р. б. Логин Семенов сын Толбогин Московской жилец, а ранга... Поручик». 72) «7160 (1652) Октября 1 преставися р. 6. Татьяна Максимова Печерского Архимандрита Митрофана дочь». 73) «7197 году едучи службу Великих государей искрымского ходу на дороге преставися р. 6. Псковитян Сила Сафонтеев сын Квашнин». 74) «706 осмаго (1560) м-ца Ноемврия впервый надесятый убиен бысть Яков Григорьев сын Кошкина от магистра Лигоньского». 75) «706 осмаго (1560) Ноября в 11 день убыен бысть р. б. Григорей Иванов сын Воронов Григорьев золотой от Ливонского магистра». 76) Тоже ещё «Данил Георгиев сын Чебатаев». Далее поворот опять на 2-ю улицу: 2-й улицы: 77) «7195 Июня 27 преставися р. б. Московской дворянин посник Федорович Неелов». 78) «7160 (1652) Июля в 15 д. преставися р. б. Новгородец Василий Степанович Скобельцын, а во иноцех Варлаам схимник, да с ним положена жена ево Анисия во иноцех Анна схимница да невестка ихъ р. б. Евдокея Иванова дочь жена Петра Васильевича Скобельцына да сын их Тимофей убиенный жженою его Феодосиею Гавриловою дочерью». Четвертая улица (вторая направо) от второй. 79) «7165 (1657) Октября 31 преставися на Государеве службе под Юрьевым Ливонским р. б. Псковской помещик Понкратей Иванов сын Змеев да с ним же вместе положены дети ево Герасим да Семен да Аристарх да Борис младенцы да две дочери Пелагея да Матрена». 80) «7157 году убиен бысть р. б. Фирс Никитин сын Страков от недруга своего Василия Парамонова сына Скочина а отпели и проводили, и положили тело его в пещере 7161 (1653) году Генваря в 29 дн.» 81) «7123 (1615) Апреля 14 на светлой неделе в Качанове слободе убит р. б. Федор Андреев сын Парской Шелонские Пятины, а убит от Литовских людей». На обратном пути четвертой улицы: 82) «7168 (1660) Марта в 31 день престаемся раба Божия Татьяна Григорьева дочь Щербина Борисова жена Федоровича Лихарева во иноцех Таисея схимница». 83) «7665 (1657) Генваря 14 представися раб Божий Новгородский помещик Князь Григорий Данилевич Елецкой». 84) «7164 (1656) Августа 14 убиен бысть на Государевой службе на вылазке под Юрьевым Ливонским Новгородский помещик Воцкие пятины Князь Тимофей Данильевич Елецкой».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Орловский корпус и Георгиевский собор Юрьева монастыря Благотворительность графини Орловой не ограничивалась Юрьевым монастырем. Своими пожертвованиями она поддерживала Софийский собор и прочие обители Новгорода. В 1816–1822 гг. в своей вотчине – селе Михайловском под Москвой – благочестивая графиня построила каменный храм в честь Архистратига Михаила с приделами во имя свт. Николая и св. жен-мироносиц, который был освящен в 1824 году. Эта великолепная церковь на домодедовской земле и ныне радует глаз, особенно ее уникальный иконостас. В 1842 году Анна Орлова дарит в храм Святой Троицы Почаевской лавры серебряную раку для нетленных мощей Иова Почаевского и богатые украшения горнего места вокруг чудотворной иконы. Анна вела строгий, почти монашеский образ жизни, непрестанно каялась, отмаливала грехи своего отца В 1831 году Анна перевезла из подмосковной усадьбы в Юрьев монастырь прах отца и его братьев и погребла под папертью Георгиевского собора. Архимандрит Фотий «утверждал ее в девическом, физическом и духовном девственном состоянии». До конца жизни он был строг со своей духовной дочерью, обличал ее в роскоши и излишествах. Он ставил ей в вину даже самые незначительные проступки и часто говорил: «Ты не очень превозносись своим богатством, оно греховное, преступно нажитое». Анна вела строгий, почти монашеский образ жизни, непрестанно каялась, отмаливала грехи своего отца, как будто на ее плечах лежал тяжелый груз всей прошлой жизни графа Орлова. В переписке она называла себя «окаянной Анной». Однажды Анна завела разговор о возможном замужестве. Тогда Фотий подвел ее к иконе Иисуса Христа, повесил на нее кольцо с ее руки и сказал: «Се – Жених твой!». После этого графиня дала обет безбрачия. 26 февраля 1838 года архимандрит Фотий скончался на руках своей духовной дочери. После его смерти Анна провела последние 10 лет жизни рядом с Юрьевым монастырем. Она прилежно посещала богослужения в церкви Похвалы Богородицы, где ежедневно совершали литию, а по субботам панихиду по ее родителям и духовному отцу. Совершив паломничество в Киев, сделала ряд крупных пожертвований: для Успенского собора Киево-Печерской лавры ею был сделан новый бронзовый иконостас стоимостью в 1 миллион рублей, а для мощей великомученицы Варвары в Михайловском монастыре ею была изготовлена серебряная рака и сень общим весом около 400 кг. Кроме этого, только в 1840 году на нужды Киево-Печерской лавры Анна выделила более 50 тысяч рублей серебром. Щедрой рукой Анна Алексеевна делала пожертвования и за границу. На ее средства украсили патриаршие церкви Константинополя, Александрии и Дамаска, ее деньги поступали в Иерусалим и Афонские монастыри. Всего при жизни на различные храмы и монастыри Анна Орлова потратила около 25 миллионов рублей. Таким образом, свое наследство графиня потратила на благотворительность, уподобившись преподобной Мелании Римской (385–439), которая щедро оказывала помощь всем нуждающимся.

http://pravoslavie.ru/158150.html

Мы же хвалим, прославляем и почитаем Господа в трех лицах и в едином существе, поем и превозносим его во веки, как давшему нам средство к спасению, как в дому раба своего Давида, так и в дому блаженного великого Владимира, во святом крещении Василия. Того же трисиянного единственного Божества милостью, и благоволением, и волею утвердился и был передан нам скипетр в Российской земле – от того великого Владимира, в святом крещении Василия, который изображается на святых иконах с царским венцом, и от сына его, великого князя Ярослава, названного в святом крещении Георгием, который завоевал эту Чудскую землю, то есть Лифляндию, и поставил город, названный по его имени Юрьевым, а теперь называемый Дерптом, и от великого царя и великого князя Владимира Мономаха , который воевал в цареградской Фракии и приобрел царский венец и имя (от царя Константина, тогда царствовавшего в Царьграде, он их получил), и от преславного великого князя Александра, одержавшего на Неве победу над немцами римской веры, и от достойного хвалы великого государя, великого князя Димитрия, одержавшего за Доном великую победу над безбожными агарянами, и от деда нашего, блаженной памяти великого государя Ивана Васильевича, собирателя Русской земли и многих земель обладателя, и от отца нашего, великого государя всея Руси блаженной памяти Василия, приобретателя исконных прародительных земель, перешел, наконец, и к нам скипетр державы Российского царства. Мы же хвалим Бога, в Троице славимого, за премногую его милость к нам. Этого тричисленного Божества, Отца, и Сына, и Святого Духа милостью, властью и волей покровительствуемые, а иногда охраняемые, защищаемые, и укрепляемые, мы и удержали скипетр Российского царства; мы, великий государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский и царь Астраханский, государь Псковский и великий князь Смоленский, Тверской, Угорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, государь и великий князь Новгорода Нижнего, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и иных, и всей Сибирской земли, и Северной земли повелитель, и государь отчины и земли Лифлянской, и иных многих земель государь – слово наше по нашему царскому повелению думному дворянину Великого княжества Литовского, князю Александру Ивановичу Полубенскому, дудке, пищелке, самаре, разладу, нефирю (все это – дудкино племя!).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А наставление наше царское таково, что с незапамятных времен Лифлянская земля – наша отчина, от сына великого Владимира, великого Ярослава, во святом крещении Георгия, который пленил Чудскую землю и поставил в ней город, названный по его имени Юрьевым, а по-немецки Дерптом, а затем от великого князя Александра Невского; и дань, и старые подати с той земли шли, и они неоднократно присылали бить челом прадеду нашему, великому государю и царю Василию, и деду нашему, великому государю Ивану, и отцу нашему, блаженной памяти государю и царю всея Руси Василию, о своих винах и нуждах, и о мире с их вотчинами – с Великим Новгородом и Псковом, – и обязались не присоединяться к литовскому государю. И к нашему царскому величеству присылали и не один раз бить челом своих послов и обязались платить дань по-прежнему, и потом всего этого не исполнили, и за это на них наш гнев, меч и огонь ходит. И однажды дошло до слуха нашего, что люди безвластного государства Литовского, преступив Божье повеление, не позволяющее никому вступать в чужие владения, вступили в нашу вотчину, в Лифлянскую землю, и тебя сделали там гетманом. И ты наделал многие недостойные дела: не имея доблести, обманом взял пригород нашей вотчины Пскова Изборск, где, отступив от христианства, надругался над церквями Божиими и священными иконами. Но милость тричисленного Божества и пречистой Богородицы, и молитвы всех его святых, и крепость иконного поклонения посрамила вас, иконоборцев, а нашу древнюю вотчину нам возвратила; ваша же надежда – Кронос и Зевс и другие, о чем мы говорили выше, – оказалась напрасной. А пишешь, что ты – Палемонова рода, так ведь ты – полоумова рода, потому что завладел государством, а удержать его под своей властью не сумел, сам попал в холопы к чужому роду. А что ты называешься вице-регентом земли Лифлянской, правителем рыцарства вольного, так это рыцарство бродячее, разбрелось оно по многим землям, а не вольное. А ты вице-регент и правитель над висельниками; те, кто в Литве от виселицы бежал – вот кто твои рыцари.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

277 Известно, что иеродиакон Агафангел находился в России в 50–60-х годов XVII в. и занимался перепиской богослужебных книг; в 1658 г. он написал две греческие рукописи – Псалтирь с восследованием и Часослов – Фонкич 1994, 33. В 1660-х годах он не раз упоминается в связи с «делом» Никона – Каптерев 2, 272–274, 286, 299–300; Воробьёв 1893, 1–31; Тимошина 2005, 45–46, 51. Из показаний 22 марта 1665 г., находившегося под началом в Симоновом монастыре иерея Никиты на чёрного дьякона Моисея стало известно, что чёрный дьякон Агафангел, занимавший в то время при газском митрополите Паисии Лигарида должность переводчика, писал к патриарху Никону «возмутительные известия» о Паисии, и патриарх Никон посылал «в греки для своего дела» Моисея и Агафангела – РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140, ч. 7. Слуги, находившиеся при Агафангеле, обокрали Паисия и бежали с драгоценностями и деньгами; золото же, которым жаловал царь Лигарида за службу, отдали Агафангелу. Царские люди во главе с Агафангелом отыскали беглецов в Троице-Сергиевом монастыре, привезли в Москву и посадали под стражу в доме Агафангела. Однако ночью, забрав у воров всё похищенное, Агафангел отпустил их. Тогда по приказу царя он сам был взят под стражу. Спустя несколько дней чёрный дьякон смог вымолить себе позволение отправиться на поиски отпущенных им воров. Но, получив свободу, тайно уехал в Воскресенский монастырь к патриарху Никону и рассказал ему множество подробностей о Паисии Лигариде. Никон в благодарность за предостааленные сведения снабдил Агафангела деньгами и отправил грека со своими письмами в Константинополь, чтобы помешать посольству дьякона Мелетия. Однако дело провалилось; Агафангел был схвачен в Киеве и закованный привезён в Москву – Ламанский 1861, 530. 284 Гиббенет 1. 708–711. Грамота, в которой константинопольский патриарх Дионисий порицал иконийского митрополита Афанасия, была доставлена в Москву 12 ноября 1665 г. вернувшимся из Константинополя греком Стефаном Юрьевым – Гиббенет 1, 816–826; Соловьёв 1991, 329–330.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Старое Бобренево. Бобренев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Богородицкий собор; Богородице-Рождественский собор; Рождество-Богородицкий собор Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы (1757-1790 гг.) - это летний кирпичный храм, построенный на месте ещё более древнего храма. Собор одноглавый, типа восьмерик на четверике, бесстолпный, с трапезной и с восьмигранной, увенчанной шатром колокольней, сооружён в скупых формах раннего барокко. Из книги В.Г.Глушков " Храмы Подмосковья " . - Москва, " Вече " , 2008 В 1969–1970 г. г. при исследовании современного Богородицерождественского собора М.Х. Алешковским и Б.Л. Альтшуллером были найдены фундаменты древнего храма. Его датировали второй половиной XIV в. Это позволяло предполагать, что найден храм, в закладке которого принимал участие сам Св. благоверный Димитрий Донской. Современные исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание (по особенностям тески камня) к началу XV в. Так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из бревен. Облик белокаменного собора реконструируется достаточно ясно. Это был высокий трехапсидный храм, сложенный из гладкотесанных блоков, одноглавый, украшенный изящной резьбой. Фасады имели трехчастное возвышенное строение, кровля, вероятно, венчалась кокошниками, на которых покоился барабан со шлемовидной главой и крестом. Богородицерождественский собор был хорошо виден из Кремля, он сверкал подобно евангельской жемчужине. Вместе с Успенским собором Коломны эти два храма составляли грандиозный ансамбль, связанный не только архитектурно, но и духовно - ведь оба памятника посвящены победе над Золотой Ордой. Монастырь мог иметь (и, вероятно, имел) значение стратегического сторожевого пункта, чтобы подавать в Кремль сигнал о приближении врага огнем или набатным звоном. В этом случае коломенцы успевали развести наплавной Бобреневский «живой» мост и подготовиться к обороне. При описании убранства собора упоминается праздничная икона Рождества Богородицы украшенная «Микифором Юрьевым сыном Петровым, а свеча пред нею великого князя». Никифор Юрьев — первый благотворитель монастыря, известный нам по документам.

http://sobory.ru/article/?object=11132

после первого отречения от кафедры Аарона. Иосиф именовался «преосвященный архиепископ Юрьева монастыря архимандрит». Ему не было предоставлено никаких прав по епархиальному управлению. Даже власть его над Юрьевым монастырем была неполной. С назначением Иосифа коадъютором новгородскому архиерею, Корельское викариатство как-бы прикрывалось, но ненадолго. При архиепископе новгородском Амвросии Юшкевиче (1740 – 1745 г) о нем не раз поднимался вопрос и не безрезультатно. 8 января 1742 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о бытии Маркеллу Родышевскому, ректору Новгородской семинарии, епископом корельским и ладожским, архимандритом Юрьева монастыря, викарием Новгородской епархии. Его полномочия ограничивались хиротонисанием ставленников. 29 ноября того же 1742 г. еписк. Маркелл скончался, 544 после чего впредь до 1758 г. у новгородского архиерея не было викария. Из того, что только через год после присоединения Кексгольма к Новгородской епархии Феофан Прокопович , и то по особому указу, принял в непосредственное ведение кексгольмские церкви, можно заключать, что по отдаленности своей город Кексгольм с уездом не представлялся особенно желательным приобретением для новгородских владык, а по занимаемой им территории он не был слишком заметным расширением границ Новгородской епархии, раскидывавшейся на огромнейшем пространстве русского северо-запада. В конце 30-х годов XVIII в. Новгородская епархия простиралась в одну сторону на 1000 вер., в другую на 600, в третью на 400 и в четвертую на 300; только некоторые города отстояли от епархиального центра на 200 и 100 верст. 545 Самыми отдаленными пунктами были места в северной части епархии, где давно образовались обширнейшие Каргопольский и Олонецкий уезды. Не меньше был Городецкий уезд Вотской пятины. Город Торжок стоял также не близко к Новгороду, оттягивая новгородскую епархиальную территорию к юго-востоку до среднего течения р. Тверцы. Как раньше, так и теперь Новгородская епархия считалась одной из самых обширных, если только не самой обширной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Викарии епархии Новгородской I. Епископы Карельские и Ладожские 1.       Иоиль первый (sic) «еписк. Ладожский» (sic) хирот. 18 янв. (sic) 1708, из архим. Антониева монастыря; † 17 июня 1712. 2.       Аарон Еропкин [«еписк. Карельский и Ладожский»] хирот. 24 янв. 1714, из архим. Юрьевских; в 1723 отошёл на безмолвие в Нилову пустынь. 3.       Иоаким , бывший еписк. Астраханский, определён 23 июня 1723, а 11 окт. 1725 перев. в Суздаль. [ Аарон Еропкин (вторично) с 29 янв. 1728; с 1730 отошёл в Нилову пустынь и там † 1740. (См. Юрьев мнтрь)]. 4.       Иосиф , архиеп. Грузинский, в 1734 (sic) – 40, уволен на покой. Правил и Юрьевым мнтрём; в 1741 – в Московском Знаменском митре. 5.       Маркелл Родышевский хирот. 10 янв. 1742, из архим. Юрьевских; † 29 нояб. того же года. II. Епископы Кегсгольмские и Ладожские 6.       Иоасаф Хотунцевский хирот. 24 мая 1758, из архим. Высокопетровского монастыря; † 29 апр. 1759. Погребён в Юрьеве митре. 7.       Парфений Сопковский хирот. 6 нояб. 1759, из архим. Хутыня монастыря, а 7 мар. 1761 перев. в Смоленск. 8.       Тихон Соколов хирот. 13 мая 1761, из архим. Отроча монастыря, а 3 февр. 1763 перев. в Воронеж. 9.       Иннокентий Нечаев хирот. 23 февр. 1763, из наместн. Троице-Сергиевой Лавры, а 28 мая перев. в Тверь. III. Епископы Олонецкие и Каргопольские 10.       Иоанн Никитин хирот. 15 июля 1764, из архим. Хутыньских, а 9 июня 1767 перев. в Устюг. 11.       Антоний хирот. 12 авг. 1767, из архим. Хутыньских; † 7 июня 1774. 12.       Вениамин Краснопевков-Румовский хирот. 13 июля 1774, из архим. Петергофской Троицкой пустыни, а 1 апр. 1775 перев. в Архангельск. 18.       Иоанникий Микрицкий хирот. 17 мая 1775, из архим. Юрьевских; 10 мар. 1782      уволен на покой; † в нояб. 1785. 14.       Виктор Онисимов хирот. 3 июля 1782, из архим. Юрьевских, а 22 сент. 1783 перев. в Владимир. 15.       Амвросий Серебряников хирот. 26 дек. 1788, из архим. Антониева монастыря, а 28 нояб. 1786 перев. в Екатеринослав. IV. Епископы Старорусские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Аркадий Новгородский, свт. - житие АРКАДИЙ, епископ Новгородский (1156—1163 или 1164). Биографические сведения об Аркадии до его избрания на новгородскую кафедру скудны. Из его Жития, сохранившегося в списке второй половины XIV в., известно, что еще в юности он принял пострижение в новгородском Юрьевом монастыре, где достиг сана диакона, затем пресвитера, " и не по колице лет поставленъ бысть игуменомъ " . Вскоре, однако, " от зависти и от наважения дьяволя " Аркадий был изгнан из Юрьева монастыря. К этому времени он, очевидно, получил широкую известность в Новгороде, и прибывший в город князь Изяслав Мстиславич (брат новгородского князя Всеволода Мстиславича) поручил ему игуменство в Пантелеимоновом монастыре, находившемся по соседству с Юрьевым. Об этом свидетельствует грамота князя Изяслава Мстиславича Пантелеимонову монастырю, сохранившаяся в списке XVI в.: " …и устроил Святому Пантелеимону монастырь, и посадил есми в нем игумена Аркадия " . В литературе предложены две возможные датировки грамоты, связанные с поездками князя Изяслава в Новгород: 1133/34 г. (датировка В. Л. Янина; в этом случае речь должна идти об основании в этом году Пантелеимонова монастыря) и 1148/49 г. (традиционная датировка, поддержанная С. М. Каштановым; в этом случае речь идет об обустройстве уже существующего монастыря, вероятно, пришедшего в запустение). Соответственно, по-разному должно датироваться и предшествующее игуменство Аркадия в Юрьевом монастыре: либо в коротком промежутке между 1128 и 1132 (или даже 1130) гг. (при датировке Янина), либо между 1134 и 1148 гг. (при традиционной датировке); отметим, что в историю Юрьева монастыря вторая датировка вписывается лучше. Как бы там ни было, по прошествии нескольких лет Аркадий покидает и Пантелеимонов монастырь ( " изиде на пусто место " ) и в 1153 г. основывает новый Успенский монастырь, получивший по его имени название " Аркаж " (т. е. Аркадиев), о чем сохранилась запись в Новгородской Первой летописи: " Съруби Аркадъ игуменъ церковь Святыя Богородиця Успение и състави собе манастырь; и бысть крестьяномъ прибежище, ангеломъ радость, а дьяволу пагуба " . Имя Аркадия, игумена, " а творяшеся и епископа " (т. е. " ставшего епископом " ), упоминается в " Вопрошаниях Кирика " в числе лиц, к которым новгородские иеромонах Кирик и священник Илья (будущий архиепископ) обращались за разъяснением различных трудных вопросов канонического характера.

http://pravicon.com/info-1813

27, оп. I, д. 140, ч. 7. Слуги, находившиеся при Агафангеле, обокрали Паисия и бежали с драгоценностями и деньгами; золото же, которым жаловал царь Лигарида за службу, отдали Агафангелу. Царские люди во главе с Агафангелом отыскали беглецов в Троице-Сергиевом монастыре, привезли в Москву и посадили под стражу в доме Агафангела. Однако ночью, забрав у воров все похищенное, Агафангел отпустил их. Тогда по приказу царя он сам был взят под стражу. Спустя несколько дней черный дьякон смог вымолить себе позволение отправиться на поиски отпущенных им воров. Но, получив свободу, тайно уехал в Воскресенский монастырь к патриарху Никону и рассказал ему множество подробностей о Паисии Лигариде. Никон в благодарность за предоставленные сведения снабдил Агафангела деньгами и отправил грека со своими письмами в Константинополь, чтобы помешать посольству дьякона Мелетия. Однако дело провалилось: Агафангел был схвачен в Киеве и закованный привезен в Москву – Ламанский 1861, 530. 283 Гиббенет I, 708 – 711. Грамота, в которой константинопольский патриарх Дионисий порицал иконийского митрополита Афанасия, была доставлена в Москву 12 ноября 1665 г. вернувшимся из Константинополя греком Стефаном Юрьевым – Гиббенет 1, 816 – 826; Соловьев 1991, 329 – 330. Константинопольский патриарх сообщал, что иконийский митрополит ему «не родня» и что на Афанасии «был турецкий долг, он просил срока на неделю, да и ушел... пуст держат его крепко и отнюдь не отпускают; если царь его отпустит, то большую беду церкви сделает» – Леонид 1873, 1605 – 1606. Стефан привез и грамоту константинопольского патриарха Дионисия к митрополиту Паисию Газскому (от 12 мая 1665 г.), в которой патриарх поручал Паисию доказать собору правильность ранее посланных к русскому царю свитков восточных патриархов и быт наместником Дионисия на московском соборе – Гиббенет 1, 827; Макарий 1996, 252 – 253. Однако в январе 1666 г., когда келарь Чудова монастыря Савва находился с посольством у константинопольского патриарха, Дионисий в разговоре с ним признался, что грек Стефан у него не был, «только хартофилакс докучал мне, чтоб я написал в грамоте – быть Газскому экзархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010