Архив Пн 17 марта — память Святого благоверного князя Даниила Московского 16 марта 2007 г. 15:00 Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 23 ноября/6 декабря) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной. В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11/24 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать. В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар.

http://patriarchia.ru/db/text/97297.html

Иоанн, архиепископ Донской и Новочеркасский (Доброзраков Михаил) Родился около 1790 года в Лукояновском уезде Нижегородской губернии в семье священника. Обучался в Нижегородской духовной семинарии. 16 июля 1817 года окончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра и 24 июля того же года назначен профессором Черниговской духовной семинарии. 20 августа 1819 года переведен бакалавром в Петербургскую духовную академию, а 21 августа пострижен в монашество и причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. С 26 июля 1821 года – инспектор Петербургской духовной семинарии; 16 августа того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Юрьево-Польского Архангельского монастыря Владимирской епархии с оставлением при академии. С 17 октября 1822 года – экстраординарный профессор академии. 23 февраля 1824 года назначен членом цензурного комитета; с 14 ноября того же года – ректор Петербургской духовной семинарии. В том же году 25 ноября назначен настоятелем Можайского Лужецкого монастыря и благочинным над учителями учебных заведений. 23 февраля 1825 года удостоен степени доктора богословия. С 30 января 1826 года – ректор Петербургской духовной академии, профессор богословских наук и член Синодальной конторы. С 14 января 1829 года – архимандрит Пинского Богоявленского монастыря. 17 августа 1830 года хиротонисан во епископа Пензенского и Саранского. 19 января 1835 года перемещен на Нижегородскую кафедру. 13 января 1847 года возведен в сан архиепископа Донского и Новочеркасского. В 1851 – 1852 годы присутствовал в Святейшем Синоде. 6 марта 1867 года по болезни уволен на покой в Кременский Вознесенский монастырь Донской епархии. Скончался 23 июня 1872 года. Погребен в Кременском монастыре в соборе за колонною правого клироса. 4 октября 1911 года при вскрытии могилы его для перенесения останков в усыпальницу под Новочеркасским кафедральным собором тело его и одежды были найдены нетленными. С юных лет отличался будущий святитель красотою душевной, которая приобрела ему фамилию Доброзракова.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Сибири – Княже-Владимирский м. (в Иркутске). На Севере: Валаамский, Никольский в Стар. Ладоге, Коневский, Юрьево-Тихвинский, Печерский, Псковский, Александро-Невская Лавра, иоанновский мон., Новодевичий женский. На Западе: Виленский Св. Духовский м., На Юго-Западе: Почаевская Лавра, На Юге: Бизюков мон., Михайловский женский, Георгиевский-Балаклавский, Святогорский, Богодуховский женск., Киево-Печерская Лавра, Михайловский мужск. в Киеве. На Юго-Востоке: Ново-Нямецкий Вознесенский мон. На Кавказе: Иоанно-Мариинский в Ставрополе, Мамай-Маджарский Воскресенский, Марие-Магдалининский женский Куб. обл., Ново-Афонский и Драндский (с причислением к ним Ардонской Семинарии). На Востоке: Иверский женский (Пермь), Николаевский мужск. (местопр. Еп. Тихона Уральского), Троицкий-Раковский, Николаевский Уральский, Богородичный женский (Казань), Челябинский жен., Кустанайский женский. В Центре: Серафимо-Дивеевский, Александровский Успенский яенск. (Влад. губ.), Коренной мон., Белогородский, Оптина пустынь, Пафнутиев Боровский мон., Скорбященский Москов. и Покровский миссион. мон., Знаменский Московский, Высокопетровский в Москве муж. мон., Чудовский, Никольский Единоверч,, Савинский, Богородице-Гуслицкий, Спасо-Преображенский Гуслицкий, Троице-Сергиева Лавра, Новоспасский Московский, Донской Московск., Саровский, Вышенский, Вышневолоцкий женск., Козинский мон., Щегловский мон. с подворьем (Тульской еп.). Ко 2-й категории: На Севере: Соловецкий, Александро-Ольшевский, Александро-Свирский, Зеленецкий, Вятский Трифонов, Валдайский, Хутынский-Ульянов., (Волог.,), Спасо-Суморин. мужск., Тотемский, Павло-Обнорский, Югский м.м. На Юге: Ряснянский, Хорошевский женск., Куряжский, Жабский женский монастырь Кишинёвской епархии. На Юго-Востоке: Гиржавский мон., Курковский, Су.ручанский, Куприяновский, Добруджский. На Кавказе: Михайловская Афонская пустынь, Лебяжий мужской. На Востоке: Святогорский (Пермск.), Седмиозерная пуст. (Казанск.), Успенский женск. (Оренбург), Мещеряковский мужск. (Оренбург), Разгуляевский женск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

В 1938 году храм был закрыт. С этого времени теряется след механизмов и деталей уникальнейших часов; интерьеры же церкви пострадали отчасти, иконостас остался цел, но во время войны погибла большая часть икон XVII-XVIII веков. Сейчас Богослужения совершаются ежедневно. Подробности: С уважением, Владимир Д., уроженец Плавского района, drve@list.ru На основании Сенатского Указа от 3 мая 1767 г. действительному тайному советнику, разных орденов кавалеру Сергею Васильевичу Гагарину разрешено заложить каменный храм близ своей усадьбы. К 1774 г. храм во имя Сергия Радонежского был выстроен. В 1860 г. была переделана западная часть храма и устроена колокольня. Для нее купцом Б.Ф. Черемушкиным за 3,5 тыс. рублей в Страсбурге были куплены часы. В 1868-1876 гг. основной объем храма был перестроен. Вся реконструкция храма была произведена на средства князя С.С. Гагарина и купца Б.Ф. Черемушкина. Изюминка церкви - ее главный иконостас. Он выточен из матового, белого уральского камня сергиевскими мастерами-каменотесами. Это единственный такой иконостас в Тульской области. С 1938-1956 гг. храм был закрыт. А.В. Шевчук " Село Сергиевское - город Плавск " . Издательство " Русский Лексикон " . Тула, 1994 г. Село Сергиевское отстоит от Тулы в 57 верстах и от г. Крапивны в 30 верстах. Весь приход расположен во обеим сторонам реки Плавы и её притока Локны и находится при Старой Киевской и Московско-Курской железной дорогах. Приход составляет самое село и сельцо Юрьево, отстоящее от храма по реке Плаве в 3 верстах. Число душ прихода простирается до 1658 человек муж. пола с почти таким же количеством жен. пола. Время образовании прихода с точностью определить нельзя, но на основании сенатского указа от 3 мая 1767 года, церковного синодика и древнего, времени дара Алексея Михайловича и патриарха Иоакима, св. Антиминса, можно с достоверностью сказать, что Сергиевский приход существовал ранее 18 столетия, потому что в 1774 г. бывшего деревянного храма уже не существовало, вместо него уже выстроен был новый каменный, с деревянным куполом храм при усадьбе князя Гагарина. По всей вероятности, и самое село получило свое название по храму, освященному во имя препод. Сергия Радонежского Чудотворца. Приходский храм во имя препод. Сергия Радонежского Чудотворца до 1771 года был деревянный и находился на старом кладбище, на берегу реки Плавы; но когда и кем он был построен, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=04778

19 июля 1838 года из-за небрежности одной из крестьянок во время топки печи в Кушалине произошёл большой пожар, уничтоживший более сотни (из ста пятидесяти) домов. Пострадало не только село - горели и местные храмы. Ильинская церковь, выстроенная Дмитрием Лопатой, сгорела до основания. В Смоленской церкви серьёзно пострадал иконостас, колокола с колокольни все упали: малые медные расплавились, а большой хоть и упал, но остался цел, иконы из иконостаса были вынесены и спасены прихожанами. Годом позже на месте Ильинской церкви была заложена большая церковь во имя Сошествия Святого Духа с тремя престолами. Она сохранилась до наших дней, хотя и в плачевном состоянии. В 1854-1862 годах вместо старой трапезной Смоленской церкви, оказавшийся тесной, была построена новая, с новой же высокой колокольней по проекту губернского архитектора Ивана Фёдоровича Львова. Храм приобрёл тот облик, в котором существует и поныне. Последнее свидетельство о службе в храмах до их закрытия относится к 1929 году. Тогда обе церкви пострадали от урагана, но купола и кресты на них восстановили стараниями мастера из деревни Юрьево Михаила Рязанцева. Однако уже в начале 1930-х годов службы в храмах не проводились. Последний священник Николай Флеров был выслан. В Смоленской церкви разместили клуб, в Духовской - склад. Древняя шатровая церковь, оставленная без внимания и ремонта, ветшала. В 1973 году произошла трагедия - первоначальный кирпичный шатёр рухнул. Считается, что виной тому стали сотрясения, вызванные стрельбами на соседнем полигоне и вибрацией от двигателей боевых вертолётов, пролетавших прямо над храмами. Шатёр восстановили достаточно быстро. Это сделал известный мастер советской реставрации Борис Альтшуллер. Однако на комплексное восстановление всего ансамбля денег не хватило. 25 декабря 1990 года Рамешковский районный Совет народных депутатов, рассмотрев обращение православных жителей Кушалина, постановил: " Передать церковь Смоленской Божией Матери в с. Кушалино верующим для удовлетворения религиозных потребностей " . В древней Смоленской церкви начались службы, но серьёзных работ по восстановлению кушалинской церкви так никто и не проводил. Настоятели менялись часто, некоторые из них относились к своему служению потребительски. В народе в то время даже родилась присказка - " искушалинские попы " . В 2010 году в Кушалино получил назначение священник Александр Юрков, и жизнь в храме наконец затеплилась. К Рождеству 2012 года в южной части трапезной, окружающей здание постройки эпохи Симеона Бекбулатовича, оборудовали престол во имя великомученика Димитрия Солунского. Почти всю столярную работу отец Александр делал сам. Приходу по-прежнему нелегко. Постоянных богомольцев всего 10-15 человек. Финансирования храма нет. В основном своими силами приходится поддерживать хоть в каком-то состоянии оба храма - и Смоленский, и Духовский.

http://sobory.ru/article/?object=04472

Переборка и ремонт 1906-1907 гг. вызваны появившимися большими выпучинами в боковых стенах. На церкви снаружи появилась новая дощатая обшивка, но с другой раскраской. Над алтарем водрузили миниатюрную главку с крестом. Крыльцо-галерея с юга сохранилось, но других форм и только вдоль западного сруба. Она была утрачена позднее. Шестерик колокольни обшили досками, внутри стены церкви, кроме западного помещения, обтянули холстом и вместе с потолками побелили. Средний и алтарный срубы сохранились в первоначальных объемах и формах. Церковь, какой она сохранилась до нашего времени, состояла из четырех основных объемов: собственно церкви под двухскатной крышей, увенчанной маленькой главкой с крестом, меньшего объема алтаря с востока под такою же двухскатною крышею с буквально миниатюрной главкой, несколько большей по длине, но одинаковой по ширине с церковью трапезной и шестигранной, покрытой шатром, увенчанной главкой и высоким шпилем колокольней над нею. Длина постройки по наружному обводу равнялась 13,65 м, ширина - 4,80 м, высота центральной части с крестом - 10,90 м высота колокольни с трапезной, но без отсутствующих яблока и креста - 15,25 м. Внутри стены церкви и алтаря были оклеены холстом и побелены, потолки тоже побелены, но в церкви по штукатурке на драночной основе, в алтаре непосредственно по доскам. Между помещением трапезной и собственно церковью стена была выпилена почти до потолка. В образовавшемся широком проеме установлены четырехпольные, складные ( " гармошкой " ) на две стороны двери. По необходимости двери распахивались и помещение для молящихся увеличивалось более, чем в два раза. Певчие и чтецы помещались у нового клироса, сделанного у северной стены из дороженных кровельных досок. Западное помещение в действительности уже не было трапезной. Оно стало то папертью при неполно распахнутых дверях, то помещением для молящихся. Могло сложить и приделом. Пространство западного помещения несколько стеснялось за счет лестницы у западной стены, через которую попадали на колокольню. Потолок в ней был дощатый, подшивной. Три стены помещения (северная, западная и южная) протесаны и покрашены красно-коричневой краской. В среднем помещении (церкви) уцелел первоначальный клирос, поставленный у северной стены. Он брусово-дощатый, двухстенный, несколько искаженный при переборке, но сохранил красивый резной подзор на восточной стенке. На южной от него остался только отпечаток. Обмеры и натурные исследования проводились в два приема: в 1960 и 1975 гг. Разборку и перевозку памятника в Витославлицы произвели июне 1975 г.

http://sobory.ru/article/?object=05855

Для новгородских музейщиков была большая сложность в том, чтобы обнаружить и соединить вновь в едином пространстве предметы из Никулинской церкви. Сохранившиеся, они с течением времени оказались в собраниях трёх российских музеев – Государственного Эрмитажа, Псковского музея-заповедника и Новгородского музея. – Вот так их пораскидала судьба, – рассказывает Людмила Паршина. – Деисус XVI века оказался в собрании Эрмитажа. Во время экспедиции государственного музея в 1960 году семь сохранившихся икон были вывезены на реставрацию и так там и остались. Нам позволили изготовить копии. Царские врата иконостаса церкви села Никулино в последний раз встречаются на фотографии 1903 года. – Я даже не надеялась, что они целы, – куратор вновь переживает эмоции по поводу поиска реликвии. – Но оказалось, что они находятся в центральной экспозиции Псковского музея-заповедника. И мы также изготовили их копию для нашего памятника. Композиция «Всевидящего ока» над Царскими вратами – современная реконструкция, но выполнена она новгородским реставратором Валерием Мисевичем по фотографии подлинного изображения 1903 года. А деревянные светильники – оригинальная работа мастера Степанова Тихвинского уезда, нынешнего Любытинского района, который изготовил их в самом начале XX века. Никулинский храм сохранил реликвии, которые сейчас бережно хранятся в Новгородском музее. – Не исключена возможность существования на месте церкви Успения более древнего храма, – поясняет Людмила Владимировна. – Потому что когда архитектор Леонид Егорович Красноречьев разбирал в 1975 году эту церковь, чтобы перевезти в Новгород, под притвором он обнаружил слой горелой земли. Можно предположить, что более ранний храм был уничтожен пожаром. Это очень древние места, заселённые вепсами. Там сохранились каменные кресты XV-XVI веков, они находились в церкви, описаны в 1904 году. Естествоиспытатель, обследовавший местную природу, обнаружил на Никулинском озере церковь. К нему вышел священнослужитель и вынес на руках реликвии. Это были крест и фрагменты облачения священника, который был убит иноземцами в начале XVII века во время Смуты и похоронен под алтарём. Они находятся теперь в Новгородском музее. Так же, как и фрагмент креста XVI века, чернильная надпись на котором свидетельствует об основании церкви, и крест 1830 года, на котором воспроизводится старая надпись – о том, что строительство храма произошло в царствование Бориса Годунова и церковь посвящена Успению Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=05855

Благотворительные учреждения: Александровский дом призрения бедных детей, Николаевский богадельный дом (открыт в 1866 году), Вспомогательное общество купеческих приказчиков (открыто в 1864 году), Общество вспомоществования бедным ученицам женской гимназии и Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Реального училища. Улиц в городе 55 (мощеных 24 и не мощеных 31); домов 4,652 (каменных 682 и деревянных 3,970); жителей: 22,492 мужеского пола и 18,397 женского пола. Город Иваново-Вознесенск замечателен фабричной промышленностию: в 1897 году в нем было 55 фабрик; сумма производительности равнялась 45,178,785 руб.; рабочих на фабриках было 22,103 человека. Собор Покрова Пресвятые Богородицы В старинные времена при церкви Покрова Пресвятые Богородицы существовал мужской монастырь, именовавшийся по имени церкви Покровским. Время основания сего монастыря неизвестно. Впрочем, он уже существовал в 1656 году, как видно из челобитной чернеца Варлаама Царю Алексею Михайловичу. В этой челобитной грамоте читаем: «7164 года бьет челом и являет твой, Государев, нищий богомолец, вотчины боярина князя Якова Кунденетовича Черкасскаго, Суздальского уезду, чернец Варлаам». Настоятельство в монастыре было игуменское. Игумен зависел от Юрьево-Польского Архангельского монастыря. – В царствование Императрицы Анны Иоанновны Покровский монастырь содержался на ружном иждивении князя Алексея Михайловича Черкасского. В пользу монастыря выдавалось из вотчинного правления 29 рублей деньгами и 50 четвертей хлеба. В 1754 году монастырь, вероятно, вследствие прекращения ружного содержания, упразднен. Монашествующие перемещены в Спасокукоцкий монастырь (Сузд. у., при селе Сербилове), а церковь обращена в приходскую. В приход к оной церкви было причислено половинное число крестьян (около 250 дворов) от церкви Воздвиженской. – В 1873 году августа 30 дня Покровская церковь назначена быть Соборною церковию города Иванова-Вознесенска. В настоящее время в Соборном приходе – две каменные церкви: холодная – Покровская и теплая – Троицкая; колокольня при них и ограда каменные же.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Юрьево. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:1792. Год утраты:1942 Адрес: Калужская область, Сухиничский район, деревня Юрьево Координаты: 54.174535, 35.481891 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1792 г. село принадлежало князю Григорию Ивановичу Вяземскому. Юрьево состояло из сорока дворов, в которых проживали 425 чел. (225 муж., 200 жен.). Стоял господский деревянный дом, при нем – регулярный сад. В 1859 г. насчитывалось 59 дворов, проживало 482 чел. (235 муж., 247 жен.). В ведомости о церкви за 1915-1916 гг. написано, что каменная церковь с колокольней была построена в 1792 г. князем Григорием Ивановичем Вяземским. Престолов было два: в честь Пресвятой Богородицы Владимирской и во имя Николая Чудотворца. Церковная библиотека насчитывала 12 томов. Приход: село Юрьево (108 дворов), деревня Горбатка (52 двора), сельцо Острова (41 двор), сельцо Рысня (28 дворов) и временно проживающих в приходе 14 дворов. В приходе были три земские школы: с. Юрьево, д. Горбатка, с-цо Осторова. В 1915 г. священником был Алексий Николаевич Ильинский, 48 лет, на этом месте с 1913 г. Расстрелян 15 декабря 1937 г. Псаломщиком с 1912 г. был Михаил Александрович Кушневский, 36 лет. Расстрелян 6 декабря 1937 г. Церковным старостой с 1905 г. был крестьянин с. Юрьево Григорий Игнатович Костромин. Он пожертвовал полное священническое облачение. Источник: Л.И. Филинова «Сельские храмы земли Козельской». - Калуга: Фридгельм, 2009, с. 209-210 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=42799

Юрьево. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты Юрьево – село в Гагинском районе. Памятник археологии: поселение Юрьево (II тыс. до н.э.). Документ о принятии на госохрану 220. Памятник градостроительства и архитектуры – Воскресенская церковь (храм Воскресения Словущего). Датировка объекта – 1819 (1826) – 1829 годы. Как выяснилось на Всероссийской научной конференции в Ульяновске, в 2013 году в Казани нашли документальное подтверждение тому, что архитектором этого храма был Михаил Петрович Коринфский. Документ о принятии на госохрану 22. Храм построен помещиком А.С. Голицыным. http://www.gttp.ru/map_NN/gagino.htm Комментарии и обсуждение В 1782 году владельцем села Юрьево/Знаменское был лейб гвардии Семеновского полка сержант Бахметев Григорий Алексеевич. Село досталось ему по наследству от отца - Бахметева Алексея Григорьевича. Имточник: ЦАНО Фонд. 60, опись 239А, дело. 60 лист 362. Ревизские сказки села Юрьево/Воскресенское на 1782. 10 октября 2019. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=10119

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010