В 1045 году при святителе Новгородском Луке, в 1045 году, было начато строительство нового каменного храма святой Софии. Именно святая София сыграла важную роль в распространении грамотности, письменности и книжного дела. За более чем тысячелетнюю историю города, здесь было накоплено огромное количество книг на славянском, греческом и латинском языках. С 1924 года в епархии, как по всему СССР начиналась первая волна массового закрытия храмов; следующая последовала с 1929 года. К 1939 году было закрыто подавляющее большинство храмов и все монастыри; уничтожено почти все духовенство епархии. К началу Великой Отечественной войны в Новгороде действовал один Михаило-Архангельский собор на Прусской улице (в храме в 1935 – 1936 гг. служил протоиерей Владимир Константинович Лозина-Лозинский). Во время немецкой оккупации Новгород оказался у линии фронта, и его жители были эвакуированы – преимущественно, в Поозерье. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм – Никольский собор, после закрытия которого в 1962 года богослужение стало совершаться в церкви св. апостола Филиппа. Подробнее... Святые [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород) [ править править код ] Дата основания : 1030 Архитектор : 1841.: Росси К. И.: (колокольня) Адрес : г. Великий Новгород, мкрн Юрьево, Юрьевское шоссе, 10. Телефон : (8162) 77-30-20 E-mail : st_georg@mail.ru Web : http://georg.orthodoxy.ru/ По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году. Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.

http://azbyka.ru/palomnik/Великий_Новгор...

Судьбоносное явление Богородицы пришлось на праздник Пресвятой Троицы, поэтому обыденный храм на этом месте был посвящён Троице. Так же, Троицкой, - стала называться и Мухина гора. Четвёртый поход Иоанна Грозного окончился разгромом Казани и присоединением Казанского ханства к Руси. После победы царь, памятуя о своём обещании, пожаловал новому монастырю «множество пашни, лугов и лесу при реке Пьяне, и рыбные ловли в последней», и обещал прислать из Тихвина икону и монахов. Копия чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, написанная по повелению Грозного, была отправлена из Тихвина в сопровождении иеромонаха Иова, диакона Серафима и клира Тихвинского монастыря в числе 10 человек. Икона прибыла на Троицкую гору 26 июня 1576 года. Именно этот день стоит считать датой образования Пьяно-Грозненского монастыря. За этим последовал указ о проведение ежегодной ярмарки около монастыря 26 июня. Церковь, сооружённая Грозным, сгорела в 1610 году от молнии, но икона Тихвинской Божией Матери осталась невредимой. После этого боярин Ю.Ю. Бахметев построил деревянную церковь Успения Богородицы и был при ней похоронен. В 1645 году на средства его сына, Ивана, воздвигли каменный храм в честь Пресвятой Троицы. Первый настоятель монастыря, иеромонах Иов, прославился молитвенными подвигами, за которые ему были явлены чудесные видения и дар прозорливости. В 1605 году царь Борис Годунов, узнав о человеколюбии Иова во время свирепствовавшего голода, прислал в дар монастырю церковную утварь и ризы. 20 мая 1637 года Иову во сне явилась Божия Матерь с Николаем Угодником, повелевшие ему соорудить на родниковой горе, около Студенца, часовню в честь великомученицы Параскевы Пятницы. В последние годы жизни Иов принял схиму с именем Мины и удалился в урочище в полверсты от монастыря. Здесь он построил келью, в которой прожил молчальником пять лет. Почувствовав слабость здоровья, в возрасте 100 лет он вернулся в монастырь, где принял участие в строительстве нового каменного собора. Старик сам выполнял все строительные работы - месил раствор и носил камни. Накануне своей смерти он позвал к себе игумена Серафима, написал хартию и, запечатав ее пятью печатями, повелел положить с собой в гроб. Умер Иов в возрасте 110 лет 3 февраля 1646 года, о чём говорит трудночитаемая надпись на камне, оставшемся от надгробной плиты с его могилы. Вскоре вокруг монастыря стали появляться села - Ройка, Воронцово, Курбатово и другие. Развернулась и миссионерская работа – массово крестилась окрестная мордва.

http://sobory.ru/article/?object=12434

Скачать epub pdf 141. Михаил III Фёдорович Романов, царь и великий князь всей Руси сын боярина Федора Никитича Романова-Юрьева (в иночестве Филарет), патриарха всероссийского, от брака с Ксенией Ивановной Шестовой (в иночестве Марфа). Родился в Москве 12 июля 1596 г.; по пострижении отца и матери его разлучен с ними и отправлен при тетке, княгине Черкасской, на Белоозеро в июне 1601 г.; оттуда перевезен в с. Клин, отписное юрьево-польское поместье отцово, в 1603 г.; здесь соединился с матерью в 1605 г. с ней же поехал в Ростов к отцу, тамошнему митрополиту, в 1606 г. по захвате отца в Тушино укрылся с матерью в Москву в 1609 г. тут был очевидцем «московской разрухи» и пленником поляков в 1611 г.; по очищении поляками разоренной Москвы переселился в Кострому, где мать его имела свой дом, в 1612 г.; избран на царство земским собором в Москве 25 февраля, благословлен матерью в костромском Ипатьевском монастыре 14 марта, вступил в Москву 2 мая, короновался в Успенском соборе 11 июля 1613 г.; стерпел набеги ногайских татар почти под Москву, но успел захватить на р. Яике (Урале) Марину, вдову так называемого Лжедмитрия I, с ее сыном и третьим мужем Иваном Заруцким, в 1614 г.; безуспешно осаждал Смоленск и не знал, что делать с налетами поляка Лисовского в 1615 г.; заключил в Столбове договор со шведами, которым уступил Карелию и Ингерманландию, 27 февраля 1616 г.; воевал внутри своих владений с поляками, взявшими Дорогобуж и Вязьму, в 1617 г.; заключил в Деулине перемирие на 14 1/2 лет с Польшей, которой уступлены от России Киев, Смоленск и Северское княжество под условием возвращения из польского плена митрополита Филарета, отца государева, 1 декабря 1618 г.; встретил в Москве отца 14 июня и поставил его патриархом 24 июня 1619 г.; издал «Устав ратных дел» в 1621 г.; установил впервые правильную подводную повинность в 1627 г.; устроил первый на Руси железный завод Ницинский (Туринского уезда Тобольской губернии) в 1628 г.; заключил торговый до говор с Францией в 1629 г.; возобновил войну с Польшей по случаю смерти Сигизмунда IV и имел успех в 1632 г.; образовал приказ Сбора ратных и даточных людей в 1633 г.; казнил боярина Шеина за неудачу под Смоленском в 1634 г.; указал клеймить преступников и не казнить беременных преступниц до истечения шести недель после родов, в 1637 г.; узнал, что сибирские служилые люди, казаки енисейские и иркутские, проникли в Забайкальскую область в 1642 г.; допустил в Москве открытые прения о вере с датчанами 28 мая 1644 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

О поставлен™ Филарета на митрополию патриархом Игнатием ни один источник не говорит, что не мешает все последние столетия делать это историкам, включая даже Н. И. Костомарова. Перешагнуть через источник заставляли представления о деятельности Лжедмитрия, милостивого к опальным при Годунове и в особенности к своим «родственникам» [ ] . Действительно, свою «мать» — царицу-инокиню Марфу (в девичестве Марию Нагую) — «царь Дмитрий Иванович» торжественно принял в Москве перед коронацией, состоявшейся 30 июля 1605 г., а его «брат» Иван Никитич Романов Каша еще до 1 сентября стал боярином. Вскоре (до 1 сентября 1606 г.) боярином стал и князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский, муж Анастасии Никитичны Романовой [ ] , хотя поженились они, видимо, позже. Последних, однако, не возвращали из ссылок — они были еще при дворе Бориса Годунова в то время, как их родичи гибли в заточении. Поэтическим вымыслом Н. М. Карамзина является и сообщение о переезде жены Филарета, инокини Марфы, и его сына Михаила в Ростовскую епархию при Лжедмитрии. Сам Филарет не приезжал при Лжедмитрии в Ростовскую епархию и родственники его, жившие с Михаилом в селе Клин Юрьево-Польского уезда (Марфа Никитична с детьми, Анастасия Никитична, Татьяна Федоровна и др.), по признанию историков, были всего лишь освобождены из-под надзора. «Возвращение» Филарета ко двору позволяло историкам заполнить вакансию митрополита Ростовского и Ярославского, заседавшего, согласно документам Лжедмитрия I, в царском «совете духовных и светских персон», участвовавшего в приеме послов и царском венчании Марины Мнишек [ ] . Но историки исходили из того, что Филарет занял место удалившегося на покой в Троице-Сергиев монастырь митрополита Кирилла Завидова 30 июня 1605 г., тогда как и эта дата не подтверждена источниками и появилась скорее всего в результате привязки поставления Филарета к царскому венчанию Лжедмитрия. Как видим, Филарет был поставлен историками на Ростовскую митрополию исходя из представлений о мотивах Лжедмитрия I, что позволило затем живописать душевные переживания Никитича, оказавшегося якобы перед сложными моральными проблемами. Легко заметить, что вымышленные проблемы были бы более сложны, а поведение Филарета — значительно оригинальнее, ежели бы он отказался сотрудничать с Лжедмитрием (или самозванец попросту «забыл» бы своего бывшего хозяина в ссылке). Но историки, как справедливо заметил Анатоль Франс (сам профессиональный историк), «переписывают друг друга... Оригинально мыслящий историк вызывает всеобщее недоверие, презрение и отвращение».

http://sedmitza.ru/lib/text/439760/

Такое название означенного села подтверждается и из истории Одринской Николаевской пустыни: «На месте нахождения села, в царствование Императора Петра Великого, были непроходимые леса и болота, а в самой густой части леса было девять дубов – отростков от одного дубового пня, которые срослись так тесно между собой, что представляли удобное место для укрывательства известного разбойника «Соловья», который из своего этого убежища со своей шайкой разбойников три раза нападал на Одринский монастырь и предавал его огню и разграблению». На настоящем своем месте село Девять Дубов переживает уже второй период своего исторического существования. Более 150 лет тому назад оно находилось на другом месте, отстоящем от нынешнего на расстоянии 2 верст. Перемещение села произошло вследствие пожара в старом селе, когда там сгорела деревянная приходская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Пожар этот был в 40-х гг. XVIII ст. Прежнее село носило и иное, чем теперь, название, сохранявшееся долгое время за новым селом теперь называемом Девять Дубов. Из межевой книги и плана на церковную землю, составленных в царствование Екатерины Великой в 1780 г., видно, что новое село носило название Бугодощь, Девять Дубов тож. Откуда пошло название села Бугодощь – неизвестно, однако оно не утратилось и до сих пор, хотя слышится теперь очень редко. К приходу села Девяти Дубов принадлежат деревни: Юрьево, Камышино, Холчевка, Башмаково, Прилепы и Новокульнево, Ленивка тож. Дворов в приходе 340, душ муж. пола свыше 1200, жен. пола 1240. Существующий в селе Девять Дубов уже ветхий деревянный храм с такою же колокольнею сооружен на средства прихожан, окончен постройкой и освящен в 1759 г. В нем два престола: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в теплом трапезном приделе – во имя свят. и чудотв. Николая. В главном храме есть икона Покрова Пресвятой Богородицы, которая существует лет 200. О ней в церковной летописи сказано, что после пожара старого деревянного храма осталась в целости только одна местная икона Покрова Пресвятой Богородицы. На этой иконе и до настоящего времени сохранились следы разрушительного огня. В 1763 г., неизвестно каким жертвователем, икона украшена сребропозлащенной ризой.

http://sobory.ru/article/?object=41538

Февраля 2,5 (10 марта) Священномученик Александр (Виноградов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Александр родился 30 августа 1883 года в деревне Станинская Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Федора Виноградова. Александр окончил церковноприходскую школу и до 1910 года работал ткачом на фабрике Князева в городе Егорьевске и по близости города к родной деревне занимался крестьянством. В 1910 году он поступил псаломщиком в храм и до 1918 года служил псаломщиком в Казанской церкви в Егорьевске. В 1920 году он стал служить псаломщиком в Сергиевской церкви в селе Ивановское. 24 декабря 1929 года Александр Федорович был рукоположен во диакона к Знаменской церкви в селе Алешино, а 18 мая 1930 года – во священника ко храму Рождества Христова в селе Юрьево Егорьевского района, где он и прослужил до своего ареста. Во время служения в Юрьеве ему пришлось претерпеть все гонения и преследования, которые переносили тогда священнослужители Русской Православной Церкви и которые до некоторой степени описали впоследствии свидетели. Секретарь Юрьевского сельсовета так охарактеризовал священника в своей справке, составленной в 1938 году для НКВД. Он написал, что священник «сумел сагитировать отсталых колхозников, говоря, что жить стало плохо, питаться стало нечем, ему колхозники стали носить кто молоко, кто творог, кто яйца». Священник, когда на него наложили налог, сумел перед сельским исполнительным комитетом настоять, чтобы его сняли, как с престарелого. Но сельсовет проявил бдительность и сообщил в исполнительный комитет, что священнику нет еще и шестидесяти, и потребовал, чтобы он сдал в качестве налога шестьдесят килограммов мяса. Но священник в день Рождества Христова, 7 января, когда в храме присутствовало более трехсот человек, обратился к присутствующим со словами: «Православные, помогите, меня задушили налогами, стало невозможно жить, если я не уплачу в срок, меня посадят, а церковь закроют». После этих слов он пошел с тарелкой по церкви, набрав рублей 500 или более. Когда ему сообщили, что ему снова надо платить налог, священник, по словам секретаря сельсовета, «набрался нахальства, пришел в сельсовет, говоря, что вы неверно сделали это – по новой конституции я имею одинаковое право, как и все, я считаю себя семьей красноармейца, так как сын у меня в армии на Дальнем Востоке». «Каким способом он пробрался в армию, это еще надо проверить», – заключил свою характеристику председатель сельсовета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сообщение о посвящении Филарета митрополитом Новгородским Исидором, на первый взгляд, ведет нас к тому же межпатриаршеству, тогда как указание на патриарха Гермогена, очевидно, ложно — тот был поставлен на патриаршество уже после того, как митрополит Филарет официально действовал при царе Шуйском. Однако о каком межпатриаршестве речь: между Иовом и Игнатием или между Игнатием и Гермогеном (с 9 мая по 3 июля 1606 г.)? О поставлен Филарета на митрополию патриархом Игнатием ни один источник не говорит, что не мешает все последние столетия делать это историкам, включая даже Н. И. Костомарова. Перешагнуть через источник заставляли представления о деятельности Лжедмитрия, милостивого к опальным при Годунове и в особенности к своим «родственникам»[ ]. Действительно, свою «мать» — царицу–инокиню Марфу (в девичестве Марию Нагую) — «царь Дмитрий Иванович» торжественно принял в Москве перед коронацией, состоявшейся 30 июля 1605 г., а его «брат» Иван Никитич Романов Каша еще до 1 сентября стал боярином. Вскоре (до 1 сентября 1606 г.) боярином стал и князь Борис Михайлович Лыков–Оболенский, муж Анастасии Никитичны Романовой[ ], хотя поженились они, видимо, позже. Последних, однако, не возвращали из ссылок — они были еще при дворе Бориса Годунова в то время, как их родичи гибли в заточении. Поэтическим вымыслом Н. М. Карамзина является и сообщение о переезде жены Филарета, инокини Марфы, и его сына Михаила в Ростовскую епархию при Лжедмитрии. Сам Филарет не приезжал при Лжедмитрии в Ростовскую епархию и родственники его, жившие с Михаилом в селе Клин Юрьево–Польского уезда (Марфа Никитична с детьми, Анастасия Никитична, Татьяна Федоровна и др.), по признанию историков, были всего лишь освобождены из–под надзора. «Возвращение» Филарета ко двору позволяло историкам заполнить вакансию митрополита Ростовского и Ярославского, заседавшего, согласно документам Лжедмитрия I, в царском «совете духовных и светских персон», участвовавшего в приеме послов и царском венчании Марины Мнишек[ ]. Но историки исходили из того, что Филарет занял место удалившегося на покой в Троице–Сергиев монастырь митрополита Кирилла Завидова 30 июня 1605 г., тогда как и эта дата не подтверждена источниками и появилась скорее всего в результате привязки поставления Филарета к царскому венчанию Лжедмитрия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Составлено по: Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997)//Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. C. 717–769; Епархии Русской Православной Церкви//Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. C. 706–716; Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века. База данных Православного Свято-Тихоновского Богословского университета: http://www.pstbi.ccas.ru/cgi bin/code.exe/ martyrs1.htm?ans#work; Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг.//Акты Святейшего Тихона… С. 957–996; Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг.//Акты Святейшего Тихона… С. 910–956. Епархии и епископат России к 29 июля 1927 года Епархии Епархиальные преосвященные АРХАНГЕЛЬСКАЯ и Холмогорская Антоний (Быстров), архиеп. АСТРАХАНСКАЯ и Царевская Викариатство: Енотаевское Иннокентий (Ястребов), архиеп. Стефан (Гнедовский), еп. БИЙСКО-Алтайская Викариатство: Рубцовское Иннокентий (Соколов), архиеп. (удалён из еп.) Никита (Прибытков), еп. БРЯНСКАЯ Агапит (Борзаковский), еп. (неопред.) Великоустюжская и Усть-Вымская Иринарх (Синеоков-Андреевский), еп. (ссылк.) ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская Викариатства: Вязниковское Иваново-Вознесенское Ковровское Мстерское Муромское Переславское Суздальское Юрьево-Польское Николай (Добронравов), архиеп. (закл.) Нифонт(Фомин), еп. Августин (Беляев), еп. (ссылк.) Афанасий (Сахаров), еп. (закл.) Амвросий (Сосновцев), еп. (ссылк.?) Евгений (Кобранов), еп. (удалён из еп.) Леонид (Антощенко), еп. Вдовствующая с июля 1927 г. Вдовствующая с 1921(?) г. ВОЛОГОДСКАЯ и Тотемская Викариатства: Вельское Никольское Сильвестр (Братановский), архиеп. Николай (Караулов), еп. Иерофей (Афонин/Афоник), еп. ВОРОНЕЖСКАЯ и Задонская Викариатства: Богучарское Бутурлиновское Новохоперское Уразовское Петр (Зверев), архиеп. (закл.) Вдовствующая с 1925 г. Митрофан (Поликарпов), еп. Павел (Крылов), еп. (неопред.) Вдовствующая ВЯТСКАЯ и Слободская Викариатства:

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Информация: Новгород. Путеводитель. Лениздат 1972. Сайт http://svetlitsa.spb.ru К монастырю приписан Перынский скит, в 1 версте от него, в 4 верстах от Новгорода, при истоке реки Волхова из озера Ильменя; здесь находилась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанная, по преданию, первым Новгородским епископом Иоакимом в 995 году на месте, где стоял славянский идол Перун. Перынский монастырь, упоминаемый в 1386 году, в 1764 году был упразднен, а в 1828 году восстановлен и приписан к Юрьеву монастырю. Храм во имя Рождества Богородицы — каменный, греческой архитектуры X века, не раз возобновлявшийся. Ежегодно 8 сентября совершается в скит из Юрьева монастыря крестный ход; только в этот день, то есть один раз в год, в скит допускаются женщины. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» " Близ Юрьева монастыря, на берегу озера Ильменя, при истоке реки Волхова, на возвышенном месте, в языческие времена Новгорода, стоял, как уверяет предание, идол Перун, который по крещении новгородцев был брошен в Волхов, а на месте его поставлена деревянная церковь Рождества Богородицы, при первом епископе Новгорода Иоакиме Корсунянине " , - писал граф М.В. Толстой в 1860-х годах. Далее он прибавляет: " При этой церкви устроен монастырь, называемый в народе " Перынь Богородицы " ... При учреждении штатов Перынская обитель была упразднена, а церковь до 1826 года оставалась приходскою для Юрьевской слободы. В 1827 году, по прошенинию архимандрита Фотия, она приписана к Юрьеву монастырю, и при ней основан скит по уставу древних палестинских скитов " . Перынский скит существует и сейчас - он находится в двух километрах от Юрьевой обители. В 1991 году Перынский полуостров с церковью и другими скитскими постройками передали Церкви, а в 2001 году состоялось освящение здешнего храма. Раскопки, проводившиеся археологами в Перыни в 1951-1952 годах, показали, что некогда на территории Перынского скита действительно существовало языческое капище. Деревянную церковь Рождества Богородицы в 1230-е годы заменили каменной.

http://sobory.ru/article/?object=00172

Новый храм освятили в 1800 г. в честь Святой Живоначальной Троицы уже после смерти полководца. Кроме главного он имел еще приделы во имя прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев и прор. Илии. Храм отличался симметрией и изяществом, имел двухъ­ярусную колокольню, крест которой был вознесен на шпиле. Главный иконостас храма представлял копию иконостаса церкви Зимнего дворца в Петербурге. Император Николай II в честь столетия храма щедро выделил на его ремонт четыре тысячи рублей. Две церкви с. Сопины и находившееся рядом старинное кладбище имели красивое металлическое ограждение. В 1935 г. Троицкий храм закрыли и разграбили. Хрустальные паникадила разбили. Здание храма использовалось под склад. Уже много лет эта ценнейшая православная святыня пустует и разрушается. К храмам с. Сопины было приписано 11 часовен. В память о спасении от смерти императора Николая II в Японии крестьянин д. Юрьево Дмитрий Васильев построил часовню во имя вмч. Георгия Победоносца. Она была деревянная, красивая, имела звонницу с колоколом. В д. Дурилино крестьяне поставили деревянную часовню во имя святого Александра Невского в память о 100-летнем юбилее со дня смерти полководца А.В. Суворова. Особый интерес представляла часовня, построенная крестьянами деревень Сергейкова и Лядинки во имя вмц. Параскевы Пятницы на старинном кладбище. http://novodev.narod.ru/borovichi.html В деревне Сопины Новгородской области 15 февраля 2022 года состоялось знаменательное событие – спустя 80 лет после начала разрушения и пяти лет с начала реставрации открылся храм Святой Живоначальной Троицы, возведенный на средства выдающегося русского полководца Александра Суворова. В открытии отреставрированного храма вместе с прихожанами, духовенством и епископом Боровичским и Пестовским Ефремом приняли участие губернатор Новгородской области Андрей Никитин, президент Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса Алексей Иванченко и гендиректор некоммерческого партнерства «Клуб Лидеров по продвижению инициатив бизнеса» Сергей Глухов.

http://sobory.ru/article/?object=14387

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010