Так окружным путем через Африку они вторглись в Европу после того, как на Востоке крепкие стены Константинополя преградили им путь. Впрочем, династии Ираклия в лице Юстиниана II было суждено еще раз прийти к власти. Беспокойный дух Юстиниана не могли смирить ни жестокое увечье, ни ссылка в отдаленный Херсонес. Он не смирился с судьбой и помышлял о возвращении и мести. Как кажется, особенно ободрила его перемена на престоле в 698 г.: его поведение стало еще более подозрительным, так что местная администрация в Херсоне приняла решение выдать его правительству в Константинополе. Будучи своевременно предупрежден, Юстиниан бежал к хазарам, был с почетом принят хазарским каганом и женился на его дочери, которая перешла в христианство и приняла имя Феодоры, супруги императора Юстиниана I. В Константинополе действия Юстиниана вызывали все большую озабоченность, и к хазарскому двору прибыло посольство императора Тиверия, которое потребовало выдачи Юстиниана. Чтобы не вызвать осложнения добрых отношений с Византией, каган решил исполнить ходатайство византийского правительства. Юстиниан, вновь своевременно предупрежденный, пустился в бегство и после многочисленных приключений достиг западного побережья Черного моря. Здесь он завязал отношения с болгарским ханом Тервелем и заручился его поддержкой. Осенью 705 г. в сопровождении Тервеля и во главе большого болгаро-славянского войска он появился под Константинополем. Впрочем, против стен византийской столицы это воинство было бессильно. Три дня прошли без результата, а притязания Юстиниана на престол были встречены насмешкой и издевательствами. Тогда с несколькими отважными спутниками он через трубу акведука проник ночью в Константинополь. От неожиданности в городе поднялась паника, Тиверий пустился в бегство, оставив поле боя за своим противником. Юстиниан, который в Константинополе, по всей видимости, нашел не только врагов, но и сторонников, смог занять Влахернский дворец и во второй раз, после наполненного приключениями десятилетнего изгнания, вступил на престол своих предков. Шесть лет подряд (705–711) во всемирной митрополии на Босфоре правил император «с отрезанным носом» – Ринотмит, – который смог поставить себя выше ужасного увечья и связанной с ним наглядной дисквалификации. Его воля к власти доказала недостаточную действенность такого рода дисквалификации, которая так часто применялась в VII в.: впоследствии она никогда не применялась по отношению к претендентам на престол и низложенным императорам. Престол вместе со своим супругом разделила императрица Феодора, которая после удачного переворота была вызвана из хазарской державы в Константинополь и привезла с собой родившегося у них с Юстинианом сына. Он получил имя Тиверия и был провозглашен соправителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

370 Смысл фразы на первый взгляд темен: eos ourounta pros toichon дословно означает «вплоть до мочащегося у стены» или «вплоть до стены, где мочились». Именно так понял Феофана его латинский переводчик: usque mingentem ad parietem (Theophanis Chronographia. – Vol. 2. – P. 242. 5–6). Близкое толкование этих слов находим в переводе В. И. Оболенского – Ф. А. Терновского : «даже где мочились» (Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. – M., 1884. – С. 277). По мнению И. С. Чичурова, мы имеем в данном случае дело «с устойчивым фразеологическим оборотом, точное значение которого неизвестно» (Чичуров И. С. Указ. соч. – С. 132, komm. 352). Ho еще более вероятно, что Юстиниан, хорошо знавший топографию Херсона, имел в виду какой-то конкретный, местный, достаточно известный ориентир, скажем, афедрон – большой общественный туалет около 14 крепостной куртины рядом с Мертвыми воротами, причем разрушение постигло бы в этом случае значительную часть города (с севера, от моря, вплоть до южной оконечности). Высказанную им фразу в буквальном виде донес первоисточник, возможно, Траян Патрикий. Примечательно, что в ходе раскопок К. К. Косцюшко-Валюжинича рядом с Южными воротами города впритык к оборонительной стене были открыты остатки значительного общественного отхожего места на 30 мест (6,5 х 15 м), с толстыми стена- ми из бутового камня на извести и оштукатуренные внутри цемянкой, а рядом, в 20 метрах находилась площадь, которая являлась малой агорой. Судя по тому, что афедрон был связан системой водоводов с соседним городским водохранилищем-цистерной, действовавшей до первой половины IX в., Юстиниан Ринотмет в 695–698 гг. еще застал запомнившееся ему сооружение в рабочем состоянии (см.: Косцюшко-Валюжинич К. К. 371 В пер. Х.-Ф. Байера: «Это услышали те, кто был в оных крепостях (oi ton kastron ekeinon)» (Байер Х.-Ф. Указ. соч. – С. 45). Имееются в виду те кастра Юго-Западной Таврики, 20 управляющих-простатевонтов которых уже были казнены по приказу Юстиниана. Никифор называет инициаторов обращения к хагану «архонтами тех областей» (oi de ton choron touton archontes tes phemes) (см.: «Бревиарий», 711/712 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как сообщает Никифор, опиравшийся на несохранившийся византийский исторический роман, еще в период боевых действий против персов Ираклий показал кагану портрет своей дочери, который тотчас воспылал к ней любовной страстью [Niceph. 1837, 18-19]. Портрет Епифании мог быть выполнен в файюмской технике, чем, вероятно, и объясняется его убедительность. В 630 году Епифания была отправлена в ставку кагана, но не доехала до места назначения, ибо узнала об убийстве своего жениха и вернулась обратно в Константинополь [Niceph. 1837, 25]. Хотя Пауль Шпек отвергал реальность этой романтической истории и утверждал, что Никифор кратко пересказал некий византийский роман, не имевший ничего общего с действительностью, нам представляется, что более обоснована гипотеза Константина Цукермана, который доказывает подлинность сведений Никифора и видит в проекте тюркского брака Епифании исторический прецедент, опираясь на который около 700 года потомок Ираклия, император Юстиниан II Ринотмет (685-695; 705-711), скрывавшийся в причерноморских степях, заключил брак с хазарской княжной Феодорой [Speck 1997, 457-465; Zuckerman 1995, 113-126]. Исследование рассказа Малалы о сяньбийской царице Боа и о ее союзе с Юстинианом, направленном против персов в 527/528 году, дает нам возможность рассматривать этот союз в качестве важного дипломатического прецедента, имевшего значительные последствия. История дипломатических отношений Боа и Юстиниана позволяет нам определить возможные исторические истоки римско-тюркского договора, который век спустя был заключен Ираклием и привел к организации беспрецедентного брачного союза между римской августой и тюркским каганом.   Источники Agathiae Myrinaei Historiarum Libri Quinque/Hrsg. v. B. G. Niebuhr. Bonn, 1828. Ioannis Malalae Chronographia/Hrsg. v. Iohann Thurn. CFHB XXXV. Berlin, New York: De Gryuter, 2000. Nicephori patriarchae constantinopolitani breviarium historicum/Hrsg. v. Emmanuel Bekker. Bonn, 1837. Polyaeni Stratagematon Libri Octo/Hrsg. v. Iohann Melber.

http://bogoslov.ru/article/6175398

Одних назначал на архонтат и посылал вслед за ними других и убивал; иных еще призывал на обед и травил ядом; других, опять же, выбрасывал в мешках в пучину моря. По единогласной молве, он был для подданных самым жестоким зверем» (Никифор, с. 367]). Справедливости ради нужно заметить, что Юстиниан не дал приведенным с собой войскам войти в город и не допустил разграбления столицы ромеев, а всех помогавших ему щедро вознаградил и возвысил. Не остался неблагодарным он и по отношению к Тервелю, который получил титул кесаря 58 , земли и с большим почетом был отправлен восвояси со всем своим воинством. Расправившись с врагами, император перевез к себе Феодору, родившегося у нее сына Тиверия короновал и воздвиг в Константинополе статуи – свою и супруги. Второе правление Юстиниана Ринотмета (Servus Christi – «раб Божий», как смиренно именовал он себя на монетах) было омрачено, кроме внутреннего террора со стороны императора, военными неудачами и смутами. Мусульмане продолжали захватывать города Византии – в 707 г. пали Мопсуе-стия и Тиана Каппадокийская, а ополчение, посланное василевсом на выручку последней крепости, было уничтожено арабами. На следующий год их конница действовала уже в районе Хрисополя, а в 709 г. воинственный брат халифа Валида, Маслама, с восьмидесятитысячным войском перейдя Геллеспонт (Дарданеллы), разорил часть Фракии. Годом позже сам император, отправившись в Грецию отражать набег болгар, позволил войску пребывать в беспечности, неожиданно напавшим врагом был разгромлен и укрылся в Анхиале, откуда через три дня бесславно бежал морем, прирезав лошадей, чтобы они не достались болгарам. Даже тогда, невзирая на военные неудачи, Юстиниан II не останавливался в своей мстительности. В 709 г. он послал стратига Феодора покарать Равенну, граждане которой принимали активное участие в свержении императора и тогда издевались над ним 59 . Явившиеся на угощение к стратигу знатные равеннцы были вероломно схвачены, закованы в колодки и брошены в трюмы византийских кораблей, которые тотчас снялись с якорей и исчезли.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Скорее всего, они были не местные жители, а приближенные из числа тех, кто последовал с экс-императором в ссылку и составил его «свиту». В дальнейшем, некоторые из них выдвинулись на службе, к примеру, Варисвакурий (Барисбакур) достиг высоких санов и стал известным вое- начальником, а Стефан – кувикуларием, tes basilikes trapezes и паракимоменом (если только найденные в Херсоне моливдулы первой половины VIII в. принадлежат именно этому Стефану). Известно, что Варисвакурий после гибели Юстиниана II был казнен в конце 711 г. вместе с другими царскими архонтами (Никифора, св. отца нашего, патриарха Константинопольского, краткая история со времени после правления Маврикия//Творения св. отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского. – Минск, 2001. – С. 336). 322 Почти наверняка можно утверждать, что корабль с Юстинианом Ринотметом на борту покинул Балаклавскую бухту на рассвете, до восхода солнца, когда бриз дует из бухты. Так обыкновенно поступали парусные суда, попадавшие в эту бухту (см.: Стржелецкий С. Ф. Очерки истории Гераклейского полуострова и его округи в эпоху бронзы и раннего железа (Середина III тыс. – V в. до н.э.): Дисс....канд. ист. наук. – Севастополь, 1951 (рукопись)//Архив НЗХТ. – Д. Ne 1343. – Л. 23). 323 Ton pharon Chersonos – Маячный (он же Херсонесский) полуостров – крайняя западная оконечность Гераклейского полуострова площадью более 400 га, где в 12 км от города издавна существовал маяк, вероятно, в виде каменной башни с костром на верху. He случайно полуостров носил в латиноязычных навигационных средне- вековых наставлениях название Фанари (Fanari, Fanario): его западная оконечность с простирающимся на 500 м в море опасным рифом являлась как бы развилкой морского пути на юг и на север – основных торговых путей Херсонеса и это место вынуждены были огибать все суда, особенно, как и галиада Юстиниана, двигавшиеся с востока (см.: Николаенко Г. М. О ближней хоре Херсонеса Таврического в IV в. до н.э.//X. сб. – 1996. – Вып. 7. – С. 29, 32; Иванов A.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фредерик (Фридрих I Барбаросса) – германский император (1152–1190) 269, 271, 272 Фрейденберг М. М. 267, 270 Фритигерн – предводитель готов 24 Фукидид – древнегреческий историк (ок. 460 – ок. 400 до н. э.) 41, 42, 44, 68 Харальд – см. Аральт Харатон – гуннский вождь 61 Хильбудий (Хилбудий) – византийский полководец, возможно, ант 70–74 Хозрой – см. Хосров Хосров (Хозрой) I – иранский шах (531–579) 81, 88 Хосров II – иранский шах (590–628) 94, 115 Хрисанфий – философ-неоплатоник 26 Христофор – турмарх 121 Хулагу – монгольский хан 310, 312 Цикандил – византийский полководец 257 Чингис-хан – монгольский хан (1155 или 1162–1227) 310 Шамс ад-Дин Тавташ (Явташ) Эмир Данишмендийя – бейлербей провинции Кастамону 311 Шахрвараз – см. Сарварос Шевченко И. 129 Штауфены –германская династия 269, 272 Экитий – консул 39 Эрехтей – афинский царь, принесший в жертву своих дочерей 20 Эриульф – предводитель готов, противник римлян 33 Эррик (Генрих Язомиргот Бабенберг) – маркграф, австрийский герцог с 1156 г. 269, 272 Эсхил – древнегреческий трагик 88 Этруск – цезарь, сын императора Деция 19 Эхет – мифический жестокий царь Эпира 282 Юлав (Олав Харальдссон (Толстый, Святой)) – норвежский конунг (1014–1028; погиб в 1030 г.) 247 Юлиан (Отступник) – император (361–363) 21, 26, 27, 36 Юлиан – посланник 53 Юлий Африкан – автор III в. до н. э. 43 Юрий – см. Георгий Юстин I – византийский император (518–527) 76, 142 Юстин II – византийский император (565–578) 111 Юстин – византийский полководец 78 Юстиниан I (Великий) – византийский император (527–565) 64, 66, 68, 69, 73, 75, 76, 80, 82, 89–93, 110, 111, 142 Юстиниан II Ринотмит – византийский император (685–695, 705–711) 118–123, 144, 193 Яза (Геза (Гейза) II) – венгерский король (1141–1162) 260–262, 275, 279 Ярослав Галицкий – см. Иерослав Ярослав Мудрый – князь киевский (1016–1018, 1019–1054) 159, 217 Ятатин (Гияс ад-Дин Кай-Хосров II) – иконийский султан 307 1213 Указатель составлен О. А. Родионовым при участии Р. Ф. Иглесиаса-Алонсо. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

290 См. Т. Флоринский. Древнейшие памятники болгарского права. Сборник по истории права, посвящённый М. Ф. Владимирскому-Буданову, 1914, стр. 413. 291 См. А. Jones. The cities of the Eastern Roman provinces, Oxford, 1937 (с подробной библиографией по отдельным провинциям); А. Ramsay. The historical geography of Asia Minor; Cities and bishoprics of Phrygia; Me Lean Harper. Village administration in Roman province Syria, Yale, 1928, и др. 293 Б. А. Панченко. Памятник славян в Вифинии. Изв. Русского археологического института в Константинополе, VIII (1902). 297 Те же черты отмечает и Прокопий (De bell. Goth, III). Первое славянское Болгарское государство возникло в придунайском районе в последней четверти VII в. и охватило на первых порах лишь незначительную часть славянских племён. 299 Э. Гиббон. История упадка и разрушения Римской империи, ч. IV, М., 1894, стр. 321; Фридлендер. Картины из бытовой истории Рима, Изд. Брокгауза и Эфрона. СПб., 1914, стр. 515; Hist. phil. Kl. Berlin, 1939, S. 217; А. Rambaud. Le monde Byzantin, Revue de deux Mondes, 1871, m. 91, p. 761793; Idem, Etudes sur l’histoire Byzantine, Paris, 1912, p. 361. 306 S. Manojlovi, Le peuple de Constantinople de 400 à 800 après J. C. Byzantion, 1936, XI, 2, p. 617716. 308 Iv. Jannsens. Les Bleus et les Verts sous Maurice, Phocas et Heraclius, Byzantion, 1936, XI, 2, p. 496536. 311 А. П. Дьяконов . Византийские димы и факции (τ μρη) в VVII вв., Византийский сборник, М. – Л., 1945, стр. 144227. Выводы этой прекрасной работы легли в основу настоящей статьи. Автор ставит своей задачей изложение основных положений этой богатой выводами работы и их защиту. Он расходится с проф. Дьяконовым только по вопросу о времени падения политической роли партий цирка. 342 Впервые их собрал ленинградский историк А. Елизаров в своей монографии «Юстиниан II Ринотмет». 348 История шёлка неоднократно была предметом исследования: Mahudel. De l’origine de la soye. Mémoires de litterature de l’Académie des inscription» et de belles lettres. Amsterdam, 1731, v. 7, pp. 354356.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

362 В пер.: Х.-Ф. Байера: «...отправили скованными к императору» (Байер Х.-Ф. Указ.соч. – С. 45). 363 Если данные Феофана и Никифора точны, в Херсоне в 710 г. было два архонта (один – экпросоп от хагана, другой – от василевса) и 47 протевонов. 20 других протевонов названы в «Хронографии» «остальными» (а11ои5), то есть не обязательно херсонитами, а в «Бревиарии» под 711/712 г. о них прямо говорится как о «других мужах, управляющих городами» (ton eteron prostateuontas polismaton andras) (Чичуров И. C. Византийские исторические сочинения... – С. 156, 164). Судя по тому, что они тоже подверглись расправе, Юстиниан Ринотмет в свое время не нашел среди них сочувствия и поддержки, даже когда он бежал из Херсона в одну из пограничных фрур – Дорос (Дарас). Для него все они были неверными подданными, действовавшими заодно. 364 В латинском переводе – ad lora navis – «к ремням судна» (Theophanis Chronographia. – Vol. 2. – P. 241. 31). Никифор пишет о «суденышке» (akatio) (см.: «Бревиарий», 711/712 г.). 365 Очевидно, сообщение доставили прибывшие в Константинополь с теми кораблями, на которых привезли арестованных Тудуна, Зоила и других сорок знатных и протевонов с их домочадцами. 366 Речь шла о наказании тех, кто не выполнил в точности приказа Юстиниана II. Разумеется, флот, которому предстояло вернуться, не мог «завершить дело» (ср.: Герцен А. Г. Хазары. – С. 96). 367 Рукописи сохранили варианты Tauroura, taurou oura. Ф Комбефис предложил поправку arktoura/Арктура. Никифор уточняет дату отплытия флота: «в начале месяца октября» (см.: «Бревиарий», 711/712 г.). 368 Цифра вызывает сомнение, но она принадлежит не самому Феофану, а первоисточнику, поскольку такое же количество погибших назвал и Никифор. 369 В подлиннике – arotrian apantas kai exedaphizein («распашет всех и сравняет с землей»). Ф. Комбефис логично предложил исправить apantas (всех) на apanta (всё), но на деле мы можем иметь дело не с опиской, а с необходимостью составителя источника увязать текст со следующей фразой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бывшему императору подрезали язык и вырвали ноздри (за что он получил прозвище Ринотмет– " Безносый») и сослали в Херсон, где он прожил не один год. Когда он узнал об очередном перевороте, о свержении успевшего сделаться ненавистным Леонтия (695–698) Тиверием Апсимаром (698–705), архонтом важной южномалоазийской морской фемы Кивирриотов, то объявил херсонитам, что вновь собирается вернуть себе трон. Тамошние жители и их власти, испугавшись столь крамольных «антиправительственных» речей, по зрелом размышлении решили выдать Юстиниана василевсу Тиверию, либо убить опасного смутьяна. Проведав об этом через своих доверенных людей, он спасся бегством из Херсона в горный Крым, во фруру (to phrourion) – сторожевую крепость Дорос (Дарас) «земли Готфики», о чем упомянуто у Никифора и Феофана 1180 . Побег объясняется стремлением экс-императора, боявшегося за свою жизнь, не только обезопасить себя от покушения со стороны местных византийских властей и верноподданных начавшего править тогда Тиверия III Апсимара, но прежде всего желанием связаться оттуда с хаганом хазар, поскольку в самом Херсоне такой возможности не было 1181 . Но это вовсе не значит, что архонтии – административные районы «хоры Дори» и самой «Готфики», простиравшейся в прилегающей к Херсону части Юго-Западной Таврики и по южному берегу Крыма приблизительно от Айя до современных сел Рыбачьего (бывшее Туак) или до Приветного (бывшее Ускют) были полностью независимы от Византии в конце VII – начале VIII в., как полагают некоторые исследователи 1182 . Самостоятельность этих укреплений была, видимо, весьма относительной. Конечно, они играли роль политических центров, от случая к случаю могли служить убежищем как для населявших их немногих постоянных жителей, так и для гораздо более многочисленного окрестного сельского населения. Но в то же время они являлись ключевыми пунктами связей, в том числе и экономических, между византийским Херсоном и местными «начальствующими» – архонтами, как на греческий манер называет их Никифор в своем «Бревиарии» 1183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В марте 716 г. отряды императора были разбиты мятежниками в Малой Азии, Константинополь сдался и в очередной раз знатные люди подверглись избиению, а город – грабежу. Василевс, не надеясь на победу, отрекся от престола в пользу узурпатора Феодосия III, который обещал сохранить Анастасию жизнь при условии принятия им монашеского обета. Низверженный властитель поселился в одном из монастырей Фессалони-ки. Летом 719 г., уже при Льве III Исавре, группа вельмож Эллады попыталась возвратить его на трон. Заговор не удался: Анастасий-Артемий с конницей болгар успел дойти до Гераклеи Фракийской, но Лев III склонил наемников оставить его, схватил, казнил в Кинегии, а голову на копье велел показать народу на ипподроме. Феодосий III (? – после 754 (?), имп. 715 – 717) Феодосий, «человек беспечный и простолюдин» (Никифор, с. 371]),за-нимал незначительную должность сборщика податей в Мизии. Восставшие летом 715 г. войска провозгласили его императором 61 . Феодосий скрылся от них в горы, но солдаты поймали беглеца и заставили принять власть. Несмотря на разгоравшуюся войну с арабами, ряд стратигов не признали этого малоспособного правителя, бывшего лишь ширмой для властвования опсикийских военных. В апреле 717 г. малоазийские войска объявили в Амории императором анатолийского стратига Льва. Феодосий III попытался организовать сопротивление, но Лев без труда преодолел слабые заслоны на пути к столице, захватил в плен сына императора и осадил Константинополь. 25 марта 717 г. Феодосий III отрекся от престола, вместе с сыном (будущим митрополитом) постригся в монахи и удалился в Эфес. Там он вел аскетический образ жизни, целиком посвятив себя Богу, а когда умер, окрестные жители долго почитали его как святого. Единственным значительным деянием этого императора явилось подписание в 716 г. мирного договора и выгодного торгового соглашения с болгарским царством. Лев III Исавр или Сириец (между 675 и 685 – 741, имп. с 717) Император Лев III, основатель Исаврийской или Сирийской династии, происходил из сирийского города Германикии и был, по-видимому, местным греком. Прозвище Исавр, доставшееся ему и его потомкам, по мнению современных исследователей, ошибочно, хотя вопрос этот спорный. Семья Льва после захвата Германикии арабами перебралась во фракийскую Мезимерию, где будущий император и провел свою молодость. Родители его, судя по всему, были люди непростые, и Лев считался достаточно состоятельным человеком. В 705 г., когда через Мезимерию отбивать константинопольский престол у Тиверия III шло болгарское войско Юстиниана Ринотмета, Лев примкнул к последнему, приведя в его лагерь несколько сотен овец для солдат.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010