В этом обстоятельстве – в недостаточности, а иногда и в полном отсутствии общих суждений об известном источнике, о компетентности его хронологических показаний – главная причина, почему хронологию Константинопольских патриархов нашего периода в его «Опыте» нужно признать далекой от желательной точности и безошибочности. У Муральта не было твердого критерия, руководясь которым, он мог бы в каждом отдельном случае из массы разноречивых свидетельств выбрать именно то, которое ближе к истине. Отсюда очень много совершенно ненаучных приемов при установлении очень многих дат. Например, Муральт в тексте ни разу не упомянул перевода Феофановой летописи Анастасием, очевидно, считая совершенно бесполезным обращаться к нему, когда имел под руками подлинник; и в тоже время он постоянно цитирует компиляцию перевода Анастасия «Historia miscella». Такой прием, очевидно, только усложняет примечания, но совершенно ничего не прибавляет к точнейшему определению известной даты. Было бы несравненно лучше всякий раз рядом с показаниями Феофана приводить показания перевода Анастасия для проверки; конечно, для последней цели может служить и Historia miscclla, но только в немногих случаях, потому что многое даже из перевода Анастасия в ней опущено. Не имея в виду ни в чем обвинять Муральта, заметим далее, что подобные же совершенно для хронологических целей непригодные цитаты мы встречаем в большом количестве и из других хроникеров. Таковы очень частые ссылки на хроникеров Иоиля, Льва Грамматика, Михаила Глику и др. Судя уже потому, что Муральт сообщает об источниках этих хроникеров 30 , нужно заранее думать, что их хронологические показания, если бы они были даже обильны, при существовании источников, на основании которых составлялись подобные компиляции, не имеют почти никакого значения. Но бесполезность их хронологических свидетельств возрастает еще оттого, что эти свидетельства облекаются в форму, из которой никогда нельзя извлечь ничего определенного. Например, Михаил Глика и Лев Грамматик говорят, что Юстиниан Ринотмет по вторичном воцарении вскоре изгнал патриарха Каллиника – и только 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

восполнил образовавшийся вследствие этого пробел в церковной дисциплине и, таким образом, сделался как бы органическим дополнением к пятому и к шестому вселенским соборам. Наконец этот же собор называется восточными богословами шестым вселенским собором, т. е. прямо сливается с собором 680 г. в один собор. Строго говоря, называть собор 692 г. шестым вселенским собором можно лишь в том же несобственном смысле, в каком этот же самый собор называется пято-шестым: как он не может быть вместе пятым и шестым, так не может быть и шестым, потому что шестой собор был в 680 г. Но в качестве дополнения к тому и другому, он в несобственном смысле назывался то пято-шестым 675 , то просто шестым вселенским собором. Невозможность слияния трулльского собора 692 г. с собором 680 г. и признания того и другого за один и тот же вселенский собор вытекает: 1) из того, что тот и другой соборы разделены между собой значительным промежутком времени – в 12 лет, 2) собор 680 г. был созван Константином Погонатом, а собор 692 г. созван другим императором, Юстинианом Ринотметом, 3) на соборе 692 г. членами были, за исключением небольшой части, не те епископы, которые участвовали в заседаниях собора 680 г., 4) в числе членов собора 692 г. не было представителей от римского папы 676 . Хотя собор вселенский седьмой, составлявшийся в Никее в 787 г. признал 677 каноны трулльского за каноны шестого вселенского собора; но это признание свидетельствует лишь о том, что на востоке весьма рано оба собора 680 и 692 г. ставились между собой в связь. Для признания какого-либо собора вселенским мало, чтобы позднейший собор назвал его вселенским, а требуется, чтобы данный собор был действительно всей церковью признан за вселенский. Семь вселенских соборов неразделенной церкви потому и называются вселенскими, что они признаны в качестве таковых всей христианской церковью, и восточной, и западной. Трулльский же собор 692 г. не только не был признан на западе в качестве вселенского 678 , но и не мог быть признан, потому что некоторые его постановления прямо направлены были против разных обрядов римской церкви 679 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

С тех пор как, благодаря первому христианскому императору, составился первый вселенский собор, и постановления этого собора, утвержденные императором, были приняты в руководство всей христианской церковью, к отдельным соборным постановлениям стали прилагать название канонов 672 . Последующие за никейским вселенские соборы, константинопольский 381 г., ефесский 431 г. и халкидонский 451 г., кроме установления догматов вероучения, постановляли также правила для регулирования внешнего церковного порядка. Хотя три названные собора были признаны не так быстро и согласно христианской церковью 673 , как первый вселенский собор в Никее 325 г., но и постановления этих соборов постепенно включались в канонические сборники. Император Юстиниан окончательно придал канонам четырех вселенских соборов значение общеобязательной церковной нормы, предписав почитать догматы , установленные на четырех соборах, как священное писание, каноны же соблюдать наравне с императорскими законами 674 . Следующий вселенский собор 553 г. состоявшийся при Юстиниане, равно как шестой собор, собиравшийся в 680 г. при Константине Погонате, занимались исключительно догматическими вопросами, устанавливая церковные догматы против монофизитов и монофелитов, и никаких дисциплинарных канонов после себя не оставили. Так как, однако, не только после халкидонского собора, последнего из четырех вселенских соборов, оставивших после себя каноны, но и после императора Юстиниана, оставившего после себя обширное церковное законодательство, прошло много времени, в течение которого движение церковной жизни должно было вызвать потребность в регулировании церковного порядка нормами, приспособленными к обнаружившимся потребностям жизни; то в 692 г. был созван императором Юстинианом II Ринотметом собор, местом заседаний которого послужила одна из зал императорского дворца в Константинополе. Так как эта зала была устроена так, что имела вид свода (τρολλον), то собор 692 г. называется обыкновенно трулльским. Он же нередко назывался пято-шестым (πενθκτη, quinisexta), в виду того, что пятый и шестой вселенский соборы не составляли дисциплинарных канонов, а собор 692 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

После серии невероятных приключений Юстиниан попал к болгарам, подружился с их князем Тервелем и уговорил того помочь ему вернуть отцовское достояние. Итак, в марте 705 г. Юстиниан с небольшой армией болгар стоял у стен Константинополя. Еще в бытность свою у хазаров он изготовил себе золотой нос и с тех пор появлялся на публике только в нем. Один византийский историк пишет: «Ринотмит (Безносый) обладал смелой предприимчивостью и жестокостью, необходимыми для главаря шайки разбойников, соединенными у него с фанатической верой в его наследственное право на престол, так что никакая авантюра в этом направлении не казалась ему безнадежной». И действительно, он посрамил издевавшихся над ним жителей Константинополя. Ночью с кучкой смельчаков Юстиниан лично пролез в город через водосточную трубу, отворил изнутри ворота, впустил болгар - и стал вновь василевсом. Началось упоение местью. Юстиниан велел привести к себе на ипподром арестованных Тиверия и Леонтия, лишенного носа Тиверием, и всенародно топтал их ногами, а льстивая толпа приговаривала: «На аспида и василиска наступиши, попереши льва и змия». Затем несчастных увели на нечистое место и там обезглавили. Головы принесли Юстиниану, и он клал их себе под ноги, сидя на троне во время конных бегов и игр на ипподроме. Патриарх Каллиник, радовавшийся низвержению Юстиниана и короновавший Леонтия и Тиверия, был ослеплен и сослан. Брат Тиверия и многие другие были повешены на стенах Константинополя. Даже болгарский князь Тервель ужасался жестокостям и говорил, что напрасно греки называют варварами болгар. Юстиниан продолжал подозревать всюду своих врагов и все время избирал жертвы, садистски осыпая сегодня милостями, а завтра снимая им головы. По возвращении к власти Юстиниан послал к хазарам за своей женой (нужно сказать, что он очень любил ее и был примерным семьянином). Она немедленно приехала с сыном, который родился уже в отсутствие отца. Юстиниан назвал его Тиверием и назначил своим соправителем. Затем Юстиниан занялся обещанной местью херсонесцам.

http://sedmitza.ru/lib/text/434781/

И другие обстоятельства жизни этого императора, возникшие еще до появления у Льва Исавра мыслей о царском титуле, позволяют подтвердить высокие оценки его личности. Когда в 705 г. Ринотмет вместе с болгарами направился в Константинополь, чтобы защитить свои права на царский трон, Лев поддержал Юстиниана II, явившись в лагерь экс-царя, и Ринотмет не забыл верного слугу. После нового воцарения государь включил Льва в состав царской свиты и даровал ему титул спафария. Он настолько полюбил его, что называл «сыном», и это, разумеется, вызвало острую зависть при дворе со стороны аристократов. Был сделан донос, который не подтвердился на следствии. Однако подозрительный Юстиниан II решил на всякий случай избавиться от «сына» и поручил тому опасное задание в надежде, что Лев или сложит свою голову на поле брани, или оправдается делом. Снабдив Исавра крупной суммой денег, царь отправил Льва в Аланию с целью подкупить местных вождей и направить аланов на абазгов, иверов и лазиков, не так давно отложившихся от Римской империи. Поручение было действительно очень трудным и опасным, поскольку аланы не признавали над собой ничьей власти, да и проход к ним был сопряжен с немалым риском. Со Львом находилось всего несколько человек свиты, и он благоразумно оставил выданные ему деньги в Фазиде, расположенном неподалеку торговом городе. Пообещав аланам выплатить вознаграждение после победы, он сумел подтолкнуть их к военным действиям против абазгов, хотя между двумя народами ранее был заключен мирный договор. Аланы организовали успешный поход и после этого справедливо запросили плату за свою верность императору. Каково же было разочарование Льва, когда он узнал, что по приказу царя средства, хранившиеся в Фазиде, отозваны обратно в Константинополь. Видимо, тот разуверился в счастливом исходе данного мероприятия и по старой привычке рачительного хозяина вернул их в казну, дабы они случайно не пропали 5 . Но об этом стало известно и абазгам, царь которых обратился к вождю аланов с просьбой выдать им Льва как виновника нарушения мирных отношений между двумя народами. Однако алан отказался, ссылаясь на то, что война была начата по просьбе императора, которого он очень уважает, а не из корысти. Тогда абазги удвоили сумму, обещанную Львом, и аланы внешне соблазнились столь заманчивым предложением. На самом деле предавать Льва, к которому они уже тоже прониклись уважением, им не хотелось, и горцы пошли на хитрость, о чем заблаговременно предупредили римлянина. Они приняли вознаграждение за его голову от абазгов и выдали им Льва вместе с его офицерами, но когда абазги вели пленников через горы, устроили засаду, перебили конвой и освободили своих друзей. Затем, переправив Льва в безопасное место, вместе с ним сформировали большое войско, которое в следующем году вновь напало на абазгов и победило их 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем начались массовые казни. Брат казнённого императора Тиверия полководец Ираклий и все его командиры были схвачены и повешены на городской стене – так отечество в лице возвратившегося царя отблагодарило их за службу. Во все концы государства были посланы специальные агенты, задачей которых являлось выявление и задержание всех лиц, которые сочувствовали казнённым Леонтию и Тиверию, а также не были лояльны по отношению к Ринотмету. Словно состязаясь с дьяволом в богатстве фантазии, Юстиниан придумывал самые жестокие казни. Как правило, выбор кандидатов на смерть происходил во время пиров, которые давал царь. По окончании торжеств он лично определял, кто из гостей отправится под топор палача, а кто на виселицу. Некоторых зашивали живыми в мешок, а затем бросали в море, наслаждаясь криками ужаса несчастных. По некоторой оценке Юстиниан «считал верёвку, секиру и палача единственными орудиями верховной власти» 850 . Желая вознаградить себя за унижения прошлого десятилетия, Ринотмет начал придавать внешней форме очень серьёзное внимание, стараясь ни в чём не уронить царский сан. На монетах, которые чеканили в его царствование, впервые появился штамп «Servus Dei»(«Paб Божий»), а на реверсе – лик Спасителя с надписью: «Rex regnantium» («Царь царствующих»). В столице он воздвиг статую царицы Феодоры и себя, причём сам Юстиниан стоял перед супругой коленопреклонённым. Когда возникла необходимость перевезти царицу Феодору из ставки Болгарского хана в Константинополь, император направил за ней целую эскадру, многие корабли которой, попав в бурю, затонули. Его зять, Болгарский хан, даже сделал ему замечание, отметив, что достаточно было прислать два-три корабля, а не целый флот, будто Юстиниан решил войной захватить свою жену 851 . Казни самых смелых и умелых сановников и военачальников окончательно расстроили государственное управление и армию. Первым сигналом, ясно свидетельствующим о том, что в государстве не всё благополучно, явилось столкновение римлян в 708 г. с одним из «самостийных» болгарских отрядов, «незаметно» от своего хана решившего пограбить греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юстиниан II Ринотмет (первое правление). Как же Юстиниан воспользовался своей столь счастливой и по-человечески совершенно нежданной победой? Увы, всю страну он наполнил казнями и репрессиями, выискивал, кто выступал против него, и наказывал самым жестоким образом. Если до своего изгнания Юстиниан совершил множество полезных для империи дел, провел важный для всей церковной истории Трулльский Собор (691–692), защищал империю от многочисленных завоевателей, то весь смысл его правления по возвращении воплотился в беспощадной мести и утолении всех своих прежних обид. Всегда в правилах императоров было при восхождении на престол объявлять прощение хотя бы кому-нибудь из осужденных. Юстиниан II не вспомнил об этом. Смысл любой амнистии заключается как раз в том, что правитель надеется на созидание новой жизни по правилам милости, а не мести, прощения, а не террора. Правитель, объявляя амнистию, подтверждает, что сам он выше каких-то личных обид. Террор всегда исходил из противоположных принципов. Кровь за кровь, голову за голову, а лучше даже все головы своих врагов вместо своей одной. Месть влечет за собой новую жажду мести – со стороны невинно обиженных, пострадавших, неправедно подвергшихся наказанию. Реки невинно пролитой крови переполнили чашу долготерпения Божия. В империи из-за постоянных репрессий усилились нестроения, и Юстиниан II вновь был свергнут. На этот раз милость Божия отвернулась от него: Юстиниана казнили. Какой урок преподает нам эта реальная история, похожая на сюжет приключенческого романа? Всякая месть есть в зародыше мучение самого мстящего Любая обида может вырасти в мщение. Конечно, обида не всегда завершается местью. Но никакая месть не бывает без предваряющей ее обиды, как нет сорняка без крепких корней, укуса гадюки без яда, взрыва мины без действия детонатора. Обида – камень, приготовленный против другого. Месть – бросок этого камня. Когда ты носишь камень за пазухой, тебе самому тяжело, а тяжесть души усилится, если камень обиды ты метнешь в сторону ближнего. Всякая месть, а значит, и всякая обида есть в зародыше мучение самого мстящего, самого обиженного.

http://pravoslavie.ru/109631.html

Зинон Исавриец (474–491; 475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор («Разноглазый») (второй муж Ариадны) (491–518) Династия Юстина Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (сын сестры Юстина I (527–565, соправитель с 527) Юстин II (сын сестры Юстинана) (565–578) Тиверий II Константин (578–582, соправитель с 578) Маврикий (582–602, соправитель с 582) Фока (узурпатор) (602–610) Династия Ираклидов Ираклий I (610–641) Константин III Ираклий (сын Ираклия) (641, соправитель с 613) Ираклион (Ираклий II) Константин (брат Константина III) (641, соправитель с 638, низложен) Констант II (Константин) Ираклий (сын Константина III) (641–668) Константин IV Погонат («Бородатый») (сын Константа II) (668–685, соправитель с 654)) Юстиниан II Ринотмет («Безносый») (сын Константина IV) (685–695, 705–711) Леонтий (узурпатор) (695–698) Тиверий III (Апсимар) (узурпатор) (698–705) Филиппик (Вардан) (узурпатор) (711–713) Анастасий II (Артемий) (узурпатор) (713–716) Феодосий III (узурпатор) (715–717) Исаврийская династия Лев III Исавр, или Сириец (717–741) Константин V Копроним, или Каваллин (сын Льва III) (741–775; 742–743 – вне Константинополя, соправитель с 720) Артавасд (муж дочери Льва III, узурпатор)(742–743) Лев IV Хазар (сын Константина V) (775–780, соправитель с 751) Константин VI (сын Льва IV) (780–797, соправитель с 776) Ирина (мать Константина VI) (797–802, соправительница в 780–790) Никифор I Геник (узурпатор) (802–811) Ставракий (сын Никифора I) (811, правил 2 месяца и 6 дней, соправитель с 803) Михаил I Рангави («Сильнорукий») (муж дочери Никифора I) (811–813) Лев V Армянин (узурпатор) (813–820) Аморийская династия Михаил II Травл («Заика») (Аморей) (узурпатор) (820–829) Феофил (сын Михаила II) (829–842, соправитель с 820) Феодора (II) (жена Феофила) (842–856) Михаил III Пьяница (сын Феофила) (842–867) Македонская династия Василий I Македонянин (867–886, соправитель с 866) Лев VI Софиас («Мудрый») (сын Василия I) (886–912, соправитель с 870) Александр (брат Льва VI) (912–913, соправитель с 879)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При исследовании Жития Г., написанного Леонтием, в первую очередь отмечают хронологическую путаницу и непоследовательность текста ( Χριστοφιλπουλος. Σ. 159), изобилующего подробностями бытового характера и сведениями из истории и географии Сицилии. Не указаны имена ключевых фигур эпохи (папа Римский, патриарх К-польский, император назван то Юстином, то Юстинианом), и нельзя точно определить время жизни Г. Однако и имена, и события, что упомянуты в тексте, не вносят ясности: патриарх Макарий II Иерусалимский предположительно занимал кафедру до 575 г., в то время как борьба с монофелитской ересью, о к-рой идет речь в Житии, относится к VII в. Хронологическая путаница была, по-видимому, замечена уже Никитой Пафлагоном, переработавшим Житие: из его редакции исключены нек-рые имена, вызывающие наибольшие сомнения. Точное время создания Жития и личность автора также не могут быть окончательно установлены. Нек-рые исследователи видят в Леонтии современника Г., упомянутого в тексте, к-рый при его составлении пользовался воспоминаниями святого (Ibid. Σ. 160). Другие, напр. итал. исследователь А. Аморе, считают, что он составил Житие много лет спустя после смерти Г. и не располагал точными сведениями о его жизни. Почти все согласны с тем, что Житие создано на Западе и Леонтий жил в Риме; об этом свидетельствует обилие подробностей и детальное знание местной географии. Однако А. П. Каждан высказывал сомнения относительно рим. происхождения автора, указывая на резкую антипапскую направленность Жития (ODB. Vol. 2. P. 880). Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 203) Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 203) Кроме того, существует 2 авторитетных источника о жизни Г., к-рые предполагают взаимоисключающие датировки: во-первых, в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 251) указано, что Г. был современником визант. имп. Юстиниана II Ринотмета (685-695, 705-711) и участником Вселенского Собора 680 г., во-вторых, известны письма папы Римского свт. Григория I Великого, где содержатся сведения о некоем Г., еп. Акрагантском, обвиненном в непристойном поведении и представшем перед папским судом (подробный анализ см. в ст. Аморе ). Поскольку письма датированы 591-592 гг., время жизни Г. смещается, т. о., примерно на 100 лет назад. Нек-рые историки приняли датировку Синаксаря (гипотеза, впервые высказанная Дж. Ланцой в 1760, разделяется А. Христофилопулосом). Другие, следуя за С. Морчелли, первым издателем комментария Г. на Книгу Екклесиаста, относили время жизни Г. к кон. VI в. и предполагали, что рассказ о Вселенском Соборе - позднейшая вставка. Никодим Святогорец в пересказе Жития ориентируется скорее на синаксарную заметку: он говорит о Юстиниане II и свт. Георгии I, патриархе К-польском, к-рый участвовал в Соборе 680 г.

http://pravenc.ru/text/166517.html

3й собор был в Ефесе при Феодосии Малом против человекопоклонника Нестория, который нечестиво разделял и рассекал Христа и говорил, что Он – простый человек, а не Бог воплотившийся, и учил, что два сына и две ипостаси в едином Христе Боге, почему и Пресвятую Деву Марию, родшую Самого Бога, Господа нашего Иисуса Христа, именовал не Богородицею, а Христородицею. 4й собор был в Халкидоне при благочестивейшем императоре Маркиане , зяте Феодосия Малого по сестре, против Диоскора и Евтихия, которые баснословили, якобы вочеловечение Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа было в призраке, и говорили, что Он имеет одно естество и приписывали Божеству страдания. 5й собор был при Юстиниане Великом в Константинополе против сумасбродного Оригена , также Евагрия и Дидима, которые возобновили эллинские басни и неразумно говорили, будто самые тела, коими мы облечены ныне, не воскреснут, – чувственный рай не был сотворен Богом и нет его, Адам не был создан во плоти, – есть конец мучениям и восстановление демонов в прежнее состояние, извели на свет множество других хулений. 6й собор был в Константинополе при Константине Погонате против Феодора, епископа Фаранского , Гонория Римского, Кира Александрийского, также Сергия и Пирра, Павла и Петра, бывших епископов Константинопольских и других, возобновивших их ересь. Ибо эти богоборцы и люди нечестивейшие учившие, что Господь наш Иисус Христос и по воплощении имеет одну волю, одно действие, сим собором преданы проклятью. А правил не было издано ни 5м Собором, бывшим при Юстиниане Великом, ни самым 6м, который собирался при Константине Погонате. 6м Собором называется и бывший при Константине Погонате, и настоящий, бывший при сыне его Ринотмите, называется также 6м; потому что оба казались как один собор, так как этот был спустя 27 лет после того и, вероятно, одни и те же были епископы, или большая часть из тех, которые собраны были и здесь и там, и собирались для тех же исследований и догматов. Славянская кормчая . Апостольским и отеческим правилом, и законным уложениям целым и непревратным быти.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010