Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Троицы Живоначальной из Реконьской пустыни Любытинского района. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Первый документ, посвященный Реконской пустыни, относится к 1686г. Это опись ,составленная попом Николаевского погоста Александром по указу Новгородского митрополита Корнилия и распоряжению архимандрита Успенского Тихвинского монастыря Макария. Троицкая церковь - постройка небольшая, строилась с 1672 по 1676 г., состоит из квадратного в плане алтаря, квадратного в плане, но несколько большего объема самой церкви и почти квадратной в плане трапезной примерно тех же размеров, что и церковь. Трапезная пристроена встык к церкви и значительно позднее. Центральный объем возвышается над двумя другими. Все они перекрыты двухскатными крышами, кровля тесовая. Редчайший случай, когда старые церкви в XIX столетии не покрывали листовым железом. Над средним объемом установлена маленькая главка. С юга при трапезной и церкви существовало крыльцо-звонница. Ко времени первого знакомства с памятником его уже не было. По врубкам на наружной поверхности западной стены в трапезной церкви реставраторам удалось расшифровать и реконструировать первоначальное крыльцо, служившее одновременно и звонницей. Оно было одновсходным, шло вдоль западной стены церкви, покоилось на бревенчатом срубе, перекрывалось асимметричной двухскатной крышей, конек которой был резко сдвинут влево (к северу) относительно дверного проема. Лестница вела с юга. Над площадкой, на балках - брусьях верхней обвязки (они же мауэрлаты) висели колокола и било. Несмотря на утраты всего оборудования в интерьере, крыльца-звонницы и незначительные искажения XIXb. (растеска старых и прорубка новых окон) церковь по сравнению с другими культовыми постройками из дерева наиболее полно сохранила свои старые формы. Это значительно облегчило разработку проекта реставрации. Он составлялся в одном варианте: с учетом сохранения паперти, появившейся в последней четверти 18 в., пристройке, сделанной в старых традициях, не искажающих, а обогащающих архитектурный облик памятника. Перевезена в Витославлицы в 1979 году. По материалам сайтов http://vitoslav.home.nov.ru; www.novgorod.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05858

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Часовня Петра и Павла из деревни Гарь Маловишерского района. Одна из самых запоминающихся деталей -- это знаки, при помощи которых средневековый плотник обозначал порядок венца в срубе. В наше время малюют на брёвнах грубые цифры... А как элегантно это проделано здесь! Михаил Владимиров 12 мая 2006 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Конструкция постройки очень проста - она более всего близка к избе-клети, только крест на крыше символизирует ее культовую принадлежность. Часовня представляет собой маленький сруб с двухскатной кровлей, устроенной " по потокам и курицам " . Особенность этого памятника - галереи, установленные на бревенчатые выпуски и окружающие строение с трех сторон. Декоративное убранство часовни скромно, но выразительно: массивные желоба-потоки, шелом и курицы, резные столбики галерей, причелины и полотенца... Два косящатых окна освещают предельно простой интерьер, где лишь у восточной стены сохранилась полка для икон. Бревна стен не протесаны, потолок устроен " в косяк " по двум балкам-матицам. Сохранился старый пол из широких сосновых пластин. По характеру обработки окон, дверей, полки для икон, форме потолка, непротесанных бревен стен, мощных половиц постройку можно датировать второй половиной 17 века. Перевезена в Витославлицы в 1972 году. По материалам сайтов http://vitoslav.home.nov.ru; www.novgorod.ru До 1950-х гг. в деревне Гарь (Маловишерский р-н) было две часовни – одна посреди деревни, а другая на жальнике с южной стороны. Напротив часовни на жальнике стоял деревянный столобочек с иконами Петра и Павла (иконы местного праздника – Петрова дня, 12 июля н.ст.). Но потом разрушилась деревенская часовня, а жальничную, относящуюся к XVII в., увезли в музей деревянного зодчества Витославлицы. В часовне на жальнике отмечался главный деревенский праздник (Петров день) и Пасха. В неё ходили по завету и молились о дожде в засуху, приносили из дома старые иконы.Часовня, располагавшаяся посреди деревни, почти не фиксируется в обрядовой практике. Создается впечатление, что она играла “вспомогательную” роль – в ней продолжались богослужения, начинавшиеся на жальнике. Там же служил священник во второй деревенский праздник – Иоанна Крестителя.

http://sobory.ru/article/?object=05861

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Высокий Остров Окуловского района. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Никоновская реформа 17 в. запретила возведение шатровых церквей. На шатровые колокольни запрет не распространялся. Появился новый тип культового сооружения - церкви кораблем, ярусные, где отражение устремленности вверх также проявилось, хотя и не с такой силой и динамикой, как в шатровых. Ярусность выразилась в установке друг над другом восьмигранных срубов (обычно трех), уменьшающихся по высоте и особенно по ширине по мере устремления кверху, к главке с крестом. Такой же прием использовался и при рубке колокольни, венчавшейся шатром. Требования были соблюдены и высотность, хотя и расчлененная, выдержана. К тому же дробность объемов была в стиле барокко, охватившего сначала обе столицы, а затем и провинцию России. Ярусные церкви, в которых почти всегда основные срубы - алтарь, ярусная церковь, трапезная, паперть с ярусной колокольней, крыльцо - располагались строго по продольной оси - восток-запад, при некотором воображении напоминали двухмачтовый парусный корабль. Одним из лучших и выразительных экземпляров оказалась Никольская церковь в Высоком Острове. В 1783 году в " Клировых ведомостях Новгородского уезда " указывается: " Церковь во имя святителя Николая, новая, деревянная, без приделов, холодная… " За годы существования церковь претерпела, по крайней мере, два крупных ремонта (1879 и 1901гг.). Нижняя часть церкви - почти квадратный в плане четверик и три стены трапезной рублены из круглых, довольно толстых бревен, соединенных в углах " в обло " . Но соединения оказались сложными: в чаше были оставлены два шипа продольного направления, под нею два вертикальных поперечных паза. Такая врубка застраховывала смещение бревен в любую сторону горизонтальной плоскости и упрощала обработку углов в помещениях, где бревна протесаны, а углы не скругленные, а прямые. Кровли всюду сделаны в два теса (двухслойные). На алтаре - пятискатная крыша, на трапезной - двухскатная, на двух восьмериках - односкатные на восемь сторон, на верхнем восьмерике - восьмискатная. Главка с лемеховым покрытием. Четверик колокольни перекрывается на северо-западном и юго-западном углах двухскатными кровельками, на противоположных - односкатными. Нижний восьмерик покрыт односкатными кровлями на восьми сторонах, верхний - восьмискатной сплошной, входящей в ярус звона и служивший одновременно его полом. Иконостас подлинный, хотя и подвергался обновлениям, как и его иконы. Он каркасно-рамной конструкции, с барочной орнаментальной резьбой, позолоченный на раскрашенном фоне. Имеет снизу раскрашенные орнаментами панели и четыре яруса икон. Нижний ярус - местные иконы, второй - деисусный, третий - праздничный, четвертый - пророческий.

http://sobory.ru/article/?object=05859

Стены храма украшали четыре картины размером примерно 2х1,3 м: Кающаяся Магдалина, Святое семейство, Варвара великомученица и Христос с овечкой. История их появления в храме такова. И.И. Кушелев был в свите наследника Екатерины II царевича Павла при поездке его по Европе. Посетили они в Италии мастерскую выдающегося художника Помпео-Джироламо Баттони. Там они увидели картину Баттони «Кающаяся Магдалина». Картина эта была продана в Дрезден, но И.И. Кушелев заказал в мастерской для себя копию с этой картины и привёз её в Россию. Павел купил в мастерской для Эрмитажа картину Баттони «Святое семейство». Позже копию с этой картины для Кушелева сняли в России. Остальные картины тоже представляли высокую художественную ценность. После смерти Кушелева новгородский архиепископ, объезжая церкви губернии, увидел эти картины и приказал удалить их из церкви как слишком светские. Их за 25 рублей приобрёл лесопромышленник Громов. Большой знаток и любитель живописи, управляющий Окуловских писчебумажных фабрик Яковлев, предлагал Громову несколько тысяч за «Кающуюся Магдалину», но тот не продал её. Картины висели в доме Громовых и после того, как их выселили. В 1943 г. председатель сельсовета отвёз их в Боровичи, где они и пропали. В 1804 г. погиб единственный сын И.И. Кушелева Александр на Кавказе, куда был сослан за дуэль с Бахметьевым. Тело его было привезено в Юрьево и захоронено в церкви в правой стороне от входа. Кушелев вделывает в стену над могилой сына мраморный барельеф Екатерины II работы Федота Шубина, исполненный в 1783 г. по случаю рождения Александра и в честь его крестницы. А на могиле ставится мраморный памятник с урной и надписями: «В Грузии на войне с 50 гренадерами разбил 1000 персиян, завладел батареею с двумя орудиями и во многих сражениях обличил себя храбростью. Скончался в 1804 году сентября 30 числа в Тифлисе на 22 году жизни от рождения. Посвящает сей памятник огорчённый отец, сенатор и разных орденов кавалер Иван Иванович Кушелев и горестная мать Елизавета Ивановна урождённая Ланская». «Действительному камергеру Кавказского гренадерского полку капитану и кавалеру Александру Ивановичу Кушелеву, который родился в 1783 года июня 18 числа в Царском Селе в царствование Великой Екатерины, восприемницы его от купели и Александром Первым».

http://sobory.ru/article/?object=27529

В июле 1913 года от притча и прихожан храма в Московское Археологическое общество пришло заявление о крайне плохом состоянии храма. Оно было рассмотрено и одобрено, но работы, по всей видимости, так и не были сделаны. В 1922 году из храма была изъята драгоценная церковная утварь . В 1930-х годах местные власти разрешили устроить возле храма кладбище, которого до этого не было. В 1941 году решением комитета московского областного совета депутатов трудящихся от 8 января 1941 года 54 храм решено закрыть: " Учитывая, что здание церкви в с. Селёвкино-Юрьево пришло в ветхость и по заключению технической комиссии подлежит сносу - разрешить Исполкому Дмитровского Райсовета церковь в с. Селёвкино-Юрьево закрыть, а здание снести " . Однако храм не был снесен. Его использовали в качестве хранилища для овощей, а позже для химических удобрений. В результате этого здание сильно пострадало. В 1974 году здание храма было включен в перечень памятников культуры, подлежащих охране государства . Длительное время храм был бесхозным и пришел в аварийное состояние. Кровля была утрачена, выломаны металлические решетки и двери, засыпан подвал, разобраны верхние части стен под трапезной и приделом до пят сводов, разобрана пристройка, соединявшая колокольню с трапезной, на грани обрушения своды трапезной и придела. Но на стенах и сводах храма сохранились фрагменты темперной живописи конца XIX века. В конце 1970-х - начале 1980-х годов трестом " Мособлстройреставрация " были проведены работы по частичной реконструкции храма. Несмотря на проделанные ранее работы, храм оставался бесхозным: в храме жгли костры, местные жители уносили кирпичи для постройки гаражей. Кровля трапезной части к концу 1990-х годов обвалилась, весь придел порос бурьяном. В конце 1990-х годов здание храма передали Церкви, и начались восстановительные работы. На храм установили купол с крестом, вставили окна и двери, арку заложили шлакоблоками, чтобы отделить основной объем храма от трапезной части, которая находилась в состоянии руин. Были созданы условия для совершения Божественной литургии.

http://drevo-info.ru/articles/13676187.h...

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Собор Георгия Победоносца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Георгиевский собор был заложен в 1119 г. по приказу князя Всеволода (в крещении Гавриила). Это удивительное по красоте, простоте силуэта и гармоничности форм сооружение. Оно кажется высеченным из единого куска белого камня. Сорор шестистолпный, трехнефный. Фасады расчленены мощными лопатками и имеют два пояса двухступенчатых ниш, чередующихся с поясами окон. Три барабана, несущих три мощные шлемовидные главы, украшены аркатурными поясками. К северо-западному углу собора в одну линию с западным фасадом, примыкает башня, составляющая с ним единое целое. В ней находится спиральная каменная лестница, ведущая на хоры, устроенные для пребывания князя и его семьи. Здесь же, на хорах, располагалось два придела - Благовещения Пречистой Богородицы и святых страстотерпцев Бориса и Глеба.  Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному - все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931-1935 гг. Но в 1130 г. храм был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие, повторяющее форму сводов - позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы. Фрески 12 века, покрывавшие стены, своды и арки, были сбиты, новая штукатурка покрыта поздней живописью, сохранились только небольшие фрагменты орнаментальных украшений оконных откосов в основном объеме собора и роспись маленького храма, находящегося в северо-западной башне. Строил собор мастер Пётр, строитель Никольского собора на Ярославовом дворище и Рождественского собора Антониева монастыря. В древние времена собор служил усыпальницей. В южной его части под плитами древнего пола находились каменные княжеские гробницы 12 и 13 веков. Тут были похоронены мать Александра Невского Феодосия Мстиславовна, претендент на великокняжеский престол Дмитрий Шемяка и другие. В западной части собора в деревянных колодах были обнаружены погребения посадников: Мирошки и его сына Дмитра Мирошкинича и внука Дмитра – посадника Семена Борисовича, убитого во время восстания 1230 года.

http://sobory.ru/article/?object=05348

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Музей деревянного зодчества.    Год постройки:1965. Адрес: Новгородская область, Великий Новгород, Новгород-Юрьев, Витославлицы Координаты: 58.49153, 31.272311 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Своим названием он обязан уже не существующему селу Витославлицы, которое располагалось на берегу озера Мячино в XII – XVIII вв. Близость к монастырям быстро определила его судьбу: деревня стала монастырской слободой при Пантелеймоновом монастыре (к слову, неподалеку расположен другой древний монастырь – Юрьев). Любопытно, что в Витославлицах сохранился также дом проекта архитектора Карла Росси, который был построен здесь с переездом графини А.А. Орловой-Чесменской. Музей деревянного зодчества Витославлицы был создан в 1965 году. В нем под открытым небом собрали редкие архитектурные памятники XVI-XX века, жилые и хозяйственные постройки разных периодов – общим числом почти три десятка. Разнообразные церкви, часовни, избы, мельницы, кузницы, амбары и т.д. представлены в том виде, в котором они существовали в свое время. Здания были перевезены из разных уголков Новгородской области, отреставрированы и, тем самым, избежали разрушения и полного исчезновения. Была проделана объемная и кропотливая работа, подробнее о которой можно прочитать на городском сайте Новгорода. Выбирая экспонаты, создатели музея ориентировались, в первую очередь, не на дату постройки и их возраст, а на содержание в них русских народных традиций. По этой причине в экспозиции практически нет городских построек, и во-вторых, большинство из них так или иначе относятся к феодальным временам. Источник Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 2011 году в России была выпущена почтовая марка из серии " Регионы России " , посвященная Новгородской области, на которой изображен музей деревянного зодчества " Витославлицы " . --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00179

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Никольская церковь 17 века привезена из села Тухоля Крестецкого района. Там церковь стояла за околицей деревушки на берегу реки Ниши при впадении в нее ручья Тухольки. Первое упоминание о Тухоли относится к 1478 г. в связи с походом князя Ивана III на Новгород. Князь останавливался " у Николы в Тухоли " . Но наша церковь принадлежит к более позднему времени. Существует предание о том, что церковь перевезена туда из Усть-Волмы. Дендрохронологическая дата 1688 г. Это так назваемая клетская церковь. К основному прямоугольному срубу – клети (кафоликон) – примыкают прямоугольные же срубы алтаря и трапезной. Все срубы, и основной, и примыкающие к нему, покрыты двухскатными крышами. Центральный сруб значительно поднят над ними, промежуточными полицами и более высокой двухскатной крышей, увенчанной главкой. Боковые стены имеют небольшие повалы. На основании обследования и обмеров сохранившихся частей восстановлены утраченное двухмаршевое крыльцо и некоторые другие детали. Разборка и перевозка памятника проводилась 19-25 июля 1966 г. Клетская тухольская церковь - типичная постройка. В деревянном храмовом строительстве Руси этот тип церквей, вероятно, преобладал. Их и сейчас сохранилось немало. Например http://sobory.ru/article/?object=00108. Источники: Новгород. Путеводитель. - Лениздат, 1972. Сайт http://www.novgorod.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Крест с иконкой Николая Чудотворца, который стоит на месте где стояла Никольская церковь в деревне Тухоля не тот, что стоял на куполе. На куполе стоял крест, который находится рядом, он больше размером и когда его снимали с купола, он упал и погнулся. Хотелось бы, что бы крест, который много, много лет стоял на куполе Никольской церкви в деревне Тухоля, занял бы свое достойное место, а не был воткнут в землю и забыт. Ведь все-таки он простоял на куполе церкви около 400 лет и он этого достоин. 11 апреля 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05857

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Колокольня. Карта и ближайшие объекты Колокольня представляет собой четырёхъярусную постройку высотой 52 м. Воздвигнута в 1838-41 годы архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Строительство велось после смерти архимандрита Фотия, финансировала работы графиня Анна Орлова. Колокольня имеет заметную несоразмерность частей. На этот счёт существует легенда, согласно которой Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, дабы постройка не превзошла высотой колокольню Ивана Великого в Московском кремле. Раньше на колокольне (в круглой нише верхнего яруса) располагались часы. Время отбивали 17 связанных с ними колоколов (третий ярус). Ниже висели ещё 15 колоколов. Самый большой монастырский колокол звался «Неопалимая купина» и весил 2100 пудов (33,6 т). Второй по величине - «Крест» - 1140 пудов (18,2 т). Последняя масштабная реставрация прошла в 2009 году. Свято-Юрьев монастырь Каждый входящий в Юрьев монастырь непременно проходит через арку огромной монастырской колокольни высотой в 52 метра. Первое упоминание о колокольни Юрьевой обители относится к началу XVII столетия. В описи она значится " каменной, четырехугольной, о пяти шатрах, и на ней 9 колоколов, да боевые с 4-мя колоколами особыми часы " . В 1830-х годах стараниями всё тогоже архимандрита Фотия, вместо обветшавшей старой, решено было возвести грандиозную каменную звонницу. Ктитором же выступала Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. Проект был исполнен знаменитым архитектором Карлом Росси. Возведение гигантского исполина началось в 1838 году, а закончена колокольня была в 1841 году. Как замечает дореволюционный " Путеводитель по Новгороду " , она " поражает непропорциональностью своих частей: широкая нижняя часть не соответствует узкой верхней. Объясняется это тем, что по проекту она, должна была состоять из трёх частей, суживающихся к верху постепенно, но император Николай I, принимая во внимание, что она тогда была бы выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, всю среднюю часть вычеркнул, и пришлось верхнюю узкую часть ставить прямо на широкую нижнюю. Изменять же проект и вновь подносить его на высочайшую " апробацию " сочли неудобным " . Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37650

Тогда В.А. Пашков совершил святотатственный поступок: разобрал каменный храм погоста и использовал кирпич для постройки риг для зерна на своих хуторах. Из деревянной церкви вынесли всё, кроме иконостаса и оставили стоять запертой. В 1851 году, новый помещик А.В.Пашков перенес деревянный храм с Троицкого погоста на ветошкинское кладбище. А тяжба из-за бывших монастырских земель продлилась до начала ХХ века. Так, в 1914 году ее делили крестьяне соседних деревень: Курбатово и Усовой. Многое из монастырской собственности стало принадлежать ветошкинской церкви, который отличался богатством утвари и был самым богатым в округе. Помимо чудотворной иконы, в ней находился напрестольный крест времен Ивана Грозного и древние оловянные сосуды и дароносицы. После революции они были разграблены и потеряны. До наших дней дошел лишь чудотворный образ Тихвинской Божией Матери. Сейчас о некогда существовавшей обители напоминает только камень с могилы старца Иова. В 2008 году на Троицкой горе была построена небольшая деревянная часовня. Именно её блестящий купол видно издалека. С места, где располагался монастырь, открывается захватывающая панорама бескрайних полей, над которыми возвышается гористое правобережье Пьяны. Великолепные густые дубовые и липовые леса, через которые пробиралось войско Иоанна Грозного, с началом поташного производства и разработки земель под пашню были практически полностью сведены. Лишь «на горах» остались островки дубовых перелесков, изрядно разбавленные неценной осиной. Как на ладони видно села Ветошкино с пашковским поместьем, Юрьево, вдали - Выползово и Шарапово, расположенные уже в Шатковском районе. В 2005 году в Юрьеве состоялся православный фестиваль «Чистая, светлая Русь», после которого были установлены памятные кресты на Троицкой горе, источнике Параскевы Пятницы и Сакме. В 2008 году в престольный праздник села Воскресение Словущее, 26 сентября была освящена часовня на Троицкой горе. Владимир Бакунин, http://www.gttp.ru/MP/mp_59.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=12434

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010