Зызыкин, видный русский мыслитель Н.С.Арсеньев и другие представители дореволюционной науки, оказавшиеся в эмиграции. В числе «варшавян», работавших в МинДС, первым следует вспомнить первого ректора возрожденной семинарии, архимандрита Митрофана (Гутовского). Свою деятельность в Жировичах он начал в 1945 году как руководитель Пастырско–богословских курсов и наместник монастыря. Архимандрит Митрофан окончил Волынскую Духовную Семинарию еще до революции. Затем со степенью магистра богословия в 1930 году закончил факультет теологии ВУ. По свидетельству преподавателей, работавших под его началом (протопресвитер В. Боровой, протоиерей В. Шишко), это был не только хороший преподаватель, но и уважающий принципы корпоративности ректор: на Педагогических советах он внимательно и терпеливо выслушивал мнение всех своих подчиненных и, учитывая их, принимал окончательное решение. Он был прекрасным организатором и хозяйственником. При нем в тяжелое время первых послевоенных лет был построен одноэтажный учебный корпус, что около Явленского храма в монастырском саду. Хозяйственные навыки отец Митрофан приобрел еще в 30–е годы, до войны, проходя послушание эконома Почаевской лавры, а затем наместника Яблочинского монастыря. Отец Митрофан умел «ладить» с местными властями. Это тоже был опыт прошлых лет: ведь в Польше 30–х годов православным приходилось бороться за свое выживание в условиях католического и националистического прессинга. С уходом отца Митрофана на Бобруйскую кафедру в 1953 году наша Семинария лишилась благоволения со стороны Райвоенкомата, где у него были личные связи, используя которые, он добивался отсрочек для призывников. С приходом на ректорскую должность о. Иоанна Сокаля, не имевшего таких связей, семинаристов стали систематически призывать в армию. Вторым из числа бывших студентов теологии ВУ следует назвать ныне здравствующего протопресвитера Виталия Борового, профессора, доктора богословия. Он прибыл в Жировичи одновременно с архимандритом Митрофаном организовывать пастырские курсы, а затем они вместе созидали семинарию, в которой о.

http://pravoslavie.ru/30018.html

К одиннадцати часам, к приходу поезда из Бреста, Преосвященный Трифон пришел в храм и, облачившись в мантию, во главе соединенных крестных ходов отправился к реке Буг, где должна была произойти встреча иконы. Толпы народа сопровождали крестный ход. Зрелище на солнце получалось необыкновенно величественное. Впереди шли хоругвеносцы, далее стройными рядами – певчие монастырские и ученики школы, которые в течение всего хода пели то тропарь преподобному Сергию: «Иже добродетелей подвижник», то тропарь преподобному Онуфрию, то песнопения в честь Богоматери. За певчими несли большую икону преподобного Серафима, недавно торжественно перенесенную в монастырь. По краям иконы в стихарях послушники монастыря несли дикирий и трикирий; тут же шли послушники с рипидами. Далее следовало духовенство. Трогательно было видеть это шествие. Как-то необыкновенно красиво выделялись на фоне и сами деревья, покрытые толстым слоем инея. Когда шествие приближалось к реке Буг, на противоположном берегу показался другой крестный ход. То несли икону преподобного Сергия, прибывшую с поездом. Три иеромонаха сопровождали икону преподобного. Снова и здесь было немало богомольцев. Параллельно по обоим берегам Буга теперь шли крестные ходы: один – возглавляемый земным архиереем, другой предводительствовался небесным вождем – великим чудотворцем Сергием, который ради одного угнетенного народа ныне шел в святую обитель Яблочинскую, чтоб облегчить нужды обездоленных, подкрепить немощных, обрадовать печальных, утешить скорбных. Взоры молящихся невольно приковались к иконе преподобного. Буг с вечера покрылся льдом, но идти по льду было опасно. Поэтому условлено было перевезти икону на лодке. Лодка с раннего утра уже стояла на монастырском берегу, вся убранная деревьями. К месту переправы одновременно подошли оба хода. Преосвященный с двумя иподиаконами взошел в лодку и отправился на противоположный берег принять икону преподобного, чтобы затем передать ее инокам Яблочинского монастыря и народу, которые в благоговейном молчании ожидали святыни. В руках народа были свечи, которые, пока Преосвященный переправлялся на берег, успели зажечь, и с горящими светильниками в руках предстали пред образом преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Настоятель Пустыни. Постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ (1951–1957). Епископ Чикагско-Детройтский (1957). Архиепископ (1959). Архиепископ Чикагско-Детройтский и Среднеамериканский (1976). В 1960 г. основал Организацию русских православных разведчиков. С 1976 г. пожизненный член Синода и первый заместитель Первоиерарха РПЦЗ. В середине 80-х годов переселился в Ново-Коренную пустынь, где 25 июля скончался и похоронен. Серафим (в миру Карл Георг Альберт [в крещении Серафим] Ляде; 1883–1950), Митрополит. Родился в г. Лейпциг (Германия) в протестантской семье. В 1904 г. перешел в Православие. Священник (1907), служил в Новоградволынском соборе. Окончил Московскую Духовную Академию (1916), затем служил на приходах в Харьковской епархии. Полковой священник в Белой армии (1919–20). Принял монашеский постриг и был «хиротонисан» украинскими обновленцами во «епископа Змиевского». «Епископ Ахтырский» (1927). В 1930 г. вернулся в Германию. Епископ Тегельский в РПЗЦ (принят в сущем сане из обновленчества). В 1938 г. возглавил Германскую епархию. Архиепископ Берлинский и Германский (1939). Митрополит (1942). С 1942 г. возглавлял Средне-Европейский митрополичий округ РПЗЦ. Скончался 14 сентября в пригороде Мюнхена Золльне, где и погребен. Сергий (в миру Аркадий Дмитриевич Королев; 1881–1952), Архиепископ. Родился 18 января в Москве в купеческой семье. Окончил Московскую Духовную Академию (1905). В 1907 г. принял монашество. Иеромонах (1908). Архимандрит и настоятель Яблочинского монастыря (1914). Во время Первой Мировой войны был эвакуирован с монастырем во внутренние губернии. В 1920 г. вернулся в с. Яблочное, которое теперь находилось на территории Польши, и занялся восстановлением разрушенного монастыря. Епископ Вельский (1920; по другим данным, 1921). Временно управлял также Холмской епархией. В 1922 г. был арестован правительством Пилсудского и выслан из пределов Польской республики в Чехословакию. В 1922–1946 гг. – епископ Пражский, викарий Митрополита Евлогия (Георгиевского) [см.] в Центральной Европе и настоятель храма св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Новопосвященный о. Сергий был направлен на пастырское служение на приход в Наброже на Томашовщине, где в 1938 г. был разрушен храм. Как православный священник, постоянно подвергался бесчисленным опасностям. В мае 1943 г. на дом священника в Наброже было совершено нападение. Двадцативосьмилетнего пастыря подвергли жестоким пыткам, и он принял мученическую смерть. Преступники осквернили также домашний храм. Мученика похоронили на православном кладбище в его родной деревне – Шиховичах. Весной 2003 г. открыли могилу святого и обрели его мощи. Они помещены в кафедральном храме в Холме. Св. преподобномученик Игнатий Св. преподобномученик Игнатий родился в шестидесятых годах XIX в. Местом его духовных подвигов стал Яблочинский Свято-Онуфриевский монастырь – твердыня святого Православия на левом берегу Буга. Монашеский постриг принял с именем Игнатий. Он пользовался большим авторитетом среди местного православного народа. Час великих испытаний пришел для него, как и для всей братии Яблочинской обители, в годы Второй мировой войны. Монастырь тогда находился в особенно тяжелых условиях. Самой драматической минутой в военной истории монастыря стала ночь с 9 на 10 августа 1942 г., когда военный отряд совершил нападение на обитель. Преступники подожгли монастырские дома и не позволяли монахам гасить пожар, угрожая расстрелом. Часть монахов, в том числе св. Игнатий, пряталась в монастырском саду. Преподобномученик Игнатий решил вернуться, поднялся на колокольню и начал звонить в набат «тревогу». Встав на защиту монастыря, он принял мученическую смерть. Преподрбномученика Игнатия похоронили на монастырском кладбище. Весной 2003 г. могила святого была открыта. Мощи св. преподобномученика Игнатия помещены в соборе. Тысячелетнее свидетельство Православия на Холмско-Подляшской земле Григорий Куприянович День 8 июня 2003 г. – один из важнейших в тысячелетней истории Православия на Холмско-Подляшской земле. Общецерковное прославление новомучеников Холмских и Подляшских ХХ века – это признание Церковью глубокой веры православного народа Холмщины и Подляшья.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Прихожанам римским или униатским на них не можно искать правосудия, ибо кто отважится ехать за границу в Россию на них жаловаться? . 836 Брестское воеводство сначало входило в состав воеводства Подляшского, образованного в 1520 году и состоявшего из поветов: Брестского, Каменецкого, Мельницкого, Кобринского и части стравы по ту сторону Буга. В 1560 г. Подляшье присоединено к Польше на вечное время, а из поветов Брестского, Пинского и Кобринского образовано особое воеводство Брестское. 841 О религиозной борьбе между православными и униатами в Бресте в XVII веке в Актах Вилен. комм. Т. VI. Пред. стр. XXX–XIV и 56, 57, 89, 96, 97, 115. 842 Диариуш Филипповича в Русск. Истор. библ. т. IV, Спб. 1878 г. А. Ю. и 3. Р. т. IV, 51. О преследовании православных в Бресте иезуитами в 1716–1722 годах см. Опис. докум. и дел прх. Св. Синода. 1722 года, ч. 1. прил. XXXIII. Спб. 843 В числе документов Яблочинского монастыря находится купчая, совершенная в 1522 г. на продажу сел Яблочна и Константиновича, вместе с монастырем св. Онуфрия, при р. Буге находящимися, владельцем оных Забржезинским, воеводой новогрудским, Георгию Гличу, старосте брестскому. 844 Историч. опис. варшавской епархии, прот. Лотоцкого, стр. 213–240. Яблочинский монастырь, Ф. Каширина, в Холмск. месяцеслове, на 1870 г. стр. 95–108. 847 Перечень этих приходов (ныне Бельского, Влодинского, Соколовского и Радинского уездов Седлецкой губернии) можно читать в статье Крыжановского. Несколько документов относящихся к переходному состоянию Подлясья, после Брестского собора 1595 г. Холмск. месяцесл. на 1870 г. 849 В 1661 г. ректор дрогицких иезуитов, Кучинский, построил для коллегии каменное здание. Школа иезуитов существовала в Дрогичине до 1773 г., т. е. до уничтожения в Литве иезуитского ордена. 851 Дело арх. св. Синода 1733 г. 260, т. I, стр. 234, 253, 255. От 10-го августа того же года ксендз Ушицкий, парохиальный викарий дрогичинский писал троицкому игумену: «Честный отец монастыря Нагорного. Стерпеть того не могу, чтобы наперед не уведомить вас, дабы я не учинил вам неприятное какое действо, то есть, что десятого дня имеете процессию публичную: того ради предостерегаю вас, дабы вы публично оной не отправляли чтоб вам не иметь препятства какого от мене; ибо все то делается в противность правам костельным и конституциям всей Речи Посполитой, то есть, во первых, противно конституции и декрету, на главном сейме установленному, также противно манифесту всей Речи Посполитой, в Львове учиненному на нас, также противно запрещениям епископов наших, то есть противно заказам их: каковых документов довольно у себя имею, как могу счислить до пятидесят, которых здесь не упоминаю, понеже к описанию и читанию того много бы времени потребно было: но все то оставив, только предостерегание вам даю, когда вы начали правом и манифестом себе защищая, то перестаньте и того ныне не делайте, что вам заказываю: ибо в той привилегии, которую имеете, сие придано, чтобы не было в предосуждение парохии, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

С пятнадцати лет Лев начал работать писарем в Тарноградском суде. В 1905 году он похоронил своего отца и стал единственным кормильцем престарелой матери. В брак Лев Фомич не вступал, видимо, желая всецело посвятить свою жизнь служению Богу. Обеспечив безбедное существование матери, двадцатипятилетний Лев осуществил своё заветное желание: 1 января 1910 года он поступил в Яблочинский Свято–Онуфриевский первого класса необщежительный мужской монастырь, расположенный в двух верстах от села Яблочна Бельского уезда Седлецкой губернии. В 1911–м году Лев Фомич принимает в этом монастыре постриг с именем Леонтий в честь Леонтия, Святителя Ростовского (память 23 мая), а через год хоронит свою мать, со смертью которой прерывается последняя нить, связывавшая его с миром. По всей видимости, именно в Яблочинском монастыре у отца Леонтия проявилась любовь к частому и строгому уставному богослужению, которую он пронёс через всю свою жизнь. Хотя отец Леонтий прожил в монастырь менее пяти лет, пребывание в нём оказало существенное влияние на его духовный облик. Преподобного Онуфрия, в честь которого был освящён главный храм обители, батюшка считал своим особым покровителем и до конца дней своих чтил его. В 1914 году началась 1–я Отечественная война, и 6ратия Яблочинского монастыря, ввиду близости линии фронта, была эвакуирована в глубь России. Отец Леонтий был определён в Московский Богоявленский монастырь. Во время пребывания в Москве, отец Леонтий в 1916 году закончил Духовное училище и был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Своё духовное образование он продолжил в Духовной Семинарии, которую окончил в 1919 году. В 20–е годы отец Леонтий стал известен Святейшему Патриарху, который в 1922 году назначает его Наместником Суздальского Спасо–Евфимьевского мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. Когда отец Леонтий прибыл в монастырь, он обнаружил, что жизнь в нём пришла в совершеннейшее расстройство: должным чином не совершались богослужения, требовали неотложного решения запущенные хозяйственные дела, многие из братии сочувствовали обновленческому расколу, терзавшему в те годы Церковь и поддерживавшемуся властями. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением братии. Отца Леонтия всячески поносили, обзывали, злословили. Некоторые из монахов даже поднимали на своего настоятеля руку, жестоко избивая его и пытаясь заставить покинуть монастырь. Но простые люди — паломники и жители Суздаля полюбили отца Леонтия за его кротость, доброту и искреннюю веру. Отец Леонтий сохранял верность Патриарху Тихону.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Серафим, архиеп. (Иванов Леонид Георгиевич) – родился в 1897 г. в Курске. Поступил на филологический факультет Московского ун-та (1914) Участник Первой мировой и Гражданской войн. В эмиграции с 1920 г. Окончил философский и богословский факультеты Белградского ун-та в 1925 г. Принял постриг на Афоне в 1926 г. и рукоположен во иеромонаха. С 1928 по 1946 г. подвизался в миссионерской обители прп. Иова Почаевского в Ладомирово (Словакия). Возглавлял обитель в сане архимандрита. С 1944 г. вместе с братией монастыря в Германии. Затем с братией эмигрировал в США, где поселился в Свято-Троицком монастыре в г. Джорданвилль (США). Принял на себя руководство монастырем. В 1948 г. основал в г. Магопак (США) Ново-Коренную пустынь и был ее настоятелем с 1951 по 1957 г. Постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ (19511957). С 1957 г. – еп. Чикагско-Детройтский. Архиепископ (1959). Архиеп. Чикагско-Детройтский и Средне-Американский (1976). С 1976 г. пожизненный член Синода и первый заместитель первоиерарха РПЦЗ. Скончался в 1987 г. Сергий (Королев Аркадий Дмитриевич) – родился в Москве в 1881 г. Окончил Вифанскую дух. семинарию и МДА (1905). Пострижен в монашество в 1907 г. В 1908 г. рукоположен во иеромонаха. В 1914 г. назначен настоятелем Яблочинского монастыря на Волыни. Епископ Вельский, викарий Варшавско-Холмской епархии (19211922). Епископ Холмский, викарий Варшавско-Холмской епархии (1922). В 1922 г. арестован правительством Пилсудского и выслан из пределов Польской республики в Чехословакию. В 19221946 гг. епископ Пражский, викарий митрополита Еалогия (Георгиевского) в Центральной Европы и настоятель храма Св. Николая в Праге. Архиепископ (1946). Архиепископ Венский, викарий Западно-Европейского Экзархата в юрисдикции Московского Патриархата с местопребыванием в Вене ( 1946). Экзарх Средне-Европейских православных церквей Московской Патриархии на правах самостоятельного епархиального архиерея. Архиепископ Берлинский (1948). В 1950 г. вызван патриархом Алексием I в Россию. Архиеп. Казанский и Чистопольский (1950). Скончался в 1952 г. в Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СЕРАФИМ (Мещеряков Иаков), митрополит Ставропольский. 1860 г., 18 марта – родился в семье крестьянина Пензенской губернии. 1885 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1888 г. – инспектор Холмской духовной семинарии, архимандрит. 1893 г. – ректор Тифлисской духовной семинарии. 1898 г., 23 августа – хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. 1902 г., 4 июня – епископ Полоцкий и Витебский. 1911 г., 25 июля – архиепископ Иркутский и Верхоленский. 1915 г., 11 декабря – уволен на покой. 1916 г. – настоятель Николо-Бабаевского Монастыря. 1918–1922 гг. – архиепископ Костромской. 1922 г., 3 июля – уклонился в обновленческий раскол. 1922–1924 гг. – «митрополит Минский». 1924 г., 29 августа (11 сентября) – покаянная речь, произнесённая всенародно в день храмового праздника в церкви Иоанна Предтечи на Земляном валу, за торжественным Патриаршим богослужением. Принят в сущем сане (архиепископом). 1924–1927 гг. – в заключении на Соловках. 1927 г. – архиепископ Тамбовский. 1928 г. – архиепископ Ставропольский, затем митрополит. 1933 г., 11 августа – епархией не управлял. Год смерти неизвестен. СЕРАФИМ (Остроумов Михаил Митрофанович), архиепископ Смоленский и Дорогобужский. 1880 г., 6 ноября – родился в г. Москве, в семье псаломщика. 1904 г. – окончил Московскую Духовную Академию, пострижен в мантию; иеродиакон, иеромонах. 1906 г, – законоучитель Яблочинской 2-й школы, наместник Яблочинского Свято-Онуфриева монастыря. 1907 г. – заведующий Отокской одноклассной школой Гродненской епархии. 1908 г. – архимандрит. 1909 г. – Холмский епархиальный миссионер. 1914 г. – ректор Холмской духовной семинарии. 1916 г., 3 апреля – хиротонисан во епископа Бельского. 1917–1918 гг. – член Собора Российской Православной Церкви. 1917–1927 гг. – епископ Орловский и Севский. 1922 г. – арестован и приговорён к семи годам заключения; срок был сокращён до полутора лет. 1927 г. – епископ Смоленский и Дорогобужский, затем архиепископ. 1937 г. – арестован, 28 ноября того же года приговорён к расстрелу и в тот же день расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сначала он прибыл в Буковину – оплот Православия в Австро-Венгрии. И здесь, в Черновцах, от своих друзей он получил радостную весть, что в России избранные Богом люди по-прежнему полны внимания и горячего участия к судьбе православного народа Руси Подкарпатской; что этим занимаются и владыка Антоний Житомирский, и владыка Евлогий Холмский, и граф Бобринский – глава Русско-Галицкого (карпаторусского) общества в СанктПетербурге. Разузнав об этом как можно больше, святой поспешил в Россию. В Россию, в Киев, он прибыл еще до Пасхи 1909 года. Он мыслил посетить святыни Киева, причаститься и возвратиться домой после Пасхи, считая себя недостойным стать священником и в то же время ясно понимая, что Россия не сможет послать своего священника в другую империю, с которой находилась в очень натянутых отношениях. В важнейшем вопросе о священнике он всецело положился на волю Божью, решив не действовать сам от себя, а ждать проявления Божественной воли. И воля Божья последовала незамедлительно: еще находясь в Киеве, Александр был срочно вызван графом Бобринским для встреч по делам Подкарпатской Руси с владыкой Евлогием и владыкой Антонием. Он немедленно отправился в Холм и здесь узнал от владыки Евлогия о разговоре последнего с обер-прокурором Священного синода Русской Церкви Саблером и о предложении ему поселиться на время в ближайшем к Австро-Венгрии, никогда не закрывавшемся мужском монастыре Святого Онуфрия в Холмской Руси, называемом Яблочинским. И это святой принял как волю Божью, отрекшись от своей воли. Здесь, в древней твердыне исповедников Православия на русских землях Польши, состоялась еще одна важнейшая встреча, уже с графом Бобринским и архимандритом Серафимом – настоятелем Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря. Святому было сразу предложено вступить в монастырскую братию. Таким образом повторилась ситуация с владыкой Антонием в Почаеве, когда также было предложение вступить в братию монастыря, чтобы потом постриженный в монашество и рукоположенный во священника карпаторосс вернулся на родину для богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Участие ученого монашества в развитии миссии РПЦ. Ученое монашество принимало участие в организации и проведении всероссийских и епархиальных миссионерских съездов, включая целевые епархиальные съезды настоятелей и настоятельниц монастырей. На IV всероссийском миссионерском съезде (1908 г.) в докладе настоятеля Яблочинского Свято–Онуфриевского монастыря (Холмская епархия) архимандрита Серафима (Остроумов, будущий архиепископ Смоленский и Дорогобужский, священномученик, †1937) «О миссионерском значении монастырей» были сформулированы рекомендации по организации миссии при монастырях на западе России с. 447 и сноска 1]. Здесь же родилось предложение о введении в обителях должностей проповедников из монашествующих с. 1645–1652]. Рассматривались проблемы совершенствования миссии, в условиях последствий «религиозной революции» 1905–07 гг., на Первом Всероссийском съезде монашествующих (1909 г.), Всероссийском съезде ученого монашества (1917 г.), Всероссийском съезде представителей от монастырей (1917 г.). Все эти съезды проходили при активном участии монашествующих Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а последний съезд проходил на ее территории. V Всероссийский миссионерский съезд (1917 г.) определил список монастырей, привлекаемых к миссионерскому деланию. Как уже указывалось выше, проблемам миссионерского служения монастырей значительное внимание уделил Поместный Собор РПЦ (1917–18 гг.). Заступничество (печалование) характерно для всей деятельности монастырей, монашествующих и миссионеров. Прп Сергий Радонежский, «игумен всея Руси», был заступником за всю православную Русь, свт Филипп (Колычев, †1569), митрополит Московский, а ранее игумен Соловецкий, печаловался за гонимых царем Иваном Грозным и его опричниной, прп Иосиф Волоцкий (†1515), игумен Свято-Успенского Волоцкого монастыря, писал князьям о прекращении преследований людей, стремящихся в монастырь и к принятию монашества. Традиция заступничества прошла так или иначе в жизни всех миссионеров, преумножилась она и в деяниях Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Соловецкого Спасо-Преображенского и Иосифо-Волоцкого монастырей в конце XIX – начале XX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010