Святитель Алексий является автором Послания и грамоты на Червленый Яр, Поучения христианам нижегородских и городецких пределов и Устава о новых постах. Послание и грамота связаны со спором между Рязанским и Сарайским епископами о епархиальной принадлежности Червленого (Черленого) Яра. Вопрос этот уже разбирался ранее митрополитом Феогостом и был решен в пользу Рязанского епископа, но при новом митрополите возник вновь. Святитель Алексий подтвердил решение своего предшественника, снабдив грамоту учительным посланием. Евфимий Чудовский, который в кон. XVII в. видел в Рязани оригинал грамоты, привел в своей редакции жития святителя Алексия греческую подпись святителя под нею: «Алексиос, милостию Божиею митрополит всей России и пречестной». Поучение жителям нижегородских и городецких пределов написано, по всей вероятности, в связи с княжеской усобицей в этой земле в 1365 г. либо в связи с посещением святителем Алексием Нижнего Новгорода в 1370 г. Оно известно в единственном списке рубежа XIV-XV вв. в дополнениях к Патерику поглавному (ГИМ. Чуд. 18. Л. 165 об.- 167). Устав (уставная грамота) о новых постах, датированный 18 февр. 1369 г. (мартовского 6876), известен в единственном белорусском списке последней четверти XVI в. (БАН. Собрание епископа Павла (Доброхотова). 18. Л. 205). В нем митрополит, по согласию с князьями Димитрием Иоанновичем и Владимиром Андреевичем, устанавливает новые седмичные посты перед днями памяти великомученика Димитрия Солунского (26 окт.), «осенним Юрьевым днем» (26 ноября) и перед памятью святых князей Бориса и Глеба (24 июля). Дата выдачи уставной грамоты в сочетании с выбором святых мучеников (Димитрий Солунский - небесный покровитель великого князя Димитрия Иоанновича, Георгий наряду с Борисом и Глебом традиционно считался покровителем русских. князей) заставляет предполагать связь учреждения новых постов с неудачным походом Ольгерда на Москву в ноябре- декабре 1368 г. и с надеждой на заступничество святых воинов-мучеников и в дальнейшем. Однако эти новые посты, установленные святителем Алексием, не вошли в практику Русской Церкви, возможно, отчасти это связано с общей тенденцией снижения интереса к наследию святителя Алексия в 90-х гг. XIV в.- 20-х гг. XV в. и с тем, что при распространении в Русской Церкви в кон. XIV - 1-й пол. XV в. Иерусалимского устава Георгиевский пост был целиком поглощен более строгим для немонашествующих Рождественским (Филипповым) постом.

http://pravoslavie.ru/38316.html

Братья Юрковские, жившие недалеко от монастыря, опасаясь, что земли, которыми они владели, отданы будут Стефану, пользовавшемуся благоволением великого князя и известностью в Москве, подняли на преподобного самое злостное гонение и грозились убить, если он не уйдет из их стороны. Всегда кроткий и смиренный Стефан, давая место гневу, поручил свою обитель заведованию старца Илии и ночью, взявши с собой одного только ученика своего Григория, вышел из монастыря. Странники пошли в неведомую для них страну искать себе места для водворения. Преподобному Стефану уже не в первый раз приводилось странствовать и бегать злобы людской. А блаженный Григорий, всецело преданный своему наставнику, готов был идти за ним хоть на край света. Переходя из пустыни в пустыню, из дебри в дебрь и углубляясь все далее и далее к северу, странники дошли до глухих лесов и топких болот Вологодских. Они остановились недалеко от реки Сухоны, на речке Авнеге, что ныне в Тотемском уезде Вологодской губернии. Здесь в 1370 году у потока, называвшегося Юрьевым, они срубили небольшую церковь Святой Троицы, а вскоре затем и другую во имя великомученика Георгия, себе же построили около них келлии. Мало-помалу стали приходить к ним люди, искавшие иноческой жизни, и таким образом, с благословения Ростовского владыки, устроился монастырь. Скорому его устройству много способствовал своими щедрыми подаяниями местный богатый землевладелец Константин Дмитриевич. Он не жалел своего богатства на украшение храмов, созданных пустынниками, на приобретение всего необходимого для братии и на заведение общежития. Сам Константин любил посещать старцев-пустынников, слушать их назидательные духовные беседы, и чем ближе знакомился с ними, тем более прилеплялся к ним, так что наконец он решился оставить мир и просил у преподобного Стефана пострижения. Блаженный старец, провидя в нем доброго инока, исполнил благочестивое желание Константина и, назвавши его при пострижении Кассианом, поручил руководству ученика своего Григория. Новый инок во всем подражал своему руководителю. Оба они много радовали преподобного Стефана и служили примером для братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, например, в 1636 году бахчисарайский дьячок привез мощи св. Анастасии и в челобитной царю по этому случаю заявляет: «Пожалуй меня за те мощи своим царским жалованьем, как тебе, милосердому государю, Бог известит» 66 . В 1652 году Константинопольский патриарх Иоанникий пишет царю о торговом греке Иване Михайлове, что турки причинили ему большие убытки, а он-де «имел на себе едину панагию, а в той панагии мощи св. великомученика Меркурия, яко-же нам свидетельствовали и достоверно ведомо учинилось, и несет к вам, великому государю», – просит поэтому оделить его милостынею 67 . Принося лично или посылая на Русь святыню, греки отлично знали, что делают, знали, что именно за святыню они получают определенную дачу. Так, в 1656 году бывший Константинопольский патриарх Иоанникий благодарит государя за милостыню – «до нас дошли полтораста ефимков за мощи (которые он ранее послал с греком Иваном Юрьевым), да на милостыню 300 ефимков», т.е. цена мощей самим патриархом прямо отличается от милостыни 68 . В письме к нашему константинопольскому послу Толстому Иерусалимский патриарх Досифей говорит между прочим: «Господине мой, время есть зело трудно и по премногу страшно и боимся о роде и о жизни нашей, а о издержке не отягощайся, яко мы держим и ими веру 500 левков, которые изволил к нам прислати вместо милостыни за святые мощи Златоустаго» 69 . Желая получить за святыню большую дачу, отдававшие ее иногда указывали на ее особую важность или какие-либо ее специальные, особенно ценные свойства. Например, бывший Константинопольский патриарх Иоанникий, посылая в Москву главу великомученика Агафоника, пишет относительно нее: «Се есть досточудное и многоценное упования достойно православному вашему царствию в дар; и подобает вам блюсти во святыни и молебствовати о помощи от врагов душевных и телесных, и подобает державе царствия вашего воздвигнути церковь во имя того мученика и праздновати во вся лета» 70 . Иноки афонского Иверского монастыря, посылая государю десную руку священномученика Василия, епископа Амасийского, пишут: «А мы с тою святою рукою хаживали в миру, освятя воду с нея, и исчезала всякая гадина в полях, семя ядущая саранча, мыши и всякая иная гадина, и сбираем с православных христиан много милостыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Днем похороны Н.Н. Таганцева. Собрался весь общественный Париж. Были очень хорошие венки. О. Николай сказал несколько прочувствованных слов. Хоронил епископ Никон с членами епархиального совета (архим. Стефаном, О. Николаем и о. Василием Зеньковским ), о. Киприаном и о. Александром Чеканом. Видел очень много людей, которых нигде годами не встречал. Гроб вынесли на руках судебные деятели. Четверг 17/30 мая 1946. Вознесение Господне. На Дарю служба – торжественна. Начал прислуживать сын Наташи Кедровой и Кирилла Малинина Костя 701 . Суббота 19 мая/1 июня 1946. Среди французов и русских опять многочисленные аресты. Пятница 25 мая/7 июня 1946. Заходил днем к Юрьевым поговорить о школе и об экзаменах, которые назначены на 27 июня. Дела в школе идут хорошо. Детский сад работает каждый день. С лагерями все обстоит, наоборот, неважно. Нет руководителей. Виген [Нерсесьян] не сумел подготовить молодых людей, как обещал. Воскресенье 27 мая/9 июня 1946. День Св. Троицы. Литургия – без архиерея, но Митрополит не только сидел в алтаре всю службу, но причащал духовенство и был в очень бодром настроении. Вечерня очень затянулась. Храм – полный. Понедельник 28 мая/10 июня 1946. День Св. Духа. Митрополит спустился в нижнюю церковь 702 , причастился, причащал духовенство и сказал несколько слов после молебна собравшимся. Никогда, кажется, еще не было такой толпы. Нельзя было протискаться даже на лестницу. Суббота 2/15 июня 1946. Приехал из Ниццы архиепископ Владимир, очень недовольный вызовом его в Париж. Он только что собирался провести месяц на даче. Здесь его присутствие не необходимо, а надо бы считаться с его возрастом и здоровьем! Четверг 7/20 июня 1946. В 5 – совет на Дарю. Обсуждали вопрос о ремонте церкви и помещений. Митрополит неожиданно отменил галликанскую службу, которая должна была состояться в будущее воскресенье. Приходится извещать свыше чем 300 человек, которым посланы приглашения. По радио – сообщение о том, что 14 июня Верховный совет СССР даровал всем эмигрантам права гражданства, но неизвестно пока, на каких условиях. Надо обождать русских газет, которые собираются выпустить экстренные выпуски с разъяснениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Современные исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание (по особенностям тески камня) к началу XV в. Так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из бревен. Облик белокаменного собора реконструируется достаточно ясно. Это был высокий трехапсидный храм, сложенный из гладкотесанных блоков, одноглавый, украшенный изящной резьбой. Фасады имели трехчастное возвышенное строение, кровля, вероятно, венчалась кокошниками, на которых покоился барабан со шлемовидной главой и крестом. Богородицерождественский собор был хорошо виден из Кремля, он сверкал, подобно евангельской жемчужине. Примерно в середине XVI в. строится шатровая Входо-Иерусалимская церковь (возможно — по замыслу и при участии коломенского владыки Феодосия). Основу храма составлял кубообразный четверик, по всей видимости, сразу переходящий в 8-гранный шатер. С запада к четверику примыкала трапезная, под которой находились поварня и келья. При описании убранства собора упоминается праздничная икона Рождества Богородицы, украшенная «Микифором Юрьевым сыном Петровым, а свеча пред нею великого князя». Далее описывается церковь «Вход Еросалима, да трапеза каменны... да на церкви двои колокола, да в монастыре жь келья игуменская, да II келей пустых, а ворота святыя обволилися, городьба была в замете, погнила, обвалилась, да у монастыря двор конюшенный». В середине XVII в. секретарь посольства Антиохийского Патриарха Макария архидиакон Павел Алеппский описывает цветущее состояние обители: «По ту сторону реки, насупротив города, стоит великолепный монастырь, весь выбеленный, с высокими куполами, во имя Рождества Богородицы, а трапезная церковь в честь Ваий». Описание сделано в 1654 г. К концу XVII столетия возникла насущная необходимость нового обустройства монастыря. Его стиль казался слишком устаревшим: и ограду и здания надо было отстраивать в камне. Опись 1701 г.: «В том Бобреневе монастыре церковь каменная об одной главе покрыта тесом, а глава деревянною черепицею… В том Бобреневе же монастыре другая церковь теплая каменная, верх шатровый... с трапезою под нею поварня, да келья, церковь и глава покрыты черепицею, а трапеза тесом... У монастыря святые ворота с калиткою каменны, а покрыты тесом...». Все остальные постройки — деревянные. Звонницы в монастыре не было. Пять колоколов висело на столбах. В 1757 г. начинается созидание нового кирпичного собора. В 1763 г. была сделана так называемая Офицерская опись, в которой описано и состояние строительства, и весь монастырь. Видно, что храм почти готов; не достроена лишь колокольня, у которой выложили только часть первого яруса. Входо-Иерусалимская церковь к этому времени еще сохраняла свой древний облик. В описи упомянуты каменные Святые ворота. Кельи и прочие постройки — деревянные.

http://sobory.ru/article/?object=01130

Москва. Никитский женский монастырь. Колокольня с церковью Воскресения Словущего. Воскресенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1861 и 1868. Год утраты:1933 Архитектор: М.Д. Быковский Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, на месте сквера перед д. 7 по Большой Никитской ул. Координаты: 55.75578, 37.60802 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:метро Библиотека им. Ленина; метро Александровский Сад; метро Арбатская Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм в нижнем ярусе колокольни, построенной в 1861-1868 гг. по проекту арх. М.Д. Быковского на месте старой. Колокольня разобрана до 1-го этажа в 1929 г., снесена в 1933 г. Воскресения Словущего в колокольне Никитского монастыря церковь Никитский женский монастырь, по преданию, был основан в середине XVI века боярином Никитой Романовичем Юрьевым. Его название дало наименование и улице, на которой находилась обитель, – Никитская. Монастырь много раз опустошался пожарами. Особенно сильно он пострадал во время нашествия неприятеля в 1812 г., тогда сгорела колокольня, построенная в начале XVIII века, вместе со всеми монастырскими постройками. Здание колокольни представляло из себя двухэтажные палаты с несимметричным крыльцом, увенчанное восьмериком одноярусной звонницы с небольшой луковичной главкой на барабане. Часть здания, справа от входа, была увенчана второй главкой, над храмом. Разоренный монастырь не был закрыт, несмотря на то, что восстановление потребовало значительной суммы денег. На частные пожертвования 13 августа 1861 г. на месте прежней колокольни заложили новую, по проекту архитектора М.Д. Быковского. При строительстве Быковский сохранил пропорции первого яруса прежней звонницы, в три раза превосходящего по ширине второй ярус. Архитектор обратился к классическим формам и композиционным схемам, свойственным постройкам второй половины XVIII века. Строительство было закончено в 1868 г., и в июле состоялось освящение здания. По-видимому, тогда же состоялось и освящение храма Воскресения Словущего. О внутреннем убранстве храма ничего не известно.

http://sobory.ru/article/?object=34532

В ноябре 1940 г. мраморный барельеф Екатерины II размером 82,2х69,5 см был разыскан, вырублен из стены церкви и вывезен в Русский музей, где и хранится в настоящее время. Мраморное надгробие Александра Кушелева, а также иконостас вывезены в Новгородский музей после закрытия церкви в 1960-х гг. Тёплая деревянная церковь во имя Кирика и Иулитты близ каменной церкви в с.Юрьево одноэтажная в виде продолговатого квадрата, одноглавая, крытая тёсом и с колокольнею над папертью. Прежде церковь стояла в полуверсте на север от настоящего места и была двухпрестольной – во имя Кирика и Иулитты и во имя Великомученицы Екатерины. Когда была выстроена каменная церковь, Кушелеву захотелось перенести её ещё дальше, за деревню Петрово, где она и была до 1848 г. однопрестольная во имя Александра Невского. Когда имение перешло от Кушелева к Бахметьеву, он перенёс её и построил недалеко от каменной и сделал из неё тёплую. С благословения епископа Новгородского Леонида она была освящена во имя Кирика и Иулитты. После закрытия церквей в Юрьеве в помещении церкви Кирика и Иулитты был открыт клуб. В 1990-х годах горела колокольня храма в Юрьеве, затем при храме поселился отшельник, который пытается спасти его. Бриккер Л.Э. Наши храмы. Окуловский район. – 2008г. Юрьево - дачная деревня в Окуловском районе, расположенная на правом берегу реки Шегринки на территории Котовского сельского поселения. Здесь с конца XVIII века стояла усадьба Юрьево, принадлежавшая Кушелевым, а позднее Юрьевым. Скорее всего, основателями этой усадьбы были те самые господа Кушелевы, на чьи средства с 1791 по 1801 год строилась церковь Святого Георгия, в честь которой впоследствии и назвали усадьбу. Что же касается тех Юрьевых, что жили здесь после Кушелевых, то их родоначальником был внебрачный сын помещика Ивана Ивановича Кушелева от крепостной девушки, которому отец дал фамилию по названию деревни и выхлопотал дворянское звание. Известно, что в 1911 г. в Юрьеве проживало 29 человек. До наших дней сохранились усадебный парк и кладбище на высоком берегу реки Шегринки, где в окружении соснового леса стоит величественная Георгиевская церковь. Деревня Юрьево составляет одно целое с деревней Петрово. Границей их разделения служит только мостик через Шегринку, которая в летние жаркие дни превращается в ручеёк. Дома в Юрьеве начинаются не с 1, а сразу с 44-го и продолжают нумерацию соседней деревни.

http://sobory.ru/article/?object=27529

– Дожили! – Это подтверждает то, что сейчас идёт террор против всех религий Книги, то есть тех, которые признают Библию – христианства, иудаизма, ислама. И это везде так. Какой-то чиновник в Испании отказался расписывать двоих гомосексуалистов. Его выгнали со службы. А у него семеро детей. Ему выписали штраф 100 000 евро. Кому это надо? – Почему врачи не говорят своего веского слова о том, что это болезнь? – Из страха иудейского. Есть такое понятие в Библии. – А что это за страх? – Сейчас идёт такая оголтелая кампания в защиту секс-меньшинств, что многие боятся связываться. Недавно в газете " Санкт-Петербургские ведомости " появилась статья под названием " Красный вагон " , где автор пишет о том, что гомосексуалисты – милые и безобидные люди, которые никому не мешают. Он говорит о том, что у гомосексуалистов есть свои права, и их нельзя нарушать. Я написал в эту газету письмо, его не опубликовали. По их мнению, я враг демократии, который хочет ущемить в правах гомосексуалистов. Вот такая политика нашей официальной прессы. – А кому нужна такая политика? – Я общался с Юрьевым, который раньше был советником Миронова, сейчас он заведующий кафедрой политологии в СПбГУ. Я задал ему вопрос: кто инициировал эту истероидную кампанию с гомосексуалистами? Кому она выгодна? Кто её финансирует? Без денег же ничего не делается. Кто, например, финансировал Pussy Riot? Кто выступает за травлю Православной Церкви? Кто распускает сплетни о Патриархе, о том, что он вообще не верит в Бога? Кто всё это делает? И на чьи деньги? Ведь все эти демонстрации людей, которые что-то требуют, тоже оплачены. Хотелось бы публично, на первом канале задать ему эти вопросы, чтобы он ответил на них. Он согласился, и вот уже месяц я жду, когда он мне ответит. Боятся люди. Есть какая-то сила, которая берёт людей за горло. – Можно сказать, идёт такая информационная война. А если обобщить – против кого? – Против Церкви и против России. Церковь – единственная сила, которая объединяет общество, поэтому все эти сплетни, все эти Pussy Riot, которые танцуют в храме – всё это направлено в одну точку. Развалится Церковь – развалится всё.

http://religare.ru/2_102641.html

В 1918 г. К. принял активное участие в деятельности старообрядческого ж. «Голос Церкви», в к-ром опубликовал неск. программных статей: «Новообрядческая церковь и самоопределение народностей» 1), «Старообрядчество и современные старообрядцы» 2), «О старообрядческом воспитании» 3), «Старообрядческое просвещение» 5), «Старообрядческая народная академия» 6, в том же году издана отдельной брошюрой). «Не идти за веком сим, а вести за собой век сей!» - этот принцип провозгласил К. целью старообрядческого просвещения. Система старообрядческого образования должна включать широкую сеть начальных уч-щ по всей России, издательскую деятельность, в т. ч. выпуск книг для семейного чтения. В старообрядческой академии, по мысли публициста, должны преподаваться как естественные, так и гуманитарные светские предметы, в своей работе она должна опираться на старообрядческие кадры (принадлежность к конкретному согласию не имеет значения), использовать старообрядческие учебники (по Закону Божию, истории Церкви и старообрядчества, гражданской истории, словесности). Дальнейшие политические события сделали реализацию этих планов невозможной. После закрытия журнала во 2-й пол. 1918 г. К. отошел от церковной деятельности, не поддерживал контактов со старообрядческими общинами Москвы. В 1914 г. в Москве вышла 1-я работа К. по экономической проблематике - кн. «Городские ломбарды» (второе издание: Ломбарды в России. М., 1922; третье - 1992). Впосл. были изданы: «Счетоводство городских ломбардов» (М., 1916), «Очерки землеустройства за три года революции, 1917-1920» (Пг., 1922), «Центральный банк сельскохозяйственного кредита» (М., 1925), «Финансирование промышленности» (М., 1926), «Финансирование торговли» (М., 1927), «Контрактация и ее значение в крестьянском хозяйстве» (М.; Л., 1928, 19292, 19303), «Хлеб в народном хозяйстве Союза ССР» (М.; Л., 1929), «Техпромфинплан машиностроительного завода» (М., 1957) (в соавторстве с Н. М. Юрьевым) и др. К. является автором нескольких учебников по экономике для высшей школы: «Учебный материал по курсу «Экономика социалистической промышленности». Тема: оборотные средства социалистической промышленности» (М., 1946), «Финансы отраслей народного хозяйства» (М., 1958) (в составе авторского коллектива под рук. К.), «Финансы социалистической промышленности» (М., 1959), «Финансовая система Союза ССР. Первая тема по курсу «Финансы социалистической промышленности»» (М., 1959), «Финансы машиностроительной промышленности» (М., 1971) (в составе авторского коллектива).

http://pravenc.ru/text/1840457.html

Смерть Сафа-Гирея, расстраивая крымскую сторону, усиливая внутренние волнения в Казани, была как нельзя более выгодна для предприятий московского царя. Крымцы и казанцы, их приверженцы, поспешили провозгласить ханом двухлетнего сына Сафа-Гиреева, Утемиша; но этим самым Казань теперь менялась своим положением с Москвою: долгое время она могла поддерживать свою независимость благодаря малолетству Иоаннову; теперь, когда Иоанн возмужал и обнаружил намерение решительно действовать против Казани, в последней явился царь-младенец. Казанцы понимали невыгоду своего положения и потому отправили послов в Крым просить помощи у взрослого царя, но московские козаки побили этих послов и ярлыки их переслали в Москву. В июле 1549 года казанцы прислали к Иоанну грамоту, писали от имени Утемиш-Гирея о мире; царь отвечал. чтоб прислали для переговоров добрых людей. Добрые люди не являлись, и 24 ноября сам Иоанн с родным братом Юрием выступил в поход, оставив оберегать Москву двоюродного, Владимира Андреевича; во Владимире сделаны были все распоряжения; любопытно, что при этих распоряжениях царь счел нужным присутствие митрополита; Макарий по его вызову ездил во Владимир, где увещевал воевод отложить на время похода местнические счеты и считаться по окончании войны. Под Казань пришел царь уже в феврале 1550 года; приступ к городу не удался, множество людей было побито с обеих сторон, а потом настала оттепель, подули сильные ветры, полился дождь, малые речки попортило, а иные прошли. Простоявши 11 дней под Казанью, Иоанн принужден был возвратиться назад. Это был уже второй поход, предпринятый им лично и кончившийся неудачно. На этот раз, впрочем, Иоанн не хотел возвратиться ни с чем в Москву: по примеру отца, основавшего Васильсурск, он заложил на устье Свияги Свияжск; дьяк Иван Выродков отправился с детьми боярскими на Волгу, в Углицкий уезд, в отчину князей Ушатых, рубить лес для церквей и стен городских и везти его на судах вниз по Волге; а для поставления города отправились весною на судах царь Шиг-Алей с двумя главными воеводами – князем Юрием Булгаковым (Голицыным-Патрикеевым) и Данилою Романовичем Юрьевым, братом царицыным; туда же поехали с войском и казанские выходцы, которых было тогда в Москве 500 человек. Князю Петру Серебряному из Нижнего велено было идти изгоном на казанский посад; козаки стали по всем перевозам по Каме, Волге и Вятке, чтоб воинские люди из Казани и в Казань не ездили. Серебряный в точности исполнил приказ: явился внезапно перед казанским посадом, побил много людей и живых побрал и полону русского много отполонил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010