В 1910 году Угорская Русь получила, наконец, своего религиозного вождя в лице иеромонаха Алексия (Кабалюка). До сих пор существует предание, которое передается из поколения в поколение, как весной 1910 года по приглашению местных жителей в село тайком, в телеге, накрытой сеном, прибыл о. Алексий Кабалюк. Этот подлинный исповедник Православия родился 12сентября 1877 года в карпато-русской деревне Ясенье, в семье лесоруба Ивана Кабалюка. Мальчика назвали в честь св. благоверного князя Александра Невского. В детстве он поступил послушником в униатский монастырь Кишь-Баранья, но его чуткая душа не могла примириться с ложью унии; он бросил униатский монастырь, перешел в Православие и бежал на Афон, где нашел пристанище в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, где и принял Православие. Оттуда его направляют в Россию, где он становится послушником Яблочинского монастыря на Холмщине. Тамошний архиепископ Евлогий рукополагает его в иеромонахи 15 августа 1910 года. Слух о нем дошел до крестьян Иза, и они обратились к о. Алексию с просьбой стать у них священником. Никакие препятствия, муки, гонения, не могли остановить о. Алексия перед тем, куда звала его горячая вера и желание дать своему народу духовную опору. Работая точильщиком, о. Алексий не хотел жить на средства прихожан, он обходил все села, перешедшие в Православие, совершал требы и таинства, наставлял и укреплял в вере. В селе Иза он в один день крестил 200 детей и причастил более тысячи верующих, а в течении двух дней крестил 400 крестьян из соседних сел. По данным венгерской газеты " Оз ешт " ( " Вечер " ),за это время только в одной Мараморощине перешло в Православие более 14 тыс. человек. Эти цифры наглядно свидетельствуют о размахе Православно-русского возрождения в Угорской Руси. В ответ усилились гонения. Жандармы окружали церкви, обыскивали дома, отбирали книги, образа, крестики и молитвенники. На крестьян налагали непосильные денежные штрафы, во все села были введены жандармы, закрывались молитвенные дома. Всех, перешедших в Православие, сажали в тюрьмы. Но в ответ все новые села переходили в Православие. На о. Алексия началась настоящая охота, и он был вынужден бежать в Америку, где находилась большая карпато-русская колония. Там он, вместе с священномучеником Александром Хотовицким, продолжал свой миссионерский подвиг, и сотни тысяч карпатороссов вернулись к вере отцов. Отец Алексий вел обширную переписку со своей карпато-русской паствой, и австро-венгерские власти стали арестовывать каждого, кто получал письма с американской маркой. В тюрьму были брошены несколько сот человек, в том числе все родственники отца Алексия.

http://pravoslavie.ru/put/podvizhnik/apk...

Он лежал в келье в забытьи, слышал пение святых молитв, и вдруг перед его глазами предстал тот же старец, который посетил его в семинарской больнице в Холме три года назад и взял с него слово, что он посвятит свою жизнь служению Богу. Это был преподобный Онуфрий Великий, небесный покровитель Яблочинского Онуфриевского монастыря. Сурово посмотрел на него святой Онуфрий и с укоризной сказал: «Ты не выполнил своего обещания, сделай это теперь, Господь благословит». «Когда я открыл потом глаза, – рассказывал Антоний, – то увидел, что в келье служат молебен о моем выздоровлении перед чудотворным образом святого Онуфрия, который был поставлен возле моей кровати. Я прослезился от умиления и заявил присутствовавшему тут архимандриту Серафиму , что по приезде в академию приму иноческий постриг». 5 октября 1913 года в конце всенощного бдения в академическом храме Санкт-Петербургской Духовной академии ректор академии епископ Анастасий (Александров) совершил пострижение Антония в монашество с наречением ему имени в честь преподобного Онуфрия Великого. Необыкновенный постриг, не бывавший ранее в академическом храме, совершавшийся по древнему чину, привлек множество людей. В числе молящихся были архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер, генералы и офицеры. После отпуста через царские врата в мантии вышел на амвон епископ Анастасий и, заключая чин пострига особым последованием вручения новопостриженного инока старцу, архимандриту Феофану, сказал: «Се передаю ти, отче Феофане, брата сего Онуфрия от святаго Евангелия, еже есть от Христовы руки, чиста и непорочна. Ты же приими его Бога ради себе в сына духовнаго и направи его на путь спасения, и научи, яже сам твориши к пользе душевней: прежде всего страху Божию, еже любити Бога всем сердцем и всею душею, и всею крепостию и повиновение имети беспрекословное к настоятелю... и любовь нелицемерну ко всей братии, и смирение, и молчание, и терпение во всем. И какова его принимаеши от святаго Евангелия, да потщися такова же представити Христови в страшный день праведнаго Суда».

http://fond.ru/foto/437/Aleksandr/

Управляя Почаевской лаврой, архимандрит Антоний нашел средства, чтобы устроить ее наилучшим образом, так что священно-архимандрит ее, архиепископ Иннокентий, изумлен был его распорядительностью и предусмотрительностью. Впрочем, он недолго был наместником лавры. По утверждении православия в Варшаве нужно было учредить там епископскую кафедру. Принимая во внимание закоренелую вражду поляков к православным, нужно было поставить туда такого человека, который бы звал вполне характер поляков и умел бы умиротворяющим образом действовать на них. Таким избранником оказался наместник Почаевской лавры. 8-го июля 1834 года в Петербурге в Казанском соборе архимандрит Антоний хиротонисан был во епископа варшавского. По хиротонисании митрополит Серафим подарил ему свою митру и свой жезл первосвятительский. Пред отъездом в Варшаву, епископ Антоний представлялся Государю Императору, который, после долгой беседы с ним, сказал: «Преосвященный! Я слышал про вас много похвал, и с нетерпением желал видеть вас, но вы превзошли все похвалы и Мои ожидания». Требовались необычайные качества ума и сердца от архипастыря русского, чтобы с успехом подвизаться за православие среди врагов, столь многих и столь фанатичных, каковы поляки. Епископ Антоний с блестящим успехом выполнил свое назначение. Необыкновенным благоразумием и истинно-христианскою любовию он скоро расположил к себе не только православных, но и польских вельмож и представителей всех сословий. Варшавская православная церковь , можно сказать, им основана и утверждена. Его трудами устроен и украшен кафедральный собор в Варшаве и архиепископский дом со всеми его принадлежностями; приведен в наилучший вид Яблочинский монастырь в люблинской губернии. Среди господства католицизма и унии, всевозможно вредивших этой обители, она, в продолжении существования унии, осталась твердою в православии. Ко времени преосв. Антония она приходила в разрушение. Антоний испросил у Императора Николая значительное пособие на возобновление Яблочинского монастыря, украсил его, увеличил число братии, доставил ей приличное содержание и возвратил отнятые польским вельможей земли монастырские.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Судебное заседание по делу православных закарпатцев планировалось провести в Дебрецине 25 ноября 1913 года. Суд все время откладывался, так как «главный обвиняемый» иеромонах Алексий (Кабалюк) не был арестован и находился в США. На состоявшемся в Будапеште совещании по поводу процесса, на котором присутствовали глава венгерского правительства Иштван Тиса, министр культуры и образования Бейла Янкович, мукачевский униатский епископ Антоний (Папп), правительственный советник Сигизмунд Перени, министерский советник Орест Сабов, епископский викарий Емилиан (Косей), адвокат Миклош Куткафальви, было принято решение начать процесс 29 декабря 1913 года в Мараморош-Сиготе . Суд Иеромонах Алексий (Кабалюк) Перед судом предстали 94 человека, в том числе и женщины. Главный судья Аврелий Товт и королевский прокурор Андор Иллеш разделили подсудимых, в соответствии с предъявленными им обвинениями, на 15 групп. Крестьянам вменялось в вину то, что они, используя распространение православной веры, ставили целью присоединение части венгерской территории к России; что они вели агитацию против униатской церкви и ее священства, венгерского народа и государственных законов . Согласно законам Австро-Венгрии 1868 года, все граждане могли вольно переходить из одного вероисповедания в другое, придерживаясь, конечно, прописанных формальностей. Таким образом, факт разрыва с унией по сути не мог считаться преступлением. Иеромонах Алексий (Кабалюк), вынужденный преследованиями венгерских властей уехать в США, в Нью-Йорке узнал от епископа Платона, что на его имя от настоятеля Яблочинского монастыря архимандрита Серафима пришло письмо. В этом письме он прочел о событиях в Мараморош-Сиготе. Отец Алексий принял решение вернуться домой и разделить со своими братьями незаслуженное наказание. Он приехал в Мараморош-Сигот и в зале суда сдался властям. Прокурор А. Иллеша убеждал суд, что подсудимые наладили связь с графом Владимиром Бобринским в Петербурге и братьями Геровскими в Черновцах исключительно в преступных политических целях. По его словам, главные обвиняемые иеромонах Алексий (Кабалюк), Юрий Воробчук, Михаил Палканинец, Иван Бабинец, Яков Борканюк и другие проводили политическую агитацию после богослужений и на ярмарках в Мария-Повче, Биксаде, Хусте, Бороняве, а также при материальной поддержке Галицко-русского общества распространяли в комитатах Мараморош, Берег, Угод прокламации, газеты, письма, которые вызывали ненависть к венгерскому государству и униатскому клиру .

http://pravoslavie.ru/30790.html

31 декабря 1910 года Лев стал послушником Яблочинского Свято-Онуфриевского мужского монастыря Бельского уезда Седлецкой губернии. Эта обитель, основанная ещё в XII веке, располагается на небольшом речном острове. Преподобного Онуфрия Великого, которому посвящена была обитель, батюшка всю жизнь считал своим духовным учителем. Вскоре умирает его мать, со смертью которой прерывается последняя нить, связывавшая его с миром. В 1912 году в Великий понедельник он был пострижен в монашество с именем Леонтий, в честь священномученика Леонтия, епископа Ростовского. Вскоре возведён в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха. Когда началась Первая мировая война (1914 г), братию Яблочинского монастыря, из-за близости фронта, эвакуировали вглубь России. Отца Леонтия определили в Московский Богоявленский монастырь, здесь он был возведен в сан игумена. По ходатайству суздальского епископа Василия (Зуммера) 26 ноября 1922 года Патриарх Тихон назначает игумена Леонтия наместником Суздальского Спасо-Евфимьего мужского монастыря, с возведением в сан архимандрита. Эта древняя обитель насчитывала тогда около ста человек братии, сохранились пять храмов и богатая ризница. Но жизнь в обители пришла в расстройство: не соблюдался богослужебный устав, некоторые монахи сочувствовали обновленцам и встретили нового наместника крайне враждебно: злословили, угрожали, заставляя покинуть монастырь. Через год власти закрыли монастырь. Батюшка остался в Суздале настоятелем двух приходов: Смоленского и свт. Иоанна Златоуста. Ревностное и благоговейное служение о. Леонтия, его живое слово привлекало в Церковь многих людей, но вызывало недовольство властей. С 1930 году о. Леонтия арестовали. Поводом послужила его любовь к колокольному звону. Позже он вспоминал об этом: " Звон тогда был запрещен. А мне так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками " . Заключение о. Леонтий отбывал в Коми АССР, работал фельдшером при дорожно-строительном участке. Все посылки, которые собирали для него духовные дети, батюшка раздавал другим заключенным, ничего не оставляя себе.

http://pravicon.com/info-2783

Наиболее в сердце мне запало начало моего пастырского служения 1995 год –  я начинал служить на приходе недалеко от Супрасльского монастыря, и мы встречались иногда с Владыкой, разговаривали на пастырские темы . В сердце моем и — 2007 год, когда я участвовал в паломничестве в Святую Землю, когда мы с владыкой Мироном, служили Литургию на Гробе Господнем. В сердце —  праздник Благовещения, который мы праздновали в минувшую среду, и я сослужил Владыке Мирону. Служили четыре иерарха Церкви в сослужении сонма духовенства, пел греческий хор. Мы разговаривали, разделили трапезу, слушали  воспоминания владыки о тех временах, когда он был наместником монастыря Супрасльского. Владыка пришел в Супрасльский монастырь, когда собственно монастыря еще не было, он пришел с миссией возродить монастырь. Со временем монастырская жизнь возродилась и  из его монастыря вышло три епископа нашей Церкви: владыка Мирон, архиепископ Иаков (Костиучук) — ныне он архиерей Белостокско – Гданьской кафедры- и Григорий (Харкевич) — ныне епископ Бельский. Памятен мне 1998 год, когда за неделю до того, как владыка был хиротонисан во  епископа в кафедральном соборе в Варшаве, он участвовал в службе жен-мироносиц в нашем соборе. Это была его последняя воскресная литургия перед епископской хиротонией. После было епископское служение – он был викарным митрополита Саввы, был военным епископом, получил знание генерала. Звание генерала ему также в 1998 году, в день военного праздника,  вручил президент страны – тогда Александр Квасьневский. В этом же году Владыка из рук президента принимал звание бригадного генерала. Владыка Мирон в период всего служения вел научную работу. Начинал он в Яблочинском монастыре, будучи очень молодым человеком. Почти сразу по принятии пострига владыка был назначен исполняющим обязанности наместника Яблочинского монастыря, и ректором Высшей православной духовной семинарии. В 2003 году Владыка защитил диссертацию на соискание степени Доктор богословских наук. В 2008 года митрополит Савва Варшавский возвел владыку Мирона в сан архиепископа.

http://pravmir.ru/vladyka-exal-chtoby-sk...

Будущий митрополит родился 15 декабря 1872 г. в г. Устюжна (ныне Вологодская область) в многодетной мещанской семье. Несмотря на природные дарования и огромные способности мальчика надежды на учение почти не было, но Ване Петровых все-таки получил прекрасное духовное образование. 1 В 1880 г. по рекомендации священника Вознесенской церкви мальчик был принят в Устюженское Духовное училище и успешно окончил его в 1889 г. Затем Иван поступил в Новгородскую Духовную семинарию. После ее окончания в 1895 г. в числе лучших ее воспитанников Иван был принят на казенный счет в Московскую Духовную Академию. Закончив учебу первым магистрантом 11 июля 1899 г., И. Петровых был 16 августа оставлен профессорским стипендиатом при Академии. 9 сентября 1900 г. И.С. Петровых был утвержден исполняющим должность доцента Академии по кафедре Библейской истории. Но карьера ученого не привлекала его, стремившегося к своей давней мечте – иночеству. Пострижение в монашество было совершено 26 августа 1901 г. в Гефсиманском скиту при Троице-Сергиевой Лавры, с наречением именем Иосиф. 30 сентября 1901 г. монах Иосиф был рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. 2 6 июня 1903 г. его удостоили степени магистра богословия за диссертацию «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки)» и 19 июля утвердили в звании доцента, а через некоторое время, 9 декабря 1903 г., назначили экстраординарным профессором и инспектором Московской Духовной Академии. За церковные заслуги 18 января 1904 г. отца Иосифа возвели в сан архимандрита, более двух лет он исполнял обязанности профессора Библейской истории. 3 Из-за конфликта со студентами по прошению о. Иосиф был уволен из Академии и указом Святейшего Синода от 30 июня 1906 г. перемещен на должность настоятеля первоклассного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря в Холмской епархии (Седлецкой губернии). 4     В ноябре 1907 г. согласно определению Синода архимандрит Иосиф был перемещен настоятелем первоклассного Юрьева монастыря в Новгороде. Новое постановление Синода от 27 февраля 1909 г. вознесло его на высокую ступень епископского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Пострижение в монашество было совершено 26 августа 1901 г. в Гефсиманском скиту, что неподалеку от Троице- Сергиевой Лавры, с наречением именем Иосиф. Чин пострижения совершил преосвященный еп. Волокололамский Арсений (Стадницкий) , ректор Московской Духовной академии. Божественную литургию служил инспектор академии архимандрит Евдоким (Мещерский) совместно с новгородским епархиальным миссионером иеромонахом Варсонофием (Лебедевым) и монастырскою братиею. Хор пел лаврский, нарочно прибывший в скит на пострижение Иоанна. После совершения пострига епископом Арсением было сказано Иосифу слово, которое имело важное значение для всей его последующей деятельности: «Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно будет и сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерег Господь. Работай Господеви духом горяще». Слова эти были восприняты как завет и хранились в душе Владыки всю жизнь, имея огромное значение для его деятельности. 30 сентября того же года монах Иосиф был рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. 2 В феврале 1903 г. его удостоили степени магистра богословия и утвердили в звании доцента, а через некоторое время, 9 декабря 1903 г., назначили экстраординарным профессором и инспектором Московской ДА. За церковные заслуги 18 января 1904 г. отца Иосифа возвели в сан архимандрита. В этом же сане он отбыл в июне 1906 г. для несения послушания настоятеля первоклассного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря в Холмской епархии. Через год, согласно определению Святейшего Синода архимандрит Иосиф перемещен настоятелем первоклассного Юрьева монастыря в Новгороде. Новое постановление Синода от 27 февраля 1909 г. вознесло его на высокую ступень епископского служения. Хиротония во епископа Угличского викария Ярославской епархии происходила 15 марта 1909 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Совершали ее видные иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) , митрополит Московский Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский Флавиан, архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) в сослужении многочисленного духовенства. В то время Владыка стремился как-то осмыслить свои движения и настроения, понять себя. Именно тогда он понял, что выбрал правильный жизненный путь. Преосвященный Иосиф очень любил служить литургию и служил ее каждый день. В трудные моменты жизни Владыка стремился пребывать в любви к Богу и Божией Матери, в молитвах просил у них помощи, и Господь посылал ему утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

10 окт. 1596 г. митр. Киевский и Галицкий Михаил (Рагоза) , перешедший в унию, подписал указ о лишении сана тех клириков, которые отказались поддержать униат. Брестский Собор. В акте от 20 июня 1596 г. упоминается скит свт. Николая Чудотворца в с. Дольск, настоятелем к-рого был иером. Филипп (Лозовский). В 1632-1636 гг. на месте скита существовал уже самостоятельный Дольский мон-рь. В февр. 1621 г. в мест. Животов Брацлавского воеводства настоятель М. м. игум. Паисий (Ипполитович-Черкавский) был хиротонисан во епископа Холмского и Белзского. Это свидетельствует о том, что мон-рь был важным центром борьбы со сторонниками унии на Волыни. Однако архиерей, не признанный польским королем, так и не смог занять Холмскую кафедру. В одном из актов Киевского Собора 1628 г. он подписался как «строитель монастыра Мелецкого», где, очевидно, продолжал проживать. По др. данным, большую часть времени еп. Паисий проживал в Яблочинском во имя преподобного Онуфрия Великого монастыре , где скончался и был похоронен в 1633 г. В 1636 г. кн. Владислав Доминик Заславский-Острожский, родственник рода Сангушко по жен. линии, передал обители местечко Мельцы (Милец, ныне с. Мильцы), а также села Песочно, Ницы, Комарово, Соловьёво, Соколище, Шкробы и Подсыновка. По нек-рым сведениям, в 1639 г. обитель посетил митр. Киевский и Галицкий свт. Петр (Могила) . 30 авг. 1636 г. М. м. возглавил игум. Иосиф (Чаплич-Шпановский), в 1650 (1653?) г. хиротонисанный во епископа Луцкого и Острожского. Возможно, ок. 1637-1638 гг. в М. м. проживал бывший митр. Киевский и Галицкий Исаия (Копинский) , пользовавшийся покровительством волынского воеводы кн. Адама Сангушко. Свои воззвания в защиту Православия и с критикой митр. Киевского Петра (Могилы) митр. Исаия подписывал, указывая местом пребывания «Полесье, в воеводстве Волынском». Вероятно, приезд митр. Петра в Мельцы в 1639 г. мог быть продиктован необходимостью удаления оттуда митр. Исаии. С 1651 г. М. м. возглавлял иером. Макарий (Корнилович), в 1659 г. переведенный настоятелем в Яблочинский мон-рь по приглашению местного вотчинного шляхтича Владислава Лещинского для борьбы с унией. Иером. Рафаил (Ильяшевич), назначенный в 1665 г. игуменом Яблочинского монастыря, также был милецким пострижеником. Обитель в Яблочне фактически являлась приписной к М. м.

http://pravenc.ru/text/2563196.html

Первым настоятелем каменной церкви стал о. Сергий Товаров, который пробыл на этом посту до 1915 г. и покинул Брест вместе с отступавшей царской армией. Следующим настоятелем, возродившим духовную жизнь прихода был иеросхимонах Феофан (Нестерук). Отец Феофан был насельником скита Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря на Белом Озере. Трудами иеросхимонаха была налажена церковная жизнь, поэтому в 1919 г. он передает свои настоятельские обязанности протоиерею Леониду Романскому, а сам возвращается в обитель. В 1922 г. из эвакуации вернулся протоиерей Константин Зноско и был назначен на должность настоятеля Братской церкви. В это время Брест над Бугом был уже в составе возрожденного Польского государства. Отцу Константину предстояла сложная задача противостоять широкой полонизации и католической экспансии направленной на этнических белорусов, русских, украинцев,  не допустить брожения паствы и захвата храма националистически настроенными общественными деятелями. Совместными стараниями о. Константина и Русского Общества была открыта " Русская гимназия " . В 1938 году о.Константин ушел на покой. Вместо него настоятелем стал его сын протоиерей Митрофан Зноско, с именем которого связан значительный период в истории храма. После присоединения Западной Беларуси к БССР ему пришлось отстаивать права прихожан, за что его неоднократно вызывали на допросы в НКВД, но батюшка твердо стоял на своем, не поддаваясь различным угрозам. Во время Второй Мировой войны о. Митрофан не изменил христианским законам и, рискуя потерять жизнь от рук фашистов, помогал нуждающимся. Как и о. Константин, о. Митрофан отстаивал храм от националистических посягательств, поощряемых фашистскими оккупационными властями. В 1944 г. Протоиерей Митрофан был вынужден эмигрировать за границу, впоследствии он стал епископом Бостонским и отошел ко Господу в 2002г. После о. Митрофана Зноско настоятелем был протоиерей Михаил Тарима, секретарь епископа Брестского Паисия (Образцова). На долю о. Михаила выпало также много испытаний, но он не допустил закрытия храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Брестский_Нико...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010