Но при слабых императорах византийских, он часто стал подвергаться нападениям разных народов, наводнявших Тавриду. Император Юстиниан I (527–565 г.) восстановил стены Херсонеса и Пантакапеи и построил укрепления в Алуште и Гурзуфе для защиты херсонесцев от врагов. Император Юстиниан Ринотмет (685–711 г.) лишенный носа, языка и престола, послан был (695 г.) в заточение в Херсонес, но бежал оттуда и, вновь завладев (705 г.) престолом, послал (708 г.) войско в Крым, чтоб отомстить херсонесцам, – и воины его многих в Херсонесе убили и город ограбили, но на обратном пути в Константинополь во время бури утонули в море вместе с похищенными сокровищами. Император Феофил (829–842 г.), причислив Херсонес к областным городам империи, дал ему право первенства над прочими греческими колониями Тавриды, но город в ту пору уже потерял самостоятельное управление: им управляли уже не Херсонесские протевоны, а присылаемые из Константинополя стратеги. Первым стратегом (с 835 г.) был Петрон. В 988 г. св. князь Владимир взял Херсонес и крестился в нем, но опять уступил Константинополю, и Херсонес все больше и больше стал клониться к паденью. В XIII веке появились в Крыму генуэзцы, основавшие торговые города и фактории, – и торговые дела херсонесцев естественно стали сокращаться. В XV веке турки, взявшие (1453 г.) Константинополь, овладели и Херсонесом, как провинцией византийского императора, и разграбили его, а затем Крымские ханы довершили разграбление. В конце XVI в. посланник короля Стефана Батория Мартин Броневский нашел Херсонес почти в запустении, хотя развалины города, высокая, сохранившаяся от разрушения, стена, огромные камни, водопроводы, в которых, в его время, была еще чистая вода, привели его к убежденью, что тут был некогда богатый и славный город. 199 Что оставалось еще не разрушенным, то докончили греки и русские: они беспощадно расхищали каменные и мраморные доски и другой материал для своих построек 200 . И это расхищение Русских, начавшееся с 1783 г., продолжалось до времен Императора Александра I, воспретившего продолжать разрушение Херсонеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Блок подробно разбираемых сведений о взаимоотношениях Юстиниана II Ринотмета, хазар и херсонитов был построен единственно на пересказе не очень внимательно воспринятых Никифора и Феофана, отчего продолжительность ссылки экс-императора ромеев в Херсоне была определена в четыре года, которые ссыльный, оказывается, провел в монастыре (sic!). Верно указав, что Юстиниан бежал, спасая свою жизнь, «в Дорию, находящуюся во владении Готфов», а не хазар, Богуш-Сестренцевич отметил, что уже оттуда беглец отправился к «Бузыресу царю Хазарскому». Объективности ради следует заметить, что здесь впервые прозвучало восстановленное по редкому византийскому источнику, константинопольской «Краткой исторической хронике» второй половины VIII – первой четверти IX в., имя державного визави экс-василевса – Ивузира Глиавана, или Глиавана Хазара, более нигде не известное, но и оно прошло без внимания перед взором последующих историков, обратившихся к нему едва ли не через 150 лет 13 . В кн. 11, посвященной хазарам и их политике в Таврике с 679 г. по 894 г., автор еще раз идентифицирует хагана, оказавшего помощь Юстиниану, с «Бузиром», «прозванным Глиабаром или Главарем по славянски», и тут же рождает миф, которому окажется суждено стать со временем неким постулатом, благодаря своей давности уже как бы и не нуждающимся в доказательстве. Суть утверждения состояла в том, что готы «держались» в Херсоне, Боспоре и других городах Таврики, принадлежавших Империи, но «не взирая на сие платили дань казарам», которым вплоть до последних лет IX в. принадлежала верховная власть на полуострове 14 . Мало того, хаган принял Юстиниана в неком мифическом «Хеландии, своем местопребывании близ. Боспора», а Фанагорию дал в приданое за свою сестру, выданную за экс-императора. Вдобавок Богуш-Сестренцевич ошибся в сроках последующих событий, когда посчитал, что послы василевса Тиверия Апсимара прибыли к хагану с требованием выдачи Юстиниана, «едва сей союз (хагана и экс-императора. – C. С.) был заключен»: на самом деле беглец до этого уже несколько лет скрывался в Фанагории 15 . Видимо, отсюда проистекает и неверная датировка возвращения василевса на трон с помощью болгар, что произошло не в 701 г., а на четыре года позже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во всяком случае, войско собралось огромное, и для его снаряжения пришлось прибегнуть к «самообложению» патрициев и населения столицы. Командовал флотом и войском патриций Стефан, помощником которого стал спафарий Илия, должный по окончании операции возглавить управление Херсоном. На корабле оказался и тот злосчастный сановник Вардан, который когда-то рассказал императору Тиверию II свой пророческий сон, попав за это в ссылку. Теперь ему по приказу царя меняли место заточения. Высадившись в Херсоне, Стефан арестовал хазарского начальника, некогда не отдавшего Юстиниана в руки императора Тиверия, 40 знатных жителей и их семьи, отослав затем в Константинополь на верную смерть. Сам же он, движимый некоторыми личными мотивами, устроил настоящую бойню: семерых местных знатных лиц спалил заживо, а двадцать человек утопил в море. Многих молодых местных жителей из числа «попроще» Стефан разрешил своим солдатам забрать в рабство. Но всё же вследствие медлительности карательных войск многие херсонцы успели бежать вглубь материка и остались живы 860 . Не известно почему, но вскоре из Константинополя пришло известие, будто император не доволен действиями Стефана и повелел ему возвратиться в столицу. Как полагают, Юстиниан посчитал, что Стефан слишком милостив по отношению к мирному населению 861 . Был октябрь месяц, и на обратном пути флот попал в страшную бурю, следствием которой стали ужасающие потери среди римских солдат. Несколько дней подряд после шторма море выносило их трупы на всём побережье Малой Азии 862 . Но и эта неудача не отрезвила Юстиниана II, который снарядил новую экспедицию и довести экзекуцию до конца. Пока снаряжалось войско, жители Херсона успели узнать о том, что их ожидает в ближайшем будущем, и обратились к Хазарскому хану с просьбой взять их под свою власть. В свою очередь, и Ринотмет получил известия об отложении Херсона, что только укрепило его в мыслях жестоко наказать «бунтовщиков». Однако он явно не рассчитал свои силы, почему-то пребывая в уверенности, что Илия, оставшийся в Херсоне, сам сможет произвести экзекуцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так было и на этот раз, но, прежде чем гостей пустили к столу, их по двое приглашали к стратигу, где заковывали в колодки и отправляли в трюм военного корабля, пришвартовавшегося рядом. Арестованные были доставлены в Константинополь, где их казнили, а Равеннского епископа Феликса ослепили и сослали в далёкое горное селение в Понте. Вошедшие в это время в Равенну сицилийские солдаты разграбили город, похитив, в том числе, церковные драгоценности. К стыду Рима, папа никак не отреагировал на эти зверства, вспомнив, что не так давно Равеннский епископ настаивал на своей автокефалии по отношению к Риму, и потому, стало быть, наказан Богом за свою дерзость. Точно так же римские источники стараются не упоминать о том, что Юстиниан Ринотмет подтвердил все привилегии апостолика, на которых тот настаивал, когда произошла его встреча с папой Константином 858 . Жестокости Юстиниана Ринотмета вызвали настоящее восстание в Равенне. Жители покарали императорского экзарха, который казнил в Риме нескольких клириков, препятствующих подписанию актов Трулльского Собора папой, и поставили во главе города сына казнённого нотария Константина. Они объявили себя свободным городом, независимым от Константинополя 859 . Нет никакого сомнения в том, что эта очередная акция неповиновения привела Юстиниана в ярость, но он ничего не предпринял, чтобы как-то умиротворить ситуацию. Вообще, складывается впечатление, будто на время император забыл о том, что он обязан управлять страной и сохранять её территориальную целостность, а не разбазаривать в угоду личным прихотям те земли, которые потом и кровью, трудом и мудрой политикой собирали его предшественники. Но тирании Юстиниана вскоре наступил конец, который он сам же стремительно приближал. Ревизуя в очередной раз список своих врагов – реальных и вымышленных, император вспомнил и о том Богом забытом городке, где некогда пребывал в ссылке. Впрочем, есть мнение, что карательная экспедиция в Херсон должна была попутно решить вопрос обеспечения безопасности этого края от хазар, давно уже присматривавшихся к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это было для него счастливым случаем, ибо, когда император «с урезанным носом» (Ринотмит) после десятилетнего пребывания в ссылке в 705 г. проходил через Фракию, чтобы вновь вернуть себе отеческий престол, молодой стратиот поступил к нему на службу. За это он был назначен спафарием, и с тех пор началось его восхождение: сначала на службе у Юстиниана II, затем у его быстро сменявшихся преемников. Длительная, исполненная опасностей миссия на Кавказ предоставила ему возможность проявить свои военные и дипломатические способности. Анастасий II, стремившийся заместить командные посты наиболее способными военачальниками, назначил его стратигом фемы Анатоликов и тем самым поставил во главе одной из крупнейших и важнейших византийских провинций. Этот пост Лев использовал как трамплин для того, чтобы овладеть императорским престолом, когда после свержения Анастасия он поднял мятеж против слабого Феодосия. Лев вступил в союз со стратигом фемы Армениаков Артаваздом, которому обещал руку своей дочери и высокий и почетный титул куропалата. Исход борьбы между слабым императором и энергичным узурпатором был предрешен, тем более что Лев располагал более многочисленными войсками. Фактически это была борьба двух фем – Анатоликов и Армениаков – против фемы Опсикия, которая стояла за Феодосием III. Лев пересек территорию Опсикия, захватил в Никомидии в плен сына императора вместе с его придворными и выдвинулся к Хрисополю. После этого были начаты переговоры, и когда Феодосии получил для себя и своего сына необходимые гарантии, он сложил императорский венец, чтобы окончить свои дни монахом в Эфесе. 25 марта 717 г. Лев вступил в Константинополь и был венчан на царство в Святой Софии. Так закончился период чехарды на престоле. Империя, пережившая за двадцать лет семь насильственных перемен правительства, нашла в лице Льва III властителя, которому было суждено утвердить прочное и длительное правление и основать новую династию. 2. Иконоборчество и войны с арабами: Лев III Общая литература: Schenk К.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со временем в церковном сознании действительно закрепился обычай, согласно которому Вселенские Соборы помимо догматических оросов обязательно издавали и канонические правила. Но и это произошло, по-видимому, не ранее VII века. По крайней мере, ни V Вселенский Собор (Константинополь, 553 г.) при императоре св. Юстиниане I Великом, ни VI (Константинополь, 680–681 гг.) при императоре Константине IV Погонате не издали никаких канонических определений. Этим и обусловливается созыв императором Юстинианом II Ринотметом Трулльского Собора. В свою очередь данный Собор не рассматривал каких-либо догматических вопросов и впоследствии был квалифицирован как продолжение VI Собора, восполняющим его и V Вселенского Собора канонические пробелы. По крайней мере, так оценили его на VII Вселенском Соборе 787 г. Но здесь присутствует важный нюанс – V и VI Соборы к тому времени уже были признаны Церковью вселенскими без каких-либо оговорок по поводу неполноты реализации ими своей исключительной компетенции. Да и невозможно предположить, будто императоры св. Юстиниан Великий и Константин IV Погонат могли поставить под сомнение и свой авторитет, и статус созванных ими Соборов, «забыв» о необходимости соблюсти древнюю традицию. А для обеспечения формального соответствия этих Соборов некоему «эталону» требовалось всего лишь дать несколько канонических определений, что, конечно, не являлось неразрешимой задачей. Между тем ни Отцы, ни императоры не считали свои собрания в чем-либо погрешающими против канонических обычаев. Вообще Трулльский Собор задает немало загадок тем, кто склонен искать вселенский «эталон». Названный позднее «Пято-Шестым», не имеющим самостоятельного значения без предыдущих двух Соборов, он, однако, не выглядел в чем-либо ущербным для современников, по крайней мере на Востоке. Его сразу нарекли Вселенским, хотя никаких догматических вопросов изначально не предполагалось рассматривать на его заседаниях. Созванный императором Юстинианом II Ринотметом специально для укрепления церковной дисциплины и издания канонических определений по многочисленным вопросам церковной жизни, Собор имел свои собственные акты, скрепленные в установленном порядке царем, патриархами и всеми присутствующими епископами 300 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сразу по окончании собора пришла весть о смерти папы Агафона. Новый папа, Лев Второй целиком одобрил решения Шестого Вселенского собора, осудив в числе прочих и папу Гонория. Отношение собора к папе Мартину и Максиму Исповеднику Шестой Вселенский собор явился очень плодотворным и успешным. Однако небольшой тенью на его достоинство ложится тот факт, что на соборе среди еретиков не упоминались имена императоров Ираклия и Константа, а также ничего не говорилось о пострадавших от этих еретичествующих императоров папе Мартине и Максиме Исповеднике. Собор не стал затрагивать то, что могло бы огорчить императорскую власть. Император Юстиниан Второй. Попытка восстановления монофелитства при императоре Филлипике в 712 г. «Пято-шестой», или Трулльский, собор 691–692 г. прошел во время правления сына Константина Погоната Юстиниана Второго. Юстиниан Второй отличался бездумностью и жестокостью. Он переселял жителей целых местностей, затевал ненужные войны и постройки. Например, желая снести церковь Богоматери, находящуюся напротив дворца, и построить на ее месте фонтан, он заставил патриарха прочитать молитву на ее разрушение. Патриарх закончил эту молитву словами: «Слава Богу терпящему всегда, ныне и присно…». С 695 по 705 г. Юстиниан был лишен престола в результате бунта, тогда же ему был отсечен нос, почему он и вошел в историю под именем Ринотмита. Юстиниан был сослан в Херсонес, куда когда-то ссылались Климент Римский , Тимофей Элур и папа Мартин. Херсонесцы были недовольны ссыльным, поэтому Юстиниан бежал от них сначала к хазарскому кагану, а потом к болгарам. Вернувшись на трон, он отомстил своим врагам и повелел убить всех жителей Херсонеса, а сам город разрушить. Херсонесцы выдвинули тогда другого императора, сановника Вардана, дав ему имя Филиппик. Так была пресечена династия Ираклидов. При этом новом императоре произойдет рецидив монофелитства. Филиппик, воцарившись в 711 г., уже в 712 г. собрал в Константинополе собор, на котором анафематствовал Шестой собор и утвердил монофелитство. В 713 г. Филиппик был низвергнут. А собор 715–716 г. окончательно проклянет монофелитство. Созыв Трулльского собора

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Безносый басилевс Юстиниан был неглупым императором и проводил разумную политику, особенно в военной области: например, он создал систему пограничных поселений, которая позже легла в основу византийской армии, – но у него был дар настраивать против себя людей. Крестьян раздражало, что басилевс переселял их на новые земли, а землевладельцев – что он давал поблажки крестьянам. Народ возмущался его бесконечным строительством, поглощавшим много денег и часто казавшимся бессмысленным капризом. Еще большую ненависть вызывали два фаворита императора, Стефан и Феодот, которые открыто вымогали деньги у состоятельных граждан, подвешивая их над горящей соломой и пытая огнем и дымом. Какое – то время Ринотмет удачно воевал, но потом затеял никому не нужную войну с Персией, исключительно ради военной славы, и проиграл решающую битву. Последней каплей стало решение Юстиниана уничтожить красивую церковь перед императорским дворцом, чтобы построить на ее месте фонтан и трибуну для партии венетов. По городу поползли слухи, что басилевс ненавидит Церковь и собирается устроить в городе резню. Вспыхнул бунт, в котором участвовал и патриарх Каллиник. Юстиниан был свергнут, Стефан и Феодот схвачены и сожжены. Новый император Леонтий отрубил Юстиниану нос и отправил в ссылку в Херсонес. В Херсонесе раздражительный Юстиниан не ужился с местными жителями и сбежал к хазарам в Фанагорию (Керчь), где женился на сестре кагана Феодоре. Там же он изготовил себе золотой нос и с тех пор без него не появлялся на людях. Тиберий, сменивший на троне Леонтия, был встревожен активностью опального басилевса и уговорил хазарского кагана выдать ему Юстиниана живым или мертвым. Тот подослал к нему убийц под видом охраны, но Юстиниан узнал обо всем от преданной жены и, пригласив охранников для личной беседы, одного за другим задушил их сделанной из струны петлей. После этого он бежал к болгарам, оставив в Фанагории беременную Феодору. По дороге в море разразился шторм, и, когда положение казалось уже безнадежным, слуга предложил Юстиниану дать обет, что тот не будет мстить своим врагам, если Бог вернет ему трон. Ответ Юстиниана дает яркое представление о его натуре: «Да потопит меня Бог на этом месте, если я пощажу кого – нибудь из них!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На утро друг царя, одетый в царскую одежду, став на царском корабле, схватывается с врагом. Неприятели, думая, что это сам царь, окружив корабль, произвели сильное нападение. Друг царя многих мужественно побил, поразил и самого Мавию, наконец и сам был убит, исполнив слово писания; «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за друга своего» 247 . В русской истории повторился подобный случай хотя, конечно, с некоторыми видоизменениями. Пред куликовской битвой боярин Михаил Бренк также надел на себя княжеское платье Димитрия Донского, и также был убит, тогда как сам в. князь остался цел 248 . Юстиниан Ринотмет (дважды 685–695 и 705–711) Этот государь, внук Консты и сын Константина Погоната (668–685), при котором был VI вс. собор, своим личным характером много напоминает русского Ивана Грозного, хотя жестокость Ринотмета извинительнее в виду тех тяжких оскорблений, какие он потерпел от враждебной себе партии. Патриций Леонтий с толпой народа возмутился против Юстиниана, низверг его с престола, отрезал ему нос и послал в заточение в Херсонес. (Подобных обид не терпел Иван Грозный и все непослушания, и своеволия бояр – ничто в сравнении с тяжким и наглым оскорблением, какому подвергся Юстиниан). Юстиниан не забыл обиды. Шесть лет пробыл он в херсонесском заточении, потом бежал к кагану хазарскому, женился на его сестре, – и пошел добывать престол константинопольский. На море поднялась сильная буря; все пришли в трепет, и один приверженец царя сказал ему: «государь, если ты спасешься, и Господь возвратит тебе царство, дай слово не мстить никому из врагов своих». Юстиниан в гневе и раздражении отвечал: «пусть Господь здесь же потопит меня, если я пощажу хоть кого-нибудь из них 249 . Такое раздражение напоминает нам бурю ярости, свирепствовавшую в душе Грозного, когда он во время первого отъезда в Александровскую слободу от избытка гнева рвал у себя на голове и бороде волосы. а) Первый рассказ читается так: «зверь (т. е. имп. Лев) своевольно и нечестиво начинает ересь, снимает икону Господа нашего Иисуса Христа с медной двери палат, собирает нечестивый совет против св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

На церковную политику того времени больше других повлиял Юстиниан II, позже прозванный Ринотметом (по – гречески – «Безносым»). Юстиниан обладал трезвым умом, безмерным честолюбием и личной храбростью, но при этом был одним из самых жестоких правителей, каких знала история. Невероятная свирепость, в которой он превосходил даже печально известного Фоку, соединялась в нем с бешеной энергией и яростной силой, помогавшей ему побеждать врагов и беспрепятственно сеять смерть и разрушения. Сам он, впрочем, считал себя благочестивым христианином, подписывал свои изображения не иначе как «слуга Христов», заботился о делах Церкви и даже начал чеканить монеты с изображением Христа. Одним из проявлений этой заботы стал Пятошестой (Qinisextum) собор, созванный по инициативе императора. Своим необычным названием этот собор обязан амбициозному замыслу Юстиниана Ринотмета дать жителям империи строгие и ясные канонические правила, освященные авторитетом вселенского собора. Поскольку V и VI соборы не оставили таких канонов, напрашивалось их дополнение с конкретными предписаниями для православной жизни. Подчеркивая преемственность собора, Юстиниан устроил его в том же Трулльском зале, где проходил Шестой Вселенский собор, как бы продолжив недавно прерванные заседания. Пятошестой собор длился ровно год, с 1 сентября 691 года до 31 августа 692 года. Результатом его стали 102 канонических правила, составивших основу православного церковного права. Каноны были призваны искоренить недостатки и пороки церковной жизни, которая в этих правилах представала во всей ее неприглаженной сложности и пестроте. В них говорилось про женатых епископов и продажу церковных должностей, про евхаристию за деньги и посещение клириками светских зрелищ, про ростовщичество священников – все это было повседневной практикой, требовавшей строгого запрета. На заседаниях собора рассказывали, как в одних храмах служители Церкви ставили скот, а в других сами «пели козлами» во время службы. Вопреки всем нормам и запретам, миряне и даже женщины проповедовали в церкви, монахи бросали свои монастыри и бродили где попало, а монахини перед пострижением наряжались в красивые платья, изображая «невест Христовых». Упоминались и совсем удивительные вещи: например, некоторые пресвитеры завели обычай причащать умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010