Что же касается Польского и Литовского короля Августа, то главной причиной его разногласий с Русским царем была Ливония. Иоанн жестоко мстил ей за то, что она, стараясь помешать просвещению России, не пропускала в нее выписанных им ученых и художников. К тому же он считал Ливонию землей, давно принадлежавшей России, потому что еще великий князь Ярослав I, названный в святом крещении Юрием, завоевал ее и в 1030 году основал в ней город, названный по его имени Юрьевым, а потом Дерптом; построил там греческие церкви и наложил дань на всю землю, которая с того времени считалась Русской и только в 1210 году была отнята у нас Ливонскими рыцарями. Иоанн IV, помня все это и еще более помня последнюю дерзость Ливонцев, непременно решил возвратить России прежние владения ее и уже взял Нарву, Нейшлот, Адеж, Нейгауз, Дерпт и много других городов, а король Польский, не меньше Ливонцев желая вредить Русским, уговаривал рыцарей не терять бодрости и с радостью обещал им свою помощь и покровительство, когда магистр Ливонского ордена со всеми рыцарями и дворянством присягнул ему в верности и просил защиты против Иоанна. Ливонцы считали, что лучше зависеть от Польши, чем от России. После этого надо было ожидать настоящей войны с Литвой и Польшей. Ливонская война продолжалась уже два года, и все это время Русское войско не переставало побеждать. Из воевод Иоанновых более всех отличились в этой войне князья: Андрей Курбский, Иван Мстиславский, Петр Шуйский, Василий Серебряный и Даниил Адашев, брат Алексея. Несчастная Ливония почти вся была разорена и выжжена; слабые рыцари несмотря на всю храбрость своего магистра, молодого Кетлера, везде уступали; между тем Русские, гордясь необыкновенными достоинствами своего царя, его славой, его неизменным счастьем и своими победами, надеялись уже скоро поздравить друг друга с усмирением Ливонии и Польши, но вдруг разнеслась горестная весть о неожиданном несчастье и остановила надежду на их победу, остановила все радости народа, все мечты о счастье самого Иоанна!

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Юрьев Киевский, в настоящее время не существующий, находившийся на реке Роси, впадающей в Днепр с правой или Киевской стороны немного ниже Канёва, построен был Ярославом, вероятно, в 1032г. 1337 . В 1095г. он был выжжен Половцами и его прибежавшие в Киев жители были поселены в новом городе – Святополче, который приказал построить тогдашний великий князь Святополк Изяславич на Вытичеве или Витичеве холму, что на Днепре ниже Киева вёрст на 60 1338 , но в 1103г. Юрьев был снова построен. Кончил он своё существование, вероятно, в нашествие Монголов. Кем именно была учреждена епархия Юрьевская до 1072г., когда в первый раз упоминается её епископ, положительно неизвестно, но наиболее вероятное, что самим строителем города Ярославом. Причиной её учреждения необходимо считать одну из тех причин, которые заставили Владимира учредить епархию Белгородскую, именно – чтобы дать в нём митрополиту викария и при этом отдельно, чтобы, давая в нём митрополиту второго викария, доставить ему возможность совершать посвящения архиерейские без призыва других архиереев. В настоящее время известны епископы Юрьевские: 1 . Михаил, упоминаемый под 1072 и 1073 годами, 2 . Антоний, упоминаемый под 1089г. 1339 , 3 . Марин, из монахов Печерских, упоминаемый под 1091г. и 1095г. 1340 , 4 . Даниил, поставленный 6 Января 1114г., умерший 9 Сентября 1121 года, 5 . Демьян, упоминаемый под 1147 и 1154 годами (под последним Канёвский), 6 . неизвестный по имени, упоминаемый под 1184г., 7 . Адриан, поставленный в 1190г. в епископы Белгородские, а под 1197г. называемый Белгородским и Юрьевским, т. е. вероятно правивший епархией Юрьевской временно, 8 . Алексей, упоминаемый перед 1225г. 1341 , 9 . неизвестный по имени, упоминаемый под 1231г. Епархия Юрьевская, нет сомнения, была весьма невелика и простиралась не столько к северу, где долженствовала быть епархия самого митрополита или епископа Белгородского, сколько к югу, в начинавшиеся тогда почти непосредственно за Юрьевым бесконечные partes infidelium (страны неверных). Впрочем, из того обстоятельства, что один епископ Юрьевский называется Канёвским (Демьян), следует, что на север она простиралась по крайней мере включительно по г. Канёв.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Великий Новгород. Духов монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1557. Ссылки:   Адрес: Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, Софийская сторона, ул. Мусы Джалиля - Духовская, д. 20 Координаты: 58.532429, 31.27224 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Один из древнейших, самых больших и богатых монастырей Новгорода. Впервые упоминается в летописях как уже существующий в 1162 г. Первая каменная церковь Св. Духа сооружена в 1357 г. В первой половине XIX в. храм перестраивался, а в конце XIX в. был разобран и на его месте возведен ныне существующий собор Св. Духа. В XVI в. в монастыре восстановлен общежительный устав и построена церковь Св. Троицы с трапезной палатой, сохранившаяся по сей день. Церковь Св. Троицы - это бесстолпный трехэтажный храм с нарядным завершением фасадов, пятью глухими главами и богатым кирпичным декором. Высокохудожественный образец русской архитектуры середины XVI в. В XVI-XVII вв. Духов монастырь, наряду с Юрьевым, Антониевым и Хутынским, входил в число четырёх " больших " монастырей... Сейчас от его построек, кроме церкви Св. Троицы и собора Св. Духа с настоятельским корпусом, сохранились 3 перестроенных каменных корпуса. Информация В 20-х г.г. XVI в. архиепископом Макарием в новгородских монастырях был введен общежительный устав. В связи с этим, во многих монастырях строятся трапезные. Каменная трапезная с церковью троицы живоначальной в Духове монастыре построена в 1557 г. по заказу игумена Ионы. Первоначально церковь Троицы имела, вероятно, придел Николая Чудотворца, который упоминается в описи 1591 г. В описях 1582 г. и 1686 г. этот придел ошибочно назван самостоятельной церковью. Когда он упразднен - неизвестно. В трапезной на первом этаже сначала располагались поварня, хлебня и два квасных погреба. На втором этаже - трапезная и келарская. Памятник серьезно пострадал в годы шведской оккупации (1611–1617 г.г.), а также от пожара 1685 г.

http://sobory.ru/article/?object=05346

Полчища татар с берегов Сити устремились к Новгороду; взяли Волок-Ламский, Тверь, Торжок, не давая никому пощады. Уже Батый был в 100 верстах от Новгорода, где плоды долговременной торговли обещали ему богатую добычу; но вдруг, испуганный непроходимыми лесами и болотами этого края, обратился назад к Козельску, который осмелился сопротивляться и выдержал семинедельную осаду. Наконец татары завладели Козельском, умертвили всех жителей и прозвали Козельск «злым» городом. Князь Козельский, младенец, из племени князей Черниговских, пропал без вести: говорили, что он утонул в крови. Отдельные отряды татар по завоевании Владимира рассеялись по великому княжению, завладели, в течение одного месяца, четырнадцатью городами, в том числе Ростовом, Ярославлем, Галичем, Дмитровым, Переяславлем, Юрьевым. «Головы жителей, по словам летописца, падали на землю, как трава скошенная». Один из этих отрядов (вероятно из-под Козельска) приступал к Смоленску, где прославился доблестными подвигами святой мученик Меркурий. 161 Батый, как бы утомленный убийствами и разрушением, удалился в землю Половецкую, на берега Дона. Ярослав Всеволодович, брат святого великого князя Георгия, в надежде, что буря миновала, спешил из Киева во Владимир принять достоинство великого князя и господствовать над развалинами и трупами. На юге России продолжалась борьба между князьями, которые не приняли участия в бедствиях северной Руси, издали смотрели на них равнодушно, помышляя единственно о выгодах своего властолюбия. Михаил Черниговский, заняв Киев, посадил в Галиче сына своего Ростислава; но Даниил Галицкий успел завладеть без битвы своим родовым княжением. Галичане, по выражению летописца, «стремились к Даниилу, как пчелы к матке или как жаждущие к источнику водному». Но приближалась уже кара Божия и южной Руси. Покорив совершенно половцев, толпы Батыевы снова явились в пределах России: опустошили Переяславль южный и Чернигов, на пути к Киеву. Батый давно слышал о Киеве, о церковных сокровищах древней столицы и о богатстве людей торговых. Михаил Черниговский, княживший тогда в Киеве, удалился в Венгрию. Смелый Даниил Галицкий занял Киев; но и он видел невозможность обороны столицы с малочисленной дружиной и решился искать помощи у короля венгерского, поручив оборону Киева опытному и храброму боярину Димитрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

т. 5 наст. изд., стр. 578). 649 …так шло и с Юрьевым, которому первому были предложены и «Соборяне» и «Запечатленный ангел»…— Первоначально «Соборяне» («Божедомы») и «Запечатленный ангел» были предложены Лесковым для опубликования С. А. Юрьеву, редактору журнала «Беседа». 650 …и, наконец, 2-я часть «Захудалого рода», явившаяся бог весть в каком виде…— Подробнее об этом см. в письме 78, а также в примечаниях к «Захудалому роду» (наст. изд., т. 5, стр. 577–578). 651 …по должности члена уч ком при гр. Толстом…— См. примечание к письму 65. 652 …я служил у Скотта и Вилькенс…— О службе Лескова в английской компании «Шкотт и Вилькенс» см. А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 118–124. 653 …я хотел бы, чтобы меня взял к себе на службу кто-нибудь из добрых торговых людей, как брали Громеку, Данилевского, Полонского и им подобных. — С. С. Громека (1823–1877) — публицист; до начала литературной деятельности служил железнодорожным жандармским офицером, потом был начальником отделения в министерстве внутренних дел. Г. П. Данилевский в 50-х годах служил при министерстве народного просвещения, получая неоднократные командировки в архивы южных монастырей, Крым, Харьковскую, Полтавскую и др. губернии. Я. П. Полонский в 1846–1848 годах служил в канцелярии наместника в Тифлисе; в 1847 году ему было поручено составление статистики города Тифлиса и всего уезда. 654 …положение мое при Толстом…— то есть в министерстве народного просвещения (см. выше). 655 Кошелев, Александр Иванович (1806–1883) — публицист славянофильского лагеря, издатель «Русской беседы» (1858–1860), фактическим редактором которой был И. С. Аксаков. 656 Майков — очевидно, Аполлон Николаевич Майков (1822–1897) — поэт, с 1852 года служил цензором Петербургского комитета цензуры иностранной. 657 Страхов. — См. примечание к письму 4. 658 Графиня Толстая — графиня Софья Андреевна Толстая, жена А. К. Толстого. 659 Скальковский, Константин Аполлонович (1843–1906) — административный деятель и писатель; был секретарем Горного ученого комитета, впоследствии директором Горного департамента.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

По удалении шведов из пределов Новгородских, скитавшиеся по лесам жители начали возвращаться на покинутые места. (Старая Русса возвращена была Швецией России в 1617 г. по Столбовскому миру.) На место Леохновской обители первым пришел Григорий, любимый ученик преподобного Антония, который убежал из нее при нападении шведов и затем укрывался в лесу. На месте обители он нашел лишь пепелище да непогребенные тела убитых братий. Враги не пощадили скромной обители преподобного Антония: убогое строение монастырское предали огню, а не успевших скрыться иноков – смерти. Со слезами похоронив тела убиенных, Григорий поставил на родном пепелище маленькую келью, а близ нее – часовню в честь Преображения Господня. Подвизаясь в пустыне, инок молил Господа, чтобы вновь возродилась уничтоженная врагами обитель. Так прошло несколько лет, и вот однажды преподобный Антоний является ученику своему во сне и говорит: «Брат Григорий! Пойди в Новгород, скажи митрополиту Киприану и старшинам города, чтобы положили меня на месте моей обители». (Киприан управлял Новгородской епархией с 1626 по 1634 гг.) Григорий не обратил внимания на явление, приняв его за обыкновенный сон, хотя оно и повторилось. Наконец, преподобный Антоний явился своему ученику в третий раз и, испуская огненные лучи, сказал: «Если не исполнишь слов моих, явлюсь в другом месте; ты же погибнешь». Грозное явление угодника Божия так сильно поразило Григория, что он долго пролежал как мертвый, без сознания. Придя в себя, он сейчас же отправился в Новгород, где и передал митрополиту и старшинам города о повелении преподобного Антония. Тогда митрополит Киприан с крестным ходом, при большом стечении молящихся, пошел ко храму святого Евангелиста Луки, близ которого находилась могила преподобного Антония. Когда ее раскопали и, вынув гроб, сняли с него крышку, то тело угодника Божия оказалось нетленным. Среди множества теснившегося народа находился слепец Иосиф, уже три года не видавший света. Молитвами преподобного Антония, Иосиф тут же прозрел. По распоряжению Новгородского митрополита, мощи чудотворца на место его подвигов сопровождали с молебным пением настоятели Новгородских монастырей во главе с архимандритом Юрьевской обители Дионисием. (Дионисий управлял Юрьевым монастырем с 1618 по 1632 гг.) Множество народа следовало за мощами. На пути в Леохново, когда честные мощи несли близ Аркажского монастыря, совершилось новое чудо – прозрел другой слепец, по имени Стефан. С благоговением положены были святые мощи преподобного Антония на том месте, где он подвизался более 50-ти лет. Так исполнилось предсказание святого, что тело его будет покоиться в созданной им обители. Событие это произошло не ранее 1626 г. и не позднее 1632 г., в первых числах июля – во 2-ю пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юрьева гора. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь на Юрьевой горе, Церковь во имя Святой Троицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троицкая церковь на Юрьевой горе Юрьегорская пустынь была, пожалуй, самой удаленной и труднодоступной обителью Русского Севера. Она находилась на берегу озера Монастырское (Онежский район Архангельской области) – одном из небольших озер, объединяемых течением реки Илексы, впадающей в Водлозеро. Пустынь была основана в начале XVII в. иноком Диодором (в миру – Дамианом). По преданию, Диодор, придя на Водлозеро, побывал в деревнях Коскосалма и Гостьнаволок, но, будучи недружелюбно принятым местными жителями, отправился вверх по Илексе. Место, называемое Юрьевой горой, расположено примерно в 60 км от устья. Сохранились три чертежа XIX в., на которых изображены постройки Юрьевой горы. По первому из них можно представить состав и облик всех приходских построек. В общих чертах показан округлый мыс, с трех сторон омываемый озером, которое здесь названо Юрьевым. Почти весь мыс занимает огороженная территория «церковной земли». Вдоль ограды на берегу стоят два дома причта – одинаковые одноэтажные строения под двухскатными крышами. Судя по вытянутой форме и наличию двух печных труб, в каждом из домов было по две жилых избы с сенями посередине. В центре участка показана церковь, которая непосредственно окружена еще одной оградой, имеющей правильные прямоугольные очертания. На плане она изображена двумя параллельными линиями, углы акцентированы квадратами. Это позволяет предполагать, что ограда была рубленая с башенками на углах. Парные поперечные линии, ритмично идущие по всему периметру, должны означать перерубы. Ограда имела четверо ворот или калиток, выходящих на все четыре стороны. Сама церковь изображена схематично, но общее решение ее понятно: основной четверик завершен пятиглавием, алтарь прямоугольный с двухскатным покрытием и главкой, с запада – трапезная и вплотную к ней поставленная колокольня с шатровым верхом.

http://sobory.ru/article/?object=41551

Но было ли оно доставлено ему – неизвестно; можно, впрочем думать – отрицательно. Вышеприведенная грамота и письмо Нектария были доставлены 2-го Января 1665 г. с греком Савелием Дмитриевым, который при расспросе показал, что иерусалимский патриарх Нектарий послал его к великому государю из Молдавии в Марте 1664 г. с грамотами и велел одну грамоту поднести великому государю, другую подать в Посольском Приказе, а третью отвезти к патриарху Никону . Из Молдавии поехал он к Москве с товарищем Дмитрием Юрьевым, и в Торговицах они были взяты воинскими людьми и посажены за варту; письма же патриарха Нектария они укрыли в избе в землю. Из Торговиц их послали в Белую Церковь , а оттуда отпустили в Киев, где они объявили воеводе о патриарховых письмах; воевода послал те письма сыскать и по отыскании послал в Москву с ним, Савелием, а товарищ его остался в Киеве. В тот же день Савелий Дмитриев был представлен царю и спрошенный о том – нет ли каких поручений от патриарха – отвечал: «патриарх Нектарий словесных поручений к тебе, великому государю, со мною не приказывал, а патриарху Никону приказал говорить: для чего он на свой патриарший престол нейдет и тем тебя, великого государя, кручинит? и если его позовут на суд, то чтобы был готов. Нектарий, отпустив меня в Москву, сам поехал в Мутьянскую землю, а в Москву не поехал потому, что за войною никак не мог пройти чрез войска». От Нектария Савелий слышал, что кроме патриарха Никона другому никому нельзя быть на патриаршем престоле, так как вины его никакой нет. От патриарха Никона был ли кто с письмами к иерусалимскому патриарху, того Савелий не знает и дьякона Мелетия в дороге не встречал; слышал только, что он находится в Молдавии, а зачем – того не знает 188 . Мы видели, что Никона подозревали в посылке архидиакона Евфмия с письмами к патриархам 189 , и хотя это была неправда, Евфимий даже и не был в Константинополе, но Мелетий, возвращаясь из Константинополя с патриаршими ответами, виделся с патриархом Нектарием в Яссах и, найдя в суждениях его по Никонову делу большую перемену, писал в Москву: «О иерусалимском патриархе весьма сомневаюсь, чтобы он не имел грамот от Никона, так как ныне вижу его совсем переменившимся 190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

XII в.; отдельная память Г. 5 сент. изредка встречается в месяцесловах со 2-й пол. XIII в. В 1369 г. митр. св. Алексий по согласию с князьями св. Димитрием Иоанновичем и Владимиром Андреевичем установил седмичные посты перед памятью Б. и Г. (24 июля), а также перед днями памяти вмч. Димитрия Солунского (26 окт.) и «осенним Юрьевым днем» (26 нояб.) (уставная грамота о новых постах 18 февр. 1369 (мартовского 6876) известна в единственном белорус. списке посл. четв. XVI в.- БАН. Собр. еп. Павла (Доброхотова). 18. Л. 205). Однако эти посты не вошли в практику Русской Церкви. В московском Типиконе 1610 г. память Б. и Г. указана 3 раза (5 сент., 2 мая и 24 июля). 5 сент.- только память Г. без службы. 2 мая - служба Б. и Г. с полиелеем. Здесь же содержатся указания, как можно соединить их службу со службой свт. Афанасия Великого. 24 июля описана бденная служба Б. и Г. (если желает настоятель), при этом службу мц. Христине указано переносить на повечерие. Память Б. и. Г. 2 мая праздновалась более торжественно, нежели приходящаяся на тот же день память свт. Афанасия Александрийского. В Уставе церковных служб московского Успенского собора (1634) под 2 мая записано: «Афанасию Великому, егда будет невместно вкупе пети с Борисом и Глебом, то пети в 4-й день, трезвон средней, а Борису и Глебу трезвон большой, благовест в ревут» (РИБ. Т. 3. С. 77). Перенесение мощей св. Бориса в новую церковь (вверху). Перенесение мощей св. Глеба в новую церковь. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 152 об.) Перенесение мощей св. Бориса в новую церковь (вверху). Перенесение мощей св. Глеба в новую церковь. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 152 об.) Древнейший корпус литургических песнопений, посвященных Б. и Г., складывался в XI - нач. XII в. Наиболее ранние списки службы Б. и Г. находятся в июльской Минее кон. XI - нач. XII в. новгородского происхождения (РГАДА. Ф. 381. 121. Л. 28 об.- 31) и Кондакаре при Студийском уставе того же времени (Типографском уставе) (ГТГ.

http://pravenc.ru/text/153171.html

102 По словам пр. Голубинского, выражение летописи «создал», а не поставил или срубил, раснолагает более думать о каменной, чем о деревянной церкви. Истор. Рус. ц. 1 т. II пол. 262 стр. 109 В Новгороде, наприм., церковь свв. Бориса и Глеба в продолжение 1167–1173 гг. была выстроена даже в самом Кремле на месте уже деревянной церкви св. Софии частным лицом Садком богатым. См. Голуб. I т. II пол. 270 стр. 110 В «уставе», приписываемом митр. Георгию, день памяти Бориса и Глеба причисляется к великим годовым правдникам. Голуб. I, I, 511 стр. Ср. Лет. по Лавр. сп. 214–215 стр. 115 Так, по крайней мере, понимают это название издатели летописей: проф. Голубинский, который замечает, что реки с уменьшительным именем Альтец неизвестно (Гол. I, II, 628 стр.), пр. Макарий, который прямо говорит, что Иаков прибыл в Киево-Печерский монастырь с Альты (Мак. II, 144 стр.), ср. Лавр. лет. 326 стр. 124 Можно думать, что в древней Руси иногда для деревянных церквей делали каменное основание. Ведь были же каменные церкви с деревянным верхом (Ип. лет. под 1152 г.); почему же не могло быть деревянных церквей на каменном фундаменте? В рассказе об Исаакие (под 1074 г.) дается понять, что в печерской церкви, основанной пр. Феодосием, которая была деревянная, пол был каменный (Л. л. 189 стр., Ип. л. 137); не такое же ли было и основание? Подобные постройки могли быть и в других местах. Какие выражения должны были употреблять о них летописцы? 141 См. Лавр. л. 158 стр. Ип. лет. 114 стр. В данном случае мы склоняемся к тому, чтобы отдать предпочтение дате Ипат. летописи. В самом деле, если Ярослав умер в конце Февраля (19 и 20), то Изяслав, его преемник, «пришед» из Новгорода (при погребении Ярослава его не было), мог сесть в Киеве в начале следующего мартовского года – 1055 г. Поэтому пред словами: «начало княженья Изяславля Кыеве» нужно поставить: «в лето 6563», как и сделано в Ипатьевской летописи, тем более, что в Лаврентьевском списке этот год 6563 (1055) совершенно пропущен. 143 В 1092 г. «рать велика бяше от Половець», которые взяли три города и «многа села воеваша» по обеим сторонам Днепра. В 1093 г. Половцы рассыпались по русской земле, опустошая ее, разбили наголову Святополка, и причинили столько бедствий нашему отечеству, что летописец признает нашествие их божественным наказанием. В 1094 г. навел на Русь половцев Олег из Тмуторакани. В 1095 г. половцы явились под Юрьевым на Руси. В 1096 г. они приходили даже под Киев и, хотя были разбиты, но возобновили свой набег вполне удачно... и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010