Говорить же о том, что здесь «до середины VIII в. меняется весь керамический комплекс», вообще не приходится 1516 . В городе издавна, задолго до хазарской эпохи, жило немало евреев, о чем свидетельствуют находки земляной катакомбы иудейского первосвященника (близ сопки Фанагорийская Блевако), древнееврейские надгробные надписи позднеантичного некрополя, существовали прозелиты иудаизма, в том числе из числа варваров, сарматского населения (надгробие Балкоса), но были и христиане, на что особенно выразительно указывает находка на западном кладбище Фанагории – крышка позднеантичного гроба, сбитая брусками и с накладными деревянными пластинками в форме стилизованной рыбы 1522 . Значительным оставался элемент исповедующих иудаизм и позже, на что указывают находки – свыше полусотни надгробий с семисвечниками, 26 из которых имели тамгообразные знаки на оборотной стороне, а четыре – надписи на древнееврейском языке 1523 . Видимо, поэтому для Ибн Хордадбеха это был «город евреев» 1524 . К этому стоит добавить, что, судя по подписи Иоанна, епископа Фанагорийского (Ioannes Episkopos Phanagoreias), под прошением Константинопольского собора 519 г. к патриарху, Фанагория оставалась епископской резиденцией, одной из четырех, и по меньшей мере до второй половины VII в. входила в состав церковной епархии Зихии, простиравшейся вдоль всего берега Азовского моря и Керченского пролива 1525 . Под названием Fanagorum она, вслед за Сугдеей (Sugdabon), фигурировала в составленной между 660-ми гг. и началом VIII в. «Космографии» анонима из Равенны 1526 , и, значит, о ней знали даже в далекой Италии. Надо думать, определенного здесь на жительство византийского экс-императора Юстиниана Ринотмета в начале VIII в. окружал знакомый, разве что более скромный, без «аристократических жилищ-резиденций», но преимущественно греческий быт, немногим отличный от того, что он застал в Херсонесе. По словам Феофана, записанным в его «Хронографии» под 679/680 r., «...у Фанагории и живущих там евреев обитает множество народов (parakeintai ethne pleista)» (выделено мной, – C. C.), а не хазары, которые, как следует из дальнейшего рассказа византийского историка, со временем стали получать с этих народов, как и с приазовских булгар, дань 1527 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если снявшие с себя самовольно сан и каялись, то уже «не должны совершать ничего священнического», то есть они не имеют права служить в алтаре до конца своей жизни, по 62-му правилу святых апостолов . 16-е правило IV Собора строго-настрого запрещает монашествующим вступать в брак . Самовольное оставление монашеских обетов и вступление монаха в брак является преступлением и не признается Церковью действительным. Если такое случалось, то виновные, по истрезвлении и покаянии, подвергались обязательной эпитимии. Эпитимия назначалась такая же, какая положена за прелюбодеяние . По 20-му правилу Анкирского Собора эпитимья прелюбодея составляет семь лет , после исполнения которых покаявшийся может приступить к святым Христовым тайнам. Кто дерзает приступать к таинствам без исправления – «в суд себе яст и пиет». То же самое говорит и 44-е правило VI Вселенского Собора (Трулльского), а также 60-е и 19-е правила святителя Василия Великого. Однако епитимия, установленная святителем Василием, значительно выше и достигает пятнадцати лет. Но позднейшее правило, как мы знаем, отменяет предыдущее, поэтому эпитимия, принятая для таковых нарушителей на VI Вселенском Соборе, остается семь лет и более никаким правилом не отменяется. Кроме того, сочетавшиеся таким беззаконным браком подвергались, по законам Византийской империи, конфискации имущества, ссылкам и телесным наказаниям. И все это совершалось вместе с епитимией, налагаемой Церковью. Конечно, сейчас ссылать и наказывать телесно, а также конфисковывать имущество никто не будет, так как это прерогатива государства, но семилетняя церковная эпитимья для покаявшихся и вернувшихся в монастырь падших монахов остается неизменной. VI Вселенский Собор Новые правила, касающиеся монашеской жизни, были выработаны на VI Вселенском Соборе . Вернее, на так называемом V–VI дополнительном Соборе. Так как отцы VI Вселенского Собора разошлись тотчас после того, как выработали догматические определения против монофелитов, данные этим Собором, то потребовалось созывать их в другой раз. Это было сделано по воле императора Юстиниана II Ринотмита, который жаждал регламентировать церковную жизнь по единому образцу – константинопольскому. Собор назван V–VI (Πενθεκτη, Quini-Sexta) и являет собой не что иное, как продолжение Собора 681 года. Проходил он в том же самом отделении царских палат (Трулльская зала), где были заседания последнего Вселенского Собора, поэтому и правила, им изданные, называются правилами VI Вселенского Собора. В Риме этот Собор не признали законным, а решения его – обязательными для Римской Церкви в виду того, что многие из канонов Собора имели антиримскую направленность. Такое отношение к нему остается у католиков и поныне.

http://pravoslavie.ru/30957.html

Оглашение послания василевса к народу Рима о правильной вере, сползающее в монофелитство, и распоряжение Филиппика об удалении из Рима всех изображений с Шестым Вселенским Собором вызвали бурю негодования. Народ Рима постановил, что ни имя еретического императора не позволит упоминать в своих документах, ни разрешит наносить его изображения на монеты. Поэтому имя Филиппика не вносилось в церкви и не упоминалось во время службы. Римский папа Константин (708–715) в категоричной форме отказался принять портрет царя – обычная практика со стороны Константинополя уведомлять Рим о начале нового царствования, и запретил упоминать его имя во время богослужения 872 . Публично сожалея о гибели «христианнейшего и православного императора» Юстиниана II, апостолик отложился от Константинополя, не признавая ни нового патриарха, ни нового царя, – «благодаря» Филиппику государство буквально рассыпалось по частям. Попытка нового дукса римской армии Петра, поставленного на этот пост Филиппиком, вступить во власть закончилась кровавой схваткой на улицах Рима между ним и сторонниками бывшего дукса Христофором, которую смог остановить только сам папа, организовавший Крёстный ход 873 . Но, конечно, религиозная политика царя только ещё больше расшатала общественные устои и не дала желанного успокоения. Много нареканий в народе вызывало и его поведение – ходили упорные слухи, будто вместо государственных дел император развлекается в женском обществе и даже бесчинствует в женских монастырях. Шумные увеселения и празднества, устраиваемые Филиппиком, как пир во время чумы, стали знамением времени. Между тем дела в Римском государстве шли всё хуже и хуже. Воспользовавшись предлогом, что покойный Юстиниан Ринотмет был его союзником и соправителем, Болгарский хан Тербел объявил войну Византии, и его военные отряды заполнили собой южную Фракию, дойдя до Херсонеса Фракийского. Они грабили виллы богатых аристократов, имевших обыкновение выезжать туда из столицы в летние месяцы для отдыха, и, нигде не встретив отпора, с богатой добычей вернулись обратно домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По приглашению императора Юстиниана II Ринотмита собрались отцы на Собор в Константинополь в 691 году. После приветствия императору Собор сразу начал свои занятия и издал 102 правила. Каноны Трулльского Собора откровенно рисуют широкую картину церковных непорядков и нравственных отступлений, накопившихся в Церкви, и призваны были их исправить. Непорядки были и в монашеской среде. Пустынники с длинными волосами в черных одеждах бродили по городам и ночевали где попало. Монахи бросали свои обеты и женились. Монахини к пострижению наряжались в самые пышные одежды, изображая собою невест Христовых . У мирян также было великое множество пороков и отступлений от чистой христианской жизни. Собственно монашества касается 40-е правило этого Собора. Оно говорит о предельном возрасте, с какого можно принимать в монашество. Несмотря на то, что святой Василий Великий определяет срок принятия в монашество 17 лет, отцы VI Собора постановили сократить его до 10 лет, так как считали, что «Церковь Божия к их времени уже окрепла, а христиане стали в соблюдении заповедей Божиих крепки и благонадежны» . По мнению Василия Великого, принимать в монашество надо после полного раскрытия разума в человеке, то есть когда он уже мыслит самостоятельно и ответственно. «Ибо детские голоса не должно считать действительными при этом», – считает святой Василий . Это бывает по достижении совершеннолетия (17 лет). Святые отцы V–VI Собора изменили срок вступления в монашество потому, что считали: в деле спасения медлить никак нельзя, а значит, если по воли Божией душа ребенка возжелает спасения, то препятствовать ей в этом нельзя, однако предписали епископам обязательно испытывать желающих пострига детей в серьезности их намерений. Таким образом, полагали они, и душа ребенка соблюдается для Царства Божия, и законы гражданские сохранятся ненарушимыми. Во всяком случае если и разрешалось вступать в монашество с 10 лет, то распоряжаться имуществом все-таки запрещалось до совершеннолетия. Здесь каноны церковные входят в некое противоречие с законами гражданскими, которые признают человека дееспособным только по достижении им совершеннолетия. Однако противоречия здесь нет, потому что свобода волеизъявления открывается в человеке значительно раньше юридических прав на распоряжение имуществом, а ответственность за проступки человек несет, по преданию Церкви, с семилетнего возраста.

http://pravoslavie.ru/30957.html

Решая вопросы покаянной дисциплины, отцы и учители Церкви нередко напрямую касались вопросов иных правовых отраслей. Так, некоторые правила св. Василия Великого (память 1 января) и св. Григория Нисского (память 10 января) вторгаются в сферу уголовного права. В частности, в 8-м правиле св. Василия Великого содержатся описания признаков умышленного и неумышленного убийства. Он же определил в 43-м правиле, что «нанесший ближнему смертный удар есть убийца, он ли первый нанес удар или отмщал». А 2-е и 33-е правила св. Василия Великого конкретизируют вопрос о том, при каких обстоятельствах можно считать умышленной убийцей мать, бросившей рожденный ею плод в дороге. Но еще более «юридическим» языком написано 5-е правило св. Григория Нисского. «Вольное убийство есть то, — писал святитель, — на которое с намерением дерзнул решившийся на сие самое злодеяние, да совершит оное. Во-вторых, и то полагается между вольными убийствами, когда кто в сопротивоборстве бия и будучи бием, наносит удар рукою в некое опасное место. Невольные же убийства имеют известные признаки, когда кто, имея в намерении нечто другое, случайно учинит тяжкое зло». Для любого юриста это классический пример описания превышения пределов необходимой самообороны и неумышленного убийства. А такая сложная и тонкая степень юридического бытия, как родство и его степени, имеющая непосредственное отношение к решению очень многих вопросов (от заключения брака, наследования и до возможности выступать в качестве восприемников), регулировалась и царскими законами, и патриаршими актами. Например, новеллы императоров св. Юстиниана Великого, Льва VI Мудрого, Мануила I Комнина, акт патриарха Сисиния II (996–998) от 997 г., запретивший браки между братьями с одной стороны и двоюродными сестрами с другой . Или акт Константинопольского синода от 1097 г. при патриархе Николае III Грамматике (1084–1111), запретивший женитьбу лицам до 7-й степени родства. Идеологию той политики, которая различала церковные каноны и императорские законы в эпоху «симфонии», наиболее полно раскрывают события, связанные с Трулльским Собором (691–692 гг.). Его устроитель и вдохновитель император Юстиниан II Ринотмет (685–695; 705–711) нисколько не собирался отказываться от тех прерогатив в делах церковного управления, какие Церковь признавала за его предшественниками. Однако в ту эпоху три патриархата — Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский — были оккупированы арабами. А, следовательно, власть Византийского императора и его законы на эти территории не распространялись, что вступало в диссонанс с убеждением современников о вселенском характере императорских законов. А потому было решено, что в условиях конкретных ситуациях «времени и места» удобнее формулировать некоторые правовые решения в форме соборных канонов, на которые никакие политические ограничения не распространялись .

http://bogoslov.ru/article/5706489

Феофан приводит еще одну дату: он говорит, что иконоборческое зло, очевидно во втором его периоде, продолжалось около 30 лет, и совершенно справедливо: 842–30=812, что близко к июлю 813 года, времени вступления на престол имп. Льва Армянина. Но не столь вероятен рассказ автора, когда он пишет о свержении Никифора, будто патриарх «вышел из церкви унылый, со слезами на глазах, и укреплял народ приличными божественными словами» (§ 4). Феофан, писавший лет 50 спустя, должен уступить в этом отношении диакону Игнатию и Феодору Студиту , как современнику и другу Никифора. Студийский игумен свидетельствует, что патриарх был схвачен ночью, дабы не возбудить народа, и немедленно же перевезен через Босфор. Игнатий, правда, рассказывает, что Никифор молился в церкви, но и он умалчивает о присутствии народа. Если мы ко всему этому прибавим еще, что почин в деле восстановления иконопочитания сделала царица Феодора, что патр. Иоанн действительно воспользовался своеручно (для оскорбления иконы Христа) и за это едва не поплатился жизнью, что наконец в Феодоровский монастырь, который был построен патриархом, в котором он жил и скончался (§ 5), ездил за мощами Никифора лично патр. Мефодий соборне с духовенством (§ 11) и перенес их в храм Апостолов (§ 12), то исчерпаем всю сумму имеющихся в слове фактических данных. Витиевато распространившись о св. Троице (§ 1) и кратко упомянув затем о падении язычества и о построении храмов, автор говорит наконец о безбожном царе Льве, уроженце Германикийской страны (κ τς Γερμανικων χρας), на самом же деле вышедшего из Исаврийской ереси (κ τς τν σαρων αρσεως). Сведение это взято из Феофана (I. 391), которому он следует, рабски повторяя его текст и только иногда его сокращая или риторически пополняя отрывистые речи, приводимые Феофаном. В первое царствование Юстиниана Ринотмита (το ινοκοπημνου, 685–695) он с родителями был переведен в Месимврию Фракийскую, а во второе царствование (705–711), когда он шел с Болгарами (очевидно с болгарским князем Тервели), Лев вышел к нему навстречу с даром в 500 овец.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Но даже если в Херсоне был не византийский, а именно хазарский «архонт», его присутствие не может служить решающим аргументом в пользу господства или хотя бы «протектората» каганата, поскольку этот ek prosopou (полномочный представитель) хагана явно оказался здесь временно, скорее всего, в связи с событиями, порожденными враждой Юстиниана II, злоумыслившего кровавую месть, разгром и резню херсонитов, которым не мог забыть унижений своей ссылки. «Архонт от хазар», являвшийся посланником хагана, выполнял в данном случае свойственные ему функции наблюдателя, контролера, посредника или «местоблюстителя» в зависимой от каганата области, как сказали бы ромеи: топотирита topoteretai para Tourkois) 1214 . В новеллах Юстиниана I так называли полномочных представителей императора, контролировавших провинциальные городские округа 1215 . Со временем они станут эволюционировать в военную сторону, в офицерский состав армии 1216 . В.А. Науменко безосновательно помещает время пребывания тудуна в Херсоне то между 706–707 и 711–712 гг., то между 705 и 711 гг. 1217 Те же пределы – «705–712 гг.» и тоже без объяснений указывают Виноградов и А.В Комар 1218 . Ю.М. Могаричев относит его появление ко времени «после 705 г.» и связывает с той компенсацией в виде «многих денег и даров», которую сулил Тиверий Апсимар хагану за выдачу Юстиниана Ринотмета. Среди этих «даров» он предполагает и разрешение хазарам на контроль над Херсоном и сбор дани с византийского города 1219 . При видимом несогласии с действительно сомнительным тезисом о хазарском господстве, по сути все это недалеко от заявления о том, что в конце VII – начале VIII в. в степных и предгорных районах Центрального Крыма происходило «становление Хазарского каганата» 1220 . Однако забывается хотя бы то, что хаган не выполнил обещания, и, значит, уже поэтому никакого вознаграждения от василевса не мог получить и не получил. Кроме того, ни один из известных источников не сообщает о том, что ромеи, а значит, и херсониты когда-либо платили дань хагану хазар. Между обоими государствами не было даннических отношений. Поэтому есть основания вернуться к вопросу о смысле событий этого времени, дабы внести в их понимание необходимые поправки и уточнения, которые, надо надеяться, помогут избежать очередных спорных заблуждений в поисках истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все, и греки и латиняне, согласны в том, что святой шестой вселенский собор не изложил правил. А известные под именем его сто два правила составлены не им и не признаны апостольским престолом, как изданные после шестого собора во время Юстиниана Ринотмета, как утверждает патриарх константинопольский Тарасий в четвертом деянии седьмого собора и свидетельствуют сами епископы, написавшие правила, в приветственном слове к императору Юстиниану, говоря в нем, что они написали священные правила потому, что два святые вселенские собора, один во времена Юстиниана великого , другой при Константине, отце Юстиниана второго, пространно изъяснившие таинство веры, вовсе не изложили священных правил. Поэтому этот собор, бывший при Ринотмете, греки не называют собственно шестым, а именуют пято-шестым, потому, говорит Феодор Вальсамон, что он изданием правил восполнил пропущенное двумя бывшими прежде него соборами. Из самых деяний собора можно видеть, что от святого шестого вселенского собора до издания правил прошло довольно времени. Вселенский собор был индикта девятого, а изложение правил в Трулле последовало по прошествии четвертого индикта, как показывает третье правило. Ученые, описывавшие жизнь Ринотмета, говорят, что этот собор в Трулле, называемый пято-шестым, состоялся при Сергие, первом этого имени архиерее римском. На нем, за исключением небольшой части, были не те епископы, которые составляли собрание шестого вселенского собора, но, кроме только 43-х, подписи патриархов и епископов различны. Различно и число собиравшихся отцов; вселенский собор составляли 170 отцов, а на пято-шестом, как говорят сами греки, собиралось 227 122 . В числе присутствовавших не оказывается никого, представляющего лицо папы. Между тем как не только правила церковные и отеческие предания, но и самые дела доказывают справедливость того, что возразил Диоскору местоблюститель апостольского престола в начале святого вселенского собора в Халкидоне, говоря: «Диоскор принял на себя лицо судьи, которого не имел, и осмелился созвать собор помимо власти апостольского престола, чего никогда не было и не может быть».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Леонтий царствовал всего три года — с 695 по 698 г. Его также свергли взбунтовавшиеся войска, возвратившиеся после неудачной экспедиции для защиты Карфагена от арабов. Они на Крите провозгласили императором своего любимца Апсимара, назвав его Тиверием. Тиверию удалось взять Константинополь, арестовать Леонтия, отсечь ему нос и запереть в монастырь. Семь лет царствовал Тиверий (698-705 гг.) и был тоже свергнут... Юстинианом Ринотмитом! Херсонес, куда был сослан Юстиниан II, был в эти века богатым многолюдным торговым форпостом Византии, связывавшим ее с Сарматией и Скифией, т.е. будущей Россией. Жители Херсонеса были вольнолюбивы и управлялись автономно. Византия очень дорожила Херсонесом. Потеряв после арабского завоевания свою житницу — Египет, Византия из Скифии вывозила хлеб. Херсонесцы привыкли к ссыльным знаменитостям. Сюда ссылались: Климент Римский, Тимофей Элур, папа Мартин. Херсонесцы не жаловали Юстиниана, считая его деспотом. Они даже просили императора Тиверия убрать от них этого ссыльного. Юстиниан взаимно возненавидел херсонесцев. И убежал от них к хазарскому кагану. Тот выдал свою дочь за него замуж, и она в крещении получила имя Феодоры. Но Юстиниан был несносен. Зная это, император Тиверий уговорил кагана выдать ему Юстиниана. Каган подослал к Юстиниану убийц, но Юстиниан смог задушить их своими руками. Он бросил Феодору и из Фанагории (Керчи) убежал сначала в гавань Символов (Балаклаву), a оттуда с навербованной «дружиной» к устью Дуная. Лодчонки дружинников грозила разбить буря. «Государь, — взмолился один дружинник, — мы гибнем. Дай обет Богу, что, если вернешь царство, не будешь мстить врагам.» Но не таков был Юстиниан. «Пусть Бог потопит меня здесь, если я пощажу хоть одного из них!» — заявил беглый император. Добравшись до Болгарии, Юстиниан сговорился с болгарским князем Тербелем, и в марте 705 г. болгарские войска уже стояли под Константинополем. «Ринотмит, — говорит один историк Византии, — обладал смелой предприимчивостью и жестокостью, необходимыми для главаря шайки разбойников, соединенными y него с фанатической верой в его наследственное право на престол, так что никакая авантюра в этом направлении не казалась ему безнадежной.» И действительно, он посрамил издевавшихся над ним жителей Константинополя.

http://sedmitza.ru/lib/text/435350/

928 В «Житии аббатов» Беда упоминает монастырь в устье Тайна, который некогда был мужским, но к тому времени сделался женским. Однако здесь речь, скорее всего, идет о другом монастыре-возможно, о том, где был погребен король Освин. 929 В оригинале cursu maiore equos suos inuicem probare (потягаться друг с другом в скорости их коней). Вероятно, конные состязания были популярны у англосаксов еще в языческое время. 930 Имеется в виду Вилфрид Младший, при котором центр Нортумбрийской церкви окончательно переместился из Линдисфарна в Йорк. 931 См. прим. 757. 932 Сергий I был папой римским в 687-701 гг. 933 Кэдвалла был крещен 10 апреля. Белые одежды полагалось носить в течение недели, но, очевидно, король предчувствовал скорую смерть и дал обет носить их до конца. 934 20 апреля 689 г. 935 Эпитафию сочинил Крисп, архиепископ Милана в 681-725 гг. Беда, вероятно, получил ее копию из Рима вместе с документами из папского архива. Надгробный камень Кэдваллы был обнаружен в XVI в. при строительстве нынешнего храма св. Петра, но позже утерян снова. 936 В оригинале Кэдвал (Caedual). 937 Имеется в виду Рим-город св. Петра, духовным сыном которого стал Кэдвалла. 938 В оригинале ex orbe Britanni (из британской страны). 939 20 апреля. 940 Юстиниан II Ринотмет (Безносый) был византийским императором в 685-695 и 705-711 гг. 941 Ине был королем Уэссекса в 688-726 гг. 942 Беда не раз говорит о паломничествах англосаксов в Рим. Бенедикт-Бископ побывал там шесть раз, Вилфрид- три. Паломниками были короли Уэссекса Кэдвалла и Ине, король Мерсии Кенред и король Эссекса Оффа (все они умерли в Риме). Церковь поощряла это благочестивое предприятие, однако Бонифаций в письме 747 г. выступает против паломничества женщин, которые в пути часто уклонялись от добродетели. 943 Сир. 44:13. 944 Пеласгийский язык (lingua Pelasga)-rpeчeckuй, названный так по имени пеласгов, древнейших обитателей Греции. 945 Бертвальд или Берктвольд был епископом Кентерберийским в 692-731 гг. 946 Монастырь Ракульф (позже Рикалвер) находился в Кенте, недалеко от Кентербери. До 1805 г. там стояла церковь англосаксонской эпохи, остатки которой были раскопаны в 1926 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010