «Родная хата».

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Много внимания в монастыре уделялось образованию самих монахов. Зимой организовывались для них специальные занятия, во время которых углублялись знания таинств, служб, истории и аскетизма. Во время вечернего молитвенного правила читались фрагменты Библии и трудов Отцов Церкви. В свободное время монахи пользовались монастырской читальней. Особый вклад в развитие духовной жизни насельников монастыря внесли несколько монахов, которые в 1913 году прибыли сюда со Святой Горы Афон. Они стали примерами строгой аскетической жизни и пламенной любви к молитве. Большую радость, в особенности для прибывавших в монастырь паломников, несли великие монастырские праздники, которые собирали тысячи верующих. Особенно торжественно праздновался день покровителя монастыря – преп. Онуфрия Великого, на который ежегодно приезжал епископ, а также десятки священников с Холмщины, Подляшья и более удаленных местностей. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Миссионерская деятельность монастыря выходила далеко за его пределы. По просьбе духовенства монахи часто посещали другие приходы, где участвовали в службах, крестных ходах и проповедовали Слово Божье. 31 августа 1909 года о. Серафим был даже освобожден от обязанностей настоятеля монастыря и назначен миссионером-проповедником всей Холмской епархии. Но 8 декабря решение это было отменено, и архимандрит возвратился на свою прежнюю должность. Широко развернутая миссионерская работа монастыря была выстроена в соответствии с потребностями населения тогдашней Австро-Венгерской империи. Из Галиции и пограничья Австро-Венгрии и России происходило несколько Яблочинских послушников, которые стали первыми православными миссионерами на своей Родине. Среди них был «апостол Закарпатья» – архимандрит Алексий (Кабалюк), который 25 марта 1910 года в Яблочинском монастыре принял монашеский постриг с рук самого о. Серафима. Таким образом, Яблочинская обитель стала первой школой православного духовенства Закарпатья. Архимандрит Серафим записывал историю вверенного ему монастыря. Он добился возвращения церковными властями в Варшаве двух ценных документов, которые были ранее вывезены с целью исследования. К сожалению, неизвестно, закончил ли он свою научную работу по истории монастыря. За годы войн рукопись была утрачена.

http://pravoslavie.ru/1860.html

Архимандрит Иосиф составил службу и акафист преподобному Онуфрию; устроил раку для его мощей; заказал для обители иконы преподобного Серафима и преподобного Сергия, которые были встречены с крестным ходом на вокзале и торжественно перенесены в обитель, привлекая множество богомольцев. При перенесении иконы преподобного Сергия в декабре 1906 года собралось столько народу, что небольшой храм обители едва мог вместить всех богомольцев, так что, по словам архимандрита, «даже в Царских вратах тискались». Вскоре отец Иосиф начал ремонт и реконструкцию храма в Яблочинском монастыре и уже весной 1907 года отмечал в письме, что «все сделано как нельзя лучше – хорошо, просторно, светло, лучшего не желал бы, если бы только все это было поближе к России». Освящение храма было осуществлено после капитального ремонта 16 декабря 1907 года уже без архимандрита Иосифа, так как по решению Синода в сентябре он был назначен настоятелем Юрьева монастыря Новгородской губернии. Настоятельство в Юрьевом монастыре Юрьев монастырь, знаменитый своей древностью, своей историей и своими величественными богатыми храмами, расположен в трех верстах от Новгорода, на левом берегу реки Волхов, при устье Княжева ручья, в местности чрезвычайно красивой и живописной 64 . Это была одна из богатейших обителей России, по количеству и благолепию храмов уступала лишь Киево-Печерской и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврам. После бедного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря в далекой западной окраине перевод в столь великолепную древнюю обитель, да еще на родной Новгородской земле должен был, наверное, принести архимандриту Иосифу большую радость. Позднее, став настоятелем монастыря в Ростове, он сравнивал пребывание у ростовских святынь с новгородским служением и подчеркивал, что последнее «неоценимо и ничем незаменимо для души». К сожалению, сведения о новгородском служении отца Иосифа довольно скудны. Архив Юрьева монастыря этого периода не сохранился; из публикаций епархиального еженедельника известно, что архимандрит Иосиф служил иногда в Софийском кафедральном соборе 65 , принимал участие в религиозно-нравственных чтениях, которые проводились по воскресным дням в зале новгородской мужской гимназии и других общественных зданиях 66 . На праздник Благовещения, 25 марта 1908 года, постриг в схиму одного из старейших насельников Юрьева монастыря. Об этом событии «Новгородские епархиальные ведомости» сообщали как о «редком в наше время торжестве» и подробно повествовали в восторженной статье о толпах богомольцев, устремившихся в обитель еще с вечера, о торжественных службах, всенощной накануне и Литургии, когда совершался умилительный чин пострига, «который при общем сходстве с монашеским отличался большей пространностью и умилительностью».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Есть известие, что было отпечатано до 10 000 служебников, столько же требников и молитвеников, от продажи которых выручено 628 000 злотов, большая часть которых и пошла на устроение Варшавского о дворца Супрасльского монастыря. Но всякому делу и предприятию бывает конец. Так случилось и с Супр. типографией. При разделе Польши, и по присоединении Белостокской области к Пруссии, в г. Белостоке открылась Королевская типография. Заведующий ею возбудил дело о незаконном типографировании Супрасльской типографией календаря, и вынудил монастырь к продаже типографии за 1296 рублей. Потом покупщик объявил себя банкротом. В войну 1807 года Пруссия лишилась Белостокской области. Монастырский должник убег, и у монастыря не стало ни типографии, ни денег, кроме тех, которые отданы были графу Браницкому в долг. III. О старых Синодиках Супрасльского монастыря Старый Синодик Супрасльского монастыря кажется передан в Виленскую публичную библиотеку. Но в бытность мою в Супрасльском монастыре настоятель его архимандрит Николай заявил мне, что этот Синодик долго пропадал и находился. С него сделан был список архимандритом Николавичем. И вот я записал в 1904 году: «Слава Богу, что старый Синодик обретен, и монастырь хранит его тщательно». В тоже время мною многое из сего Синодика выписано и напечатано. Видно из него, что он писался с 1500 года до 1643, когда отношение к нему изменилось, ибо униаты вполне возобладали монастырем. Синодик озаглавливается так: «Субботник или поминник Супрасльскаго монастыря», и начинается так: «Во имя Отца... Се аз худый и недостойный и многогрешный раб Иисуса Христа Пафнотий».... (первый игумен). Синодик пергаментный, в четверть листа, с киноварными графами и начальными буквами. Мною было тогда отмечено, что таковой лист находится в Варшавском собрании церковных древностей, куда он пожертвован в листах Яблочинского Поминника. Дивное наследство, приложенное к скорописной копии! IV. Православие в Угорской Руси Славянский светоч православия XI века в Польше св. Моисей Угрин, еще более полною звездою православия является в Угрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Чем далее, тем более чья-то смелая рука многое зачеркивала, очевидно для переписи оставленного. Посему можно думать, что сохранился преемник сего старого Синодика, послужившего около ста лет. В начале его есть надпись 1640 года, а на 61 листе значится 1738 год. Между тем Синодик продолжается до 88 листа, на обороте коего записан род Иоанна Дубинского, Епископа Нижегородского. На листах 89 и 90 написана заупокойная лития тем же прекрасным письмом, которым написано и начало Синодика. Многое приходилось мне говорить о Синодиках, причем я старался о каждом сказать то, что его особенно характеризует. Посему о Яблочинском Синодике довольно сказать, что он вмещает великое множество лиц, и тем говорит о православии, как весьма не чуждом тем местам, откуда были роды поминаемых здесь. И что не напрасно в начальной эпиграмме высказано глубокое сетование об уклонении от православия многих родов этих некогда православных мест. 8. Синодик Брянского Петропавловского мужского (упраздненного) монастыря Дела П. м. находятся в Елецком Троицком монастыре, куда переведены были монахи упраздненного мужского монастыря. Среди этих дел находится одна переплетенная в кожу книга рукописная, содержащая старые бумаги, озаглавленная так: «Сия книга Брянскаго Петровскаго монастыря казенная» (т.е. о казне). В ней всякие отписки записываются. На следующем, после заглавного, листа пишется: " Лета (1712) году декабря в -е, по указу Великаго Государя Паря и Великаго Князя Петра Алексеевича всея Великия и малыя и белыя России Самодержца взято в казну Великаго Государя в Брянский на сельском дворе коммисарских дел на нынешний год Брянскаго Петровскаго монастыря вотчина села Городища – с деревнями с девяносто трех дворов корабельных по четыре алтына с деньгой, рекрутам по два алтына, на наем подвод по два алтына, ямских и палоненичных по гривне, на седла по два алтына, по четыре деньги, на почтовыя станы по десяти денег, на подряд кирпича по четыре деньги, приказных пошлин по две, да по табеле монастырскаго приказу, кирпичникам по гривне, драгунам монастырскаго по одиндцати алтын по 4 деньги, дворцовой канцелярии по 5 алтын, пошлин с рубля по 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В этих условиях имущество православной Церкви, которым распоряжался по традиции господарь, представляло для монархии источник доходов: можно было получать дары от соискателей, удовлетворять кредиторов, вознаграждать за заслуги людей, в которых монархия уже не нуждалась. По мере того как финансовые трудности возрастали, правитель становился все более неразборчив в выборе кандидатов на церковные должности. Сами по себе правители из дома Ягеллонов не были заинтересованы в том, чтобы дела православной Церкви пришли в расстройство, напротив, они даже пытались поддержать Церковь и ее авторитет в православном обществе. В 1-й пол. XVI в. появились новые тенденции в отношениях светского общества и Церкви. С одной стороны, светские патроны стремятся гораздо более энергично, чем ранее, присвоить себе доходы от находящихся под их патронатом церковных имений, усугубляя этим расстройство и упадок церковной жизни. С другой стороны, в обществе нарастает беспокойство за состояние церковных дел, появляются критические высказывания в адрес церковных иерархов. В условиях ослабления великокняжеской власти сословные организации горожан и дворян все настойчивее пытаются установить коллективный патронат над кафедрами и обителями. В списке митр. Макария полностью отсутствуют сведения о монастырях на территории Подляшья. Прежде всего должен быть назван Яблочинский Свято-Онуфриев монастырь на берегу Западного Буга. Сохранилась запись 1527 г. о вкладе в монастырь брестскими мещанами устава церковного, в записи упоминается монах монастыря, сидящий 11 лет в затворе (Григорьев А. Д. К истории Яблочинского Свято-Онуфриева монастыря Холмской губернии. Варшава, 1915). К 1-й трети XVI в. можно определенно отнести и существование монастыря св. Симеона в Бресте. В грамоте Сигизмунда II 1546 г. упоминается «лист» его отца, Сигизмунда I, подскарбию Богушу Боговитиновичу (следовательно, ранее 1530 г.) об освобождении от «капщизны» людей монастыря, находящегося под патронатом Александра Солтановича (Акты, издаваемые Виленской археографической комиссией.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Верующих насчитывается около 1.000.000. Храмов—более 300 и 4 монастыря: 2 мужских (Яблочинский Свято-Онуфриевский и Супрасльский Благовещенский) и 2 женских (Марфо-Мариинский и открытый в январе 1993 года в Белостокско-Гданьской епархии во имя иконы .Божией Матери «Ружаностоцкой»). Свято-Онуфриевский монастырь является древнейшим свидетелем Православия в Польше. Расположен в трех километрах от села Яблочина на левом берегу Буга возле Тересполя. Основание его относится к концу XV в. Поводом к основанию монастыря, как гласит предание, послужило то обстоятельство, что по реке Бугу неизвестно откуда приплыла и остановилась у селения Яблочина икона преподобного Онуфрия. Владельцы сего селения явление этой иконы приняли как знак особого благоволения к ним святого Онуфрия и на месте явления святой иконы воздвигли монастырь. Для православных людей он дорог в особенности тем, что в то время, когда другие православные монастыри в Польше, переходя один за другим в унию, сдавали врагам Православия позиции, Яблочинский монастырь, подвергавшийся в продолжение нескольких веков всевозможным превратностям судьбы и преследованиям со стороны католиков и униатов, не преклонил колен своих пред духом времени и сохранил светоч Православия. После провозглашения в 1596 году Брестской унии Яблочинский монастырь в 20-х и 30-х годах XVII столетия был местом пребывания Холмского православного епископа Паисия Черкавского и как бы его епископской кафедрой, так как этот владыка, из-за происков униатов, не мог спокойно проживать в своем кафедральном городе Холме и был вынужден управлять своей епархией из стен монастыря. Монастырь оказал большую услугу делу воссоединения холмских униатов с Православной Церковью. Первыми униатскими приходами, решившими воссоединиться, оказались приходы, смежные с Яблочинским монастырем. И в последующее время монастырь являлся оплотом Православия, вел деятельную духовно-просветительную работу среди униатов. Женский Марфо-Мариинский монастырь устроен после Второй мировой войны при архиепископе Тимофее. Находится недалеко от Буга, севернее Яблочинского монастыря, в Белостокской области на горе Граборке. По преданию, в XVIII веке в этой местности свирепствовала холера, но возле горы чудесным образом все исцелялись. На месте исцеления была построена церковь. Теперь эта обитель постепенно благоустраивается.

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010