Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий; 1863–1936), Митрополит. Родился 17 марта в семье помещика Новгородской губернии. Окончил Петербургскую Духовную Академию и в том же году постригся в монашество (1885). Ректор Московской Духовной Академии (1890–1894). Ректор Казанской Духовной Академии (1894–1900). Хиротонисан во епископа (1897). Епископ Уфимский (1900–1902), Волынский (1902–1914). Архиепископ Харьковский (1914–1917). Митрополит Киевский и Галицкий (1917). Один из трех кандидатов на избрание в Патриархи на Поместном Соборе 1917–1918 г. Покинул Россию в 1920 г. Возглавлял Русскую Зарубежную Церковь (1921–1936). Скончался 10 августа в Белграде. Арсеньев , Николай Сергеевич (1888–1977). Родился 16/28 мая в Стокгольме в семье дипломата. Окончил Московский университет (1910). Приват-доцент Московского университета (1914). Профессор Саратовского университета (1918–1920). Эмигрировал в 1920 г. Профессор в Кенигсберге (1921–1944), там же получил степень доктора философии, стал приват-доцентом, потом доцентом и экстраординарным профессором. Профессор по истории религий и Новому Завету на Православном Богословском факультете Варшавского университета (1926–1938). В мае 1945 г. переехал в Париж, где в течение двух лет читал лекции по истории русской религиозной мысли в Сорбонне. Профессор Свято-Владимирской Семинарии в Нью-Йорке с 1948 г. Видный участник экуменического движения. Лектор во многих европейских и американских университетах. Автор более 200 книг, брошюр, статей, написанных на русском, немецком, английском и французском языках. Скончался 18 декабря в Нью-Йорке. Афанасий (в миру Антон Викентьевич Мартос; 1904–1983), Архиепископ. Родился 8 сентября близ города Несвиж (Польша) в крестьянской семье. В 1927 г. принял монашество в Почаевской Лавре. Окончил Богословский факультет Варшавского университета (1930). Иеромонах (1930). Наместник Яблочинского монастыря (1936). Архимандрит (1938). Собором белорусских епископов хиротонисован во епископа Витебского (1942). Епископ Новогрудский (до июля 1944 г.). Эвакуировался в Германию в 1945 г. Вместе с Собором белорусских епископов перешел в юрисдикцию РПЦЗ (февраль 1946 г.). Администратор Северо-Германского викариатства Германской епархии. Викарный епископ в Австралии (1950–1955). Епископ (затем Архиепископ) Буэнос-Айресский и Аргентинско-Парагвайский (с марта 1956 г.). Скончался 3 ноября. Погребен на братском кладбище Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

В 1835 епископ Антоний (Рафальский), возглавивший новоучрежденную Варшавскую и Ново-Георгиевскую епархии, посетил монастырь и увидел, что его деревянные строения обветшали и не подлежат ремонту. В следующем году в Яблочно приехал известный польский архитектор Анджей Голонский, который составил план и смету в 24 748 руб. на возведение новой каменной церкви, дома и ограды. В 1838 началось строительство собора и келий. 6 декабря 1840 архиепископ Антоний освятил новый собор во имя прп. Онуфрия Великого. Северный придел был посвящен Сретению Господню, южный – Успению Пресвятой Богородицы. Ризницу и утварь привезли из Москвы, иконы в иконостас на холсте написал Бланк, профессор бывшего Варшавского университета. Небольшое здание в стиле позднего ампира имеет в плане греческий крест и увенчано главой с полусферическим куполом на широком барабане. С запада его украшает четырехколонный портик с треугольным фронтоном, в котором изображены Спаситель, Божия Матерь и прп. Онуфрий. Чудотворный образ преподобного помещен у правого клироса. В 1837–1840 в обители возвели надвратную колокольню, ограду и братский корпус, где позднее была освящена церковь св. Иоанна Богослова. В 1863 обитель дважды подвергалась нападениям мятежных поляков, которые, ворвавшись в нее, схватили архим. Анастасия (Голдаревского), стали искать деньги даже под престолом и жертвенником, забрали серебряные вещи, часы, лошадей и белье. Не найдя денег (казну увезли в Брест-Литовскую крепость), бунтовщики решили повесить настоятеля на груше, и его в последний момент буквально вынули из петли. После подавления бунта у левого клироса храма поставили Казанскую икону Божией Матери с надписью «В память избавления от смерти настоятеля и братии Яблочинского монастыря от польских жандармов-вешателей». В 1875 холмские униаты были воссоединены с Православной Церковью, и в монастыре возросло число паломников и жертвователей. В 1878–1880 выстроен новый двухэтажный келейный корпус. При архим. Наркисе («Маркизе», как называли его крестьяне) около 1884 было изменено русло Буга, и монастырь, оказавшись после этого не на острове, а на левом берегу реки, больше не затапливался, хотя при весенних паводках к нему по-прежнему добраться можно было только на лодке.

http://sobory.ru/article/?object=26246

Монастырь возник как ктиторский и потому был тесно связан с имением Яблочно, являясь приходским для входивших в имение деревень. Среди его благотворителей были владельцы имения: Боговитиновичи, кн. Александр Фридрихович (Семенович) Пронский, Лещинские. Хотя позднее владельцы стали католиками или реформатами, они продолжали покровительствовать обители. С 1620–1624 и до своей кончины в 1633 в ней жил и ею управлял Паисий (Черковский или Черхавский), последний православный епископ Холмский и Бельский. Усиление унии привело к тому, что к середине XVII века в обители осталась всего одна православная полуразрушенная церковь с кельями при ней. Возрождение монастыря связано с владельцем Яблечна В. Р. Лещинским и его другом архим. Иосифом (Чаплицом). Из своей братии последний избрал наместником и строителем иером. Макария (Корниловича), который возвел церковь прп. Онуфрия со Сретенским приделом на хорах, трапезную с Успенской церковью (1653), колокольню (1651), настоятельские и братские кельи (1651) и ввел общежительный устав св. Василия Великого. До начала XVIII века Яблочно продолжало быть оплотом Православия, подчиняясь епископам Луцким, а с 1712 – митрополитам Киевским. Это был единственный монастырь в Холмской Руси, сохранивший православную веру на всем протяжении своего существования. С приобретением в 1699 Яблочно кн. Радзивиллами усилились гонения со стороны униатов. В 1724 они ворвались в монастырь и бесчинствовали в нем, а впоследствии разными способами заставляли православных отрекаться от веры – не пускали на службы, отнимали воск и свечи, пытались перевенчивать. В 1753 разорение повторилось, сопровождаясь захватом имущества и монастырского архива. «Вы схизматики, горше жидов, турков и всякого рода поганов», – поносили православных базилиане-униаты. Когда в Польше усилилось русское влияние, жить в монастыре стало легче. Екатерина II в своем рескрипте от 23 сентября 1763 русскому посланнику в Варшаве указала, чтобы Брестскому и Яблочинскому монастырям «притеснений отнюдь не было». По третьему разделу Польши Яблочно в 1796 отошло к Австрии, но через 20 лет вошло в состав Российской империи. До 1835 монастырь относился к Минской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=26246

Стараясь расширить свою проповедническую деятельность среди населения, монастырь из собственных средств закупил более 100 десятин земли (в том числе, лес и луг) в месте, называемом Дратовскими Лесами. Собственно там, на расстоянии 85 километров от Яблочно в Любартовском уезде, появилась церковь и школа, в которой в 1912 году училось уже сорок учащихся. 7 мая того же года Св. Синод объявил о создании на этом месте филиала Яблочинского монастыря, посвященного св. пророку Илие. Поживали в нем тогда 4 монаха и 17 послушников. УЧИТЕЛЬ И ФИЛАНТРОП Во время руководства о. Серафимом монастырем строились не только храмы. Функционировала здесь чайная для паломников и предназначенная для них гостиница. Тут находились также помещения, которые занимала школа и школьные мастерские, а также другие хозяйственные помещения. В 1911 году была даже открыта лавка с товарами первой необходимости. В монастыре работала аптека и медицинская амбулатория. В ней принимал больных и выписывал бесплатные лекарства монах Агапит, врач по образованию. Число принятых им пациентов выросла с 300 в 1908 году до 1760 в 1912 году. Монастырь бесплатно кормил обедами нищих. Только 1913 году раздали 4500 обедов. Часть этих предприятий была инициирована еще предшественником о. Серафима. Однако большинство предприятий осуществлялась под его непосредственным руководством. Кроме того, архимандрит выступил с инициативой создания монастырской фабрики по производству кирпича и строительных блоков, чтобы помогать местным жителям, дома которых сгорали в частых пожарах. Однако осуществить эту задумку уже не удалось. Двухлетняя церковно-приходская школа, которая работала при Яблочинском монастыре во время настоятельства о. Серафима, довольно успешно развивалась. В 1908 году в ней работало восемь учителей, среди них - три монаха с высшим образованием. Ученики, число которых достигало ста, жили в интернате при школе. С 1907 года в школе проводились также курсы для учителей Закона Божьего, которые вначале были открыты на два года, однако затем были продлены еще на два года. В 1908 году здесь учился 21 человек, а в 1913 – уже 33. Они тоже посещали пришкольный интернат. При той самой школе работала также еще однолетняя школа для приходящих детей, в которой получали знания шестьдесят учеников. Еще одна однолетняя школа с таким же количеством учеников работала в деревне на противоположном берегу Буга.

http://pravoslavie.ru/1860.html

При монастыре была открыта ремесленная школа с интернатом для мальчиков, в которой училось около 50 детей. Детей обучали нескольким специальностям: вышивка, ремонт обуви; столярные, кузнечные и слесарные работы. В 1911 году за Бугом в деревне Дубица была торжественно открыта примонастырская сельскохозяйственная школа, знакомившая учеников с сельхозмашинами, огородничеством, садовничеством, лесничеством, разведением домашних животных, производством и переработкой молока, бортничеством. В 1914 году в разных монастырских и примонастырских школах училось более 400 учеников. МОЛИТВА И ТРУД Монастырское кладбище – современный вид. Монастырское кладбище – современный вид. Такая активная деятельность монастыря была возможна не только благодаря жертвователям, во главе которых стоял, о. Николай Копьев из Москвы. Монастырь имел свое хозяйство. В рапорте за 1908 год настоятель сообщал церковным властям, что «братия относительно неплохо обеспечена как продукцией с поля, так и правильно организованным хозяйством». В хозяйстве и в поле работали одни монахи. Монастырь имел в то время более 1200 десятин земли (немногим более 1300 га), из них более 70% - леса. Вырубка и продажа леса, происходившие каждый раз с разрешения церковных властей, давали братии средства на проведение ремонта, строительство новых зданий, благотворительную и образовательную деятельность. Все было сосредоточено в способных руках настоятеля, который оказался исключительно талантливым администратором и хозяином. Число братии Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря при архимандрите Серафиме постоянно росло – с 32 (вместе с послушниками) в 1908 году до 80 в 1913 году. Благодаря этому, появился уже упоминавшиеся скит над озером Белым и филиал в Дратовском Лесу. Жизнь монастырь протекала в оживленном и одухотворенном ритме. Духовным руководителем братии был духовник братии, однако главное влияние на духовную жизнь оказывал сам архимандрит Серафим. В монастыре были приняты монашеские правила жизни преп. Василия Великого. Неизменно в соответствии с этими правилами происходил суточный цикл богослужений. Трапеза также была общей, во время трапезы читались жития святых. С восхода до заката трудились как молодые, так и старые монахи: одни – в хозяйстве, другие – в школах. Но никто не забывал и о главном - участии в службах и молитвах.

http://pravoslavie.ru/1860.html

Особым вниманием Пражского епископа пользовалась русская молодежь. Он был частым гостем на собраниях и съездах Русского Студенческого Христианского Движения. Уважение, с которым он приходил к молодым сердцам, и его непосредственность сделали Владыку Сергия своим среди его младшей паствы. Теперь каждый субботний вечер молодые люди и девушки стремились не на танцы и увеселения, а на Всенощное бдение к своему духовному отцу. Православное богослужение совершалось в столице Чехии со второй половины XIX века. Тогда многие славянофильски настроенные чехи обратились в православие. В 1874 году, при активном участии русской дипломатии, австрийские власти передали православным старинный Собор Святителя Николая на Староместской площади. В 1924–25 годах при поддержке премьер-министра Чехословакии К. Карамаржа и его русской супруги Надежды Николаевны на русском кладбище в Ольшанах был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Собор Святителя Николая на Староместской площади Епископ Сергий использовал уставное богослужение как сильнейшее миссионерское средство. Кроме воскресных и праздничных дней он служил каждую среду и пятницу. Не имея вокруг себя многочисленного духовенства, он с помощью одних юных прислужников создавал торжественные архиерейские службы. Нередко Преосвященный становился на клирос и четко вычитывал положенные стихословия. В будние дни, когда прислужники сидели в гимназических классах и аудиториях, он мог сам, как смиренный пономарь, ходить со свечой на Малый и Великий вход. Любил Владыка «дьяконствовать», но, не обладая музыкальным слухом, часто фальшивил и кротко соглашался с младшими сослужителями, которые советовали ему «не разносить». Из Яблочинского монастыря он привез в Прагу монастырские распевы и колядки и приучил к ним певчих и прихожан. «Проявляйте творчество, – говорил Владыка своим клирикам, – но не вносите отсебятины», называя отсебятиной изменения, противные духу обряда и мешавшие ему. Он обладал самой непритязательной внешностью: полный, сутуловатый, маленького роста, с огромной, как казалось, головой и обычной суетливостью и услужливостью. Сидя среди гостей у кипящего самовара, он сам над собой подтрунивал: «самоварчик толстенький и Владыка толстенький». Не стал он и хорошим оратором, предоставляя произнесение торжественных речей своему лучшему другу и многолетнему сподвижнику архимандриту Исаакию (Виноградову; 1895–1981). Но совершенно иного Владыку видели на богослужениях: весь вид его преображался, появлялась правильная осанка, степенность в движениях, «перед нами был князь церкви, воодушевленный, устремленный, даже величественный. Его манера произносить молитвы, ясность чтения текстов, общая возвышенность стиля его служения неизменно покоряли и увлекали молящихся», – вспоминал об этих службах Н. Андреев. Многие из предстоявших плакали, и все уходили радостными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Korolev...

—196— скому дому, и о назначении инспектора Московской Духовной Академии, магистра богословия, архимандрита Иосифа и и.д. доцента той же Академии иеромонаха Серафима, согласно выраженному ими желанию посвятить себя миссионерской деятельности: первого – на должность настоятеля Яблочинского монастыря, а второго – в число братии той же обители, и 2) вместе с сим – об обращении штатного Яблочинского монастыря в общежительный монастырь. Справка: Синодальным определением от 19 мая-9 июня 1906 года за 2700, и.д. доцента Московской Академии иеромонах Серафим назначен в распоряжение Преосвященного Холмского. Приказали: По рассмотрении настоящего рапорта, Святейший Синод, на основании бывших суждений, определяет: 1) уволив архимандрита Аркадия, по преклонности лет, от должности настоятеля Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря, Холмской епархии, переместить на таковую должность инспектора Московской Духовной Академии архимандрита Иосифа, с увольнением его от духовно-учебной службы, и 2) разрешить Холмскому епархиальному начальству в названном штатном необщежительном монастыре ввести порядки монастырского общежития, с сохранением положенного для сей обители штата; о чем, для зависящих распоряжений послать Вашему Преосвященству и Преосвященному Епископу Холмскому указы». Справка: § 39 устава духовных академии (в новой редакции, утвержденной определением Святейшего Синода от 21 февраля 1906 года за 1058): «В случае болезни или отсутствия инспектора исполнение его обязанностей возлагается Советом на одного из своих членов, с утверждения Епархиального Преосвященного». Определили: 1) Впредь до замещения должности Инспектора Академии, исполнение инспекторских обязанностей возложить на заслуженного ординарного профессора Академии М.Д. Муретова, каковое постановление и представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. 2) Избрание кандидата на должность Инспектора Академии, а также и суждение о замещении вакантных ныне в Академии (за перемещением о. Архимандрита Иосифа и иеромонаха Серафима и выходом в отставку заслуженного ординарного профессора П.И. Цветкова ) кафедр: библейской

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На обороте 28 листа написано киноварью: сии роды з града Люблина року ах (1600), а около роду Олесневой року ахн (1608). О роде Павла Оцковича з Бочков говорится: сей род описан року аха , а на следующем листе значится: року афч (1599). Род Поповича из Черное. Тот же год означается далее, а на обороте х (1609) и (1626), род Даниила Чечлеевича с Краснаго Бору. Тем же годом помечены роды Олихвиреня, Матулы, а на обороте ах (1600) роды из града Петрокова Касиочи, Хативича, Охромиев, Скородковича, Цакуновича. На листе 29 роды из града Луцка означены годом ахв. Чеховича, Матюшин. На обороте же роды пана Коляды, Полонской хд, а роды Иезилирович хд – хдк . Тем же годом означен род пана Сапеги Воеводы Минского, причем проти Андрея Сапеги означено року На обороте 31 листа значатся 1608 и 1621 годы, а ниже записан архимандрит Герасим Великонтий, был здесь с 1609 по 1635 год. Таким образом очевидно, что к ранее написанному вписывалось много после, в период унии. Род священника Костридкого отмечается самым поздним годом ахмг (1643 г.). Тогда уния пришла в силу и прежнее отношение к Синодику изменилось. Он долго пропадал и находился. С него сделан был прекрасный список, хранящийся в Виленской публичной библиотеке, с которого сделан был список архимандр. Николаем при помощи о. Досифея (ныне наместника Гродненского Борисо-Глебского монастыря). Но слава Богу, погибавший старый Синодик обретен, и монастырь теперь хранит его тщательно. То, о чем гласит этот Синодик, это открывается по мере его восприятия. Он многое говорит благочестивому человеку, еще более богослову, в особенности же всякому интересующемуся судьбами православия в здешнем крае. 7. Старый Синодик Яблочинского монастыря (Седлецкой губернии Бельского уезда) Основание Яблочинского монастыря относится к XV веку и приписывается благочестивой княгине Богуш. Из грамоты короля Сигизмунда I, данной 1 августа 1552 года, видно, что тогда село Яблочно с монастырем Св. Онуфрия Великого перешло от Ивана Ивановича Забржезинского к Георгию Гличу, после которого владели этим имением князья Сангушки, из коих Феодора вышла замуж за Александра Пронского, наследниками которых были Лещинские.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Иеромонах Иоаким называется Богушевским. О священноиноке Иакове замечается: с Подоля, из Тернополя, уставщик монастыря Мелецкого. И далее часто отмечаются места, откуда происходили родственники тех, имена коих вписывались. Так, напр., о пане Дорофее Григорьевиче замечается, что он с Берестья (т.е. из Бреста). Тоже говорится о Феодоре Барсуковиче и других записанных на местах 4, 5, 6, причем запись рода Варфоломея Вуйны определяется 1688 г. Листы 7, 8 и 9 представляются вшитыми не на месте своем, ибо здесь опять вписываются роды Иеромонахов, особенно хорошим письмом, и с датами более ранними, напр., род Иером. Антония Долминского 1658 г. Род Лаврентия Корниловича Холявы, игумена Яблочинского, означается 1718 годом, а на следующем листе род Иеромонаха Герасима Старкевича означается 1656 годом, а род иеромонаха Онисима Волковникова 1648 г., а на 10 листе род монаха Иосифа 1641 г. апреля 17, причем замечается: «с Корча». Об Иерее Клементии замечается: Священник Любельский, написано року 1644. Лукаш Богданович называется священником Яблочинским, а свящ. Тимофей – Коденским. Род Иеродиакона Сильвестра Преголинского снабжен очень искусною заставкою, но очевидно это позднейшая вставка, ибо следующее письмо более ровное и отчетливое, как в первых листах. О роде священноинока Леонтия Рыбчинского, наместника Любельского, замечается, что он вписан 1662 г. Род панов Кошанских отмечается: «с Белоруси», следующие: «с Орши, с повету Оршанского». На листе же 16 написано сверху: «с Люблину». Род Иеромонаха Иосифа Мервицкого, законника монастыря Яблочинского, вписан в 1703 году. Род Лодыжинских означается: «с Москвы». В роде князя Петра Феодоровича Мещерского поминается кн. Феодор, кн. Мария, убиенный князь Иоанн. На 23 листе вверху означено: Люблин, откуда предполагалась большая запись родов, что и оправдалось, ибо люблиниты записаны и на 24 и на 26 листах. На листе 27 означается Бельск, на 30 – Дорогичин, на 32 – с Цехоновца, причем означается год 1669. На 35 листе значится Кобрынь, на 37 – Камнец Литовский, на 38 – Парцев, на 40 – с Болодавы, на 42 – Кодень, 43 – Славатечи, 44 – Яблочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В 1904 г. окончил Академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. 14 сентября того же года епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым) пострижен в монашество и возведён в сан иеродиакона, а 19 сентября рукоположен во иеромонаха. До 1906 г. доцент Московской Духовной Академии по кафедре истории и теории проповедничества. В 1905 г. вместе с профессором Академии М. М. Тареевы м о. Серафим посетил Холмщину и был тронут своеобразной религиозно-национальной жизнью этого края. Поэтому, когда через год он был назначен наместником Яблочинского Свято-Онуфриева монастыря, он без колебаний оставил службу в Академии и отправился в самую бедную обитель полюбившейся ему Холмщины. Яблочинский монастырь в то время находился в состоянии такого упадка, что его предполагали закрыть. Но за несколько лет новый наместник сделал его одним из центров религиозно-культурного служения Холмской епархии. Он привлёк сюда людей с высшим богословским и светским образованием, организовал псаломщическую школу, второклассную школу с церковно-учительскими курсами, несколько одноклассных школ и даже сельскохозяйственную. При монастыре был устроен скит с великолепным храмом. На дело устроения Яблочинского монастыря о. Серафим отдал восемь лет, и обитель стала неузнаваемой и даже образцовой, а её настоятель – известным церковным деятелем Холмщины. 2 февраля 1908 г. иеромонах Серафим (Остроумов) был возведён в сан архимандрита. В это время он состоял благочинным Холмской епархии. В январе 1914 г. его назначили ректором Холмской духовной семинарии, одновременно он был председателем епархиального ученого совета, членом Холмского Богородицкого братства и редактором епархиальных периодических изданий. В начале Первой мировой войны, в дни бегства холмского населения из родного края, он как только мог помогал своей пастве. Много трудов было понесено архимандритом Серафимом в Москве, где нашли приют беженцы с Холмщины. 3 апреля 1916 г. в Москве митрополитом Московским Макарием (Невским) , в сослужении многих архиереев, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010